Основная идея психоанализа с детьми состоит в том, что каким бы ни было страдание, физическим или душевным, ребёнок всегда найдет способ его выразить, даже если и не посредством речи.
И симптомы ребёнка - это один из способов об этом страдании сказать, т.е. симптомы всегда имеют смысл. Тогда задача психоаналитика заключается в том, чтобы этот язык симптомов расшифровать, дать возможность рассказать ребёнку о своём страдании иначе, без помощи симптомов. Соответственно, если помочь маленькому пациенту определить своё место в семье, в жизни, позволить ему найти возможности для символического выражения страданий, которые были до этого заключены в его симптомах, то мы принесём ему облегчение. Все эти идеи подтверждаются клинической практикой, которая показала, что дети, после проведения вышеуказанного лечения, начинают чувствовать себя в гармонии с окружающим их миром.
Может ли маленький ребенок быть пациентом психоаналитика?
Скептик мог бы задать вопрос: какой смысл пытаться применить к маленькому ребенку словесную терапию, коей является психоанализ, если он не умеет достаточно хорошо выражать себя в речи и не может ничего о себе рассказать? Каким образом сможет психоаналитик общаться с малышом?
Когда Зигмунд Фрейд в своей практике впервые работал с ребенком, трехлетним Гансом, ему удалось достичь успеха с помощью отца мальчика, который выступал посредником между психоаналитиком и малышом. Тогда перед ним самим встало множество теоретических вопросов и практических проблем, например: как можно применять психоаналитическое лечение к ребенку, у которого еще не сформировалась полностью психика? Мыслимо ли пытаться проводить лечение ребенка посредством психоанализа, если малыш еще находится под опекой взрослых? Имеет ли он, тем не менее, какую-то свободу действий и поступков? Существует ли связь между симптомами ребёнка и тем, что происходит в семье, и если да, то нужно ли работать с членами семьи? Итак, обобщая, мы сожем сказать, что Фрейд задался вопросом: какими могут быть цели и условия у психоанализа, применимого к детям?
На эти вопросы будут пытаться отвечать и последователи Фрейда, собственно благодаря практике которых и возникло то, что сейчас принято называть детским психоанализом. Стоит отметить, что на сегодняшний день существуют разные подходы в ведении аналитической работы с детьми, и мы бы хотели представить вам наиболее известные из них.
Первый, и при этом, скажем так, прямолинейный и в то же время наиболее распространённый подход, представляет известный английский психоаналитик Анна Фрейд (1895 — 1982), которая отдает предпочтение „психопедагогике“. По ее словам, достаточно переориентировать образование ребенка, изменив его основные принципы. Для достижения этих целей, психоаналитик должен добиться превосходства над ребенком в начале курса лечения, чтобы перестроить организацию психического мира ребёнка в соответствии с новыми педагогическими принципами. В работе последователей Анны Фрейд психоанализ превращается в одну из версий педагогики.
В свою очередь Мелани Кляйн (1882 — 1960) изучает важность воображения и фантазий ребенка. Открывая широкие возможности для исследования самого раннего периода жизни, она интересуется переживаниями новорожденного, занимаясь, в частности, влиянием кормления грудью на формирование психики. Мелани Кляйн отмечает, что часто ребёнок воспринимает окружающий его мир как что-то пугающее, вызывающее тревогу, и в своей работе она задается вопросом, как можно подойти к изучению этой проблемы. И в силу того, что работая с детьми невозможно применить методы, подходящие к взрослым пациентам, она предлагает обратиться к играм, рисованию, игрушкам. Предлагая это, она основывается на том, что для ребенка, как, впрочем, и для взрослого человека, все в окружающем мире символично, т.е. все предметы помимо прямого смысла имеют ещё и символическое значение, что делает для ребенка возможным как бы „говорить“ посредством игры или рисунка, подобно тому, как взрослый человек говорит на сеансах психоанализа. И работа психоаналитика, последователя теории Мелани Кляйн, во многом основана на искусстве интерпретации.
Французский психоаналитик, ученица Жака Лакана (о котором речь пойдёт немного ниже) Франсуаза Дольто (1908 — 1988) позже докажет, что не психика сама по себе, и не универсальные категории мышления являются причиной символического видения мира, как утверждала Кляйн, а история, родственники, общение и те отношения, которые у ребёнка устанавливаются с психоаналитиком (эти отношения в психоанализе называются „перенос“). Дольто пришла к выводу, что все человеческое в человеке определяется языком. Она первая стала говорить о том, что с младенцем надо разговаривать, что речь другого оказывает на ребёнка формирующее влияние.
Жак Лакан (1901 — 1981) объединит вокруг себя многих психоаналитиков, занимающихся детьми, таких, например, как Мод Маннони, Франсуаза Дольто, супруги Ляфорт, а также многих тех, кто стоял у истоков учений о воспитательной работе, аутизме, психических патологиях и т.д. Он считал, что в процессе лечения ребенка должна учитываться его связь с матерью, а также и отношения родителей, которые влияют на то, что происходит в его душе. При этом акцент делается прежде всего на том, что ребенок сам говорит, что он может сам рассказать о своих страданиях, а кроме того изучаются его рисунки, и проводятся консультации с участием родителей.
И симптомы ребёнка - это один из способов об этом страдании сказать, т.е. симптомы всегда имеют смысл. Тогда задача психоаналитика заключается в том, чтобы этот язык симптомов расшифровать, дать возможность рассказать ребёнку о своём страдании иначе, без помощи симптомов. Соответственно, если помочь маленькому пациенту определить своё место в семье, в жизни, позволить ему найти возможности для символического выражения страданий, которые были до этого заключены в его симптомах, то мы принесём ему облегчение. Все эти идеи подтверждаются клинической практикой, которая показала, что дети, после проведения вышеуказанного лечения, начинают чувствовать себя в гармонии с окружающим их миром.
Может ли маленький ребенок быть пациентом психоаналитика?
Скептик мог бы задать вопрос: какой смысл пытаться применить к маленькому ребенку словесную терапию, коей является психоанализ, если он не умеет достаточно хорошо выражать себя в речи и не может ничего о себе рассказать? Каким образом сможет психоаналитик общаться с малышом?
Когда Зигмунд Фрейд в своей практике впервые работал с ребенком, трехлетним Гансом, ему удалось достичь успеха с помощью отца мальчика, который выступал посредником между психоаналитиком и малышом. Тогда перед ним самим встало множество теоретических вопросов и практических проблем, например: как можно применять психоаналитическое лечение к ребенку, у которого еще не сформировалась полностью психика? Мыслимо ли пытаться проводить лечение ребенка посредством психоанализа, если малыш еще находится под опекой взрослых? Имеет ли он, тем не менее, какую-то свободу действий и поступков? Существует ли связь между симптомами ребёнка и тем, что происходит в семье, и если да, то нужно ли работать с членами семьи? Итак, обобщая, мы сожем сказать, что Фрейд задался вопросом: какими могут быть цели и условия у психоанализа, применимого к детям?
На эти вопросы будут пытаться отвечать и последователи Фрейда, собственно благодаря практике которых и возникло то, что сейчас принято называть детским психоанализом. Стоит отметить, что на сегодняшний день существуют разные подходы в ведении аналитической работы с детьми, и мы бы хотели представить вам наиболее известные из них.
Первый, и при этом, скажем так, прямолинейный и в то же время наиболее распространённый подход, представляет известный английский психоаналитик Анна Фрейд (1895 — 1982), которая отдает предпочтение „психопедагогике“. По ее словам, достаточно переориентировать образование ребенка, изменив его основные принципы. Для достижения этих целей, психоаналитик должен добиться превосходства над ребенком в начале курса лечения, чтобы перестроить организацию психического мира ребёнка в соответствии с новыми педагогическими принципами. В работе последователей Анны Фрейд психоанализ превращается в одну из версий педагогики.
В свою очередь Мелани Кляйн (1882 — 1960) изучает важность воображения и фантазий ребенка. Открывая широкие возможности для исследования самого раннего периода жизни, она интересуется переживаниями новорожденного, занимаясь, в частности, влиянием кормления грудью на формирование психики. Мелани Кляйн отмечает, что часто ребёнок воспринимает окружающий его мир как что-то пугающее, вызывающее тревогу, и в своей работе она задается вопросом, как можно подойти к изучению этой проблемы. И в силу того, что работая с детьми невозможно применить методы, подходящие к взрослым пациентам, она предлагает обратиться к играм, рисованию, игрушкам. Предлагая это, она основывается на том, что для ребенка, как, впрочем, и для взрослого человека, все в окружающем мире символично, т.е. все предметы помимо прямого смысла имеют ещё и символическое значение, что делает для ребенка возможным как бы „говорить“ посредством игры или рисунка, подобно тому, как взрослый человек говорит на сеансах психоанализа. И работа психоаналитика, последователя теории Мелани Кляйн, во многом основана на искусстве интерпретации.
Французский психоаналитик, ученица Жака Лакана (о котором речь пойдёт немного ниже) Франсуаза Дольто (1908 — 1988) позже докажет, что не психика сама по себе, и не универсальные категории мышления являются причиной символического видения мира, как утверждала Кляйн, а история, родственники, общение и те отношения, которые у ребёнка устанавливаются с психоаналитиком (эти отношения в психоанализе называются „перенос“). Дольто пришла к выводу, что все человеческое в человеке определяется языком. Она первая стала говорить о том, что с младенцем надо разговаривать, что речь другого оказывает на ребёнка формирующее влияние.
Жак Лакан (1901 — 1981) объединит вокруг себя многих психоаналитиков, занимающихся детьми, таких, например, как Мод Маннони, Франсуаза Дольто, супруги Ляфорт, а также многих тех, кто стоял у истоков учений о воспитательной работе, аутизме, психических патологиях и т.д. Он считал, что в процессе лечения ребенка должна учитываться его связь с матерью, а также и отношения родителей, которые влияют на то, что происходит в его душе. При этом акцент делается прежде всего на том, что ребенок сам говорит, что он может сам рассказать о своих страданиях, а кроме того изучаются его рисунки, и проводятся консультации с участием родителей.
Обсуждения Может ли маленький ребенок быть пациентом психоаналитика?