Я работаю в детской поликлинике, и ко мне часто приходят родители с детьми школьного возраста. Едва ли не самая частая причина обращения к психологу выражается в одной и той же фразе: «Понимаете, он совершенно не хочет учиться!»
(Цитата с форума)
«Школа» в переводе с греческого означает «досуг», то есть приятное времяпрепровождение. Люди собирались, общались, музицировали, танцевали, читали, рассказывали друг другу разные истории, проигрывали театральные сценки и так далее. Люди гуляли, и, участвуя в общих обсуждениях, развивались. Это было не столько обучение, сколько воспитание человека, формирование его, как личности.
В наше время понятие школы совершенно исказилось. Процесс этот начался около двухсот лет назад в эпоху промышленных революций и окончательно оформился в начале ХХ века, когда появился так называемый поточный или конвейерный метод Генри Форда. Производству требовались рабочие, которые были бы способны дополнять или даже заменять машины, управлять ими. Это хорошо иллюстрирует герой Чарли Чаплина, который в фильме «Новые времена» закручивает гайки на заводе.
Рабочих надо было обучать минимальной грамоте. Так была создана современная школа, где процесс обучения происходит следующим образом: в классе сидит тридцать - пятьдесят человек, учителя им преподают, ученики занимаются, сдают экзамены. Одни – заканчивают школу, приходят – другие, которые тоже учатся, сдают экзамены – все повторяется из года в год. Для того, чтобы обеспечить бесперебойную работу государственной машины, руководителям нужны были солдаты, рабочие и колхозники. И это было успешно осуществлено.
Но сейчас личностное и эгоистическое развитие человека достигло такого уровня, что прежние методы уже не работают. Поэтому кризис отхватывает не только сферу экономики и финансов, но и науки, искусств, и всех остальных сфер деятельности человека. А причина кроется в том, что, начиная со школы, мы старательно подавляем в ребенке «человека», превращая его в механизм.
За последние 200 лет наш эгоизм так вырос, что человек не может мириться с этим состоянием. Современный ребенок не может подчиняться казарменной системе, не в состоянии высидеть на уроках. И, конечно, сегодняшняя система образования и воспитания нуждается в больших изменениях.
Родители должны понять, что современная система образования калечит наших детей, и более того - наших внуков. Нам необходимо исправить всего лишь одно поколение, и тогда все последующие поколения будут уже рождаться исправленными.
Школа должна способствовать развитию в ребенке креативности, созидательности, фантазии. И совершенно неважно, как он будет сдавать экзамены. Более того, экзаменов, в современном понимании, не должно быть вообще. Мы должны учить детей мыслить, чувствовать и свободно выражать свои мысли и чувства.
Во время обучения ребенок не может и не должен сидеть на одном месте, он должен двигаться. На занятиях в школе все должны быть равны – и учитель, и ученики. Через доверительные беседы в кругу равных дети будут получать знания по различным предметам. А через экскурсии, походы на предприятия и в музеи познакомятся с жизнью. И совершенно не имеет значения, что один - умнее, другой - глупее, один запоминает хорошо, другой - плохо, у одного есть стремление к точным наукам, у другого - к гуманитарным. Современная школа пытается как-то учитывать эту разницу в развитии детей, но недостаточно. Часто школа подавляет и унижает личность ребенка порочными методами обучения. Так дальше продолжаться не может.
В скором времени нас ждут поистине революционные перемены в системе образования.
«Школа» в переводе с греческого означает «досуг», то есть приятное времяпрепровождение. Люди собирались, общались, музицировали, танцевали, читали, рассказывали друг другу разные истории, проигрывали театральные сценки и так далее. Люди гуляли, и, участвуя в общих обсуждениях, развивались. Это было не столько обучение, сколько воспитание человека, формирование его, как личности.
В наше время понятие школы совершенно исказилось. Процесс этот начался около двухсот лет назад в эпоху промышленных революций и окончательно оформился в начале ХХ века, когда появился так называемый поточный или конвейерный метод Генри Форда. Производству требовались рабочие, которые были бы способны дополнять или даже заменять машины, управлять ими. Это хорошо иллюстрирует герой Чарли Чаплина, который в фильме «Новые времена» закручивает гайки на заводе.
Рабочих надо было обучать минимальной грамоте. Так была создана современная школа, где процесс обучения происходит следующим образом: в классе сидит тридцать - пятьдесят человек, учителя им преподают, ученики занимаются, сдают экзамены. Одни – заканчивают школу, приходят – другие, которые тоже учатся, сдают экзамены – все повторяется из года в год. Для того, чтобы обеспечить бесперебойную работу государственной машины, руководителям нужны были солдаты, рабочие и колхозники. И это было успешно осуществлено.
Но сейчас личностное и эгоистическое развитие человека достигло такого уровня, что прежние методы уже не работают. Поэтому кризис отхватывает не только сферу экономики и финансов, но и науки, искусств, и всех остальных сфер деятельности человека. А причина кроется в том, что, начиная со школы, мы старательно подавляем в ребенке «человека», превращая его в механизм.
За последние 200 лет наш эгоизм так вырос, что человек не может мириться с этим состоянием. Современный ребенок не может подчиняться казарменной системе, не в состоянии высидеть на уроках. И, конечно, сегодняшняя система образования и воспитания нуждается в больших изменениях.
Родители должны понять, что современная система образования калечит наших детей, и более того - наших внуков. Нам необходимо исправить всего лишь одно поколение, и тогда все последующие поколения будут уже рождаться исправленными.
Школа должна способствовать развитию в ребенке креативности, созидательности, фантазии. И совершенно неважно, как он будет сдавать экзамены. Более того, экзаменов, в современном понимании, не должно быть вообще. Мы должны учить детей мыслить, чувствовать и свободно выражать свои мысли и чувства.
Во время обучения ребенок не может и не должен сидеть на одном месте, он должен двигаться. На занятиях в школе все должны быть равны – и учитель, и ученики. Через доверительные беседы в кругу равных дети будут получать знания по различным предметам. А через экскурсии, походы на предприятия и в музеи познакомятся с жизнью. И совершенно не имеет значения, что один - умнее, другой - глупее, один запоминает хорошо, другой - плохо, у одного есть стремление к точным наукам, у другого - к гуманитарным. Современная школа пытается как-то учитывать эту разницу в развитии детей, но недостаточно. Часто школа подавляет и унижает личность ребенка порочными методами обучения. Так дальше продолжаться не может.
В скором времени нас ждут поистине революционные перемены в системе образования.
Авторская публикация. Свидетельство о публикации в СМИ № P108-6719.
Обсуждения Ребёнок не хочет учиться! А может, он прав?