Глава 4. Урок труда
В юмористическом рассказе Михаила Задорнова есть забавный эпизод. Иностранец наблюдает в нашем небольшом городке такую сцену. Два человека с лопатами выполняют странную работу: первый выкапывает ямку, а второй, идущий следом за первым, закапывает ее. «Как это можно понять?» - удивился иностранец. Гид пояснил: «Ямку выкапывает первый, а закапывает ее не второй, а третий. Второй должен был зажать деревья, но он не вышел на работу». Воистину: «Заставь дурака Богу молиться…». Если человек не любит свою работу и не знает, как ее правильно выполнять (к тому же, если он еще и нездоров), он не может сделать работу хорошо. Больше того, он может натворить много бед.
Не случайно, наверное, в бывшем СССР в год происходило около 800 крупных аварий, до миллиона случаев группового травматизма. Только от несчастных случаев, отравлений и травм в год погибало примерно 250-260 тыс. человек. Четверть миллиона, население целого города! Бесхозяйственность, разгильдяйство, некомпетентность разрушительны для экономики. Ни одна мафия не нанесет государству такого ущерба, как занимающие высокие посты невежественные и равнодушные люди. Крах финансовой системы РФ в 1992 г. обошелся населению в 230 млрд.руб., обвалы домов и пожары – в 260 тыс. – 1 млн. руб., дефолт (1998 г.) ? А говорят – денег нет. Вот они, пропащие денежки. А как объяснить гибель 500 тыс. людей, которым вовремя не была оказана медицинская помощь? А как объяснить, что наши медики вылечивают только 30% из тех, кому они обязаны были помочь. Вот она, цена недостаточной компетенции. Только чернобыльская беда обошлась государству более чем в 200 млрд. рублей (вначале писали - 8 млрд. руб., ничего себе разница!). А какими мерами можно измерить потери в здоровье миллионов людей?
Все это в полной мере относится и к процессу обучения. Не могу забыть выступлений наших выпускников – педиатров, окончивших институт 20 лет тому назад, на традиционном сборе. Все они гордились тем, что добросовестно работали, честно выполняли свой долг! В заключение выступил профессор. «А мы горды от сознания того, что подготовили таких прекрасных врачей», - сказал он. Я не стал выступать: не хотелось портить праздник. Но на душе было скверно. Ведь знали же они, что детская смертность у нас в 5 раз выше, чем в Японии, что 12 млн. детей до 15 лет (почти каждый шестой!) находятся под диспансерным наблюдением в связи с болезнями! Ведь знали же…
Вспоминается эпизод на практическом занятии. Я завел разговор об ответственности каждого из нас за положение дел в стране, в здравоохранении, в институте. Студенты стали ругать Президента (благо сейчас это можно и даже модно!). «Ну, хватит, - сказал я. – Не будем отвлекаться. К занятию-то вы, надеюсь, подготовились?» Ответ был единодушным: «Не смогли». «Почему? Может, Президент виноват?!» Ребята примолкли. Да, прав был испанский драматург Кальдерон, когда (350 лет тому назад!) сказал, что самая трудная победа это победа человека над самим собой.
К сожалении., студенты обучение трудом не считают. Уже упоминалось, что на первом практическом занятии с целью проверить способность студентов к запоминанию я нередко предлагаю им такой тест. Диктую 20 слов (с интервалом 5 секунд между двумя словами). Прошу слова не записывать, а изображать в виде схематических рисунков. По окончании перечисления прошу сделать подписи под рисунками. Среди прочих слов я обязательно называю слово «труд». При этом все 100% студентов рисуют… Что бы вы думали? Правильно! Лопату. Ни разу за многие годы ни один студент не нарисовал книгу или тетрадь.
«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение» (Дистервег).
Да, учеба это прежде всего труд. В зависимости от системы обучения он может быть тяжелым и занудным или веселым и радостным, но в любом случае это труд, и еще раз труд.
Нашу систему (ПТС-ПЭФУД) мы называем иначе – метод пяти тетрадей. Это связано с тем, что каждому из наших студентов для работы с учебной информацией, действительно, необходимо иметь пять тетрадей:
• тетрадь № 1 – для воспроизведения мини-графов, то есть для этапа предварительного знакомства;
• тетрадь № 2 – для составления схем и таблиц, то есть для этапа материализованной деятельности;
• тетрадь № 3 – для тестирования на I и II уровнях усвоения, то есть для речевого этапа;
• тетрадь № 4 – для умственного этапа; для анализа основных УЭ;
• тетрадь № 5 – для решения проблемных задач.
На съезде патофизиологов, где мне удалось рассказывать о нашей дидактической системе, я получил записку с коварным вопросом. «Вы говорите, - писал коллега, - что в программе около 70% информации является лишней. Между тем, каждый ваш студент работает с пятью тетрадями. Сколько же тетрадей должен был бы иметь студент, если бы он вознамерился освоить все 100% программной информации?».
Отвечая оппоненту, я вспомнил комичный эпизод, который произошел у нас на заседании студенческого научного кружка. Разговор шел о возможности рассчитать продолжительность жизни, пользуясь таблицами доктора Коллинза. Таблицы были розданы желающим. Комментируя процесс заполнения таблиц, я, между прочим, сказал, что семейные люди могут добавить себе 4 очка (известно, что семейные люди в среднем живут на 4 года дольше несемейных). Вижу, что одна студентка поднимает руку.
- У Вас вопрос?
- Да.
- Что Вам неясно?
- Я второй раз вышла замуж. Мне можно добавить 8 очков?
Дело в том, что, сколько бы ни было учебной информации, осваивать ее нужно, последовательно проходя через уже описанные этапы и, следовательно, необходимо иметь именно пять тетрадей, ни больше, ни меньше.
Чтобы выяснить, сколько времени требуется для прохождения через каждый из этапов поэтапного формирования умственных действий (ПЭФУД) мы провели хронометраж. Оказалось, что на этап предварительного знакомства студенты затрачивали в среднем 36 минут, на этап материализованной деятельности (составление схем или таблиц) – 14 минут, на этап внешней речи – 10 минут, на этап внутренней речи (тестирование) – 40 минут и, наконец, на умственный этап – 75 минут. Из приведенных данных видно, что больше всего времени при подготовке к практическому занятию уходило на прохождение умственного этапа ПЭФУД. Это и понятно: этап этот является самым творческим, по сути дела он интегрирует всю работу, которая проводилась на предыдущих этапах.
Практическое занятие на нашей кафедре длится 3 академических часа. При подготовке к этому занятию студентам необходимо познакомиться в среднем с 50 учебными элементами, 15-20 из которых (самых основных) должны стать объектами для отработки на уровне знаний-умений (III уровень усвоения) на практическом занятии. Всего на подготовку к такому занятию, как показали результаты хронометража, необходимо затрачивать 3 часа. Реально ли это? Думаю, что вполне.
Правда, сразу же возникает вопрос, а реально ли это, если студент должен готовиться не к одному, а сразу к двум практическим занятиям? Ведь чаще всего у наших студентов как раз и бывают две подготовки. Как это ни печально, но я думаю, что хорошо подготовиться за один вечер к двум практическим занятиям вряд ли можно. Как быть? Одно из двух: или надо так составлять расписание, чтобы у студентов в день было не более одного практического занятия или же надо заведомо сознательно обрекать студентов на неполноценную подготовку.
Систематически готовиться к занятиям должны. Конечно, не только студенты, но и преподаватели. Сколько?
Как-то Вано Мурадели спросили, сколько времени ему понадобилось, чтобы написать его знаменитую песню «Бухенвальдский набат». Композитор ответил, что, если говорить о технической стороне дела, несколько часов, а если иметь ввиду содержание, то… вся жизнь.
Настоящий педагог должен (нет, «должен» - неуместное слово), не может не вкладывать в каждую лекцию, в каждое занятие весь свой интеллектуальный и эмоциональный потенциал, свой жизненный и профессиональный опыт, свои душевные качества.
В средние века голландский врач Николаас Ван Тульпиус нарисовал горящую свечу и подписал «Aliis inserviendo ipsa consumer» - светя другим, сгораю сам. Какой красивый образ! Он вполне может быть символом Учителя, человека, который светом своих знаний, своей души освещает путь к знаниям своим ученикам. Конечно, человек смертен, но стоит ли фиксировать внимание на неотвратимости печального конца. Мне больше нравится другой образ:
Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнее
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце! Да скроется тьма!
Как это хорошо перекликается со словами другого поэта:
Светить всегда,
Светить везде
До дней последних донца,
Светить и никаких гвоздей –
Вот лозунг мой и солнца!
В VI веке до н.э. великий китайский философ Конфуций сказал крылатую фразу: «Трудно поймать черную кошку в темной комнате, особенно если ее там нет». Да, учиться трудно! Да, сохранять здоровье еще трудней!! Но что может быть благородней этих занятий?
Содержание 1 книги
Вместо введения: О чем это
Глава 1. Урок здоровья
1.1 Как здоровье, господа
1.2 Все мы родом из детства
1.3 От сессии до сессии
1.4 Эй, товарищ, больше жизни
1.5 Мода на здоровье
Глава 2. Урок любви
2.1 «Ура, училка заболела!»
2.2 Конфронтация
2.3 Судить за двойку
2.4 Без надобности в наказаниях
2.5 Поэтами рождаются, ораторами становятся
2.5.1 Принцип первый. Цель обучения
2.5.1.2 Кое-что о форме
2.5.1.2 Куда девались лейкоциты
2.5.1.3 Безумству храбрых поем мы песню
2.5.1.4 Убийца среди нас
2.5.1.5 О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык.
2.5.2 Принцип второй, способ обучения
2.5.2.1 Ничто великое в мире не совершалось без страсти
2.5.2.2 Контакт! – есть контакт
2.5.2.3 Штурмуем небо
2.5.2.4 Жизнь коротка, искусство долговечно
2.5.2.5 Три «–зации»
Глава3. Урок мудрости
3.1 Да здравствует дидактика
3.2 Как надо плавать
3.3 «Выжимаемость» знаний
3.4 «ПТС-ПЭФУД»
Глава 4. Урок труда
В юмористическом рассказе Михаила Задорнова есть забавный эпизод. Иностранец наблюдает в нашем небольшом городке такую сцену. Два человека с лопатами выполняют странную работу: первый выкапывает ямку, а второй, идущий следом за первым, закапывает ее. «Как это можно понять?» - удивился иностранец. Гид пояснил: «Ямку выкапывает первый, а закапывает ее не второй, а третий. Второй должен был зажать деревья, но он не вышел на работу». Воистину: «Заставь дурака Богу молиться…». Если человек не любит свою работу и не знает, как ее правильно выполнять (к тому же, если он еще и нездоров), он не может сделать работу хорошо. Больше того, он может натворить много бед.
Не случайно, наверное, в бывшем СССР в год происходило около 800 крупных аварий, до миллиона случаев группового травматизма. Только от несчастных случаев, отравлений и травм в год погибало примерно 250-260 тыс. человек. Четверть миллиона, население целого города! Бесхозяйственность, разгильдяйство, некомпетентность разрушительны для экономики. Ни одна мафия не нанесет государству такого ущерба, как занимающие высокие посты невежественные и равнодушные люди. Крах финансовой системы РФ в 1992 г. обошелся населению в 230 млрд.руб., обвалы домов и пожары – в 260 тыс. – 1 млн. руб., дефолт (1998 г.) ? А говорят – денег нет. Вот они, пропащие денежки. А как объяснить гибель 500 тыс. людей, которым вовремя не была оказана медицинская помощь? А как объяснить, что наши медики вылечивают только 30% из тех, кому они обязаны были помочь. Вот она, цена недостаточной компетенции. Только чернобыльская беда обошлась государству более чем в 200 млрд. рублей (вначале писали - 8 млрд. руб., ничего себе разница!). А какими мерами можно измерить потери в здоровье миллионов людей?
Все это в полной мере относится и к процессу обучения. Не могу забыть выступлений наших выпускников – педиатров, окончивших институт 20 лет тому назад, на традиционном сборе. Все они гордились тем, что добросовестно работали, честно выполняли свой долг! В заключение выступил профессор. «А мы горды от сознания того, что подготовили таких прекрасных врачей», - сказал он. Я не стал выступать: не хотелось портить праздник. Но на душе было скверно. Ведь знали же они, что детская смертность у нас в 5 раз выше, чем в Японии, что 12 млн. детей до 15 лет (почти каждый шестой!) находятся под диспансерным наблюдением в связи с болезнями! Ведь знали же…
Вспоминается эпизод на практическом занятии. Я завел разговор об ответственности каждого из нас за положение дел в стране, в здравоохранении, в институте. Студенты стали ругать Президента (благо сейчас это можно и даже модно!). «Ну, хватит, - сказал я. – Не будем отвлекаться. К занятию-то вы, надеюсь, подготовились?» Ответ был единодушным: «Не смогли». «Почему? Может, Президент виноват?!» Ребята примолкли. Да, прав был испанский драматург Кальдерон, когда (350 лет тому назад!) сказал, что самая трудная победа это победа человека над самим собой.
К сожалении., студенты обучение трудом не считают. Уже упоминалось, что на первом практическом занятии с целью проверить способность студентов к запоминанию я нередко предлагаю им такой тест. Диктую 20 слов (с интервалом 5 секунд между двумя словами). Прошу слова не записывать, а изображать в виде схематических рисунков. По окончании перечисления прошу сделать подписи под рисунками. Среди прочих слов я обязательно называю слово «труд». При этом все 100% студентов рисуют… Что бы вы думали? Правильно! Лопату. Ни разу за многие годы ни один студент не нарисовал книгу или тетрадь.
«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение» (Дистервег).
Да, учеба это прежде всего труд. В зависимости от системы обучения он может быть тяжелым и занудным или веселым и радостным, но в любом случае это труд, и еще раз труд.
Нашу систему (ПТС-ПЭФУД) мы называем иначе – метод пяти тетрадей. Это связано с тем, что каждому из наших студентов для работы с учебной информацией, действительно, необходимо иметь пять тетрадей:
• тетрадь № 1 – для воспроизведения мини-графов, то есть для этапа предварительного знакомства;
• тетрадь № 2 – для составления схем и таблиц, то есть для этапа материализованной деятельности;
• тетрадь № 3 – для тестирования на I и II уровнях усвоения, то есть для речевого этапа;
• тетрадь № 4 – для умственного этапа; для анализа основных УЭ;
• тетрадь № 5 – для решения проблемных задач.
На съезде патофизиологов, где мне удалось рассказывать о нашей дидактической системе, я получил записку с коварным вопросом. «Вы говорите, - писал коллега, - что в программе около 70% информации является лишней. Между тем, каждый ваш студент работает с пятью тетрадями. Сколько же тетрадей должен был бы иметь студент, если бы он вознамерился освоить все 100% программной информации?».
Отвечая оппоненту, я вспомнил комичный эпизод, который произошел у нас на заседании студенческого научного кружка. Разговор шел о возможности рассчитать продолжительность жизни, пользуясь таблицами доктора Коллинза. Таблицы были розданы желающим. Комментируя процесс заполнения таблиц, я, между прочим, сказал, что семейные люди могут добавить себе 4 очка (известно, что семейные люди в среднем живут на 4 года дольше несемейных). Вижу, что одна студентка поднимает руку.
- У Вас вопрос?
- Да.
- Что Вам неясно?
- Я второй раз вышла замуж. Мне можно добавить 8 очков?
Дело в том, что, сколько бы ни было учебной информации, осваивать ее нужно, последовательно проходя через уже описанные этапы и, следовательно, необходимо иметь именно пять тетрадей, ни больше, ни меньше.
Чтобы выяснить, сколько времени требуется для прохождения через каждый из этапов поэтапного формирования умственных действий (ПЭФУД) мы провели хронометраж. Оказалось, что на этап предварительного знакомства студенты затрачивали в среднем 36 минут, на этап материализованной деятельности (составление схем или таблиц) – 14 минут, на этап внешней речи – 10 минут, на этап внутренней речи (тестирование) – 40 минут и, наконец, на умственный этап – 75 минут. Из приведенных данных видно, что больше всего времени при подготовке к практическому занятию уходило на прохождение умственного этапа ПЭФУД. Это и понятно: этап этот является самым творческим, по сути дела он интегрирует всю работу, которая проводилась на предыдущих этапах.
Практическое занятие на нашей кафедре длится 3 академических часа. При подготовке к этому занятию студентам необходимо познакомиться в среднем с 50 учебными элементами, 15-20 из которых (самых основных) должны стать объектами для отработки на уровне знаний-умений (III уровень усвоения) на практическом занятии. Всего на подготовку к такому занятию, как показали результаты хронометража, необходимо затрачивать 3 часа. Реально ли это? Думаю, что вполне.
Правда, сразу же возникает вопрос, а реально ли это, если студент должен готовиться не к одному, а сразу к двум практическим занятиям? Ведь чаще всего у наших студентов как раз и бывают две подготовки. Как это ни печально, но я думаю, что хорошо подготовиться за один вечер к двум практическим занятиям вряд ли можно. Как быть? Одно из двух: или надо так составлять расписание, чтобы у студентов в день было не более одного практического занятия или же надо заведомо сознательно обрекать студентов на неполноценную подготовку.
Систематически готовиться к занятиям должны. Конечно, не только студенты, но и преподаватели. Сколько?
Как-то Вано Мурадели спросили, сколько времени ему понадобилось, чтобы написать его знаменитую песню «Бухенвальдский набат». Композитор ответил, что, если говорить о технической стороне дела, несколько часов, а если иметь ввиду содержание, то… вся жизнь.
Настоящий педагог должен (нет, «должен» - неуместное слово), не может не вкладывать в каждую лекцию, в каждое занятие весь свой интеллектуальный и эмоциональный потенциал, свой жизненный и профессиональный опыт, свои душевные качества.
В средние века голландский врач Николаас Ван Тульпиус нарисовал горящую свечу и подписал «Aliis inserviendo ipsa consumer» - светя другим, сгораю сам. Какой красивый образ! Он вполне может быть символом Учителя, человека, который светом своих знаний, своей души освещает путь к знаниям своим ученикам. Конечно, человек смертен, но стоит ли фиксировать внимание на неотвратимости печального конца. Мне больше нравится другой образ:
Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнее
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце! Да скроется тьма!
Как это хорошо перекликается со словами другого поэта:
Светить всегда,
Светить везде
До дней последних донца,
Светить и никаких гвоздей –
Вот лозунг мой и солнца!
В VI веке до н.э. великий китайский философ Конфуций сказал крылатую фразу: «Трудно поймать черную кошку в темной комнате, особенно если ее там нет». Да, учиться трудно! Да, сохранять здоровье еще трудней!! Но что может быть благородней этих занятий?
Содержание 1 книги
Вместо введения: О чем это
Глава 1. Урок здоровья
1.1 Как здоровье, господа
1.2 Все мы родом из детства
1.3 От сессии до сессии
1.4 Эй, товарищ, больше жизни
1.5 Мода на здоровье
Глава 2. Урок любви
2.1 «Ура, училка заболела!»
2.2 Конфронтация
2.3 Судить за двойку
2.4 Без надобности в наказаниях
2.5 Поэтами рождаются, ораторами становятся
2.5.1 Принцип первый. Цель обучения
2.5.1.2 Кое-что о форме
2.5.1.2 Куда девались лейкоциты
2.5.1.3 Безумству храбрых поем мы песню
2.5.1.4 Убийца среди нас
2.5.1.5 О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык.
2.5.2 Принцип второй, способ обучения
2.5.2.1 Ничто великое в мире не совершалось без страсти
2.5.2.2 Контакт! – есть контакт
2.5.2.3 Штурмуем небо
2.5.2.4 Жизнь коротка, искусство долговечно
2.5.2.5 Три «–зации»
Глава3. Урок мудрости
3.1 Да здравствует дидактика
3.2 Как надо плавать
3.3 «Выжимаемость» знаний
3.4 «ПТС-ПЭФУД»
Глава 4. Урок труда
Обсуждения Педагогическая дилемма