Педагогическая дилемма

Глава 1. Урок здоровья

Valetudo bonum optimum
(Здоровье – наивысшее благо)

1.1. Как здоровье, господа?

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был падишах. Был он человеком суровым и воинственным и всю жизнь провел в походах. Войны оставили на его теле заметный след: через всю правую половину лица тянулся безобразный шрам – свидетель сабельного удара, а правая нога после многочисленных переломов осталась намного короче левой. Когда падишах состарился, ему захотелось увековечить свой образ. Созвал он придворных художников и приказал им, чтобы они написали его портрет. Первый художник нарисовал падишаха таким, каким он был – с безобразным шрамом на лице и с короткой правой ногой. Посмотрел, посмотрел падишах на это произведение и стало ему противно. И приказал он отрубить художнику голову.

Так погиб натурализм.
Второй художник нарисовал падишаха молодым и красивым. Верхом на коне. С саблей наголо. Посмотрел, посмотрел падишах на эту фальшь и приказал отрубить художнику голову.

Так погиб романтизм.
Третий художник нарисовал падишаха таким, каким он был, но с той стороны, где у него не было ни шрама, ни укороченной ноги.

Так родился «социалистический реализм» - односторонне и тенденциозное изображение.

Этим методом мы пользовались многие десятилетия, тенденциозно рекламируя достижения социалистической системы во всех сферах и в частности – в сфере здравоохранения. Односторонность заключалась в том, что сравнение проводилось с низким дореволюционным уровнем. В царской России, как известно, 72% населения было неграмотным. От Казани до Тихого океана был всего лишь один медицинский факультет (при Томском университете). Всего было 2,3 тыс. врачей. Многие крестьяне встречались с врачом всего лишь один раз в жизни – во время рекрутского набора. Не удивительно, что заболеваемость и смертность населения были катастрофически высокими, а продолжительность жизни (около 33 лет) были немногим выше, чем в древней Греции в V веке до н.э. Конечно, при сравнении с такими показателями наши достижения выглядели весьма внушительно. Ведь за годы советской власти в 3 раза снизилась общая и в 11 раз детская смертность, вдвое повысилась средняя продолжительность жизни. Однако из-за «железного занавеса» мы не имели возможности (да и не стремились сами) сопоставить наши успехи с достижениями цивилизованных стран, которые ушли далеко вперед по пути прогресса и процветания.

Теперь, в период гласности, мы можем наконец непредвзято обсудить состояние нашего здоровья.

Когда Василий Александрович Сухомлинский шел на урок, он прежде всего думал не о плане урока, а о своих детях. Хорошо ли им живется? Нет ли у них синих прожилок под глазами? Как они себя чувствуют? В школе Сухомлинского здоровье детей изучалось постоянно. По мнению Василия Александровича, 85% неуспевающих потому и не успевают, что имеют скрытые дефекты в состоянии здоровья! Обследование студентов, проведенное в нашем институте, показало, что около 60% первокурсников имеют отклонения в состоянии здоровья.

Может ли больной человек хорошо учиться, хорошо работать, радоваться жизни, быть счастливым? Мы неоднократно провозглашали: «Все для человека! Все во имя человека!». А зачем ему это «все», если он нездоров?

Дорогой читатель! Я не знаю, кто ты по профессии и какое положение в обществе занимаешь. Оторвись на минуточку от текста. Вспомни, проявлял ли ты искреннюю повседневную заботу о здоровье своих близких, своих знакомых, своих товарищей по учебе или работе.

Встречаясь друг с другом, мы говорим – «Здравствуйте!», прощаясь – «Будьте здоровы!». За праздничным столом поднимаем бокалы – «За Ваше здоровье!». Не стало ли это пустым звуком в наших устах?

Оглянитесь вокруг: сколько у нас больных, ущербных, ожиревших, дебильных людей. Ежедневно в бывшем СССР 4 млн. больных не выходили на работу, 10 млн. обращались в поликлиники. В год регистрировалось 18,5 млн. травм, «скорая помощь» обеспечивала 90 млн. вызовов; в стационарах страны лечилось 73 млн. человек. Временная утрата трудоспособности крала у государства более 1 млрд. рабочих дней в год. За 20 последних лет общая смертность выросла в стране с 8,2 до 10,1 на 1000, смертность молодых мужчин за последние 10 лет до образования СНГ повысилась более чем на 11%. По продолжительности жизни женщин мы занимали 47 место в мире, по продолжительности жизни мужчин – 54 место. В 1991 г. смертность в России превысила рождаемость. От 60 до 70% людей нуждаются у нас в реабилитации здоровья, физической и умственной работоспособности. Более половины работающего населения имеет рейтинг здоровья меньше 3 (отличным считается 6). В США с таким показателем не принимают на работу. Ухудшается здоровье сибиряков и дальневосточников. Было время, когда желали «сибирского здоровья». Сибиряки должны доживать до 75-80 лет. Пока они не доживают целых 22 года. В нашем крае в 1986 г. на 100 рабочих было 287,3 человеко-дня пропусков по болезни, а с 1989 – уже 319,5. Ежедневно не выходят на работу 37 тыс. человек, в год по больничным листам выплачивают 70 млн. рублей. Студенты вуза пропускают 2% учебного времени. Я подсчитал, что 19 учебных лет для 1 человека. Наше государство юридически не отвечает перед гражданами за их здоровье. Доля госбюджета, выделявшегося у нас на здравоохранение, составляла всего 3% (против 10% в США). Здоровый образ жизни (ЗОЖ) не утвердился у нас в ранге государственной политики. Приверженец ЗОЖ не стал бы начинять продукты питания нитратами, обрабатывать посевы пестицидами, отравлять атмосферу вредными выбросами, изничтожать моря, озера и реки, сводить леса, осушать болота, употреблять табак и алкоголь. Один из подвигов Геракла состоял в том, что он сумел очистить авгиевы конюшни силой речной воды, направленной по новому руслу. Где тот Геракл, который… Впрочем, реки для этой цели уже не подходят – они слишком загрязнены. Не помог бы нам и «Рыцарь печального образа», поскольку ветряные мельницы сейчас надо защищать, а не воевать с ними. Эллины считали, что нить жизни ткут три сестры – парки. Одна из них держит прялку, другая прядет нить, третья обрезает ее. Увы, современное человечество примеряется к роли третьей парки. Улицы городов превращаются в газовые камеры, реки и озера – в коктейли из сточных вод. Около девяти миллионов тонн серого вещества головного мозга мыслит на планете, а мы, похоже, рубим сук, на котором сидим!

1.2. Все мы родом из детства.
Было это 28 мая 1928 года. Сапожник, прогуливавшийся по улице Нюрнберга, наткнулся на странного молодого человека лет 17, который протянул ему письмо. Из письма сапожник узнал, что юноша 16 лет жил взаперти в лесной лачуге. Кто-то приносил ему еду. Целыми днями он сидел, спал или играл с деревянными лошадками. Перед освобождением неизвестный научил его стоять, ходить и писать несколько слов. Кроме имени (звали его Каспар Хаузер), еще трех фраз и мычания из парня ничего выудить не удалось. Сапожник отвел его к врачу. Обследование показало, что он не был идиотом от рождения, но его развитие соответствовало уровню трехлетнего ребенка. С большим трудом он учился читать и писать. Кто-то за ним следил. Через 3 года на него было совершено покушение, а через 6 лет в парке незнакомец смертельно ранил его ножом. По-видимому, некто опасался, что, став грамотным, Каспар связно изложит историю своей жизни. Тайну свою в 23 года он так и унес в могилу. При этом уровень развития его соответствовал уровню восьмилетнего ребенка.

Еще более поучительная история произошла в 1920 г. в Индии. Крестьяне сообщили преподобному Сингху, что на окраине деревни поселились привидения. Священник был человеком не робкого десятка. Вместе с группой крестьян ночью он отправился в лес. Вокруг замелькали таинственные огоньки. Оказалось, что в лесу поселилась волчья стая. Когда отогнали волков, обнаружили большую нору. В норе нашли двух волчат и двух девочек. Младшей было года три, старшей – лет восемь. Назвали их Амала и Камала. Это были настоящие звереныши. Ночью они выли на луну, и глаза их светились. Днем они стояли на четвереньках у стены или спали. Ели только мясо, раздирая его зубами без помощи рук. Воду лакали. Передвигались только на четвереньках. Людей считали врагами. Платье срывали. Скалили зубы. Очень ласково относились к щенкам. Через год Амала умерла. Камала очень болезненно переживала смерть сестры. Несколько дней она неподвижно сидела в углу, ничего не ела и не пила, скулила как собака, у которой умер хозяин, и потом еще долго обнюхивала то место, где лежала Амала. Через 6 лет она знала всего 40 слов, через 7 лет научилась прямохождению, но при опасности убегала на четвереньках. Прожила она еще 9 лет. Умственное развитие ее в 17 лет соответствовало развитию четырехлетнего ребенка.

Многие знатоки детской души, такие, как, например, Л.Н. Толстой и К.И. Чуковский, А.С. Макаренко и Я. Корчак, Б. Спок и В.А. Сухомлинский, считали, что ребенок вырастает тем, кем успел стать до пяти лет. Объяснение этому можно найти в закономерностях роста головного мозга. Начиная с периода новорожденности, вес мозга за первые 5 лет увеличивается наиболее интенсивно – с 300-400 граммов до 1100-1300 граммов, составляя 80-90% веса мозга взрослого человека. «От пятилетнего ребенка до меня, - писал Лев Толстой, - один шаг. А от новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние». Не случайно, древняя индийская пословица рекомендует: с сыном до 5 лет обращайся как с царем, от 5 до 15 – как со слугой, после 15 – как с другом.

В период раннего детства у человека проявляется многое из того, что записано в его наследственном коде. Незаметно для себя ребенок в это время получает и усваивает от окружающего мира, от воспитателей те знания и навыки, которые позднее составят фундамент его психики. Без речи и человеческого окружения сознание человека консервируется на животном уровне. Карл Линней для детей, воспитанных зверями, даже выделил особую разновидность человека – гомо ферус (человек дикий).

Фактически развитие психики происходит уже в утробе матери. Не будет ошибкой утверждать, что к пятому месяцу с момента зачатия плод – это уже сформировавшийся человек, со своим темпераментом, со своими особенностями нервной системы.

Параллельно с развитием психики в раннем возрасте закладываются основы будущих болезней. Зигмунд Фрейд считал, что большинство болезней формируется именно в раннем детстве. По его представлениям, психика человека подобна айсбергу. Подводная часть айсберга значительно больше, чем та, которая возвышается над водой. В связи с этим направление движения айсберга зависит не от действия внешних сил, а определяется подводными течениями. Точно так же, по мнению Фрейда, и поведение человека связано не только с действием на него факторов внешней, но и детерминируется скрытыми от глаз внутренними бессознательными процессами. По этой концепции решающую роль в формировании психики играют два принципа – принцип удовольствия (помните, у Маяковского: «Что может хотеться этакой глыбе? А глыбе многое хочется!») и принцип реальности (есть такое слово: «нельзя!»

«Вы согласны с этим?» - спросил я на занятии студентку в то печальное для памяти время, когда учение Фрейда считалось у нас запретным (к нему относились как к свежевыкрашенному забору: боялись прикоснуться, чтобы не испачкаться. Правда, портрет Фрейда висел у нас на кафедре, но, думаю, это было связано с тем, что в парткоме с этим просто не разобрались). «Ни в коем случае!» - не задумываясь, ответила студентка. «Почему же? – парировал я. – Разве Вам не хочется, например, шоколада?» С этими словами я вынул из кармана шоколадный батончик (тогда они продавались в магазинах). На лице студентки не дрогнул ни один мускул. «Я не люблю шоколада», - ледяным тоном произнесла она. Посмеялись… Конечно же, принцип удовольствия действует. Ведь удовольствие, т.е. положительные эмоции, возникают при удовлетворении потребностей организма. А без удовлетворения потребностей организм существовать не может. К сожалению, констатирует Фрейд, принцип удовольствия уже в раннем детстве (особенно остро – в первые 5 лет) вступает в конфликт с принципом реальности. Это происходит потому, что многие потребности не могут быть удовлетворены. Происходит ущемление инстинктов. При этом их энергия не исчезает, а вытесняется в бессознательную сферу. Фрейд считал, что психика человека имеет трехчленную структуру: бессознательная сфера, подсознание и сознание. В бессознательной сфере, в подвале сознания хранятся врожденные еще с доисторических времен инстинкты и концентрируется энергия ущемленных инстинктов. В подсознании (нередко его называют «сверхсознанием», «домом ведьм», «интуицией», «несловесным мышлением») имеется цензура (совесть), которая не выпускает энергию ущемленных инстинктов из подвала. Сознание – это, считал Фрейд, свод истин, скучища, нетворческий отдел, роль которого сводится не к познанию внешнего мира, а к непрерывной борьбе с инстинктами. Эта борьба совершается у каждого человека. Поэтому, по мнению Фрейда, нет людей без симптомов невроза. Фрейд много внимания уделял ущемлению сексуальных инстинктов. Многие современные последователи Фрейда (неофрейдисты) основную роль приписывают ущемлению в обществе антисоциальных побуждений. Вытесняясь в бессознательную сферу, они перестают осознаваться, но влияют на психическую жизнь, поведение и здоровье людей. Человек становится внутренне скованным и фактически переводится в «третье состояние», т.е. в состояние предболезни. Этого только и ждут ущемленные инстинкты. Под влиянием случайных причин любой орган у взрослого человека может перейти в возбужденное состояние. Поел, к примеру, недоброкачественной пищи, слизистая оболочка желудка возбуждается – наполняется кровью, набухает, воспаляется. Энергия ущемленных инстинктов тут как тут. Из подвала сознания она выплескивается на желудок. Фрейд называл это символической конверсией на эротизированный орган. Так, по его мнению, и развиваются заболевания внутренних органов, на нашем примере – язвенная болезнь желудка. Что же в таком случае явилось причиной язвенной болезни? Недоброкачественная пища? Ничего подобного! Это только повод, который привел к развертыванию болезни. Истинной же, глубокой, внутренней причиной явилось ущемление инстинктов и вытеснение их энергии в бессознательную сферу, которое произошло в раннем детстве. Можно, конечно, не соглашаться с отдельными положениями теории Фрейда, однако тот факт, что почва для развития многих болезней взрослых формируется в детстве, сомнению не подлежит.

Как же у нас обстоит дело с этой почвой? Когда мы говорим «ребенок», то имеем в виду человека в возрасте от рождения до 18 лет. Это демографическая группа составляет у нас 30,3% населения. Чтобы вырастить ребенка до 18 лет, нужно затратить многие десятки тысяч рублей. Но ведь дело не только в деньгах. Здоровье детей это то. С чего надо начинать оздоровление общества.

Здоровье ребенка в значительной мере зависит от здоровья матери. К сожалению, на 5,5 млн. родов в бывшем СССР приходилось более 7 млн. абортов. Материнская смертность была у нас в 4 раза больше, чем в Германии. А могло ли быть иначе, если почти 270 тыс. женщин трудились на тяжелых физических работах, 3,8 млн. – в ночных сменах, 9,4 млн. – на вредных производствах, у 3,4 млн. – условия не соответствовали нормам и правилам охраны труда, около 3 тыс. женщин рожали в возрасте до 16 лет. Среди новорожденных почти 5% относятся к недоноскам. У женщин, работающих на лакокрасочных, резинотехнических предприятиях, на заводах по выпуску пластмасс или искусственного волокна, этот процент повышается до 10. А ведь смертность у недоносков почти в 20 раз выше, чем у доношенных детей.

Основатель возрастной физиологии профессор И.А. Аршавский считает, что 90% наших детей рождаются физиологически незрелыми, с отклонениями в здоровье (это в 4 раза больше, чем в первые годы после Великой Отечественной войны). Такие дети являются поставщиками многих болезней взрослых. Ежегодно рождалось в бывшем СССР около 280 тыс. детей с дефектами развития. В стране было более 1 млн. психически неполноценных детей.

К сожалению, нынешняя педиатрия насаждает охранительное воспитание, и это делает хилыми десятки миллионов детей. У педиатров появился новый термин – ЧБД (часто болеющие дети). В детских садах их 40 – 50%. В среднем по России каждый ребенок болеет 2 раза в год. Известные в стране педагоги супруги Никитины считают, что педагогика запаздывает на 5 -6 лет. Мы сеем не весной, а летом и поэтому не можем вырастить хороший урожай. Ведь именно дошкольные годы являются «заряжающим возрастом». В школу процентов 15 – 20 детей приходят уже будучи «хрониками». В школе этот процент значительно возрастает.

Уже в первые месяцы обучения у многих детей развивается «школьный стресс». Свыше половины учащихся имеют ослабленное здоровье. От первого до десятого класса в 7 раз увеличивается количество детей с нарушениями зрения. У 60 – 65% выпускников нарушена осанка, у 40% имеются отклонения со стороны сердечно-сосудистой системы. Академик Л.О. Бадалян считает, что за годы обучения в школе невротизация детей возрастает в 10 раз! Почти у 30% учеников развиваются «школьные неврозы», причем значительная их часть вызывается самими учителями. В 1988 году под диспансерным наблюдением было 1,5 млн. подростков 15 – 17 лет, из них пятая часть – больные психическими расстройствами.

Уже давно перестало быть секретом, что значительная часть школьников приобщается к вредным привычкам. В шестом классе курят 7% учащихся, в десятом классе – почти половина. Наверное, дети не знают, что за последние 20 лет заболеваемость раком легкого в нашей стране удвоилась, и за следующее десятилетие, по прогнозам, от этой болезни, а иначе говоря – от курения, умрет около 1 млн. человек. К седьмому классу опыт по части выпивки приобретает от 42 до 74% школьников, а от 5 до 15% пробовали наркотики и одурманивающие вещества. Еще хуже обстоит дело в ПТУ: тут 70% юношей и 74% девушек употребляют алкоголь и 22% - наркотики. В бывшем СССР 2,5 тыс. тяжелобольных алкоголизмом и 4,5 тыс. больных наркоманией и токсикоманией не достигли даже 16 лет.

Растет детская заболеваемость и в Хабаровске. По данным главного педиатра города, общая заболеваемость в 1987 г. составила 2588 на 10 тысяч детей, а в 1988 г. – уже 2780.

К сожалению, детей не учат беречь здоровье. В школах нет предмета «Гигиеническое воспитание». Астрономия, к примеру, есть, а науки о здоровом образе жизни – нет. О том, как быть здоровым и способным осваивать космос и далекие миры, знать, видимо, необязательно. Здоровье не главное, главное – образование. А между тем из-за ухода за больными детьми в бывшем СССР ежедневно отсутствовало на работе около 700 тыс. женщин (только в Хабаровском крае – 11 тысяч), что составляло 1/5 часть трудопотерь на производстве.

Как это ни парадоксально, но органы просвещения за все это ответственность не несут. При аттестации учителей эти показатели не учитываются. В результате с 1 по 8 класс количество здоровых детей уменьшается в 4-5 раз, а к моменту окончания средней школы или ПТУ здоровыми остаются лишь 20% учащихся, а 58% выпускников имеют ограничения по выбору профессии. Вот и получается: если хочешь быть здоров, в школу не ходи! Разве не удивительно, что по числу врачей и мест в больницах (в расчете на 1000 жителей) бывший СССР занимал первое место в мире, а по детской смертности – семидесятое?

1.3. От сессии до сессии…
Есть такая песенка. Вы знаете, как она продолжается. Увы, продолжение это в наше время (пока, во всяком случае) надо изменить. Речь идет, как вы догадываетесь, о студентах. А студенты и аспиранты составляют 10% молодежи. А молодежи (от 16 до 29 лет) у нас около 22,5% от численности населения. Живется большинству студентов совсем невесело. Во-первых, потому что они оказались за чертой бедности (не случайно до 90% студенческих семей пользуются поддержкой родителей), а во-вторых (впрочем, это вещи взаимосвязанные), потому что со здоровьем у них явные нелады (лишь 30% студентов признаны здоровыми).

Только 11% абитуриентов (главным образом демобилизованные из Советской Армии) являются «кондиционными». Остальные не справляются с самыми элементарными требованиями по физической подготовке, т.е. просто немощны. Такое пополнение получают вузы.

А как изменяется здоровье студентов за годы учебы в вузе? Ведь в каждом вузе есть кафедра физического воспитания (впрочем, это ее «девичья фамилия»: сейчас эта кафедра называется кафедрой физического воспитания и здоровья!). В медицинских институтах, кроме того, есть гигиены, курсы лечебной физкультуры и врачебного контроля. Может быть, в Храмах Науки (а где же еще?), обладающих столь мощным оздоравливающим потенциалом, а главное, знанием принципов сохранения и укрепления здоровья, состояние здоровья девушек и юношей – будущей элиты страны – если не улучшается, то хотя бы нормализуется?

Наши многолетние исследования выявили у значительной части студентов медицинского института в повседневных условиях отклонения различных функций от оптимального уровня. Так, примерно у 7-9% студентов III курса температура тела на практических занятиях была 37º и выше, а пульс чаще 90 ударов в 1 мин.; у 18% дыхание было чаще 20 в 1 мин., артериальное давление (АД) выше 120/80 мм.рт.ст. было у 6-8% обследованных.

В день экзаменов изменение функций выявилось у большинства студентов: пульс чаще 90 ударов в 1 мин. был у 61%, дыхание чаще 20 – у 51%, повышенная температура тела – у 41%, АД выше 120/80 мм.рт.ст. – у 18-31%, жизненная емкость легких (ЖЕЛ) по сравнению с данными за 1 месяц до экзамена уменьшилась в среднем на 600 мл, а мышечная сила правой руки – на 6 кг. Правда, по абсолютной величине изменения не были значительными. Так, в среднем температура тела повышалась всего на 0,2 – 0,4º, АД - на 3 мм.рт.ст., дыхание учащалось на 4 дыхательных движения, пульс – на 8 ударов. Хотя у отдельных испытуемых температура тела повышалась до 37,8º, АД - до 170/95, частота дыхания достигала 34, а пульс – 136 ударов в 1 мин.

В литературе встречаются описания еще более выраженных изменений. Так, по данным болгарских исследователей Т. Гоцева и Ас. Иванова, температура тела в период экзаменов повышалась у 92 - 93% студентов, причем у отдельных студентов она достигала 38,4º. Свердловские исследователи обнаружили, что у отдельных студентов АД во время экзаменов повышалось до 180 мм.рт.ст.; а пульс учащался до 200 ударов в 1 минуту! Мы такого не видели. Может быть, наши дальневосточные студенты отличаются большей стойкостью?

Анализ показал, что изменения у студентов дневного и вечернего отделений, у мужчин и женщин были примерно одинаковыми, т.е. ни пол, ни возраст существенного влияния на развитие обнаруженных изменений не оказывали. Сопоставление изменений у отличников и неуспевающих выявило некоторую разницу. У успевающих студентов температура тела, частота пульса и дыхания, АД перед экзаменами достоверно повышались, а ЖЕЛ и мышечная сила правой руки понижались. У неуспевающих студентов частота пульса менялась как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, АД не только повышалось, но и понижалось или не изменялось. А.В. Белоусов при обследовании студентов I Московского медицинского института обнаружил. Что у неуспевающих значительно чаще, чем у отличников, выявляются гипертоническая болезнь и нервно-психические расстройства. По-видимому, это свидетельствует о наличии у части неуспевающих студентов каких-то дефектов в работе регулирующих механизмов, т.е. скрытых дефектов в состоянии здоровья. Возможно, что эти дефекты у некоторых студентов явились причиной неуспеваемости.

Наблюдения, проводившиеся нами за одной учебной группой в течение 6 лет показали, что наибольшие изменения регистрировались у студентов на 1-ом курсе. Мы ожидали, что к 6-му курсу изменения будут затихать или же, наоборот, усиливаться. Однако никакой закономерности выявить не удалось.

Полученные нами данные указывают на невысокий уровень резистентности организма обследованных контингентов. Возможно, что это связано с перманентным эмоциональным стрессом, который способствует развитию «третьего состояния», т.е. промежуточного стояния между здоровьем и болезнью. Выход тут – в освоении педагогики, сотрудничество, которое способно оздоровить обстановку в учебных заведениях. Об этом разговор дальше. Возможно также, что одной из причин низкой резистентности студентов явилось нерациональное питание и, в частности, недостаточное содержание в организме аскорбиновой кислоты, выявленное нами у 80-95% обследованных. В настоящее время мы не берем на себя смелость обсуждать эту проблему. На всякий случай отсылаем Читателя к нашей книге «Его величество здоровье».

Другой причиной низкой резистентности могла быть недостаточная тренированность приспособительных систем организма, Связанная с гипокинезией. Не случайно, гипокинезию называют моделью старения. Вот эту проблему имеет смысл обсудить более подробно.

1.4. Эй, товарищ, больше жизни.
Нет материи без движения. Эту формулу знают, наверное, все. Применительно к человеку ее красиво выразил Сеченов: «Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к Родине, дрожит ли девушка при мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге – везде «окончательным фактором является мышечное движение». Учтите, что в нашем теле около 600 различных мышц. Двигаясь, творя, действуя, человек сам как бы заводит часы своей жизни. Кроме того, физическая культура является неотъемлемой частью культуры общества.

Специальные исследования показали, что при мышечной нагрузке происходит мобилизация и сгорание жира (что препятствует развитию ожирения и атеросклероза), тренируются сердечно-сосудистая и дыхательная системы, а также окислительно – восстановительные процессы в тканях (что препятствует развитию сердечно-сосудистых заболеваний и остеохондроза), вырабатывается большое количество биологически активных веществ, в частности, эндорфинов (что снимает напряжение и способствует формированию приподнятого оптимистического настроения, которое Сеченов называл «мышечной радостью»). При мышечной деятельности разрушаются гормоны, вызывающие спазм сосудов. Это препятствует развитию гипертонии. При растяжении мышцы как бы подзаряжаются. Это повышает общий тонус организма. Ведь организм более чем на 40% состоит из мышц. Если мышцы не работают, то в организме появляется «застойное болото». Установлено, что дефицит движения отражается на общем развитии детей. Ведь двигательные центры созревают вместе с центрами, которые ведают интеллектом. Дети, которые начинают рано плавать, ходить, бегать, получают базу для полноценного развития.

Супруги Никитины показали, что раннее физическое развитие очень оздоровляет малышей: они болеют в 8-10 раз меньше, почти совсем не знают простуд (а ведь это 8/10 их заболеваемости!). Маленький ребенок должен пробегать в день 30 – 40 тыс. шагов, а в детском саду они делают всего 2 – 4 тысячи.

Известно, что координация движений лучше всего поддается развитию в 5 – 6 лет. Плохо, если упущен этот период (правда, есть еще один – где-то в 14 – 15 лет, но короче по времени и слабее по эффективности). Яслей и детских садов у нас немало, но только 20% из них имеют физкультурные площадки и 1% бассейны. Домашних стадионов у нас практически нет. Где же формировать у детей координацию движений? Неужели мы не способны понять, что от этого зависит здоровье и будущее нации?

Скверно обстоит дело и в средних, и в высших учебных заведениях. Когда ребенок идет в первый класс, его двигательная активность сразу снижается в 2 раза. До 40% средних и восьмилетних школ не имеют спортивных залов. До 30% учащихся не могут пользоваться спортивными залами в связи с их перегрузкой. В Москве 70% школьников не умеют плавать. В результате на городских спартакиадах призывников 90% юношей обнаруживают полную физическую и спортивную немощь.

Не удивительно, что заметно возрастает (в 1989г., например, на 1/3) число уволенных из армии в запас по болезни в первые 3 месяца службы. Общее число комиссованных в 1989 г. доходило до 10 тыс. в год. Ну как не позавидовать японским детям: в возрасте до 14 лет они занимаются физкультурой по 1 часу в день. Исследование, проведенное в Хабаровске Т.Черкасской, показало, что в период зимних каникул менее половины учащихся 4 – 8 классов делали утреннюю зарядку. На прогулку мальчики выходили в среднем на 22 минуты, а девочки – на 13 минут в день. Чему же тут удивляться, если только 5% учителей средних школ регулярно занимаются физкультурой? С кого брать пример?

Известно, что слава нашего спорта в значительной мере держится на студентах. Увы, по данным А. Коробкова, лишь 18% студентов старших курсов систематически занимаются физкультурой и спортом. По нашему опыту (мы изучали этот вопрос в медицинском институте) и того меньше – всего 5%. Медики вообще в этом отношении «неподдающиеся»: сравнение регулярности занятий физкультурой и спортом различных социальных групп показало, что последнее место занимают врачи. Опрос медицинских работников Ленинского района Москвы выявил, что только 3,2% из них выполняют нормы ГТО полностью. Пожалуй, это закономерно: ведь каждый третий терапевт имел избыточный вес.

Известно, что физкультурой для здоровья в США занимаются 60%, а в Японии даже 80% населения. А у нас? Стыдно сказать: 6 – 8%! Эти цифры мы узнали совсем недавно. Всего несколько лет тому назад пресса пестрела рапортами о массовости нашего физкультурного движения. Оказалось, что это «липа». Только за несколько лет гласности было «потеряно» в спортивных секциях бывшего СССР 12 млн., в группах здоровья – 4 млн., в группах производственной гимнастики – 17 млн. человек; «исчезли» десятки и сотни стадионов и спортивных залов, тысячи игровых площадок, которые числились, оказывается, только на бумаге. Впрочем, до недавнего времени в печати можно было встретить сомнительные сведения. Г. Царегородцев, например, в 1987 г. в журнале «Коммунист» с сожалением констатировал, что только треть занятого населения систематически занимается физкультурой. Какая треть? Спросите своих сотрудников и знакомых. Систематически занимаются считанные единицы!

Конечно, у нас была система Госкомспорта. Эта система имела 95 учебных заведений и НИИ, 390 спортивных школ, 55 учебно-тренировочных баз, 26 промышленных предприятий. Регулярно занимались спортом у нас около 5 млн. человек, в основном, именно в спортшколах. С ними работали 100 тыс. тренеров. Но это же профессионалы! Еще недавно 9/10 всех средств, ресурсов, научных кадров шли в сферу большого спорта. Но ведь в этой сфере занималась всего 21 тыс. человек. А подготовка одного мастера спорта обходилась примерно в 50 тыс. рублей. Расходы на содержание футбольной команды мастеров составляли около 1 млн. рублей ежегодно. Когда самого сильного в свое время человека планеты, а ныне писателя Юрия Власова, спросили, как он относится к большому спорту, он ответил: «А как первые христиане относились к гладиаторским боям? Римская республика наслаждалась поединками. Стравливали бойцов. С тех пор, на мой взгляд, ничего не изменилось. Нынешний большой спорт – то же гладиаторство, правда, цивилизованное. Спорт может быть только подспорьем в работе. И ничем иным».

Впрочем, по мнению бывшего заместителя председателя Госкомспорта СССР Л. Драчевского, спорт у нас под прессом драконовских налогов, одобренных парламентом, остался «вне закона». Даже экс-президент Международного олимпийского комитета Х.А. Самаранч считал, что спортивная система в бывшем Советском Союзе стала разваливаться. Что уж тогда говорить о физкультурном движении!

Финансирование отрасли «Физическая культура» составляло в год только 20% от потребности. В России на каждого человека для занятия физкультурой и спортом выделялось… около 30 копеек в год. Доля бюджета в России на физкультуру и спорт составляла всего 0,3%, а в развитых странах – 10-12% совокупного национального продукта. Чтобы поддержать хорошую физическую форму, человек должен не менее 6-8 часов в неделю посвящать физкультуре и спорту. Как же быть, если плавать, играть, тренироваться негде? Ведь обеспеченность спортивными сооружениями и тренерскими кадрами к нас составляет 30-40%, спортивной одежды и инвентаря выпускается в год на 26 рублей, а нужно – на 182 рубля на каждого. К примеру, в СССР числилось 2295 бассейнов, а в США – около 3 млн.; у нас – 137 сооружений с искусственным льдом, а в Швеции – 350. Регулярно занимались бегом у нас не более 1 млн. человек, а в США – 32 млн.

В Хабаровске спортсооружениями обеспечено всего 15-20% населения, но не более 5% может заниматься в нормальных условиях.

В среднем каждый житель имеет 42 часа в неделю свободного времени. С учетом разнообразных потребностей человека, а настоящее время и с учетом того, что много времени приходится выстаивать в очередях, это, конечно же, немного. Тем более, что у женщин свободного времени почти в 2 раза меньше, чем у мужчин. Но как мы тратим этот скудный запас? По данным социологических исследований, около половины свободного времени люди просиживают у экранов телевизоров (правда, учащиеся в возрасте 18-19 лет – только 1/3). На физкультуру мужчины тратят в неделю в среднем 36 минут, а женщины (стыдно сказать!)… 10 минут. Человек на финише ХХ века может быть назван не гомо сапиенс (человек мудрый), а гомо седенс (человек сидящий). Масса людей около трети жизни проводят на стуле. В значительной мере это относится к учащимся. Занятия, лекции, собрания, телевизор, чтение… Сидение на стуле вырастает в серьезную проблему. Ведь при длительном сидении возникает хроническая нагрузка главной несущей конструкции нашего тела – позвоночника. Больше всего страдает упругое образование, находящееся в центре межпозвонкового диска – пульпозное ядро. Сидя за столом, мы не очень заботимся о сохранении вертикального положения туловища. Обычный при сидячей работе наклон вперед создает концентрацию нагрузки на незначительном переднем участке межпозвонкового диска. Удельное давление здесь становится соизмеримым с нагрузкой от поднятия значительных тяжестей. Последствия? Изнашивание дисков, сумок, связок суставов позвоночника. Постепенно болезни нашего века - остеохондроз, спондилез становятся для «усидчивого» человека неизбежной реальностью.

Когда каждое следующее поколение менее здорово, чем предыдущее, приходится говорить о кризисе генофонда, об определенных признаках вырождения. Ясно, что так жить нельзя. Надо что-то делать. Но что?

1.5. Мода на здоровье
Ворчать и хныкать проще всего. Увы, это никому не помогало. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) выдвинула лозунг: «Здоровый образ жизни – выигрывает каждый!» Что значит здоровый образ жизни? ВОЗ определила его составные элементы – физическое воспитание и занятия спортом, рациональное питание, ответственность за поддержание своего здоровья.

Необходима разработка и реализация государственных программ оздоровления населения. Большинство у нас «население организованное». Поэтому акцент надо сместить на предприятия, в школы, в вузы. Работу эту должны направлять компетентные и авторитетные органы. В США, например, этим занимается президентский совет по физкультуре и спорту, а в Германии – специальная комиссия при бундестаге. Наверное, и нам целесообразно создать координационный центр, скажем, при Верховном Совете РФ,

Впрочем, определенный сдвиг уже намечался. Пришло понимание, что нельзя держать здравоохранение на остатках с «чужого стола»: ассигнования на охрану здоровья значительно увеличены. Институт гигиены профилактики заболеваний среди детей и подростков научно – исследовательского центра профилактической медицины разработал в свое время реальную скрининг-программу оздоровления подрастающего поколения. Академик Г.Н. Сердюковская считает, что, если хотя бы 50% рекомендаций института было бы внедрено, здоровыми бы оканчивали школу 80-85% ребят.

Специалисты Московского центра здоровья разработали и уже апробировали «Школу научных основ здоровья». Программа школы предусматривает трехэтапную подготовку. На подготовительном этапе занятий (период кратковременной адаптации) длительностью до 3,5 месяцев занимающиеся утверждаются в необходимости и возможности оздоровления, пересматривают образ своей жизни, исключают действие повреждающих факторов, рационализируют с научных позиций свое питание, повышают физическую активность, проводят закаливающие процедуры и устанавливают индивидуальные пределы начальных тренирующих нагрузок. Второй (основной) этап (период долгосрочной адаптации) продолжается 5-6 месяцев и посвящается тренировке ответственных за адаптацию систем. При этом уровень функционирования организма повышается за счет увеличения физических нагрузок и закаливания в более жестких условиях. Третий, заключительный этап, это этап индивидуальной профилактики заболеваний. Каждый освоивший программу вознаграждается за свое упорство тем, что перестает болеть, сохраняет высокую работоспособность и к тому же получает представление о самом себе, своих резервных возможностях, формирует навыки здорового образа жизни.

Все это не пустые слова. По данным московского головного центра «Оздоровление», основанным на обследовании более 100 тыс. пациентов, после оздоровительных мероприятий в 90% случаев повышается трудоспособность, в 6 раз уменьшается посещение поликлиник, в 75% случаев понижается артериальное давление. Широкое внедрение системы оздоровления уменьшает факторы риска только по ожирению на 25-30%, снижает общую заболеваемость. Подсчитано, что активное внедрение здорового образа жизни сокращает экономические потери на 440 руб. в год на одного трудящегося. Игра стоит свеч!

Реальна ли организация школ здоровья на промышленных предприятиях, в учебных заведениях, в санаториях да и вообще в любых организованных коллективах? Думаю, что вполне.

Конечно, препятствий на этом пути хватает. Страна переживает нелегкое время. Имеются трудности с финансированием, с оборудованием, с питанием. Но ведь не вечно же так будет! Да и не всегда дело в объективных трудностях. Нередко мы ими просто прикрываемся, чтобы скрыть собственную безынициативность. Мне вспоминается такой эпизод. Много лет тому назад я присутствовал на лекции, которую читал в Центральном институте усовершенствования врачей известный специалист по патофизиологии обмена веществ профессор С.М. Лейтес. Самуил Моисеевич рассказал о том, как директор нью-йоркского бюро питания доктор Жоллиф создал антисклеротический клуб. О создании клуба доктор дал объявление в газете. Для членства в клубе необходимо было выполнить три условия: бросить курить, соблюдать рекомендованную диету и режим двигательной активности. Кто этих требований не выполнял, того из клуба исключали. Многолетние исследования над членами клуба (а их набралось около 400 человек) показали, что заболеваемость ишемической болезнью сердца у них была в 6 раз ниже, чем в популяции. Помнится, я спросил тогда профессора Лейтеса, почему такого клуба нет в Москве. Он почему-то рассердился и ответил вопросом на вопрос: «А у вас в Хабаровске такой клуб есть?». «нет», - ответил я. «Кто же вам мешает его создать? Может быть, у вас нет краевой газеты, где нужно дать объявление? Или в Хабаровске нельзя бросить курить?» Профессор Лейтес был прав. И газета есть, и диету соблюдать можно. Нет активности, предприимчивости, горения.

Или другой эпизод. На собрании спортивного клуба института многие ораторы жаловались на то, что большинство студентов ни физкультурой, ни спортом не занимаются. Объясняли это отсутствием условий. Дескать, зал занят, спортивных снарядов не хватает. Когда мне, как ветерану спорта, предоставили слово, я вышел на сцену, лег там и к вящему удивлению публики стал отжиматься руками от пола. «Какие специальные условия для этого нужны?! – спросил я притихший зал. – «Какие капиталовложения?». Народ безмолвствовал.

Особую роль в оздоровлении населения призваны сыграть физкультура и спорт. В развитых странах спортуслуги давно входят в обычный набор сервиса – как прачечная, чистка одежды, ремонт обуви. В Японии, например, массовый спорт признан важнейшим фактором общекультурного развития и долголетия. Человек не может приспособиться к гиподинамии. Нельзя часами сидеть за письменным столом, на собраниях или на просмотрах двухсерийных фильмов! А ведь у нас на собраниях, на конференциях и съездах перерывы в лучшем случае делают через 1,5 часа сидения. Даже на заседаниях ученого совета медицинского института или – больше того – на собраниях Академии медицинских наук! Все знают, что этого делать нельзя и … делают. Как не вспомнить тут про Сократа, который около 2,5 тыс. лет тому назад заявил, что он переключается на изучение живой природы с единственной целью – выяснить, почему человек знает, как надо, а делает, как не надо. До сих пор мы не можем разрешить эту загадку.

Лекторы знают, что во время перерыва подавляющая часть студентов остается на своих местах. Кто читает, кто спит, кто просто сидит. Мои многократные призывы двигаться успеха не имели. Тогда я стал приносить на лекции воздушные шарики с расчетом на то, что во время перерыва студенты будут играть ими в волейбол. Не тут-то было! Стоило мне выйти из аудитории, как студенты шарики… протыкали. Я не сдавался. Привез из Кишинева большой легкий детский мяч для пушбола (в Хабаровске таких не продавали) с довольно толстой стенкой. Что бы вы думали? Проткнули так, что склеить камеру нам уже не удалось.

Имеется огромное количество исследований, свидетельствующих о благотворном влиянии физкультуры и массового спорта на состояние здоровья. Мы убедились в этом на собственном опыте, проведя совместно со студентами - кружковцами комплексное изучение влияния систематических спортивных тренировок на физическое состояние и успеваемость студентов медицинского института. Исследование, как и ожидалось, показало, что дозированное занятие спортом повышает резервные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма. Об этом еще будет речь. Не секрет, что среди преподавателей вузов бытует мнение, будто студенты – спортсмены учатся хуже, чем студенты, не занимающиеся спортом. Дескать, бей-беги, а с интеллектом… туже. Наше исследование показало, что успеваемость спортсменов не только не ниже, но даже достоверно выше, чем у контрольных испытуемых. По-видимому, это связано с благотворным влиянием спорта на здоровье, а также с тем, что систематические тренировки делают людей более организованными, приучают ценить время и лучше его планировать.

Необходимо иметь в виду, что сохранение и упрочение здоровья – это труд. И труд нелегкий. Труд в самом прямом физическом смысле. Не так уж редко встречается тип этакого страдальца от физкультуры, рассуждающего: ладно уж, переживу как-нибудь 15 физкультурных минут ради здоровья. Скоро этот страдалец убеждается, что мучается зря: незаметно, чтобы здоровье прибывало. А ведь иного исхода трудно было и ожидать. 15 минут физической активности в день, конечно, лучше, чем ничего, но они не могут существенно повлиять на здоровье, особенно если оно уже изрядно запущено. 18 – 20-летний человек должен активно «нагружаться» 10 – 12 часов в неделю, причем оздоровительный эффект обеспечивается нагрузками высокой интенсивности с участием 60 – 70% всех мышечных групп.

В среднем человек должен терять благодаря физической активности около 800 больших калорий в день. Из чего должны складываться эти потери? Прежде всего это ежедневная физзарядка. Продолжать она должна минимум 15 минут (это для лентяев), а оптимум – 40 – 60 минут. Каждый день необходимо тренировать как минимум 5 групп мышц – мышцы плечевого пояса, мышцы тазового пояса, мышцы живота, мышцы шеи и мышцы спины. О мышцах спины хотелось бы сказать особо. О перегрузке нашего позвоночника уже говорилось. Один из моих учителей любил повторять, что у человека слабым местом является пояснично-крестцовый отдел позвоночника. Наши далекие предки опирались на 4 конечности. Нагрузка на позвоночник у них распределялась равномерно. Вертикальное положение туловища человека предъявляет дополнительные требования именно к пояснично-крестцовому отделу позвоночного столба. Мышцы спины призваны ему помочь. А они у нас слабенькие. Развивая силу и выносливость этих мышц, можно совершенствовать так называемый мышечный корсет. Кстати, при сидении рекомендуется располагать руки на столе, чтобы они принимали на себя некоторую часть тяжести туловища и предотвращали чрезмерный наклон вперед. Особенности действия на позвоночник сидения с наклоном вперед заставляет пересмотреть отношение к упражнениям типа наклонов вперед. Следует отдавать предпочтение прогибам назад, наклонам в сторону, поворотам и вращениям туловища. Каждое упражнение следует повторять не менее 12 раз. Зарядка должна быть нагрузочной, иначе это пустая трата времени.

Для контроля за интенсивностью нагрузки следует ориентировать на частоту пульса. В период наибольшего напряжения частота пульса должна составлять 2/3 от максимальной. Максимальная частота пульса вычисляется по формуле 220 – возраст. К примеру, если вам 25 лет, то максимальная частота пульса у вас не должна превышать 195 (220 – 25). Следовательно, во время физзарядки частота пульса у вас в период наибольшего напряжения должна повыситься до 130 ударов в 1 мин. (2/3 от 195). Благодаря такой физзарядке будет потрачено около 300 больших калорий. Еще 300 калорий вы потеряете при быстрой ходьбе в течение часа. Считается, что каждый человек должен делать не менее 10 тыс. шагов в день. Контролировать это можно с помощью шагомеров, которые продаются в спортивных магазинах. Остается потерять еще 200 калорий. Это можно сделать, если хотя бы 1 - 2 раза заниматься в какой-нибудь спортивной секции. Я понимаю, что пока это звучит как утопия. Но если мы хотим построить режим нашей двигательной активности на научных основах, если мы хотим снизить заболеваемость и повысить продолжительность жизни, сделать это необходимо. В противном случае – нечего жаловаться…

Возможность заниматься в спортивных секциях сейчас повысилась. Помню, как в пятидесятые годы в Хабаровске нас, теннисистов, было несколько человек. Теперь же благодаря усилиям краевой федерации тенниса в городе созданы и успешно работают несколько платных секций большого тенниса и теннисная школа, в которых занимаются сотни детей, юношей и девушек. Конечно, сохранение и упрочение здоровья это труд. Но речь вовсе не идет о каких-то жертвах. Бороться с собой приходится лишь вначале. В дальнейшем тренируешься не только с удовлетворением, но и с удовольствием. Главное – втянуться. Потом – сужу по своему опыту – без систематических упражнений просто уже не можешь. Приятное с полезным!

Хорошие стихи посвятил Павел Хмара известному нашему хирургу Н.М. Амосову:

Покой? Он не знает, что это такое,
И нам проповедует принцип такой:
Чем раньше откажешься ты от покоя,
Тем позже отправят тебя на покой.
Посвящение это отнюдь не случайное. Николай Михайлович Амосов был известен как неустанный пропагандист физической активности. Физкультуру пропагандировал он не только в своих книгах, но и личным примером. Когда я прочел, что Николай Михайлович в свои 70 с гаком лет каждое утро приседал 100 раз, мне стало завидно, и я начал приседать 107 раз.

Вообще, от лидеров, от популярных в народе людей зависит очень многое. Когда американская певица Мадонна увлеклась велосипедным спортом, для многих девушек это стало сигналом к действию. Наше телевидение часто показывало американского президента Джорджа Буша, причем интервью он давал нередко не в официальной обстановке, а на бейсбольной площадке или во время пробежки. Почему бы не показать так нашего Президента? Известно, что Борис Николаевич Ельцин увлекался теннисом, а Владимир Владимирович Путин – дзюдо. Почему бы не показать их на теннисном корте или в спортивном зале? Убежден, что личный пример наших лидеров принес бы физкультурному движению немалую пользу.

Резистентность организма повышают не только тренировки к физической нагрузке. Данные литературы и наши собственные исследования свидетельствуют о том, что одним из наиболее эффективных методов повышения устойчивости организма является тренировка к кислородному голоданию. Между тем, несмотря на очевидную пользу, этот метод используется пока в узкоспециальных целях (тренировка летчиков, космонавтов, альпинистов). Наверное, потому, что тренировка проводится в барокамерах. А где их взять? Но ведь есть совсем простой метод воспроизведения кислородного голодания у человека – задержка дыхания. Сначала проводится гипервентиляция – два глубоких вдоха и выдоха, а затем после третьего глубокого вдоха дыхание задерживается на предельно возможный срок (как правило, на 1,5 – 2 минуты). Чего проще!

У нас была группа студентов (250 человек), которых мы называли «космонавтами». Они ежедневно по 2 раза в день тренировались к задержке дыхания. Исследование показало, что такая тренировка благотворно отражается на деятельности сердца и дыхательной системы, способствуя более экономной их работе и более быстрому восстановлению частоты пульса и дыхания после стандартной физической нагрузки. Эффект выявляется уже после стандартной месячной тренировки, но достигает максимума после тренировки в течение 5 – 6 месяцев. Это и не удивительно. Ведь систематическая тренировка к умеренному кислородному голоданию , как и тренировка к физической нагрузке, упражняет сердце и систему дыхания и совершенствует окислительно – восстановительные процессы в тканях. Впрочем, об этом мы еще поговорим.

Еще одним способом повышения устойчивости организма к различным неблагоприятным воздействиям является тренировка к действию холода. Иначе это называют «закаливание». Интересно, что тренировка к действию тепла закаливающим действием не обладает. Впечатление даже такое, что тепло изнеживает и демобилизует. Может быть, дело в том, что холод способствует, а тепло тормозит выделение адаптивных гормонов из надпочечников. Впрочем, вопрос этот нуждается в дальнейшем изучении, и мы еще к нему вернемся.

Некоторые авторы пропагандируют тренировки к экстремальным холодовым воздействиям. Во многих городах существуют секции так называемых «моржей». Создали такую секцию и мы. Наши студенты «моржевались» в проруби в Амуре и в открытом малом плавательном бассейне, в котором вода зимой не подогревалась. Мы регистрировали у «моржей» температуру кожи, температуру тела, пульс и артериальное давление до и сразу после «моржевания». Изменения были весьма значительными. Секция у нас просуществовала всего несколько месяцев. После того как нам стали известны данные о том, что резкие холодовые воздействия оказывают отрицательное влияние на сексуальную сферу, мы решили (от греха подальше!) тренировки прекратить.

В последние годы стало модным пропагандировать «Детку» - систему ЗОЖ обожествляемого старца Порфирия Корнеевича Иванова, которого называют Учителем. Наряду с разумными идеями, отражающими общечеловеческие ценности, «Детка», на мой взгляд, содержит весьма сомнительные рекомендации. В частности, я не могу согласиться с первым пунктом «Детки», в котором рекомендуется обливание тела холодной водой. Эта процедура провозглашается необходимым условием для приобщения к системе. Обливание рекомендуется проводить из ведра дважды в день, и летом и зимой на улице, в том числе и для детей любого возраста, включая грудных. При обострении хронической болезни или при простуде процедуру эту отменять не рекомендуется. Напротив – требуется ужесточить режим: продолжать обливаться по 3 - 4 раза в день, даже при повышенной температуре тела (см. статью «Учитель» в газете «ТОЗ» от 25 и 27 мая 1991 г.). Такие рискованные рекомендации не совместимы с основной заповедью медицины – Noli nocere! (Не навреди!). Жертвы уже есть. Осенью 1990 г. в 3-й городской больнице Хабаровска от острого миокардита умерла больная, которая обливалась холодной водой по описанной методике, несмотря на развитие у нее ОРЗ. Я против любых проявлений экстремизма. Давайте запомним мудрую латинскую пословицу: Cibi, potus, somni, venus - omnia moderata sint. (Еда, питье, сон и любовь – все должно быть умеренным).

В научно – популярной литературе, в газетах и журналах нередко пропагандируют для оздоровления населения периодически использовать метод краткосрочного полного голодания. При этом любят ссылаться на явно устаревшую и во многом наивную книгу Поля Брэгга «Чудо голодания». О.Вишневский даже написал в «Литературной газете»:

Размах престижности таков:
От моциона и до бега,
От самодельных шашлыков –
До голодания по Брэггу.
Брэгг рекомендовал голодать 1 день в неделю и три раза в год по 7 или 10 дней. Мы проверяли, как влияет систематическая тренировка к однодневному голоданию на состояние организма молодых людей. Полученные результаты мы обсудим в главе о работе студенческого научного кружка: ведь голодали кружковцы.

Исходя из того, что у 80% студентов обнаружились скрытые проявления гиповитаминоза, помимо метода тренировок, мы использовали для повышения устойчивости организма введение витаминов. В исследованиях участвовало 520 студентов. Часть из них в течение 6 месяцев принимала в виде драже (по 2 шт. в день) поливитамины, часть – аскорбиновую кислоту, части испытуемых был проведен курс внутривенных инъекций аскорбиновой кислоты. Степень скрытых проявлений гиповитаминоза С у испытуемых заметно уменьшалась. Более чем в 2 раза, например, уменьшилось весной количество точечных кровоизлияний при создании дозированного разрежения на ограниченном участке предплечья (это так называемая проба Нестерова).

Таким образом, исследования показывают, что тренировка к физической нагрузке (физкультура и спорт), к кислородному голоданию, к охлаждению (закаливание), а также систематическое введение в организм витаминов повышают резистентность организма. Хочется подчеркнуть, что особых капиталовложений для этого не требуется. А что нужно? Нужно осознание огромной важности этой проблемы. Необходимо формирование внутренней потребности в здоровом образе жизни. Нужна мода на здоровье.

Было бы хорошо, если бы при поступлении в медицинский институт студенты давали клятву быть пропагандистами здорового образа жизни. Было бы хорошо, если бы руководители всех рангов – от руководителя учреждения до президента – утверждали ЗОЖ своим личным примером.
×

По теме Педагогическая дилемма

Педагогическая дилемма

Конечно, социальные проблемы это проблемы основные, но далеко не единственные...
Психология

Педагогическая дилемма

Да, мы живем в сложное время, и многие любят на это ссылаться. А мне всегда...
Психология

Педагогическая дилемма

Потоки мракобесия, лжи, пиара, чудовищного невежества просто заполонили эфир...
Психология

Педагогическая дилемма

1.ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ: О чем это... Педагогическая дилемма – странное название, не...
Психология

Педагогическая дилемма

Глава 2. Урок любви Omnia vincit amor et nos cedamus amori (Все побеждает любовь...
Психология

Педагогическая дилемма

2.4. Без надобности в наказаниях Нужна дисциплина. Конечно, нужна. Как же...
Психология

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Вокруг черной дыры
Болезнь Рейно. Целитель 427