С детских лет мы хорошо усвоили, что одна из наивысших ценностей, которая есть у человека – это его свобода. Человек волен выбирать свое настоящее и будущее, человек волен жить там, где ему хочется, и жить так, как ему нравится.
Он может захотеть стремиться чего-то достигнуть в этой жизни, и может не стремиться ни к чему и отрицать саму жизнь. В любом случае, он свободен и волен делать свой выбор самостоятельно. Все мы знаем, что это так.
В жизни человека нет никаких ограничений, но есть препятствия, которые он волен или преодолевать, или мириться с ними. Если он выбирает бороться за свое право жить так, как ему хочется, то у него может получиться, а может и не получиться, как семечко, упав в землю, может стать большим деревом, а может и завянуть. В любом случае его свобода воли и свобода выбора будут реализованы полностью. Если же он выбрал быть жертвой обстоятельств и предположил, что внешние силы сильнее его, и он не в состоянии с ними совладать, он опять же полностью реализовал свою свободу выбора. Он выбрал думать так, что у него ничего не получится, и он ничего не достигнет. Каждый человек делает это самостоятельно. Он свободен.
Каждая секунда предлагает человеку новые возможности для выбора, и ежесекундно человек выбирает для себя нечто самое лучшее из всего того, что ему предложила жизнь и окружающая его реальность. Я хочу сказать вам очень важную вещь: человек всегда и в любых обстоятельствах совершает наилучший выбор. Это не значит, что так оно и есть. Человек может ошибиться и обнаружить эту ошибку много позже. Часто бывает так, что выбор, который делает человек, неприемлем для его окружения. С некоторыми выборами никогда не согласится общество. Например, если некто задумал ограбить банк, то такую свободу выбора общество и закон не признают никогда. Но в ту секунду, когда человек принимает решение, когда он делает свой выбор, ему кажется, что этот выбор – наилучший для него. И даже тогда, когда человек делает выбор в пользу дурных поступков, в пользу чего-то неприятного для других, или даже такое, что сделает плохо ему самому – он делает этот выбор с внутренней убежденностью, что это решение, которое он принял, – оно самое лучшее. Если бы это было неправдой, то в мире не было бы ни самоубийств, ни преступлений. Что бы тогда толкнуло человека сделать плохое, если бы он был убежден, что это не самый лучший выбор? Но это правда. И об этом вам следует задуматься.
Почему так важно понимать вопросы свободы выбора и волеизъявления? А потому, что мы, декларируя и утверждая свободу человека, свободу его духа, его разума, его выбора, тут же отрицаем ее на каждом шагу. Ребенок усваивает несвободу раньше, чем в школе его познакомят с произведениями литературы и искусства, воспевающих свободу. Его воспитание строится на системе запретов, которые не имеют альтернативы. А не имеет он ее потому, что мы утверждаем только правильную свободу выбора, правильную в том смысле, в котором ее принимает большинство. И если речь идет о том, что человек свободен в своем желании работать еще больше или платить больше налогов, то все замечательно. Но первый, кто осмелится сказать, что человек имеет свободу выбора не работать вообще, жить за счет других или грабить банки, будет обвинен в кощунстве.
И мы никогда не сдвинемся с места, все более и более погрязая во взаимной ненависти, неприязни и стремлении покарать ослушников наших запретов, если будем декларировать только свободу выбора добра, и отрицать свободу выбора зла. А ведь зло человек волен выбирать точно так же, как он может выбирать сделать нечто хорошее и полезное для окружающих его людей, для животных, для природы, для науки или искусства. Практика показывает, что какой бы ужасающий не был запрет, какое бы непреодолимое вето не было наложено на те или иные злые деяния, – человек находит и интерес, и возможность, и оправдание совершить их. Могли бы мы предположить, что признавать за ним его право и его выбор совершать преступления и идти против истины будет более справедливым и нравственным?
Это действительно звучит очень кощунственно. Как можно признавать за человеком его право на зло? Как можно декларировать плохие поступки? Как принять или хотя бы попытаться понять то, что отрицает все наше существо, все наше естество, воспитанное тысячелетиями однобокой свободы воли, где один бок белый, а другой нужно прятать под одеждой? Я считаю, что это возможно. Да, это возможно! Но это совсем не значит, что мы одобрим такой его выбор, что мы примем его и пожалеем его. Мы относимся к поступкам так, как они этого заслуживают.
В некотором роде я бы даже посмел утверждать, что декларируемая свобода и есть та пища, которая кормит все или большинство пороков и преступлений на нашей планете. Мы говорим людям, что они свободны, но при этом здесь им ходить запрещено, это им делать нельзя и то-то и вот то не нужно делать ни в коем случае. И если всеми признано и утверждается, что свобода есть высшая ценность, которая есть у человека, то стоит ли нам удивляться, что он изо всех сил начинает рваться к этой свободе? Запретите подавать нищим, запретите жалеть других и подавать руку ближнему, когда ему трудно, и люди начнут это делать, нарушая запреты, тайком. Запретный плод, как известно, всегда сладок. Но, может быть, он сладок потому, что за ним стоит стремление к той самой свободе воли и свободе выбора, о которой так много и так часто говорят?
Право на злую волю. Какая, право, замечательная лазейка для всех тех, кто нашел свое удовольствие в недобром и разрушительном! Как соблазнительно может показаться думать, что во всех твоих грехах и преступлениях виновато общество, которое ограничило свободу выбора, которое оградило тебя запретами и оградами. Но на самом деле за всем тем, что подразумевает истинную свободу выбора, без различения ее на злую и добрую, на вредную и полезную, – за всем этим стоит коллективная воля общества, единого мудрого организма. И, вместо запретительной системы, где злая воля отрицается, а каждый злой поступок вызывает сожалеющее качание головами и мечты о справедливом и гуманном обществе, появляется предупредительная система общества: оно уже не запрещает делать нечто вредное для общества, но предупреждает о том, что вслед за такими поступками последует наказание, и наказание будет неизбежным.
Предупредительная система сложна: она как бы признает плохие поступки, дает им право на существование. Предупредительная система требует большей ответственности каждого ее члена, большей решимости, больше собственной воли. Можно до бесконечности убеждать себя и своего мужа, который превратился в алкоголика, что он на самом деле хороший, что это его сглазили, что его нужно только закодировать и он сразу станет золотым. Запретительная система отрицает волю и выбор того, кто нарушает запрет: ты только не пей, ты не вздумай пить, ты это прекрати, ты больше этого не делай, ты это брось, тебе нужно измениться. Предупредительная система не запрещает пьяницы пить, не лишает его свободы выбора, как бы дико это не звучало: да, ты можешь бросить пить и мы живем с тобой в любви и согласии, или ты продолжаешь пить, и мы с тобой разводимся. Выбирай. Я приму любой твой выбор.
Предупредительная система ничего не запрещает, но требует ответственности за каждый осознанный выбор, потому как любой выбор так или иначе осознан. Если у человека нет свободы выбора, он легко может сделать себя жертвой обстоятельств, порчи, плохого магнитного поля Земли, собственных нервов, настроения или характера. Я не знаю, почему я так поступил... На меня что-то нашло... Был не в себе... Меня заставили... Это была случайность... Как я уже говорил выше, каждый выбор человека – наилучший. И что бы он не предполагал, – ему захотелось поступить именно так, а никак иначе.
В нашей жизни встречается много неприятных ситуаций. Нас могут обидеть, унизить, обмануть, оскорбить, ударить. С кем-то вы в натянутых отношениях. С кем-то вы не можете найти общего языка. С кем-то ведете позиционную войну. Посмотрите хотя бы некоторое время на все это принципиально иначе. Во-первых, люди, которые это делают, имеют право это делать. Скажите этому: да! В том смысле, что это возможно, это существует, это объективная данность. Хотя бы потому, что это происходит с вами. И, во-вторых, посмотрите на это с той точки зрения, что все эти люди сделали свой выбор поступать по отношению к вам именно так, а не иначе. Не отрицайте это, не закрывайте глаза, а, напротив, признайте, что люди могут делать и такой выбор. Это может мигом освободить вас от множества иллюзий: вы обнаружите, что вы живете в мире, в котором и добрые, и злые поступки имеют равное право на существование. И теперь пришло время искать новые опоры, новые решения и делать свой новый выбор. Выбор, который, как вы уже знаете, всегда окажется наилучшим для вас. И дай Бог, чтобы это была истинная правда!
В жизни человека нет никаких ограничений, но есть препятствия, которые он волен или преодолевать, или мириться с ними. Если он выбирает бороться за свое право жить так, как ему хочется, то у него может получиться, а может и не получиться, как семечко, упав в землю, может стать большим деревом, а может и завянуть. В любом случае его свобода воли и свобода выбора будут реализованы полностью. Если же он выбрал быть жертвой обстоятельств и предположил, что внешние силы сильнее его, и он не в состоянии с ними совладать, он опять же полностью реализовал свою свободу выбора. Он выбрал думать так, что у него ничего не получится, и он ничего не достигнет. Каждый человек делает это самостоятельно. Он свободен.
Каждая секунда предлагает человеку новые возможности для выбора, и ежесекундно человек выбирает для себя нечто самое лучшее из всего того, что ему предложила жизнь и окружающая его реальность. Я хочу сказать вам очень важную вещь: человек всегда и в любых обстоятельствах совершает наилучший выбор. Это не значит, что так оно и есть. Человек может ошибиться и обнаружить эту ошибку много позже. Часто бывает так, что выбор, который делает человек, неприемлем для его окружения. С некоторыми выборами никогда не согласится общество. Например, если некто задумал ограбить банк, то такую свободу выбора общество и закон не признают никогда. Но в ту секунду, когда человек принимает решение, когда он делает свой выбор, ему кажется, что этот выбор – наилучший для него. И даже тогда, когда человек делает выбор в пользу дурных поступков, в пользу чего-то неприятного для других, или даже такое, что сделает плохо ему самому – он делает этот выбор с внутренней убежденностью, что это решение, которое он принял, – оно самое лучшее. Если бы это было неправдой, то в мире не было бы ни самоубийств, ни преступлений. Что бы тогда толкнуло человека сделать плохое, если бы он был убежден, что это не самый лучший выбор? Но это правда. И об этом вам следует задуматься.
Почему так важно понимать вопросы свободы выбора и волеизъявления? А потому, что мы, декларируя и утверждая свободу человека, свободу его духа, его разума, его выбора, тут же отрицаем ее на каждом шагу. Ребенок усваивает несвободу раньше, чем в школе его познакомят с произведениями литературы и искусства, воспевающих свободу. Его воспитание строится на системе запретов, которые не имеют альтернативы. А не имеет он ее потому, что мы утверждаем только правильную свободу выбора, правильную в том смысле, в котором ее принимает большинство. И если речь идет о том, что человек свободен в своем желании работать еще больше или платить больше налогов, то все замечательно. Но первый, кто осмелится сказать, что человек имеет свободу выбора не работать вообще, жить за счет других или грабить банки, будет обвинен в кощунстве.
И мы никогда не сдвинемся с места, все более и более погрязая во взаимной ненависти, неприязни и стремлении покарать ослушников наших запретов, если будем декларировать только свободу выбора добра, и отрицать свободу выбора зла. А ведь зло человек волен выбирать точно так же, как он может выбирать сделать нечто хорошее и полезное для окружающих его людей, для животных, для природы, для науки или искусства. Практика показывает, что какой бы ужасающий не был запрет, какое бы непреодолимое вето не было наложено на те или иные злые деяния, – человек находит и интерес, и возможность, и оправдание совершить их. Могли бы мы предположить, что признавать за ним его право и его выбор совершать преступления и идти против истины будет более справедливым и нравственным?
Это действительно звучит очень кощунственно. Как можно признавать за человеком его право на зло? Как можно декларировать плохие поступки? Как принять или хотя бы попытаться понять то, что отрицает все наше существо, все наше естество, воспитанное тысячелетиями однобокой свободы воли, где один бок белый, а другой нужно прятать под одеждой? Я считаю, что это возможно. Да, это возможно! Но это совсем не значит, что мы одобрим такой его выбор, что мы примем его и пожалеем его. Мы относимся к поступкам так, как они этого заслуживают.
В некотором роде я бы даже посмел утверждать, что декларируемая свобода и есть та пища, которая кормит все или большинство пороков и преступлений на нашей планете. Мы говорим людям, что они свободны, но при этом здесь им ходить запрещено, это им делать нельзя и то-то и вот то не нужно делать ни в коем случае. И если всеми признано и утверждается, что свобода есть высшая ценность, которая есть у человека, то стоит ли нам удивляться, что он изо всех сил начинает рваться к этой свободе? Запретите подавать нищим, запретите жалеть других и подавать руку ближнему, когда ему трудно, и люди начнут это делать, нарушая запреты, тайком. Запретный плод, как известно, всегда сладок. Но, может быть, он сладок потому, что за ним стоит стремление к той самой свободе воли и свободе выбора, о которой так много и так часто говорят?
Право на злую волю. Какая, право, замечательная лазейка для всех тех, кто нашел свое удовольствие в недобром и разрушительном! Как соблазнительно может показаться думать, что во всех твоих грехах и преступлениях виновато общество, которое ограничило свободу выбора, которое оградило тебя запретами и оградами. Но на самом деле за всем тем, что подразумевает истинную свободу выбора, без различения ее на злую и добрую, на вредную и полезную, – за всем этим стоит коллективная воля общества, единого мудрого организма. И, вместо запретительной системы, где злая воля отрицается, а каждый злой поступок вызывает сожалеющее качание головами и мечты о справедливом и гуманном обществе, появляется предупредительная система общества: оно уже не запрещает делать нечто вредное для общества, но предупреждает о том, что вслед за такими поступками последует наказание, и наказание будет неизбежным.
Предупредительная система сложна: она как бы признает плохие поступки, дает им право на существование. Предупредительная система требует большей ответственности каждого ее члена, большей решимости, больше собственной воли. Можно до бесконечности убеждать себя и своего мужа, который превратился в алкоголика, что он на самом деле хороший, что это его сглазили, что его нужно только закодировать и он сразу станет золотым. Запретительная система отрицает волю и выбор того, кто нарушает запрет: ты только не пей, ты не вздумай пить, ты это прекрати, ты больше этого не делай, ты это брось, тебе нужно измениться. Предупредительная система не запрещает пьяницы пить, не лишает его свободы выбора, как бы дико это не звучало: да, ты можешь бросить пить и мы живем с тобой в любви и согласии, или ты продолжаешь пить, и мы с тобой разводимся. Выбирай. Я приму любой твой выбор.
Предупредительная система ничего не запрещает, но требует ответственности за каждый осознанный выбор, потому как любой выбор так или иначе осознан. Если у человека нет свободы выбора, он легко может сделать себя жертвой обстоятельств, порчи, плохого магнитного поля Земли, собственных нервов, настроения или характера. Я не знаю, почему я так поступил... На меня что-то нашло... Был не в себе... Меня заставили... Это была случайность... Как я уже говорил выше, каждый выбор человека – наилучший. И что бы он не предполагал, – ему захотелось поступить именно так, а никак иначе.
В нашей жизни встречается много неприятных ситуаций. Нас могут обидеть, унизить, обмануть, оскорбить, ударить. С кем-то вы в натянутых отношениях. С кем-то вы не можете найти общего языка. С кем-то ведете позиционную войну. Посмотрите хотя бы некоторое время на все это принципиально иначе. Во-первых, люди, которые это делают, имеют право это делать. Скажите этому: да! В том смысле, что это возможно, это существует, это объективная данность. Хотя бы потому, что это происходит с вами. И, во-вторых, посмотрите на это с той точки зрения, что все эти люди сделали свой выбор поступать по отношению к вам именно так, а не иначе. Не отрицайте это, не закрывайте глаза, а, напротив, признайте, что люди могут делать и такой выбор. Это может мигом освободить вас от множества иллюзий: вы обнаружите, что вы живете в мире, в котором и добрые, и злые поступки имеют равное право на существование. И теперь пришло время искать новые опоры, новые решения и делать свой новый выбор. Выбор, который, как вы уже знаете, всегда окажется наилучшим для вас. И дай Бог, чтобы это была истинная правда!
Обсуждения Право на волю