Последнее время мне приходит множество писем от людей, которые жалуются на боязнь выступать перед аудиторией. Страх, который их охватывает в общественных местах, связан с тем, что они бояться покраснеть, сказать что-то не то.
По этим и некоторым другим признакам можно понять, что человек страдает социальной фобией.
Социальная фобия представляет собой иррациональный страх перед унижением и смущением в общественных местах (по психиатрической классификации DSM-III-R), в результате которого субъект начинает осознанно избегать пугающие его ситуации. При этом он понимает, что эти опасения не обоснованы, иррациональны. Как правило, таких людей очень волнует реакция окружающих на их поведение, они бояться, что над ними посмеются, что они потеряют авторитет и доверие. Чаще всего социальные фобии проявляются в следующих ситуациях: еда в ресторане, посещение публичных туалетов, разговор в компании, занятия музыкой "на людях", необходимость выступить перед аудиторией, даже самой маленькой, сдача экзаменов или просто ответы у доски. В конечном итоге, человек может начать избегать социальных контактов, изолироваться и испытывать трудности даже в общении с отдельными людьми.
Недавно я работала с двумя пациентками, которые испытывали трудности в общении с незнакомыми людьми и были фиксированы на определенных своих симптомах, таких как урчание в животе и дрожание рук. В результате, одна из них избегала ситуации, где ей нужно общаться в тишине и соответственно значимый человек может услышать, как у нее урчит живот, а другая пациентка избегала все социальные ситуации, где нужно делать что-то руками: ставить подпись, пробивать билет в автобусе, расплачиваться в кассе и так далее.
В происхождении этого расстройства играют роль генетический фактор (в семьях таких пациентов обычно есть люди, страдающие фобиями и другими тревожными расстройствами), а также стиль воспитания ребенка. Изучая семейные истории своих пациентов, я заметила, что обычно, они имеют "гиперопекающего родителя", то есть родителя, который слишком сильно заботиться о ребенке, ограничивая при этом его свободу своим неусыпным контролем. Так, одна из пациенток, рассказывала мне, что после каждого телефонного разговора, ее мама требует полного отчета о том, с кем и о чем она разговаривала. Либо мама может быть "мнительной", то есть подозревать у ребенка различные заболевания, постоянно беспокоиться о том, что с ним может что-то случиться, например, если он задержался в школе и поздно вернулся домой. Другой тип родителя – "критикующий", то есть когда родитель (чаще это отец, но может быть и мать), предъявляет к ребенку высокие требования, ребенок часто слышит критику в свой адрес, намного чаще, чем похвалы. Так, другая пациентка рассказывала мне о маме, которая постоянно сравнивала ее с другими детьми, указывая, таким образом, на то, что девочка делала не правильно: плохо училась или была не достаточно аккуратна. Внешние механизмы общения между родителем и ребенком постепенно становятся внутренним отношением к самому себе и окружающим, "интериоризируются", говоря на языке психологии. Так, ребенок, которого вечно сравнивают с другими детьми, в будущем будет сильно зависеть от оценки окружающих, будет постоянно сравнивать себя с лучшими и быть недовольным своими достижениями. "Мой начальник лучше меня общается, знает разные языки, поэтому я чувствую себя очень сковано в его присутствии", - рассказывает моя клиентка. Когда работает такой невротический механизм, то нет возможности оценить собственные успехи, они кажутся незначительными, человек не принимает себя, и вечно сравнивает свои достижения с другими людьми, теми, кто достиг большего, вгоняя тем самым себя в депрессию.
Социальные фобии лечатся с помощью фармакотерапии (обычно врачи подбирают андтидепрессанты в сочетании с транквилизаторами), а также с помощью различных видов психотерапии. Наиболее эффективными, на мой взгляд, являются такие методы психотерапии, как поведенческая терапия и НЛП. Считается, что залогами успешного лечения являются:
готовность больного к лечению,
отчетливая очерченность проблем и фактов,
наличие альтернативных стратегий, позволяющих справиться с переживаниями.
Из методик поведенческой терапии наиболее распространенной является метод систематической десенсибилизации. Этот метод был впервые предложен Josph Wolpe. Он состоит в том, что пациент подвергается последовательному воздействию заранее выбранных стимулов, вызывающих тревогу, ранжированным по степени – от наименее до наиболее пугающих. С помощью транквилизирующих веществ, гипноза и обучения мышечной релаксации человек начинает понимать, как обеспечить самому себе физический и психический покой. Как только он овладевает таким методом, ему дается инструкция применять этот метод каждый раз, когда появляется угроза стимула, который может вызывать тревогу. Как только пациент начинает чувствовать себя спокойно (появляется эффект десенсибилизации) по отношению к какому-либо стимулу из шкалы, его подвергают воздействию следующего стимула из шкалы, в конечном итоге, то, что ранее вызывало наибольшую тревожность, больше не вызывает панического эффекта. Примером такой шкалы, может быть ряд ситуаций, провоцирующих тревогу от наименее слабой до наиболее сильной: необходимость спросить что-то у продавца или прохожего на улице, еда в ресторане, общение в компании, необходимость произнести тост, сдача экзамена, выступление перед небольшой аудиторией, съемки на телевиденье, выступление перед большой аудиторией и так далее.
С помощью методов НЛП (нейро-лингивтического программирования) можно выявить "пугающие" стимулы, которые человек обычно не осознает, и эти стимулы трансформировать. Чаще всего это делается с помощью методики "Взмаха", но возможно и применение других методик НЛП, которые производят субмодальные изменения, то есть достаточно быстро изменяются части опыта пациента.
Так, одна из моих пациенток описывала, что чувствует себя очень сковано даже перед самой маленькой аудиторией. Мы выяснили, что при этом она представляла себя застывшие лица людей, никаких звуков и движений, картинка была смазанной, нечеткой, она пыталась увидеть и оценить со стороны свой голос и движения. Исходя из ее позитивного прошлого опыта, то есть, используя ресурсное переживание пациентки, когда она легко и непосредственно могла общаться с другими людьми, мы трансформировали с помощью метода "Взмаха", этот образ как если бы она четко видела перед собой аудиторию, интерес в лицах других людей, то как они слегка двигаются, например, движения рук и головы, легкие шорохи и другие звуки, при этом, она сместила фокус своего внимания с попыток оценить себя со стороны, на других людей, возможность объяснить им что-то, сделать материал понятным. Пациентка вошла внутрь своего образа и уже не пыталась оценивать себя со стороны. После чего она почувствовала значительное облегчение, появилось чувство уверенности и желание испытать эти изменения на практике. На следующей консультации она сообщила, что делала доклад на семинаре и чувствовала себя более спокойно и расковано, только вначале она испытывала легкое волнение, которое постепенно ушло, когда она увлеклась этим докладом.
Кроме того, человек может в своей голове иметь ошибочные убеждения, которые ограничивают его поведение. Например, он может считать себя не достаточно интересным для собеседников (убеждение об идентичности), либо он может думать, что какая-то ошибка во время выступления может испортить его репутацию (закон причина – следствие). Такие ограничивающие убеждения либо расшатываются и постепенно изменяются с помощью специальных методов "Раскрутки" и других методов изменения убеждений, которые используются в НЛП (читайте Р.Дилтса, Т.Халлбом, С.Смит "Изменение убеждений. Психотехнологии уровня НЛП – мастера), либо постепенно изменяются в ходе когнитивной и рациональной терапии, когда пациенту демонстрируются его ошибочные убеждения и предлагаются другие возможные варианты формирования новых убеждений.
В том случае, если корни социальной фобии связаны с психологическими травмами, которые произошли в детстве или более позднем возрасте, имеет смысл использовать, такие методы НЛП, как "Ре-импринт опыта" или "Изменение личной истории" (все эти методики описаны в выше названной книге, а также в других книгах по НЛП).
Большая часть моих пациентов, имеющих социальную фобию, как правило, имела достаточно ограниченный опыт общения и выступлений, что вполне понятно. Для того чтобы закрепить начавшиеся изменения, я обычно рекомендую тренировать навыки общения, постепенно все чаще и чаще оказываться на публике, выступать, до тех пор, пока это не станет для Вас совершенно естественным процессом. Многие люди, начинают потом испытывать истинное удовольствие от своих выступлений, их самооценка резко растет. Даже если сейчас ваши изменения кажутся Вам незначительными, постепенно они будут становиться все глубже. Они могут начаться сейчас или чуть позже, даже если сейчас Вы этого не осознаете.
Социальная фобия представляет собой иррациональный страх перед унижением и смущением в общественных местах (по психиатрической классификации DSM-III-R), в результате которого субъект начинает осознанно избегать пугающие его ситуации. При этом он понимает, что эти опасения не обоснованы, иррациональны. Как правило, таких людей очень волнует реакция окружающих на их поведение, они бояться, что над ними посмеются, что они потеряют авторитет и доверие. Чаще всего социальные фобии проявляются в следующих ситуациях: еда в ресторане, посещение публичных туалетов, разговор в компании, занятия музыкой "на людях", необходимость выступить перед аудиторией, даже самой маленькой, сдача экзаменов или просто ответы у доски. В конечном итоге, человек может начать избегать социальных контактов, изолироваться и испытывать трудности даже в общении с отдельными людьми.
Недавно я работала с двумя пациентками, которые испытывали трудности в общении с незнакомыми людьми и были фиксированы на определенных своих симптомах, таких как урчание в животе и дрожание рук. В результате, одна из них избегала ситуации, где ей нужно общаться в тишине и соответственно значимый человек может услышать, как у нее урчит живот, а другая пациентка избегала все социальные ситуации, где нужно делать что-то руками: ставить подпись, пробивать билет в автобусе, расплачиваться в кассе и так далее.
В происхождении этого расстройства играют роль генетический фактор (в семьях таких пациентов обычно есть люди, страдающие фобиями и другими тревожными расстройствами), а также стиль воспитания ребенка. Изучая семейные истории своих пациентов, я заметила, что обычно, они имеют "гиперопекающего родителя", то есть родителя, который слишком сильно заботиться о ребенке, ограничивая при этом его свободу своим неусыпным контролем. Так, одна из пациенток, рассказывала мне, что после каждого телефонного разговора, ее мама требует полного отчета о том, с кем и о чем она разговаривала. Либо мама может быть "мнительной", то есть подозревать у ребенка различные заболевания, постоянно беспокоиться о том, что с ним может что-то случиться, например, если он задержался в школе и поздно вернулся домой. Другой тип родителя – "критикующий", то есть когда родитель (чаще это отец, но может быть и мать), предъявляет к ребенку высокие требования, ребенок часто слышит критику в свой адрес, намного чаще, чем похвалы. Так, другая пациентка рассказывала мне о маме, которая постоянно сравнивала ее с другими детьми, указывая, таким образом, на то, что девочка делала не правильно: плохо училась или была не достаточно аккуратна. Внешние механизмы общения между родителем и ребенком постепенно становятся внутренним отношением к самому себе и окружающим, "интериоризируются", говоря на языке психологии. Так, ребенок, которого вечно сравнивают с другими детьми, в будущем будет сильно зависеть от оценки окружающих, будет постоянно сравнивать себя с лучшими и быть недовольным своими достижениями. "Мой начальник лучше меня общается, знает разные языки, поэтому я чувствую себя очень сковано в его присутствии", - рассказывает моя клиентка. Когда работает такой невротический механизм, то нет возможности оценить собственные успехи, они кажутся незначительными, человек не принимает себя, и вечно сравнивает свои достижения с другими людьми, теми, кто достиг большего, вгоняя тем самым себя в депрессию.
Социальные фобии лечатся с помощью фармакотерапии (обычно врачи подбирают андтидепрессанты в сочетании с транквилизаторами), а также с помощью различных видов психотерапии. Наиболее эффективными, на мой взгляд, являются такие методы психотерапии, как поведенческая терапия и НЛП. Считается, что залогами успешного лечения являются:
готовность больного к лечению,
отчетливая очерченность проблем и фактов,
наличие альтернативных стратегий, позволяющих справиться с переживаниями.
Из методик поведенческой терапии наиболее распространенной является метод систематической десенсибилизации. Этот метод был впервые предложен Josph Wolpe. Он состоит в том, что пациент подвергается последовательному воздействию заранее выбранных стимулов, вызывающих тревогу, ранжированным по степени – от наименее до наиболее пугающих. С помощью транквилизирующих веществ, гипноза и обучения мышечной релаксации человек начинает понимать, как обеспечить самому себе физический и психический покой. Как только он овладевает таким методом, ему дается инструкция применять этот метод каждый раз, когда появляется угроза стимула, который может вызывать тревогу. Как только пациент начинает чувствовать себя спокойно (появляется эффект десенсибилизации) по отношению к какому-либо стимулу из шкалы, его подвергают воздействию следующего стимула из шкалы, в конечном итоге, то, что ранее вызывало наибольшую тревожность, больше не вызывает панического эффекта. Примером такой шкалы, может быть ряд ситуаций, провоцирующих тревогу от наименее слабой до наиболее сильной: необходимость спросить что-то у продавца или прохожего на улице, еда в ресторане, общение в компании, необходимость произнести тост, сдача экзамена, выступление перед небольшой аудиторией, съемки на телевиденье, выступление перед большой аудиторией и так далее.
С помощью методов НЛП (нейро-лингивтического программирования) можно выявить "пугающие" стимулы, которые человек обычно не осознает, и эти стимулы трансформировать. Чаще всего это делается с помощью методики "Взмаха", но возможно и применение других методик НЛП, которые производят субмодальные изменения, то есть достаточно быстро изменяются части опыта пациента.
Так, одна из моих пациенток описывала, что чувствует себя очень сковано даже перед самой маленькой аудиторией. Мы выяснили, что при этом она представляла себя застывшие лица людей, никаких звуков и движений, картинка была смазанной, нечеткой, она пыталась увидеть и оценить со стороны свой голос и движения. Исходя из ее позитивного прошлого опыта, то есть, используя ресурсное переживание пациентки, когда она легко и непосредственно могла общаться с другими людьми, мы трансформировали с помощью метода "Взмаха", этот образ как если бы она четко видела перед собой аудиторию, интерес в лицах других людей, то как они слегка двигаются, например, движения рук и головы, легкие шорохи и другие звуки, при этом, она сместила фокус своего внимания с попыток оценить себя со стороны, на других людей, возможность объяснить им что-то, сделать материал понятным. Пациентка вошла внутрь своего образа и уже не пыталась оценивать себя со стороны. После чего она почувствовала значительное облегчение, появилось чувство уверенности и желание испытать эти изменения на практике. На следующей консультации она сообщила, что делала доклад на семинаре и чувствовала себя более спокойно и расковано, только вначале она испытывала легкое волнение, которое постепенно ушло, когда она увлеклась этим докладом.
Кроме того, человек может в своей голове иметь ошибочные убеждения, которые ограничивают его поведение. Например, он может считать себя не достаточно интересным для собеседников (убеждение об идентичности), либо он может думать, что какая-то ошибка во время выступления может испортить его репутацию (закон причина – следствие). Такие ограничивающие убеждения либо расшатываются и постепенно изменяются с помощью специальных методов "Раскрутки" и других методов изменения убеждений, которые используются в НЛП (читайте Р.Дилтса, Т.Халлбом, С.Смит "Изменение убеждений. Психотехнологии уровня НЛП – мастера), либо постепенно изменяются в ходе когнитивной и рациональной терапии, когда пациенту демонстрируются его ошибочные убеждения и предлагаются другие возможные варианты формирования новых убеждений.
В том случае, если корни социальной фобии связаны с психологическими травмами, которые произошли в детстве или более позднем возрасте, имеет смысл использовать, такие методы НЛП, как "Ре-импринт опыта" или "Изменение личной истории" (все эти методики описаны в выше названной книге, а также в других книгах по НЛП).
Большая часть моих пациентов, имеющих социальную фобию, как правило, имела достаточно ограниченный опыт общения и выступлений, что вполне понятно. Для того чтобы закрепить начавшиеся изменения, я обычно рекомендую тренировать навыки общения, постепенно все чаще и чаще оказываться на публике, выступать, до тех пор, пока это не станет для Вас совершенно естественным процессом. Многие люди, начинают потом испытывать истинное удовольствие от своих выступлений, их самооценка резко растет. Даже если сейчас ваши изменения кажутся Вам незначительными, постепенно они будут становиться все глубже. Они могут начаться сейчас или чуть позже, даже если сейчас Вы этого не осознаете.
Авторская публикация. Свидетельство о публикации в СМИ № P108-233.
Обсуждения Трудности общения