Что же такое смысл? Какую роль он играет в восприятии человеком мира? Можно ли влиять на других людей, управляя их смыслами? Что заставляет людей идти за теми, кто ведет их? Нравственность, мораль, этика, какое отношение эти понятия имеют к духовному развитию?
За что, люди готовы платить так дорого, даже своей жизнью? Что такое идеалы и ценности?
Сначала — о метафорах. Метафоры «нравственность», «мораль», «этика» раскрывают перед нами сходное семантическое содержание. Эти слова возникли в разных культурах, однако определяют один и тот же социальный феномен, а именно, стереотип поведения принятый в конкретной культурной традиции. Этика (греч. нрав, характер, обычай), мораль (лат. нрав, обычай), нравственность (рус. нрав, норов, обычай). Как мы видим, эти слова сходны по семантическому содержанию, что сразу же устремляет нас к вопросу о семантике.
Что такое семантическое содержание (значение или смысл), наполняющее не только метафоры, но и деятельность человека?
Смысл – это значение или обоснование какого-либо действия, а так же символизирующих его метафор. В силу специфики семантических феноменов, он представляет собой совокупность представлений человека о психических состояниях удовлетворения каких-либо природных потребностей. Выбор этих потребностей связан с индивидуальными особенностями психики человека, а также с наличием социальных ценностей, как наиболее значимых в рамках конкретной культурной традиции психических состояний. Смысл наполняется ценностями: если ценностей нет, то и смысла нет. Например: смысл процесса чтения может заключаться в удовлетворении потребности в познании, создании имиджа для удовлетворения потребности в доминировании, в сопричастности с какой-либо общностью или социально одобряемой форме структурирования свободного времени и т.д. Интересен тот факт, что возможное количество смыслов одного и того же действия стремится к бесконечности, однако выбор конкретного смысла обусловлен влиянием на сознание человека подсознательным и сверхсознательным содержанием его психики, что и определяет онтологический статус человека в мире. Более того, чем выше статус человека, тем большим репертуаром смыслов он в состоянии оперировать.
Смысл всегда отвечает на вопрос «зачем?» или «почему?» – любой из ответов на них основывается на том, что деятельность человека обусловлена достижением определенных целей, идеалов или ценностей, как осознаваемых субъектом, так и не осознаваемых им. Ценности - это абстрактные понятия, являющие собой ориентиры или идеалы, с которыми человек соотносит, сравнивает свои реакции или деятельность других индивидов. В общекультурном смысле ценности являются проекцией метафизических представлений человека. Наличие ценностей придает смысл социальным нормам, т.к. нормативное поведение направленно на достижение разделяемых в социуме идеалов. Например: дети – ценность, воспитание детей – социальная норма. Широкий спектр социальных ценностей затрудняет выбор формы поведения индивида. Этот феномен указывает на родство ценностей и природных потребностей, желаний человека. Проблема выбора между противоречивыми устремлениями составляют основу нравственных, а точнее психических конфликтов.
По-сути, можно выделить индивидуальные ценности, как цель для удовлетворения природных потребностей индивида, и социальные ценности, как цель для удовлетворения природных потребностей общества. Индивидуальные ценности соотносятся с подсознательной частью психики человека, они могут быть, как тождественны с общественными, в случае более номенклатурного положения человека в рамках конкретной культуры, так и составлять содержание его сверхсознания. Процесс социализации человека и представляет собой последовательное осознание сверхсознательного содержания и овладение им (перевод его в сферу личного опыта). Следовательно, конфликт индивидуальных и социальных ценностей, а также конфликт различных типов ценностей одного уровня, составляют основу психологических конфликтов человека. Например, религиозные ценности и патриотические могут быть противоречивы и вызывать конфликт при выборе формы поведения: религиозному человеку, соблюдающему правило «не убий», предлагают идти на войну и убивать врагов для сохранения жизни его детей, народа и т.д. Данный конфликт является таковым только из-за угла рассмотрения его, точнее неспособности человека найти иной угол зрения на ситуацию (приемлемую форму поведения) и является основой любого внутреннего конфликта. Выход из данной ситуации возможен при устойчивом переходе человека на более структурированную онтологическую стадию, на которой защита детей и родины является ничем иным, как реализацией религиозной заповеди «не убий» (если рассматривать эту религиозную норму, как форму достижения ценности, связанной с природной потребностью самосохранения себя и своего вида). Либо через акт временного отождествления индивида с более высоким онтологическим уровнем, например, восприятием себя как воина, защитника, высшая ценность которого умереть на поле битвы, защищая свои идеалы или восприятием себя как святого, терпимо принимающего «вторую пощечину». Такой путь дает возможность временного устранения конфликта и ситуативно-эффективного реагирования. При подобных углах рассмотрения психический конфликт будет снят.
Таким образом, система ценностей является базовой составляющей культуры. В предельном выражении, ценности можно представить как общественно осознаваемые и одобряемые представления о психических состояниях, возникающих при удовлетворении природных потребностей человека. Стремление к удовлетворению природных потребностей обуславливает механизм тяготения людей к достижению и сохранению системы ценностей, одобряемой в рамках конкретной культурной традиции. Реализация такого тяготения институализируется в виде социальных норм, правил поведения, которые регулируют общественные отношения и подразумевают наличие ценностей, на достижение которых они направлены. Система социальных норм ретранслируется новому поколению через институт воспитания и другие социальные институты, что является необходимым условием существования общества в его традиционных формах. Некоторые из таких норм закрепляются юридически, а некоторые так и остаются в виде устной традиции или являются подразумеваемыми (религиозные, корпоративные, семейные и др. нормы). Следовательно, вместе с ретрансляцией культуры поддерживается и соответствующая ей система ценностей.
Как уже отмечалось выше, ценности являются содержанием смысла любого действия человека, однако этот смысл не всегда осознаваем субъектом действия. Необходимо также отметить тот факт, что способность к достижению ценностей, а точнее наработка устойчивых форм поведения, позволяющих удерживать ценные в рамках данной культуры психические состояния, является основным атрибутом номенклатурных социальных единиц. По-сути, говоря о ценностях, мы имеем ввиду психические состояния значимые в той или иной культурной традиции. Да, ценности могут приобретать и опредмеченый характер (деньги, дети, квартира, машина), однако в предельном выражении конкретные предметы вне их идеальных форм не имеют значения, так, например, понятия «деньги» и конкретная денежная купюра – это разные вещи. Выделяя материальные ценности, мы все равно подразумеваем не конкретный предмет, а некоторое свойство материальных предметов, позволяющее его отнести к тому или иному представлению, которое является ценным в данной культуре. Говоря, что мальчик Вася ценный, мы имеем ввиду, что он ценен как ребенок, как человек, как часть природы и т.д., а значит, важен не Вася, а именно абстрактная категория, наделенная эмоциональной значимостью, которую Вася собой выражает. При этом Вася может быть носителем огромного числа ценностей, что определяет его суммарную ценность и значимость в обществе.
Итак, мы говорим о ценностях как о психических состояниях. Действительно, любая ценностная категория всегда находится в тесной связи с определенным эмоциональным состоянием. Следовательно, абстрактные категории (цифры, формулы), лишенные эмоциональной окраски, не могут являться ценностями. Если мы хотим, чтобы абстрактное понятие стало социальной ценностью его необходимо эмоционально наполнить психическим состоянием значимым в данной культурной традиции.
В процессе формирования культурных традиций, достижение человеком индивидуально-ценных состояний принимало различные формы и далеко не всегда носило общественно одобряемый характер. В зависимости от культурного стереотипа выстраивается определенная иерархия значимости природных потребностей человека, а соответственно и система ценностей и норм поведения, что и является содержанием морали, этики или нравственности.
Мораль - это совокупность представлений о правилах поведения членов конкретной общности. По-сути, мораль – это система общественно осознаваемых форм удовлетворения природных потребностей человека, принятых в определенных социальных условиях. Значительная часть моральных норм, вовсе не вытекает из объективных природных потребностей ее носителей, а содержит формы подавления табуированных в данной традиции природных потребностей человека. Изучение феномена ценностей и моральных норм, осложняется спецификой объекта исследования и может быть осуществлено только за пределами конкретной традиции и, соответственно, в категориях выходящих за рамки традиционного дискурса.
Ценности и соответствующие им нормы можно классифицировать:
1. По типу восприятия: материальные и идеальные (однако и материальные моральные ценности являются метафорами различных индивидуально или общественно значимых психических состояний)
2. По типу участников их разделяющих: личные, семейные, родовые, профессиональные, корпоративные, государственные, национальные, религиозные, общечеловеческие и т.д.
3. По типу соотношения с удовлетворяемой природной потребностью: экономические, социальные, политические, эстетические, теоретические, религиозные и т.д.
Исходя из вышесказанного, общечеловеческими ценностями являются состояния удовлетворения природных потребностей человека. Предельное социальное выражение этот феномен нашел в понятии неотъемлемых Природных прав человека, запечатленном в конституциях европейских государств, где наивысшей ценностью признается человек и его природные потребности.
Иерархию природных потребностей человека, а также их научное обоснование, дал замечательный психолог и социолог, лидер гуманистического направления в психологии А.Маслоу, а дальнейшие поиски в этом направлении еще больше расширили арсенал социально осознаваемых потребностей человека:
1. Физиологические потребности
2. Потребность в защищенности
3. Потребность в Удовольствии
4. Потребность в доминировании
5. Потребность в сопричастности
6. Потребность в обмене чувствами
7. Когнитивные потребности
8. Экзистенциональные потребности
9. Потребности в измененных состояниях сознания и др.
Чем больше существует социальных механизмов удовлетворения этих потребностей, тем более развитой и сложной является общественная система.
Пахоль Б.Е. – 2007 г.
Сначала — о метафорах. Метафоры «нравственность», «мораль», «этика» раскрывают перед нами сходное семантическое содержание. Эти слова возникли в разных культурах, однако определяют один и тот же социальный феномен, а именно, стереотип поведения принятый в конкретной культурной традиции. Этика (греч. нрав, характер, обычай), мораль (лат. нрав, обычай), нравственность (рус. нрав, норов, обычай). Как мы видим, эти слова сходны по семантическому содержанию, что сразу же устремляет нас к вопросу о семантике.
Что такое семантическое содержание (значение или смысл), наполняющее не только метафоры, но и деятельность человека?
Смысл – это значение или обоснование какого-либо действия, а так же символизирующих его метафор. В силу специфики семантических феноменов, он представляет собой совокупность представлений человека о психических состояниях удовлетворения каких-либо природных потребностей. Выбор этих потребностей связан с индивидуальными особенностями психики человека, а также с наличием социальных ценностей, как наиболее значимых в рамках конкретной культурной традиции психических состояний. Смысл наполняется ценностями: если ценностей нет, то и смысла нет. Например: смысл процесса чтения может заключаться в удовлетворении потребности в познании, создании имиджа для удовлетворения потребности в доминировании, в сопричастности с какой-либо общностью или социально одобряемой форме структурирования свободного времени и т.д. Интересен тот факт, что возможное количество смыслов одного и того же действия стремится к бесконечности, однако выбор конкретного смысла обусловлен влиянием на сознание человека подсознательным и сверхсознательным содержанием его психики, что и определяет онтологический статус человека в мире. Более того, чем выше статус человека, тем большим репертуаром смыслов он в состоянии оперировать.
Смысл всегда отвечает на вопрос «зачем?» или «почему?» – любой из ответов на них основывается на том, что деятельность человека обусловлена достижением определенных целей, идеалов или ценностей, как осознаваемых субъектом, так и не осознаваемых им. Ценности - это абстрактные понятия, являющие собой ориентиры или идеалы, с которыми человек соотносит, сравнивает свои реакции или деятельность других индивидов. В общекультурном смысле ценности являются проекцией метафизических представлений человека. Наличие ценностей придает смысл социальным нормам, т.к. нормативное поведение направленно на достижение разделяемых в социуме идеалов. Например: дети – ценность, воспитание детей – социальная норма. Широкий спектр социальных ценностей затрудняет выбор формы поведения индивида. Этот феномен указывает на родство ценностей и природных потребностей, желаний человека. Проблема выбора между противоречивыми устремлениями составляют основу нравственных, а точнее психических конфликтов.
По-сути, можно выделить индивидуальные ценности, как цель для удовлетворения природных потребностей индивида, и социальные ценности, как цель для удовлетворения природных потребностей общества. Индивидуальные ценности соотносятся с подсознательной частью психики человека, они могут быть, как тождественны с общественными, в случае более номенклатурного положения человека в рамках конкретной культуры, так и составлять содержание его сверхсознания. Процесс социализации человека и представляет собой последовательное осознание сверхсознательного содержания и овладение им (перевод его в сферу личного опыта). Следовательно, конфликт индивидуальных и социальных ценностей, а также конфликт различных типов ценностей одного уровня, составляют основу психологических конфликтов человека. Например, религиозные ценности и патриотические могут быть противоречивы и вызывать конфликт при выборе формы поведения: религиозному человеку, соблюдающему правило «не убий», предлагают идти на войну и убивать врагов для сохранения жизни его детей, народа и т.д. Данный конфликт является таковым только из-за угла рассмотрения его, точнее неспособности человека найти иной угол зрения на ситуацию (приемлемую форму поведения) и является основой любого внутреннего конфликта. Выход из данной ситуации возможен при устойчивом переходе человека на более структурированную онтологическую стадию, на которой защита детей и родины является ничем иным, как реализацией религиозной заповеди «не убий» (если рассматривать эту религиозную норму, как форму достижения ценности, связанной с природной потребностью самосохранения себя и своего вида). Либо через акт временного отождествления индивида с более высоким онтологическим уровнем, например, восприятием себя как воина, защитника, высшая ценность которого умереть на поле битвы, защищая свои идеалы или восприятием себя как святого, терпимо принимающего «вторую пощечину». Такой путь дает возможность временного устранения конфликта и ситуативно-эффективного реагирования. При подобных углах рассмотрения психический конфликт будет снят.
Таким образом, система ценностей является базовой составляющей культуры. В предельном выражении, ценности можно представить как общественно осознаваемые и одобряемые представления о психических состояниях, возникающих при удовлетворении природных потребностей человека. Стремление к удовлетворению природных потребностей обуславливает механизм тяготения людей к достижению и сохранению системы ценностей, одобряемой в рамках конкретной культурной традиции. Реализация такого тяготения институализируется в виде социальных норм, правил поведения, которые регулируют общественные отношения и подразумевают наличие ценностей, на достижение которых они направлены. Система социальных норм ретранслируется новому поколению через институт воспитания и другие социальные институты, что является необходимым условием существования общества в его традиционных формах. Некоторые из таких норм закрепляются юридически, а некоторые так и остаются в виде устной традиции или являются подразумеваемыми (религиозные, корпоративные, семейные и др. нормы). Следовательно, вместе с ретрансляцией культуры поддерживается и соответствующая ей система ценностей.
Как уже отмечалось выше, ценности являются содержанием смысла любого действия человека, однако этот смысл не всегда осознаваем субъектом действия. Необходимо также отметить тот факт, что способность к достижению ценностей, а точнее наработка устойчивых форм поведения, позволяющих удерживать ценные в рамках данной культуры психические состояния, является основным атрибутом номенклатурных социальных единиц. По-сути, говоря о ценностях, мы имеем ввиду психические состояния значимые в той или иной культурной традиции. Да, ценности могут приобретать и опредмеченый характер (деньги, дети, квартира, машина), однако в предельном выражении конкретные предметы вне их идеальных форм не имеют значения, так, например, понятия «деньги» и конкретная денежная купюра – это разные вещи. Выделяя материальные ценности, мы все равно подразумеваем не конкретный предмет, а некоторое свойство материальных предметов, позволяющее его отнести к тому или иному представлению, которое является ценным в данной культуре. Говоря, что мальчик Вася ценный, мы имеем ввиду, что он ценен как ребенок, как человек, как часть природы и т.д., а значит, важен не Вася, а именно абстрактная категория, наделенная эмоциональной значимостью, которую Вася собой выражает. При этом Вася может быть носителем огромного числа ценностей, что определяет его суммарную ценность и значимость в обществе.
Итак, мы говорим о ценностях как о психических состояниях. Действительно, любая ценностная категория всегда находится в тесной связи с определенным эмоциональным состоянием. Следовательно, абстрактные категории (цифры, формулы), лишенные эмоциональной окраски, не могут являться ценностями. Если мы хотим, чтобы абстрактное понятие стало социальной ценностью его необходимо эмоционально наполнить психическим состоянием значимым в данной культурной традиции.
В процессе формирования культурных традиций, достижение человеком индивидуально-ценных состояний принимало различные формы и далеко не всегда носило общественно одобряемый характер. В зависимости от культурного стереотипа выстраивается определенная иерархия значимости природных потребностей человека, а соответственно и система ценностей и норм поведения, что и является содержанием морали, этики или нравственности.
Мораль - это совокупность представлений о правилах поведения членов конкретной общности. По-сути, мораль – это система общественно осознаваемых форм удовлетворения природных потребностей человека, принятых в определенных социальных условиях. Значительная часть моральных норм, вовсе не вытекает из объективных природных потребностей ее носителей, а содержит формы подавления табуированных в данной традиции природных потребностей человека. Изучение феномена ценностей и моральных норм, осложняется спецификой объекта исследования и может быть осуществлено только за пределами конкретной традиции и, соответственно, в категориях выходящих за рамки традиционного дискурса.
Ценности и соответствующие им нормы можно классифицировать:
1. По типу восприятия: материальные и идеальные (однако и материальные моральные ценности являются метафорами различных индивидуально или общественно значимых психических состояний)
2. По типу участников их разделяющих: личные, семейные, родовые, профессиональные, корпоративные, государственные, национальные, религиозные, общечеловеческие и т.д.
3. По типу соотношения с удовлетворяемой природной потребностью: экономические, социальные, политические, эстетические, теоретические, религиозные и т.д.
Исходя из вышесказанного, общечеловеческими ценностями являются состояния удовлетворения природных потребностей человека. Предельное социальное выражение этот феномен нашел в понятии неотъемлемых Природных прав человека, запечатленном в конституциях европейских государств, где наивысшей ценностью признается человек и его природные потребности.
Иерархию природных потребностей человека, а также их научное обоснование, дал замечательный психолог и социолог, лидер гуманистического направления в психологии А.Маслоу, а дальнейшие поиски в этом направлении еще больше расширили арсенал социально осознаваемых потребностей человека:
1. Физиологические потребности
2. Потребность в защищенности
3. Потребность в Удовольствии
4. Потребность в доминировании
5. Потребность в сопричастности
6. Потребность в обмене чувствами
7. Когнитивные потребности
8. Экзистенциональные потребности
9. Потребности в измененных состояниях сознания и др.
Чем больше существует социальных механизмов удовлетворения этих потребностей, тем более развитой и сложной является общественная система.
Пахоль Б.Е. – 2007 г.
Обсуждения Ценности и смыслы