В разных сферах жизнедеятельности человека неоднократно всплывают такие слова, как утилитарная (например, форма власти), утилитаристский (может быть взгляд или даже подход к делу), утилитарный. Но мало кто вдумывается в истинный смысл и ищет ответы на вопрос, что такое утилитаризм.
Под термином «утилитаризм» подразумевается оценивание поступка по результату конечной деятельности. То есть, если действие имело положительный итог, то неважно какие именно характерные черты имеются у этого действия. Соответственно вводится ещё одно понятие: «полезность поступка».
Ценности и принципы утилитарного течения
Согласно учению об утилитаризме, любое деяние должно приносить удовольствие или счастье всем участвующим в акте лицам. Поступок расценивается не сам по себе, а по качеству полученного результата. Если противоправный либо аморальный поступок принёс положительный итог и как можно большему количеству людей, то философы-утилитаристы признают это действие полезным и не станут рассматривать совершённый акт как безнравственное деяние. Победителей, как говорится, не судят.
Но всегда ли цель оправдывает средства? Допустимо ли жертвовать меньшим ради счастья большего? И можно ли вывести единую формулу этого самого счастья? Ведь у каждого свои понятия и ценности, соответственно и разные представления о счастье.
К слову о ценностях. Высшей ценностью в утилитаризме считается удовлетворение. То есть, рассматривается только моральная сторона вопроса. Утилитарное это то, что может принести пользу. Доктрина выносит размытые утверждения относительно того, к чему должны стремиться существа для достижения эффекта полезности.
Эгоизм и альтруизм как составляющие утилитарного учения
Здесь нет отдельно эгоистов, заботящихся лишь о собственном благополучии, и альтруистов, стремящихся принести пользу всему окружающему. В каждом утилитаристе смешаны качества эгоиста и альтруиста. В итоге появляется человек, стремящийся поступать так, чтобы максимизировалось удовольствие всех существ, способных его испытывать. Вся психологическая система направлена на взаимное совершение поступков во имя достижения наивысшего блага максимальным количеством индивидуумов. С точки зрения данного направления, не существует «хороших» и «плохих» людей. Есть лишь человек, который может совершать действия, приводящие к «нравственным» или «безнравственным» результатам.
История зарождения учения об утилитаризме
Утилитарные выражения о том, что мораль выводится из конечной составляющей, были заложены ещё античными философами. В учениях Аристотеля и Эпикура проскакивают идеи о «большем счастье большего количества идей». Но итоговое оформление система получила позднее.
- Об утилитаризме как о полноценном течении заговорили благодаря трудам Иеремии Бентама. Он утверждал, природа человека такова, что каждый стремится к получению личного, а не коллективного удовольствия. Для достижения идей о всеобщей полезности было предложено модифицировать уголовное право. Благодаря этому пересмотрелась вся карательная система и отменился ряд жестоких законов, таких как смертная казнь за мелкие кражи.
- В 1861 году Дж. Милль предложить разделение ценностей на «высшие» и «низшие». Но в последующем утилитаристы назвали Милля популяризатором и отказались от его идей, так как качественное распределение удовольствий мешает количественному сравнению возможных благ.
- В начале XX века аксиологические основы утилитарного учения подхватили участники Австрийской экономической школы. Труды оказали значительное влияние на экономические и политические взгляды общества. Норвежский криминолог Нильс Кристи, последователь учений Бентама, сумел добиться проведения реформ в карательной системе своего региона.
- В XXI веке основы утилитаризма легли в учения философов-трансгуманистов. Британец Дэвид Пирс и россиянин Виктор Аргонов высказывали идеи о достижении всеобщего счастья путём изменения психики отдельных личностей. В самом простом варианте это достигается использованием психотропных препаратов, в будущем предполагается радикальная перестройка головного мозга. Учёные планировали выведение нейрокоррелянта удовольствия, который позволит не только измерят уровень удовлетворения, но и регулировать его. Человек сможет сам решать от чего получать удовольствие, а от чего нет. Природные инстинкты и рефлексы заменятся собственными мотивациями. Высказаны мысли и о том, чтобы перепрограммировать сознание животных, что должно привести к полному искоренению хищничества.
Трансгуманистическая теория разыгрывает и катастрофические сценарии. Сверхсчастливому сверхорганизму для получения максимального счастья требуется увеличение массы тела. В итоге утилитарная сущность посчитает морально оправданным такой поступок, как уничтожение всего живого на Земле с целью присвоения всех ресурсов для достижения собственного блага. Таким образом наряду со сверхорганизмами, поглощающими всё окружающее, проецируются постлюди, стремящиеся наладить мирное существование организмов, пусть и посредством уменьшения количества индивидуумов, но повышением уровня всеобщего счастья. Опять же назревает вопрос: всегда ли цель оправдывает средства?
Деонтологическая этика как противоположность утилитаризму
Деонтологическая этика противостоит утилитаризму в вопросах оценивания качества поступка. Тут не важен результат, важно лишь само действие. Следует поступать так, как должно, и пусть будет как будет. Никогда нельзя поступаться моральными принципами и пренебрегать человеческими ценностями. В то время как утилитаризм заботится о том, хорошо человеку или плохо, деонтология разделяет человечество на группы «хороших» и «плохих». Но нельзя ли расценить осуждение личности и навешивание ярлыка отрицательности как поправство против добродетели?
Иммануил Кант ограничивал жёсткие рамки, рассматривая основные аспекты деонтологического учения. Он утверждал, что даже если убийца пошёл на обман ради спасения своей жертвы, то данный поступок следует считать аморальным, ибо нарушается условный закон всегда говорить правду. Никакой лжи во спасение. Никаких оттенков серого. Только белое и чёрное.
Утилитаристы не принимают подобных суждений. У них нет таких понятий как:
- «долг»;
- «обязанность»;
- «ответственность».
Каждый, даже самый порочный, заслуживает счастья. Тот, кто приносит страдания окружающим, будет наказан лишь в том случае, когда мучения других превысят удовольствие, полученное им самим. Нельзя судить лишь за сам факт совершения злодейства. Пока чаша весов перешивает в сторону удовлетворённого большинства, бесчинствующее меньшинство останется незамеченным.
В современной системе моральных правил понятия об утилитарных взглядах претерпели некоторые видоизменения, течение объясняют с более гуманной и благородной точки зрения. Бывают ситуации, на которые нельзя не взглянуть «утилитарным» взглядом (например, тяжёлый труд рабочего на заводе для получения необходимых материалов во благо целой страны, или приношение в жертву собственной жизни одним солдатом ради спасения всего военного отряда), но отдельные конкретные случаи расцениваются соответственно другим моральным принципам и нормам.
Так, врач никогда не пожертвует жизнью одного пациента, даже если он может стать донором для нескольких больных. Выходит, цель всё же не оправдывает средства?..
Обсуждения Утилитаризм: надуманные ценности или благо общества?