Навязчивое повторение – это явление, которое всем нам хорошо знакомо. Начиная с навязчивых проверок: выключен ли газ? Утюг из розетки? И заканчивая сложными навязчивостями - такими, как повторение сценария, особенно в отношениях.
Психоанализ толкует навязчивое повторение как компульсию к интеграции. Что это значит?
Компульсия – это действие, которое человек как будто вынужден выполнять, действие, которое он не может не делать. Интеграция - процесс, с помощью которого части соединяются в целое; на личностном уровне состояние организма, когда все составляющие элементы индивида, его черты или качества действуют согласованно, как единое целое. Процесс, в результате которого опыт «встраивается» в личность, становится ее частью, опорой, обоснованием для выбора поведения.
То есть навязчивое повторение направлено на бесконечные попытки встроить в личность опыт, который интегрировать не получается. То, о чем мы думаем, что «так не бывает». Или то, что воспринимается психикой как страшное и разрушающее, и она (психика) отказывается интегрировать то, что может ее разрушить. Блокируется. Очевидно, что такой процесс не может быть разрешен без специальной психотерапевтической работы.
Чаще всего к навязчивостям приводит очень ранний, довербальный, травматический опыт. Например, когда жизнь ребенка подвергается опасности, особенно если опасность исходит от его матери.
Ребенок рождается на свет и, как любой несамостоятельный, нуждающийся в доращивании детеныш, обладает инстинктом, который обещает встречу с заботливой защищающей Мамой, которая обеспечит ему, беспомощному, возможность выжить во враждебном мире.
Если между этой инстинктивной фантазией и реальностью обнаруживается резкий разрыв, если поведение матери вместо защиты представляет угрозу жизни ребенка – то такая реальность не интегрируется.
Невозможно интегрировать опасность, исходящую от самого близкого на свете существа, невозможно интегрировать собственное желание убить ее в ответ.
Так «застревают» на границе психики инкапсулированные ужас, гнев, отчаяние, стыд и вина. И в дело вступает навязчивое повторение как бесконечные попытки понять «что это было». Потому что любой опыт нуждается в интеграции, стремится к ней. Психика стремится заполнить пустоты.
Терапия таких состояний – дело долгое и непростое. Прежде всего необходима реставрация ранней истории и поиск в ней непереносимой реальности, воспоминаний о которой, очевидно, нет. Для этого используется воспоминания родственников, рассказы о детстве, общее представление о социальных и семейных традициях того времени, идет накопление информации в переносе и контрпереносе.
Навязчивость, как любой симптом, любой символ – сугубо индивидуальна. И должно быть найдено то, что зашифровано в этой навязчивости именно этим пациентом. Одно и то же навязчивое мытье рук – может быть как смыванием вины или стыдной грязи, так и способом «включить» СуперЭго, позвать родителя, который постоянно настаивал на мытье рук… особенно если этот родитель был в порыве гнева бессознательно «уничтожен».
В начале терапии нужна долгая работа по отражению пациента таким, какой он есть. Ведь мы знаем, что пациента с ранним травматическим опытом в младенчестве мать не отражала или отражала плохо. Не рассказывала ему, кто он и какой он. Не понимала, не умела. И в терапии нужно заполнить этот пробел, построить и укрепить Эго анализанта. И только после этого можно пытаться интегрировать травматический опыт, символизированный навязчивостью.
Также обязательно надо помнить, что навязчивое повторение – суть самоуспокоительная процедура. Чистая культура инстинкта смерти. Она снижает постоянную тревогу пациента за счет сшибки противонаправленных импульсов. Проще говоря, «удар» по тревоге навязчивого действия сводит ее на нет, обнуляет. Минус один и плюс один в сумме дают ноль.
Поэтому навязчивое действие полезно как защита от смерти, и его нельзя отбирать до восстановления и разворачивания Либидо, которое свяжет Мортидо и обезвредит его.
Источник: Гунар Татьяна
Обсуждения Почему нас заедает, как пластинку?