На земном шаре проживает примерно 6 миллиардов людей.
Интересно, а какое влияние оказывает на нас присутствие посторонних людей ?
В 1898 году Норман Триплетт обратил внимание на то, что велогонщики показывали лучший результат, если соревновались друг с другом, а не просто тренировались по секундомеру.
Интересно, а какое влияние оказывает на нас присутствие посторонних людей ?
В 1898 году Норман Триплетт обратил внимание на то, что велогонщики показывали лучший результат, если соревновались друг с другом, а не просто тренировались по секундомеру.
Он решил провести первый эксперимент по социальной психологии, чтобы проверить, как на нас влияет присутствие посторонних людей.
Это был эксперимент с накручиванием лески на катушку спиннинга. Если ребенок делал это в одиночестве, то он скручивал леску за большее время, чем он делал это в присутствии других детей. После было проведено множество экспериментов, которые подтвердили, что люди в присутствии других людей быстрее выполняют простые и легкие задания.
Этот эффект был назван социальной фасилитацией. Позднее такой эффект был обнаружен и у животных, и даже насекомых. Муравьи проявляют большую активность в присутствии своих сородичей, тараканы лучше проходят легкие лабиринты, а цыплята склевывают больше зерен за определенное время в присутствии других цыплят, чем в одиночестве.
Но тут стали поступать от других экспериментаторов противоречивые результаты. Когда испытуемым предлагалось решить сложную анаграмму, то они лучше это делали в одиночестве, чем в присутствии других. То же самое было при решении сложных задач. Так это исследование застопорилось более чем на 25 лет, пока социальный психолог Роберт Зайонц не сравнил все результаты и факторы и не пришел к выводу:
- если испытуемые делали что-то для них легкое и знакомое, то в присутствии других результат улучшался, если же нужно было сделать что-то сложное и не знакомое, то в присутствии других, результат ухудшался.
Позднее этот вывод был подтвержден в эксперименте с игроками в бильярд.
У профессиональных игроков число попаданий в лузу за игру равнялось 71% без наблюдателей, а в присутствии людей увеличивалось до 81%.
А у тех (не профессионалов), чье число попаданий за игру равнялось примерно 36% без наблюдателей, при посторонних число попаданий снижалось до 25%.
Так появился принцип экспериментальной психологи - возбуждение усиливает доминирующую реакцию. Отсюда так важны для профессиональных спортсменов болельщики. Ведь у них присутствуют хорошо усвоенные навыки, и присутствие болельщиков улучшает спортивный результат.
Какой практический вывод из всего этого мы можем сделать для себя?
Как эту информацию можно использовать с пользой?
Если вы руководитель и у вас есть наемные работники, то вы это можете использовать для организации труда. Если работа сотрудников монотонная, однообразная и не сложная, то лучше они ее смогут выполнять в открытом пространстве в присутствии коллег. Если же работа сотрудника предполагает сложные расчеты или требует креативного, творческого подхода, аккуратности и вдумчивости, то лучше предоставить ему отдельный кабинет.
А как же быть, если работа не сложная и монотонная, но нет возможности присутствия «наблюдателей» для улучшения качества работы?
Тогда нам будут интересны результаты эксперимента, проведенного в университете Ньюксла. Ученые установили в университете стол, на котором поместили чайник, чистые чашки, сахар, молоко и растворимый кофе. Кофе предполагался бесплатный, но на столе стояла коробочка для чаевых, так называемая коробка честности. Ученые вешали на стену то плакат с красивыми цветами, то плакат, изображающий мужские глаза, которые смотрели на пьющих кофе, то плакат с женскими глазами.
По истечении 10 недель они провели анализ, и выяснилось, что в те дни, когда на стене весел плакат с цветами, чаевых оставляли в три раза меньше, чем когда висел плакат с изображением глаз мужских и женских. Причем в дни с изображением мужских глаз чаевых оставляли чуть больше, чем в дни с изображением женских глаз.
Ученые сделали вывод, что наличие даже нарисованных глаз воздействует на человека так же, как наличие живого наблюдателя. А всем в присутствии других хочется быть более честными, более благородными, так как все мы проживаем в социуме и каждый рассчитывает, что к нему будут относиться соответственно.
И здесь сразу можно вспомнить плакаты и портреты из советских времен.
У нас в детском саду висел плакат Ленина, и когда воспитатель выходила из группы, за нами присматривал добрый взгляд дедушки Ленина.
В свете всего вышесказанного можно рекомендовать руководителям и предпринимателям обустраивать трудовое помещение для своих сотрудников таким образом, чтобы присутствовал эффект стороннего наблюдателя. Если работники выполняют рутинную работу, то эффект наблюдателя можно создать с помощью мужского портрета или даже нарисованных глаз.
Ну, а если ваши работники занимаются сложной работой, требующей творческого подхода либо решения сложных задач, и нет возможности предоставить каждому отдельное помещение? Мы бы здесь рекомендовали организовать комнату, где каждый сотрудник может какое-то время побыть один. Например, Гугл, мировой лидер в инновациях, для этого приобрел специальные кресла в виде кокона, где каждый сотрудник в течение дня может использовать его для уединения.
Это был эксперимент с накручиванием лески на катушку спиннинга. Если ребенок делал это в одиночестве, то он скручивал леску за большее время, чем он делал это в присутствии других детей. После было проведено множество экспериментов, которые подтвердили, что люди в присутствии других людей быстрее выполняют простые и легкие задания.
Этот эффект был назван социальной фасилитацией. Позднее такой эффект был обнаружен и у животных, и даже насекомых. Муравьи проявляют большую активность в присутствии своих сородичей, тараканы лучше проходят легкие лабиринты, а цыплята склевывают больше зерен за определенное время в присутствии других цыплят, чем в одиночестве.
Но тут стали поступать от других экспериментаторов противоречивые результаты. Когда испытуемым предлагалось решить сложную анаграмму, то они лучше это делали в одиночестве, чем в присутствии других. То же самое было при решении сложных задач. Так это исследование застопорилось более чем на 25 лет, пока социальный психолог Роберт Зайонц не сравнил все результаты и факторы и не пришел к выводу:
- если испытуемые делали что-то для них легкое и знакомое, то в присутствии других результат улучшался, если же нужно было сделать что-то сложное и не знакомое, то в присутствии других, результат ухудшался.
Позднее этот вывод был подтвержден в эксперименте с игроками в бильярд.
У профессиональных игроков число попаданий в лузу за игру равнялось 71% без наблюдателей, а в присутствии людей увеличивалось до 81%.
А у тех (не профессионалов), чье число попаданий за игру равнялось примерно 36% без наблюдателей, при посторонних число попаданий снижалось до 25%.
Так появился принцип экспериментальной психологи - возбуждение усиливает доминирующую реакцию. Отсюда так важны для профессиональных спортсменов болельщики. Ведь у них присутствуют хорошо усвоенные навыки, и присутствие болельщиков улучшает спортивный результат.
Какой практический вывод из всего этого мы можем сделать для себя?
Как эту информацию можно использовать с пользой?
Если вы руководитель и у вас есть наемные работники, то вы это можете использовать для организации труда. Если работа сотрудников монотонная, однообразная и не сложная, то лучше они ее смогут выполнять в открытом пространстве в присутствии коллег. Если же работа сотрудника предполагает сложные расчеты или требует креативного, творческого подхода, аккуратности и вдумчивости, то лучше предоставить ему отдельный кабинет.
А как же быть, если работа не сложная и монотонная, но нет возможности присутствия «наблюдателей» для улучшения качества работы?
Тогда нам будут интересны результаты эксперимента, проведенного в университете Ньюксла. Ученые установили в университете стол, на котором поместили чайник, чистые чашки, сахар, молоко и растворимый кофе. Кофе предполагался бесплатный, но на столе стояла коробочка для чаевых, так называемая коробка честности. Ученые вешали на стену то плакат с красивыми цветами, то плакат, изображающий мужские глаза, которые смотрели на пьющих кофе, то плакат с женскими глазами.
По истечении 10 недель они провели анализ, и выяснилось, что в те дни, когда на стене весел плакат с цветами, чаевых оставляли в три раза меньше, чем когда висел плакат с изображением глаз мужских и женских. Причем в дни с изображением мужских глаз чаевых оставляли чуть больше, чем в дни с изображением женских глаз.
Ученые сделали вывод, что наличие даже нарисованных глаз воздействует на человека так же, как наличие живого наблюдателя. А всем в присутствии других хочется быть более честными, более благородными, так как все мы проживаем в социуме и каждый рассчитывает, что к нему будут относиться соответственно.
И здесь сразу можно вспомнить плакаты и портреты из советских времен.
У нас в детском саду висел плакат Ленина, и когда воспитатель выходила из группы, за нами присматривал добрый взгляд дедушки Ленина.
В свете всего вышесказанного можно рекомендовать руководителям и предпринимателям обустраивать трудовое помещение для своих сотрудников таким образом, чтобы присутствовал эффект стороннего наблюдателя. Если работники выполняют рутинную работу, то эффект наблюдателя можно создать с помощью мужского портрета или даже нарисованных глаз.
Ну, а если ваши работники занимаются сложной работой, требующей творческого подхода либо решения сложных задач, и нет возможности предоставить каждому отдельное помещение? Мы бы здесь рекомендовали организовать комнату, где каждый сотрудник может какое-то время побыть один. Например, Гугл, мировой лидер в инновациях, для этого приобрел специальные кресла в виде кокона, где каждый сотрудник в течение дня может использовать его для уединения.
Источник: Обердерфер Наталья
Обсуждения Как на нас влияет присутствие других людей?