Работая с вопросами страхов, неуверенностью в себе и конфликтов, я сталкивался с ситуацией, которую можно кратко описать примерно такими словами клиента: «Когда на меня начинают кричать, я впадаю в ступор…».
Хочу предложить вам посмотреть на явление крика как с обычной, общепринятой точки зрения, так и с совершенно новой позиции.
Хочу предложить вам посмотреть на явление крика как с обычной, общепринятой точки зрения, так и с совершенно новой позиции.
Каждый из нас хотя бы раз в жизни сталкивался с ситуацией, когда на него кричали.
Поэтому любой человек может представить себе или вспомнить такие сцены:
- муж кричит на жену: «Сколько раз тебе можно повторять одно и то же?!»;
- мать кричит на ребенка: «Я сказала тебе, перестань это делать!!!»;
- начальник кричит на подчиненную: «Что ты мне принесла, я говорил тебе совсем о другом!!! Иди и переделывай!».
Общепринятая точка зрения
Многие психологи, изучая вопрос эмоциональной сферы личности, затрагивали и классифицировали крик.
Я не буду детально и подробно излагать общую концепцию, приведу только основные моменты.
Крик, как сопровождение эмоции, делится на: позитивный (например, крик от чувства радости, крик от чувства гордости), и негативный крик.
Выделяют несколько видов негативного крика:
- крик от боли, страха, неожиданности;
- крик-защита, оборона, в том числе крик, призывающий к спасению, крик-предупреждение об опасности других;
- крик-оскорбление, угроза, часто выражается в ругательствах;
- крик-нападение, вербальная атака.
Крик сопровождает концентрированный выплеск эмоций, переполняющих в данный момент человека.
Эта концепция и классификация, на первый взгляд достаточно полная и целостная, тем не менее, не дает ответа на вопрос – что же нам делать, когда мы сталкиваемся с ситуацией, когда на нас кричат?
Новый взгляд на кричащих людей
В ходе анализа различных случаев и ситуаций, когда один человек кричит на другого, я пришел к мысли, что очень часто люди срываются на крик от бессилия, неумения и невозможности донести до другого человека свою мысль, неспособности настоять на своем желании.
В обычном, нормальном диалоге у людей просто не возникает и мысли о том, чтобы повысить свой голос на собеседника. Человек начинает кричать в тот момент, когда ему кажется, что собеседник не слышит и не воспринимает его слова. В этой ситуации повышенный голос, переходящий на крик, является последним аргументом в споре, фактически требующим, чтобы кричащего услышали и сделали так, как он хочет, либо испугались и сделали то, на чем он настаивает. Тем самым подтверждая его правоту.
Но если посмотреть на кричащего со стороны, то мы замечаем, что его крик - это ничто иное, как слабость, бессилие, невозможность обычным тоном голоса и обычными словами доказать правильность своей позиции.
Отсюда вывод: очень часто люди срываются на крик из-за своей слабости. Слабости эмоциональной, волевой, слабости своих аргументов.
И с этой точки зрения мы видим вышеописанные ситуации (помните - мать, кричащую на ребенка; мужа, кричащего на жену) совсем в другом ракурсе. Понимая, что в крике человеком движет не его сила, а его слабость, можно не бояться этих громких звуков, издаваемых в вашу сторону.
Советы тому, на кого кричат
В свое время столкнулся с простым рецептом, как помочь малышу не бояться Серого Волка, который «придет к нему ночью». Нужно просто перекрасить этого волка в розовый цвет. И добавить ему бантик. И еще длинные реснички. И после этого он будет уже совсем не таким страшным.
Поэтому для того, чтобы перестать бояться кричащих на вас, попробуйте сделать следующее.
Понять, что человек, который повышает на Вас голос, делает это от ощущения собственного бессилия.
Не пугаться его агрессивного тона. Вы же уже знаете истинную причину этого!
Услышать его «аргументы», с которыми Вы не согласны.
Спокойным размеренным голосом проговорить ему: «Я слышу и понимаю, что Вы пытаетесь мне донести, но я не согласен с Вашей позицией. И оттого, что Вы повышаете свой голос, Ваша позиция не становится убедительнее для меня».
Ну, а если это не возымеет действия, то хотя бы представьте его с розовыми волосами!
Поэтому любой человек может представить себе или вспомнить такие сцены:
- муж кричит на жену: «Сколько раз тебе можно повторять одно и то же?!»;
- мать кричит на ребенка: «Я сказала тебе, перестань это делать!!!»;
- начальник кричит на подчиненную: «Что ты мне принесла, я говорил тебе совсем о другом!!! Иди и переделывай!».
Общепринятая точка зрения
Многие психологи, изучая вопрос эмоциональной сферы личности, затрагивали и классифицировали крик.
Я не буду детально и подробно излагать общую концепцию, приведу только основные моменты.
Крик, как сопровождение эмоции, делится на: позитивный (например, крик от чувства радости, крик от чувства гордости), и негативный крик.
Выделяют несколько видов негативного крика:
- крик от боли, страха, неожиданности;
- крик-защита, оборона, в том числе крик, призывающий к спасению, крик-предупреждение об опасности других;
- крик-оскорбление, угроза, часто выражается в ругательствах;
- крик-нападение, вербальная атака.
Крик сопровождает концентрированный выплеск эмоций, переполняющих в данный момент человека.
Эта концепция и классификация, на первый взгляд достаточно полная и целостная, тем не менее, не дает ответа на вопрос – что же нам делать, когда мы сталкиваемся с ситуацией, когда на нас кричат?
Новый взгляд на кричащих людей
В ходе анализа различных случаев и ситуаций, когда один человек кричит на другого, я пришел к мысли, что очень часто люди срываются на крик от бессилия, неумения и невозможности донести до другого человека свою мысль, неспособности настоять на своем желании.
В обычном, нормальном диалоге у людей просто не возникает и мысли о том, чтобы повысить свой голос на собеседника. Человек начинает кричать в тот момент, когда ему кажется, что собеседник не слышит и не воспринимает его слова. В этой ситуации повышенный голос, переходящий на крик, является последним аргументом в споре, фактически требующим, чтобы кричащего услышали и сделали так, как он хочет, либо испугались и сделали то, на чем он настаивает. Тем самым подтверждая его правоту.
Но если посмотреть на кричащего со стороны, то мы замечаем, что его крик - это ничто иное, как слабость, бессилие, невозможность обычным тоном голоса и обычными словами доказать правильность своей позиции.
Отсюда вывод: очень часто люди срываются на крик из-за своей слабости. Слабости эмоциональной, волевой, слабости своих аргументов.
И с этой точки зрения мы видим вышеописанные ситуации (помните - мать, кричащую на ребенка; мужа, кричащего на жену) совсем в другом ракурсе. Понимая, что в крике человеком движет не его сила, а его слабость, можно не бояться этих громких звуков, издаваемых в вашу сторону.
Советы тому, на кого кричат
В свое время столкнулся с простым рецептом, как помочь малышу не бояться Серого Волка, который «придет к нему ночью». Нужно просто перекрасить этого волка в розовый цвет. И добавить ему бантик. И еще длинные реснички. И после этого он будет уже совсем не таким страшным.
Поэтому для того, чтобы перестать бояться кричащих на вас, попробуйте сделать следующее.
Понять, что человек, который повышает на Вас голос, делает это от ощущения собственного бессилия.
Не пугаться его агрессивного тона. Вы же уже знаете истинную причину этого!
Услышать его «аргументы», с которыми Вы не согласны.
Спокойным размеренным голосом проговорить ему: «Я слышу и понимаю, что Вы пытаетесь мне донести, но я не согласен с Вашей позицией. И оттого, что Вы повышаете свой голос, Ваша позиция не становится убедительнее для меня».
Ну, а если это не возымеет действия, то хотя бы представьте его с розовыми волосами!
Источник: Гришин Владимир
Обсуждения Почему на нас кричат? И что с этим делать