Представьте себе, что вы решили принять участие в эксперименте по изучению памяти.
В лаборатории, в которой вы оказались, вас встретили два человека: научный сотрудник, проводящий исследование, и такой же, как вы, доброволец, давший согласие на участие в этом эксперименте.
В лаборатории, в которой вы оказались, вас встретили два человека: научный сотрудник, проводящий исследование, и такой же, как вы, доброволец, давший согласие на участие в этом эксперименте.
Вытащили жребий, вам досталась роль обучающегося, а другому участнику – учителя.
По условиям эксперимента «учитель» должен читать пары предложений, которые вы должны запомнить и повторить, а за каждую ошибку вы будете получать удар током. Вас предупреждают, что с каждой последующей ошибкой сила тока будет возрастать.
И вот вы садитесь в кресло, вам закрепляют руки, слышите через динамики вопросы, даете ответы и после каждого неправильного ответа получаете разряд тока - сначала несильный, но по мере накопления ошибок он становится все сильней и сильней.
И вот вы уже не можете терпеть боль и просите остановить эксперимент. Но вам продолжают поступать вопросы, и, не получив правильный ответ, увеличивается сила тока. Вы кричите от боли и уже не можете ни о чем думать, но вопросы продолжают все равно поступать. И вот вы теряете сознание, уже не можете ни слышать вопросов, ни давать ответов, не можете даже чувствовать удары током, которые все продолжают и продолжают поступать.
Сюрреализм какой-то, сценарий для фильма ужасов, скажете вы.
А вот и нет, не сюрреализм, а события, которые имели место в знаменитом эксперименте, проведенным профессором Милграмом и потрясшем воображение как научного мира, так и простого обывателя Америки.
Правда, в эксперименте было одно «но»: «ученика» изображал приглашенный артист, а на месте «учителя» находился сам испытуемый, который и задавал вопросы. И после каждого неправильного ответа он нажимал на кнопку, полагая, что бьет током ученика, который по мере возрастания силы тока начинал кричать и просить, чтобы его отпустили, а затем просто затихал, изображая потерю сознания.
Конечно, испытуемый в этой ситуации испытывал сильнейший эмоциональный стресс, желая остановить эксперимент. Но руководитель, находящийся рядом, настаивал на продолжении испытания. И люди подчинялись этим требованиям, продолжали наносить удары током напряжением в 450 вольт.
Пред тем, как озвучить результаты эксперимента, студентам задавали вопрос: сколько, по вашему мнению, процентов испытуемых достигнут максимальной отметки в 400 вольт? Ответы студентов колебались в районе от одного до пяти процентов. Так вот, до максимального напряжение дошли две третьих всех испытуемых. А до напряжения в триста вольт, когда приглашенный артист уже вопил от боли, дошли все участники эксперимента.
Милграм задумывал свой эксперимент для того, чтобы выяснить, как могли немцы во время второй мировой войны творить такие чудовищные злодеяния, полагая, что это как-то связанно с особенностями нации и культуры, и планировал такой же эксперимент провести и в Германии.
Но после полученных результатов, которые, можно сказать, ошеломили его, он понял, что дело не в нации. Этот эксперимент потом повторяли множество раз в разных странах, и везде он давал схожие результаты.
Так что же заставляло людей быть безжалостными по отношению к таким же, как они, участникам испытаний?
Выдвигались различные гипотезы, которые пытались объяснить произошедшее особенностями личных качеств испытуемых, но дальнейшие эксперименты убедительно подтвердили, что люди были обычными представителями населения.
Как констатировал сам Милграм: «Эти люди и есть мы».
По его мнению, полученные данные свидетельствуют о наличии интересного феномена:
- это исследование показало чрезвычайно сильно выраженную готовность нормальных взрослых людей идти неизвестно как далеко, следуя указаниям авторитета.
Влияние авторитета - вот что служило причиной такого странного на первый взгляд поведения людей, принявших участие в этом эксперименте.
Хотелось бы обратить внимание на то, что этот феномен существует в первую очередь в бессознательном человека. Мы подчиняемся ему, даже не задумываясь об этом.
В доказательство этого существует такой эксперимент.
На малооживленном перекрестке плохо одетый человек переходил дорогу на красный свет, и экспериментаторы подсчитывали число прохожих, последовавших за ним.
Затем это делал человек, который был одет в хороший и дорогой, строгий костюм. И число прохожих, устремившихся за ним на красный свет, было всегда гораздо больше, чем тех, кто следовал за плохо одетым джентльменом.
Неосознанное подчинение в этом случае может сыграть с нами злую шутку, отправив на тот свет желающих подчинятся правилу «влияния авторитета». И мы не одни такие, тот же феномен существует и в животном мире. В колониях обезьян, где существует жесткая система доминирования, нововведения не осваиваются всеми членами стада, пока это не освоит доминирующая особь.
Стае обезьян, живущих в Японии, прививали новые пищевые привычки
Одной стае предложили попробовать карамель, дав конфеты особям, находящимся на низшей ступени иерархии. И через полтора года только 50% стаи стали употреблять этот продукт. Доминирующие же особи не освоили этот продукт никогда.
Другой же стае предложили пшеницу, но дали это вначале лидерам этой группы, и уже через четыре часа вся стая с удовольствием поглощала этот продукт.
В общем, мы почти все готовы подчиняться авторитетам, ну или хотя бы следовать за ними. И в этом нет ничего плохого. Подчинение авторитетам позволяет развиваться обществу, создавать сложные многоуровневые структуры.
Много ли можно найти организаций, не построенных на принципах подчиненности нижестоящих структур вышестоящим. Армия, церковь, школа, даже семья и в целом государство - везде существует власть авторитета.
В противоположность этому можно представить только анархию. Которая, по словам философа Гоббса, делает жизнь «жалкой, отвратительной, дикой и короткой».
И здесь мы опять приходим к выводу, что одно и то же поведение - в данном случае власть авторитета - может быть как полезным проявлением социальных отношений, так и вредным, а где-то и даже фатальным для индивида.
Стереотипы и шаблоны мышления нужны нам в жизни для экономии времени и психической энергии. Они, как автопилот в самолете, не требуют нашего сознательного управления. Они позволяют отдыхать или заниматься другими полезными делами.
Но на пути нашего самолета могут возникать непредвиденные ситуации, и тогда нам нужно брать управление в свои руки.
Авторитет авторитетом, но нужно думать своей головой.
По условиям эксперимента «учитель» должен читать пары предложений, которые вы должны запомнить и повторить, а за каждую ошибку вы будете получать удар током. Вас предупреждают, что с каждой последующей ошибкой сила тока будет возрастать.
И вот вы садитесь в кресло, вам закрепляют руки, слышите через динамики вопросы, даете ответы и после каждого неправильного ответа получаете разряд тока - сначала несильный, но по мере накопления ошибок он становится все сильней и сильней.
И вот вы уже не можете терпеть боль и просите остановить эксперимент. Но вам продолжают поступать вопросы, и, не получив правильный ответ, увеличивается сила тока. Вы кричите от боли и уже не можете ни о чем думать, но вопросы продолжают все равно поступать. И вот вы теряете сознание, уже не можете ни слышать вопросов, ни давать ответов, не можете даже чувствовать удары током, которые все продолжают и продолжают поступать.
Сюрреализм какой-то, сценарий для фильма ужасов, скажете вы.
А вот и нет, не сюрреализм, а события, которые имели место в знаменитом эксперименте, проведенным профессором Милграмом и потрясшем воображение как научного мира, так и простого обывателя Америки.
Правда, в эксперименте было одно «но»: «ученика» изображал приглашенный артист, а на месте «учителя» находился сам испытуемый, который и задавал вопросы. И после каждого неправильного ответа он нажимал на кнопку, полагая, что бьет током ученика, который по мере возрастания силы тока начинал кричать и просить, чтобы его отпустили, а затем просто затихал, изображая потерю сознания.
Конечно, испытуемый в этой ситуации испытывал сильнейший эмоциональный стресс, желая остановить эксперимент. Но руководитель, находящийся рядом, настаивал на продолжении испытания. И люди подчинялись этим требованиям, продолжали наносить удары током напряжением в 450 вольт.
Пред тем, как озвучить результаты эксперимента, студентам задавали вопрос: сколько, по вашему мнению, процентов испытуемых достигнут максимальной отметки в 400 вольт? Ответы студентов колебались в районе от одного до пяти процентов. Так вот, до максимального напряжение дошли две третьих всех испытуемых. А до напряжения в триста вольт, когда приглашенный артист уже вопил от боли, дошли все участники эксперимента.
Милграм задумывал свой эксперимент для того, чтобы выяснить, как могли немцы во время второй мировой войны творить такие чудовищные злодеяния, полагая, что это как-то связанно с особенностями нации и культуры, и планировал такой же эксперимент провести и в Германии.
Но после полученных результатов, которые, можно сказать, ошеломили его, он понял, что дело не в нации. Этот эксперимент потом повторяли множество раз в разных странах, и везде он давал схожие результаты.
Так что же заставляло людей быть безжалостными по отношению к таким же, как они, участникам испытаний?
Выдвигались различные гипотезы, которые пытались объяснить произошедшее особенностями личных качеств испытуемых, но дальнейшие эксперименты убедительно подтвердили, что люди были обычными представителями населения.
Как констатировал сам Милграм: «Эти люди и есть мы».
По его мнению, полученные данные свидетельствуют о наличии интересного феномена:
- это исследование показало чрезвычайно сильно выраженную готовность нормальных взрослых людей идти неизвестно как далеко, следуя указаниям авторитета.
Влияние авторитета - вот что служило причиной такого странного на первый взгляд поведения людей, принявших участие в этом эксперименте.
Хотелось бы обратить внимание на то, что этот феномен существует в первую очередь в бессознательном человека. Мы подчиняемся ему, даже не задумываясь об этом.
В доказательство этого существует такой эксперимент.
На малооживленном перекрестке плохо одетый человек переходил дорогу на красный свет, и экспериментаторы подсчитывали число прохожих, последовавших за ним.
Затем это делал человек, который был одет в хороший и дорогой, строгий костюм. И число прохожих, устремившихся за ним на красный свет, было всегда гораздо больше, чем тех, кто следовал за плохо одетым джентльменом.
Неосознанное подчинение в этом случае может сыграть с нами злую шутку, отправив на тот свет желающих подчинятся правилу «влияния авторитета». И мы не одни такие, тот же феномен существует и в животном мире. В колониях обезьян, где существует жесткая система доминирования, нововведения не осваиваются всеми членами стада, пока это не освоит доминирующая особь.
Стае обезьян, живущих в Японии, прививали новые пищевые привычки
Одной стае предложили попробовать карамель, дав конфеты особям, находящимся на низшей ступени иерархии. И через полтора года только 50% стаи стали употреблять этот продукт. Доминирующие же особи не освоили этот продукт никогда.
Другой же стае предложили пшеницу, но дали это вначале лидерам этой группы, и уже через четыре часа вся стая с удовольствием поглощала этот продукт.
В общем, мы почти все готовы подчиняться авторитетам, ну или хотя бы следовать за ними. И в этом нет ничего плохого. Подчинение авторитетам позволяет развиваться обществу, создавать сложные многоуровневые структуры.
Много ли можно найти организаций, не построенных на принципах подчиненности нижестоящих структур вышестоящим. Армия, церковь, школа, даже семья и в целом государство - везде существует власть авторитета.
В противоположность этому можно представить только анархию. Которая, по словам философа Гоббса, делает жизнь «жалкой, отвратительной, дикой и короткой».
И здесь мы опять приходим к выводу, что одно и то же поведение - в данном случае власть авторитета - может быть как полезным проявлением социальных отношений, так и вредным, а где-то и даже фатальным для индивида.
Стереотипы и шаблоны мышления нужны нам в жизни для экономии времени и психической энергии. Они, как автопилот в самолете, не требуют нашего сознательного управления. Они позволяют отдыхать или заниматься другими полезными делами.
Но на пути нашего самолета могут возникать непредвиденные ситуации, и тогда нам нужно брать управление в свои руки.
Авторитет авторитетом, но нужно думать своей головой.
Взято из открытых источников.
Обсуждения Власть авторитета