Символ достаточно ёмкое и, в тоже время, неоднозначное в нашем понимании отображение рационального или иррационального, данного нам в восприятие или находящегося вне поля наших естественных ощущений. По словам Э. Кассирера creatum (символ) есть Einheit von Sinn und Sinnlichkeit [18], то есть единство смысла и чувствования.
gif · 59.5 КБ
Символ предстаёт перед нами в своём оформленном виде, представляя концепцию его содержания, подкреплённую опытом, накопленным человечеством в процессе эволюции. Чистая форма изображения не зависит в нём от всего материального мира и не существует так же, как и вся материя. Его форма есть чувственное данное от слияния материальной и духовной формы, результат внутренней деятельности духа. Другими словами, деятельность духа для производства символов обязательно должна манифестировать себя в знаках - словах, образах. Символ или знак является необходимым атрибутом сознания, поскольку 'идеальные формы узнаются и познаются лишь в совокупности чувственных знаков, которыми они пользуются для своего выражения'[18].
Будучи воспринятыми, знаки и символы, как чувственные данные через производящую силу духа преобразуются в соответствии с определённой 'точкой зрения' и получают символическое содержание, которое фиксируется в знаке-символе...
Элементы графического символизма применялись практически всегда и повсеместно, на всём протяжении осмысленной деятельности человека. Начиная с наскальной росписи и по сегодняшнее время, люди придавали определённым графическим элементам своеобразные трансцендентные качества. И эти элементы были носителями метафизической, магической, философской, космогонической или астрономической информации.
Астрология - знание, построенное на глубоком космизме и эзотерическом символизме. Это знание гармонично и всеобъемлюще в духовном выражении, исторически ценно и не имеет временных ограничений. На протяжении многих тысячелетий формировался современный астрологический графический облик, тот совершенный облик, который поражает философов, археологов, искусствоведов и культурологов. Наряду с тем, что подобные знания привлекают большое количество специалистов и интересующихся ими людей, многое остаётся туманным или загадочным, необъяснимым или просто забытым. Говоря о символах применяемых в астрологии, следует сказать, что они, имеют весьма определённое значение, но зачастую, как и многие окружающие нас символы, либо не интерпретируются, либо трактуются достаточно вольно.
Что можно увидеть и что можно подчеркнуть при рассмотрении астрологических символов?
Рассматривая символы планет и знаков Зодиака, во-первых, следует отметить их многоплановость, которая отражена входящими в них элементами. Каждый элемент знака-символа несёт духовную смысловую нагрузку, определяя соответствующее энергоинформационное содержание. Во-вторых, сами элементы знаков и символов, обладая собственной характеристикой, позволяют описать систему, которую они составляют своими конфигурациями. В третьих, определяя систему (знак или символ) привнесёнными качествами, элементы и сами адаптируются к свойствам и функциям целого (знака или символа), получая некоторую специфичность, обретаемую в процессе взаимодействия с совокупными элементарными множествами.
Рассмотрим наиболее характерные и общие элементы, формирующие знаки и символы.
Наиболее простыми элементами можно считать отрезок прямой, как часть бесконечной пространственной прямой, и кривую линию (дугу), которая замыкается в окружность или образует в пространстве бесконечную спираль. Эти элементы определяют формы и строения, а так же виды (направления) движения материальных и нематериальных (духовных) субстанций во Вселенной. Галилей, как приверженец Платона, излагая систему мира Коперника, говорил, что круг совершенен не только с эстетической и математической точки зрения, но и с позиции механики. Соответственно, по его словам: 'круговое движение естественно присуще телам, составляющим Вселенную и размещёнными в наилучшем порядке; прямолинейное движение сообщается природой телам и их частям только там, где они размещены в плохом порядке, не на своих естественных местах'. Иоганн Кеплер считал 'естественным' для физического мира не круговое движение, а прямолинейное, подкрепляя доводы движением небесных тел и человеческого тела. По его заключению 'все мускулы действуют согласно принципу прямолинейного движения... последовательно сжимающимися и разжимающимися'. Круговое движение он считал идеальным движением с точки зрения метафизики и допускал отклонения от окружности для реальных физических тел. Обобщая взгляды Галилея и Кеплера, можно сказать, что в тонкоматериальном, идеальном метафизическом мире предпочтение принадлежит дуге, окружности и её производным (спирали), с некоторым присутствием прямолинейности. В реальном мире, мире материального господства, преобладает прямолинейное движение и прямолинейные формы, с некоторым включением криволинейности (дуги, окружности, спирали и т.д.). Это более наглядно может продемонстрировать символическое значение фигур круга (составленного из кривой или дуги) и квадрата (составленного из прямых линий).
Круг
Круг с древнейших времён обозначал духовные силы и мир духовный, он визуализировался, как мир высший и находящийся над нами. Округлая форма планет и их изображение в виде окружности представляет эти, казалось бы, сугубо материальные тела, наделёнными спиратуальными качествами. Круг символизирует дух. Описывает весь космос в целом - всё, что заключено в широких просторах небес [5]. Окружность священна как наиболее естественное состояние, содержащее самость, не проявленное, бесконечное, вечность. Она олицетворяет небесное единство, солярные циклы, всякое цикличное движение, динамизм, бесконечное движение, завершение, исполнение, Бога. В системе Дзен пустой круг означает просветление. У китайцев круг - это Небеса. В исламе круг олицетворяет купол, свод Небес, Свет Божий. У Платона он 'подвижный образ вечности недвижной' [9].
Квадрат
Квадрат (прямоугольник) - фигура, соединяющая в себе вертикальные и горизонтальные линии, символизирует сферу материального, которая, с оккультной точки зрения, есть дух, ограниченный временем. Четыре стороны представляют четыре элемента (огонь, воздух, землю и воду), которые в свою очередь, являются основой материи физического мира [5]. Квадрат олицетворяет Землю как противопоставление кругу Небес. Он представляет собой ограничение и потому обладает формой. Четырёхугольник олицетворяет талисманическое заверение в постоянстве и стабильности. У пифагорейцев квадрат символизирует душу. Круг и квадрат являются символами порядка вещей в космосе и мире людей.
Как отмечал английский королевский астролог Джон Ди (1527 - 1608) в 'Monas Hieroglifica' ('Иероглифическая монада' 1564 г.): 'Через прямую и круг явилось на свет первое простое изображение и пресуществилось представление вещей, в том числе не существующих и сокрытых под покровами природы' [2].
Представив общую символическую графическую картину мироздания, перейдём к её поэлементному рассмотрению. Обратимся к первоисточникам: точке, дуге и отрезку прямой
Точка
Точка означает Единство, Происхождение и Центр. Как центр, она говорит о цельности, целостности, абсолютной реальности. Это источник всего сущего; совокупность всех возможностей; святое место; пролом в пространстве и времени; точка взаимного сообщения между тремя мирами, соединяющая пространство и время; ось, объединяющая космос как вертикально, так и горизонтально; пересечение макрокосма и микрокосма; космический порядок; 'неподвижный двигатель' Аристотеля.
Рассматривая точку как центр чего-либо, можно отметить, что продвижение от центра к окружности, означает путешествие в мир существующий и в множественность, а путь обратно к духовному центру - есть путь к Единству и истинности. Точка - место, где производится пространство, из которого эманирует движение и возникают формы; точка - элемент, как экспансии, так и сжимания, схождения, притягивания множественности назад к центру (от формы к содержанию), к гармонии, знанию и просветлению.
Есть два вида точек: точки не имеющие размеров, являющиеся символами творческой силы, и такие точки, которые, как определяет Раймунд Луллий в своей книге 'Новая геометрия', которые характеризуются мельчайшими реальными размерами и являются символом принципа проявления. [8] и [9].
Дуги
Дуга с вершиной внизу или "чаша". Дуга данного вида, своей конфигурацией выражает нечто, способное служить вместилищем духа, нечто, способное удержать дух, сохранить его [5]. В восточной традиции, такое подобное символическо-мистическое положение рук (руки) - мудра Дхьяни (самадхи) - жест медитирующего в Дхьянасане. Это образ символической чаши, из которой боги пьют нектар бессмертия [17]. В этом изображении можно найти аналогию и с мудрой 'Чаша Чандмара', которая символизирует сбор девяти драгоценностей, из которых состоит тело, ум и душа человека, а также окружающий мир. Эта мудра, говорит о единстве души и тела, о единстве Человека и Космоса [4]. В операциях современной формальной логики, данный символ говорит о сумме двух объёмов информации, в результате чего получается третья информационная величина [10].
Дуга с вершиной вверху или "опрокинутая чаша". Дуга данного вида, в своей конфигурации выражает состояние, при котором нет возможности удержать дух, отображает состояние инерции и безжизненности [5]. В данном случае наблюдается фигура перевёрнутой или опрокинутой чаши, что характеризуется принципом отдачи. В восточной традиции рука (руки) согнутая и поднятая на уровень плеча и перевёрнутая ладонью вниз (пальцы смотрят на плечо) - Тарпана мудра - поза почтения [17]. В современной формальной логике, данный символ обозначает умножение объёмов информации, в результате чего получается новый объём, состоящий из элементов первого и второго в области их пересечения [10].
) или ( - дуги, символизирующие своей конфигурацией потенциальный дух [5], его активность или пассивность. По аналогии с серпом луны, её фазовым отображением, левый символ говорит о росте, приращении, прибавлении, активности, внешнем выражении. Правый символ, показывает упадок, истощение, убывание, пассивность или работу на внутреннем уровне. В буддизме, правый символ (серп Луны) украшал волосы бога Шивы, который в божественной триаде (Шива, Вишну, Брахма) выступает как бог-разрушитель, уничтожающий миры и богов в конце каждой кальпы (Кальпа - 2000 Махаюг или 8640000000 лет) [17]. В современной формальной логике, эти символы однозначно характеризуют влечение, привлечение, связку или включение ('импликацию')[10].
( и ) - дуги данной конфигурации символизируют потенциальный дух и в своей совокупности выражают потенциальную жизнь или смерть. Это нечто, находящееся в состояния равновесия. Оно может опрокинуться и перейти в состояние становления, наполниться жизненными силами, либо же перевернуться, чтобы стать инертной [5]. Смыкаясь-объединяясь, данные дуги образуют круг, о котором говорилось выше. Это смыкание приведёт к трансформации состояния равновесия потенциального духа. Образованная фигура будет характеризовать истинный дух и всю Вселенную.
Прямые
Вертикаль, символизирует восхождение или нисхождение духовной энергии или самого духа. Выражает движение сверху вниз, то есть от Небес к Земле или от Небес к Преисподней. В некоторых случаях она выражает движение снизу вверх - от Ада к Земле, или от Земли к Небесам. В оккультном символизме подобная вертикальная линия обозначает созидательную мощь, связанную с идеей спиритуальной силы, нисходящей свыше [5]. В своём отражении, это активный, динамический элемент [9]. Как ось или космическая ось, символ прямой является центральным пунктом времени и пространства (пространственно-временной континуум. Авт.); последней опорой всех вещей; тем, вокруг чего вращаются все вещи, неким стандартом или сутью всего существующего. Линия вертикальная - небесная, духовная и интеллектуальная, позитивная, активная, мужская.
Горизонталь, символизирует материю. Выражает движение с запада на восток. Также, этот символ выражает движение во времени, - из прошлого в будущее [5]. Представляет собой пассивный или статичный элемент бытия [9]. Как линия, означает разделение, измерение, границу, временной мир. Горизонтальная линия является земной, рациональной, пассивной, отрицательной и женской [8].
Достаточно часто в изображениях зодиакальных знаков и символов планет присутствует крест. Этот один из древнейших и наиболее астро применяемых символов, имеет достаточно обширную и разнообразную интерпретацию в различных существующих на сегодня письменных источниках.
Крест
Крест представляет некое четвертичное состояние - духовное и нейтральное. Помещённый в мистический Центр космоса, он становится мостом или лестницей, при помощи которой душа может достичь Бога. Преобладающее значение креста - 'соединение'. В обобщённом значении - это объединение противоположностей: положительного (вертикальное) с отрицательным (горизонтальным), высшего с низшим, жизни со смертью. Пространственное расположение вдоль вертикальной оси обозначает наиболее важный уровень (подразумевая нравственные и энергетические характеристики). Положение же вдоль горизонтальной оси: левая сторона - ретроспективна (зона 'происхождения', связана с бессознательным и мраком), а правая сторона - стремление к исходу [9]. Крест - центр мира и, следовательно, точка сообщения между Небом и Землёй или космическая ось, имеющая символизм Космического Древа, горы, колонны, лестницы и т. д. [8]. Крест также несёт на себе символизм четырёх первоэлементов: Огня, Воздуха, Земли и Воды [5].
Если символ порождён единством смысла и чувствования, то формировать в нас возможность осознания окружающего мира, его смысла, в практике постижения совершенства, и развивать при этом свой дух, свою душу или чувственную сферу, этические и эстетические качества, невозможно без познания символического.
Солнечный символ представляется кругом с центральной точкой. Это изображение характеризует его исключительность и первостепенность. Солнце, символически, родной сын и наследник небесного Бога [9], начало всего сущего и духовного. Это всевидящее божество и его власть, неподвижное существо, сердце космоса, центр бытия и интуитивного знания, "разум мира" (макробиус), просветление, глаз мира и глаз дня, непокорённый, слава, величие, правосудие, царственность[8]. Солнце связано с волей и активностью [9]. Графический знак планеты представляется некоторым астрологами как щит Гелиоса или бесконечный круг, где точка символизирует внутреннее Я [12]. Солнце видит всё и знает всё. Солнце олицетворяет центр вселенной, как сердце ("внутреннее место"), есть центр человека. Фиксированность центра символизирует вечность и совершенное постоянство. В Индии оно под именем Сурья является оком Варуны (бога воды и охранителя западной стороны [17]); в Персии является оком Ахура-мазды (Авест. "господь мудрый". Верховный бог зороастрийцев, сотворивший мир усилием мысли; воплощение абсолютного добра и справедливости [8]); в Греции оно известно как Гелиос - око Зевса ; в Египте оно является оком Ра (бога Солнца), а в исламе - Аллаха [9].
Луна представляет собой в геометрическом изображении дугу или точнее двойную дугу. Месяц в первой четверти [12]. Она представляется символом глаза ночного, тогда как Солнце - глаза дневного. Действительно, двойная дуга лунного символа напоминает сомкнутое веко закрытого глаза. В греческой мифологии Луна представлялась Селеной, часто отождествляемой с Артемидой или Гекатой [16]. Как правило, эта планета олицетворяет женскую силу, Мать-Богиню, Царицу Небесную. Луна повсеместно является символом циклического ритма времени, универсального становления. Она символизирует периодическое возобновление творения, время и меру. Прежде время измерялось фазами луны, поэтому она считалась носителем перемен, страдания и упадка, условием жизни человека на Земле. Луна связана с воображением и миром форм. Все богини Луны управляют судьбой и ткут её нить. В египетской традиции Луна считается "творцом загробного мира и вечности". В буддизме Луна олицетворяет мир, безмятежность и красоту. В индуизме растущая Луна символизирует новорожденное быстро и энергично растущее дитя. В даосизме Луна - символ истины, "глаз, светящий во мгле". В шаманизме, символизирует магическую силу. В Китае Луна отображает сущность Инь, женский природный принцип, пассивность и быстротечность жизни, а также бессмертие. В христианстве Луна и Солнце часто изображаются в сценах распятия и символизируют двойственную природу Христа. Луна - местопребывание архангела Гавриила, а Солнце - архангела Михаила [8]. Луне подчинены такие понятия, как вера, надежда, милосердие и другие высшие эмоции, каждодневные и домашние дела [16].
Меркурий, графически представляет собой дугу, расположенную на вершине круга духа, который, соответственно, помещён над крестом. Крылатый шлем бога [12]. Соединение круга и креста символизирует притяжение материи к духовным сферам, что способствует не только её одухотворению, но и энергоинформационному очищению (просветлению). Дуга над кругом говорит о способности вмещать (потреблять и усваивать) духовные эманации идущие от внешнего источника. Процесс трансформации виден из сочетания дуг (сверху вниз): И - поглощение (обретение) духа, З - освобождение (передача) духа, И - последующий приём трансформированного духа (усвоение). В Близнецах, где Меркурий является управителем, присутствие воздушной стихии говорит о более энергичном нисходящем духовном энергоинформационном потоке из вне. Тогда как в знаке Девы, которым также управляет данная планета, но в стихии земли, приоритет отдаётся не приёму духовной информации, а рассмотрению или пересмотру, оценки и анализу информации уже полученной и отработанной ранее. В Деве делается акцент на крест, а не на круг.
Имя первой (по астрономическому счёту) планеты, происходит от латинского корня merx ("товар"). Меркурий носит эпитет андрогин, т.к. со времён Птолемея он считался планетой, имеющей двойственную (anceps) природу, мужскую и женскую [16]. Андрогин (гермафродит) означает изначальное совершенство, целостность, единство противоположностей, абсолютное состояние, автономию, независимость, вновь обретённый рай, объединение первозданных мужских и женских сил, неба и земли, царя и царицы, первоотца и первоматери. Меркурий - планета приспособления, свидетельствующая об уровне знания, достигнутого в каждой из жизней [7]. В алхимии данный планетный бог символизируется ртутью. В греческой транскрипции Меркурий это Гермес - "толкователь" или "посредник", поэтому на него возлагаются задачи сопровождать души умерших в подземном мире (Гермес Психопомп - "проводник душ"). Меркурий связан с интуицией и движением. В астрологии планета отвечает за коммуникации и "интеллектуальную энергию", а также контролирует нервную систему, как проводящую определённую информацию на биологическом уровне. Меркурию приписываются неограниченные способности к постижению. Его образ в виде женской фигуры и Мировой Души не менее распространён и значим, чем сведённый только к мужскому началу [9].
В знаке Венеры присутствуют элементы уже рассмотренные в знаке Меркурия. Однако соотношение элементов говорит о том, что в данном случае нет приёма энергоинформационного воздействия извне. Происходит одухотворение материальной субстанции уже оформленной целостной и динамичной энергией. Различие в трактовке данного знака может происходить от его применения в качестве управителя зодиакальных знаков Тельца или Весов. В Тельце материальная субстанция привлекает и обособляет духовную энергию. Тут Венера находится в стихии земли, где для материальной сферы и сферы обладания чем-либо существует естественный приоритет. Венера тут выражает инстинктивное поведение и низменные побуждения. В Весах же происходит процесс выведения материальной субстанции на более высокий духовный уровень. Во втором случае материальное тянется за духовным, а планета управляет знаком в стихии воздуха, что способствует данному процессу. Венера тут отражает мыслящую и живую душу. В Рыбах символ Венеры говорит о том, что её духовные качества содержат комплексную информацию о материальной сфере и эта информация не только статически существует, но и гармонично сочетается с активной духовной деятельностью.
Планета связана с богиней любви и с медью в алхимии. Символ, который обозначает эту планету в Зодиаке, некоторые называют "зеркальце богини Венеры" [12]. Планета связана с любовью и взаимоотношениями. Её духовное значение имеет два аспекта: аспект духовной любви и аспект физического влечения [9]. По словам Клавдия Птолемея, Венера является планетой, оказывающей влияние на действие внутренней, непосредственной, интуитивной силы Я [7]. Некоторые авторы сводят её значение к характеристике физического и механического. Это вполне очевидный ошибочный взгляд на данную символику, так как при учёте истинного значения любви такие доводы отпадают сами собой. В классической астрологии планета носит эпитет малого счастья. Венере подчинены такие понятия, как любовь, гармония, красота, искусство, музыка, удовольствие, вкус, чувство прекрасного и женщина [16].
Данный знак, знак Марса, говорит о Духе получающем импульс - круг со стрелой устремлённой вверх. Основываясь на аристотелевской концепции разделения Миров на Верхний и Нижний, Марс в Овне показывает трансформацию Духа в Нижний Мир (нижнюю полусферу Зодиака). Символически стрелка символа направлена вниз, к погружению в плотные материальные сферы. Это состояние духа можно охарактеризовать как целеустремлённое, импульсивное, бесстрашное и безоглядное. У Ф. Гудман Марс в данном положении имеет отношение к идее креста, олицетворяющего материальность, который отягощает круг спиритуальной жизни [5]. Марс в Скорпионе (планета в верхней полусфере Зодиака) - предтеча знака Стрельца. Это импульс, получаемый после того, как Дух в Весах стал выше по значению, чем физическое его окружение (см. символ Венеры). Марс показывает активность Духа в плане его выхода из-под влияния материального принципа, импульс Духа устремлён в сферы психического. Чувствуя важность своей эволюции, Дух характеризует себя всепроникающей, высвобождающейся и мятежной субстанцией и в тоже время это основа будущих достижений, это твердь и фундамент одухотворения. В знаке Козерога символ Марса можно представить стрелкой расположенной над кругом, как продолжение его диаметра. Это положение говорит о высочайшем достижении или деятельности направленной на высочайшее достижение. Это сфера активности в формообразовании идей.
Марс символизирует позитивное активное мужское начало, страсть, страстность и мужество, огонь. Его символ - копьё и щит бога Марса, бога войны [12]. Он связан с действием и разрушением. Его цвет - красный, металл - железо [8]. Марс считался покровителем земледелия и ему посвящался первый месяц весны, в дальнейшем он стал богом войны. Марс является символом инверсии, т.е. связи между высшим неоформленным миром будущих возможностей и низшим миром материализованных форм.
ЮПИТЕР
Будучи воспринятыми, знаки и символы, как чувственные данные через производящую силу духа преобразуются в соответствии с определённой 'точкой зрения' и получают символическое содержание, которое фиксируется в знаке-символе...
Элементы графического символизма применялись практически всегда и повсеместно, на всём протяжении осмысленной деятельности человека. Начиная с наскальной росписи и по сегодняшнее время, люди придавали определённым графическим элементам своеобразные трансцендентные качества. И эти элементы были носителями метафизической, магической, философской, космогонической или астрономической информации.
Астрология - знание, построенное на глубоком космизме и эзотерическом символизме. Это знание гармонично и всеобъемлюще в духовном выражении, исторически ценно и не имеет временных ограничений. На протяжении многих тысячелетий формировался современный астрологический графический облик, тот совершенный облик, который поражает философов, археологов, искусствоведов и культурологов. Наряду с тем, что подобные знания привлекают большое количество специалистов и интересующихся ими людей, многое остаётся туманным или загадочным, необъяснимым или просто забытым. Говоря о символах применяемых в астрологии, следует сказать, что они, имеют весьма определённое значение, но зачастую, как и многие окружающие нас символы, либо не интерпретируются, либо трактуются достаточно вольно.
Что можно увидеть и что можно подчеркнуть при рассмотрении астрологических символов?
Рассматривая символы планет и знаков Зодиака, во-первых, следует отметить их многоплановость, которая отражена входящими в них элементами. Каждый элемент знака-символа несёт духовную смысловую нагрузку, определяя соответствующее энергоинформационное содержание. Во-вторых, сами элементы знаков и символов, обладая собственной характеристикой, позволяют описать систему, которую они составляют своими конфигурациями. В третьих, определяя систему (знак или символ) привнесёнными качествами, элементы и сами адаптируются к свойствам и функциям целого (знака или символа), получая некоторую специфичность, обретаемую в процессе взаимодействия с совокупными элементарными множествами.
Рассмотрим наиболее характерные и общие элементы, формирующие знаки и символы.
Наиболее простыми элементами можно считать отрезок прямой, как часть бесконечной пространственной прямой, и кривую линию (дугу), которая замыкается в окружность или образует в пространстве бесконечную спираль. Эти элементы определяют формы и строения, а так же виды (направления) движения материальных и нематериальных (духовных) субстанций во Вселенной. Галилей, как приверженец Платона, излагая систему мира Коперника, говорил, что круг совершенен не только с эстетической и математической точки зрения, но и с позиции механики. Соответственно, по его словам: 'круговое движение естественно присуще телам, составляющим Вселенную и размещёнными в наилучшем порядке; прямолинейное движение сообщается природой телам и их частям только там, где они размещены в плохом порядке, не на своих естественных местах'. Иоганн Кеплер считал 'естественным' для физического мира не круговое движение, а прямолинейное, подкрепляя доводы движением небесных тел и человеческого тела. По его заключению 'все мускулы действуют согласно принципу прямолинейного движения... последовательно сжимающимися и разжимающимися'. Круговое движение он считал идеальным движением с точки зрения метафизики и допускал отклонения от окружности для реальных физических тел. Обобщая взгляды Галилея и Кеплера, можно сказать, что в тонкоматериальном, идеальном метафизическом мире предпочтение принадлежит дуге, окружности и её производным (спирали), с некоторым присутствием прямолинейности. В реальном мире, мире материального господства, преобладает прямолинейное движение и прямолинейные формы, с некоторым включением криволинейности (дуги, окружности, спирали и т.д.). Это более наглядно может продемонстрировать символическое значение фигур круга (составленного из кривой или дуги) и квадрата (составленного из прямых линий).
Круг
Круг с древнейших времён обозначал духовные силы и мир духовный, он визуализировался, как мир высший и находящийся над нами. Округлая форма планет и их изображение в виде окружности представляет эти, казалось бы, сугубо материальные тела, наделёнными спиратуальными качествами. Круг символизирует дух. Описывает весь космос в целом - всё, что заключено в широких просторах небес [5]. Окружность священна как наиболее естественное состояние, содержащее самость, не проявленное, бесконечное, вечность. Она олицетворяет небесное единство, солярные циклы, всякое цикличное движение, динамизм, бесконечное движение, завершение, исполнение, Бога. В системе Дзен пустой круг означает просветление. У китайцев круг - это Небеса. В исламе круг олицетворяет купол, свод Небес, Свет Божий. У Платона он 'подвижный образ вечности недвижной' [9].
Квадрат
Квадрат (прямоугольник) - фигура, соединяющая в себе вертикальные и горизонтальные линии, символизирует сферу материального, которая, с оккультной точки зрения, есть дух, ограниченный временем. Четыре стороны представляют четыре элемента (огонь, воздух, землю и воду), которые в свою очередь, являются основой материи физического мира [5]. Квадрат олицетворяет Землю как противопоставление кругу Небес. Он представляет собой ограничение и потому обладает формой. Четырёхугольник олицетворяет талисманическое заверение в постоянстве и стабильности. У пифагорейцев квадрат символизирует душу. Круг и квадрат являются символами порядка вещей в космосе и мире людей.
Как отмечал английский королевский астролог Джон Ди (1527 - 1608) в 'Monas Hieroglifica' ('Иероглифическая монада' 1564 г.): 'Через прямую и круг явилось на свет первое простое изображение и пресуществилось представление вещей, в том числе не существующих и сокрытых под покровами природы' [2].
Представив общую символическую графическую картину мироздания, перейдём к её поэлементному рассмотрению. Обратимся к первоисточникам: точке, дуге и отрезку прямой
Точка
Точка означает Единство, Происхождение и Центр. Как центр, она говорит о цельности, целостности, абсолютной реальности. Это источник всего сущего; совокупность всех возможностей; святое место; пролом в пространстве и времени; точка взаимного сообщения между тремя мирами, соединяющая пространство и время; ось, объединяющая космос как вертикально, так и горизонтально; пересечение макрокосма и микрокосма; космический порядок; 'неподвижный двигатель' Аристотеля.
Рассматривая точку как центр чего-либо, можно отметить, что продвижение от центра к окружности, означает путешествие в мир существующий и в множественность, а путь обратно к духовному центру - есть путь к Единству и истинности. Точка - место, где производится пространство, из которого эманирует движение и возникают формы; точка - элемент, как экспансии, так и сжимания, схождения, притягивания множественности назад к центру (от формы к содержанию), к гармонии, знанию и просветлению.
Есть два вида точек: точки не имеющие размеров, являющиеся символами творческой силы, и такие точки, которые, как определяет Раймунд Луллий в своей книге 'Новая геометрия', которые характеризуются мельчайшими реальными размерами и являются символом принципа проявления. [8] и [9].
Дуги
Дуга с вершиной внизу или "чаша". Дуга данного вида, своей конфигурацией выражает нечто, способное служить вместилищем духа, нечто, способное удержать дух, сохранить его [5]. В восточной традиции, такое подобное символическо-мистическое положение рук (руки) - мудра Дхьяни (самадхи) - жест медитирующего в Дхьянасане. Это образ символической чаши, из которой боги пьют нектар бессмертия [17]. В этом изображении можно найти аналогию и с мудрой 'Чаша Чандмара', которая символизирует сбор девяти драгоценностей, из которых состоит тело, ум и душа человека, а также окружающий мир. Эта мудра, говорит о единстве души и тела, о единстве Человека и Космоса [4]. В операциях современной формальной логики, данный символ говорит о сумме двух объёмов информации, в результате чего получается третья информационная величина [10].
Дуга с вершиной вверху или "опрокинутая чаша". Дуга данного вида, в своей конфигурации выражает состояние, при котором нет возможности удержать дух, отображает состояние инерции и безжизненности [5]. В данном случае наблюдается фигура перевёрнутой или опрокинутой чаши, что характеризуется принципом отдачи. В восточной традиции рука (руки) согнутая и поднятая на уровень плеча и перевёрнутая ладонью вниз (пальцы смотрят на плечо) - Тарпана мудра - поза почтения [17]. В современной формальной логике, данный символ обозначает умножение объёмов информации, в результате чего получается новый объём, состоящий из элементов первого и второго в области их пересечения [10].
) или ( - дуги, символизирующие своей конфигурацией потенциальный дух [5], его активность или пассивность. По аналогии с серпом луны, её фазовым отображением, левый символ говорит о росте, приращении, прибавлении, активности, внешнем выражении. Правый символ, показывает упадок, истощение, убывание, пассивность или работу на внутреннем уровне. В буддизме, правый символ (серп Луны) украшал волосы бога Шивы, который в божественной триаде (Шива, Вишну, Брахма) выступает как бог-разрушитель, уничтожающий миры и богов в конце каждой кальпы (Кальпа - 2000 Махаюг или 8640000000 лет) [17]. В современной формальной логике, эти символы однозначно характеризуют влечение, привлечение, связку или включение ('импликацию')[10].
( и ) - дуги данной конфигурации символизируют потенциальный дух и в своей совокупности выражают потенциальную жизнь или смерть. Это нечто, находящееся в состояния равновесия. Оно может опрокинуться и перейти в состояние становления, наполниться жизненными силами, либо же перевернуться, чтобы стать инертной [5]. Смыкаясь-объединяясь, данные дуги образуют круг, о котором говорилось выше. Это смыкание приведёт к трансформации состояния равновесия потенциального духа. Образованная фигура будет характеризовать истинный дух и всю Вселенную.
Прямые
Вертикаль, символизирует восхождение или нисхождение духовной энергии или самого духа. Выражает движение сверху вниз, то есть от Небес к Земле или от Небес к Преисподней. В некоторых случаях она выражает движение снизу вверх - от Ада к Земле, или от Земли к Небесам. В оккультном символизме подобная вертикальная линия обозначает созидательную мощь, связанную с идеей спиритуальной силы, нисходящей свыше [5]. В своём отражении, это активный, динамический элемент [9]. Как ось или космическая ось, символ прямой является центральным пунктом времени и пространства (пространственно-временной континуум. Авт.); последней опорой всех вещей; тем, вокруг чего вращаются все вещи, неким стандартом или сутью всего существующего. Линия вертикальная - небесная, духовная и интеллектуальная, позитивная, активная, мужская.
Горизонталь, символизирует материю. Выражает движение с запада на восток. Также, этот символ выражает движение во времени, - из прошлого в будущее [5]. Представляет собой пассивный или статичный элемент бытия [9]. Как линия, означает разделение, измерение, границу, временной мир. Горизонтальная линия является земной, рациональной, пассивной, отрицательной и женской [8].
Достаточно часто в изображениях зодиакальных знаков и символов планет присутствует крест. Этот один из древнейших и наиболее астро применяемых символов, имеет достаточно обширную и разнообразную интерпретацию в различных существующих на сегодня письменных источниках.
Крест
Крест представляет некое четвертичное состояние - духовное и нейтральное. Помещённый в мистический Центр космоса, он становится мостом или лестницей, при помощи которой душа может достичь Бога. Преобладающее значение креста - 'соединение'. В обобщённом значении - это объединение противоположностей: положительного (вертикальное) с отрицательным (горизонтальным), высшего с низшим, жизни со смертью. Пространственное расположение вдоль вертикальной оси обозначает наиболее важный уровень (подразумевая нравственные и энергетические характеристики). Положение же вдоль горизонтальной оси: левая сторона - ретроспективна (зона 'происхождения', связана с бессознательным и мраком), а правая сторона - стремление к исходу [9]. Крест - центр мира и, следовательно, точка сообщения между Небом и Землёй или космическая ось, имеющая символизм Космического Древа, горы, колонны, лестницы и т. д. [8]. Крест также несёт на себе символизм четырёх первоэлементов: Огня, Воздуха, Земли и Воды [5].
Если символ порождён единством смысла и чувствования, то формировать в нас возможность осознания окружающего мира, его смысла, в практике постижения совершенства, и развивать при этом свой дух, свою душу или чувственную сферу, этические и эстетические качества, невозможно без познания символического.
СОЛНЦЕ
Шамаш или APSU (шумеро-акад.), Гелиос (греч.), Аш-шамс (араб.),
Солъньце (др. русс.) [16].
Солъньце (др. русс.) [16].
Солнечный символ представляется кругом с центральной точкой. Это изображение характеризует его исключительность и первостепенность. Солнце, символически, родной сын и наследник небесного Бога [9], начало всего сущего и духовного. Это всевидящее божество и его власть, неподвижное существо, сердце космоса, центр бытия и интуитивного знания, "разум мира" (макробиус), просветление, глаз мира и глаз дня, непокорённый, слава, величие, правосудие, царственность[8]. Солнце связано с волей и активностью [9]. Графический знак планеты представляется некоторым астрологами как щит Гелиоса или бесконечный круг, где точка символизирует внутреннее Я [12]. Солнце видит всё и знает всё. Солнце олицетворяет центр вселенной, как сердце ("внутреннее место"), есть центр человека. Фиксированность центра символизирует вечность и совершенное постоянство. В Индии оно под именем Сурья является оком Варуны (бога воды и охранителя западной стороны [17]); в Персии является оком Ахура-мазды (Авест. "господь мудрый". Верховный бог зороастрийцев, сотворивший мир усилием мысли; воплощение абсолютного добра и справедливости [8]); в Греции оно известно как Гелиос - око Зевса ; в Египте оно является оком Ра (бога Солнца), а в исламе - Аллаха [9].
ЛУНА.
Син (шумеро-акад.), Селена (греч.), Ал - камар (араб.), Лоуна (др. русс.) [7]
Луна представляет собой в геометрическом изображении дугу или точнее двойную дугу. Месяц в первой четверти [12]. Она представляется символом глаза ночного, тогда как Солнце - глаза дневного. Действительно, двойная дуга лунного символа напоминает сомкнутое веко закрытого глаза. В греческой мифологии Луна представлялась Селеной, часто отождествляемой с Артемидой или Гекатой [16]. Как правило, эта планета олицетворяет женскую силу, Мать-Богиню, Царицу Небесную. Луна повсеместно является символом циклического ритма времени, универсального становления. Она символизирует периодическое возобновление творения, время и меру. Прежде время измерялось фазами луны, поэтому она считалась носителем перемен, страдания и упадка, условием жизни человека на Земле. Луна связана с воображением и миром форм. Все богини Луны управляют судьбой и ткут её нить. В египетской традиции Луна считается "творцом загробного мира и вечности". В буддизме Луна олицетворяет мир, безмятежность и красоту. В индуизме растущая Луна символизирует новорожденное быстро и энергично растущее дитя. В даосизме Луна - символ истины, "глаз, светящий во мгле". В шаманизме, символизирует магическую силу. В Китае Луна отображает сущность Инь, женский природный принцип, пассивность и быстротечность жизни, а также бессмертие. В христианстве Луна и Солнце часто изображаются в сценах распятия и символизируют двойственную природу Христа. Луна - местопребывание архангела Гавриила, а Солнце - архангела Михаила [8]. Луне подчинены такие понятия, как вера, надежда, милосердие и другие высшие эмоции, каждодневные и домашние дела [16].
МЕРКУРИЙ
Набу или MUM - MU (шумеро-акад.), Гермес (греч.), Утарид (араб.), Ермесъ (др. русс.) [16].
Меркурий, графически представляет собой дугу, расположенную на вершине круга духа, который, соответственно, помещён над крестом. Крылатый шлем бога [12]. Соединение круга и креста символизирует притяжение материи к духовным сферам, что способствует не только её одухотворению, но и энергоинформационному очищению (просветлению). Дуга над кругом говорит о способности вмещать (потреблять и усваивать) духовные эманации идущие от внешнего источника. Процесс трансформации виден из сочетания дуг (сверху вниз): И - поглощение (обретение) духа, З - освобождение (передача) духа, И - последующий приём трансформированного духа (усвоение). В Близнецах, где Меркурий является управителем, присутствие воздушной стихии говорит о более энергичном нисходящем духовном энергоинформационном потоке из вне. Тогда как в знаке Девы, которым также управляет данная планета, но в стихии земли, приоритет отдаётся не приёму духовной информации, а рассмотрению или пересмотру, оценки и анализу информации уже полученной и отработанной ранее. В Деве делается акцент на крест, а не на круг.
Имя первой (по астрономическому счёту) планеты, происходит от латинского корня merx ("товар"). Меркурий носит эпитет андрогин, т.к. со времён Птолемея он считался планетой, имеющей двойственную (anceps) природу, мужскую и женскую [16]. Андрогин (гермафродит) означает изначальное совершенство, целостность, единство противоположностей, абсолютное состояние, автономию, независимость, вновь обретённый рай, объединение первозданных мужских и женских сил, неба и земли, царя и царицы, первоотца и первоматери. Меркурий - планета приспособления, свидетельствующая об уровне знания, достигнутого в каждой из жизней [7]. В алхимии данный планетный бог символизируется ртутью. В греческой транскрипции Меркурий это Гермес - "толкователь" или "посредник", поэтому на него возлагаются задачи сопровождать души умерших в подземном мире (Гермес Психопомп - "проводник душ"). Меркурий связан с интуицией и движением. В астрологии планета отвечает за коммуникации и "интеллектуальную энергию", а также контролирует нервную систему, как проводящую определённую информацию на биологическом уровне. Меркурию приписываются неограниченные способности к постижению. Его образ в виде женской фигуры и Мировой Души не менее распространён и значим, чем сведённый только к мужскому началу [9].
ВЕНЕРА
Иштар или Lahamu (шумеро-акад.), Афродита (греч.), Аз-зухара (араб.), Афродикта (др. русс.) [16].
В знаке Венеры присутствуют элементы уже рассмотренные в знаке Меркурия. Однако соотношение элементов говорит о том, что в данном случае нет приёма энергоинформационного воздействия извне. Происходит одухотворение материальной субстанции уже оформленной целостной и динамичной энергией. Различие в трактовке данного знака может происходить от его применения в качестве управителя зодиакальных знаков Тельца или Весов. В Тельце материальная субстанция привлекает и обособляет духовную энергию. Тут Венера находится в стихии земли, где для материальной сферы и сферы обладания чем-либо существует естественный приоритет. Венера тут выражает инстинктивное поведение и низменные побуждения. В Весах же происходит процесс выведения материальной субстанции на более высокий духовный уровень. Во втором случае материальное тянется за духовным, а планета управляет знаком в стихии воздуха, что способствует данному процессу. Венера тут отражает мыслящую и живую душу. В Рыбах символ Венеры говорит о том, что её духовные качества содержат комплексную информацию о материальной сфере и эта информация не только статически существует, но и гармонично сочетается с активной духовной деятельностью.
Планета связана с богиней любви и с медью в алхимии. Символ, который обозначает эту планету в Зодиаке, некоторые называют "зеркальце богини Венеры" [12]. Планета связана с любовью и взаимоотношениями. Её духовное значение имеет два аспекта: аспект духовной любви и аспект физического влечения [9]. По словам Клавдия Птолемея, Венера является планетой, оказывающей влияние на действие внутренней, непосредственной, интуитивной силы Я [7]. Некоторые авторы сводят её значение к характеристике физического и механического. Это вполне очевидный ошибочный взгляд на данную символику, так как при учёте истинного значения любви такие доводы отпадают сами собой. В классической астрологии планета носит эпитет малого счастья. Венере подчинены такие понятия, как любовь, гармония, красота, искусство, музыка, удовольствие, вкус, чувство прекрасного и женщина [16].
МАРС
Нергал или Lahmu (шумеро-акад.), Арес (греч.), Ал-миррих (араб.),
Арисъ (др. русс.) [7].
Арисъ (др. русс.) [7].
Данный знак, знак Марса, говорит о Духе получающем импульс - круг со стрелой устремлённой вверх. Основываясь на аристотелевской концепции разделения Миров на Верхний и Нижний, Марс в Овне показывает трансформацию Духа в Нижний Мир (нижнюю полусферу Зодиака). Символически стрелка символа направлена вниз, к погружению в плотные материальные сферы. Это состояние духа можно охарактеризовать как целеустремлённое, импульсивное, бесстрашное и безоглядное. У Ф. Гудман Марс в данном положении имеет отношение к идее креста, олицетворяющего материальность, который отягощает круг спиритуальной жизни [5]. Марс в Скорпионе (планета в верхней полусфере Зодиака) - предтеча знака Стрельца. Это импульс, получаемый после того, как Дух в Весах стал выше по значению, чем физическое его окружение (см. символ Венеры). Марс показывает активность Духа в плане его выхода из-под влияния материального принципа, импульс Духа устремлён в сферы психического. Чувствуя важность своей эволюции, Дух характеризует себя всепроникающей, высвобождающейся и мятежной субстанцией и в тоже время это основа будущих достижений, это твердь и фундамент одухотворения. В знаке Козерога символ Марса можно представить стрелкой расположенной над кругом, как продолжение его диаметра. Это положение говорит о высочайшем достижении или деятельности направленной на высочайшее достижение. Это сфера активности в формообразовании идей.
Марс символизирует позитивное активное мужское начало, страсть, страстность и мужество, огонь. Его символ - копьё и щит бога Марса, бога войны [12]. Он связан с действием и разрушением. Его цвет - красный, металл - железо [8]. Марс считался покровителем земледелия и ему посвящался первый месяц весны, в дальнейшем он стал богом войны. Марс является символом инверсии, т.е. связи между высшим неоформленным миром будущих возможностей и низшим миром материализованных форм.
ЮПИТЕР
Мардук или KI - SHAR (шумеро-акад.), Зевс (греч.), Аль-муштари (араб.), Зевесъ (др. русс.)
Символ Юпитера образован крестом и дугой. Дуга обозначена слева вверху от креста и примыкает к его горизонтальной составляющей. Юпитер представляет собой идею о кресте материи, вознесённом дугой потенциального духа [5]. Из духа отображающего самого себя, порождается дуальность мира сотворённого. Элементарный символ этой дуальности - число два (2). Цифра два построена из прямой горизонтальной линии и вертикальной дуги [5]. Эти два компонента представляют собой противоположные по своей сущности начала (дуга - элемент круга, прямая - элемент креста) - конфликт света и тьмы (пограничное состояние). Двойка примыкает к вертикальной прямой, которая характеризует ось, соединяющую Верхние и Нижние структуры бытия. Таким образом, Юпитер может характеризовать переходное состояние как при устремлении вверх, так и при нисхождении вниз. Так, рассматривая эту планету в знаке её управления - Стрельце, можно говорить о переходном состоянии, в котором оказывается материя. Дуга ориентирует на духовность и предполагает одухотворение материальной сферы. В этом знаке духовность увлекает или привлекает физический компонент. Тут могут быть представлены силы, имеющие положительное или отрицательное воздействие на материальный план, но в любом случае эти силы (сущности - носители этих сил) будут представлять высоко духовную основу. Ориентация на духовное тут первостепенна. В знаке Рыб, где Юпитер является вторым управителем (брат Нептуна), наоборот, духовное привлекается физическим. Дух и его носители ориентированы на материальную сферу. Материя тут выступает предметом внимания и тут наблюдается определённый переход, своеобразная двойственность. Именно в Рыбах формируется импульс, который в дальнейшем проявиться в Овне. Юпитер, который экзальтирует в знаке Рака, характеризует максимальную активность духовной энергии погруженной в материальный мир. Согласно кульминационной характеристике (лат. Exaltatio - экзальтация - "величие", положение планеты при котором её влияние наиболее сильно [16]) Юпитер в Раке показывает, что духовный элемент необходим для жизнедеятельности физической субстанции. Отсутствие духовного фактора ставит под сомнение жизнь (полноценное существование) и адекватность проявленного материального мира его высшей идеи.
Юпитер издревле связывали с верховным божеством, атрибутами которого считаются молния, корона, орёл и трон. Его знак - первая буква греческого слова, обозначающего бога Зевса [12]. Планета носит эпитет "Великое счастье". Символ спиритуальной экспансии и любви [5]. В некоторых случаях, Юпитер представляется величественной сидящей фигурой, иногда на колеснице, с жезлом или копьём. Это Творец, душа, рассудочная воля, организующая сила, экспрессия и экспансия. Он соотносится с верным суждением и руководством. Его цвет - синий, фиолетовый или оранжевый. Металл - олово [8].
САТУРН
Нинурту или AN - SHAR (шумеро-акад.), Крон (греч.), Зухал (араб.),
Кронъ (др. русс.) [16].
Кронъ (др. русс.) [16].
Символика Сатурна, как и символика Юпитера, включает в себя материальный крест и дугу потенциального духа. В данном случае, дуга присоединена к основанию вертикальной составляющей креста. С этим согласуется и представление Д. Ди ("Monas Hieroglifika" 1564.) [2]. Но из некоторых других источников следует, что Сатурн, есть перевёрнутое изображение Юпитера [5]. Сатурн, в качестве перевёрнутого Юпитера, встречается и в аллегорических изображениях того же времени (H. Spiczynski "O ziolach", 1556.). В этих изображениях дуга отходит от горизонтальной составляющей креста [16]. Рассматривая данные разночтения, стоит обратить внимание на то, что в Зодиаке оконечность горизонтальной оси, к которой присоединяется дуга ("левая"), характеризуется как "пассивность", "заход" и "влажность", а нижняя оконечность (по Д. Ди) вертикальной оси - "инстинктивность", "полночь" и "холод" (Сатурн - север [9]). Левая половина и нижняя часть в оккультизме издревле несли неблагоприятные предзнаменования, характеризовались отрицательными качествами и выполняли роли объектов скрытого содержания [19]. Из вышесказанного, можно сделать вывод, что принципиальной разницы нет, но предпочтительнее, всё-таки, дугу присоединять к нижней части вертикальной оси. Данная точка в высшей степени характеризует стабильность (срединная линия квадрантов Земли и Воды [20]), торможение, застой и закрепощение в нижней полусфере Зодиака, отвечая символическим качествам Сатурна (см. Сатурн в знаке Рака). Это положение подтверждает характеристику данной планеты в качестве основания или базы. Обобщая символ Сатурна, можно сказать, что противоборство духовного и материального (духа и материи) отбрасывают вниз дугу спиритуального потенциала, погружая её в сферу забвения, холода, иллюзии и небытия. Сатурну также принадлежат такие понятия как расставание, препятствия, трудности, потери, противостояние, выдержка, терпение, настойчивость, основательность, отчуждение, одиночество, холод (характеристика нижней точки вертикали креста. Авт.), возраст, трудность, жестокость и т.д. [5]. Кроме того, Сатурн символизирует дух тьмы, пленённый материей ("полночь" - характеристика нижней точки вертикали креста. Авт.), и ассоциируется с драконами, ядовитыми змеями, кошками, мышами, лисами и ночными птицами. Сатурн в философском (духовном) значении, как управитель знака Козерога, представляет совокупность Идей покоящихся в Хаосе, которые стали телом, основанием и самовыражением Господа (базой). В том же смысле, Сатурн управляет комплексом потенциальных возможностей Всевышнего, его качествами (ресурсами) и его принадлежностями (имуществом). Как планетарный символ - серп бога времени [12]. Цвет Сатурна - чёрный, металл - свинец [8].
УРАН
ANU (шумер.), Uranus (лат.), Уран (русс.).
Планета заново открыта Гершелем 13.03.1781 г.
Планета заново открыта Гершелем 13.03.1781 г.
Символ Урана состоит из креста, водружённого над окружностью и двух дуг, расходящихся от концов горизонтали этого креста. Рассматривая элемент символа, который представляет собой крест, водружённый над окружностью, стоит отметить его сходство с символом перевёрнутой Венеры или Марса (олицетворяющего идею креста материальности, отягощающего круг спиритуальной жизни [5]). В этом качестве элемент данного символа достаточно характерен для нижней полусферы. В верхней полусфере этот элемент может говорить о выделении Идеи взаимопроникновения духа и материи (креста) из спиритуального пространства (круга). Потенциальный дух, через посредство дуг располагающихся у концов горизонтали креста, распространяется во все стороны, давая равные возможности для проявления и выражения в мире смешения пространственно-временных факторов. Дорога по левую сторону, как правило, считается путём зла (именно поэтому последователей чёрной магии часто называют "Последователями Пути Левой Руки"). Путь, находящийся по правую руку, это путь добра [5]. Это и разведение по разные стороны определённых возможностей материальной реализации запрограммированной свыше, определение их полярностей, обособление, раздвоение, а так же столкновение, сопоставление и отождествление одного полярного положения в другом. Аллегорически это состояние можно назвать хаосом с огромной потенцией выражения конкретного необычного, яркого и прогрессивного. В астрологии Урану, управителю знака Зодиака Водолея, подчинены такие понятия, как внезапность, непредвиденные волнения, неожиданно возникшая напряженность, неожиданные события, нервозность, не спокойствие, спонтанные скачкообразные изменения [16]. При рассмотрении понятий принадлежащих Урану, законно возникает вопрос о том, что же такая неуравновешенная характеристика может представлять второй управитель Козерога, знака символизирующего уверенность, терпение, настойчивость и упорство. Дело в том, что Уран в Козероге даёт сознательного реформатора, опережающего время и эпоху, активного и смелого, преображающего себя и мир [3]. Это астрологическим, мистическим и религиозно-философским образом характеризует качества, тип энергии и ресурсы, которые направляются Всевышним (знак Стрельца) на процесс созидания Себя и Мира (второй Дом от Стрельца [21]), то место, где Он чувствует себя активно и откуда черпает энергию. Уран в экзальтации (Скорпион) проявлен ярче, чем в Козероге, ведь там он действительно подталкивает к кризису, поддерживает его, способствует борьбе и преодолению чего-либо. Если рассматривать символику Урана с тривиальной точки зрения, как это делают некоторые астрологи, то он всего лишь изображает первую букву Н (Г) от имени астронома Гершеля, открывшего его в 1781 г [12].
НЕПТУН
EA (шумер.), Neptunus (лат.), Нептун (русс.).
Положение планеты вычислено теоретически Ж. У. Леверье (франц.) и Д. К. Адамсом (англ.) и заново обнаружена И. Г. Галле (герм.) 23.09.1846 г.
Положение планеты вычислено теоретически Ж. У. Леверье (франц.) и Д. К. Адамсом (англ.) и заново обнаружена И. Г. Галле (герм.) 23.09.1846 г.
В символе Нептуна нет элемента окружности и, следовательно, нет спиритуального пространства, духовной составляющей. Левая и правая части горизонтали, говорящие о различных путях развития, получают возможность духовного подъёма, через преодоление или отказ от пристрастий физического плана. В символе нет активизации вертикали креста, а есть ориентация на сферы более высокого духовного порядка. Стремление к духовности [12]. Тут приоритетом служит пространственная ориентация, отрыв от материальной и временной сферы. Безвременье есть главный лейтмотив данного символа. Не умея управлять подъёмом (развитием), можно дезориентироваться и потерять контроль состояния, впасть в небытие, потеряться в пространстве. В подконтрольном состоянии Нептун помогает раскрывать горизонты таинственного и ранее неведомого. Символу Нептуна тождественен трезубец Посейдона (Нептуна), бога моря [12]. В астрологии Нептуну подчинены такие понятия, как заблуждения, злоба, коварство, растерянность, неизвестность, мистика, незаметно наступающие перемены, жадность, фальшь и лож [16].
ПЛУТОН
GAGA или US - MI (шумер.), Pluto (лат.), Плутон (русс.).
Планета высчитана Персивалем Ловелом в 1930 г. [12] (основателем Флагстаффской обсерватории, Аризона, США [16]) и заново открыта 02.1932 г./ 21.01.1933 г. американским астрономом Клайдом Уильямом Томбо (сотрудником той же обсерватории) [16] / [1].
Планета высчитана Персивалем Ловелом в 1930 г. [12] (основателем Флагстаффской обсерватории, Аризона, США [16]) и заново открыта 02.1932 г./ 21.01.1933 г. американским астрономом Клайдом Уильямом Томбо (сотрудником той же обсерватории) [16] / [1].
Изображение символа Плутона представляет собой "крест, маленький месяц, над которым парит круг бесконечности" [12]. Вертикаль креста венчает дуга способная удерживать или сохранять дух. Над дугой парит то, что обладает высшей степенью духовности - круг. С одной стороны материальный фактор представленный крестом предрасположен к взаимодействию с духовным фактором. Крест выступает инициатором действия, демонстрируя свои трансцендентные возможности. Он, посредством сопряжения с дугой готов как принять, так и отпустить на некоторое обозримое расстояние духовную субстанцию. Дух получает большую свободу. Такое состояние Плутон демонстрирует в знаке своего управления - Скорпионе. Рассматривая символ с другой стороны, можно сказать, что Высший Дух или духовная субстанция нисходит или погружается в материальное лоно. Дух выступает тут первопричиной или причиной взаимодействия. Данное нисхождение есть элемент оплодотворения материальной (материнской) структуры, проникновение в её суть и закрепление в ней. Это положение характерно для Плутона, являющегося вторым управителем знака Овна. Как отмечалось ранее, Марс, своей символикой, в данном знаке подобным образом демонстрирует нисхождение духовного плана в низшие слои (Нижний Мир) для обретения опыта и совершенствования самого духа. Символика Плутона достаточно определённо характеризует положение планеты в знаке своей экзальтации - Льве. В данном месте достигается гармоничное сочетание воспринимающей (дуга) и сохраняющей (крест) частью, активизированными в Овне, с духовной составляющей (круг). Это триединство физического, психического и духовного даёт наиболее яркие возможности самовыражения характерных черт планеты именно во Льве. В этом знаке данные качества рождаются в своей совокупности, проявляются как бы в едином порыве.
Плутон ведает всеми скрытыми процессами, неосознанным (бессознательным) Я. В астрологии ему приписывают управление страхами, замедленным ростом, групповыми факторами, трансмутацией, началом и концом, рождением и смертью, изоляцией, принуждением, пропажами, бактериями и вирусами. Он представляет появление, восстановление и возрождение. Выражает всё таинственное [12].
ЗЕМЛЯ
KI (шумер.), Ge (греч.), Земля (русс.).
Символ Земли представляет собой крест, заключённый в окружность. Это ограниченный материальный элемент в пределах духовного целого. Четыре радиальных прямых исходящих от центра креста как бы соединяют источник физической жизни с реальным миром (окружностью). Окружность или мир истинный объединяет все четыре направления своим вращением, "сглаживающим" углы квадрата мира феноменов и тем самым, показывая дифференциацию представленных качеств (осей и направлений креста), разнообразие мира явлений и их взаимодействие [9]. Сочетание креста и круга, это скорректированное изображение совмещения квадрата (земли) и круга (неба), на более высоком духовном уровне интерпретации. Это созвучно соединению земного материального с неземным и нематериальным, сведение конечного с бесконечным.
Мать-Земля является универсальным архетипом плодородия, неиссякаемой творческой силы и средств к существованию.
В астрологии Земля по своему расположению в карте всегда противоположна Солнцу. Она показывает, как и где мы вступаем в контакт с миром, и представляет нашу жизненную миссию. Земля находится в непосредственной связи с физическими и мировыми проблемами. Она символически управляет (ограниченно) Тельцом и находится в изгнании/заточении (ограниченно) в Скорпионе [12].
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Астрологический словарь / Авт. - сост. С. Ю. Головин. Мн., 1998.
2. Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII - XIX вв. / Под ред. И. Т. Касавина. - М., 1999.
3. Глоба П. Анализ и синтез космограммы. - Л., 1991.
4. Гоникман Э. И. Даосские лечебные жесты.
5. Гудман Ф. Магические символы. - М., 1995.
6. Гусев А. Б. Тайный Зодиак. - М., 1998.
7. Звёздный путь астрологии. Сборник оригинальных текстов с комментариями / Сост. И. Михайлова, Н. Скородум. - М., 1993.
8. Купер Дж. Энциклопедия символов. - М., 1995.
9. Керлот Х. Э. Словарь символов. - М., 1995.
10. Логика: учебное пособие / В. Ф. Берков, Я. С. Яскевич, В. И. Павлюкевич. - Мн., 1998.
11. Логика / Под ред. Д. П. Горского и Т. В. Таванца // CD-ROM. 2000.
12. Марч М. Мак-Эверс Дж. Астрология: В 6 т. - Киев, 1994 - Т. 1.
13. Обье К. Астрологический словарь. - М., 1996.
14. Овчинников Н. Ф. Методологические принципы в истории научной мысли. - М., 1997.
15. Политехнический словарь / Ред. А. Ю. Ишлинский. - М., 1989.
16. Саплин А. Ю. Астрологический энциклопедический словарь. - М., 1994.
17. Символы буддизма, индуизма, тантризма / Ред. И сост. Г. И. Царёва. - М., 1999.
18. Соболева М. Е. Философия символических форм Э. Кассирера. С.Пб., 2001.
19. Энциклопедия мистических терминов / Ред. Дм. Гайдук, А. Егозаров. Сост. С. Васильев, Дм. Гайдук, в. Нугатов. - М., 1998.
20. Маркина Н. Ю. Ключи к интерпретации гороскопа. - М., 1994.
21. Левин М. Б. Метазодиак. Двенадцать граней одной сущности. - М., 1996.
22. Пенник Н. Магические алфавиты. - Киев, 1996.
23. Конелес В. Ю. Сошедшие с небес и сотворившие людей. - М., 1997.
Авторская публикация. Свидетельство о публикации в СМИ № M108-5397.