По словам современников, до самой смерти Агриппу везде сопровождал черный пес по кличке «Месье» - то ли сам Дьявол, превратившийся в животное, то ли принявший этот облик дух-помощник…
…Теплая летняя ночь окутала землю. На скрытом от людских глаз перекрестке двух старых дорог белыми плоскими камнями выложен круг.
…Теплая летняя ночь окутала землю. На скрытом от людских глаз перекрестке двух старых дорог белыми плоскими камнями выложен круг.
В центре его перед деревянным алтарем сидит человек в черной мантии и остроконечном колпаке. На алтаре три черных свечи, шпага, чаша с жертвенной кровью черного петуха и фигурка вымазанного ею уродливого демона. Человек произносит последние заклинания и ждет.
Из лесного мрака появляется черный пес и садится у края круга, не смея пересечь черту. «Если ты посланник Властелина, подай знак!» - требует маг. Пес рычит, его глаза загораются красным светом. Человек бросает зверю свернутый в трубку свиток: «Вот договор». Пес хватает свиток зубами и исчезает. Беззвучная вспышка света озаряет перекресток, кто-то невидимый произносит: «Договор заключен...»
Так рассказывается в одной из многочисленных легенд о жизни Агриппы - величайшего мага и знатока оккультных наук.
Приобщение к тайне
Большую часть жизни Агриппу преследовали церковные и светские власти. Будущий великий маг – его полное имя Генрих Корнелий Агриппа фон Неттесгейм - родился в Кельне в 1486 году. Некоторые биографы говорят о том, что он происходил из знатной семьи, однако преобладающей является та точка зрения, что Агриппа сам выбрал для себя дворянское имя фон Неттесгейм, назвав себя в честь основателя Кельна.
Уже подростком Корнелий производил сильное впечатление на окружающих. Он был блистательным лингвистом и страстным любителем книг. С детства окружающие пророчили ему блестящую карьеру. И действительно, будучи еще мальчиком, Агриппа стал секретарем императора Германии и Италии Максимилиана I. Когда ему исполнилось 12 лет, Максимилиан отправил мальчика учиться в Парижский университет.
Там, в столице Франции, Агриппа вступил в тайное общество, изучавшее оккультные науки. По некоторым свидетельствам, это был не просто один из многочисленных кружков любителей мистики и магии, а могущественный орден Розенкрейцеров.
По другим сведениям, Агриппа получил образование в Кельнском университете. А в Париж император Максимилиан I отправил его в качестве шпиона. Находясь на службе, которая должна была стать для него проверкой на пригодность к дальнейшей карьере, Корнелий ввязался в местные политические дрязги, был вынужден покинуть Париж и уйти с должности.
Как бы то ни было, в молодости Агриппа весьма преуспевал в науках. Он освоил восемь языков и был неутомимым читателем. Особенно его увлекала алхимия и магия, а также идея достижения духовного единства с Верховным Божеством.
Окончив в 19 лет университет, юноша отправился странствовать по Европе. Везде он читал лекции по оккультизму и магии, изучал редкие манускрипты и книги, встречался с практикующими магами и получал все более глубокие степени посвящения в мистическом ордене Розенкрейцеров. Молодой Агриппа был пленен иудейской кабалистикой, особенно ее наукой чисел, известной как гематрия. Изложение секретов кабалистики в университете города Дуля сделало его популярным: у него появилась масса поклонников, он получил степень доктора богословия и стал зарабатывать своими трудами кое-какие деньги.
Ученый юноша строил радужные планы, надеясь обрести положение и достаток под покровительством Маргариты Австрийской, наместницы Нидерландов, которая сделала его своим историографом. Однако даже эта дочь Максимилиана I не смогла защитить его от нападок узколобых монахов, видевших ересь во всех поступках Агриппы.
После нескольких столкновений с церковью известный маг отступил и переехал в Лондон. К этому времени у него уже созрел план обширного произведения - «Оккультной философии». Ученому было всего 24 года, когда он закончил этот знаменитый труд. Однако, по известным лишь ему одному причинам, издал его только в 1531 году - за четыре года до смерти.
Естественная сила магии
Почему же Агриппу так высоко оценивали его современники и потомки? Вот, что об этом говорится в книге доктора Леманна «Иллюстрированная история суеверий и волшебства»: «Он объединил... все прежние магические науки в одну великую систему, приведя их во взаимную связь и поставив в зависимость от известных основных идей. Эти идеи не были оригинальны, поскольку они были заимствованы из физики Аристотеля, астрономии Птолемея, философии позднейших последователей Платона и из европейской Каббалы.
Заслуга Агриппы в том, что он дал более высокое и чистое представление о магии, указав, что все отдельные магические операции не только согласуются с общим знанием его времени о естественном порядке вещей, но даже и со всем тогдашним религиозным мировоззрением. Он... достиг того, что на магические операции перестали смотреть, как на что-то мистическое и сверхъестественное, а стали считать их за нечто легко объяснимое и вполне естественное».
Так Агриппе удалось вывести тайные науки из-под огня критики церкви и узаконить их. Удалось, связав с христианскими представлениями об устройстве мироздания. К тому же, он привел в систему разные направления науки, называемой им оккультной философией: астрологии, магии, искусства гадания и предсказаний и т. д.
Агриппа первым заговорил о «естественной магии».
Что он понимал под этим? Вселенная, считал ученый, состоит из трех миров: низшего - земного, и высших - небесного и интеллектуального. Вся Вселенная едина и подчиняется одним божественным законам. Миры взаимосвязаны и влияют один на другой. Причем, каждый предмет, вещество, химический процесс - все в трех мирах Вселенной имеет явные и скрытые свойства. Понять последние и научиться использовать их – значит, стать магом.
Например, каждый знает, что можно сделать из железа. Но не каждому ведомо, как защититься с его помощью от вампиров или как превратить этот металл в золото. То же можно сказать о дереве: людям известно, что из него можно построить дом либо корабль. Но только избранным открыто иное - осина помогает снять воспаление, а дуб, сосна и береза - «зарядиться энергией». Таких тайн в божьем мире множество. В принципе, нет ничего невозможного. Познав тайны мироздания, маг может изменять направление молний, вызывать дождь, ходить по морю, двигать горы и т. п.
С древних времен целители и чародеи знали, что в природе действует закон симпатии вещей: подобное притягивает подобное и отталкивает противоположное. Слюна течет во рту у того, кто видит, как другой ест что-то вкусное; всякая страсть и всякое настроение, которые мы наблюдаем у другого человека, вызывают отклик в нас самих. Солнце - основа жизни - дает силу янтарю и желтым цветам, Венера - владычица любви - розам. А маги, используя их в своих обрядах, произнося заклинания, притягивающие эти силы, передают их людям. И те неожиданно вновь обретают здоровье или добиваются взаимной любви.
Война, любовь и колдовство
Жизнь Корнелия Агриппы после написания «Оккультной философии» представляет собой смесь отдельных биографических фактов (он постоянно переезжает с места на место, меняет должности) и полуфантастических историй. Известно, что вскоре после того, как он поставил точку на последней странице своего трехтомного сочинения, Агриппа поступил на имперскую военную службу, принимал участие в войне с венецианцами и за храбрость был на поле битвы посвящен в рыцари. Неясно, однако, почему оборвалась блестяще начатая им карьера при дворе императора Максимилиана I.
Не следует, однако, думать, что Агриппу в жизни занимали только тайные науки. Он безумно любил женщин и превосходно умел оценить их явные и скрытые достоинства. Об этом свидетельствуют три счастливых брака и шестеро детей. Его первая жена - жгучая итальянка из богатой семьи - умерла молодой, оставив Корнелию в утешение первенца. В 1521 году Агриппа женился вторично и вновь удачно: супруга-француженка была не только темпераментна, молода и благородных кровей, но обладала, к тому же, редкой красотой и ровным характером. Анна-Луиза родила ему четырех сыновей и дочь.
В 1524 году судьба предоставляет Агриппе очередной шанс возвыситься: он был назначен лейб-медиком матери французского короля Франциска I. К сожалению, ученый не сумел использовать этот миг удачи. Астрологические предсказания, сделанные Корнелием королеве-матери, не предвещали ей счастья, а их составитель не потрудился слегка смягчить суровый приговор звезд. В результате, он впал в немилость и снова оказался без места и без денег в кармане.
Прожив еще несколько лет во Франции, Агриппа перебрался в Голландию и поселился в Антверпене. Здесь во время эпидемии чумы умирает его вторая супруга. Сломленный ударами судьбы, Корнелий пишет книгу «О суетности науки и искусства», в которой утверждает, что знание приносит человеку лишь утрату иллюзий и понимание того, как мало он знает. Книгу признают вредной, и Агриппа попадает в тюрьму. Духовенство не упускает случая свести счеты с этим неугомонным человеком, постоянно и повсюду вступавшим в стычки со священнослужителями: его объявляют еретиком.
Позицию церкви легко понять, если знать, какая молва шла об ученом по Европе. Рассказывали, что он расплачивался с хозяевами гостиниц золотыми монетами, которые после его отъезда превращались в рога или в скорлупки. Ходили слухи, что сопровождавший Агриппу черный пес - это обращенный им в животное сам дьявол или дух-помощник.
В одной из самых известных историй о нем говорится, что однажды, когда Корнелий отлучился из дома, он оставил ключ от своего кабинета жене. Квартировавший у них студент стал просить этот ключ, чтобы взять нужную для занятий книгу, и после долгих просьб получил его. Проникнув в кабинет, студент увидел на столе раскрытую книгу заклинаний, в которой буквы были написаны кровью, а страницы сделаны из кожи мертвецов.
Склонившись над ней, глупый юноша начал вслух читать написанное, и было это не что иное, как заклинание для вызова Демона, который не замедлил явиться. А, явившись, спросил, зачем его призвали. Испуганный студент вместо ответа лепетал что-то невразумительное. Тогда Демон, не долго думая, схватил его за горло и задушил.
Вскоре вернулся Агриппа и сразу понял, что произошло. Как следует отругав жену, он призадумался: его могли обвинить в убийстве. Решение созрело быстро: Агриппа вызвал Демона-убийцу и заставил его на короткое время оживить мертвеца. И вот уже превращенный в «зомби» студент… прогуливается по городскому рынку.
Некоторое время спустя, побледнев, как полотно, он падает мертвым на глазах у всего честного народа. Врач определяет причину смерти: сердечный приступ, но потом замечает отчетливые следы удушения на шее погибшего. Нельзя умереть дважды, рассуждает он и начинает подозревать, что здесь не обошлось без колдовства. А кто самый могущественный маг в городе? Агриппа. Начинается расследование.
Опасаясь, что дело может кончиться плохо, Корнелий решил бежать...
Из всех историй о необыкновенных способностях Агриппы, после их тщательного анализа, наибольшего доверия заслуживают его собственные рассказы о контактах с умершими и духами. Они позволяют предположить, что он был в большей степени одаренным медиумом, чем магом. Среди самых известных свидетельств обычно приводят случай, когда Агриппа в присутствии группы уважаемых людей вызвал самого Марка Туллия Цицерона, чтобы послушать одну из его знаменитых речей. Цицерон, послушный могущественным заклинаниям, явился, произнес свою речь и исчез, оставив аудиторию в слезах от сильного волнения...
Чудом удалось Агриппе выпутаться из скверной истории, приключившейся с ним из-за написанной в Антверпене книги. Освободившись из тюрьмы, он предпринимает попытку наладить свою жизнь. Корнелий женится в третий раз, однако не находит в этом браке ничего, кроме плотских утех. Молодую супругу, очарованную поначалу его славой чародея и знакомствами с сильными мира сего, вскоре начинают угнетать неудачи мужа и хроническое безденежье. Она оставляет его.
Чтобы восстановить свой авторитет, Агриппа публикует, наконец, в 1531 году «Оккультную философию». Но восхищавшая многие просвещенные умы книга не помогла Агриппе вернуть милость судьбы и королей. На родине, в Кельне, он подвергается травле со стороны инквизиции и, спасаясь, бежит во Францию. Здесь за несколько неосторожных резких высказываний в адрес покойной матери-королевы Корнелий вновь попадает в тюрьму.
Ему удалось довольно быстро выйти из нее, но, увы, смерть была уже не за горами. В 1535 году Агриппа умирает в Гренобле (по другой версии - в Лионе), не дожив до 50 лет, ненавидимый половиной церковных служителей Европы. Таков был печальный конец одного из величайших магов и мистиков Средневековья, талантливого и яркого человека, всегда мечтавшего о спокойной жизни и научном поиске.
Judan.
Из лесного мрака появляется черный пес и садится у края круга, не смея пересечь черту. «Если ты посланник Властелина, подай знак!» - требует маг. Пес рычит, его глаза загораются красным светом. Человек бросает зверю свернутый в трубку свиток: «Вот договор». Пес хватает свиток зубами и исчезает. Беззвучная вспышка света озаряет перекресток, кто-то невидимый произносит: «Договор заключен...»
Так рассказывается в одной из многочисленных легенд о жизни Агриппы - величайшего мага и знатока оккультных наук.
Приобщение к тайне
Большую часть жизни Агриппу преследовали церковные и светские власти. Будущий великий маг – его полное имя Генрих Корнелий Агриппа фон Неттесгейм - родился в Кельне в 1486 году. Некоторые биографы говорят о том, что он происходил из знатной семьи, однако преобладающей является та точка зрения, что Агриппа сам выбрал для себя дворянское имя фон Неттесгейм, назвав себя в честь основателя Кельна.
Уже подростком Корнелий производил сильное впечатление на окружающих. Он был блистательным лингвистом и страстным любителем книг. С детства окружающие пророчили ему блестящую карьеру. И действительно, будучи еще мальчиком, Агриппа стал секретарем императора Германии и Италии Максимилиана I. Когда ему исполнилось 12 лет, Максимилиан отправил мальчика учиться в Парижский университет.
Там, в столице Франции, Агриппа вступил в тайное общество, изучавшее оккультные науки. По некоторым свидетельствам, это был не просто один из многочисленных кружков любителей мистики и магии, а могущественный орден Розенкрейцеров.
По другим сведениям, Агриппа получил образование в Кельнском университете. А в Париж император Максимилиан I отправил его в качестве шпиона. Находясь на службе, которая должна была стать для него проверкой на пригодность к дальнейшей карьере, Корнелий ввязался в местные политические дрязги, был вынужден покинуть Париж и уйти с должности.
Как бы то ни было, в молодости Агриппа весьма преуспевал в науках. Он освоил восемь языков и был неутомимым читателем. Особенно его увлекала алхимия и магия, а также идея достижения духовного единства с Верховным Божеством.
Окончив в 19 лет университет, юноша отправился странствовать по Европе. Везде он читал лекции по оккультизму и магии, изучал редкие манускрипты и книги, встречался с практикующими магами и получал все более глубокие степени посвящения в мистическом ордене Розенкрейцеров. Молодой Агриппа был пленен иудейской кабалистикой, особенно ее наукой чисел, известной как гематрия. Изложение секретов кабалистики в университете города Дуля сделало его популярным: у него появилась масса поклонников, он получил степень доктора богословия и стал зарабатывать своими трудами кое-какие деньги.
Ученый юноша строил радужные планы, надеясь обрести положение и достаток под покровительством Маргариты Австрийской, наместницы Нидерландов, которая сделала его своим историографом. Однако даже эта дочь Максимилиана I не смогла защитить его от нападок узколобых монахов, видевших ересь во всех поступках Агриппы.
После нескольких столкновений с церковью известный маг отступил и переехал в Лондон. К этому времени у него уже созрел план обширного произведения - «Оккультной философии». Ученому было всего 24 года, когда он закончил этот знаменитый труд. Однако, по известным лишь ему одному причинам, издал его только в 1531 году - за четыре года до смерти.
Естественная сила магии
Почему же Агриппу так высоко оценивали его современники и потомки? Вот, что об этом говорится в книге доктора Леманна «Иллюстрированная история суеверий и волшебства»: «Он объединил... все прежние магические науки в одну великую систему, приведя их во взаимную связь и поставив в зависимость от известных основных идей. Эти идеи не были оригинальны, поскольку они были заимствованы из физики Аристотеля, астрономии Птолемея, философии позднейших последователей Платона и из европейской Каббалы.
Заслуга Агриппы в том, что он дал более высокое и чистое представление о магии, указав, что все отдельные магические операции не только согласуются с общим знанием его времени о естественном порядке вещей, но даже и со всем тогдашним религиозным мировоззрением. Он... достиг того, что на магические операции перестали смотреть, как на что-то мистическое и сверхъестественное, а стали считать их за нечто легко объяснимое и вполне естественное».
Так Агриппе удалось вывести тайные науки из-под огня критики церкви и узаконить их. Удалось, связав с христианскими представлениями об устройстве мироздания. К тому же, он привел в систему разные направления науки, называемой им оккультной философией: астрологии, магии, искусства гадания и предсказаний и т. д.
Агриппа первым заговорил о «естественной магии».
Что он понимал под этим? Вселенная, считал ученый, состоит из трех миров: низшего - земного, и высших - небесного и интеллектуального. Вся Вселенная едина и подчиняется одним божественным законам. Миры взаимосвязаны и влияют один на другой. Причем, каждый предмет, вещество, химический процесс - все в трех мирах Вселенной имеет явные и скрытые свойства. Понять последние и научиться использовать их – значит, стать магом.
Например, каждый знает, что можно сделать из железа. Но не каждому ведомо, как защититься с его помощью от вампиров или как превратить этот металл в золото. То же можно сказать о дереве: людям известно, что из него можно построить дом либо корабль. Но только избранным открыто иное - осина помогает снять воспаление, а дуб, сосна и береза - «зарядиться энергией». Таких тайн в божьем мире множество. В принципе, нет ничего невозможного. Познав тайны мироздания, маг может изменять направление молний, вызывать дождь, ходить по морю, двигать горы и т. п.
С древних времен целители и чародеи знали, что в природе действует закон симпатии вещей: подобное притягивает подобное и отталкивает противоположное. Слюна течет во рту у того, кто видит, как другой ест что-то вкусное; всякая страсть и всякое настроение, которые мы наблюдаем у другого человека, вызывают отклик в нас самих. Солнце - основа жизни - дает силу янтарю и желтым цветам, Венера - владычица любви - розам. А маги, используя их в своих обрядах, произнося заклинания, притягивающие эти силы, передают их людям. И те неожиданно вновь обретают здоровье или добиваются взаимной любви.
Война, любовь и колдовство
Жизнь Корнелия Агриппы после написания «Оккультной философии» представляет собой смесь отдельных биографических фактов (он постоянно переезжает с места на место, меняет должности) и полуфантастических историй. Известно, что вскоре после того, как он поставил точку на последней странице своего трехтомного сочинения, Агриппа поступил на имперскую военную службу, принимал участие в войне с венецианцами и за храбрость был на поле битвы посвящен в рыцари. Неясно, однако, почему оборвалась блестяще начатая им карьера при дворе императора Максимилиана I.
Не следует, однако, думать, что Агриппу в жизни занимали только тайные науки. Он безумно любил женщин и превосходно умел оценить их явные и скрытые достоинства. Об этом свидетельствуют три счастливых брака и шестеро детей. Его первая жена - жгучая итальянка из богатой семьи - умерла молодой, оставив Корнелию в утешение первенца. В 1521 году Агриппа женился вторично и вновь удачно: супруга-француженка была не только темпераментна, молода и благородных кровей, но обладала, к тому же, редкой красотой и ровным характером. Анна-Луиза родила ему четырех сыновей и дочь.
В 1524 году судьба предоставляет Агриппе очередной шанс возвыситься: он был назначен лейб-медиком матери французского короля Франциска I. К сожалению, ученый не сумел использовать этот миг удачи. Астрологические предсказания, сделанные Корнелием королеве-матери, не предвещали ей счастья, а их составитель не потрудился слегка смягчить суровый приговор звезд. В результате, он впал в немилость и снова оказался без места и без денег в кармане.
Прожив еще несколько лет во Франции, Агриппа перебрался в Голландию и поселился в Антверпене. Здесь во время эпидемии чумы умирает его вторая супруга. Сломленный ударами судьбы, Корнелий пишет книгу «О суетности науки и искусства», в которой утверждает, что знание приносит человеку лишь утрату иллюзий и понимание того, как мало он знает. Книгу признают вредной, и Агриппа попадает в тюрьму. Духовенство не упускает случая свести счеты с этим неугомонным человеком, постоянно и повсюду вступавшим в стычки со священнослужителями: его объявляют еретиком.
Позицию церкви легко понять, если знать, какая молва шла об ученом по Европе. Рассказывали, что он расплачивался с хозяевами гостиниц золотыми монетами, которые после его отъезда превращались в рога или в скорлупки. Ходили слухи, что сопровождавший Агриппу черный пес - это обращенный им в животное сам дьявол или дух-помощник.
В одной из самых известных историй о нем говорится, что однажды, когда Корнелий отлучился из дома, он оставил ключ от своего кабинета жене. Квартировавший у них студент стал просить этот ключ, чтобы взять нужную для занятий книгу, и после долгих просьб получил его. Проникнув в кабинет, студент увидел на столе раскрытую книгу заклинаний, в которой буквы были написаны кровью, а страницы сделаны из кожи мертвецов.
Склонившись над ней, глупый юноша начал вслух читать написанное, и было это не что иное, как заклинание для вызова Демона, который не замедлил явиться. А, явившись, спросил, зачем его призвали. Испуганный студент вместо ответа лепетал что-то невразумительное. Тогда Демон, не долго думая, схватил его за горло и задушил.
Вскоре вернулся Агриппа и сразу понял, что произошло. Как следует отругав жену, он призадумался: его могли обвинить в убийстве. Решение созрело быстро: Агриппа вызвал Демона-убийцу и заставил его на короткое время оживить мертвеца. И вот уже превращенный в «зомби» студент… прогуливается по городскому рынку.
Некоторое время спустя, побледнев, как полотно, он падает мертвым на глазах у всего честного народа. Врач определяет причину смерти: сердечный приступ, но потом замечает отчетливые следы удушения на шее погибшего. Нельзя умереть дважды, рассуждает он и начинает подозревать, что здесь не обошлось без колдовства. А кто самый могущественный маг в городе? Агриппа. Начинается расследование.
Опасаясь, что дело может кончиться плохо, Корнелий решил бежать...
Из всех историй о необыкновенных способностях Агриппы, после их тщательного анализа, наибольшего доверия заслуживают его собственные рассказы о контактах с умершими и духами. Они позволяют предположить, что он был в большей степени одаренным медиумом, чем магом. Среди самых известных свидетельств обычно приводят случай, когда Агриппа в присутствии группы уважаемых людей вызвал самого Марка Туллия Цицерона, чтобы послушать одну из его знаменитых речей. Цицерон, послушный могущественным заклинаниям, явился, произнес свою речь и исчез, оставив аудиторию в слезах от сильного волнения...
Чудом удалось Агриппе выпутаться из скверной истории, приключившейся с ним из-за написанной в Антверпене книги. Освободившись из тюрьмы, он предпринимает попытку наладить свою жизнь. Корнелий женится в третий раз, однако не находит в этом браке ничего, кроме плотских утех. Молодую супругу, очарованную поначалу его славой чародея и знакомствами с сильными мира сего, вскоре начинают угнетать неудачи мужа и хроническое безденежье. Она оставляет его.
Чтобы восстановить свой авторитет, Агриппа публикует, наконец, в 1531 году «Оккультную философию». Но восхищавшая многие просвещенные умы книга не помогла Агриппе вернуть милость судьбы и королей. На родине, в Кельне, он подвергается травле со стороны инквизиции и, спасаясь, бежит во Францию. Здесь за несколько неосторожных резких высказываний в адрес покойной матери-королевы Корнелий вновь попадает в тюрьму.
Ему удалось довольно быстро выйти из нее, но, увы, смерть была уже не за горами. В 1535 году Агриппа умирает в Гренобле (по другой версии - в Лионе), не дожив до 50 лет, ненавидимый половиной церковных служителей Европы. Таков был печальный конец одного из величайших магов и мистиков Средневековья, талантливого и яркого человека, всегда мечтавшего о спокойной жизни и научном поиске.
Judan.
Обсуждения Агриппа - повелитель Дьявола