Что общего между стихом и музыкой?
Основоположники стихотворчества – поэты античности, не задумываясь, утверждали бы, что это одно и то же. Ведь, поэт в те времена являлся еще и певцом (рапсодом), изображали его с музыкальным инструментом - лирой (отсюда название – лирика).
Основоположники стихотворчества – поэты античности, не задумываясь, утверждали бы, что это одно и то же. Ведь, поэт в те времена являлся еще и певцом (рапсодом), изображали его с музыкальным инструментом - лирой (отсюда название – лирика).
Можно возразить, что древнегреческий и латынь характеризовались долготой и краткостью гласных звуков. Поэтому в основе античной системы стихосложения лежит чередование кратких и долгих слогов, которые соединялись в стопы, напоминающие сочетание нот в музыкальном такте. Но и для русского стихосложения закономерна упорядоченность расположения ударных слогов среди безударных. Вспомните поэтов-певцов исполняющих на просторах Руси свои произведения под гусли.
Попробуем восстановить утерянное искусство баянов.
Василий Валентинович Агафонов в статье «Музыка стиха» сообщает:
«Лингвисты выделяют в русском языке пять основных звуков: [а], [э], [у], [о], [ы]. Расположим их в порядке возрастания частоты второй форманты: [у], [о], [а], [э], [ы]. Попробуем подыскать аналогию этим звукам не в обычной октаве с семью основными звуками, а в музыкальном ладе, называемом пентатоникой, в котором пять основных звуков. Согласно определению пентатоники (Фридкин Г.А. «Практическое руководство по музыкальной грамоте»), это следующие пять нот: до, ре, ми, соль, ля.
Продолжая аналогию, в качестве нот второй октавы воспользуемся так называемыми «диезными» звуками (звуками с повышенной тональностью (Панов М.В. «Современный русский язык. Фонетика») – к музыкальным диезам они прямого отношения не имеют), которые на письме передаются буквами ю, ё, я, е, и, когда они стоят после согласных (как в словах тюль, пёс, пять и так далее)».
Далее В. В. Агафонов предлагает готовую схему «буква-нота»:
[у] = до, [о] = ре, [а] = ми, [э] = соль, [ы] = ля,
[ю] =до2 , [ё] = ре2, [я] = ми2, [е] = соль2, [и] = ля2 (те же ноты второй октавы).
Все выглядит вполне логично, если представить «диезные» звуки в таком виде: [ю] =[йу] , [ё] = [йо], [я] = [йа], [е] = [йэ], [и] = [йы].
Вряд ли появиться музыка, если просто, избавившись от согласных, поменять гласные буквы на ноты. Как быть с длительность нот? Калининградский ученый-лингвист А.П.Журавлев в своей книге «Звук и смысл» пишет: «При ударении продолжительность звука увеличивается в два раза, следовательно, такой звук мы должны считать дважды».
Если принять ударную гласную за целую ноту, а безударную – за ½ ноты, можно выстроить тот же ряд нот, проигрываемый чуть «живее», но все-таки далекий от привычных слуху музыкальных произведений. Необходимо выделить повторяющийся ряд нот (в стихе – рифма). Выделить можно паузой (условно равной длине целой ноте), установленной в конце проигрываемой «рифмы».
Вновь получиться примитивная мелодия – «рваная» вначале и середине, но благозвучная в конце (там, где рифма). Ошибка заключается в расстановке ударений . В этом случае увеличивать длительность ноты нужно не в месте ударения в каждом слове, а в иктах (сильных местах) каждой строчки («Не ве''''тер бушу''''ет над бо''''ром»). Теперь стихотворный метр будет равняться музыкальному такту и мелодия сложиться в одно целое.
Чтобы подтвердить теорию на практике, была создана программа «NoLe 1.03». В ней использован описанный выше алгоритм, который нельзя считать абсолютно верным. Проблема перевода текста в музыку не раз обсуждалась и лингвистами и музыкантами, но до сих пор не решена. Возможно Вам предстоит разгадать «тайну знаков». Попробуйте!
Напоследок хочется процитировать В. В. Агафонова:
«Вам не хотелось бы, услышать мелодии, которые, быть может, звучали в душе Пушкина или Блока, выливаясь затем в прекрасные стихи? А потом эти мелодии десятилетиями скрывались в печатных строчках, дожидаясь момента, когда ваш слух коснется их, а они коснутся вашего слуха...»
Попробуем восстановить утерянное искусство баянов.
Василий Валентинович Агафонов в статье «Музыка стиха» сообщает:
«Лингвисты выделяют в русском языке пять основных звуков: [а], [э], [у], [о], [ы]. Расположим их в порядке возрастания частоты второй форманты: [у], [о], [а], [э], [ы]. Попробуем подыскать аналогию этим звукам не в обычной октаве с семью основными звуками, а в музыкальном ладе, называемом пентатоникой, в котором пять основных звуков. Согласно определению пентатоники (Фридкин Г.А. «Практическое руководство по музыкальной грамоте»), это следующие пять нот: до, ре, ми, соль, ля.
Продолжая аналогию, в качестве нот второй октавы воспользуемся так называемыми «диезными» звуками (звуками с повышенной тональностью (Панов М.В. «Современный русский язык. Фонетика») – к музыкальным диезам они прямого отношения не имеют), которые на письме передаются буквами ю, ё, я, е, и, когда они стоят после согласных (как в словах тюль, пёс, пять и так далее)».
Далее В. В. Агафонов предлагает готовую схему «буква-нота»:
[у] = до, [о] = ре, [а] = ми, [э] = соль, [ы] = ля,
[ю] =до2 , [ё] = ре2, [я] = ми2, [е] = соль2, [и] = ля2 (те же ноты второй октавы).
Все выглядит вполне логично, если представить «диезные» звуки в таком виде: [ю] =[йу] , [ё] = [йо], [я] = [йа], [е] = [йэ], [и] = [йы].
Вряд ли появиться музыка, если просто, избавившись от согласных, поменять гласные буквы на ноты. Как быть с длительность нот? Калининградский ученый-лингвист А.П.Журавлев в своей книге «Звук и смысл» пишет: «При ударении продолжительность звука увеличивается в два раза, следовательно, такой звук мы должны считать дважды».
Если принять ударную гласную за целую ноту, а безударную – за ½ ноты, можно выстроить тот же ряд нот, проигрываемый чуть «живее», но все-таки далекий от привычных слуху музыкальных произведений. Необходимо выделить повторяющийся ряд нот (в стихе – рифма). Выделить можно паузой (условно равной длине целой ноте), установленной в конце проигрываемой «рифмы».
Вновь получиться примитивная мелодия – «рваная» вначале и середине, но благозвучная в конце (там, где рифма). Ошибка заключается в расстановке ударений . В этом случае увеличивать длительность ноты нужно не в месте ударения в каждом слове, а в иктах (сильных местах) каждой строчки («Не ве''''тер бушу''''ет над бо''''ром»). Теперь стихотворный метр будет равняться музыкальному такту и мелодия сложиться в одно целое.
Чтобы подтвердить теорию на практике, была создана программа «NoLe 1.03». В ней использован описанный выше алгоритм, который нельзя считать абсолютно верным. Проблема перевода текста в музыку не раз обсуждалась и лингвистами и музыкантами, но до сих пор не решена. Возможно Вам предстоит разгадать «тайну знаков». Попробуйте!
Напоследок хочется процитировать В. В. Агафонова:
«Вам не хотелось бы, услышать мелодии, которые, быть может, звучали в душе Пушкина или Блока, выливаясь затем в прекрасные стихи? А потом эти мелодии десятилетиями скрывались в печатных строчках, дожидаясь момента, когда ваш слух коснется их, а они коснутся вашего слуха...»
Обсуждения Музыка стиха