Тридоша в Аюрведе

Аюрведа распространяет свое влияние по двум основным на­правлени­ям: сохранение здоровья и лечение заболеваний. Наруше­ние нормально­го баланса первоэлементов и их пропорционального соотношения приво­дит в беспорядок весь организм и ведет к воз­никновению заболеваний.
Тридоша в Аюрведе
Изме­нение их пропорционального коли­чества в теле может иметь беско­нечное множество вариаций и бес­конечное множество причин, вызывать беско­нечное множество бо­лезней. Но, с другой стороны, есть бесконеч­ное множество вариа­ций проявления первоэлементов в их различных формах. Поэтому мы должны уметь различать, когда вместо качествен­ной смены формы данного первоэлемента происходит его количествен­ное уве­личе­ние или уменьшение, приводящее в конце концов к болезни. Однако, не­обходимо учитывать, что на каждую ненормальную про­пор­цию перво­элементов в одном органе или ткани всегда можно найти осо­бую суб­станцию в организме, в которой первоэлементы находятся точно в такой, "ненормальной" для других субстанций, пропорции. После приема того или иного лекарственного препара­та пропорция первоэле­ментов в пора­женной ткани должно норма­лизоваться за счет донесения до нее необхо­димых и недостающих первоэлементов.

С этой позиции Чарака утверждает, что нет ни одной субстан­ции в этом мире, которую нельзя было бы использовать в качестве лекарствен­ного препарата, только надо знать заболевание, которое ей лечится, ле­карственную форму, которую следует приготовить и дозу на прием (Ч.С.1.26.12.).

Мы должны понимать, что доша не являются неделимыми субс­тан­циями, как принято считать в Аюрведе, они состоят из комби­нации пер­воэлементов, и некоторые авторитеты (в частности, Го­тама и Канада) ут­верждают, что в их формировании участвуют все пять первоэлементов, но в количественном отношении доминиру­ющих первоэлементов много больше, чем второстепенных, рецес­сивных. Этим объясняется, например, что некоторое качество Воз­духа, доминирующего у Вата доша, в некото­рой степени присутст­вует у Питта и Капха доша.

Все доша можно разложить на составляющие первоэлементы и вы­явить доминирующий первоэлемент, по которому называется эта доша.

Так как Питта в своем составе на первом месте имеет Огонь, ко­торый иногда называют Теджо махабхута, Сушрута часто называет Питта Тед­жаса доша, или "доша, имеющая природу Огня". В состав Питта доша входят, естественно, все пять первоэлементов, но до­минирует Огонь, ко­торый придает ей свои качества. Гангадхара в своих комментариях на Ча­рака Самхиту говорит, что, не смотря на влияние всех пер­во­элементов, Питта обладает свойст­вами Огня, такими как жар, подвиж­ность и т.д., благодаря чему он и способен выполнять все те функции, о которых и говорится в данном стихе и пойдет речь дальше. Но, в связи с тем, что в теле человека действуют тринадцать типов Огня, эта доша по­лучила не­сколько измененное название - Питта, но, несмотря на это, не­кото­рые авторы (например, Канада) называют эту доша Теджаса доша.

Точно также, Капха или Слешма состоит из всех пяти первоэле­мен­тов, но с доминирующей Водой/ Поэтому эту доша иногда на­зывают Джа­лия или Апйа, что характеризует ее Водную природу. У Воды очень много всевозможных проявлений в соответствии с ее способностью ком­бинироваться с остальными первоэлементами, поэтому обычно новые ее формы носят измененные названия, на­пример, Капха доша, снег, лед, роса и т.д.

Наиболее часто в аюрведических текстах Вата доша по главенс­твую­щему первоэлементу (Воздуху) называют Вайу. Эта доша практически полностью состоит из него, отсюда и идет ее второе название. В атмо­с­ферном воздухе всегда присутствует Вода в виде паров воды и Земля в виде частиц пыли, часто он ассоциируется с безграничным Эфиром или Огнем (над горячим асфальтом, напри­мер). Но, вне зависимости от при­месей или наших измышлений, воздух всегда остается самим собой. Су­ществует только один Воз­дух, и все газообразные субстанции будут тоже Воздухом. По большому счету, многие индийские философские школы не делают физического различия между разнообразными газами, их сме­сями и воздухом в целом. Атмосферный воздух, являющийся несколько транс­формированным Воздухом, очень хороший пример, иллюст­рирую­щий это положение; и воздух тела так же является Воздухом в полном смысле этого слова, хотя и является все же производной всех пяти перво­элемен­тов.

Несмотря на все вышесказанное, не стоит забывать, что в состав Вата доша входят и остальные четыре первоэлемента, хотя и в не­значитель­ных количествах, и поэтому Воздух тела является нес­ко­лько трансфор­миро­ванным Воздухом. Это очень важный мо­мент, и не надо путать ат­мос­ферный воздух и воздух тела. Это со­вершен­но разные проявления Возду­ха. И хотя иногда они и назы­ваются одним и тем же словом, это две со­вершенно разные суб­станции. Вся двенадцатая глава первой части Чарака Самхиты посвящена Воздуху. В ней Чарака клас­сифи­цирует Воздух тела на два вида:

1. Воздух, который находится в теле и никогда его не поки­дает.

2. Воздух, который сообщается и смешивается с атмо­сфер­ным воздухом.

Таким образом, с позиции Чараки, телесный воздух отличается от ат­мосферного воздуха, состоит из первоэлемента Воздух и быва­ет двух ви­дов. Вагбхата же подходит к строению Вата доша более полно[ - Вата доша формируется при соединении Воздуха и Эфира.

Тридоша - основная причина рождения, под­держания и разрушения тела человека.

В предыдущей главе мы разобрались, почему Питта и Капха доша, в отличие от Вата доша, называются не по доминирующему первоэлемен­ту, и что в их образовании участвуют все пять перво­элементов, хотя до­минируют Воздух, Вода и Огонь.

Эти три субстанции, три доша являются не только причинами под­держания и функционирования тела человека, но и одновре­менно созда­ют его, а при дисбалансе - разрушают. Это можно заме­тить даже с помо­щью элементарных ежедневных наблюдений за своим телом. В индийс­кой философии существует прекрасный пример, чудесным образом ил­люстрирующий эту позицию. Если вы гончар и хотите слепить горшок, то вам понадобится глина, из ко­торой он будет сделан, вода для увлаж­нения глины, эфир, который сделает глину звонкой, огонь, который об­жигает горшок и придает ему цвет, и воздух, поддерживающий горение огня в печи. Еще за одним примером можно обратиться и в мир растений. Растение не может сформироваться в отсутствии хотя бы одного из пер­воэле­ментов. Вода дает растению влагу, без нее оно сохнет. Все обмен­ные процессы также идут только в водной среде. Без Воздуха и Эфира оно не может расти (Чарака пишет, что атмосферный воздух является причиной появления молодых побегов у растений). Благо­даря Огню рас­тение приобретает окраску листьев, цветов и плодов. Земля питает рас­тение, дает силу стволу и форму растения в целом.

Точно таким же образом происходит не только формирование чело­веческого тела во чреве матери, но и поддержание его в здоро­вом и ак­тивном состоянии. Только эти процессы происходят на бо­лее тонком уровне - уровне Тридоша.

Вата доша является наверно наиболее важным фактором образо­вания тела человека, ведь это самая активная из Тридоша. Благода­ря своей ак­тивности Вата способствует соединению сперматозоида с яйцеклеткой и деление клеток (не только у зародыша, но и во взрослом организме). Только за счет этой доша идут процессы роста и формирования много­клеточного организма из маленького зародыша.

Каждую секунду в нашем теле происходит обмен веществ, осно­ван­ный на процессе пищеварения. Если же он прекратится, у нас нет шансов продолжить наше земное существование. На это требу­ется очень много энергии, и сам Господь помогает осуществлять эти процессы. В Бхагавад Гите Шри Кришна говорит:

ахам вайшванаро бхутва пранинам дехам ашритаха

прана апана самайуктах пачамйатрам чатурвидхам

(Б.Г.15.14).

"Я проявляюсь как огонь пищеварения в теле всех живых существ, и, под­держивая равновесие между Праной (поднимающимся вверх возду­хом) и Апаной (опускающимся вниз воздухом), Я обеспечиваю перева­ривание всех четы­рех видов пищи".

И действительно, Питта доша - единственная субстанция в теле, спо­собная выполнять эту функцию.

Что же касается Капха доша, то можно заметить, что наше тело на 80% состоит из воды, т.е. из Капха доша. Помимо этого, если Вода не бу­дет сдерживать интенсивность горения Огня в желудке, раздуваемого Воздухом, тело очень быстро разрушится. Поддержа­ние количества жид­кости в теле на должном уровне - основная за­дача Капха доша.

Сушрута очень доступно объясняет процесс поддержания тела тремя доша (С.С.1.21.3): "...тело существует не умирая так долго, сколь долго Тридоша находятся в состоянии баланса". До рождения ребёнка, помимо собственных Тридоша, его тело поддерживает мать и строится оно из ве­ществ, поступающих из ее организма, а после рождения - только он сам, опять же за счет баланса Тридоша. С этого момента Вата доша способст­вует дыханию, движению и очи­щению организма. Хилус, лимфа, кровь и остальные ткани облада­ют теми или иными видами движения, и Вата двигает их или пере­мещает по телу, а также способствует превращению одной ткани в другую. Питта тоже способствует трансформации семи тканей, осущест­вляя обменные процессы в теле, отвечает за пищеварение, порож­дает и сохра­няет тепло, предохраняет тело от повреждений. Капха делает тело влажным, смазывает суставы и соединяет ор­ганы в системы органов, делает тело крепким и сильным, поддер­живает тонус мышц, не дает Огню желудка выйти из-под контроля.

За процесс пищеварения отвечает не только Питта доша, но все три доша вместе. Как и для того, чтобы приготовит пищу необхо­димы вода, огонь и воздух, так и для пищеварения необходимы эти три компонента. Непосредственно переваривает пищу огонь же­лудка (Питта), а помогает ему Воздух (Вата) и Вода (Капха). Вата отве­чает не только за поднесение пищи к огню пищеварения и его раз­дувание, но и за пережевывание пищи во рту, и за акт глотания. Вата продвигает пищу по пищеводу в желудок и способствует пе­ристальтике всех отделов желудочно-кишечно­го тракта. Капха доша, проявляясь как слизь и влага, смачивает пищевой комок для более легкого прохождения через пищевод и улучшения его пере­ва­ривания, а так же предохраняет желудок от самопериваривания.

Этот небольшой пример грубо иллюстрирует процесс пищева­рения, но с его помощью мы можем понять основные принципы взаимодейст­вия Тридоша, которое поддерживает наше физическое тело.

С точки зрения философии Ньйайа и Вайшешика, даже в самом креп­ком камне существуют эфирные промежутки, за счет которых происходят всевозможные химические реакции и физические про­цессы (например, между двумя молекулами). Однако, Эфир не имеет самостоятельной ак­тивности (по своей природе он пассивен), из чего следует, что он не про­изводит никакого действия (кроме составляющего) на организм, в отли­чие, например, от Воздуха, по­этому он не может производить дисбаланса. Из-за его пассивности не может быть и речи о его поддерживающем или разрушающем действии на организм. Основная функция Земли в теле человека - скрепляющая, струк­турная, уплотняющая. Этот первоэлемент, также как и Эфир, не­подвижен и пас­сивен по своей природе. Движение Земли в теле происходит только за счет Вата доша, поэтому она не принимает участия в разрушении тела.
×

По теме Тридоша в Аюрведе

Конституции по аюрведе

Индивидуальнапя конституция обретается в момент рождения и остается постоянной...
Журнал

Ароматерапия по Аюрведе

Ароматерапия по Аюрведе - здоровье человека зависит от приятного запаха. По...
Журнал

Специи в Аюрведе и вегетарианстве

• Имбирь • Куркума • Кордамон • Корица • Мускатный орех • Шафран • Хрен...
Журнал

Семинары по индийскому учению Аюрведе

В красноярской Медицинской Академии начались семинары по индийскому учению...
Журнал

Питание по аюрведе

На сегодня в продаже в книжных магазинах существует много книг по кулинарии...
Журнал

Питание по аюрведе

ВОСТОК, как известно, — дело тонкое. Он манит нас своей таинственностью, особым...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Весомые аргументы в пользу оптимизма
Влияние Луны в астрологии на жизнь человека