Аюрведа распространяет свое влияние по двум основным направлениям: сохранение здоровья и лечение заболеваний. Нарушение нормального баланса первоэлементов и их пропорционального соотношения приводит в беспорядок весь организм и ведет к возникновению заболеваний.
Изменение их пропорционального количества в теле может иметь бесконечное множество вариаций и бесконечное множество причин, вызывать бесконечное множество болезней. Но, с другой стороны, есть бесконечное множество вариаций проявления первоэлементов в их различных формах. Поэтому мы должны уметь различать, когда вместо качественной смены формы данного первоэлемента происходит его количественное увеличение или уменьшение, приводящее в конце концов к болезни. Однако, необходимо учитывать, что на каждую ненормальную пропорцию первоэлементов в одном органе или ткани всегда можно найти особую субстанцию в организме, в которой первоэлементы находятся точно в такой, "ненормальной" для других субстанций, пропорции. После приема того или иного лекарственного препарата пропорция первоэлементов в пораженной ткани должно нормализоваться за счет донесения до нее необходимых и недостающих первоэлементов.
С этой позиции Чарака утверждает, что нет ни одной субстанции в этом мире, которую нельзя было бы использовать в качестве лекарственного препарата, только надо знать заболевание, которое ей лечится, лекарственную форму, которую следует приготовить и дозу на прием (Ч.С.1.26.12.).
Мы должны понимать, что доша не являются неделимыми субстанциями, как принято считать в Аюрведе, они состоят из комбинации первоэлементов, и некоторые авторитеты (в частности, Готама и Канада) утверждают, что в их формировании участвуют все пять первоэлементов, но в количественном отношении доминирующих первоэлементов много больше, чем второстепенных, рецессивных. Этим объясняется, например, что некоторое качество Воздуха, доминирующего у Вата доша, в некоторой степени присутствует у Питта и Капха доша.
Все доша можно разложить на составляющие первоэлементы и выявить доминирующий первоэлемент, по которому называется эта доша.
Так как Питта в своем составе на первом месте имеет Огонь, который иногда называют Теджо махабхута, Сушрута часто называет Питта Теджаса доша, или "доша, имеющая природу Огня". В состав Питта доша входят, естественно, все пять первоэлементов, но доминирует Огонь, который придает ей свои качества. Гангадхара в своих комментариях на Чарака Самхиту говорит, что, не смотря на влияние всех первоэлементов, Питта обладает свойствами Огня, такими как жар, подвижность и т.д., благодаря чему он и способен выполнять все те функции, о которых и говорится в данном стихе и пойдет речь дальше. Но, в связи с тем, что в теле человека действуют тринадцать типов Огня, эта доша получила несколько измененное название - Питта, но, несмотря на это, некоторые авторы (например, Канада) называют эту доша Теджаса доша.
Точно также, Капха или Слешма состоит из всех пяти первоэлементов, но с доминирующей Водой/ Поэтому эту доша иногда называют Джалия или Апйа, что характеризует ее Водную природу. У Воды очень много всевозможных проявлений в соответствии с ее способностью комбинироваться с остальными первоэлементами, поэтому обычно новые ее формы носят измененные названия, например, Капха доша, снег, лед, роса и т.д.
Наиболее часто в аюрведических текстах Вата доша по главенствующему первоэлементу (Воздуху) называют Вайу. Эта доша практически полностью состоит из него, отсюда и идет ее второе название. В атмосферном воздухе всегда присутствует Вода в виде паров воды и Земля в виде частиц пыли, часто он ассоциируется с безграничным Эфиром или Огнем (над горячим асфальтом, например). Но, вне зависимости от примесей или наших измышлений, воздух всегда остается самим собой. Существует только один Воздух, и все газообразные субстанции будут тоже Воздухом. По большому счету, многие индийские философские школы не делают физического различия между разнообразными газами, их смесями и воздухом в целом. Атмосферный воздух, являющийся несколько трансформированным Воздухом, очень хороший пример, иллюстрирующий это положение; и воздух тела так же является Воздухом в полном смысле этого слова, хотя и является все же производной всех пяти первоэлементов.
Несмотря на все вышесказанное, не стоит забывать, что в состав Вата доша входят и остальные четыре первоэлемента, хотя и в незначительных количествах, и поэтому Воздух тела является несколько трансформированным Воздухом. Это очень важный момент, и не надо путать атмосферный воздух и воздух тела. Это совершенно разные проявления Воздуха. И хотя иногда они и называются одним и тем же словом, это две совершенно разные субстанции. Вся двенадцатая глава первой части Чарака Самхиты посвящена Воздуху. В ней Чарака классифицирует Воздух тела на два вида:
1. Воздух, который находится в теле и никогда его не покидает.
2. Воздух, который сообщается и смешивается с атмосферным воздухом.
Таким образом, с позиции Чараки, телесный воздух отличается от атмосферного воздуха, состоит из первоэлемента Воздух и бывает двух видов. Вагбхата же подходит к строению Вата доша более полно[ - Вата доша формируется при соединении Воздуха и Эфира.
Тридоша - основная причина рождения, поддержания и разрушения тела человека.
В предыдущей главе мы разобрались, почему Питта и Капха доша, в отличие от Вата доша, называются не по доминирующему первоэлементу, и что в их образовании участвуют все пять первоэлементов, хотя доминируют Воздух, Вода и Огонь.
Эти три субстанции, три доша являются не только причинами поддержания и функционирования тела человека, но и одновременно создают его, а при дисбалансе - разрушают. Это можно заметить даже с помощью элементарных ежедневных наблюдений за своим телом. В индийской философии существует прекрасный пример, чудесным образом иллюстрирующий эту позицию. Если вы гончар и хотите слепить горшок, то вам понадобится глина, из которой он будет сделан, вода для увлажнения глины, эфир, который сделает глину звонкой, огонь, который обжигает горшок и придает ему цвет, и воздух, поддерживающий горение огня в печи. Еще за одним примером можно обратиться и в мир растений. Растение не может сформироваться в отсутствии хотя бы одного из первоэлементов. Вода дает растению влагу, без нее оно сохнет. Все обменные процессы также идут только в водной среде. Без Воздуха и Эфира оно не может расти (Чарака пишет, что атмосферный воздух является причиной появления молодых побегов у растений). Благодаря Огню растение приобретает окраску листьев, цветов и плодов. Земля питает растение, дает силу стволу и форму растения в целом.
Точно таким же образом происходит не только формирование человеческого тела во чреве матери, но и поддержание его в здоровом и активном состоянии. Только эти процессы происходят на более тонком уровне - уровне Тридоша.
Вата доша является наверно наиболее важным фактором образования тела человека, ведь это самая активная из Тридоша. Благодаря своей активности Вата способствует соединению сперматозоида с яйцеклеткой и деление клеток (не только у зародыша, но и во взрослом организме). Только за счет этой доша идут процессы роста и формирования многоклеточного организма из маленького зародыша.
Каждую секунду в нашем теле происходит обмен веществ, основанный на процессе пищеварения. Если же он прекратится, у нас нет шансов продолжить наше земное существование. На это требуется очень много энергии, и сам Господь помогает осуществлять эти процессы. В Бхагавад Гите Шри Кришна говорит:
ахам вайшванаро бхутва пранинам дехам ашритаха
прана апана самайуктах пачамйатрам чатурвидхам
(Б.Г.15.14).
"Я проявляюсь как огонь пищеварения в теле всех живых существ, и, поддерживая равновесие между Праной (поднимающимся вверх воздухом) и Апаной (опускающимся вниз воздухом), Я обеспечиваю переваривание всех четырех видов пищи".
И действительно, Питта доша - единственная субстанция в теле, способная выполнять эту функцию.
Что же касается Капха доша, то можно заметить, что наше тело на 80% состоит из воды, т.е. из Капха доша. Помимо этого, если Вода не будет сдерживать интенсивность горения Огня в желудке, раздуваемого Воздухом, тело очень быстро разрушится. Поддержание количества жидкости в теле на должном уровне - основная задача Капха доша.
Сушрута очень доступно объясняет процесс поддержания тела тремя доша (С.С.1.21.3): "...тело существует не умирая так долго, сколь долго Тридоша находятся в состоянии баланса". До рождения ребёнка, помимо собственных Тридоша, его тело поддерживает мать и строится оно из веществ, поступающих из ее организма, а после рождения - только он сам, опять же за счет баланса Тридоша. С этого момента Вата доша способствует дыханию, движению и очищению организма. Хилус, лимфа, кровь и остальные ткани обладают теми или иными видами движения, и Вата двигает их или перемещает по телу, а также способствует превращению одной ткани в другую. Питта тоже способствует трансформации семи тканей, осуществляя обменные процессы в теле, отвечает за пищеварение, порождает и сохраняет тепло, предохраняет тело от повреждений. Капха делает тело влажным, смазывает суставы и соединяет органы в системы органов, делает тело крепким и сильным, поддерживает тонус мышц, не дает Огню желудка выйти из-под контроля.
За процесс пищеварения отвечает не только Питта доша, но все три доша вместе. Как и для того, чтобы приготовит пищу необходимы вода, огонь и воздух, так и для пищеварения необходимы эти три компонента. Непосредственно переваривает пищу огонь желудка (Питта), а помогает ему Воздух (Вата) и Вода (Капха). Вата отвечает не только за поднесение пищи к огню пищеварения и его раздувание, но и за пережевывание пищи во рту, и за акт глотания. Вата продвигает пищу по пищеводу в желудок и способствует перистальтике всех отделов желудочно-кишечного тракта. Капха доша, проявляясь как слизь и влага, смачивает пищевой комок для более легкого прохождения через пищевод и улучшения его переваривания, а так же предохраняет желудок от самопериваривания.
Этот небольшой пример грубо иллюстрирует процесс пищеварения, но с его помощью мы можем понять основные принципы взаимодействия Тридоша, которое поддерживает наше физическое тело.
С точки зрения философии Ньйайа и Вайшешика, даже в самом крепком камне существуют эфирные промежутки, за счет которых происходят всевозможные химические реакции и физические процессы (например, между двумя молекулами). Однако, Эфир не имеет самостоятельной активности (по своей природе он пассивен), из чего следует, что он не производит никакого действия (кроме составляющего) на организм, в отличие, например, от Воздуха, поэтому он не может производить дисбаланса. Из-за его пассивности не может быть и речи о его поддерживающем или разрушающем действии на организм. Основная функция Земли в теле человека - скрепляющая, структурная, уплотняющая. Этот первоэлемент, также как и Эфир, неподвижен и пассивен по своей природе. Движение Земли в теле происходит только за счет Вата доша, поэтому она не принимает участия в разрушении тела.
С этой позиции Чарака утверждает, что нет ни одной субстанции в этом мире, которую нельзя было бы использовать в качестве лекарственного препарата, только надо знать заболевание, которое ей лечится, лекарственную форму, которую следует приготовить и дозу на прием (Ч.С.1.26.12.).
Мы должны понимать, что доша не являются неделимыми субстанциями, как принято считать в Аюрведе, они состоят из комбинации первоэлементов, и некоторые авторитеты (в частности, Готама и Канада) утверждают, что в их формировании участвуют все пять первоэлементов, но в количественном отношении доминирующих первоэлементов много больше, чем второстепенных, рецессивных. Этим объясняется, например, что некоторое качество Воздуха, доминирующего у Вата доша, в некоторой степени присутствует у Питта и Капха доша.
Все доша можно разложить на составляющие первоэлементы и выявить доминирующий первоэлемент, по которому называется эта доша.
Так как Питта в своем составе на первом месте имеет Огонь, который иногда называют Теджо махабхута, Сушрута часто называет Питта Теджаса доша, или "доша, имеющая природу Огня". В состав Питта доша входят, естественно, все пять первоэлементов, но доминирует Огонь, который придает ей свои качества. Гангадхара в своих комментариях на Чарака Самхиту говорит, что, не смотря на влияние всех первоэлементов, Питта обладает свойствами Огня, такими как жар, подвижность и т.д., благодаря чему он и способен выполнять все те функции, о которых и говорится в данном стихе и пойдет речь дальше. Но, в связи с тем, что в теле человека действуют тринадцать типов Огня, эта доша получила несколько измененное название - Питта, но, несмотря на это, некоторые авторы (например, Канада) называют эту доша Теджаса доша.
Точно также, Капха или Слешма состоит из всех пяти первоэлементов, но с доминирующей Водой/ Поэтому эту доша иногда называют Джалия или Апйа, что характеризует ее Водную природу. У Воды очень много всевозможных проявлений в соответствии с ее способностью комбинироваться с остальными первоэлементами, поэтому обычно новые ее формы носят измененные названия, например, Капха доша, снег, лед, роса и т.д.
Наиболее часто в аюрведических текстах Вата доша по главенствующему первоэлементу (Воздуху) называют Вайу. Эта доша практически полностью состоит из него, отсюда и идет ее второе название. В атмосферном воздухе всегда присутствует Вода в виде паров воды и Земля в виде частиц пыли, часто он ассоциируется с безграничным Эфиром или Огнем (над горячим асфальтом, например). Но, вне зависимости от примесей или наших измышлений, воздух всегда остается самим собой. Существует только один Воздух, и все газообразные субстанции будут тоже Воздухом. По большому счету, многие индийские философские школы не делают физического различия между разнообразными газами, их смесями и воздухом в целом. Атмосферный воздух, являющийся несколько трансформированным Воздухом, очень хороший пример, иллюстрирующий это положение; и воздух тела так же является Воздухом в полном смысле этого слова, хотя и является все же производной всех пяти первоэлементов.
Несмотря на все вышесказанное, не стоит забывать, что в состав Вата доша входят и остальные четыре первоэлемента, хотя и в незначительных количествах, и поэтому Воздух тела является несколько трансформированным Воздухом. Это очень важный момент, и не надо путать атмосферный воздух и воздух тела. Это совершенно разные проявления Воздуха. И хотя иногда они и называются одним и тем же словом, это две совершенно разные субстанции. Вся двенадцатая глава первой части Чарака Самхиты посвящена Воздуху. В ней Чарака классифицирует Воздух тела на два вида:
1. Воздух, который находится в теле и никогда его не покидает.
2. Воздух, который сообщается и смешивается с атмосферным воздухом.
Таким образом, с позиции Чараки, телесный воздух отличается от атмосферного воздуха, состоит из первоэлемента Воздух и бывает двух видов. Вагбхата же подходит к строению Вата доша более полно[ - Вата доша формируется при соединении Воздуха и Эфира.
Тридоша - основная причина рождения, поддержания и разрушения тела человека.
В предыдущей главе мы разобрались, почему Питта и Капха доша, в отличие от Вата доша, называются не по доминирующему первоэлементу, и что в их образовании участвуют все пять первоэлементов, хотя доминируют Воздух, Вода и Огонь.
Эти три субстанции, три доша являются не только причинами поддержания и функционирования тела человека, но и одновременно создают его, а при дисбалансе - разрушают. Это можно заметить даже с помощью элементарных ежедневных наблюдений за своим телом. В индийской философии существует прекрасный пример, чудесным образом иллюстрирующий эту позицию. Если вы гончар и хотите слепить горшок, то вам понадобится глина, из которой он будет сделан, вода для увлажнения глины, эфир, который сделает глину звонкой, огонь, который обжигает горшок и придает ему цвет, и воздух, поддерживающий горение огня в печи. Еще за одним примером можно обратиться и в мир растений. Растение не может сформироваться в отсутствии хотя бы одного из первоэлементов. Вода дает растению влагу, без нее оно сохнет. Все обменные процессы также идут только в водной среде. Без Воздуха и Эфира оно не может расти (Чарака пишет, что атмосферный воздух является причиной появления молодых побегов у растений). Благодаря Огню растение приобретает окраску листьев, цветов и плодов. Земля питает растение, дает силу стволу и форму растения в целом.
Точно таким же образом происходит не только формирование человеческого тела во чреве матери, но и поддержание его в здоровом и активном состоянии. Только эти процессы происходят на более тонком уровне - уровне Тридоша.
Вата доша является наверно наиболее важным фактором образования тела человека, ведь это самая активная из Тридоша. Благодаря своей активности Вата способствует соединению сперматозоида с яйцеклеткой и деление клеток (не только у зародыша, но и во взрослом организме). Только за счет этой доша идут процессы роста и формирования многоклеточного организма из маленького зародыша.
Каждую секунду в нашем теле происходит обмен веществ, основанный на процессе пищеварения. Если же он прекратится, у нас нет шансов продолжить наше земное существование. На это требуется очень много энергии, и сам Господь помогает осуществлять эти процессы. В Бхагавад Гите Шри Кришна говорит:
ахам вайшванаро бхутва пранинам дехам ашритаха
прана апана самайуктах пачамйатрам чатурвидхам
(Б.Г.15.14).
"Я проявляюсь как огонь пищеварения в теле всех живых существ, и, поддерживая равновесие между Праной (поднимающимся вверх воздухом) и Апаной (опускающимся вниз воздухом), Я обеспечиваю переваривание всех четырех видов пищи".
И действительно, Питта доша - единственная субстанция в теле, способная выполнять эту функцию.
Что же касается Капха доша, то можно заметить, что наше тело на 80% состоит из воды, т.е. из Капха доша. Помимо этого, если Вода не будет сдерживать интенсивность горения Огня в желудке, раздуваемого Воздухом, тело очень быстро разрушится. Поддержание количества жидкости в теле на должном уровне - основная задача Капха доша.
Сушрута очень доступно объясняет процесс поддержания тела тремя доша (С.С.1.21.3): "...тело существует не умирая так долго, сколь долго Тридоша находятся в состоянии баланса". До рождения ребёнка, помимо собственных Тридоша, его тело поддерживает мать и строится оно из веществ, поступающих из ее организма, а после рождения - только он сам, опять же за счет баланса Тридоша. С этого момента Вата доша способствует дыханию, движению и очищению организма. Хилус, лимфа, кровь и остальные ткани обладают теми или иными видами движения, и Вата двигает их или перемещает по телу, а также способствует превращению одной ткани в другую. Питта тоже способствует трансформации семи тканей, осуществляя обменные процессы в теле, отвечает за пищеварение, порождает и сохраняет тепло, предохраняет тело от повреждений. Капха делает тело влажным, смазывает суставы и соединяет органы в системы органов, делает тело крепким и сильным, поддерживает тонус мышц, не дает Огню желудка выйти из-под контроля.
За процесс пищеварения отвечает не только Питта доша, но все три доша вместе. Как и для того, чтобы приготовит пищу необходимы вода, огонь и воздух, так и для пищеварения необходимы эти три компонента. Непосредственно переваривает пищу огонь желудка (Питта), а помогает ему Воздух (Вата) и Вода (Капха). Вата отвечает не только за поднесение пищи к огню пищеварения и его раздувание, но и за пережевывание пищи во рту, и за акт глотания. Вата продвигает пищу по пищеводу в желудок и способствует перистальтике всех отделов желудочно-кишечного тракта. Капха доша, проявляясь как слизь и влага, смачивает пищевой комок для более легкого прохождения через пищевод и улучшения его переваривания, а так же предохраняет желудок от самопериваривания.
Этот небольшой пример грубо иллюстрирует процесс пищеварения, но с его помощью мы можем понять основные принципы взаимодействия Тридоша, которое поддерживает наше физическое тело.
С точки зрения философии Ньйайа и Вайшешика, даже в самом крепком камне существуют эфирные промежутки, за счет которых происходят всевозможные химические реакции и физические процессы (например, между двумя молекулами). Однако, Эфир не имеет самостоятельной активности (по своей природе он пассивен), из чего следует, что он не производит никакого действия (кроме составляющего) на организм, в отличие, например, от Воздуха, поэтому он не может производить дисбаланса. Из-за его пассивности не может быть и речи о его поддерживающем или разрушающем действии на организм. Основная функция Земли в теле человека - скрепляющая, структурная, уплотняющая. Этот первоэлемент, также как и Эфир, неподвижен и пассивен по своей природе. Движение Земли в теле происходит только за счет Вата доша, поэтому она не принимает участия в разрушении тела.
Обсуждения Тридоша в Аюрведе