На что похожа российская мечта, попытался выяснить Всероссийский центр изучения общественного мнения. Наши сограждане пытались рассказать социологам, как выглядит российская мечта. Опрашиваемые могли выбрать из списка до пяти элементов хорошей жизни - от желаемого количества детей до садового участка в пригороде.
Такой же опрос проводился в почти забытом 1991 году. ВЦИОМ сравнил идеалы наших современников с образом мыслей последних советских людей. Выяснилось, что тройка лидеров практически не сменилась - вечные ценности семьи, работы и крыши над головой сохранили свою значимость. Но приземленные, конкретные мечты 1991 года подчас насмешили бы тех, кто живет сейчас.
16 лет назад в список элементов хорошей жизни входили вещи, которые теперь показались бы весьма странными большинству наших соотечественников. К примеру, 19% россиян образца 1991 года заявляли, что для хорошей жизни нужен цветной телевизор. Сейчас лишь один человек из сотни ценит эти приборы столь же высоко, как ранее. С 27 до 3% снизилось число людей, считающих, что хорошей жизни соответствует красивая одежда. И это теперь атрибут, скорее, привычный, стандартный, в нем нет ничего особенного. 29% в 1991 году упомянули о путешествиях за границу. Границы открыли и приблизили - в результате с хорошей жизнью международный туризм теперь ассоциируется нечасто - лишь 13% голосов.
Практически все конкретные, осязаемые материальные блага за прошедшие 16 лет упали в рейтинге народных чаяний. За дачу в 1991-м голосовали 18%, сейчас только 6, за садовый участок - 27%, ныне лишь 9. Сохранили позиции автомобили, упорно включаемые в список атрибутов хорошей жизни (38% в 1991-м и 34% в наши дни). Резко вырос в цене только малодоступный "собственный дом" - с 46 до 69%.
Наконец, значительно снизилось количество поклонников извечной мечты иметь "много денег". Такое богатство само по себе, без уточнения происхождения капитала атрибутом хорошей жизни называют 29% опрошенных. В 1991 году об этом мечтал 41 человек из ста. Зато повысился интерес к "высокооплачиваемой работе" - с 49 до 57%.
Постсоветская история постепенно приучает россиян к тому, что пахать надо только за деньги. "Интересная работа" или, например, "работа, приносящая пользу обществу", - это сейчас не от хорошей жизни. За общественную пользу ратуют 8% (было 21), за интересный труд -30% вместо 43 в 1991 году.
Зато в число атрибутов хорошей жизни теперь все чаще включаются семейные ценности. Так, счастливый брак и раньше ценили весьма высоко - 45%, но теперь это отметили почти две трети опрошенных - 65%. Выше этого котируется только собственный дом. "В рост" пошли и дети: 27% для хорошей жизни необходимы два ребенка в семье (16 лет назад таких было только 19%). Почти вдвое выросло число тех, кто считает, что детей должно быть трое, сейчас это входит в понятие хорошей жизни у 11% опрошенных. Однодетная семья редко является идеалом: это хорошая жизнь для 6% россиян (в 1991 году за это высказывались пять человек из ста).
16 лет назад в список элементов хорошей жизни входили вещи, которые теперь показались бы весьма странными большинству наших соотечественников. К примеру, 19% россиян образца 1991 года заявляли, что для хорошей жизни нужен цветной телевизор. Сейчас лишь один человек из сотни ценит эти приборы столь же высоко, как ранее. С 27 до 3% снизилось число людей, считающих, что хорошей жизни соответствует красивая одежда. И это теперь атрибут, скорее, привычный, стандартный, в нем нет ничего особенного. 29% в 1991 году упомянули о путешествиях за границу. Границы открыли и приблизили - в результате с хорошей жизнью международный туризм теперь ассоциируется нечасто - лишь 13% голосов.
Практически все конкретные, осязаемые материальные блага за прошедшие 16 лет упали в рейтинге народных чаяний. За дачу в 1991-м голосовали 18%, сейчас только 6, за садовый участок - 27%, ныне лишь 9. Сохранили позиции автомобили, упорно включаемые в список атрибутов хорошей жизни (38% в 1991-м и 34% в наши дни). Резко вырос в цене только малодоступный "собственный дом" - с 46 до 69%.
Наконец, значительно снизилось количество поклонников извечной мечты иметь "много денег". Такое богатство само по себе, без уточнения происхождения капитала атрибутом хорошей жизни называют 29% опрошенных. В 1991 году об этом мечтал 41 человек из ста. Зато повысился интерес к "высокооплачиваемой работе" - с 49 до 57%.
Постсоветская история постепенно приучает россиян к тому, что пахать надо только за деньги. "Интересная работа" или, например, "работа, приносящая пользу обществу", - это сейчас не от хорошей жизни. За общественную пользу ратуют 8% (было 21), за интересный труд -30% вместо 43 в 1991 году.
Зато в число атрибутов хорошей жизни теперь все чаще включаются семейные ценности. Так, счастливый брак и раньше ценили весьма высоко - 45%, но теперь это отметили почти две трети опрошенных - 65%. Выше этого котируется только собственный дом. "В рост" пошли и дети: 27% для хорошей жизни необходимы два ребенка в семье (16 лет назад таких было только 19%). Почти вдвое выросло число тех, кто считает, что детей должно быть трое, сейчас это входит в понятие хорошей жизни у 11% опрошенных. Однодетная семья редко является идеалом: это хорошая жизнь для 6% россиян (в 1991 году за это высказывались пять человек из ста).
Обсуждения Российская мечта