Завершаются Дни культуры Индии. За девять дней индийцы сломали все стереотипы о консервативности собственного искусства: показали свою версию балета «Лебединое озеро» с участием буддийских балерин, продемонстрировали танцы «индийских африканцев» и мальчиков, переодетых в женские наряды.
Выставка индийских кукол стала самой нежной частью праздника.
Сразу пять московских площадок были задействованы в Днях Индии, главной из которых стала новая сцена Большого театра. Именно на нее первыми выплыли в Москву белоснежно-золотистые лебеди-мохини под музыку Петра Чайковского. «Лебединое озеро» по-индийски – своеобразный сюрприз для москвичей. Консервативный русский балет превратился в модный фьюжн. Выяснилось, что лебеди могут быть в сари, с невыворотными ногами и с кистями в виде изящных вееров. Создатель этой необычной версии госпожа Бхрати Шиваджи в некотором роде обновила традиционное искусство, девизом ее постановки стали слова «свобода выше традиции». И это почувствовали в театре. Во всяком случае, в глазах у Андриса Лиепы читалось понимание.
Тема танца – показать все формы любви: плотскую, к Богу и материнскую. Раньше его можно было увидеть только в храмах или при королевском дворе. Танец состоит из нескольких элементов: ритмические шаги, жесты рук и обязательно капризная кокетливость и соблазнительность в выражении лица. Характерны качающиеся движения верхней части тела. Ноги танцовщиц всегда стоят в позиции деми-плие. Глаза доминируют над ритмическими шагами. Этот танец чарующего эротического гипноза в XIX веке начал вырождаться из-за своей эротической направленности и призыва к эпикурианской жизни. Теперь он превратился в новый стиль танцевального искусства. Сегодня в Индии микширование мировых классических балетов и традиционных танцев не редкость, и «Лебединое озеро» здесь не исключение. Например, недавно с успехом прошел балет «Ромео и Джульетта». Индийцы вполне могут рассчитывать на такой же успех, какой получили японцы на летнем Чеховском фестивале в Москве: тогда многим запомнилась постановка пьесы Чехова «Иванов» японского сценографа Тадаси Судзуки. Всех чеховских героев он превратил в насекомых и усадил в инвалидные коляски. Индийский балет – ничуть не меньший китч и ничуть не меньший авангард.
Необыкновенным было выступление Шивкумара Шарма на сантуре – народном инструменте из долины Кашмира. Это поп-этническая музыка, перешедшая в разряд сверхмодной на Западе (стиль «Будда-бар»). Ее философия – отчужденная медитация. Она давно уже вышла за рамки одного индийского штата и за пределы всей страны. На Западе многие группы пытаются подражать индийскому музыканту. И небезуспешно: тиражи «подражателей» неуклонно растут.
На сцене Малого театра представили трехчасовой танцевальный нон-стоп: 15 форм народных танцев из разных штатов страны. Зритель как будто смотрел классический индийский фильм. Причем не абстрактный, а вполне конкретный – «Мать-Индия» 1957 года с участием Наргиз и Радж Кумара. Сильное впечатление произвел танец общины Сиддхи, зародившейся в Африке, – танец возвращения с удачной охоты. Считается, что по силе энергии он способен разрушить горы, скрывающие мифических коров, выпустить на свободу потоки дождей и устрашить демонов мрака (Малый театр хоть с трудом, но все-таки устоял). Но лучшим был танец «Готипуа». В индуистских священных книгах написано, что люди делятся на мужчин, женщин и третий пол «тритийя-пракрити». В роли третьего пола выступили индийские юноши, переодетые в женские наряды.
И наконец, маленькое чудо – выставка индийских кукол. В Индии кукольные представления – всегда часть праздника или особых вечеров, в некоторых случаях они служат для отвращения злых духов. Москве показали все четыре типа кукольных представлений – куклы с веревкой (марионетки), перчаткой, палкой и куклу-тень (по аналогии с театром теней). Головы кукол вырезаются из мангового дерева, и раскосые глаза красятся в белый или желтый цвет. Самым интересным стал исчезающий вид куклы-перчатки – одна из самых старых форм кукольного представления. Этот вид почти исчез с появлением кино. Между тем постоянные героини индийских кукольных представлений – Гулабо и Ситабо, олицетворяющие двух женщин, которые находятся замужем за одним мужчиной, – персонажи исторические (примерно как для России Баба-яга или Сестрица Аленушка). Гулабо – динамичная, Ситабо – бедная и недовольная судьбой. В спектакле нет ни сюжета, ни рассказа – только драки и песни между двумя соперницами.
Тем москвичам, которые не смогли попасть на неделю индийской культуры и теперь кусают локти, представители индийского правительства объявили о решении провести «Год России в Индии» в 2008 году и «Год Индии в России» в 2009-м.
Сразу пять московских площадок были задействованы в Днях Индии, главной из которых стала новая сцена Большого театра. Именно на нее первыми выплыли в Москву белоснежно-золотистые лебеди-мохини под музыку Петра Чайковского. «Лебединое озеро» по-индийски – своеобразный сюрприз для москвичей. Консервативный русский балет превратился в модный фьюжн. Выяснилось, что лебеди могут быть в сари, с невыворотными ногами и с кистями в виде изящных вееров. Создатель этой необычной версии госпожа Бхрати Шиваджи в некотором роде обновила традиционное искусство, девизом ее постановки стали слова «свобода выше традиции». И это почувствовали в театре. Во всяком случае, в глазах у Андриса Лиепы читалось понимание.
Тема танца – показать все формы любви: плотскую, к Богу и материнскую. Раньше его можно было увидеть только в храмах или при королевском дворе. Танец состоит из нескольких элементов: ритмические шаги, жесты рук и обязательно капризная кокетливость и соблазнительность в выражении лица. Характерны качающиеся движения верхней части тела. Ноги танцовщиц всегда стоят в позиции деми-плие. Глаза доминируют над ритмическими шагами. Этот танец чарующего эротического гипноза в XIX веке начал вырождаться из-за своей эротической направленности и призыва к эпикурианской жизни. Теперь он превратился в новый стиль танцевального искусства. Сегодня в Индии микширование мировых классических балетов и традиционных танцев не редкость, и «Лебединое озеро» здесь не исключение. Например, недавно с успехом прошел балет «Ромео и Джульетта». Индийцы вполне могут рассчитывать на такой же успех, какой получили японцы на летнем Чеховском фестивале в Москве: тогда многим запомнилась постановка пьесы Чехова «Иванов» японского сценографа Тадаси Судзуки. Всех чеховских героев он превратил в насекомых и усадил в инвалидные коляски. Индийский балет – ничуть не меньший китч и ничуть не меньший авангард.
Необыкновенным было выступление Шивкумара Шарма на сантуре – народном инструменте из долины Кашмира. Это поп-этническая музыка, перешедшая в разряд сверхмодной на Западе (стиль «Будда-бар»). Ее философия – отчужденная медитация. Она давно уже вышла за рамки одного индийского штата и за пределы всей страны. На Западе многие группы пытаются подражать индийскому музыканту. И небезуспешно: тиражи «подражателей» неуклонно растут.
На сцене Малого театра представили трехчасовой танцевальный нон-стоп: 15 форм народных танцев из разных штатов страны. Зритель как будто смотрел классический индийский фильм. Причем не абстрактный, а вполне конкретный – «Мать-Индия» 1957 года с участием Наргиз и Радж Кумара. Сильное впечатление произвел танец общины Сиддхи, зародившейся в Африке, – танец возвращения с удачной охоты. Считается, что по силе энергии он способен разрушить горы, скрывающие мифических коров, выпустить на свободу потоки дождей и устрашить демонов мрака (Малый театр хоть с трудом, но все-таки устоял). Но лучшим был танец «Готипуа». В индуистских священных книгах написано, что люди делятся на мужчин, женщин и третий пол «тритийя-пракрити». В роли третьего пола выступили индийские юноши, переодетые в женские наряды.
И наконец, маленькое чудо – выставка индийских кукол. В Индии кукольные представления – всегда часть праздника или особых вечеров, в некоторых случаях они служат для отвращения злых духов. Москве показали все четыре типа кукольных представлений – куклы с веревкой (марионетки), перчаткой, палкой и куклу-тень (по аналогии с театром теней). Головы кукол вырезаются из мангового дерева, и раскосые глаза красятся в белый или желтый цвет. Самым интересным стал исчезающий вид куклы-перчатки – одна из самых старых форм кукольного представления. Этот вид почти исчез с появлением кино. Между тем постоянные героини индийских кукольных представлений – Гулабо и Ситабо, олицетворяющие двух женщин, которые находятся замужем за одним мужчиной, – персонажи исторические (примерно как для России Баба-яга или Сестрица Аленушка). Гулабо – динамичная, Ситабо – бедная и недовольная судьбой. В спектакле нет ни сюжета, ни рассказа – только драки и песни между двумя соперницами.
Тем москвичам, которые не смогли попасть на неделю индийской культуры и теперь кусают локти, представители индийского правительства объявили о решении провести «Год России в Индии» в 2008 году и «Год Индии в России» в 2009-м.
Обсуждения Культура Индии