Культура Индии

Завершаются Дни культуры Индии. За девять дней индийцы сломали все стереотипы о консервативности собственного искусства: показали свою версию балета «Лебединое озеро» с участием буддийских балерин, продемонстрировали танцы «индийских африканцев» и мальчиков, переодетых в женские наряды.
Культура Индии
Выставка индийских кукол стала самой нежной частью праздника.

Сразу пять московских площадок были задействованы в Днях Индии, главной из которых стала новая сцена Большого театра. Именно на нее первыми выплыли в Москву белоснежно-золотистые лебеди-мохини под музыку Петра Чайковского. «Лебединое озеро» по-индийски – своеобразный сюрприз для москвичей. Консервативный русский балет превратился в модный фьюжн. Выяснилось, что лебеди могут быть в сари, с невыворотными ногами и с кистями в виде изящных вееров. Создатель этой необычной версии госпожа Бхрати Шиваджи в некотором роде обновила традиционное искусство, девизом ее постановки стали слова «свобода выше традиции». И это почувствовали в театре. Во всяком случае, в глазах у Андриса Лиепы читалось понимание.

Тема танца – показать все формы любви: плотскую, к Богу и материнскую. Раньше его можно было увидеть только в храмах или при королевском дворе. Танец состоит из нескольких элементов: ритмические шаги, жесты рук и обязательно капризная кокетливость и соблазнительность в выражении лица. Характерны качающиеся движения верхней части тела. Ноги танцовщиц всегда стоят в позиции деми-плие. Глаза доминируют над ритмическими шагами. Этот танец чарующего эротического гипноза в XIX веке начал вырождаться из-за своей эротической направленности и призыва к эпикурианской жизни. Теперь он превратился в новый стиль танцевального искусства. Сегодня в Индии микширование мировых классических балетов и традиционных танцев не редкость, и «Лебединое озеро» здесь не исключение. Например, недавно с успехом прошел балет «Ромео и Джульетта». Индийцы вполне могут рассчитывать на такой же успех, какой получили японцы на летнем Чеховском фестивале в Москве: тогда многим запомнилась постановка пьесы Чехова «Иванов» японского сценографа Тадаси Судзуки. Всех чеховских героев он превратил в насекомых и усадил в инвалидные коляски. Индийский балет – ничуть не меньший китч и ничуть не меньший авангард.

Необыкновенным было выступление Шивкумара Шарма на сантуре – народном инструменте из долины Кашмира. Это поп-этническая музыка, перешедшая в разряд сверхмодной на Западе (стиль «Будда-бар»). Ее философия – отчужденная медитация. Она давно уже вышла за рамки одного индийского штата и за пределы всей страны. На Западе многие группы пытаются подражать индийскому музыканту. И небезуспешно: тиражи «подражателей» неуклонно растут.

На сцене Малого театра представили трехчасовой танцевальный нон-стоп: 15 форм народных танцев из разных штатов страны. Зритель как будто смотрел классический индийский фильм. Причем не абстрактный, а вполне конкретный – «Мать-Индия» 1957 года с участием Наргиз и Радж Кумара. Сильное впечатление произвел танец общины Сиддхи, зародившейся в Африке, – танец возвращения с удачной охоты. Считается, что по силе энергии он способен разрушить горы, скрывающие мифических коров, выпустить на свободу потоки дождей и устрашить демонов мрака (Малый театр хоть с трудом, но все-таки устоял). Но лучшим был танец «Готипуа». В индуистских священных книгах написано, что люди делятся на мужчин, женщин и третий пол «тритийя-пракрити». В роли третьего пола выступили индийские юноши, переодетые в женские наряды.

И наконец, маленькое чудо – выставка индийских кукол. В Индии кукольные представления – всегда часть праздника или особых вечеров, в некоторых случаях они служат для отвращения злых духов. Москве показали все четыре типа кукольных представлений – куклы с веревкой (марионетки), перчаткой, палкой и куклу-тень (по аналогии с театром теней). Головы кукол вырезаются из мангового дерева, и раскосые глаза красятся в белый или желтый цвет. Самым интересным стал исчезающий вид куклы-перчатки – одна из самых старых форм кукольного представления. Этот вид почти исчез с появлением кино. Между тем постоянные героини индийских кукольных представлений – Гулабо и Ситабо, олицетворяющие двух женщин, которые находятся замужем за одним мужчиной, – персонажи исторические (примерно как для России Баба-яга или Сестрица Аленушка). Гулабо – динамичная, Ситабо – бедная и недовольная судьбой. В спектакле нет ни сюжета, ни рассказа – только драки и песни между двумя соперницами.

Тем москвичам, которые не смогли попасть на неделю индийской культуры и теперь кусают локти, представители индийского правительства объявили о решении провести «Год России в Индии» в 2008 году и «Год Индии в России» в 2009-м.
×

По теме Культура Индии

Йоги Индии

Пять дней йоги из Архангельска, Новодвинска, Северодвинска взвешивались на весах...
Журнал

Иисус в Индии

В 1887 году русский ученый и журналист Николай Нотович, путешествуя по Тибету...
Журнал

Новый Год в Индии

Традиционный Новый Год, который празднуется 1 января, далеко не для всех стран...
Журнал

Путешествие по Индии

Путешествие по Индии! Я всегда знал, что когда-нибудь поеду в Индию. Это была...
Журнал

Отдых в индии

Казалось бы, радуйся и получай удовольствие от безграничной свободы выбора...
Журнал

Гетеры в древней индии

"Половое наслаждение считалось самым высоким из всех законных удовольствий", и...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Ничто не вечно
Как защитить себя от потери энергии. Советы Далай-ламы