Накануне дня рождения «знакового» английского естествоиспытателя Чарльза Дарвина, в США были организованы необычные проповеди — особые собрания христианских активистов, выступающих за «реабилитацию» эволюции.
Автор теории естественного отбора, буквально перевернувшей представление человечества о себе самом, родился 12 февраля 1809 года.
Автор теории естественного отбора, буквально перевернувшей представление человечества о себе самом, родился 12 февраля 1809 года.
В нынешнем году празднества по поводу этой совершенно некруглой даты получили особое распространение среди атеистов всего мира, однако, как выясняется, и люди верующие не остаются в стороне. Теория Дарвина противопоставляется креационизму, то есть учению, утверждающему, что библейский рассказ о сотворении мира верен едва ли не в буквальном смысле этого слова. В настоящее время креационизм активно продвигается под маской «разумного плана» (intelligent design — ID), и в этом своем новом облике он даже навязывается преподавателям в школах (подобные тенденции коснулись и нашей страны). По уверениям сторонников ID, мир устроен настолько сложным образом, что в его создании обязательно должен был участвовать некий неназываемый «разумный проектировщик».
Однако по мере роста числа сторонников «разумного плана» растет и число тех верующих, что считают свои убеждения вполне совместимыми с принятием теории эволюции. Количество участников движения Evolution Sunday («Воскресная эволюция») в этом году возросло на 13 процентов (от 467 до 530 конгрегаций, которые сочли нужным таким образом почтить память Чарльза Дарвина). В прошлом году в рамках мероприятий Evolution Sunday выступил сам Папа Римский, который высказался в поддержку науки.
Организаторы программы видят во всех этих сдвигах добрый знак, показывающий, что христианское вероучение все-таки способно адекватно реагировать на вызовы современности. Многим памятно и высказывание куратора Ватиканской коллекции метеоритов и сотрудника Ватиканской обсерватории в штате Аризона (Vatican Observatory, США) Гая Консольманьо (Guy J. Consolmagno), назвавшего креационизм «формой язычества». По его мнению, языческая природа креационизма проявляется в том, что Богу приписывают черты «природных божков», которые когда-то рассматривались в качестве первопричин природных явлений.
Основателем движения Evolution Sunday считается Майкл Зиммерман (Michael Zimmerman) — декан Колледжа свободных искусств и наук Университета Батлера в Индианаполисе (College of Liberal Arts and Sciences at Butler University in Indianapolis), он считает общей целью всех здравомыслящих людей показать «тем, кто взял на себя смелость от имени христианства утверждать, что люди обязательно должны выбирать между религией и современной наукой», что вера и наука могут мирно уживаться в душе каждого конкретного человека. Зиммерман и его сторонники полагают, что библейский рассказ о создании мира является лишь аллегорией. «Креационисты боятся, что если вы поверите в эволюцию, то станете законченным атеистом», — говорит он. Однако, с точки зрения Зиммермана, попытки «подтвердить существование Бога» через «разумный план» демонстрируют лишь нехватку веры. «Если у вас в душе достаточно веры, вам не нужна наука для доказательства существования Бога — ведь наука в любом случае не может этого никак доказать». Эти слова Майкла Зиммермана приводит журнал New Scientist.
Всемирное распространение получило так называемое Clergy Letter Project — послание 2004 года в поддержку эволюции (заключившее, что христианство и теория эволюции не имеют разногласий), его подписали 10,5 тысячи представителей христианских религиозных организаций США, Австралии, Великобритании, Канады, Нигерии и др.
«Теория эволюции — одна из самых авторитетных во всей биологической науке. Это просто лучшее объяснение того, как жизнь развивалась, и она уже была многократно проверена», — уверяет Сандра Майкл (Sandra Michael), выступавшая на проповеди в Епископальной церкви Троицы в Бингемтоне (Trinity Memorial Episcopal Church in Binghamton), штат Нью-Йорк, в качестве приглашенного оратора.
«Вопрос, на который отвечает священное писание, — это "почему?". Почему Бог создал мир и человека в нем? Как побороть грех, живя в этом мире? Какова роль и предназначение человека? Теория эволюции отвечает на другой вопрос: "как?". Как развивались поколение за поколением живых существ, и как они становятся тем, кем становятся», — поясняет преподобная Норин Саринер (Noreen Suriner) из Епископальной церкви Троицы.
Почему же люди верующие и даже священнослужители отказываются от учения, которое целиком и полностью вдохновлено Библией, в пользу научной теории, приносящей делу веры столь очевидный «вред»? Можно, конечно, списать все это на хваленую американскую практичность. Действительно, в своих повседневных делах, в производстве и бизнесе люди привыкли больше полагаться на науку и технологии — именно они позволяют достичь определенных и предсказуемых результатов. В этом смысле креационизм просто неконструктивен: он лишь констатирует бессилие человеческого разума перед тайнами природы, но не дает надежды овладеть всеми этими могучими силами. Любое — даже несовершенное — знание, позволяющее достичь каких-либо практически ценных результатов неизбежно заменит собой самое красноречивое доказательство невозможности оное знание получить.
Однако, думается, не одними лишь «шкурными» интересами руководствуется человечество, когда выбирает свою дорогу в будущее. Многим из нас просто нравится считать честность лучшей политикой. И в этом смысле верующие и материалисты между собой не очень-то различаются. Мало кому нравится врать, кривить душой; еще опаснее лгать самому себе. Любой тактический выигрыш, полученный за счет откровенного вранья, в будущем может обратиться в серьезный стратегический просчет, приводящий к крушению всей сложившейся системы убеждений. А «убеждениям», питаемым очевидными заблуждениями, просто грош цена. Ложь — это самая большая ересь как в науке, так и в религии, ведь ложь — это излюбленное оружие дьявола, всегда вынужденного скрывать свою личину.
Так, совершенно ясно, что все люди, которые сейчас вам с пеной у рта будут доказывать, что теория Дарвина «давно опровергнута», что против нее теперь выступает большинство биологов, просто нагло и откровенно лгут (заметьте, вне зависимости от того, какова истинная ценность и справедливость этой теории). Просто если вы примете за чистую монету утверждение о «научном перевороте» в биологии, то попадете впросак: предстанете в глазах окружающих настоящим «лохом», которому можно вешать лапшу на уши. Это в лучшем случае. А в худшем — если, например, решите воспользоваться вновь обретенным «знанием» на школьном экзамене — пострадаете вполне реально (получите «неуд» и отправитесь залечивать свои душевные раны куда-нибудь на Гаити).
Вспомним, как старик Хоттабыч на экзамене вкладывал в уста отроку Вольке ответы на вопросы об устройстве мира: про землю, покоящуюся на трех китах и черепахе. Школьные учителя не оценили столь красочной речи.
Если вы поймете, что «доброжелатели» лгут (или сами добросовестно заблуждаются, что реже) по поводу господствующей в настоящее время в науке картины мироздания (вероятно, они просто собираются поднять свой авторитет за ваш счет), то у вас, естественно, появятся вполне законные сомнения и в отношении других высказываемых этими людьми тезисов. Именно для того, чтобы основы вероучения не были таким образом скомпрометированы, необходимо быть честным в вещах второстепенных. Врать в этих делах не следует даже тогда, когда это «выгодно». Креационистам, по крайней мере стоило бы приучиться признавать, что подавляющее большинство современных ученых «пока» придерживается диаметрально противоположной версии происхождения мира и человека в нем.
Собственно, все это касается и любых других псевдонаучных теорий, которых развелось в последние годы видимо-невидимо. Их апологеты по понятным причинам отказываются признавать свою маргинальность, предпочитают рядиться в одежды науки «официальной», делая вид, что их теория благополучно принята мировым сообществом и лишь отдельные «ретрограды» еще как-то ей противятся. Вспомним шального «воскресителя» Григория Грабового, имевшего, кажется, «корочки» на все случаи жизни: по его собственным словам, принятого как Академией наук, так и православной церковью. Защищаясь от лжи, исходящей от таких «адептов», люди науки и люди верующие могут даже оказать друг другу поддержку, как это показывает, например, недавняя история с письмом архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона — православного иерарха, выступившего одновременно как в защиту веры, так и в защиту науки — против очевидного вранья (астрологии, суеверий, лженауки, оккультизма), пропаганда которого стала теперь столь популярна на государственных телеканалах. «Это просто невероятно! — пишет он. — XXI век на дворе, и я, архиерей Русской Православной Церкви, не раз ложно обвиняемой в противлении научному прогрессу, встаю на защиту науки и просвещения, и, конечно, ЗДОРОВОЙ ДУХОВНОСТИ, в то время как «прогрессивная элита» масс-медиа тиражирует на многомиллионную аудиторию лженаучные знания, средневековое мракобесие и суеверия».
Надо думать, такими выступлениями «защитников противной стороны» движет вовсе не простая корысть, а обостренное чувство справедливости, стремление избавиться от паутины лжи, сплетаемой порой в поисках сиюминутной выгоды людьми мелкими и недалекими. Установка на сугубую честность предполагает, что и мы должны в конце этих заметок признать, что далеко не все иерархи и видные религиозные деятели согласны признать за наукой право беспристрастно вдаваться в «святая святых» — то есть историю сотворения этого мира.
Однако по мере роста числа сторонников «разумного плана» растет и число тех верующих, что считают свои убеждения вполне совместимыми с принятием теории эволюции. Количество участников движения Evolution Sunday («Воскресная эволюция») в этом году возросло на 13 процентов (от 467 до 530 конгрегаций, которые сочли нужным таким образом почтить память Чарльза Дарвина). В прошлом году в рамках мероприятий Evolution Sunday выступил сам Папа Римский, который высказался в поддержку науки.
Организаторы программы видят во всех этих сдвигах добрый знак, показывающий, что христианское вероучение все-таки способно адекватно реагировать на вызовы современности. Многим памятно и высказывание куратора Ватиканской коллекции метеоритов и сотрудника Ватиканской обсерватории в штате Аризона (Vatican Observatory, США) Гая Консольманьо (Guy J. Consolmagno), назвавшего креационизм «формой язычества». По его мнению, языческая природа креационизма проявляется в том, что Богу приписывают черты «природных божков», которые когда-то рассматривались в качестве первопричин природных явлений.
Основателем движения Evolution Sunday считается Майкл Зиммерман (Michael Zimmerman) — декан Колледжа свободных искусств и наук Университета Батлера в Индианаполисе (College of Liberal Arts and Sciences at Butler University in Indianapolis), он считает общей целью всех здравомыслящих людей показать «тем, кто взял на себя смелость от имени христианства утверждать, что люди обязательно должны выбирать между религией и современной наукой», что вера и наука могут мирно уживаться в душе каждого конкретного человека. Зиммерман и его сторонники полагают, что библейский рассказ о создании мира является лишь аллегорией. «Креационисты боятся, что если вы поверите в эволюцию, то станете законченным атеистом», — говорит он. Однако, с точки зрения Зиммермана, попытки «подтвердить существование Бога» через «разумный план» демонстрируют лишь нехватку веры. «Если у вас в душе достаточно веры, вам не нужна наука для доказательства существования Бога — ведь наука в любом случае не может этого никак доказать». Эти слова Майкла Зиммермана приводит журнал New Scientist.
Всемирное распространение получило так называемое Clergy Letter Project — послание 2004 года в поддержку эволюции (заключившее, что христианство и теория эволюции не имеют разногласий), его подписали 10,5 тысячи представителей христианских религиозных организаций США, Австралии, Великобритании, Канады, Нигерии и др.
«Теория эволюции — одна из самых авторитетных во всей биологической науке. Это просто лучшее объяснение того, как жизнь развивалась, и она уже была многократно проверена», — уверяет Сандра Майкл (Sandra Michael), выступавшая на проповеди в Епископальной церкви Троицы в Бингемтоне (Trinity Memorial Episcopal Church in Binghamton), штат Нью-Йорк, в качестве приглашенного оратора.
«Вопрос, на который отвечает священное писание, — это "почему?". Почему Бог создал мир и человека в нем? Как побороть грех, живя в этом мире? Какова роль и предназначение человека? Теория эволюции отвечает на другой вопрос: "как?". Как развивались поколение за поколением живых существ, и как они становятся тем, кем становятся», — поясняет преподобная Норин Саринер (Noreen Suriner) из Епископальной церкви Троицы.
Почему же люди верующие и даже священнослужители отказываются от учения, которое целиком и полностью вдохновлено Библией, в пользу научной теории, приносящей делу веры столь очевидный «вред»? Можно, конечно, списать все это на хваленую американскую практичность. Действительно, в своих повседневных делах, в производстве и бизнесе люди привыкли больше полагаться на науку и технологии — именно они позволяют достичь определенных и предсказуемых результатов. В этом смысле креационизм просто неконструктивен: он лишь констатирует бессилие человеческого разума перед тайнами природы, но не дает надежды овладеть всеми этими могучими силами. Любое — даже несовершенное — знание, позволяющее достичь каких-либо практически ценных результатов неизбежно заменит собой самое красноречивое доказательство невозможности оное знание получить.
Однако, думается, не одними лишь «шкурными» интересами руководствуется человечество, когда выбирает свою дорогу в будущее. Многим из нас просто нравится считать честность лучшей политикой. И в этом смысле верующие и материалисты между собой не очень-то различаются. Мало кому нравится врать, кривить душой; еще опаснее лгать самому себе. Любой тактический выигрыш, полученный за счет откровенного вранья, в будущем может обратиться в серьезный стратегический просчет, приводящий к крушению всей сложившейся системы убеждений. А «убеждениям», питаемым очевидными заблуждениями, просто грош цена. Ложь — это самая большая ересь как в науке, так и в религии, ведь ложь — это излюбленное оружие дьявола, всегда вынужденного скрывать свою личину.
Так, совершенно ясно, что все люди, которые сейчас вам с пеной у рта будут доказывать, что теория Дарвина «давно опровергнута», что против нее теперь выступает большинство биологов, просто нагло и откровенно лгут (заметьте, вне зависимости от того, какова истинная ценность и справедливость этой теории). Просто если вы примете за чистую монету утверждение о «научном перевороте» в биологии, то попадете впросак: предстанете в глазах окружающих настоящим «лохом», которому можно вешать лапшу на уши. Это в лучшем случае. А в худшем — если, например, решите воспользоваться вновь обретенным «знанием» на школьном экзамене — пострадаете вполне реально (получите «неуд» и отправитесь залечивать свои душевные раны куда-нибудь на Гаити).
Вспомним, как старик Хоттабыч на экзамене вкладывал в уста отроку Вольке ответы на вопросы об устройстве мира: про землю, покоящуюся на трех китах и черепахе. Школьные учителя не оценили столь красочной речи.
Если вы поймете, что «доброжелатели» лгут (или сами добросовестно заблуждаются, что реже) по поводу господствующей в настоящее время в науке картины мироздания (вероятно, они просто собираются поднять свой авторитет за ваш счет), то у вас, естественно, появятся вполне законные сомнения и в отношении других высказываемых этими людьми тезисов. Именно для того, чтобы основы вероучения не были таким образом скомпрометированы, необходимо быть честным в вещах второстепенных. Врать в этих делах не следует даже тогда, когда это «выгодно». Креационистам, по крайней мере стоило бы приучиться признавать, что подавляющее большинство современных ученых «пока» придерживается диаметрально противоположной версии происхождения мира и человека в нем.
Собственно, все это касается и любых других псевдонаучных теорий, которых развелось в последние годы видимо-невидимо. Их апологеты по понятным причинам отказываются признавать свою маргинальность, предпочитают рядиться в одежды науки «официальной», делая вид, что их теория благополучно принята мировым сообществом и лишь отдельные «ретрограды» еще как-то ей противятся. Вспомним шального «воскресителя» Григория Грабового, имевшего, кажется, «корочки» на все случаи жизни: по его собственным словам, принятого как Академией наук, так и православной церковью. Защищаясь от лжи, исходящей от таких «адептов», люди науки и люди верующие могут даже оказать друг другу поддержку, как это показывает, например, недавняя история с письмом архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона — православного иерарха, выступившего одновременно как в защиту веры, так и в защиту науки — против очевидного вранья (астрологии, суеверий, лженауки, оккультизма), пропаганда которого стала теперь столь популярна на государственных телеканалах. «Это просто невероятно! — пишет он. — XXI век на дворе, и я, архиерей Русской Православной Церкви, не раз ложно обвиняемой в противлении научному прогрессу, встаю на защиту науки и просвещения, и, конечно, ЗДОРОВОЙ ДУХОВНОСТИ, в то время как «прогрессивная элита» масс-медиа тиражирует на многомиллионную аудиторию лженаучные знания, средневековое мракобесие и суеверия».
Надо думать, такими выступлениями «защитников противной стороны» движет вовсе не простая корысть, а обостренное чувство справедливости, стремление избавиться от паутины лжи, сплетаемой порой в поисках сиюминутной выгоды людьми мелкими и недалекими. Установка на сугубую честность предполагает, что и мы должны в конце этих заметок признать, что далеко не все иерархи и видные религиозные деятели согласны признать за наукой право беспристрастно вдаваться в «святая святых» — то есть историю сотворения этого мира.
Обсуждения Христианство и эволюция