Отречение человека от всего – сущность человека.
Марк Аврелий
Крест как образ страдания предстаёт одновременно и символом жизни в целом.
В учебниках по этике часто пишут, что "добро" – это слишком элементарное понятие и поэтому точно определить его невозможно. Это такой кирпичик этики как атомы у древних греков. Однако в конце 19 века физики открыли радиоактивность и предположили, что атом делится, а потом Резерфорд реально разделил его. Возникшие идеи натолкнули философов на предположение о том, что атом делится до бесконечности. Получается, что епископ Беркли был прав и материи нет, поскольку она исчезает в дурной бесконечности. И вообще жизнь – сон.
Примерно то же самое происходит с элементарным понятием добра. Дело в том. что у каждого свои представления об этом. Что для русского хорошо, то для Шольца смерть. Чтобы как-то систематизировать эти взаимоисключающие интенции, нужно вывести добро за пределы нашего мира в трансцендентальную (сверхчувственную) область и препоручить его Богу. А если его нет? Не случайно Достоевский от лица своих персонажей постоянно поднимал тревогу о том, что если Бога нет, то всё позволено. В сползающем в атеизм обществе остаются какие-то суррогаты божества, но они плохо работают.
Значит однозначное определение добра и зла придумать невозможно? Однако не все потеряно. Как говорят гопники из городка Черняховск Калининградской области: а если найду?
Известно, что средневековые мыслители, художники и прочие креативные люди оставили после себя самые изощренные картины ала. И это понятно – им было с чего списывать, достаточно просто оглянуться вокруг, всё как сейчас. А вот с раем проблемы. Поэтому для определения добра лучше отталкиваться от наличного зла. При этом следует сразу оговорить, что любые нравственные понятия исключительно человеческие. Вселенная не хороша и не плоха, она вообще не предназначена для нас. Мы в ней возникли ненадолго и совершенно нечаянно, как случайный прыщ. Просто мы, люди, имеем странное обыкновение натягивать себя как лягушку на буйвола и думать, что мир для нас и внутри нас. С этой оговоркой начнем, помолившись, копаться в фекалиях зла. Читаем: "Зло – противоположная понятию добра категория этики. Используется для характеристики, понимания и оценки вреда, ущерба и страданий".
Думается, что ключевое слово здесь "страдание". Что это такое? "Страдание – совокупность крайне неприятных, тягостных или мучительных ощущений живого существа, при котором оно испытывает физический и эмоциональный дискомфорт, горе, боль". При этом человек в силу наличия разума многократно дополняет физические страдания мысленными, ухитряясь переживать не только в настоящем, но также относительно прошлого и будущего. Кому это понравится? Разве что мазохистам, но они носители каких-то явно нетрадиционных ценностей, и мы их, как положено, с негодованием отвергаем.
Теперь, оттолкнувшись от страданий, обратимся в область гипотетического добра. Противоположность страданию составляет удовольствие. Что это? "Удовольствие, наслаждение – часть положительных эмоций, субъективное переживание, в частности, сопровождается удовлетворением одной или нескольких потребностей". Что здесь не так? Уже древние заметили, что даже внутри самого изощренного экстаза фоном проходит неизбежность его кратковременности и конечного краха. А главное – удовлетворение потребности вызывает к жизни десятки новых потребностей и так далее – вплоть до этого самого краха.
Что там еще с категориями добра? Нет в жизни счастья... А, может-таки есть? "Счастье – состояние, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего призвания". Насчет удовлетворенности уже все ясно. А что такое призвание? Кто нас вообще призвал в этот мир? Очевидно, родители. При этом с призывом призвание роднит его обязательность. Однако с жизненным призванием все обстоит еще обязательнее – уж если человека выдавили из соответствующего органа, то отвертеться едва ли получится. Скорее всего, придётся брести по жизни от работы к работе до самого гроба и не забыть настругать себе замену. Наверно в этом и состоит счастье.
Итак, мы насильно рождаемся и насильно умираем. При этом важной составляющей добра выступает свобода. Что же это за птица? "Свобода –состояние субъекта, в котором он является определяющей причиной своих действий, то есть они не обусловлены иными факторами, в том числе природными, социальными, коммуникативными и индивидуально-родовыми". Однако человек категорически не свободен ни в рождении, ни в смерти, поскольку и то, и другое это изнасилование. И в жизни мы видим то же. Мы наивно полагаем, что принимаем какие-то решения, а на самом деле это не больше чем игра нейронов мозга и сознание здесь не при чем. К примеру, серийные убийцы иногда делают так. чтобы их поймали, ибо убивать устают, а не убивать не могу. Всё дело в том, что поведение вполне позитивных обывателей также строится по данной схеме. Наследственность, опыт и его величество Случай определяют абсолютно всё. А свобода, как и справедливость – не больше. чем разговоры в пользу бедных.
"Справедливость – это понятие о должном", но у всех оно опять-таки своё. Существует нравственность, внутри которой у каждого есть свой нрав. Однако главное здесь это злокачественное словечко "должное". Отсюда растут ноги у расхожей банальности, согласно которой человек должен выполнить свое предназначение. То есть, несчастный ещё только в проекте, но его уже к чему-то предназначили. Кто? Родители, конечно, с их маниакальной практикой возвратно-поступательных движений. Чего же им от нас нужно? Ясное дело –чтобы мы повторили их опыт и даже превзошли его. Получается, что человека еще не выдавили в жизнь, а он уже кругом в долгах, которые закроет только смерть.
Крест, будучи образом страдания, предстаёт в то же время и символом жизни в целом. Именно об этом размышлял Будда: "Рождение – это страдание; старение – это страдание; смерть – это страдание; печаль, плач, боль, скорбь, отчаяние – это страдание; связь с нелюбимым – страдание, разлука с любимым – страдание; неполучение желаемого – это страдание; одним словом, привязанность к жизни это страдание". Действительно, что существенного есть в жизни помимо перечисленного? Облака, птички и близкие, которые все умрут или недолгое отвлечение от работы, помогающее с новыми силами вернуться на каторгу? А что свобода? Крест, он-то где? Крест в земле и свобода под ним. Это и есть добро. Воистину сказано античным мудрецом, и лучше не скажешь:
"Высший дар – нерождённым быть;
Если ж свет ты увидел дня –
О, обратной стезёй скорей
В лоно вернись небытия родное!
Пусть, лишь юности пыл пройдёт,
Лёгких дум беззаботный век:
Всех обуза прижмёт труда,
Всех придавит печали гнёт.
Нам зависть, смуты, битвы, кровь
Несут погибель, а в завершенье
Нас поджидает
Всем ненавистная хмурая осень,
Чуждая силы и дружбы, и ласки
Старость, обитель горя и смерть."
Фрагмент [1225-1238] из трагедии Софокла (496 - 406 до н. э) "Эдип в Колоне".
Авторская публикация. Свидетельство о публикации в СМИ № J108-50729.
Обсуждения Что такое хорошо и что такое плохо
https://www.sunhome.ru/psychology/114768
И я тоже откликнулся:
https://www.sunhome.ru/psychology/114772
Ну, а кто выбился в герои труда, тем еще всяческий почет и немалые блага от государства. За редкими исключениями правительственные награды не отбираются. Так что есть весомая причина до конца жизни гордиться признанием и, конечно, результатами своего труда.
Не знаю, где в нынешнем мире можно уединиться. Всё равно придется выйти к людям, да еще обсмеют. Самодостаточность в какой-то мере бывает. На сайте было и есть около десятка авторов, претендующих на избранность и щедро плюющих на мнения окружающих. И действительно, ведь на любой вопрос ответят, но, как правило, бредом.
Но есть еще дела, в которых объективно нуждаются страна и окружающие, и которые не будут забыты. Можно отличиться в труде, в созидании, в творчестве.
Это чисто субъективистский, антинаучный подход, как ни странно, укоренившийся в серьезной литературе.
По-моему, основой счастья является общественное признание. С ним придут разные блага и удовлетворенности. Но если и не придут, то оно само есть надежный наркотик, позволяющий прожить всю жизнь в достаточной удовлетворенности.