Бхарата Натьям – считается древнейшим из классических танцев Индии, который возник около 2000 лет назад на территории современного штата Тамил Наду. Поэтому многое, сказанное выше в главе, рассказывающей об истории танцев, характерно и для истории стиля Бхарата Натьям.
На протяжении многих веков это искусство сохраняли храмовые танцовщицы (девадаси) и учителя (наттуванары). Несмотря на древность, нынешний вариант окончательно сформировался около 200 лет назад, благодаря знаменитым наттуванарам (учителям) из Таджора. В то время при дворе Маратхского правителя Таджора жили 4 брата: Чинниах, Понниах, Вадивелу и Шиванандан. Они и создали репертуар Бхарата Натьям, ту форму для представлений на сцене, из программных семи танцев, которую мы видим сейчас.
В начале программы обязательно исполняется вступление, потом технический танец для разогрева – Алариппу, затем Джатисварам, где переплетаются ритмические части (джати), потом следует Варнам, соединяющий смысловые части и технические (абстрактные), он может длиться даже до 40 минут и более, после этого исполняют Падамы, где изображаются прекрасные стихи, также Джавалли, чувственный, нежный танец, и в конце – Тиллана, показывающая техническое мастерство танцовщицы, потом танцовщица выражает почтение музыкантам и зрителям, а также сцене, и это называется Мангалам.
Бхарата Натьям исполняется в позиции араманди, когда в полуприсяде стопы и колени развернуты в стороны. Из этой исходной позиции танцовщица делает разные движения и степы ногами. Руки могут быть параллельны сцене и могут двигаться в разных направлениях; согнуты в локтях или вытянуты в диагонали, вверх, вниз, причем, кисти рук всегда находятся в разных специальных жестах (хастах). Движения очень выразительны; они геометричны, линейны, точны и закончены. Базис хореографии составляет система разных совместных движений рук, ног, шеи, головы, глаз под определенный ритм, называемая адаву. Технические элементы выполняются в разном темпе: медленном, среднем и быстром, что придает красоту танцевальной композиции.
В смысловом танце каждый жест обладает значением, и, искусно употребляя выразительные жесты, позы, мимику и эмоции, танцовщица телом рассказывает текст, который поется. Танцовщица, помимо демонстрации, должна также учиться петь и произносить ритмический рисунок танца, отбивая ритм тарелочками – это называется натувангам. Стиль Бхарата Натьям исполняют как женщины, так и мужчины. Предпочтение отдают в основном сольным выступлениям, хотя встречаются и групповые.
Катхак. Истоки Катхака лежат в традиции путешествующих (в основном на Севере Индии и в центральной части) рассказчиков-министрелей, которых называли катха-вачака. Они переезжали из деревни в деревню и пели, прославляя Бога, танцевали, часто кружась и воздев руки кверху, словно во время молитвы или поклонения. Их поддерживали материально обеспеченные жители деревень, в которые они приезжали. Позже их стали приглашать и в царские дворы, и танец перерос в выступления для элиты и высоких чинов двора. Стиль имел очень много нежных, изящных движений кистей рук и глаз, и всю прелесть этого можно было рассмотреть только с близкого расстояния. С 10 века северную часть Индии начали завоевывать мусульмане, поэтому царские дворы оказались под влиянием Мугхалов, и Катхак стал развиваться больше как камерное искусство, принадлежащее двору. Так впоследствии сформировалось два основных направления, школы (гхараны) Катхака: Лакноу, находившаяся под влиянием культуры Авадх, и Джайпур, практикующая Брадж культуру, или культуру поклонения Кришне.
Цари этих провинций вдохновляли и полностью содержали танцоров. Последний царь Авадха (со столицей в Лакноу) сам также был танцором и также сочинял поэмы в честь Кришны, его звали Наваб Ваджид Али Шах. Британцы, воспользовавшись ситуацией, объявили его обманщиком, чтоб присоединить его королевство. Они объявили народу, что, поскольку царь отдал себя во власть удовольствий – пения, танцев и выпивки, то все дела в королевстве запущены, и такой царь не может управлять. И по этой причине он перестал быть царем. К несчастью, он сделал многое для продвижения Катхака, но потерял свое царство. Лакноу гхарана сконцентрировалась на экспрессивности танца, его утонченности и неуловимости, а Джаяпур гхарана – на работе стоп, ловкости и техническом совершенствовании. Обе школы внесли огромный вклад в развитие Катхака. Теперь уже трудно разграничить эти две, а также менее известные школы, такие как Бенарес, или Джанаки Прасад гхарану: они отличаются в основном в базисе стиля.
Катхак исполняется почти на прямых ногах, в отличие от других стилей, позиция стоп - пятки рядом, а носки стоп разведены в стороны в виде латинской буквы «V». В этом положении танцор виртуозно отбивает огромное количество ритмических циклов, повторяя ударный инструмент. Руки движутся плавно и легко в разных направлениях, жесты рук приближаются к естественным, жизненным. Глаза, брови и мимика в целом создают прекрасный образ, соответствующий музыкальному аккомпанементу. Также исполняются головокружительные пируэты (от 3 до 36), а местами танцовщица замирает, давая возможность зрителю мысленно продолжить тему. Вообще, своеобразный разговор со зрителем до сих пор остается традицией в Катхаке.
Представление начинается с ванданы - приветствия и прославления богов (обычно Ганеши, Шивы, Вишну или Сарасвати). Танцор сам объявляет, что будет дальше. Обычно за этим следует тхат (технические элементы), или танцор принимает исходную позицию и начинает медленно двигаться, словно скользя или плывя, а затем исполняет таткар, или торху, содержащую ритмическую работу стоп. Раньше также в начале представления исполняли салами – мусульманское приветствие. Затем следуют композиции со смыслом, в которых танцор показывает свое драматическое искусство (абхинайю). Иногда выбираются тематические танцы: о весне, с акцентом на природу, или о празднике Холи и др. В выступление может входить также выразительный гхазал или гит, или публика может попросить исполнить свой любимый, или особо понравившийся танец.
Катхакали - возник в Керале, явив кульминацию нескольких разных традиций, существовавших в этом регионе:
- Кудийаттам, самой ранней и выжившей из форм санскритского театра, представляемой Чакьярами;
- ритуалов, таких, как изображение богини Бхагвати или Кали через представления, называемые Теийам;
- представления Кришнаттам, показываемые во время празднований в храме Гурувайур
- и другие традиции, такие, как Мудиетту и Раманаттам, олицетворяющие победу правды над ложью, героизм, торжество лучших качеств и божественной справедливости и т.д.
Во времена царствования Тампурам из Коттаям жил известный ученый и поэт по имени Коттаятх Тампурам. Он основал представления Кришнаттам и Раманаттам и написал 4 пьесы, основанные на эпизодах из эпоса Махабхараты. Пьесы состоят из историй, таких, как разгром демонов Бхимой и игра в кости между Кауравами и Пандавами. Эти пьесы прошли с успехом и были с энтузиазмом приняты зрителями, завоевав их сердца. Они были сделаны для танцевального исполнения и назывались аттаратхи, или танцевальные истории. Вскоре пьесы Коттаятха Тампурама стали называться катха (рассказы, истории) кали (пьеса, игра), т.е. Катхакали. Название и форма утвердились и остались. Катхакали – и танец, и театральное представление в одно и то же время. Оно включает в себя стилизованную игру, кодифицированную в технических элементах, средствах и способе выражения. Некоторые теперь сравнивают это искусство с японским театром Кабуки по внешнему способу представления и общей стилистике, хотя по содержанию это совершенно разные традиции. Поскольку Катхакали по природе является групповым представлением, сольные партии в нем не прижились. Раньше существовали целые специализированные труппы, занимающиеся этими представлениями, теперь же лишь несколько учебных центров готовят артистов Катхакали. Артисты Катхакали готовятся к представлению очень тщательно, на это уходит более 5 часов. Они используют очень сложный грим с накладными деталями, для каждого персонажа свой, и это требует точности, аккуратности и времени. Представление проходит поздно вечером, и может продолжаться и ночью, под свет масляной лампы, что усиливает выразительность образов и мимики. Изображается какой-либо тщательно проработанный эпизод, или компонент истории, т.к. по природе это театр эпизодов. В разном цвете грима характеров героев присутствует своя символика. Вообще, у артиста Катхакали очень яркий и внушительный костюм и грим, и готовый к представлению артист уже сам выглядит как предмет искусства. Исполняют этот стиль только мужчины. Громкая музыка не дает вниманию ускользнуть. Катхакали пробуждает благоговение и очень увлекает. Это необычное, незабываемое зрелище.
В начале программы обязательно исполняется вступление, потом технический танец для разогрева – Алариппу, затем Джатисварам, где переплетаются ритмические части (джати), потом следует Варнам, соединяющий смысловые части и технические (абстрактные), он может длиться даже до 40 минут и более, после этого исполняют Падамы, где изображаются прекрасные стихи, также Джавалли, чувственный, нежный танец, и в конце – Тиллана, показывающая техническое мастерство танцовщицы, потом танцовщица выражает почтение музыкантам и зрителям, а также сцене, и это называется Мангалам.
Бхарата Натьям исполняется в позиции араманди, когда в полуприсяде стопы и колени развернуты в стороны. Из этой исходной позиции танцовщица делает разные движения и степы ногами. Руки могут быть параллельны сцене и могут двигаться в разных направлениях; согнуты в локтях или вытянуты в диагонали, вверх, вниз, причем, кисти рук всегда находятся в разных специальных жестах (хастах). Движения очень выразительны; они геометричны, линейны, точны и закончены. Базис хореографии составляет система разных совместных движений рук, ног, шеи, головы, глаз под определенный ритм, называемая адаву. Технические элементы выполняются в разном темпе: медленном, среднем и быстром, что придает красоту танцевальной композиции.
В смысловом танце каждый жест обладает значением, и, искусно употребляя выразительные жесты, позы, мимику и эмоции, танцовщица телом рассказывает текст, который поется. Танцовщица, помимо демонстрации, должна также учиться петь и произносить ритмический рисунок танца, отбивая ритм тарелочками – это называется натувангам. Стиль Бхарата Натьям исполняют как женщины, так и мужчины. Предпочтение отдают в основном сольным выступлениям, хотя встречаются и групповые.
Катхак. Истоки Катхака лежат в традиции путешествующих (в основном на Севере Индии и в центральной части) рассказчиков-министрелей, которых называли катха-вачака. Они переезжали из деревни в деревню и пели, прославляя Бога, танцевали, часто кружась и воздев руки кверху, словно во время молитвы или поклонения. Их поддерживали материально обеспеченные жители деревень, в которые они приезжали. Позже их стали приглашать и в царские дворы, и танец перерос в выступления для элиты и высоких чинов двора. Стиль имел очень много нежных, изящных движений кистей рук и глаз, и всю прелесть этого можно было рассмотреть только с близкого расстояния. С 10 века северную часть Индии начали завоевывать мусульмане, поэтому царские дворы оказались под влиянием Мугхалов, и Катхак стал развиваться больше как камерное искусство, принадлежащее двору. Так впоследствии сформировалось два основных направления, школы (гхараны) Катхака: Лакноу, находившаяся под влиянием культуры Авадх, и Джайпур, практикующая Брадж культуру, или культуру поклонения Кришне.
Цари этих провинций вдохновляли и полностью содержали танцоров. Последний царь Авадха (со столицей в Лакноу) сам также был танцором и также сочинял поэмы в честь Кришны, его звали Наваб Ваджид Али Шах. Британцы, воспользовавшись ситуацией, объявили его обманщиком, чтоб присоединить его королевство. Они объявили народу, что, поскольку царь отдал себя во власть удовольствий – пения, танцев и выпивки, то все дела в королевстве запущены, и такой царь не может управлять. И по этой причине он перестал быть царем. К несчастью, он сделал многое для продвижения Катхака, но потерял свое царство. Лакноу гхарана сконцентрировалась на экспрессивности танца, его утонченности и неуловимости, а Джаяпур гхарана – на работе стоп, ловкости и техническом совершенствовании. Обе школы внесли огромный вклад в развитие Катхака. Теперь уже трудно разграничить эти две, а также менее известные школы, такие как Бенарес, или Джанаки Прасад гхарану: они отличаются в основном в базисе стиля.
Катхак исполняется почти на прямых ногах, в отличие от других стилей, позиция стоп - пятки рядом, а носки стоп разведены в стороны в виде латинской буквы «V». В этом положении танцор виртуозно отбивает огромное количество ритмических циклов, повторяя ударный инструмент. Руки движутся плавно и легко в разных направлениях, жесты рук приближаются к естественным, жизненным. Глаза, брови и мимика в целом создают прекрасный образ, соответствующий музыкальному аккомпанементу. Также исполняются головокружительные пируэты (от 3 до 36), а местами танцовщица замирает, давая возможность зрителю мысленно продолжить тему. Вообще, своеобразный разговор со зрителем до сих пор остается традицией в Катхаке.
Представление начинается с ванданы - приветствия и прославления богов (обычно Ганеши, Шивы, Вишну или Сарасвати). Танцор сам объявляет, что будет дальше. Обычно за этим следует тхат (технические элементы), или танцор принимает исходную позицию и начинает медленно двигаться, словно скользя или плывя, а затем исполняет таткар, или торху, содержащую ритмическую работу стоп. Раньше также в начале представления исполняли салами – мусульманское приветствие. Затем следуют композиции со смыслом, в которых танцор показывает свое драматическое искусство (абхинайю). Иногда выбираются тематические танцы: о весне, с акцентом на природу, или о празднике Холи и др. В выступление может входить также выразительный гхазал или гит, или публика может попросить исполнить свой любимый, или особо понравившийся танец.
Катхакали - возник в Керале, явив кульминацию нескольких разных традиций, существовавших в этом регионе:
- Кудийаттам, самой ранней и выжившей из форм санскритского театра, представляемой Чакьярами;
- ритуалов, таких, как изображение богини Бхагвати или Кали через представления, называемые Теийам;
- представления Кришнаттам, показываемые во время празднований в храме Гурувайур
- и другие традиции, такие, как Мудиетту и Раманаттам, олицетворяющие победу правды над ложью, героизм, торжество лучших качеств и божественной справедливости и т.д.
Во времена царствования Тампурам из Коттаям жил известный ученый и поэт по имени Коттаятх Тампурам. Он основал представления Кришнаттам и Раманаттам и написал 4 пьесы, основанные на эпизодах из эпоса Махабхараты. Пьесы состоят из историй, таких, как разгром демонов Бхимой и игра в кости между Кауравами и Пандавами. Эти пьесы прошли с успехом и были с энтузиазмом приняты зрителями, завоевав их сердца. Они были сделаны для танцевального исполнения и назывались аттаратхи, или танцевальные истории. Вскоре пьесы Коттаятха Тампурама стали называться катха (рассказы, истории) кали (пьеса, игра), т.е. Катхакали. Название и форма утвердились и остались. Катхакали – и танец, и театральное представление в одно и то же время. Оно включает в себя стилизованную игру, кодифицированную в технических элементах, средствах и способе выражения. Некоторые теперь сравнивают это искусство с японским театром Кабуки по внешнему способу представления и общей стилистике, хотя по содержанию это совершенно разные традиции. Поскольку Катхакали по природе является групповым представлением, сольные партии в нем не прижились. Раньше существовали целые специализированные труппы, занимающиеся этими представлениями, теперь же лишь несколько учебных центров готовят артистов Катхакали. Артисты Катхакали готовятся к представлению очень тщательно, на это уходит более 5 часов. Они используют очень сложный грим с накладными деталями, для каждого персонажа свой, и это требует точности, аккуратности и времени. Представление проходит поздно вечером, и может продолжаться и ночью, под свет масляной лампы, что усиливает выразительность образов и мимики. Изображается какой-либо тщательно проработанный эпизод, или компонент истории, т.к. по природе это театр эпизодов. В разном цвете грима характеров героев присутствует своя символика. Вообще, у артиста Катхакали очень яркий и внушительный костюм и грим, и готовый к представлению артист уже сам выглядит как предмет искусства. Исполняют этот стиль только мужчины. Громкая музыка не дает вниманию ускользнуть. Катхакали пробуждает благоговение и очень увлекает. Это необычное, незабываемое зрелище.
Обсуждения Танцы Индия