Буддизм – одна из важнейших духовных традиций Азии. На протяжении своей примерно 2,5-тысячелетней истории буддизм демонстрировал гибкий подход, приспосабливаясь к различным условиям и местным идеям, сохраняя при этом свои основные учения. В результате широкой географической экспансии, в сочетании со своим терпимым духом, буддийская философия сегодня охватывает целый ряд различных традиций, верований и практик.
Одной из важных буддийских традиций является Абхидхарма (высшая доктрина) – схоластическая философия, которая изучала ключевые элементы учения и разрабатывала часто сложные и очень подробные анализы психофизических элементов существования. Ранний буддизм делится на восемнадцать философских школ, включая такие влиятельные традиции, как Сарвастива, Вайбхашикха, Саутрантика, Стхавиравада, Махасангхика и пр.
Каждое из учений разработало свою собственную отличительную философскую систему и вступило в полемику, как с буддийскими, так и с небуддийскими соперниками. С появлением Махаяны появились новые философские системы, в том числе школа среднего пути (Мадхьямика), школа йогической практики (йогачара) и эпистемологическая школа (Прамана). Тантрический буддизм добавил новый поток философской мысли, которая развила концептуальные следствия тантрических библейских текстов.
Происхождение буддизма приписывают одному человеку – Сиддхартха Гаутама, историческому Будде, который родился в г. Лумбини (в современном Непале) в 5-м века до н. э. Сиддхартха Гаутама был основателем и лидером секты странствующих аскетов (Шраманы). Движение шраманы, которое появилось в культуре отречения от мира, возникшей в Индии примерно с VII века до н. э., было общим источником многих религиозных и философских традиций в Индии, включая школу Чарвака, буддизм и его родственную религию-джайнизм. Шраманы были отшельниками, которые отвергли ведические учения и отреклись от обычного общества.
После смерти Сиддхартхи Гаутамы основанная им община постепенно превратилась в религиозное движение, а учение Будды стало основой буддизма. Исторические свидетельства говорят о том, что буддизм имел скромное начало. В то время это была незначительная традиция в Индии, которой придерживалось лишь небольшое количество людей. Ученые предполагают, что влияние Будды было относительно ограниченным из-за нехватки письменных документов, надписей и археологических свидетельств с того времени.
Но постепенно влияние буддийской философии распространилось по всей Азии. И буддизма стал основной религией многих азиатских государств. Хотя современный буддизм мало похож на учения самого Будды, многие концепции интерпретированы из ранних буддийских манускриптов. И буддисты считают себя верными последователи своего учителя.
Ключевые буддийские концепции
Наиболее важное учение Будды – это «Четыре благородные истины», которые разделяются с различной корректировкой всеми буддийскими школами. Первая благородная истина переводится как «вся жизнь есть страдание», что легко понять, когда речь заходит о таких ситуациях, как смерть, болезнь, жестокое обращение, нищета. Но страдание также может проистекать из хороших вещей, потому что ничто не вечно, все меняется, и все, что дает нам счастье, рано или поздно придет к концу. Кажется, что все удовольствия преходящи, и чем больше мы наслаждаемся ими, тем больше мы будем скучать по ним, когда они закончатся. «Ничто не длится вечно» – это одно из прозрений Будды.
Основная причина страдания – это желание. Контролируя свои желания, мы прекращаем и страдание. Идея состоит в том, чтобы не слишком привязываться к материальным благам, местам и даже людям. Не привязанность к чему-либо является главной идеей, стоящей за третьей благородной истиной. Это означает, что поскольку все меняется, если наша привязанность слишком сильна, мы неизбежно будем страдать в какой-то момент. В конце концов, мы все состаримся и умрем, это естественный цикл, и в нем нет ничего плохого. Проблема приходит, когда мы не принимаем изменения.
Следуя, восьмеричному пути желание останавливается. Восьмеричный путь состоит из правильных взглядов, намерений, речи, действия, образа жизни, усилий, внимательности и сосредоточения. В основных религиях источником человеческих страданий является грех. В буддизме нет греха, а коренной причиной человеческих страданий считается авидья «невежество». В зоне входа в буддийские монастыри иногда выставляются изображения четырех божеств-защитников, цель которых отпугнуть невежество тех, кто входит.
В своей самой основной форме в буддизм не входит понятие Бога. Существование Бога не подтверждается, но и не отрицается. Буддизм – это нетеистическая система. Будда рассматривается как необыкновенный человек, а не божество. И хотя некоторые буддийские школы включили сверхъестественные сущности в свои традиции, но даже в этих случаях роль человеческого выбора и ответственности остается высшей, намного выше божественных деяний.
Источник: https://nauchforum.ru