У подножия холмов Девапрайага сливаются воды рек Бхагирати и Алакнанда, образуя собственно Ганг. Здесь гаты обнесены крепкими цепями, за которые молящиеся могут держаться, смывая свои грехи в быстро текущих водах. Хотя могучая река Ганг сильно загрязнена, для индусов нет на свете более святой воды.
Она может смыть земные грехи с души паломника, а на пороге смерти избавить его от изнурительного цикла реинкарнации.
Для индусов река Ганг олицетворяет собой Гангу, богиню очищения. Когда-то она текла только по небу, но была низведена на землю по просьбе царя Бхагирати, дабы оросить прах его предков. Чтобы замедлить ее падение, которое иначе смыло бы людей с лица земли, ее принял на свою голову бог Шива, и она стекла вниз по его спутанным волосам. И теперь каждый год паломники совершают долгие и трудные путешествия к Гангу в надежде, что их грехи будут смыты, если они искупаются в этой священной реке или напьются ее воды. Многие индуистские обычаи основываются на убеждении, что сила - это жар, а если сила несет в себе зло, то охлаждение водой его нейтрализует. Индусы также верят, что если они будут кремированы на берегах Ганга, а их пепел развеян над рекой, то души их будут исключены из цикла новых рождений и смогут достичь рая, или нирваны.
Сверкающие воды Ганга впервые появляются на свет из Гомухка, далекой ледниковой пещеры, находящейся у подножия Гималаев. Здесь священная индийская река называется Бхагирати. Этот бурный поток течет по ущелью через Гарвальские холмы, мимо величественных сосен, благоухающих гималайских кедров и алых рододендронов к городу Девапрайаг.
У подножия горных хребтов бурные воды Бхагирати сливаются с водами медленно текущей реки Алакнанда, чтобы превратиться в реку Ганг, которая уже более спокойно продолжает течение к городу Хардвар, одному из самых священных мест на реке. Здесь каждую весну более 100 000 индусов празднуют рождение богини-матери Ганги. Они запускают крошечные кораблики из листьев, которые наполнены смоченными в ги (очищенном топленом масле) и подожженными лепестками ноготков.
Из Хардвара Ганг продолжает свой путь на восток к Аллахабаду, где ненадолго сливается с рекой Ямуна. Индусы считают, что Сангуми, место слияния двух рек, тоже священно.
В Варанаси, ранее называвшемся Бенаресом, священнейшем городе на Ганге и древнейшем в Индии, река протекает мимо знаменитых гатов (прибрежных ступеней, спускающихся к местам для омовений), протянувшихся вдоль берега на 3 км. Старые и больные паломники надеются умереть в Варанаси, поскольку именно здесь богиня Ганга освобождает индуистскую душу от утомительного круговорота жизни - бесконечного цикла перевоплощения душ. Тела усопших сжигаются в погребальных кострах, сложенных из сандалового дерева. За кострами днем и ночью следят домъц наследственные служители крематория. Всю ночь они без устали читают на берегу реки древние пураны.
Священный город Варанаси как магнитом притягивает к себе индусов, поскольку смерть и кремация в этом месте даруют человеку мокша, или освобождение, прерывая цикл реинкарнации. На рассвете тысячи индусов собираются на берегу реки, чтобы совершить ритуальное омовение в священных очищающих водах. Одни паломники погружаются в воду по плечи, стоя на ступеньках, ведущих под воду, другие омывают в воде только ступни. Женщины-индуски в ярких сари делают реке подношения в виде пищи и цветов. Они бросают в воду ноготки и розовые лотосы, Соблюдая ритуал, они складывают ладони лодочкой и пьют из реки воду. Затем, набрав воды в кувшины, несут ее в храм, где совершают религиозные обряды.
Сразу за городом Патна река снова поворачивает на юг. У плотины Фаракка, там, где начинается дельта, она вновь меняет название на Бхагирати. Восточный рукав, по-прежнему называемый Гангом, течет дальше по территории Бангладеш, а у западного рукава реки опять другое название - Хугли. Вдоль берегов Хугли, также считающейся священной рекой, почти на 80 км раскинулся крупнейший город Индии Калькутта с городами-спутниками. Наконец этот великий водный путь достигает Бенгальского залива, где он превращается во множество рукавов дельты и болотистый Сан-дарбарнс.
При длине 2500 км, Ганг не относится к крупнейшим рекам мира. И Нил, и Амазонка длиннее более чем в два раза. Но ни одна река на свете не была источником такого вдохновения и объектом столь трепетного почитания, как Ганг. Она пробуждала творческую фантазию у римских поэтов Вергилия и Овидия, средневекового флорентийского поэта Данте, а Александр Македонский полагал, что здесь проходит граница вселенной. Англичанин сэр Джон Мандевиль, считавшийся в средние века великим путешественником (хотя во многих его сочинениях рассказывалось о мифических местах), написал в заметках «Путешествия сэра Джона Мандевиля», опубликованных в 1356 году, что Ганг вытекает из рая, а в гравии, выстилающем русло реки, есть золото. Несомненно, индусы считают, что воды реки дают им возможность достичь нирваны, обрести вечное блаженство.
Для индусов река Ганг олицетворяет собой Гангу, богиню очищения. Когда-то она текла только по небу, но была низведена на землю по просьбе царя Бхагирати, дабы оросить прах его предков. Чтобы замедлить ее падение, которое иначе смыло бы людей с лица земли, ее принял на свою голову бог Шива, и она стекла вниз по его спутанным волосам. И теперь каждый год паломники совершают долгие и трудные путешествия к Гангу в надежде, что их грехи будут смыты, если они искупаются в этой священной реке или напьются ее воды. Многие индуистские обычаи основываются на убеждении, что сила - это жар, а если сила несет в себе зло, то охлаждение водой его нейтрализует. Индусы также верят, что если они будут кремированы на берегах Ганга, а их пепел развеян над рекой, то души их будут исключены из цикла новых рождений и смогут достичь рая, или нирваны.
Сверкающие воды Ганга впервые появляются на свет из Гомухка, далекой ледниковой пещеры, находящейся у подножия Гималаев. Здесь священная индийская река называется Бхагирати. Этот бурный поток течет по ущелью через Гарвальские холмы, мимо величественных сосен, благоухающих гималайских кедров и алых рододендронов к городу Девапрайаг.
У подножия горных хребтов бурные воды Бхагирати сливаются с водами медленно текущей реки Алакнанда, чтобы превратиться в реку Ганг, которая уже более спокойно продолжает течение к городу Хардвар, одному из самых священных мест на реке. Здесь каждую весну более 100 000 индусов празднуют рождение богини-матери Ганги. Они запускают крошечные кораблики из листьев, которые наполнены смоченными в ги (очищенном топленом масле) и подожженными лепестками ноготков.
Из Хардвара Ганг продолжает свой путь на восток к Аллахабаду, где ненадолго сливается с рекой Ямуна. Индусы считают, что Сангуми, место слияния двух рек, тоже священно.
В Варанаси, ранее называвшемся Бенаресом, священнейшем городе на Ганге и древнейшем в Индии, река протекает мимо знаменитых гатов (прибрежных ступеней, спускающихся к местам для омовений), протянувшихся вдоль берега на 3 км. Старые и больные паломники надеются умереть в Варанаси, поскольку именно здесь богиня Ганга освобождает индуистскую душу от утомительного круговорота жизни - бесконечного цикла перевоплощения душ. Тела усопших сжигаются в погребальных кострах, сложенных из сандалового дерева. За кострами днем и ночью следят домъц наследственные служители крематория. Всю ночь они без устали читают на берегу реки древние пураны.
Священный город Варанаси как магнитом притягивает к себе индусов, поскольку смерть и кремация в этом месте даруют человеку мокша, или освобождение, прерывая цикл реинкарнации. На рассвете тысячи индусов собираются на берегу реки, чтобы совершить ритуальное омовение в священных очищающих водах. Одни паломники погружаются в воду по плечи, стоя на ступеньках, ведущих под воду, другие омывают в воде только ступни. Женщины-индуски в ярких сари делают реке подношения в виде пищи и цветов. Они бросают в воду ноготки и розовые лотосы, Соблюдая ритуал, они складывают ладони лодочкой и пьют из реки воду. Затем, набрав воды в кувшины, несут ее в храм, где совершают религиозные обряды.
Сразу за городом Патна река снова поворачивает на юг. У плотины Фаракка, там, где начинается дельта, она вновь меняет название на Бхагирати. Восточный рукав, по-прежнему называемый Гангом, течет дальше по территории Бангладеш, а у западного рукава реки опять другое название - Хугли. Вдоль берегов Хугли, также считающейся священной рекой, почти на 80 км раскинулся крупнейший город Индии Калькутта с городами-спутниками. Наконец этот великий водный путь достигает Бенгальского залива, где он превращается во множество рукавов дельты и болотистый Сан-дарбарнс.
При длине 2500 км, Ганг не относится к крупнейшим рекам мира. И Нил, и Амазонка длиннее более чем в два раза. Но ни одна река на свете не была источником такого вдохновения и объектом столь трепетного почитания, как Ганг. Она пробуждала творческую фантазию у римских поэтов Вергилия и Овидия, средневекового флорентийского поэта Данте, а Александр Македонский полагал, что здесь проходит граница вселенной. Англичанин сэр Джон Мандевиль, считавшийся в средние века великим путешественником (хотя во многих его сочинениях рассказывалось о мифических местах), написал в заметках «Путешествия сэра Джона Мандевиля», опубликованных в 1356 году, что Ганг вытекает из рая, а в гравии, выстилающем русло реки, есть золото. Несомненно, индусы считают, что воды реки дают им возможность достичь нирваны, обрести вечное блаженство.
Обсуждения Священная река Ганг