Ознакомившись с трудами нумерологов, трудно не обратить внимание на то, какое большое значение придают они термину "вибрация". "Нумерология — это всего лишь расширенное учение о вибрации", а числа от 1 до 9 "составляют полный цикл вибрации". "Наша Вселенная — это мир вибраций, и всякий человек, входящий в этот мир, обладает особой личной вибрацией, отличающей его от других". Необычная теория вибрирующей вселенной завоевала популярность среди оккультистов в XIX веке, после научных открытий, прояснивших природу света, электричества и магнетизма.
Еще в первые годы того столетия физики продемонстрировали, что свет распространяется волнами и что электрические и магнитные импульсы также являются волновыми, или колебательными. В тот же период стало общепринятым представление о том, что молекулы всякого вещества находятся в состоянии постоянного колебательного движения. На основе этих идей оккультисты развили теорию, гласящую, что все во вселенной излучает волнообразные импульсы, или вибрирует. Различные предметы вибрируют на разной частоте, и природа всякой вещи определяется частотой ее вибраций (точно так же, как различные цвета радуги определяются разными длинами световых волн). Хотя, казалось бы, эта теория опирается на физику XIX века, в действительности она основана на аналогии со звуком, а еще точнее — с музыкальным звуком.
Вселенная для нумеролога подобна некоему гигантскому музыкальному инструменту с бесчисленными струнами. Струны вибрируют с различной частотой. Выделяется девять основных частот вибрации — девять нот, которые издает этот вселенский инструмент, — которым соответствуют числа от 1 до 9.
Каждый человек, каждое место и каждый предмет вибрируют на своей частоте, и этот отдельный звук сочетается со звуками других "струн", а все они в совокупности образуют общий тон, на котором звучит Вселенная в данный момент времени. Имя заключает в себе "ноту", характеризующую человека, так как в имени содержится глубинная сущность человека. А дата рождения важна потому, что совокупный тон вибрации Вселенной в момент рождения человека на всю жизнь оставляет свой отпечаток на его судьбе и характере.
Современные оккультисты с энтузиазмом приняли эту картину миру, однако она отнюдь не нова. Корни ее уходят в глубокую древность, к великому ученому Пифагору и к открытию пропорций между тонами, составляющими музыкальные интервалы. О жизни и личности Пифагора известно очень мало. Он родился на острове Самое у побережья Малой Азии. Предполагают, что он совершил путешествие по Египту, Вавилонии и Индии, где усвоил древнюю мудрость Востока. Около 530 года до н. э. он основал религиозное братство и философскую школу в Кротоне — греческой колонии на юге Италии. Граждане Кротоны невзлюбили Пифагора и его учеников и в конце концов изгнали их из города. Ни одной письменной работы самого Пифагора и его ранних учеников до нас не дошло.
Судя по всему, Пифагор верил в реинкарнацию (в чем его поддерживает большинство современных нумерологов). Кроме того, ему приписывают несколько любопытных афоризмов, в которых подчас можно заметить страх перед враждебной магией. Пифагор советовал плевать на обрезки ногтей и волос; встав с постели, сворачивать постельное белье и аккуратно застилать спальное место, не оставляя складок и вмятин; не носить колец; никогда не переступать через поперечные перекладины; не помешивать угли в огне мечом; помогать человеку, взваливающему груз на спину, но не помогать тому, кто опускает груз на землю; обуваясь, начинать с правой ноги, но омывая ноги, начинать с левой. Лично автору этой статьи из пифагорейских афоризмов больше всего нравится совет "не поддаваться безудержному смеху".
Каждый человек, каждое место и каждый предмет вибрируют на своей частоте, и этот отдельный звук сочетается со звуками других "струн", а все они в совокупности образуют общий тон, на котором звучит Вселенная в данный момент времени. Имя заключает в себе "ноту", характеризующую человека, так как в имени содержится глубинная сущность человека. А дата рождения важна потому, что совокупный тон вибрации Вселенной в момент рождения человека на всю жизнь оставляет свой отпечаток на его судьбе и характере.
Современные оккультисты с энтузиазмом приняли эту картину миру, однако она отнюдь не нова. Корни ее уходят в глубокую древность, к великому ученому Пифагору и к открытию пропорций между тонами, составляющими музыкальные интервалы. О жизни и личности Пифагора известно очень мало. Он родился на острове Самое у побережья Малой Азии. Предполагают, что он совершил путешествие по Египту, Вавилонии и Индии, где усвоил древнюю мудрость Востока. Около 530 года до н. э. он основал религиозное братство и философскую школу в Кротоне — греческой колонии на юге Италии. Граждане Кротоны невзлюбили Пифагора и его учеников и в конце концов изгнали их из города. Ни одной письменной работы самого Пифагора и его ранних учеников до нас не дошло.
Судя по всему, Пифагор верил в реинкарнацию (в чем его поддерживает большинство современных нумерологов). Кроме того, ему приписывают несколько любопытных афоризмов, в которых подчас можно заметить страх перед враждебной магией. Пифагор советовал плевать на обрезки ногтей и волос; встав с постели, сворачивать постельное белье и аккуратно застилать спальное место, не оставляя складок и вмятин; не носить колец; никогда не переступать через поперечные перекладины; не помешивать угли в огне мечом; помогать человеку, взваливающему груз на спину, но не помогать тому, кто опускает груз на землю; обуваясь, начинать с правой ноги, но омывая ноги, начинать с левой. Лично автору этой статьи из пифагорейских афоризмов больше всего нравится совет "не поддаваться безудержному смеху".
Возможно, именно сам Пифагор открыл, что известные в его время музыкальные интервалы — октаву, квинту и кварту — можно выразить через соотношения между числами 1,2, 3 и 4. Высота тона зависит от длины струны, издающей звук. Возьмите проволоку, отмерьте какой-нибудь отрезок, закрепите его на концах и дерните: раздастся звук. Затем увеличьте длину струны вдвое — и получите новый тон, отстоящий от первого на октаву, таким образом, октаву можно выразить как пропорцию 2:1. Точно так же квинта — это пропорция 3:2, а кварта — 4:3. Древнегреческие философы стремились найти некий принцип, позволяющий упорядочить с виду хаотичную вселенную.
Возможно, открытие числовой природы музыкальных интервалов заставило пифагорейцев предположить, что в основе устройства мироздания лежит математический принцип. Если взаимоотношения между ступенями звукоряда так просто выражаются с помощью чисел, то, быть может, к числам удастся свести и все ошеломляющее и на первый взгляд неупорядоченное разнообразие явлений во Вселенной? Вот такой точки зрения на мироустройство придерживались пифагорейцы.
Аристотель по этому поводу писал: "Такое-то свойство чисел есть справедливость, а такое—то — душа и ум, другое — удача, и, можно сказать, в каждом из остальных случаев точно так же". Развивая эту тему, неопифагореец I века н.э., о. Никомах поясняет, что вселенная построена по некоему числовому образцу: "Все, что природа систематически упорядочила во вселенной, как в своих частях, так и в целом, определяется и строится в согласии с числом, благодаря предвидению и разуму того, кто сотворил все вещи; ибо образец сей как предварительный набросок возник под властью числа, предсущего в разуме миротворящего Бога, — числа сугубо умозрительного и лишенного всякой материальности, но в то же время Эта теория, гласящая, что все явления во Вселенной взаимосвязаны по единому великому плану, или образцу, — одно из фундаментальных представлений в магии. А идея числовой природы этого образца лежит в основе нумерологии. Если магическую веру в то, что имя вещи заключает в себе ее внутреннею сущность, объединить с методом преобразования имен в числа, то мы получим базовую структуру нумерологии — ключ к тайнам Вселенной.
Музыкальные интервалы определяются соотношениями первых четырех чисел натурального ряда, которые в сумме дают десятку (1+2+3+4=10). В пифагорейской теории важнейшими считаются первые десять чисел натурального ряда — от 1 до 10. Досчитав до десяти и переходя ко второму десятку, приходится снова использовать те же базовые числа. (Первобытным людям, которые считали на пальцах, этот факт, должно быть, казался вполне очевидным.) Тот факт, что число 10 получается сложением чисел 1,2,3 и 4, подводит к заключению, что эти четыре числа и есть первоначальная основа всех чисел, а следовательно — и всех вещей во Вселенной. Этот вывод подтверждается тем, что основа строения всех твердых тел описывается опять-таки четырьмя первыми числами натурального ряда: 1 соответствует точке, которая теоретически не имеет измерений; 2 — отрезку (соединяющему две точки), который имеет длину, но не имеет ширины; 3 — треугольнику (соединяющему три точки), который имеет длину и ширину, но не имеет высоты. Добавив четвертую точку вне плоскости треугольника и соединив все четыре точки, мы получим тетраэдр — простейшее твердое тело" имеющее объем.
Аристотель по этому поводу писал: "Такое-то свойство чисел есть справедливость, а такое—то — душа и ум, другое — удача, и, можно сказать, в каждом из остальных случаев точно так же". Развивая эту тему, неопифагореец I века н.э., о. Никомах поясняет, что вселенная построена по некоему числовому образцу: "Все, что природа систематически упорядочила во вселенной, как в своих частях, так и в целом, определяется и строится в согласии с числом, благодаря предвидению и разуму того, кто сотворил все вещи; ибо образец сей как предварительный набросок возник под властью числа, предсущего в разуме миротворящего Бога, — числа сугубо умозрительного и лишенного всякой материальности, но в то же время Эта теория, гласящая, что все явления во Вселенной взаимосвязаны по единому великому плану, или образцу, — одно из фундаментальных представлений в магии. А идея числовой природы этого образца лежит в основе нумерологии. Если магическую веру в то, что имя вещи заключает в себе ее внутреннею сущность, объединить с методом преобразования имен в числа, то мы получим базовую структуру нумерологии — ключ к тайнам Вселенной.
Музыкальные интервалы определяются соотношениями первых четырех чисел натурального ряда, которые в сумме дают десятку (1+2+3+4=10). В пифагорейской теории важнейшими считаются первые десять чисел натурального ряда — от 1 до 10. Досчитав до десяти и переходя ко второму десятку, приходится снова использовать те же базовые числа. (Первобытным людям, которые считали на пальцах, этот факт, должно быть, казался вполне очевидным.) Тот факт, что число 10 получается сложением чисел 1,2,3 и 4, подводит к заключению, что эти четыре числа и есть первоначальная основа всех чисел, а следовательно — и всех вещей во Вселенной. Этот вывод подтверждается тем, что основа строения всех твердых тел описывается опять-таки четырьмя первыми числами натурального ряда: 1 соответствует точке, которая теоретически не имеет измерений; 2 — отрезку (соединяющему две точки), который имеет длину, но не имеет ширины; 3 — треугольнику (соединяющему три точки), который имеет длину и ширину, но не имеет высоты. Добавив четвертую точку вне плоскости треугольника и соединив все четыре точки, мы получим тетраэдр — простейшее твердое тело" имеющее объем.
Замечание Элифаса Леви в "Доктрине и ритуале трансцендентальной магии" о том, что первые четыре числа — это "источник всех числовых комбинаций и принцип всех форм", — чистой воды пифагорейская идея. Числа 1,2,3 и 4 — это основа всех числовых структур, на которых строится Вселенная, или, выражаясь более поэтичным языком, "вечный животворящий источник Природы". Так пифагорейцы именовали фигуру под названием "тетрактис", к которой они относились с глубочайшим почтением и благоговением.
Тетрактис наглядно демонстрирует тот факт, что 1+2+3+4=10. Это образец примитивного способа "записи" чисел — изображения их с помощью камешков или точек (как до сих пор их изображают на игральных костях). И этот способ предопределил многие элементы древней и современной нумерологической теории. Пифагорейцы, как и другие древнегреческие мыслители, придавали огромное значение наличию пар противоположностей в природе и считали эти противоположности важным фактором устройства вселенной.
Этой точки зрения придерживаются и современные нумерологи: основные характеристики чисел в нумерологии четко распадаются на полярные пары:
— активность, целеустремленность, сила, безжалостность, лидерство, новаторство;
— пассивность, восприимчивость, слабость, сострадательность, подчинение;
— блеск, веселье, артистизм, удачливость, легкость в достижении успеха;
— серость, уныние, недостаток в творческих способностях, тяжелый труд, неудачи;
— гибкость, авантюризм, нервозность, сексуальность;
— простота, безмятежность, домашний уют, оседлость, материнская любовь;
— отшельничество, замкнутость, таинственность;
— активная жизнь, материальный успех или провал;
— интеллектуальные и духовные свершения.
Этой точки зрения придерживаются и современные нумерологи: основные характеристики чисел в нумерологии четко распадаются на полярные пары:
— активность, целеустремленность, сила, безжалостность, лидерство, новаторство;
— пассивность, восприимчивость, слабость, сострадательность, подчинение;
— блеск, веселье, артистизм, удачливость, легкость в достижении успеха;
— серость, уныние, недостаток в творческих способностях, тяжелый труд, неудачи;
— гибкость, авантюризм, нервозность, сексуальность;
— простота, безмятежность, домашний уют, оседлость, материнская любовь;
— отшельничество, замкнутость, таинственность;
— активная жизнь, материальный успех или провал;
— интеллектуальные и духовные свершения.
Очевидно также, что у нечетных чисел более интересные и волнующие характеристики, чем у четных. По сравнению с натиском единицы, блеском и удачливостью тройки, авантюризмом и многогранностью пятерки, мудростью семерки и духовным величием девятки, четные числа кажутся блеклыми и слабыми. Такое неравномерное распределение характеристик — еще один элемент наследия древних греков. Пифагорейцы насчитывали во Вселенной десять фундаментальных пар противоположностей, в том числе: нечетное и четное, единое и множество, правое и левое, мужское и женское, хорошее и дурное. "Единое", "правое", "мужское" и "хорошее" ассоциировались с нечетными числами, а "множество", "левое", "женское" и "дурное" — с четными.
Если представить числа с помощью точек, то станет очевидно, что нечетные числа — "мужские", а четные — "женские". Сразу очевидно, что, выражаясь вежливым языком Плутарха, у нечетных чисел есть "порождающая срединная часть", тогда как в каждом четном числе присутствует "некое воспринимающее отверстие и, как таковые, они являются полыми". Мужественная природа фаллических нечетных чисел подкрепляется тем фактом, что они "сильнее" четных. Если четное число разделить на два, ничего не останется — только пустота, "полость". Нечетное же число так легко пополам не разделишь: в середине останется точка. Если же соединить нечетное и четное число, то нечетное возобладает над четным, ибо сумма всегда окажется нечетной.
Очевидно, что нечетные числа, "мужские" — напористые и властные, а четные, "женские", — восприимчивые и пассивные. Принципы нумерологии разрабатывались в древнем и средневековом обществах, где мужчина играл главенствующую роль, а женщина подчиненную. В результате нечетные числа получили своеобразную монополию на все качества, связанные с силой, творчеством и удачливостью.
Еще один продукт главенствующей роли мужчины в обществе — это отождествление мужского начала с добром, а женского — со злом. Пифагорейцы утверждали, что "женские", нечетные числа — злые, так как их легко свести к пустоте, первозданному хаосу, из которого был сотворен мир. Комментатор Библии Хью из Сен-Виктора в XII веке писал, выражая общепринятую в Средневековье точку зрения, что нечетные числа обозначают предметы, которые по сути своей являются пустыми и бесполезными, бренными и преходящими вещами мира сего.
Американские оккультисты нашего столетия, Г.А. Кертисс и Ф. Г. Кертисс, вторят этой теории, обосновывая ее, в сущности, точно так же, как и их предшественники: "Нечетные числа священны, ибо когда мы пытаемся разделить их на равные части, между частями этими остается неделимая монада, или Божественная Единица... таким образом, они символизируют Верховное Божество, окруженное плодами трудов Его". (Ф. Гомер Кертисс был основателем "Братства религии мудрости" и "Ордена христианских мистиков", который был также известен под названием "Орден Пятнадцати".)
Если представить числа с помощью точек, то станет очевидно, что нечетные числа — "мужские", а четные — "женские". Сразу очевидно, что, выражаясь вежливым языком Плутарха, у нечетных чисел есть "порождающая срединная часть", тогда как в каждом четном числе присутствует "некое воспринимающее отверстие и, как таковые, они являются полыми". Мужественная природа фаллических нечетных чисел подкрепляется тем фактом, что они "сильнее" четных. Если четное число разделить на два, ничего не останется — только пустота, "полость". Нечетное же число так легко пополам не разделишь: в середине останется точка. Если же соединить нечетное и четное число, то нечетное возобладает над четным, ибо сумма всегда окажется нечетной.
Очевидно, что нечетные числа, "мужские" — напористые и властные, а четные, "женские", — восприимчивые и пассивные. Принципы нумерологии разрабатывались в древнем и средневековом обществах, где мужчина играл главенствующую роль, а женщина подчиненную. В результате нечетные числа получили своеобразную монополию на все качества, связанные с силой, творчеством и удачливостью.
Еще один продукт главенствующей роли мужчины в обществе — это отождествление мужского начала с добром, а женского — со злом. Пифагорейцы утверждали, что "женские", нечетные числа — злые, так как их легко свести к пустоте, первозданному хаосу, из которого был сотворен мир. Комментатор Библии Хью из Сен-Виктора в XII веке писал, выражая общепринятую в Средневековье точку зрения, что нечетные числа обозначают предметы, которые по сути своей являются пустыми и бесполезными, бренными и преходящими вещами мира сего.
Американские оккультисты нашего столетия, Г.А. Кертисс и Ф. Г. Кертисс, вторят этой теории, обосновывая ее, в сущности, точно так же, как и их предшественники: "Нечетные числа священны, ибо когда мы пытаемся разделить их на равные части, между частями этими остается неделимая монада, или Божественная Единица... таким образом, они символизируют Верховное Божество, окруженное плодами трудов Его". (Ф. Гомер Кертисс был основателем "Братства религии мудрости" и "Ордена христианских мистиков", который был также известен под названием "Орден Пятнадцати".)
Автор: Ричард Кавендиш
Обсуждения Истоки нумерологии