Время, как ожидание
В каждом приличном городе есть свой вокзал. В каждом приличном вокзале есть свой зал ожидания. В ожидании встреч люди в нем проводят время. Почему встреч, а не отъезда? Потому что отъезд - это тоже встреча, например, с новыми знакомыми, с родными, с жизненными обстоятельствами. Такое вот ёмкое слово. И ведь представь себе, многие - да, что там многие, каждый - жизнь проводят в ожидании. Люди, порой, даже сами не знают, чего ждут, но чего-то вечно ждут: праздника, обновки, знакомств, любви. Кстати, ждут не только радостных, но и горестных событий, правда, мало, кто себе в этом признаётся. Хочешь сказать, что время и есть ожидание? Да, во всяком случае, то, что люди в это понятие вкладывают. Но, возразят тебе многие, если нас спросят « который час», то мы посмотрим на левое или, как у президента Путина, на правое запястье, либо же, полезем в карман за часами, а не станем в ожидании вопросительно сверлить собеседника взглядом. Ха-ха-ха, наивные, вы лезете в карман не за временем, а за цифрами и числами. За тем, чему вас научили. Это, с одной стороны. С другой, ожидание никуда не девается – в нем находится наш вопрошающий. Он-то в карман не лезет. Что же тогда есть время?
Впрочем, пускай для большинства время остаётся тем, что оно есть, но для нас с вами, чтобы продолжить разговор, нужно поменять к нему свое отношение. Для этого, прежде, примем, наконец, реальную формулу: «время есть ожидание». Для чего это нужно? Очень просто. Чтобы убедиться в том, что используемый Спинозой геометрический метод в философии, действительно, работает. Для начала сформулируем мысль, что ожидание есть не только встреча, которую мы ждем, но и то, как мы её ждем, то есть «способ проживания к ней». Потому что, если мы это упустим, то сведём разговор к обычному сновидению, которое, известно, миф. Однажды я уже отмечал, что логика мышления во сне не такая, как в реальности, - если в сновидении ты куда-то едешь, то детально весь путь не прослеживается, а ты сразу попадаешь туда, куда нужно. Мгновенно можешь оказаться голым или одетым. Видя во сне магазин, вспоминаешь не о том, что там продается, а о том, что кто-то тебе задолжал. Этот феномен на языке философов называют суггестивностью, то есть подсказыванием. А-а, я понял: создаваемые во сне картины и есть подсказывание? Не тормози, пойдем дальше. Разберем непривычное для нашего уха словосочетание - «способ проживания к ней». Ожидание в бодрствовании то же, что и время, время совместного проживания. Не понял. Совместного проживания? С кем, с чем? С тем, чего ты ждёшь, глупенький, с ожиданием встречи. На языке философа это звучит как «быть-здесь-вместе с». В данном случае «быть-здесь» - это экзистирование, то есть проявление в реальном мире, а «вместе с» - это сиюминутное присутствие, которое все мы ощущаем. Даже, если кажется, что время остановилось и мы ничего уже не ждем, ожидание все равно экзистирует вокруг - природа ждет весны, растительность нового рождения. Цикличность - это время природы. В ней нет минут и часов. Но есть встреча времен года и способ их проживания – «когда яблони цветут». Цикличность и наше время. Мы ложимся спать и просыпаемся утром, ждем, когда наступит май и будет новый урожай. Мир без нас может ждать, а мы без мира - нет.
В общем, согласись, что ожидание заключает в себе со-бытие, то есть совместное бЫтие или проживание и встречу. Оно имеет те же свойства, что и время. Если проживание - это еще только будущее, то встреча – настоящее или настающее. А что же в таком случае прошлое, то есть бывшее? Его можно назвать неожиданным или тем, что не ожидается, к чему пропал интерес. Допустим, музейный экспонат, хотя и продолжает служить людям, то есть «быть-здесь», но уже не несёт той нужности, - «вместе с», - для которой он изначально был назначен. А вот, древний храм, в который ты заходишь, есть и неожиданный, и является тем, что мы называем «быть-здесь-вместе с». Там, где эти феномены вместе сходятся, люди испытывают трепет. Заметь, не страх, не ужас, а трепет – это совершенно неожиданное состояние души или, как сейчас модно говорить, сознания. И это не только религиозный трепет, но и трепет, который мы получаем, например, «при встрече выпускников». И…Что и? Что же дальше? Дальше? Дальше всё повторяется. А при чем здесь Спиноза? Не-е, Спиноза не при чём. То, что нужно, он уже сделал. Я тебе про это потом расскажу.
Александр Сабитов
Авторская публикация. Свидетельство о публикации в СМИ № J108-48601.
Обсуждения Время, как ожидание