Густой звук окутывал меня и, вибрируя, воронкой поднимался вверх. Тело, казалось, опустошилось, расширилось и потеряло вес. Сами по себе растворились мысли, и в голове осталась лишь гулкая пустота. То я стояла посреди ночной поляны и экспериментировала с тибетской поющей чашей.
В наши дни, в пору повального увлечения восточными традициями, поющими чашами народ особо не удивишь — их продают в любом мало-мальски приличном эзотерическом магазине, а кто-то и сам привозит из путешествий по Индии и Непалу. Поющие чаши изготавливаются из сплавов нескольких металлов. Обычно используются золото, серебро, свинец, железо, олово, ртуть и медь. Иногда еще добавляются цинк и никель. По размеру чаши варьируются от маленьких, двухдюймовых в диаметре, до очень крупных, диаметром в несколько метров. Наиболее популярны чаши шириной 12 — 22 см. По бокам чаш выгравировываются изображения великих божеств, символы удачи, мантры либо просто орнаменты. Наиболее часто встречается мантра «Ом мани падме хум» — самая известная мантра в буддизме, мантра очищения тела, разума и души, освобождения от суеты. Используют чаши отнюдь не для забавы.
Это мощное средство для медитации и целительства, часто применяется при массаже. Для извлечения звука чашу ставят на пальцы руки или на мягкую подставку так, чтобы она не двигалась, и стиком (палочкой из палисандра или сосны) водят по ее внешним краям. Благодаря трению дерева о металл получается густой и насыщенный звук. Иногда стик обтягивают замшей для создания более объемного гула. Поскольку в процессе «игры» чаша вибрирует и стик сложно удерживать, то необходимо научиться водить так, чтобы палочка не отрывалась от стенок.
Сила звука зависит от силы нажима стика на обод и скорости его движения вокруг чаши. Кроме того, из чаш можно извлекать звук ударом по внешней стенке — получается некоторый аналог колокольного звона. Можно налить воды в чашу — тогда ее звучание тоже изменится, чаша уже не просто поет, а еще и журчит, и вода в ней начинает разбрызгиваться и подниматься.
Существует несколько легенд, касающихся загадочного происхождения и таинственных возможностей поющих чаш. По одной из историй самые первые чаши были изготовлены ламами из сплава семи земных металлов и руды метеоритного дождя. И тысячи тибетских монахов собирались вместе для исполнения ритуалов, во время которых с помощью звучания чаш они очищали пространство, наполняя его энергией света, мира и любви.
Трон во дворце духовного правителя Тибета, Пятого Далай-ламы, был выкован в виде поющей чаши, поэтому появление чаш также связывают с дворцом ламы в Дрепунге — крупнейшем буддийском монастыре. В Тибете существует еще поверье, что человек, слышащий пение чаши, никогда не попадет в ад. Так это или нет — неизвестно, а пока мы можем наслаждаться богатством обертонов и очарованием этих необычных звуков!
Это мощное средство для медитации и целительства, часто применяется при массаже. Для извлечения звука чашу ставят на пальцы руки или на мягкую подставку так, чтобы она не двигалась, и стиком (палочкой из палисандра или сосны) водят по ее внешним краям. Благодаря трению дерева о металл получается густой и насыщенный звук. Иногда стик обтягивают замшей для создания более объемного гула. Поскольку в процессе «игры» чаша вибрирует и стик сложно удерживать, то необходимо научиться водить так, чтобы палочка не отрывалась от стенок.
Сила звука зависит от силы нажима стика на обод и скорости его движения вокруг чаши. Кроме того, из чаш можно извлекать звук ударом по внешней стенке — получается некоторый аналог колокольного звона. Можно налить воды в чашу — тогда ее звучание тоже изменится, чаша уже не просто поет, а еще и журчит, и вода в ней начинает разбрызгиваться и подниматься.
Существует несколько легенд, касающихся загадочного происхождения и таинственных возможностей поющих чаш. По одной из историй самые первые чаши были изготовлены ламами из сплава семи земных металлов и руды метеоритного дождя. И тысячи тибетских монахов собирались вместе для исполнения ритуалов, во время которых с помощью звучания чаш они очищали пространство, наполняя его энергией света, мира и любви.
Трон во дворце духовного правителя Тибета, Пятого Далай-ламы, был выкован в виде поющей чаши, поэтому появление чаш также связывают с дворцом ламы в Дрепунге — крупнейшем буддийском монастыре. В Тибете существует еще поверье, что человек, слышащий пение чаши, никогда не попадет в ад. Так это или нет — неизвестно, а пока мы можем наслаждаться богатством обертонов и очарованием этих необычных звуков!
Источник: Ирина Базалеева
Обсуждения О чем поют поющие чаши?