Известно, что после падения Вавилона в 539 году до н. э. под ударами Кира - персидского царя из династии Ахеменидов; - этот город и вся Вавилония попадали в руки различных завоевателей, которые оставались в Двуречье долгое время.
Ахеменидов заменили Александр Македонский и Селевкиды, затем Аршакиды, Аршакидов - Сасаниды, и наконец, персидская династия Сасанидов была низвергнута арабами-мусульманами, которые с VII века нашей эры осели в Двуречье. Вавилоняне постепенно исчезали, погибали в войнах, ассимилировались, становились частью других этносов. Но не совсем исчезли с лица земли. Ученые считают, что нынешняя религиозная секта гностиков Ирака - мандеи (в переводе на русский - "смысл жизни") являются потомками древних вавилонян.
Исследователи сходятся в основном на том, что в вероучении мандеев, сложившемся во II-III веках нашей эры, много элементов ассиро-вавилонской религии и следов ассиро-вавилонской культуры. Поэтому, полагают они, мандеев следует считать потомками древних вавилонян.
Религиозный глава этой секты - первосвященник - обладает огромной духовной и светской властью над единоплеменниками и руководит ими через священников.
Главная черта религии - поклонение звездам. Почти все их праздники проходят при свете звезд, который они называют "первоначальным светом, древним светом, самим божеством". Совершая молитвы, мандеи обращают лицо к Полярной звезде.
Они верят, что святой Ануш появился на земле во время правления Пилата. Он излечивал больных, слепых делал зрячими, мертвых поднимал из могил. После этого он удалился в рай, где останется до тех пор, пока не наступит конец света. Тогда он вернется и спасет людей, впавших в грех. Мандеи почитают Иоанна Крестителя и считают своего патриарха и священников его представителями на земле.
Основные положения религии мандеев изложены в 10 книгах. Самая древняя из них - Сидра Рабба, затем Сидра д'Яхья - книга Иоанна Крестителя, собрание гимнов, притч - Коласта, Диван - ритуальная книга. Есть среди этих десяти и книга по астрологии, книга молитв, песнопений, обрядов и другие.
В Сидре Рабба рассказана история "всего мира от его сотворения и до 7000 года нашей эры". Во Вселенной, утверждает книга, появились сразу два начала - светлый мир и мир тьмы. В мире тьмы, затопленном черными водами, жил злой дух: женщина-демон Руха. Но однажды мир тьмы посетил Хибил - светлый сын смысла жизни, который прошел эти черные воды, уничтожил их господство и заковал их в тяжелые цепи. Женщина-демон родила Хибилу сына, которого назвала Ур, а от Ура и его матери возникли 12 планет и созвездия зодиака. После этого из светлого мира появилось существо Абатур, которому Хибил приказал превратить черную воду в твердь, и Руха тоже принимала участие в этом. Так согласно религии мандеев был создан мир.
Хибил сделал сыновей Рухи Солнцем, Луной и планетами. Затем было создано тело Адама, в которое Хибил вложил душу из сокровищницы жизни. Но это дано лишь людям избранным. А простой человек спасение своей души находит в преданности своему народу, послушании священникам, верности традициям и обычаям своей общины. Эту идею священники стараются закрепить среди верующих, с тем, чтобы не дать им слиться с другими народами и тем самым лишиться своих доходов. Как мы видим и из этого примера, в отношениях между простыми мандеями и священниками остаются отношения богатых и бедных.
Храмы везде у них одинаковые: делаются из тростника, четыре метра в ширину и пять метров в длину, без крыши, чтобы было видно звездное небо. Стены обмазывают глиной, в них два окна - на запад и на восток, и одна дверь - с южной стороны. В середине храма - глинобитный алтарь. Рядом со зданием - бассейн для омовений. Праздники здесь, как уже говорилось, в основном отмечаются ночью, при свете звезд. Вот как описывает главный праздник мандеев "паншо" американский миссионер И. Цвемер.
"К полуночи звездопоклонники, мужчины и женщины, медленно направляются к берегам реки к только что отстроенному храму. Здесь они поочередно входят в крохотную плетеную лачужку с южной стороны храма, над водоемом одеваются в "раста" - белые священные одеяния, направляются к открытому месту перед храмом и садятся здесь на землю, приветствуя присутствующих словами: "Будь благословен!", им отвечают: "Благословение живущего над тобой!" Так они сидят чинно, рядами, молча и терпеливо ждут торжественного выхода духовенства.
Два священника со светильниками в руках стоят у входа в храм, не спуская глаз с Большой Медведицы. Как только она принимает положение, указывающее, что наступила полночь, священники, поднимая светильники, дают знать об этом.
Через несколько минут начинается ожидаемое верующими торжественное шествие: во главе идут четыре дьякона, за ними - четыре священника, у каждого на мизинце - золотой перстень, а в руке - посох из масличного дерева в форме креста. Вслед за священниками идет первосвященник, избранный своими коллегами, совершенно отказавшийся от мирской суеты. За ним идут еще четыре дьякона. Один из них держит большой посох - ганзивро, второй несет великую книгу Сидра Рабба, третий - клетку с двумя живыми голубями, четвертый - меру пшеницы и кунжутного семени.
Шествие движется между рядами молящихся. Священники, стоящие у входа в храм, отодвигают дверную завесу, и процессия входит внутрь. Священную книгу Сидра Рабба кладут на алтарь. Первосвященник берет у дьякона живого голубя и, протянув руки по направлению к Полярной звезде, отпускает его со словами: "Во имя живущего, да будет благословен первоначальный свет, древний свет, самосотворившееся божество!".
После этого все молящиеся за оградой, одетые в белое, одновременно встают и падают ниц перед, звездой, которую они молча созерцали...
Когда религиозные торжества оканчиваются, в храме первосвященник закалывает барана, после того как сойдет вся кровь, мясо разрезают на куски и раздают тем, кто в церкви. Все ритуалы заканчиваются до того, как небо озарится лучами Солнца".
Стать священником очень трудно. К этому надо готовиться 12 лет и доказать чистоту происхождения до третьего колена. Собственно, духовный сан передается из поколения в поколение в одних и тех же семьях. Посвящение длится много дней и сопровождается множеством ритуалов, в числе которых многократное крещение посвящаемого в реке и даже его собственные символические похороны, которые означают полную отрешенность от мирской суеты. Интересно, что духовными лицами у мандеев могут быть женщины, как и у древних вавилонян.
Скрупулезно соблюдают мандеи в быту и в других сферах жизни все обряды и ритуалы, предписанные им много веков назад. Нарушить их - страшный грех: ведь в священных книгах сказано, что спасет свою душу лишь тот, кто сохранит верность всем обычаям и традициям общины. Поэтому мандеи всегда селятся по берегам рек, чтобы можно было совершать предписанное в сутки число омовений в проточной воде. Они никогда не едят мяса коров, быков, буйволов, ослов.
Много веков сохранялся у них и похоронный обряд: покойника кладут лицом к Полярной звезде, обязательно одевают в белую одежду, хоронят в большой корзине из ивы. Бедный устраивает поминки один раз - после похорон, а богатый, кроме того, и на 3-й, 7-й, 15-й, 30-й, 45-й, 60-й день.
Что касается свадебных обычаев у мандеев, то так же, как тысячу и больше лет назад, жених засылает сватов к родителям невесты договариваться о плате за приданое, а на следующий день родственницы жениха вплетают невесте в волосы три золотые монеты и надевают серебряное и золотое кольца, красят ей руки и ноги хной. Это же делали и древние вавилоняне, и вполне возможно, что этот обычай берет начало с тех времен. Свадьба длится восемь дней с участием духовного лица, с обязательным купанием невесты и жениха в реке.
Удивительно, в какой неприкосновенности сохранили мандеи свои ритуалы и обычаи, столь непохожие на обряды живущих с ними рядом мусульман и христиан. Сохранили они и свой язык, очень мало поддавшийся влиянию других языков. В своем окружении мандеи говорят только на нем, но все хорошо знают и арабский язык. Родина их обитания - южные районы Ирака и районы реки Карун в Иране. Их общее число до 60 тысяч. Славятся они как лучшие ювелиры и чеканщики, прекрасные плотники и столяры, строители лодок, искусные сыровары, то есть тем, чем славились в свое время и древние вавилоняне.
После исторических перипетий и катастроф, спустя несколько тысяч лет после падения Вавилонии небольшой народ - мандеи - выстоял в море нашествий и завоевателей и, сохранив определенную часть своего древнего наследия, с значительными модификациями донес его до наших дней.
Исследователи сходятся в основном на том, что в вероучении мандеев, сложившемся во II-III веках нашей эры, много элементов ассиро-вавилонской религии и следов ассиро-вавилонской культуры. Поэтому, полагают они, мандеев следует считать потомками древних вавилонян.
Религиозный глава этой секты - первосвященник - обладает огромной духовной и светской властью над единоплеменниками и руководит ими через священников.
Главная черта религии - поклонение звездам. Почти все их праздники проходят при свете звезд, который они называют "первоначальным светом, древним светом, самим божеством". Совершая молитвы, мандеи обращают лицо к Полярной звезде.
Они верят, что святой Ануш появился на земле во время правления Пилата. Он излечивал больных, слепых делал зрячими, мертвых поднимал из могил. После этого он удалился в рай, где останется до тех пор, пока не наступит конец света. Тогда он вернется и спасет людей, впавших в грех. Мандеи почитают Иоанна Крестителя и считают своего патриарха и священников его представителями на земле.
Основные положения религии мандеев изложены в 10 книгах. Самая древняя из них - Сидра Рабба, затем Сидра д'Яхья - книга Иоанна Крестителя, собрание гимнов, притч - Коласта, Диван - ритуальная книга. Есть среди этих десяти и книга по астрологии, книга молитв, песнопений, обрядов и другие.
В Сидре Рабба рассказана история "всего мира от его сотворения и до 7000 года нашей эры". Во Вселенной, утверждает книга, появились сразу два начала - светлый мир и мир тьмы. В мире тьмы, затопленном черными водами, жил злой дух: женщина-демон Руха. Но однажды мир тьмы посетил Хибил - светлый сын смысла жизни, который прошел эти черные воды, уничтожил их господство и заковал их в тяжелые цепи. Женщина-демон родила Хибилу сына, которого назвала Ур, а от Ура и его матери возникли 12 планет и созвездия зодиака. После этого из светлого мира появилось существо Абатур, которому Хибил приказал превратить черную воду в твердь, и Руха тоже принимала участие в этом. Так согласно религии мандеев был создан мир.
Хибил сделал сыновей Рухи Солнцем, Луной и планетами. Затем было создано тело Адама, в которое Хибил вложил душу из сокровищницы жизни. Но это дано лишь людям избранным. А простой человек спасение своей души находит в преданности своему народу, послушании священникам, верности традициям и обычаям своей общины. Эту идею священники стараются закрепить среди верующих, с тем, чтобы не дать им слиться с другими народами и тем самым лишиться своих доходов. Как мы видим и из этого примера, в отношениях между простыми мандеями и священниками остаются отношения богатых и бедных.
Храмы везде у них одинаковые: делаются из тростника, четыре метра в ширину и пять метров в длину, без крыши, чтобы было видно звездное небо. Стены обмазывают глиной, в них два окна - на запад и на восток, и одна дверь - с южной стороны. В середине храма - глинобитный алтарь. Рядом со зданием - бассейн для омовений. Праздники здесь, как уже говорилось, в основном отмечаются ночью, при свете звезд. Вот как описывает главный праздник мандеев "паншо" американский миссионер И. Цвемер.
"К полуночи звездопоклонники, мужчины и женщины, медленно направляются к берегам реки к только что отстроенному храму. Здесь они поочередно входят в крохотную плетеную лачужку с южной стороны храма, над водоемом одеваются в "раста" - белые священные одеяния, направляются к открытому месту перед храмом и садятся здесь на землю, приветствуя присутствующих словами: "Будь благословен!", им отвечают: "Благословение живущего над тобой!" Так они сидят чинно, рядами, молча и терпеливо ждут торжественного выхода духовенства.
Два священника со светильниками в руках стоят у входа в храм, не спуская глаз с Большой Медведицы. Как только она принимает положение, указывающее, что наступила полночь, священники, поднимая светильники, дают знать об этом.
Через несколько минут начинается ожидаемое верующими торжественное шествие: во главе идут четыре дьякона, за ними - четыре священника, у каждого на мизинце - золотой перстень, а в руке - посох из масличного дерева в форме креста. Вслед за священниками идет первосвященник, избранный своими коллегами, совершенно отказавшийся от мирской суеты. За ним идут еще четыре дьякона. Один из них держит большой посох - ганзивро, второй несет великую книгу Сидра Рабба, третий - клетку с двумя живыми голубями, четвертый - меру пшеницы и кунжутного семени.
Шествие движется между рядами молящихся. Священники, стоящие у входа в храм, отодвигают дверную завесу, и процессия входит внутрь. Священную книгу Сидра Рабба кладут на алтарь. Первосвященник берет у дьякона живого голубя и, протянув руки по направлению к Полярной звезде, отпускает его со словами: "Во имя живущего, да будет благословен первоначальный свет, древний свет, самосотворившееся божество!".
После этого все молящиеся за оградой, одетые в белое, одновременно встают и падают ниц перед, звездой, которую они молча созерцали...
Когда религиозные торжества оканчиваются, в храме первосвященник закалывает барана, после того как сойдет вся кровь, мясо разрезают на куски и раздают тем, кто в церкви. Все ритуалы заканчиваются до того, как небо озарится лучами Солнца".
Стать священником очень трудно. К этому надо готовиться 12 лет и доказать чистоту происхождения до третьего колена. Собственно, духовный сан передается из поколения в поколение в одних и тех же семьях. Посвящение длится много дней и сопровождается множеством ритуалов, в числе которых многократное крещение посвящаемого в реке и даже его собственные символические похороны, которые означают полную отрешенность от мирской суеты. Интересно, что духовными лицами у мандеев могут быть женщины, как и у древних вавилонян.
Скрупулезно соблюдают мандеи в быту и в других сферах жизни все обряды и ритуалы, предписанные им много веков назад. Нарушить их - страшный грех: ведь в священных книгах сказано, что спасет свою душу лишь тот, кто сохранит верность всем обычаям и традициям общины. Поэтому мандеи всегда селятся по берегам рек, чтобы можно было совершать предписанное в сутки число омовений в проточной воде. Они никогда не едят мяса коров, быков, буйволов, ослов.
Много веков сохранялся у них и похоронный обряд: покойника кладут лицом к Полярной звезде, обязательно одевают в белую одежду, хоронят в большой корзине из ивы. Бедный устраивает поминки один раз - после похорон, а богатый, кроме того, и на 3-й, 7-й, 15-й, 30-й, 45-й, 60-й день.
Что касается свадебных обычаев у мандеев, то так же, как тысячу и больше лет назад, жених засылает сватов к родителям невесты договариваться о плате за приданое, а на следующий день родственницы жениха вплетают невесте в волосы три золотые монеты и надевают серебряное и золотое кольца, красят ей руки и ноги хной. Это же делали и древние вавилоняне, и вполне возможно, что этот обычай берет начало с тех времен. Свадьба длится восемь дней с участием духовного лица, с обязательным купанием невесты и жениха в реке.
Удивительно, в какой неприкосновенности сохранили мандеи свои ритуалы и обычаи, столь непохожие на обряды живущих с ними рядом мусульман и христиан. Сохранили они и свой язык, очень мало поддавшийся влиянию других языков. В своем окружении мандеи говорят только на нем, но все хорошо знают и арабский язык. Родина их обитания - южные районы Ирака и районы реки Карун в Иране. Их общее число до 60 тысяч. Славятся они как лучшие ювелиры и чеканщики, прекрасные плотники и столяры, строители лодок, искусные сыровары, то есть тем, чем славились в свое время и древние вавилоняне.
После исторических перипетий и катастроф, спустя несколько тысяч лет после падения Вавилонии небольшой народ - мандеи - выстоял в море нашествий и завоевателей и, сохранив определенную часть своего древнего наследия, с значительными модификациями донес его до наших дней.
Обсуждения Мандеи