Погребальные обычаи Востока удивляют, шокируют и объясняют многие культурные особенности народов этих далеких стран. Как хоронят людей от Индии до Китая, от Тибета до Ирана и как там относятся к смерти - два связанных друг с другом вопроса.
Индия, радостные кремации
Счастлив тот, кто умрет в Варанаси, священном городе на священной реке Ганг, матери всех индусов, спускающейся по волосам Шивы из небесного мира в наш, земной. Здесь круглые сутки триста шестьдесят пять дней в году горят кремационные костры, отправляющие души умерших на путь следующих реинкарнаций.
Согласно верованиям индусов, душа человека претерпевает бесконечный цикл смертей и рождений, что называется реинкарнацией. Этим процессом управляет карма человека, то есть совокупность его хороших и плохих поступков, которые, в свою очередь, ведут к хорошим либо плохим перерождениям. Кесарю кесарево, и всем по заслугам - вот главное правило реинкарнации. Был ты в этой жизни жадным вороватым грешником, вот и переродишься в следующей в образе калеки, неприкасаемого или забойщика скота - самых презираемых категориях населения. Ну а если вел праведную жизнь, да еще и кремировали тебя в священном Варанаси - значит велики шансы родиться богатым правителем кшатрием или премудрым брамином, и посвящать все свое время не трудам мирским, а чтению мантр и духовному просветлению в надежде выйти из колеса перерождений и слиться с вечным абсолютом.
Кремация в Индии - дело житейское, можно даже сказать, веселое. Женщины на церемонию не допускаются, дабы своими стонами и слезами не смутить душу умершего. Бревна для кремации - дорогое удовольствие, стоят около ста долларов, если семья состоятельная - то кремируют покойного на костре, а нищих и бездомных ждет крематорий.
Среди вездесущих коров, разносчиков чая и продавцов индийских пирожков - самос покойника выносят на берег Ганга. Священник - брамин зачитывает несколько мантр и поливает голову почившего водой из реки, посыпает цветным ароматным порошком - тикой и накрывает саваном.
На приготовленные дрова укладываются носилки с телом, и старший сын начинает ритуал.
После того, как сын обходит семь раз покойного по часовой стрелке, он поджигает костер. На глазах у прохожих языки пламени слизывают синтетический оранжевый саван, обнажая руки, ноги, туловище и голову усопшего. Костер разгорается и начинает поглощать плоть, выбрасывая из себя клубы черного дыма. Где-то невдалеке играет радостная музыка, тонкоголосый индийски певец выводит мотив религиозной песни, посвященной богу Ганеше.
Через четыре часа пламя превращается в золу, которую люди из специальной касты крематорщиков сметают в Ганг. Стаи собак рыскают по воде в поисках лакомства, а дети крематорщиков ныряют неподалеку.
Однако есть и исключение из этого правила. Индуисты не кремируют пять категорий людей:
- отшельников, достигших духовных высот - считается, что они уже не будут реинкарнировать и освобождение огнем им не нужно;
- маленьких детей, потому что если отпустить на волю “маленькую” душу, она испугается и не сможет найти путь к реинкарнации;
- беременных женщин, так как внутри них располагаются маленькие дети;
- укушенных коброй, так как кобра - священное животное Шивы, и ее укус - особый знак;
- больных оспой, потому что оспа - символ одной из индуистских богинь. К их телу привязывают камень и скидывают в реку, например, в Ганг.
Четыре погребения Тибета
Небесное, водное, земляное и древесное погребение практикуются в Тибете.
Самый распространенный обряд - небесные похороны или “разделение птицами” проводится на третий день после смерти. Бригада могильщиков на рассвете относит умершего на специально предназначенную для этого площадку в горах. Труп, связанный в позе эмбриона и завернутый в саван, высвобождают. По всему телу делаются глубокие надрезы, чтобы птицам было проще отрывать куски плоти. Мгновенно учуяв запах, слетаются стервятники, обитающие в этих местах. После того, как от умершего остается только череп и кости, все остальное разрубают на мелкие кусочки, чтобы птицы могли завершить начатую работу.
Второй обычай - "водное" погребение, гораздо более трудоемко. Плоть отделяют от костей, тщательно измельчают и смешивают с ячменной мукой. Смесь отправляют в реки и местные водоемы, где ее поедают многочисленные рыбы.
Кстати, именно из-за этих традиций тибетцы не едят рыбу и птицу, ведь только монстры едят себе подобных.
В земле хоронят только детей до 14 лет по той же причине, что и в Индии, а “древесное” захоронение применяют к мертворожденным младенцам. Их замачивают в соляном растворе, а позднее подвешивают в деревянной клетке на дерево. Как своеобразная жертва духам, такая клетка призвана отгонять беду от человеческих жилищ.
Ритуальное самоубийство джайнов
Почти все культуры мира осуждают самоубийство как одно из самых тяжких преступлений. Но не джайны, представители распространенной в Индии религии джайнизм.
Джайны верят в реинкарнацию, но также считают, что каждая жизнь, даже жизнь маленького жука, птицы или человека, имеет равную ценность. Джайны обходятся без одежды, изредка прикрывая наготу белыми робами, на лице у них марлевая повязка, чтобы ненароком не проглотить насекомое, а в руках непременная метелка, которой они подметают перед собой пол, дабы не раздавить зазевавшегося жука. Жизнь человека имеет не большую ценность, чем жизнь насекомого, имеет значение лишь путь к достижению просветленного состояния, и праведное самоубийство - один из самых мощных катализаторов этого процесса.
Мероприятие носит название саллекхана. В какой-то момент пожилой джайн осознает, что жизнь - штука проходящая, смерть не за горами, а просветление еще не достигнуто. Если почтенный слыл достаточно порядочным человеком, всячески стремился к нематериальным благам и проводил работу по своему духовному обогащению, то сообщество и личный наставник одобряют желание джайна провести обряд самоубийства.
С этого момента человек прощается с близкими и остается наедине со собой и своими благими помыслами.
Уединившись где-нибудь в маленькой комнатке собственного дома, пожилой джайн денно и нощно практикует медитацию, совершенствует состояние умиротворения. Постепенно он отказывается от еды, поддерживая силы различными жидкостями, однако через какое-то время джайн перестает и пить. Так жизнь в нем медленно угасает, и его похороны приравниваются к религиозному празднику.
Ритуал, который совершают джайны, имеет единственную цель — осознанную смерть.
Смотря на приближающийся конец без страха, с миром в душе, человек имеет большие шансы на успешное перерождение, ведь при смерти все его помыслы будут направлены на высокое и вечное.
Зороастрийцы и башни молчания
Далеко в пустынных землях Ирана зародилось учение огнепоклонников - зороастрийцев. Как говорил Заратустра, смерть - временная победа зла над добром, и хоронить усопших стоит так, чтобы не загрязнять священные стихии - огонь, землю, металлы, воду и ветер, растения и скот. Где же хоронить, если нельзя возвращать в землю, кремировать или опускать в Ганг, в конце концов? Сметливые зороастрийцы изобрели совершенно новую концепцию особых погребальных домов или Башен Молчания.
Смерть у зороастрийцев лишена всего своего величия, и вид покойного возбуждает в них лишь одно отвращение. Когда близкие замечают, что наступает последний час больного, то все родственники отделяются от него, чтобы не помешать душе освободиться от тела и живому не оскверниться прикосновением к мертвому.
После смерти парс остается там, где он умер, пока за ним не придут служители специальной касты могильщиков - нассесалары, и не унесут его в общем железном гробу из его дома в дом могильный.
Не важно, богатый человек или бедный, молодой или старый, каждого хоронят в Башне Молчания. Огромная круглая чаша без крыши и с единственной дверью на восточной стороне скрывает страшное зрелище. Внутри нее в три ряда по кругу расположены лунки для тел - внешний ряд для мужчин, средний для женщин и внутренний для детей. В эти лунки носильщики трупов кладут усопших, с которых они предварительно снимают всю одежду. Коршуны слетаются на аппетитный запах разлагающейся плоти и разрывают ее на куски.
По правилам, меньше минуты должно занимать отделение мяса от костей. Остатки, испепеленные южным солнцем, дождь смывает в колодец в центре башни, стены которого выложены песчаником и углем для того, чтобы дождевая вода фильтровалась и попадала в землю уже чистой.
Никто, кроме могильщиков, не может заходить в башню молчания. Если же за умершего был принят живой, и он впоследствии очнулся в башне, то могильщики убивают его, так как он уже прикоснулся к нечистотам смерти, и его выход за пределы башни осквернит все сообщество зороастрийцев.
Китайские проводы
Времена Конфуция и благородных императоров канули в лету, как и традиционные погребальные обычаи Китая. Конечно, вера в духи предков и их защиту сохранилась, но теперь многие китайцы вместо традиционных похорон в земле предпочитают кремацию. Это дешевле и практичнее, ведь в перенаселенном Китае совсем не осталось места для кладбищ, а оставшаяся земля настолько дорогая, что современная молодежь остроумно замечает: “Если любишь девушку, подари ей место на кладбище.”
Китайцы верят во множество духов, в чье царство отправляется и одним из которых становится их умерший родственник, поэтому задача похорон - снабдить его всем необходимым для благополучного перехода на тот свет.
Мир мертвых не просто связан с миром живых, но является его ближайшим и прямым продолжением. Мертвые могут влиять на жизнь живых; мешать или помогать в зависимости от того, насколько хорошо задобрить духа предков.
После смерти важного человека созывают всех членов семьи, которые должны расположиться вокруг гроба и кричать, стонать, причитать или подвывать в зависимости от степени родства. Чем ближе родственник, тем больше страдания он должен выказывать. Китайцы - жуткие ритуалисты, поэтому каждый всхлип проходит в рамках регламента. Предавать покойного земле можно только после того, как высохнет кровь, иначе похороны
объявляют кровавыми, и можно ждать мести духов, которая обязательно обрушится на нерадивых потомков.
Раньше знатных китайцев хоронили вместе со всем, что им может пригодиться в потустороннем мире, например, с женами. Кровожадный император Цинь Шихуанди был погребен со своими женами, наложницами, армией и зоопарком, но и этого оказалось мало. В придачу он возвел терракотовую армию, которая обязана была поддерживать его имперские амбиции на том свете.
Современные практичные китайцы под влиянием прогресса осознали, что необязательно хоронить с покойным вещи. Можно просто сжечь их бумажные изображения, что автоматически перенесет их в потустороннюю собственность к усопшему. Так например продаются наборы из бумажных айфонов, брендовой одежды и прочих благ цивилизации.
Некоторые предусмотрительные китайцы на похоронах родственников жгли презервативы и прочие интимные предметы, что вылилось в создание китайским правительством закона о запрещенных к сожжению на похоронах предметах.
По китайским обычаям, чем больше людей оплакивает усопшего, тем приятнее духу и тем большую защиту и покровительство будет он оказывать своим потомкам. В погоне за количеством визитеров похорон китайская изобретательность не знает границы - последним трендом стало приглашение стриптизерш на похороны. Однако строгое око китайского правительства и здесь усмотрело нарушение и запретило эту практику.
Счастлив тот, кто умрет в Варанаси, священном городе на священной реке Ганг, матери всех индусов, спускающейся по волосам Шивы из небесного мира в наш, земной. Здесь круглые сутки триста шестьдесят пять дней в году горят кремационные костры, отправляющие души умерших на путь следующих реинкарнаций.
Согласно верованиям индусов, душа человека претерпевает бесконечный цикл смертей и рождений, что называется реинкарнацией. Этим процессом управляет карма человека, то есть совокупность его хороших и плохих поступков, которые, в свою очередь, ведут к хорошим либо плохим перерождениям. Кесарю кесарево, и всем по заслугам - вот главное правило реинкарнации. Был ты в этой жизни жадным вороватым грешником, вот и переродишься в следующей в образе калеки, неприкасаемого или забойщика скота - самых презираемых категориях населения. Ну а если вел праведную жизнь, да еще и кремировали тебя в священном Варанаси - значит велики шансы родиться богатым правителем кшатрием или премудрым брамином, и посвящать все свое время не трудам мирским, а чтению мантр и духовному просветлению в надежде выйти из колеса перерождений и слиться с вечным абсолютом.
Кремация в Индии - дело житейское, можно даже сказать, веселое. Женщины на церемонию не допускаются, дабы своими стонами и слезами не смутить душу умершего. Бревна для кремации - дорогое удовольствие, стоят около ста долларов, если семья состоятельная - то кремируют покойного на костре, а нищих и бездомных ждет крематорий.
Среди вездесущих коров, разносчиков чая и продавцов индийских пирожков - самос покойника выносят на берег Ганга. Священник - брамин зачитывает несколько мантр и поливает голову почившего водой из реки, посыпает цветным ароматным порошком - тикой и накрывает саваном.
На приготовленные дрова укладываются носилки с телом, и старший сын начинает ритуал.
После того, как сын обходит семь раз покойного по часовой стрелке, он поджигает костер. На глазах у прохожих языки пламени слизывают синтетический оранжевый саван, обнажая руки, ноги, туловище и голову усопшего. Костер разгорается и начинает поглощать плоть, выбрасывая из себя клубы черного дыма. Где-то невдалеке играет радостная музыка, тонкоголосый индийски певец выводит мотив религиозной песни, посвященной богу Ганеше.
Через четыре часа пламя превращается в золу, которую люди из специальной касты крематорщиков сметают в Ганг. Стаи собак рыскают по воде в поисках лакомства, а дети крематорщиков ныряют неподалеку.
Однако есть и исключение из этого правила. Индуисты не кремируют пять категорий людей:
- отшельников, достигших духовных высот - считается, что они уже не будут реинкарнировать и освобождение огнем им не нужно;
- маленьких детей, потому что если отпустить на волю “маленькую” душу, она испугается и не сможет найти путь к реинкарнации;
- беременных женщин, так как внутри них располагаются маленькие дети;
- укушенных коброй, так как кобра - священное животное Шивы, и ее укус - особый знак;
- больных оспой, потому что оспа - символ одной из индуистских богинь. К их телу привязывают камень и скидывают в реку, например, в Ганг.
Четыре погребения Тибета
Небесное, водное, земляное и древесное погребение практикуются в Тибете.
Самый распространенный обряд - небесные похороны или “разделение птицами” проводится на третий день после смерти. Бригада могильщиков на рассвете относит умершего на специально предназначенную для этого площадку в горах. Труп, связанный в позе эмбриона и завернутый в саван, высвобождают. По всему телу делаются глубокие надрезы, чтобы птицам было проще отрывать куски плоти. Мгновенно учуяв запах, слетаются стервятники, обитающие в этих местах. После того, как от умершего остается только череп и кости, все остальное разрубают на мелкие кусочки, чтобы птицы могли завершить начатую работу.
Второй обычай - "водное" погребение, гораздо более трудоемко. Плоть отделяют от костей, тщательно измельчают и смешивают с ячменной мукой. Смесь отправляют в реки и местные водоемы, где ее поедают многочисленные рыбы.
Кстати, именно из-за этих традиций тибетцы не едят рыбу и птицу, ведь только монстры едят себе подобных.
В земле хоронят только детей до 14 лет по той же причине, что и в Индии, а “древесное” захоронение применяют к мертворожденным младенцам. Их замачивают в соляном растворе, а позднее подвешивают в деревянной клетке на дерево. Как своеобразная жертва духам, такая клетка призвана отгонять беду от человеческих жилищ.
Ритуальное самоубийство джайнов
Почти все культуры мира осуждают самоубийство как одно из самых тяжких преступлений. Но не джайны, представители распространенной в Индии религии джайнизм.
Джайны верят в реинкарнацию, но также считают, что каждая жизнь, даже жизнь маленького жука, птицы или человека, имеет равную ценность. Джайны обходятся без одежды, изредка прикрывая наготу белыми робами, на лице у них марлевая повязка, чтобы ненароком не проглотить насекомое, а в руках непременная метелка, которой они подметают перед собой пол, дабы не раздавить зазевавшегося жука. Жизнь человека имеет не большую ценность, чем жизнь насекомого, имеет значение лишь путь к достижению просветленного состояния, и праведное самоубийство - один из самых мощных катализаторов этого процесса.
Мероприятие носит название саллекхана. В какой-то момент пожилой джайн осознает, что жизнь - штука проходящая, смерть не за горами, а просветление еще не достигнуто. Если почтенный слыл достаточно порядочным человеком, всячески стремился к нематериальным благам и проводил работу по своему духовному обогащению, то сообщество и личный наставник одобряют желание джайна провести обряд самоубийства.
С этого момента человек прощается с близкими и остается наедине со собой и своими благими помыслами.
Уединившись где-нибудь в маленькой комнатке собственного дома, пожилой джайн денно и нощно практикует медитацию, совершенствует состояние умиротворения. Постепенно он отказывается от еды, поддерживая силы различными жидкостями, однако через какое-то время джайн перестает и пить. Так жизнь в нем медленно угасает, и его похороны приравниваются к религиозному празднику.
Ритуал, который совершают джайны, имеет единственную цель — осознанную смерть.
Смотря на приближающийся конец без страха, с миром в душе, человек имеет большие шансы на успешное перерождение, ведь при смерти все его помыслы будут направлены на высокое и вечное.
Зороастрийцы и башни молчания
Далеко в пустынных землях Ирана зародилось учение огнепоклонников - зороастрийцев. Как говорил Заратустра, смерть - временная победа зла над добром, и хоронить усопших стоит так, чтобы не загрязнять священные стихии - огонь, землю, металлы, воду и ветер, растения и скот. Где же хоронить, если нельзя возвращать в землю, кремировать или опускать в Ганг, в конце концов? Сметливые зороастрийцы изобрели совершенно новую концепцию особых погребальных домов или Башен Молчания.
Смерть у зороастрийцев лишена всего своего величия, и вид покойного возбуждает в них лишь одно отвращение. Когда близкие замечают, что наступает последний час больного, то все родственники отделяются от него, чтобы не помешать душе освободиться от тела и живому не оскверниться прикосновением к мертвому.
После смерти парс остается там, где он умер, пока за ним не придут служители специальной касты могильщиков - нассесалары, и не унесут его в общем железном гробу из его дома в дом могильный.
Не важно, богатый человек или бедный, молодой или старый, каждого хоронят в Башне Молчания. Огромная круглая чаша без крыши и с единственной дверью на восточной стороне скрывает страшное зрелище. Внутри нее в три ряда по кругу расположены лунки для тел - внешний ряд для мужчин, средний для женщин и внутренний для детей. В эти лунки носильщики трупов кладут усопших, с которых они предварительно снимают всю одежду. Коршуны слетаются на аппетитный запах разлагающейся плоти и разрывают ее на куски.
По правилам, меньше минуты должно занимать отделение мяса от костей. Остатки, испепеленные южным солнцем, дождь смывает в колодец в центре башни, стены которого выложены песчаником и углем для того, чтобы дождевая вода фильтровалась и попадала в землю уже чистой.
Никто, кроме могильщиков, не может заходить в башню молчания. Если же за умершего был принят живой, и он впоследствии очнулся в башне, то могильщики убивают его, так как он уже прикоснулся к нечистотам смерти, и его выход за пределы башни осквернит все сообщество зороастрийцев.
Китайские проводы
Времена Конфуция и благородных императоров канули в лету, как и традиционные погребальные обычаи Китая. Конечно, вера в духи предков и их защиту сохранилась, но теперь многие китайцы вместо традиционных похорон в земле предпочитают кремацию. Это дешевле и практичнее, ведь в перенаселенном Китае совсем не осталось места для кладбищ, а оставшаяся земля настолько дорогая, что современная молодежь остроумно замечает: “Если любишь девушку, подари ей место на кладбище.”
Китайцы верят во множество духов, в чье царство отправляется и одним из которых становится их умерший родственник, поэтому задача похорон - снабдить его всем необходимым для благополучного перехода на тот свет.
Мир мертвых не просто связан с миром живых, но является его ближайшим и прямым продолжением. Мертвые могут влиять на жизнь живых; мешать или помогать в зависимости от того, насколько хорошо задобрить духа предков.
После смерти важного человека созывают всех членов семьи, которые должны расположиться вокруг гроба и кричать, стонать, причитать или подвывать в зависимости от степени родства. Чем ближе родственник, тем больше страдания он должен выказывать. Китайцы - жуткие ритуалисты, поэтому каждый всхлип проходит в рамках регламента. Предавать покойного земле можно только после того, как высохнет кровь, иначе похороны
объявляют кровавыми, и можно ждать мести духов, которая обязательно обрушится на нерадивых потомков.
Раньше знатных китайцев хоронили вместе со всем, что им может пригодиться в потустороннем мире, например, с женами. Кровожадный император Цинь Шихуанди был погребен со своими женами, наложницами, армией и зоопарком, но и этого оказалось мало. В придачу он возвел терракотовую армию, которая обязана была поддерживать его имперские амбиции на том свете.
Современные практичные китайцы под влиянием прогресса осознали, что необязательно хоронить с покойным вещи. Можно просто сжечь их бумажные изображения, что автоматически перенесет их в потустороннюю собственность к усопшему. Так например продаются наборы из бумажных айфонов, брендовой одежды и прочих благ цивилизации.
Некоторые предусмотрительные китайцы на похоронах родственников жгли презервативы и прочие интимные предметы, что вылилось в создание китайским правительством закона о запрещенных к сожжению на похоронах предметах.
По китайским обычаям, чем больше людей оплакивает усопшего, тем приятнее духу и тем большую защиту и покровительство будет он оказывать своим потомкам. В погоне за количеством визитеров похорон китайская изобретательность не знает границы - последним трендом стало приглашение стриптизерш на похороны. Однако строгое око китайского правительства и здесь усмотрело нарушение и запретило эту практику.
Источник: Мария Вдовкина
Обсуждения Погребальные традиции Востока