Лет двадцать назад, во время прогулки по берегу реки Читинки, я обнаружил остатки какого-то старинного сооружения, близко подходящего к воде. Первая мысль была, что это причал, но каким образом специально оборудованное место, для швартовки судов или лодок могло быть востребовано на реке, которая сейчас явно не судоходна?
![Пароходы на реке Читинке Пароходы на реке Читинке](http://i.sunhome.ru/journal/49/parohodi-na-reke-chitinke.xxl.jpg)
Дело было летом, неподалеку от впадения в Читинку реки Сухая, в период наводнения, когда поднявшийся уровень воды подмыл левый берег и обнажил сооружение, которое я и назвал причалом. История возникновения этого навигационного сооружения, находящегося практически за городом, имеет, на мой взгляд, все шансы для изучения.
Древние жители Забайкалья вели кочевой образ жизни и при отсутствии дорог часто селились по рекам, и водным путем «сплавом» или по «зимнику», перемещались в верховья или низовья реки. По рекам же, перевалам и волокам пришли в Сибирь казаки в XVI – XVII веках. Пришли они на, судах, способных плавать по рекам и имеющим низкую осадку.
Например, донской дощаник, оснащался мачтой и парусом, а так же 4-6 парами весел, судно имело две каюты, кормовую «нору» и носовую «кичку». Длина дощаника составляла от 9 до 25 метров, при ширине от 2,5 до 5 метров. Осадка груженого судна от 2 до 5 метров, и по рекам Забайкалья, в период освоения территории, на дощаниках, стругах, галерах или барках, плавать было не возможно.
Для изучения какого-либо вопроса, необходимо систематизировать в первую очередь свои личные знания, на которые затем уже будет накладываться получаемая информация. Этому могут способствовать и детские воспоминания, сохраняющие какие-то факты и давно прошедшие события, очевидцем которых я был сам.
Итак. События, сохраняющиеся в моей памяти, бытующие в 60-х годах прошлого века названия некоторых городских территорий: Остров, Гор-бойня, Затон, Новые места, Каменоломня, Кузнечные ряды, Гавань, Пески, и др. И существовала на реке Ингоде пристань, за кинотеатром «Спутник», к которой причаливали разные корабли и катера. Теплоходов я не видел, но на катерах плавал с одноклассниками.
Судоходства на Читинке я сам не видел, но существование территории, которая когда-то ранее имела неофициальное название «Гавань» говорит о том, что река Читинка, когда, то была судоходна. Эта территория, имевшая ранее неофициальное название «Гавань», занята сейчас Мемориалом, и рядом улиц: 1-я и 2-я Коллективные, улицы Народная и Ипподромные.
История судоходства в Забайкалье начиналась с того, что в 1653 году, казаки пришли на озеро Иргень, откуда организовали волок на реку Ингоду. Первым средством для дальнейшего плавания был плот, - имеющий небольшую осадку. И первым же поселением в устье реки Читы стало Плотбище, на котором строили плоты для сплава в Нерчинск и далее на Амур.
Поэтому начало судоходства в Забайкалье можно отнести только к XVIII веку, когда воевода Пашков, уже находясь в Нерчинске, наладил создание местного маломерного флота. Затем в 1754 году в Нерчинске была открыта «навигацкая» школа для формирования в Нерчинске речной флотилии и строительства порта, для исследования Амура и выхода в Тихий океан.
Затем судоверфи были переведены на реку Шилку, в город Сретенск, где впоследствии было налажено изготовление маломерного купеческого флота из колесных кораблей. Первый пароход «Аргунь» был построен в Шилкинском Заводе в 1854 году, он стал флагманским кораблем русской флотилии, на котором плавал генерал-губернатор Николай Муравьев-Амурский.
Теплоходы были колесными и маломощными – от 40 до 100 лошадиных сил. Грузоподъемность не превышала 10-15 тонн. Помимо военной флотилии на Амуре был флот, состоящий из 30 речных пароходов принадлежащий купцам золотопромышленникам, которые доставляли грузы на свои прииски. От Сретенска и до впадения Амура в океан перевозили грузы и людей.
В обратном направлении по реке в Читу везли разные товары. На планах города Читы 1862 и 1885 годов, в районе впадения реки Читинки в Ингоду, выше по течению, на левом берегу Ингоды, на планах обозначены несколько государственных домов «Амурской экспедиции» и складов-магазинов. На плане 1911 года, здесь же обозначены объекты пристань и паромная переправа.
Кто же из Читинских купцов мог построить гавань на реке Читинке, о которой идет речь? И с большой долей вероятности, можно назвать купцов Бутиных и Полутовых. Пароходство братьев Бутиных состояло из четырех пароходов и семи барж, а так же вероятно, множества разнокалиберных лодок. И есть информация о том, что купец Полутов имел какую-то деятельность в районе реки Сухая.
При этом купцы Бутины вели активную торговлю с Китаем через Троицкосавск (ныне Кяхта), по древнему торговому пути. И можно отметить, что от гавани идет прямая короткая дорога до Московского тракта, пути по которому переводили декабристов из Читы в Петровский завод. С другой стороны, из Гавани дороги вели в сторону складов и магазинов, расположенных по улице Шилова.
Пятьдесят лет назад я видел в районе «Песков» несколько дореволюционных построек и сооружений, строительство которых могло быть связано с Гаванью. Далее между Песками и улицей Шилова, ниже микрорайона «Октябрьский», между улицами Новобульварной и Балябина, был большой пустырь с развалинами зданий и сооружений, которые так же могли относиться к Гавани.
Возле Песков из реки Читинка вытекает протока Сухая, которая огибает Мемориал и впадает обратно в реку возле улицы Мостовой. Протока достаточно широкая и вполне вероятно именно по ней возвращались в реку купеческие суда после разгрузки. Я видел и другую протоку с реки Читинки, начинающуюся недалеко от вокзала и впадающую в реку Ингоду в районе уже указанной пристани (сейчас протока засыпана).
Таким образом, постоянное судоходство в Забайкалье осуществлялось до пристани на реке Ингоде. А в Гавань на реке Читинке корабли и баржи могли заходить по большой воде, когда подъем рек мог превышать 6 метров. Остальное время сообщение между Гаванью на реке Читинке и пристанью на реке Ингоде происходило на маломерных судах и лодках.
Читинский речной порт с судоремонтной мастерской, был расположен в районе Большого Острова у слияния Ингоды и Читинки, здесь осуществлялась перевозка грузов и пассажиров по Ингоде. Затон, в устье рек Читинки и Ингоды использовался в составе Читинского речного порта с 1944 года, когда в городе было создано Управление по транспортному обслуживанию малых рек при Читинском облисполкоме.
В 1962 году предприятие работало, как районное управление Амурского речного пароходства и занималось перевозкой пассажиров и грузов по Ингоде, Шилке, Аргуни, Амуру и Витиму. Речные теплоходы «Бекетов» и «Хабаровск» ходили до Атамановки и Новой до 1993 года. Вскоре было ликвидировано и управление
Древние жители Забайкалья вели кочевой образ жизни и при отсутствии дорог часто селились по рекам, и водным путем «сплавом» или по «зимнику», перемещались в верховья или низовья реки. По рекам же, перевалам и волокам пришли в Сибирь казаки в XVI – XVII веках. Пришли они на, судах, способных плавать по рекам и имеющим низкую осадку.
Например, донской дощаник, оснащался мачтой и парусом, а так же 4-6 парами весел, судно имело две каюты, кормовую «нору» и носовую «кичку». Длина дощаника составляла от 9 до 25 метров, при ширине от 2,5 до 5 метров. Осадка груженого судна от 2 до 5 метров, и по рекам Забайкалья, в период освоения территории, на дощаниках, стругах, галерах или барках, плавать было не возможно.
Для изучения какого-либо вопроса, необходимо систематизировать в первую очередь свои личные знания, на которые затем уже будет накладываться получаемая информация. Этому могут способствовать и детские воспоминания, сохраняющие какие-то факты и давно прошедшие события, очевидцем которых я был сам.
Итак. События, сохраняющиеся в моей памяти, бытующие в 60-х годах прошлого века названия некоторых городских территорий: Остров, Гор-бойня, Затон, Новые места, Каменоломня, Кузнечные ряды, Гавань, Пески, и др. И существовала на реке Ингоде пристань, за кинотеатром «Спутник», к которой причаливали разные корабли и катера. Теплоходов я не видел, но на катерах плавал с одноклассниками.
Судоходства на Читинке я сам не видел, но существование территории, которая когда-то ранее имела неофициальное название «Гавань» говорит о том, что река Читинка, когда, то была судоходна. Эта территория, имевшая ранее неофициальное название «Гавань», занята сейчас Мемориалом, и рядом улиц: 1-я и 2-я Коллективные, улицы Народная и Ипподромные.
История судоходства в Забайкалье начиналась с того, что в 1653 году, казаки пришли на озеро Иргень, откуда организовали волок на реку Ингоду. Первым средством для дальнейшего плавания был плот, - имеющий небольшую осадку. И первым же поселением в устье реки Читы стало Плотбище, на котором строили плоты для сплава в Нерчинск и далее на Амур.
Поэтому начало судоходства в Забайкалье можно отнести только к XVIII веку, когда воевода Пашков, уже находясь в Нерчинске, наладил создание местного маломерного флота. Затем в 1754 году в Нерчинске была открыта «навигацкая» школа для формирования в Нерчинске речной флотилии и строительства порта, для исследования Амура и выхода в Тихий океан.
Затем судоверфи были переведены на реку Шилку, в город Сретенск, где впоследствии было налажено изготовление маломерного купеческого флота из колесных кораблей. Первый пароход «Аргунь» был построен в Шилкинском Заводе в 1854 году, он стал флагманским кораблем русской флотилии, на котором плавал генерал-губернатор Николай Муравьев-Амурский.
Теплоходы были колесными и маломощными – от 40 до 100 лошадиных сил. Грузоподъемность не превышала 10-15 тонн. Помимо военной флотилии на Амуре был флот, состоящий из 30 речных пароходов принадлежащий купцам золотопромышленникам, которые доставляли грузы на свои прииски. От Сретенска и до впадения Амура в океан перевозили грузы и людей.
В обратном направлении по реке в Читу везли разные товары. На планах города Читы 1862 и 1885 годов, в районе впадения реки Читинки в Ингоду, выше по течению, на левом берегу Ингоды, на планах обозначены несколько государственных домов «Амурской экспедиции» и складов-магазинов. На плане 1911 года, здесь же обозначены объекты пристань и паромная переправа.
Кто же из Читинских купцов мог построить гавань на реке Читинке, о которой идет речь? И с большой долей вероятности, можно назвать купцов Бутиных и Полутовых. Пароходство братьев Бутиных состояло из четырех пароходов и семи барж, а так же вероятно, множества разнокалиберных лодок. И есть информация о том, что купец Полутов имел какую-то деятельность в районе реки Сухая.
При этом купцы Бутины вели активную торговлю с Китаем через Троицкосавск (ныне Кяхта), по древнему торговому пути. И можно отметить, что от гавани идет прямая короткая дорога до Московского тракта, пути по которому переводили декабристов из Читы в Петровский завод. С другой стороны, из Гавани дороги вели в сторону складов и магазинов, расположенных по улице Шилова.
Пятьдесят лет назад я видел в районе «Песков» несколько дореволюционных построек и сооружений, строительство которых могло быть связано с Гаванью. Далее между Песками и улицей Шилова, ниже микрорайона «Октябрьский», между улицами Новобульварной и Балябина, был большой пустырь с развалинами зданий и сооружений, которые так же могли относиться к Гавани.
Возле Песков из реки Читинка вытекает протока Сухая, которая огибает Мемориал и впадает обратно в реку возле улицы Мостовой. Протока достаточно широкая и вполне вероятно именно по ней возвращались в реку купеческие суда после разгрузки. Я видел и другую протоку с реки Читинки, начинающуюся недалеко от вокзала и впадающую в реку Ингоду в районе уже указанной пристани (сейчас протока засыпана).
Таким образом, постоянное судоходство в Забайкалье осуществлялось до пристани на реке Ингоде. А в Гавань на реке Читинке корабли и баржи могли заходить по большой воде, когда подъем рек мог превышать 6 метров. Остальное время сообщение между Гаванью на реке Читинке и пристанью на реке Ингоде происходило на маломерных судах и лодках.
Читинский речной порт с судоремонтной мастерской, был расположен в районе Большого Острова у слияния Ингоды и Читинки, здесь осуществлялась перевозка грузов и пассажиров по Ингоде. Затон, в устье рек Читинки и Ингоды использовался в составе Читинского речного порта с 1944 года, когда в городе было создано Управление по транспортному обслуживанию малых рек при Читинском облисполкоме.
В 1962 году предприятие работало, как районное управление Амурского речного пароходства и занималось перевозкой пассажиров и грузов по Ингоде, Шилке, Аргуни, Амуру и Витиму. Речные теплоходы «Бекетов» и «Хабаровск» ходили до Атамановки и Новой до 1993 года. Вскоре было ликвидировано и управление
Авторская публикация. Свидетельство о публикации в СМИ № J108-46439.
Обсуждения Пароходы на реке Читинке