Невежество и эгоизм долгое время заставляли человека не считаться с живыми существами в целом. Вместе с тем это один из принципов нормального функционирования экосистемы. Будущее определяется прошлым и настоящим. Раньше будущее приходило само собой, как ход эволюционного развития человечества, теперь же будущая экологическая и генетическая катастрофа может уничтожить человечество и саму планету Земля.
Поэтому, ответственность человечества перед окружающей средой настолько актуальна, что сама Мать-Природа ждёт самого гуманного отношения к себе.
Кризис парадигмы “Человек - хозяин природы” заставляет сегодня по-новому взглянуть на место человека в мире, его будущее, взаимоотношение c окружающим бытиём.
Природа, служившая нам мастерской, выставляет счёт, платить по которому должно всё человечество. Становится очевидным, что недостаточно прекратить запускать ядерные отходы в космос, или спускать промышленные стоки в водоемы. Вопрос стоит о смене коренных концепций, с картезианских времён постулирующих потребительское отношение к природе; о всеобщем образовании в этом отношении, о существенной корректировке многих наших установившихся привычек, в том числе относительно здоровья, питания. Эта проблема многогранна и требует специальной разработки.
Установлено, что потребность в мясе объясняется возбуждающим действием на нервную систему экстрактивных веществ, которыми особенно богаты отвары из мяса и рыбы (супы и бульоны). Это возбуждение даёт обманчивое впечатление силы. У человека вырабатывается привычка к потреблению мяса и рыбы, так же как к крепкому кофе и чаю в качестве стимулирующих веществ. Временное чувство эйфории требует поддержания этого состояния, что стимулирует потребность курения и алкоголя.
С этической точки зрения, массовое убийство невинных животных ради утилитарных целей является одним из самых вопиющих нарушений законов нравственности. Утрачивая уважение к жизни животных, люди перестают ценить и человеческую жизнь. Ещё 2600 лет тому назад Пифагор говорил: «Те, кто убивает животных для того, чтобы есть их плоть, могут, не задумываясь, уничтожить себе подобных». Исходя из этих позиций, неудивительно, что растёт число преступлений, особенно тяжких, совершается насилие по отношению к женщинам, детям, пожилым людям. Леонардо да Винчи писал: «Придёт время, когда люди будут смотреть на убийцу животного так же, как они смотрят сейчас на убийцу человека». Помимо Пифагора и Леонардо в ряду мыслителей - сторонников вегетарианства стоят имена Сократа, Платона, Климента Александрийского, Плутарха, царя Ашоки, Акбара, И.Ньютона, Вольтера, Ж.-Ж. Руссо, Ламартина, Л.Н.Толстого, Б.Шоу, Махатмы Ганди, А.Энштейна и др.
Духовная сторона этого вопроса не менее интересна. Оказывается, все древнейшие мировые религии высказываются в пользу вегетарианства и указывают на равенство всех живых существ перед Богом. Так, в классическом буддизме основой учения является ахимса (непричинение вреда живому) и вегетарианство. Известны два афоризма Будды: «Не убивай быка, который пашет твои поля» и «Не потворствуй чревоугодию, которое сопряжено с убийством животных». Другой афоризм «Дхаммапады» предупреждает о печальных последствиях употребления в пищу мяса: «Тот, кто, в надежде обрести счастье, мучает, или убивает другие живые существа, которые тоже стремятся к счастью, закрывает себе путь к счастью в следующей жизни».
В христианской Библии сказано: «Только плоти с душою ею, с кровию её не ешьте» (Бытиё: 9, 4). Наиболее отвратительным считается убийство крупного рогатого скота: «Закалывающий вола - то же, что убивающий человека» (Библия: Исайа, 66, 3). Хотя в Ветхом Завете есть ряд предписаний, регламентирующих употребление в пищу мяса, всё же не оставляет сомнений, что в идеале человек должен питаться только вегетарианской пищей. В Книге Бытия (1, 29) сам Господь говорит: «Вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу». Несмотря на то, что Бог позволяет человеку властвовать над животными, этимология ивритского слова «йирду» (властвовать, повелевать) имеет коннотацию покровительства, опеки.
В мусульманской традиции также осуждается убийство животных: «И вот сказал Муса своему народу: «О народ мой! Вы сами причинили несправедливость, взяв себе тельца. Обратитесь же к вашему Творцу и убейте самих себя; это - лучше для вас перед вашим Творцом. И он обратится к вам: ведь Он - обращающийся, милосердный!» (Коран. 2.51). В другом месте , в книге «Так говорил Магомет» сказано: «Будет вознагражден тот, кто приносит благо любому животному».
«Бытует укоренившийся миф о том, что антропоиды стали Homo sapiens благодаря употреблению мяса. Однако, как показывает история, в древнейших цивилизациях существовали высоконравственные принципы защиты животных. Например, Хараппская культура охраняла жизнь животных, в особенности коров и быков. В обязанности царя входило защищать “праджей”, подданных в самом широком смысле этого слова, включая всех живых существ. Другое широко распространённое заблуждение гласит, что вегетарианская диета не может быть полноценной из-за нехватки белков. 20 лет назад официально было признано, что человеку ежедневно необходимо 150 г. белка. На сегодня эта цифра составляет 45 г. Почему? Потому что компетентные всемирные исследования показали, что мы не нуждаемся в таком количестве белка, что ежедневная норма составляет 30-40 г. Ежедневное потребление белков не только действует разрушающе, но и является причиной раковых и сердечно- сосудистых заболеваний. Для получения 45 г. белка нет необходимости ежедневно есть мясо. Вы можете получить его из стопроцентно вегетарианской пищи, состоящей из зернобобовых, орехов, овощей, фруктов и молочных продуктов.
Кризис парадигмы “Человек - хозяин природы” заставляет сегодня по-новому взглянуть на место человека в мире, его будущее, взаимоотношение c окружающим бытиём.
Природа, служившая нам мастерской, выставляет счёт, платить по которому должно всё человечество. Становится очевидным, что недостаточно прекратить запускать ядерные отходы в космос, или спускать промышленные стоки в водоемы. Вопрос стоит о смене коренных концепций, с картезианских времён постулирующих потребительское отношение к природе; о всеобщем образовании в этом отношении, о существенной корректировке многих наших установившихся привычек, в том числе относительно здоровья, питания. Эта проблема многогранна и требует специальной разработки.
Установлено, что потребность в мясе объясняется возбуждающим действием на нервную систему экстрактивных веществ, которыми особенно богаты отвары из мяса и рыбы (супы и бульоны). Это возбуждение даёт обманчивое впечатление силы. У человека вырабатывается привычка к потреблению мяса и рыбы, так же как к крепкому кофе и чаю в качестве стимулирующих веществ. Временное чувство эйфории требует поддержания этого состояния, что стимулирует потребность курения и алкоголя.
С этической точки зрения, массовое убийство невинных животных ради утилитарных целей является одним из самых вопиющих нарушений законов нравственности. Утрачивая уважение к жизни животных, люди перестают ценить и человеческую жизнь. Ещё 2600 лет тому назад Пифагор говорил: «Те, кто убивает животных для того, чтобы есть их плоть, могут, не задумываясь, уничтожить себе подобных». Исходя из этих позиций, неудивительно, что растёт число преступлений, особенно тяжких, совершается насилие по отношению к женщинам, детям, пожилым людям. Леонардо да Винчи писал: «Придёт время, когда люди будут смотреть на убийцу животного так же, как они смотрят сейчас на убийцу человека». Помимо Пифагора и Леонардо в ряду мыслителей - сторонников вегетарианства стоят имена Сократа, Платона, Климента Александрийского, Плутарха, царя Ашоки, Акбара, И.Ньютона, Вольтера, Ж.-Ж. Руссо, Ламартина, Л.Н.Толстого, Б.Шоу, Махатмы Ганди, А.Энштейна и др.
Духовная сторона этого вопроса не менее интересна. Оказывается, все древнейшие мировые религии высказываются в пользу вегетарианства и указывают на равенство всех живых существ перед Богом. Так, в классическом буддизме основой учения является ахимса (непричинение вреда живому) и вегетарианство. Известны два афоризма Будды: «Не убивай быка, который пашет твои поля» и «Не потворствуй чревоугодию, которое сопряжено с убийством животных». Другой афоризм «Дхаммапады» предупреждает о печальных последствиях употребления в пищу мяса: «Тот, кто, в надежде обрести счастье, мучает, или убивает другие живые существа, которые тоже стремятся к счастью, закрывает себе путь к счастью в следующей жизни».
В христианской Библии сказано: «Только плоти с душою ею, с кровию её не ешьте» (Бытиё: 9, 4). Наиболее отвратительным считается убийство крупного рогатого скота: «Закалывающий вола - то же, что убивающий человека» (Библия: Исайа, 66, 3). Хотя в Ветхом Завете есть ряд предписаний, регламентирующих употребление в пищу мяса, всё же не оставляет сомнений, что в идеале человек должен питаться только вегетарианской пищей. В Книге Бытия (1, 29) сам Господь говорит: «Вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу». Несмотря на то, что Бог позволяет человеку властвовать над животными, этимология ивритского слова «йирду» (властвовать, повелевать) имеет коннотацию покровительства, опеки.
В мусульманской традиции также осуждается убийство животных: «И вот сказал Муса своему народу: «О народ мой! Вы сами причинили несправедливость, взяв себе тельца. Обратитесь же к вашему Творцу и убейте самих себя; это - лучше для вас перед вашим Творцом. И он обратится к вам: ведь Он - обращающийся, милосердный!» (Коран. 2.51). В другом месте , в книге «Так говорил Магомет» сказано: «Будет вознагражден тот, кто приносит благо любому животному».
«Бытует укоренившийся миф о том, что антропоиды стали Homo sapiens благодаря употреблению мяса. Однако, как показывает история, в древнейших цивилизациях существовали высоконравственные принципы защиты животных. Например, Хараппская культура охраняла жизнь животных, в особенности коров и быков. В обязанности царя входило защищать “праджей”, подданных в самом широком смысле этого слова, включая всех живых существ. Другое широко распространённое заблуждение гласит, что вегетарианская диета не может быть полноценной из-за нехватки белков. 20 лет назад официально было признано, что человеку ежедневно необходимо 150 г. белка. На сегодня эта цифра составляет 45 г. Почему? Потому что компетентные всемирные исследования показали, что мы не нуждаемся в таком количестве белка, что ежедневная норма составляет 30-40 г. Ежедневное потребление белков не только действует разрушающе, но и является причиной раковых и сердечно- сосудистых заболеваний. Для получения 45 г. белка нет необходимости ежедневно есть мясо. Вы можете получить его из стопроцентно вегетарианской пищи, состоящей из зернобобовых, орехов, овощей, фруктов и молочных продуктов.
Обсуждения О вреде блюд из мяса