Путь к гуманизму: от архаики до идеологии

Поиск оптимальных правил поведения между людьми, а также единых принципов лежащих в их основе, занимал мыслителей с давних времен. Каждый философ, хоть немного сформировавший свои представления о бытии, так или иначе, приходил к вопросу о ценностях и, проистекающих из них, этических нормах.
Путь к гуманизму: от архаики до идеологии
Однако так было не всегда. В древних культурах вопрос об этике не стоял, т.к. мифология давала обилие материала для подражания, а также задавала общий контекст жизни. Но философия и наука смогли заложить основы культуры мышления и, по крайней мере, начать расшатывать привычные метафизические устои. Именно c появлением монотеистических религий и выделением философии в самостоятельное направление начался переход человечества к более сложным формам мышления. Усложнялось мироописание, кристаллизовались новые этические принципы, которые базировались уже не на мифологии, а на идеологических основаниях.

Этот период в мировой культуре принято называть осевым временем, т.к. практически в каждой отдельной культуре примерно в одно и то же время, плюс минус 500 лет, произошли подобные изменения и сам переход стал своеобразной вехой в истории человечества. Проявившись 2,5 тысячи лет назад, наука и философия постепенно прорастали в сознание людей, закладывая основы новых духовных ориентиров.

Все новое в человеческой культуре начиналось с идеи и проходило долгий путь от философов, политиков и управленцев, писателей и других представителей искусств к обычным людям.

Сейчас уже мало кого можно удивить многообразием идеологических концепций. Ведущие страны мира и крупные компании, так или иначе, используют идеологию как основу для своей политической и управленческой деятельности. Идеология определяет все стороны жизни современного человека от общественно-политического строя и экономического курса, до ценностей, способов управления, образования и правил поведения между людьми.

Практически каждому вполне понятно, за что умер Иисус Христос или герои Великой Французской Революции, почему нужно платить налоги. Такие категории как: свобода, равенство, мир во всем мире, права личности или же капитал, - прочно вошли в сознание людей как необходимые ориентиры для жизни больших групп людей, как мерила норм поведения. Например, в Капиталистической системе ценностей обладание капиталом, личной свободой и собственностью, являлось нормальным и поощряемым. А вот в Коммунистической – данные тяготения осуждаемы. Каждый из нас достаточно легко сможет вспомнить массу примеров проявления, тех или иных, идеологических воззрений в нашей повседневной жизни.

Усложнение представлений о мире происходило не линейно. И на каждом этапе давало свои уникальные основания для изменения форм общественно-политического строя. Пользуясь, распространенной марксистской классификацией стадий общественной эволюции, можно сказать, что за несколько тысяч лет человечество прошло огромный путь от первобытно - общинного, рабовладельческого и феодального строя до неличностных идеологических форм управления.

Достаточно вспомнить, что мифология древних религий давала основания для существования рабовладельческого и феодального строев, а первобытно-общинный строй базировался на шаманизме, первобытной магии, культах царей вождей и более архаичных представлениях.

Конечно, и в современном мире, старые формы мироописания вполне живы, например, феодализм вполне может быть замечен как форма управления в небольших компаниях, где специфика личностных качеств руководителя, стереотипы и эмоциональная зависимость подчинённых являются основой корпоративной культуры. Проявления первобытной культуры, в ярко выраженном виде, можно наблюдать в некоторых семьях, в молодежной, детской субкультуре, где не эмоции, а поведение человека, его специфичные атрибуты, слова и магический контекст, влияют на принятие решений. Например, ребенок в 4 года очень осторожно относится к словам и кличкам, эмоционально отстаивая свою выбранную роль, во что бы это ни стало. Он начинает сам подбирать правильные слова, формируя контекст для родителей, подводя их к покупке чего-то важного для него. Ребенок остро чувствует, что именно форма сказанных слов как-то повлияет на родителей. И таких примеров в нашей жизни масса.

Общий принцип можно сформулировать следующим образом: чем менее образованы и развиты люди, тем более они тяготеют к архаичным формам поведения, а значит и более простым формам управления.

Возвращаясь к этапу появления идеологических форм, необходимо заметить что, начавшийся несколько тысяч лет назад поиск единых жизненных ориентиров, прошел длинный путь от неоформившихся идеологий до вполне сформированных систем, таких как: капитализм, коммунизм и технократия. И этот процесс еще не незакончен. Более того, в процессе «эксперимента» появляются новые направления, такие как: «эко» или, как их модно называть, «зеленые». Также множество странных «загадочных» для политической науки «миксов», типа христианского или национального социализма.

Но общим в этом многообразии является то, что каждая из систем, выдвигая свои идеи, вместе с ними выдвигает и свои ценностные ориентиры, свои этические нормативы, кардинально влияя на все сферы человеческого бытия.

Национальная идея, получившая широкое распространение только в 19 веке в Европе, как традиционалистический проект, являлась переходной идеологической моделью (вроде уже не феодализм, но и не идеология в полном смысле этого слова). Но даже она до сих пор откликается в сердцах некоторых людей, как что-то значимое и дающее систему координат, смыслы и определяющее жизнь человека.

Интересным этапом идеологических поисков стала и вторая мировая война. Жизнь человечества, ставшая под угрозу применения ядерного вооружения, оказалась тем самым аргументом, который заставил ведущие страны мира пересмотреть свои ценностные ориентиры и начать внедрение новых, объединяющих всех, идеологических оснований.

Именно тогда, 60 лет назад, гуманизм стал основой Нового Мира. Появление ООН и подписание декларации о правах человека юридически закрепила его как ведущий идеологический тренд большинства стран мира.

Новые ориентиры дают новые смыслы и ценности, а также свой уникальный дискурс. Все больше можно встретить людей, интересующихся психологией, говорящих о своем призвании, искренности, желаниях и счастье. Категория «работа» переходит в разряд любимого дела, а непрерывная медитация на поиск своих истинных желаний становится уделом не только эзотериков.

Благодаря распространению психологических знаний, гуманизм получил дорогу в жизнь, пройдя долгий путь от Аристотеля до мыслителей 20 века, таких как: Эрих Фромм, Абрахам Маслоу, Виктор Франкл и другие. Однако понадобятся еще многие годы для широкого распространения гуманистической этики, прежде чем человечество двинется далее, по своему уникальному пути познания себя.
×

По теме Путь к гуманизму: от архаики до идеологии

Кризис как пролог идеологии будущего

Мир наводнен прогнозами о будущем. Всплыли на информационную поверхность...
Журнал

Государство без идеологии. Возможно ли?

Поясню, что это за принципы, и как они взаимосвязаны. Если, конечно, мы хотим...
Журнал

Идеологии в современном мире

Не стану исследовать вопрос, как определяется понятие «идеология» в той или иной...
Журнал

Страсти по идеологии

Страсти по идеологии А. Воин 14.10.16 Макроэкономическая дискуссия в России, о...
Журнал

Патриотизм в идеологии о справедливом обустройстве

Патриотизм в хорошем смысле вызвал желание понять смысл о том, что такое хороший...
Журнал

Путь воина

Одним из следствий образования сословия воинов было оформление специфического...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Кто должен выбирать партнера, мужчина или женщина?
Изначально существующая мандала