Проблемы воспитания

«Умные люди учатся на чужих ошибках» утверждает народная мудрость, которая выражает некоторый накопленный опыт многих поколений насчет своих и чужих ошибок.

Правда ли это, попробуем разобраться. В первую очередь определимся, со словом «ошибка» без философского подхода к определению специальных понятий, терминов и дефиниций.
Проблемы воспитания
Обыденное и житейское понимание слово «ошибка», - это какое-либо неправильное действие человека, сделанное не так, как следовало бы, по мнению самого ошибающегося или окружающего его людей.

А как нужно сделать, кто может точно сказать? Большое значение в судьбе человека играют его мировоззрение, моральные принципы и психологическая природа, которые определяют его взаимодействия с окружающим миром. А как формируются мировоззрение и моральные принципы человека? В большей степени воспитанием в ходе, которого и приобретаются навыки житейской мудрости.

В отличие от врожденных житейских понятий общественного сознания, характер человека, зависимый от смешения четырех типов темперамента (холерического, меланхолического, сангвинического и флегматического) не бывает врожденным, а формируется в процессе воспитания. Он связан с условиями жизни человека и проявляются в его поступках и действиях.

Как мы знаем формирование человеческого сознания проходило на всех этапах становления человеческого общества, - семья, род, община, племя, государство. И на всех этапах развития существовали какие-то правила поведения человека в разных жизненных ситуациях. Появились законы обуславливающие поведение человека в обществе, описанные в этнографической и религиоведческой литературе.

В системе понятий, определяющих отношения людей появляются принципы социального поведения в обществе: не убивай, не воруй, не прелюбодействуй и т.д. Но в каждом обществе наряду с горизонтальными связями существуют вертикальные, которые по национальным или иным признакам напоминают о родовых связях и обычаях в форме разных мифологических сказаний и пословиц.

Но кто может сказать человеку, как правильно поступить, когда сосед ворует, а его никто не наказывает за это, другой прелюбодействует и ведет развратный образ жизни, а ему все сходит с рук. Иное дело у инков, у которых супружеская неверность каралась сурово. «Прелюбодея» ждала мучительная и позорная смерть от поражения стрелами. И первую стрелу пускал в детородный орган соблазнителя сам муж – «рогоносец»!

Большинство житейских ошибок связываются с любовью, которая у женщин, по наблюдениям разных психологов, вспыхивает быстро, но так, же быстро и гаснет. У мужчин же, чем быстрее любовь возникла, тем дольше она продержится. Любовь, как наркотик и не длится вечно.

Эксперты объясняют это биологическими факторами, когда естественные любовные химикалии испаряются после 18 месяцев.

Английский эксперт Сара Литвинофф утверждает, что люди глупеют от любви. В данном случае можно поверить на слово.

Геродот, например, рассказал о том, как власть, принадлежавшая ранее дому Гераклидов, перешла к роду Креза. Гераклид Кандавл был очень влюблен в свою жену и, как влюбленный, считал, что обладает само красивой женщиной на свете. И вот «сдуру» или будучи под любовным влиянием Кандавл похвастался красотой своей жены перед своим телохранителем Гигесом, который увидел ее обнаженной.

И Гигес любовался, как она вошла и сняла одежды. Как ни в чем, ни бывало, женщина хранила молчание. Но когда наступил день, она велела своим слугам позвать к ней Гигеса. Гигес пришел и услышал такие слова: «Или ты убьешь Кандавла и, взяв меня в жены, станешь царем лидийцев, или сейчас же умрешь, так как увидел, то, что тебе не подобает. И Гигес овладел царством.

Ошибка, или специально придуманная история, послужившая своеобразной тропинкой на трон с использованием расположения жены обладателя этого трона? Императрица Феофано, например, мать первой русской царицы Анны, была женой двух византийских императоров Романа II Молодого (959—963) и Никифора II Фоки (963—969), убитых своими последователями.

Жизнь человека подчинена природным законам, и вне общественного сознания отдельный представитель человечества существовать не может. Поэтому он и должен подчиняться законам общественного самоуправления, положений включающих и моральные нормы поведения в обществе. Но поведение каждого человека реагирующего на изменения в быту будет зависеть от сложившегося характера, когда он пребывает в тоске и печали меланхолика или ревнивой ярости холерика.

В том, что «ошибающихся» людей Бог накажет, мы сами увидеть не можем, а поверить в это сложно видя, как человек украл миллион, а его никто не преследует. Можно ли это назвать ошибкой? Расхожая фраза «хочу любить и быть любимым». А почему нет, когда никто не любит страдать, и один из способов защитить свое сердце от боли это поступать, так как тебе хочется?

Для того чтобы учиться на чужих ошибках надо, по крайней мере, признавать и на психическом уровне признавать наличие каких-то существующих правила, которые нарушаются. Но как может осознать человек, ошибается ли сосед или нет, когда он не признает, или не осознает в силу своего воспитания, каких-либо правил. Может быть, у него и правила то другие.

И выходит так, что учиться человек может только на своих ошибках, когда он осознает объективную реальность и будет думать, что это его действие, поддающееся измерению, послужило причиной для изменений в состоянии жизни.
×

Обсуждения Проблемы воспитания

  • Ну мы с Вами в этом плане похожи. Отвлекаться полезно. За это время приходят неожиданные решения.
     
  • Геннадий, это отличная мысль. Я тоже регулярно принимаю такое решение: отвлечься. Однако, через 5 минут перерешаю наоборот, и вновь с головой туда же. Надеюсь, что Ваше решение не помешает Вашему активному участию во всевозможных обсуждениях. Н.В.Невесенко
     
  • Вообще-то я только высказал своё мнение по теме статьи, а истолковывать изложенные мысли, тем более переписывать статью, или не переписывать, это дело автора.
    Я говорил, что ошибок не бывает, когда приходится принимать решения в необычных ситуациях. Я так же говорил, что в них чужой опыт малопригоден. Насчет гибели собаки, так в этой ситуации стоит задача справиться с тяжелым чувством утраты. Могут быть такие решения - уйти в запой, приобрести щенка, заняться изнуряющей работой, создать какую-нибудь проблему, чтоб уйти в неё. И т.д. Вот любое решение и может оказаться ошибкой, только заранее нельзя её увидеть. А потому, что ни делай, нет в том ошибки, А потому делай, к чему душа лежит, а там видно будет, что из этого получится. Ну, положим, чужой опыт говорит, что надо в церковь пойти и поплакаться попу, а этот человек из другого теста, плакать не привык. Нужен ему чужой опыт?
    А я, Николай, решил временно отвлечься от своих проблем, чтоб не зацикливаться.
     
  • Геннадий, большое спасибо Вам, что Вы взяли на себя труд объяснить, о чем статья. А то поищет школьный учитель в Интернете что-нибудь по воспитанию и обрадуется. И потом придет в ужас от того, что ученику чужой опыт, как и сам учитель, больше не нужен. Оказывается, к насущным проблемам воспитания подрастающего поколения статья имеет такое же отношение как к пенсионерам.
    У всех бывают в жизни "новые ситуации", независимо от возраста. Тогда так и надо было назвать статью. А заниматься воспитанием на случай регулярной смерти собаки совершенно ни к чему. Только при чем тут ошибки, на которые был упор? Собака что, по ошибке умерла? Или хозяин ошибся, когда вообще ее завел. Или женитьба по определению ошибка?
    Жениться и т.п., конечно, надо самому решать. Но если ничего не знаешь о чужом опыте, то готовься к разводу.
    А вообще, когда объявляется тема, то хорошо если бы зачинатель объяснял, для кого и о чем вообще речь. Вы, Геннадий, сменили тему, но тогда, как я понял, и статью надо переписывать. Н.В.Невесенко
     
  • Чтобы понять, что халва сладкая, надо её попробовать, а не слушать мнения уже попробовавших. Можно сунуть пальцы в огонь, чтоб понять, как он жжется. Без практики теория суха.
    Но здесь речь не об этом. Здесь речь идет о принципиально новых ситуациях, в которые может попасть человек, о попытках найти решения возникших проблем. Например, погибла любимая собака, как заглушить боль? Расспрашивать у знакомых, как они поступали в таких случаях? Чтобы они ни говорили, ни один совет для человека не будет оптимальным, придется самому решать. Жениться или не жениться? Ругаться с начальником за правду или не ругаться? Вот о таких ситуациях идет разговор. Вот здесь чужой опыт не имеет ценности.
    Причем здесь правила движения или школьные уроки? Тут ничего неожиданного нет. Там рассматриваются типичные вопросы, как рассчитать то или другое, как безопасней ехать. Учи и соблюдай. Тут всё прозрачно, не будешь учить и соблюдать, получишь предусмотренное наказание. А будешь учить и соблюдать, будут уважать и хвалить. Тут нет никаких проблем. Не надо всё в кучу. Хотя и в данном случае, великие открытия часто делались вопреки принятым знаниям.
     
  • Так и тема называется проблемы воспитания. Воспитанный человек на встречную полосу не полезет и налоги будет платить вовремя.
     
  • Уважаемые коллеги, хорошие советы вы выдали по проблемам воспитания. Вот школьники-то обрадуются. Оказывается, "учиться человек может только на своих ошибках", причем "когда он осознает объективную реальность", "да и ошибок вообще не бывает". А если не осознает, то и вовсе незачем учиться.
    Может, нелишне вспомнить, что кроме воровства и прелюбодеяний, есть огромное множество ограничений в нашей жизни? О них говорят уголовный и гражданский кодекс, правила дорожного движения, элементарные нормы поведения в обществе и даже законы физики. Может, лучше все-таки на чужих примерах поучиться, к чему ведут неуплата налогов, выезд на встречную полосу, переход улицы на красный свет светофора, сквернословие в общественном месте, употребление наркотиков, алкоголизм, тыкание пальцами в розетку, прыгание с балкона 20-го этажа и т.п.? Н.В.Невесенко
     
  • И тема интересная и размышления автора интересные.
    Мне же кажется, что бессмысленно учиться на чужих ошибках, да и ошибок вообще не бывает. Известно, что ничего не повторяется в точности, нельзя в одну реку войти дважды. Нет совершенно одинаковых людей, нет одинаковых условий, у каждого свои изначальные воспитания, особенности в характере, в желаниях, в возможностях и целевых установках. Сходства только поверхностные. И каждый раз человек попадает в новые ситуации как кур во щи и должен сам решать возникающие проблемы. Ценен личный опыт, а чужой ценности практически не имеет. Свой опыт всегда схож с выплыванием из бурного потока, который вдруг нахлынул на человека, как наваждение. Надо хвататься за что можно, не думая, ошибка это или нет, изобретай, думай, выбирайся как можешь. Другой может приобрел навык выкарабкивания из подобной ситуации, но это его личный опыт, другому он не подходит, тем более что реальных навыков не даст. Даст только собственный горький опыт чрез пробы и наказания. Главное - не бояться совершать ошибок. Нет ошибок, есть такой метод формирования человека. Это его закаляет, делает сильнее и умнее. А не будешь делать "ошибок" - ничего не поймешь и ничему не научишься. Верно говорят, любые неприятности, что нас не убивают, делают умнее и сильнее.
     

По теме Проблемы воспитания

Проблемы нравственного воспитания личности

Проблемы нравственного воспитания. Жизнь ставит перед человеком множество...
Журнал

Как необходимо изменить систему воспитания и обучения?

В настоящее время духовно-нравственное совершенствование молодого человека...
Журнал

Семь ошибок воспитания, которые мешают детям стать лидерами

Сегодняшние родители своими руками лишают детей возможности стать лидерами и...
Журнал

Традиции воспитания детей в Японии

У каждого народа в воспитании детей есть свои особые правила. Японские родители...
Журнал

Проблемы США

Проблемы США... Будущее не принесет никакого облегчения Штатам, потрепанным...
Журнал

Проблемы экологии

В современной цивилизации фактор информации играет все большую роль. Мы только...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Весомые аргументы в пользу оптимизма
Влияние Луны в астрологии на жизнь человека