Намерение
Возникновение самовосприятия и самоосмысления представляет тот рубеж, которым отделяется не просто разумность от разума, и объект от субъекта - в разуме возникает то состояние, когда начинает просыпаться сознание. Восприятие себя субъектом создает предпосылки обретения нового качества разума - самоосознания. Ощущая себя субъектом, разум формирует намерение осознать самое себя, как основной мотив своей деятельности, в виде осознаваемого алгоритма самоидентификации своей сущности.
Намерение - это «желание» разума, представляющее собой естественное логическое продолжение самоосмысления как такового. Намерения - это закономерная деятельность уже сознания Материи, как следствие и результат осмысления разумом своего собственного состояния и функционирования. Из намерения, из этой программы самоосмысления и рождается воля возникающего сознания по осознанию самого себя целенаправленным развитием своего разума. Именно намерение осознать самое себя лежит в основе всех возможных действиях сознания...
Очевидно, начальным этапом развития разума является накопление любой доступной информации - ибо только это позволяет разуму развиваться. При достижении определенного уровня самоосознания необходим переход к активным проявлениям, что значительно, несопоставимо может увеличить поток информации, а следовательно ее осознания и развития этим разума. Только в своих действиях разум может развивать самоосознание и лишь этим он может обрести сознание, тем более высокоразвитое.
Вообразить формы, способы и средства развития разума в изначальной пра-Материи для нашего ощутительного восприятия достаточно сложно. Для этого, скорее всего, надо обладать воображением художника или писателя-фантаста. Очевидной подсказкой для осмысления того, как информация становится основой и инструментом создания разума, может наверное служить классическая музыка. Ведь звуки (изменения хаотичности теплового движения молекул воздуха) - это колебания, несущие информацию.
Складываясь, гармонические звуки создают мелодии, мелодии - музыкальные образы. Музыкальные образы взаимодействуют между собой. Возникает понятийно-смысловая система взаимоотношений со своим языком, выражающим чувства и отношения, которым можно вести повествование и давать даже изобразительные картины. Музыка есть прямой намёк на то, как симфонии трансфизических сфер Хаоса превращают информационное поле пра-Материи во внутреннее пространство Сознания.
Можно лишь предположить, что между разумностью и разумом Материи, а тем паче возникновением сознания лежит невообразимая дистанция, которую нам даже трудно представить. И что любопытно, в обыденности повседневной жизни мы воспринимает как должное, когда ребенок обретает развитый полноценный разум и индивидуальное сознание лишь за считанные годы развития в период детства. Совершенно очевидно, что индивидуальное сознание ребенка «просыпается», а не создается с нуля.
В пределы нашего осмысления процесс развития разума пра-Материи вступает, когда он уже вошел в русло определенности. И именно порядок развития самоосознания может нами восприниматься как конкретный процесс, организованный по определенным законам и правилам. Мы, как и литературные герои Станислава Лема в его «Солярисе», прибываем к тому состоянию, когда у Океана наличествует уже вполне определенное, но совершенно отличное от человеческого, сознание.
Разумность всей, предвечно существующей Материи формирует первичное Сознание. Это первичное Сознание естественно абсолютно не похоже на наше. Ведь формируемое им восприятие находится за гранью нашего понимания и для нас трансцендентно. С нашим опытом самоосознания и понимания Мира даже сущностно понять самоощущение и самовосприятие такого Сознания, с таким масштабом и невообразимой мощью крайне трудно, практически невозможно. По крайней мере до тех пор, пока в самом конце эволюции нашего индивидуального сознания, мы не сольемся в нем в полном единстве.
Разумная пра-Материя со всеохватывающим Сознанием - это Абсолют, Единое. Находясь в состоянии Хаоса (в отсутствие любой структуры и всяких процессов), Единое пребывает в абсолютном покое непроявленного состояния - в Небытие. Воспринимая лишь самое себя, Сознание Единого неактивно, и соответствующая ему энергия находится в состоянии хаоса. Также и наоборот, хаотичность не дает никакой иной активности Материи и сопутствующее ему Сознание находится в состоянии восприятия. Сознание как качество Материи соответствует ее состоянию, они абсолютно взаимосвязаны.
У Сознания очевидно могут быть разные состояния в том числе как пассивное, так и противоположное - активное. И любому изменению Сознания соответствует вполне определенное изменение Материи, начиная от информационного (перераспределение хаотичности энергии) и вплоть до сущностного (изменение структурности). Если хаотическому состоянию энергии соответствует как бы «пассивное» состояние Сознания, то нехаотическому состоянию энергии с какой-либо определенной структурой будет соответствовать «активное» состояние Сознания.
Сознание, качество Единого не только отражающее характер взаимодействия энергии Хаоса, но и могущее в потенции дать различные формы самоорганизации Материи. В случае перехода энергии в структурированное состояние, где могут проходить изменения и процессы, Сознание Единого станет активным - в нем станет возможным прохождение изменений, а значит и процессы развития разума. Все процессы сознания в Мироздании - это тонко-энергетические процессы. Вообще всякое действие, процесс, мысль, чувство любого сознания есть процесс изменения соответствующих тонких материй.
Основополагающим для любого сознания есть стремление к самоосознанию, которому отсутствие бытия не позволяет осуществиться. В Небытие - в отсутствие какой-либо структуры и деятельности, в состоянии абсолютного покоя - осознавать просто нечего. Восприятие Единым полной неизменности и отсутствие чего-либо вообще кроме самое себя, порождает устремление осознать себя каким-либо образом вообще. Но для этого требуется изменение существующего состояния Сознания и Материи.
Этим возникает устремление Абсолюта перейти из Небытия в другое, иное состояние, позволяющее развивать самоосознание - в Бытие. Это намерение - изначальная основа для любых потенциально возможных процессов осознания. Состояние пассивного восприятия Сознания должно смениться на восприятие активное. Этим Бытие есть прямая и сущностная противоположность Небытию. Материя из непроявленного, «несуществующего» состояния хаотичной пустотной бесструктурности должна перейти в проявленное, «существующее» состояние концентрированной упорядоченной структуры.
С учетом единичности, Единое может осознать самое себя лишь в своих же собственных проявлениях и действиях. Лишь в ходе изменений и процессов возможно развитие разума и сознания, что не может осуществиться в Хаосе. Стремление к самоосознанию побуждает у Единого намерение сотворить из самое себя структуру, в которой есть процессы, жизнь, бытие - то, в чем Абсолют будет полноценно проявлен, активен и может действовать. Мы называем это Мир. Это то, что может быть осознано, то что даст информацию, то что существует, то где есть процессы и изменения.
Сознание Абсолюта пассивно, в состоянии хаоса энергии оно лишь воспринимает информацию. Для развития требуются процессы наработки информации, что непосредственно в Едином невозможно. Поэтому кроме Мира, должны быть созданы инструменты Сознания, в которых могут быть воплощены все функции разума, и в которых могут протекать процессы и изменения развивающие сознание. Это возможно, если эти инструменты существуют в мире Бытия, где возможны любые изменения, и эти инструменты будут тесно связаны с Сознанием, чтобы оно могло воспринимать добытое осознание.
Поэтому в Мире должны быть воплощены индивидуальные сознания, в виде активных, действующих субъектов, которые своим индивидуальным бытием, существованием и нарабатывают осознание самое себя, которое и становиться достоянием Сознания. Устремление к самоосознанию, намерение - причина, побуждающая Хаос явить из себя Космос. Это ключевой принцип творения, позволяющий Единому осознать себя посредством сознания, сконцентрированного в проявленных формах Мира.
До начала
Предопределяет ли Абсолют заранее все, создавая план предстоящего творения как информационно-энергетический образ? Почему все устроено именно так, а не иначе? Или опыт созидания проявлений тоже накапливается постепенно? И какова у Сознания Единого предшествующая эволюция? Для нас, по крайней мере сейчас, все подобные вопросы остаются без ответа. И тем не менее, глядя на наш Мир приходит понимание четкой продуманности принципов его организации и направленности его эволюции, рассмотрев которые можно попытаться ответить хотя бы на ряд таких вопросов.
Единому, для появления любых объектов (и субъектов) требуется сама возможность существования отдельности как таковая. Как возможность обособления части своей энергии и ее индивидуализации, без чего невозможно наличие чего-либо, кроме Абсолюта. Существование объектов как конкретных форм невозможно без структурированной энергии, которая и становится «стройматериалом» для всей Вселенной. Без арены (вместилища, пространства) бытие проявленных форм (объектов и субъектов) невозможно. Для протекания процессов, нужна сама возможность существования изменений вообще.
Существование Мира предполагает наличие структурированной энергии - проявленной материи. Ее взаимодействие и свойства отличаются от таковых в чистой энергии, что естественно изменяет ряд свойств Сознания. Поэтому при порождении Мироздания, Сознание будет сохраняться в чистом виде как непроявленный Хаос. А Бытие должно осуществляться отдельными, нехаотическими аспектами Единого - необходима иерархия проявления, целый сонм разумных сущностей, творящих все Сущее.
Единому из себя, из бесструктурной хаотичной энергии нужно создать «инструменты» действия и с их помощью строить Мироздание. Принципы отдельности, структуры (как одновременное существование и взаимодействие противоположных принципов движения и не-движения), возникая в Едином должны придти на смену принципу хаоса. Намерением Абсолюта новые принципы состояния возникают как энерго-информационные матрицы, как активные «части» энергии Единого, как «отдельные» субъекты, как аспекты Абсолюта способные перераспределять и структурировать хаотичную энергию.
Информация в них существует в виде энергетической конфигурации, которая при активном действии принципа, способна «наложением» на энергию Хаоса придавать ей иное, другое качество, отличное от хаотического состояния. Принципы, как цельные энергии Единого, как замкнутые части Абсолюта, как отдельные целостности тонкой пра-Материи, обретают свое сознание. Их сознание соответствует состоянию энергии в очерченных ими зонах Единого. И естественно, в этом случае можно говорить о индивидуальных (и даже может быть в какой-то мере личностных) различиях этих сознаний.
Принцип отдельности в философии санкхья получил имя Ахамкара. Принцип движения - Раджас, не-движения - Тамас. Принцип структуры или гармонии (как уравновешенное взаимодействие Раждаса и Тамаса) - Саттва. Эти Принципы есть Начала Мира, они своим действием создают все Мироздание. Саттва, Раджас и Тамас образуют единую, диалектически связанную сущность структурированной энергии Единого, которая и есть Основа всего Мира. Ее можно назвать Создателем (в религии - Бог).
Ахамкара - аспект Абсолюта, обособляющий «часть» энергии Единого в «отдельную» сущность. Эти «части» энергии существуют в Едином как «отдельные» субъекты, как индивидуальные сущности, как личностные сознания. Без Ахамкары никакая часть Единого не может ощутить свою отдельность. Она сопровождает любое сознание Мира, пока оно не сольется в единстве с Абсолютом, как закончившее индивидуальную эволюцию самоосознание. Ахамкара предопределяет существование Вселенной как мира предметных объектов. Без нее никакая энергия не может существовать как объект Мироздания.
Тамас (Инь). Принцип инертности материи, качество энергии порожденное разделением хаотичности на противоположности. Как Начало не-движения, позволяет концентрировать энергию, сгущая ее до полевой формы материи и вещества. Порождает всю материальность и вещественность Мироздания и любого объекта Мира. Как Начало статики, как «пассивный» аспект Единого создает, сохраняет и защищает материальность Вселенной от всех изменений. Будучи энергией Единого, Тамас обладает индивидуальным сознанием. Мать всему Сущему, создавая саму возможность его бытия.
Раджас (Ян). Принцип движения материи, качество энергии порожденное разделением хаотичности на противоположности. Как Начало динамики, придает материи саму способность любого изменения, порождая все процессы Бытия и время. Дает всякой материальности и всем объектам Мироздания возможность изменения структуры и формы. Как Начало активности продуцирует процессы созидания и разрушения в Мире. Как аспект Абсолюта, как энергия Единого Раджас обладает индивидуальным сознанием. Отец всего Бытия, создает возможность его существования как такового.
Саттва (Тай-Цзы). Состояние Абсолюта, разделяющего часть энергии Хаоса на противоположности. Принцип уравновешивания полярностей Материи. Саттва как отдельный аспект Единого обеспечивает существование Тамаса и Раджаса, удерживая их от слияния и создавая баланс взаимодействия. Этим возникает структурность материи, что позволяет творить форму: из Хаоса возникает порядок, Космос. Порождая пространство, которое становится истоком всей материальности Мира, Саттва есть основа Мироздания. Саттва как часть Единого обладает Сознанием. Принцип Формы всего Сущего и Бытия.
Хаос. Качество энергии Единого в Небытие. Цельность, слитность, неразрывность и замкнутость пра-Материи. Не существование структуры, пространства, формы и порядка вообще. Отсутствие любых процессов, изменений, времени и полный покой. И одновременно потенция проявления всего Сущего, возможность возникновения Бытия, способность рождения Мира. Благодаря Сознанию, в отсутствие всего, в Хаосе скрыто все, все что вообще может появиться. Хаос есть состояние Единого до Бытия.
Хаос (беспорядок) противоположен Космосу (порядку). Это дает высший атрибут диалектики Небытия и Бытия, как предельного отражения дуализма вообще. Порядок и хаос функциональны. В отличие от других аспектов Единого, Хаос дает абсолютно иной принцип структурирования энергии: или вернее полное отсутствие структуры позволяет Хаосу быть истоком всех структур. С возникновением Космоса часть Единого (Принцип Формы), продолжает оставаться в состоянии Хаоса, как непроявленная часть Абсолюта.
Создатель. Непрекращающееся существование двух взаимодействующих противоположных полюсов основ всего Сущего, Раджаса и Тамаса - главный принцип формирования всей материи и структуры Мироздания и диалектичности самого Бытия. Саттва как третий аспект Единого, постоянно удерживая отдельное существование противоположностей в рамках целого, порождает этим структурность. Этим в Едином можно выделить три отдельные субъекта энергии - Саттву, Раджас и Тамас.
Эти три энергии вместе, без разделения их на отдельные аспекты, образуют триединую динамичную энергию, включающую все три субъекта, как активный аспект проявления Единого, как действующую часть Абсолюта, которая и есть Создатель, частью которого является Мир. Это полный синтез энергий Единого без потери структурированности, без возврата в Хаос, без ухода в Небытие. Создатель, этим своим аспектом структуры, в религии фигурирует как Троица (Тримурти). Это и есть все Сущее, и наш Мир как его часть. Создатель есть проявленное Бытие, как иное, нехаотическое состояние Единого.
Образ творения
Даже не смотря на отсутствие необходимых знаний, люди всегда пытались осмыслить существование и возникновение Мира. Что интересно, в литературно-мифологических попытках обычно осмысление космогонии наиболее логично. Кстати, относительно недавно Дж. Толкин в своем «Сильмариллионе» дал довольно поэтичный образ творения (Песнь айнуров). Может поэтому его трилогия «Властелин колец» столь значительна, что данное литературное произведение обладает своей космогонией? Мы же попытаемся воссоздать образ творения, исходя из естественного хода эволюции Мироздания.
Для наиболее эффективного развития самоосознания, Единое с помощью Ахамкары выделяет в себе множество «отдельных», индивидуальных сознаний. Воплощаясь в Мире, сознания формируют из его материальности свои проявления. И как отдельные субъекты из плотной материи эти сознания своим существованием, бытием и будут накапливать опыт индивидуального самоосознания. Это есть основа замысла творения, как способа познания самого себя, как метода развития самоосознания Единого.
Мироздание, как система воспроизводящая физические миры для жизни, имеет ограниченное время своего существования. С учетом такого одноразового функционирования астрономического Космоса, именно множественность Сознания Единого в виде индивидуальных сознаний позволяет за один цикл существования Вселенной пройти все возможные пути развития сознания. Это даст все разнообразие самоосознания, и поэтому в возможностях Абсолюта, Мир максимально многообразен и велик.
Наиболее востребовано эволюционирующее самоосознание, дающее в конечном итоге накопление самой значимой информации. И соответственно нужны условия для непрерывной (в том или ином виде) эволюции «отдельных» сознаний. До тех пор, пока исполнившее себя сознание не ощутит свое единство с Абсолютом. А так как энергия индивидуального сознания никогда не покидает Единого и не разрывает с Ним связи, то наработанное индивидуальное самоосознание становиться достоянием Единого и всех других сознаний закончивших свою эволюцию.
В соответствии с замыслом, первый шаг творения - построение Мироздания. Вселенная, как система, должна обеспечивать в течении длительного времени существование и воспроизводство пригодных для жизни миров (в первую очередь для органической). Не смотря на конечность продолжительности жизни отдельных звезд и планет, Космос должен быть непрерывно действующей ареной воплощения мириадов сознаний. Современная космология довольно отчетливо представляет себе этот процесс.
Существование структуры имеет свои законы и требуется целая череда определенных и длительных процессов для возникновения Мироздания. Соответственно Единому, Создателю потребуются еще «инструменты» для создания разнообразных видов материальности и построения самой структуры Мироздания. Выделяя их в Себе, как сознания осуществляющие построение и существование всей астрономической Вселенной, можно говорить о появлении целой иерархии космического созидания. Именно их усилиями в пространстве Мира возникают галактики, звезды и планеты.
Лишь после создания астрономического Космоса и появления в нем планет становится возможным его «заселение». Это уже второй шаг творения Мира. Возникновение на планетах жизни и природы - процессы весьма непростые и продолжительные, которые должны направляться соответствующими аспектами созидания. Этим в Едином должны появиться целые сонмы сознаний, ответственные за создание планетарных видов жизни. В итоге всех этих процессов должны возникнут биологические, и не только, носители разума, способные вместить полноценное индивидуальное сознание.
И только после этого начнется планетарный цикл эволюции индивидуального сознания, создающих на своих планетах разумные цивилизации. Это начало основного этапа существования Мира или третий и главный шаг творения. Именно полноценная эволюция высокоразвитого индивидуального сознания в масштабе Вселенной и дает основное самоосознание Единому. Процесс развития индивидуального сознания на планетах и во всей Вселенной естественно направляется соответствующими иерархиями.
Это основные узловые моменты творения. После исчерпания запасов энергии проявленной материи перестанут образовываться звезды и органическая жизнь в потухшей Вселенной станет невозможна. Длить угасающее существование Вселенной, переставшей быть ареной для самоосознания не имеет смысла. Очевидно этап завершения проявленного творения является таким же неизбежным, как и его создание. Энергия Единого, используемая для создания материальности Мира лишена возможности непосредственно обладать активным индивидуальным сознанием в течении существования Мира.
Требуется последовательное существование новых Миров и Вселенных, чтобы вся энергия Создателя смогла пройти этапы развития самоосознания в индивидуализированном виде. Вопрос о цикличности проявлений Единого, череде периодов активности и пассивности Создателя, процессах бытия и небытия Вселенных очевидно должен разрешается положительно. Также как и по завершении всего цикла развития самоосознания Создателя, вполне возможно появление в Едином нового Создателя.
Эволюция самоосознания сил (иерархий) космического созидания и материальности Мира, также как и стихийных процессов бытия живой и неживой природы - это вопросы развития не гуманоидного и не биологического разума и выходят за рамки нашего рассмотрения. Существования таких видов разума мы коснемся очень бегло и лишь в порядке общего ознакомления. Восприятие деятельности сознаний так далеко выходящих за рамки привычного и наших масштабов, весьма необычно для осмысления. Как пример другого поля сознания, можно вспомнить фантазию Стругацких «Малыш».
Эволюция Сознания Мира в гуманоидном аспекте нам конечно ближе и понятнее - ведь мы являемся одним из видов его типичных представителей. Но и тут, восприятие субъектов сознания уже масштаба планеты, своей деятельностью направляющих развитие самоосознания народов как и человечества в целом, поддается пониманию уже с большими ограничениями. Не смотря на все сложности, структуру сознания и эволюцию индивидуального самоосознания мы рассмотрим именно на примере человека.
Продолжение следует.
Вернер О.Э.
Возникновение самовосприятия и самоосмысления представляет тот рубеж, которым отделяется не просто разумность от разума, и объект от субъекта - в разуме возникает то состояние, когда начинает просыпаться сознание. Восприятие себя субъектом создает предпосылки обретения нового качества разума - самоосознания. Ощущая себя субъектом, разум формирует намерение осознать самое себя, как основной мотив своей деятельности, в виде осознаваемого алгоритма самоидентификации своей сущности.
Намерение - это «желание» разума, представляющее собой естественное логическое продолжение самоосмысления как такового. Намерения - это закономерная деятельность уже сознания Материи, как следствие и результат осмысления разумом своего собственного состояния и функционирования. Из намерения, из этой программы самоосмысления и рождается воля возникающего сознания по осознанию самого себя целенаправленным развитием своего разума. Именно намерение осознать самое себя лежит в основе всех возможных действиях сознания...
Очевидно, начальным этапом развития разума является накопление любой доступной информации - ибо только это позволяет разуму развиваться. При достижении определенного уровня самоосознания необходим переход к активным проявлениям, что значительно, несопоставимо может увеличить поток информации, а следовательно ее осознания и развития этим разума. Только в своих действиях разум может развивать самоосознание и лишь этим он может обрести сознание, тем более высокоразвитое.
Вообразить формы, способы и средства развития разума в изначальной пра-Материи для нашего ощутительного восприятия достаточно сложно. Для этого, скорее всего, надо обладать воображением художника или писателя-фантаста. Очевидной подсказкой для осмысления того, как информация становится основой и инструментом создания разума, может наверное служить классическая музыка. Ведь звуки (изменения хаотичности теплового движения молекул воздуха) - это колебания, несущие информацию.
Складываясь, гармонические звуки создают мелодии, мелодии - музыкальные образы. Музыкальные образы взаимодействуют между собой. Возникает понятийно-смысловая система взаимоотношений со своим языком, выражающим чувства и отношения, которым можно вести повествование и давать даже изобразительные картины. Музыка есть прямой намёк на то, как симфонии трансфизических сфер Хаоса превращают информационное поле пра-Материи во внутреннее пространство Сознания.
Можно лишь предположить, что между разумностью и разумом Материи, а тем паче возникновением сознания лежит невообразимая дистанция, которую нам даже трудно представить. И что любопытно, в обыденности повседневной жизни мы воспринимает как должное, когда ребенок обретает развитый полноценный разум и индивидуальное сознание лишь за считанные годы развития в период детства. Совершенно очевидно, что индивидуальное сознание ребенка «просыпается», а не создается с нуля.
В пределы нашего осмысления процесс развития разума пра-Материи вступает, когда он уже вошел в русло определенности. И именно порядок развития самоосознания может нами восприниматься как конкретный процесс, организованный по определенным законам и правилам. Мы, как и литературные герои Станислава Лема в его «Солярисе», прибываем к тому состоянию, когда у Океана наличествует уже вполне определенное, но совершенно отличное от человеческого, сознание.
Разумность всей, предвечно существующей Материи формирует первичное Сознание. Это первичное Сознание естественно абсолютно не похоже на наше. Ведь формируемое им восприятие находится за гранью нашего понимания и для нас трансцендентно. С нашим опытом самоосознания и понимания Мира даже сущностно понять самоощущение и самовосприятие такого Сознания, с таким масштабом и невообразимой мощью крайне трудно, практически невозможно. По крайней мере до тех пор, пока в самом конце эволюции нашего индивидуального сознания, мы не сольемся в нем в полном единстве.
Разумная пра-Материя со всеохватывающим Сознанием - это Абсолют, Единое. Находясь в состоянии Хаоса (в отсутствие любой структуры и всяких процессов), Единое пребывает в абсолютном покое непроявленного состояния - в Небытие. Воспринимая лишь самое себя, Сознание Единого неактивно, и соответствующая ему энергия находится в состоянии хаоса. Также и наоборот, хаотичность не дает никакой иной активности Материи и сопутствующее ему Сознание находится в состоянии восприятия. Сознание как качество Материи соответствует ее состоянию, они абсолютно взаимосвязаны.
У Сознания очевидно могут быть разные состояния в том числе как пассивное, так и противоположное - активное. И любому изменению Сознания соответствует вполне определенное изменение Материи, начиная от информационного (перераспределение хаотичности энергии) и вплоть до сущностного (изменение структурности). Если хаотическому состоянию энергии соответствует как бы «пассивное» состояние Сознания, то нехаотическому состоянию энергии с какой-либо определенной структурой будет соответствовать «активное» состояние Сознания.
Сознание, качество Единого не только отражающее характер взаимодействия энергии Хаоса, но и могущее в потенции дать различные формы самоорганизации Материи. В случае перехода энергии в структурированное состояние, где могут проходить изменения и процессы, Сознание Единого станет активным - в нем станет возможным прохождение изменений, а значит и процессы развития разума. Все процессы сознания в Мироздании - это тонко-энергетические процессы. Вообще всякое действие, процесс, мысль, чувство любого сознания есть процесс изменения соответствующих тонких материй.
Основополагающим для любого сознания есть стремление к самоосознанию, которому отсутствие бытия не позволяет осуществиться. В Небытие - в отсутствие какой-либо структуры и деятельности, в состоянии абсолютного покоя - осознавать просто нечего. Восприятие Единым полной неизменности и отсутствие чего-либо вообще кроме самое себя, порождает устремление осознать себя каким-либо образом вообще. Но для этого требуется изменение существующего состояния Сознания и Материи.
Этим возникает устремление Абсолюта перейти из Небытия в другое, иное состояние, позволяющее развивать самоосознание - в Бытие. Это намерение - изначальная основа для любых потенциально возможных процессов осознания. Состояние пассивного восприятия Сознания должно смениться на восприятие активное. Этим Бытие есть прямая и сущностная противоположность Небытию. Материя из непроявленного, «несуществующего» состояния хаотичной пустотной бесструктурности должна перейти в проявленное, «существующее» состояние концентрированной упорядоченной структуры.
С учетом единичности, Единое может осознать самое себя лишь в своих же собственных проявлениях и действиях. Лишь в ходе изменений и процессов возможно развитие разума и сознания, что не может осуществиться в Хаосе. Стремление к самоосознанию побуждает у Единого намерение сотворить из самое себя структуру, в которой есть процессы, жизнь, бытие - то, в чем Абсолют будет полноценно проявлен, активен и может действовать. Мы называем это Мир. Это то, что может быть осознано, то что даст информацию, то что существует, то где есть процессы и изменения.
Сознание Абсолюта пассивно, в состоянии хаоса энергии оно лишь воспринимает информацию. Для развития требуются процессы наработки информации, что непосредственно в Едином невозможно. Поэтому кроме Мира, должны быть созданы инструменты Сознания, в которых могут быть воплощены все функции разума, и в которых могут протекать процессы и изменения развивающие сознание. Это возможно, если эти инструменты существуют в мире Бытия, где возможны любые изменения, и эти инструменты будут тесно связаны с Сознанием, чтобы оно могло воспринимать добытое осознание.
Поэтому в Мире должны быть воплощены индивидуальные сознания, в виде активных, действующих субъектов, которые своим индивидуальным бытием, существованием и нарабатывают осознание самое себя, которое и становиться достоянием Сознания. Устремление к самоосознанию, намерение - причина, побуждающая Хаос явить из себя Космос. Это ключевой принцип творения, позволяющий Единому осознать себя посредством сознания, сконцентрированного в проявленных формах Мира.
До начала
Предопределяет ли Абсолют заранее все, создавая план предстоящего творения как информационно-энергетический образ? Почему все устроено именно так, а не иначе? Или опыт созидания проявлений тоже накапливается постепенно? И какова у Сознания Единого предшествующая эволюция? Для нас, по крайней мере сейчас, все подобные вопросы остаются без ответа. И тем не менее, глядя на наш Мир приходит понимание четкой продуманности принципов его организации и направленности его эволюции, рассмотрев которые можно попытаться ответить хотя бы на ряд таких вопросов.
Единому, для появления любых объектов (и субъектов) требуется сама возможность существования отдельности как таковая. Как возможность обособления части своей энергии и ее индивидуализации, без чего невозможно наличие чего-либо, кроме Абсолюта. Существование объектов как конкретных форм невозможно без структурированной энергии, которая и становится «стройматериалом» для всей Вселенной. Без арены (вместилища, пространства) бытие проявленных форм (объектов и субъектов) невозможно. Для протекания процессов, нужна сама возможность существования изменений вообще.
Существование Мира предполагает наличие структурированной энергии - проявленной материи. Ее взаимодействие и свойства отличаются от таковых в чистой энергии, что естественно изменяет ряд свойств Сознания. Поэтому при порождении Мироздания, Сознание будет сохраняться в чистом виде как непроявленный Хаос. А Бытие должно осуществляться отдельными, нехаотическими аспектами Единого - необходима иерархия проявления, целый сонм разумных сущностей, творящих все Сущее.
Единому из себя, из бесструктурной хаотичной энергии нужно создать «инструменты» действия и с их помощью строить Мироздание. Принципы отдельности, структуры (как одновременное существование и взаимодействие противоположных принципов движения и не-движения), возникая в Едином должны придти на смену принципу хаоса. Намерением Абсолюта новые принципы состояния возникают как энерго-информационные матрицы, как активные «части» энергии Единого, как «отдельные» субъекты, как аспекты Абсолюта способные перераспределять и структурировать хаотичную энергию.
Информация в них существует в виде энергетической конфигурации, которая при активном действии принципа, способна «наложением» на энергию Хаоса придавать ей иное, другое качество, отличное от хаотического состояния. Принципы, как цельные энергии Единого, как замкнутые части Абсолюта, как отдельные целостности тонкой пра-Материи, обретают свое сознание. Их сознание соответствует состоянию энергии в очерченных ими зонах Единого. И естественно, в этом случае можно говорить о индивидуальных (и даже может быть в какой-то мере личностных) различиях этих сознаний.
Принцип отдельности в философии санкхья получил имя Ахамкара. Принцип движения - Раджас, не-движения - Тамас. Принцип структуры или гармонии (как уравновешенное взаимодействие Раждаса и Тамаса) - Саттва. Эти Принципы есть Начала Мира, они своим действием создают все Мироздание. Саттва, Раджас и Тамас образуют единую, диалектически связанную сущность структурированной энергии Единого, которая и есть Основа всего Мира. Ее можно назвать Создателем (в религии - Бог).
Ахамкара - аспект Абсолюта, обособляющий «часть» энергии Единого в «отдельную» сущность. Эти «части» энергии существуют в Едином как «отдельные» субъекты, как индивидуальные сущности, как личностные сознания. Без Ахамкары никакая часть Единого не может ощутить свою отдельность. Она сопровождает любое сознание Мира, пока оно не сольется в единстве с Абсолютом, как закончившее индивидуальную эволюцию самоосознание. Ахамкара предопределяет существование Вселенной как мира предметных объектов. Без нее никакая энергия не может существовать как объект Мироздания.
Тамас (Инь). Принцип инертности материи, качество энергии порожденное разделением хаотичности на противоположности. Как Начало не-движения, позволяет концентрировать энергию, сгущая ее до полевой формы материи и вещества. Порождает всю материальность и вещественность Мироздания и любого объекта Мира. Как Начало статики, как «пассивный» аспект Единого создает, сохраняет и защищает материальность Вселенной от всех изменений. Будучи энергией Единого, Тамас обладает индивидуальным сознанием. Мать всему Сущему, создавая саму возможность его бытия.
Раджас (Ян). Принцип движения материи, качество энергии порожденное разделением хаотичности на противоположности. Как Начало динамики, придает материи саму способность любого изменения, порождая все процессы Бытия и время. Дает всякой материальности и всем объектам Мироздания возможность изменения структуры и формы. Как Начало активности продуцирует процессы созидания и разрушения в Мире. Как аспект Абсолюта, как энергия Единого Раджас обладает индивидуальным сознанием. Отец всего Бытия, создает возможность его существования как такового.
Саттва (Тай-Цзы). Состояние Абсолюта, разделяющего часть энергии Хаоса на противоположности. Принцип уравновешивания полярностей Материи. Саттва как отдельный аспект Единого обеспечивает существование Тамаса и Раджаса, удерживая их от слияния и создавая баланс взаимодействия. Этим возникает структурность материи, что позволяет творить форму: из Хаоса возникает порядок, Космос. Порождая пространство, которое становится истоком всей материальности Мира, Саттва есть основа Мироздания. Саттва как часть Единого обладает Сознанием. Принцип Формы всего Сущего и Бытия.
Хаос. Качество энергии Единого в Небытие. Цельность, слитность, неразрывность и замкнутость пра-Материи. Не существование структуры, пространства, формы и порядка вообще. Отсутствие любых процессов, изменений, времени и полный покой. И одновременно потенция проявления всего Сущего, возможность возникновения Бытия, способность рождения Мира. Благодаря Сознанию, в отсутствие всего, в Хаосе скрыто все, все что вообще может появиться. Хаос есть состояние Единого до Бытия.
Хаос (беспорядок) противоположен Космосу (порядку). Это дает высший атрибут диалектики Небытия и Бытия, как предельного отражения дуализма вообще. Порядок и хаос функциональны. В отличие от других аспектов Единого, Хаос дает абсолютно иной принцип структурирования энергии: или вернее полное отсутствие структуры позволяет Хаосу быть истоком всех структур. С возникновением Космоса часть Единого (Принцип Формы), продолжает оставаться в состоянии Хаоса, как непроявленная часть Абсолюта.
Создатель. Непрекращающееся существование двух взаимодействующих противоположных полюсов основ всего Сущего, Раджаса и Тамаса - главный принцип формирования всей материи и структуры Мироздания и диалектичности самого Бытия. Саттва как третий аспект Единого, постоянно удерживая отдельное существование противоположностей в рамках целого, порождает этим структурность. Этим в Едином можно выделить три отдельные субъекта энергии - Саттву, Раджас и Тамас.
Эти три энергии вместе, без разделения их на отдельные аспекты, образуют триединую динамичную энергию, включающую все три субъекта, как активный аспект проявления Единого, как действующую часть Абсолюта, которая и есть Создатель, частью которого является Мир. Это полный синтез энергий Единого без потери структурированности, без возврата в Хаос, без ухода в Небытие. Создатель, этим своим аспектом структуры, в религии фигурирует как Троица (Тримурти). Это и есть все Сущее, и наш Мир как его часть. Создатель есть проявленное Бытие, как иное, нехаотическое состояние Единого.
Образ творения
Даже не смотря на отсутствие необходимых знаний, люди всегда пытались осмыслить существование и возникновение Мира. Что интересно, в литературно-мифологических попытках обычно осмысление космогонии наиболее логично. Кстати, относительно недавно Дж. Толкин в своем «Сильмариллионе» дал довольно поэтичный образ творения (Песнь айнуров). Может поэтому его трилогия «Властелин колец» столь значительна, что данное литературное произведение обладает своей космогонией? Мы же попытаемся воссоздать образ творения, исходя из естественного хода эволюции Мироздания.
Для наиболее эффективного развития самоосознания, Единое с помощью Ахамкары выделяет в себе множество «отдельных», индивидуальных сознаний. Воплощаясь в Мире, сознания формируют из его материальности свои проявления. И как отдельные субъекты из плотной материи эти сознания своим существованием, бытием и будут накапливать опыт индивидуального самоосознания. Это есть основа замысла творения, как способа познания самого себя, как метода развития самоосознания Единого.
Мироздание, как система воспроизводящая физические миры для жизни, имеет ограниченное время своего существования. С учетом такого одноразового функционирования астрономического Космоса, именно множественность Сознания Единого в виде индивидуальных сознаний позволяет за один цикл существования Вселенной пройти все возможные пути развития сознания. Это даст все разнообразие самоосознания, и поэтому в возможностях Абсолюта, Мир максимально многообразен и велик.
Наиболее востребовано эволюционирующее самоосознание, дающее в конечном итоге накопление самой значимой информации. И соответственно нужны условия для непрерывной (в том или ином виде) эволюции «отдельных» сознаний. До тех пор, пока исполнившее себя сознание не ощутит свое единство с Абсолютом. А так как энергия индивидуального сознания никогда не покидает Единого и не разрывает с Ним связи, то наработанное индивидуальное самоосознание становиться достоянием Единого и всех других сознаний закончивших свою эволюцию.
В соответствии с замыслом, первый шаг творения - построение Мироздания. Вселенная, как система, должна обеспечивать в течении длительного времени существование и воспроизводство пригодных для жизни миров (в первую очередь для органической). Не смотря на конечность продолжительности жизни отдельных звезд и планет, Космос должен быть непрерывно действующей ареной воплощения мириадов сознаний. Современная космология довольно отчетливо представляет себе этот процесс.
Существование структуры имеет свои законы и требуется целая череда определенных и длительных процессов для возникновения Мироздания. Соответственно Единому, Создателю потребуются еще «инструменты» для создания разнообразных видов материальности и построения самой структуры Мироздания. Выделяя их в Себе, как сознания осуществляющие построение и существование всей астрономической Вселенной, можно говорить о появлении целой иерархии космического созидания. Именно их усилиями в пространстве Мира возникают галактики, звезды и планеты.
Лишь после создания астрономического Космоса и появления в нем планет становится возможным его «заселение». Это уже второй шаг творения Мира. Возникновение на планетах жизни и природы - процессы весьма непростые и продолжительные, которые должны направляться соответствующими аспектами созидания. Этим в Едином должны появиться целые сонмы сознаний, ответственные за создание планетарных видов жизни. В итоге всех этих процессов должны возникнут биологические, и не только, носители разума, способные вместить полноценное индивидуальное сознание.
И только после этого начнется планетарный цикл эволюции индивидуального сознания, создающих на своих планетах разумные цивилизации. Это начало основного этапа существования Мира или третий и главный шаг творения. Именно полноценная эволюция высокоразвитого индивидуального сознания в масштабе Вселенной и дает основное самоосознание Единому. Процесс развития индивидуального сознания на планетах и во всей Вселенной естественно направляется соответствующими иерархиями.
Это основные узловые моменты творения. После исчерпания запасов энергии проявленной материи перестанут образовываться звезды и органическая жизнь в потухшей Вселенной станет невозможна. Длить угасающее существование Вселенной, переставшей быть ареной для самоосознания не имеет смысла. Очевидно этап завершения проявленного творения является таким же неизбежным, как и его создание. Энергия Единого, используемая для создания материальности Мира лишена возможности непосредственно обладать активным индивидуальным сознанием в течении существования Мира.
Требуется последовательное существование новых Миров и Вселенных, чтобы вся энергия Создателя смогла пройти этапы развития самоосознания в индивидуализированном виде. Вопрос о цикличности проявлений Единого, череде периодов активности и пассивности Создателя, процессах бытия и небытия Вселенных очевидно должен разрешается положительно. Также как и по завершении всего цикла развития самоосознания Создателя, вполне возможно появление в Едином нового Создателя.
Эволюция самоосознания сил (иерархий) космического созидания и материальности Мира, также как и стихийных процессов бытия живой и неживой природы - это вопросы развития не гуманоидного и не биологического разума и выходят за рамки нашего рассмотрения. Существования таких видов разума мы коснемся очень бегло и лишь в порядке общего ознакомления. Восприятие деятельности сознаний так далеко выходящих за рамки привычного и наших масштабов, весьма необычно для осмысления. Как пример другого поля сознания, можно вспомнить фантазию Стругацких «Малыш».
Эволюция Сознания Мира в гуманоидном аспекте нам конечно ближе и понятнее - ведь мы являемся одним из видов его типичных представителей. Но и тут, восприятие субъектов сознания уже масштаба планеты, своей деятельностью направляющих развитие самоосознания народов как и человечества в целом, поддается пониманию уже с большими ограничениями. Не смотря на все сложности, структуру сознания и эволюцию индивидуального самоосознания мы рассмотрим именно на примере человека.
Продолжение следует.
Вернер О.Э.
Обсуждения Сознание Мира (первая часть-2)