В науке к настоящему времени понятия эволюции и развития полностью выхолостились, уравнялись между собой и означают лишь качественные изменения, которые тоже весьма условны и нередко их трудно отличить от количественных. Например, для человека потеря одной конечности формально является количественной, но для общества это уже инвалид, т.е. качественно другой человек.
Оснований для фактической ликвидации понятия эволюции более чем достаточно. Это энтузиасты мыслили развитие от простого к сложному, а эволюцию - как направленный процесс от низшего к высшему. Но потом выяснилась исключительная разнонаправленность эволюции в природе, а также необоснованность всяких оценок "лучше" или "хуже", поскольку они обусловлены чисто человеческими представлениями и чужды природе.
О развитии общества были и есть самые разные мнения. По одной версии развитие идет циклически, и каждая цивилизация, пройдя все стадии, неминуемо гибнет. По другим версиям происходит рост производительных сил или духовных качеств человека. Но и последние подвергаются жесткой критике. Не секрет, что наряду с удобствами машины принесли людям немало бедствий. Методам созидания всегда сопутствовали методы уничтожения. А ухудшение экологии обычно сопутствовало и тем, и другим. В условиях массовой культуры сомнителен и духовный рост.
Не очевидны показатели, по которым можно было бы оценивать производительные силы. Сравнительно недавно их измеряли выпуском чугуна, стали и проката. Но теперь важнее высокие технологии, которые еще труднее измерить. Пока устойчиво растет потребление энергии, но скорее всего и это временно.
Зато вряд ли можно отнести к временным процесс накопления знаний. Но и их трудно измерить, так как количество книг или компьютеров еще не отражает качество знаний, которое является решающим. К тому же, всегда встает вопрос о целесообразности знаний, связанный с неясными пока целями существования человечества и Вселенной.
И все же есть объективный критерий, хоть далеко не всеобщий и не отражающий явных целей в эволюции природы и общества. Это: рационализация. Однако, он позволяет делать оценки и даже строить гипотезы о будущем человечества.
Рационализация здесь понимается не в плане психологии, а как усовершенствование, введение более целесообразной организации чего-либо, в частности, производства.
Именно рационализацию предлагает нам назойливая реклама: купить то же самое за меньшую цену. Ясно также, что каждый предпочтет более экономичный автомобиль при прочих равных качествах. Ясно, что выгоднее тот паровой двигатель или турбина, которые дают больше энергии на единицу затраченного топлива.
В технике рационализация в общем представляется понятной: подавать поменьше на вход и получать побольше на выходе. Часто для этого используют обобщенные показатели, например, стоимость, где не лишня и стоимость самого агрегата. Скажем, можно сделать паровой двигатель с ювелирной точностью, несколько повысив его КПД, но затея может не окупиться. Как говорят, шкурка выделки не стоит. Так что не всегда просто определить рационализацию даже в технике.
И тем не менее, есть огромное количество примеров, показывающих, что рационализация - это объективное явление. Особенно много таких примеров в компьютерных программах, где небольшие изменения могут улучшить сразу все характеристики программы, а не одни за счет других.
Значительно сложнее обнаружить убедительные примеры рационализации в природе. Но в принципе нетрудно представить, что рыба, выдающая больше икринок, при прочих равных качествах получит больше шансов на продолжение своего рода. Аналогично ценится корова, которая дает больше молока.
Одомашнивание, вывод сортов растений и пород животных всегда производились из объективного понимания рациональности, хотя сами характеристики для рациональности выбирались разными: урожайность, вкусовые качества, морозостойкость, выносливость, производство шерсти, мяса, молока и многое другое.
Матушка-природа проводила для разных животных рационализацию по многим направлениям: скорость передвижения, вес, форма, защитные качества. Ясно, что чем быстрее бегает волк или летает птица, тем, вообще говоря, больше у них шансов для выживания.
Нет никакой возможности рассказать даже о малой части открытий природы. Но еще хуже было бы ничего не сказать. Имеет смысл обратиться к показателям, общим для множества видов. Один из них: метаболический диапазон, т.е. увеличение метаболизма от состояния покоя к состоянию при максимальной нагрузке. У большинства животных он не превосходит 10. Однако у лошади и человека - до 20, а у собачьих к удивлению ученых оказалось аж 30-кратное увеличение скорости потребления кислорода. Понятно, что резкое повышение активности немаловажно для жизни, но конкретные значения у человека и собаки не поддаются объяснению. Как установлено, одомашнивание тут ни причем. Волки столь же резвы. Лишь формально просматривается связь с сообразительностью. Так, может быть, собакам была уготована участь стать разумными раньше нас, но человек обошел их на повороте?
Оценивается также энергетическая цена бега, т.е. количество потребленного кислорода на 1 кг веса животного и на 1 км пробега. Введение такого показателя стало возможно потому, что, как выяснилось, практически неважно, с какой скоростью животное преодолело расстояние (если, конечно, оно не стояло вообще на месте, на что энергия, конечно, тоже расходуется). Как установлено эта величина зависит только от количества шагов на преодоление дистанции, а каждый шаг одинаково рационален для разных животных. Есть лишь небольшое отклонение от этой зависимости у человека и других представителей, передвигающихся на двух ногах, у них КПД чуть меньше. Таким образом, мелкому животному путь обходится дороже, и энергетическая цена бега у него выше. Здесь наконец-то проявляется преимущество большого размера с точки зрения физики.
Теперь о прыжках. Блоха может прыгнуть на высоту, в сто раз превышающую длину ее тела. Однако если измерить более скучные показатели, то оказывается, что у блохи скорость при отрыве 2 м/сек, т.е. даже хуже, чем у человека: более 3 м/сек. Несмотря на разные внешние эффекты, в прыжках природа дошла практически до максимума, и объективные показатели здесь почти одинаковы для всех прыгающих животных.
В связи с приведенными расчетами обнаружилось еще одно примечательное число: 12 кг - это максимальный вес птиц, способных к длительному машущему полету. Так что все летающие драконы из сказок не осилили бы земную гравитацию, во всяком случае, на заметное время.
Надо еще раз подчеркнуть, что рационализация в природе - это локальный признак. Из того, что черепаха не прыгает как коза, менее приспособленной к жизни она не стала.
Тем не менее, если взглянуть на рационализацию шире, то можно заметить важные закономерности. Подсказку нам дает та же назойливая реклама: получите дополнительные удовольствия за ту же цену. Особенно дополнения видны в технике, где, например, компьютер одновременно стал телевизором, а телефон - и компьютером, и телевизором. Аналогично почти сто лет назад кино стало не только показывать, но и говорить.
В природе не получается совсем за ту же цену, но весьма близкие вещи произошли, когда животные научились дышать не только в воде, но и в воздухе, а также когда они вышли на сушу. В принципе, все, даже самые малые, изменения организма открывают новые возможности за приемлемые затраты. А если бы все новое было принципиально убыточно, то ничего нового и не было бы.
Итак, выдвигается предположение, что любое изменение в природе, да и в обществе, можно теоретически разложить на две составляющие: добавление новой возможности и собственно рационализация (удаление излишеств, повышение мощности, улучшение других показателей). Это не значит, что и реально во времени процесс разделился на две половины, но в принципе мог бы. Так, развитие легких сочеталось и было взаимообусловлено с освобождением от водных атрибутов, но имеет смысл видеть в этом две разные составляющие.
В природе с излишествами не так просто. То, что сегодня покажется человеку излишеством, завтра может заиграть в неожиданном направлении. Все же есть основания считать, что в остатках хвоста и ушных раковинах человека не заложено колоссальных резервов для появления новых важных качеств.
В природе трудность еще в том, что даже на очевидную рационализацию требуются миллионы лет, за которые многое может измениться. А ложка, как говорят, дорога к обеду. И тем не менее, эволюция поражает, каким окольным путем она завела обратно в океан китов, дельфинов и других морских млекопитающих. Возможно, на том же пути находятся пингвины, у которых не только не осталось намека на способность летать, но которые и на суше крайне неповоротливы.
Иное дело в искусственном мире, созданном человеком. Здесь не так уж трудно повесить двигатель от мотоцикла на дельтаплан или присобачить новый сервис к чайнику, пылесосу, печке, расширить память у компьютера, обеспечить научный коллектив более производительной вычислительной техникой. Здесь далеко не редкость избыточность, т.е. именно интересующее нас появление новых бесплатных возможностей. Так, универсальны числа и письменность. Из одинаковых кирпичей можно построить любые дворцы. В отличие от картин на холсте, по телевизору можно показывать все, что угодно. На магнитные носители можно записывать любую информацию.
Сравнительно редко добавление новой возможности четко отделяется во времени и пространстве от последующего упрощения. Но так было с установкой паровых двигателей на парусные суда. Далеко не сразу эти двигатели набрали нужную силу, чтобы затем показать полную ненужность парусов. Обычно обе указанные составляющие идут рука об руку. Так, постепенно отживают свой век книги и газеты в бумажном варианте, переходя на электронный. Отжили паровозы, пароходы, многие производственные технологии.
Из-за этого совмещения процессов трудно заметить направленность эволюции общества. Одни вещи сменились другими, в чем-то они лучше, но заметна и утрата прежних качеств. Однако совсем иначе будет выглядеть история общества, если ее записать в несколько ином порядке, выделяя последовательно обе составляющие: добавление и упрощение. Здесь каждый шаг выглядит как предложение, от которого невозможно отказаться.
Никто не заставлял людей садиться на корабль, в трамвай, поезд, самолет. Но сели, потому что ускорялся обмен информацией, товарами. Появилась возможность специализации. Тоже никто не заставлял. Не хочешь покупать чужое - производи все сам. Но выгоднее оказалась специализация, упрощение и стандартизация местных производственных структур. Так дошли до современной глобализации, которую многие клянут. И никто к ней специально не стремился. Просто так сложилось из шагов, которые трудно не сделать.
Так же мир не смог пройти мимо автомобилизации. Теперь мы не знаем, куда приткнуть свое авто, да и пешком быстрее. Удивляемся, как это получилось. А ведь все складывалось из новых возможностей и устранения нерациональностей.
Поэтому, расширив понимание рационализации, мы все равно не избавляемся от ее локальности, которая на большем промежутке времени может завести нас в весьма неприятный тупик. К тому же, все новые открытия определяются не только нашими желаниями, но в большей степени объективным строением мира, остающегося далеко не познанным. И тем не менее, с позиций рационализации можно хоть как-то разобраться в зигзагах прошлого, чтобы по возможности не повторять ошибок в будущем.
Уже сейчас нетрудно прикинуть, к каким неприятным упрощениям может привести появление новых возможностей. Наибольшая катастрофа грозит, если к нам нагрянут инопланетяне или Бог и широко распахнут рог изобилия. В этом случае окажутся ненужными современные производства, человеческий труд да и все прежние достижения цивилизации. Такая рационализация - конец всему. Но сможем ли мы послать многоуважаемых гостей к черту? Пожалуй, нет. Даже понимая крушение прежней культуры, кто же откажется приобщиться к божественному?
Весьма похожее способны сотворить люди, которые уже закрыли немало традиционных производств и перестроили всю земную поверхность. Искусственный разум сможет дать все. Но отказаться от него еще труднее, поскольку это свое родное дитя, и не сразу оно облагодетельствует родителей. Каждый подарок от него - это то, от чего невозможно отказаться. Но это и постепенное, неумолимое крушение прежней жизни.
Таким образом, рационализация, весьма неспешная в природе, набирает огромный размах и скорость в человеческом обществе. Она все еще локальная. Но глобализация не дремлет. Уже давно в масштабах всей планеты стоят неотложные проблемы наведения на ней порядка. И все из локального быстро превращается в глобальное. На этом уровне все больше проявляется общемировых тенденций, которые в самом общем плане есть новые возможности и рационализация.
Какова конечная цель наблюдаемого и творимого нами процесса - не известно. Может быть, у него вообще нет осязаемой цели. А рационализация - это одновременно и процесс, и цель, хоть бы расплывчатая. Но, как показано, рационализация объективна. Поэтому нелишне сегодня разрабатывать, пусть идеальные, модели лучшего мироустройства. Возможно, к ним нет прямого пути, как тупиковыми оказались утопические модели социализма. Но нельзя исключить окольный путь, по которому, например, природа создала крупнейших животных на Земле. Наверное, сколько рыбу ни совершенствуй, кита из нее не получится. А вот с качествами сухопутных тварей, оказывается, можно главенствовать среди рыб.
Роль рационализации, конечно, надо еще выяснять, разбираясь в эволюции природы и общества. Но ясно, что эволюция, приниженная до простого изменения, далеко не так проста. Поэтому стоит еще поискать направление эволюции, а может быть, и цели существования жизни и всей Вселенной. Н.В.Невесенко
Оснований для фактической ликвидации понятия эволюции более чем достаточно. Это энтузиасты мыслили развитие от простого к сложному, а эволюцию - как направленный процесс от низшего к высшему. Но потом выяснилась исключительная разнонаправленность эволюции в природе, а также необоснованность всяких оценок "лучше" или "хуже", поскольку они обусловлены чисто человеческими представлениями и чужды природе.
О развитии общества были и есть самые разные мнения. По одной версии развитие идет циклически, и каждая цивилизация, пройдя все стадии, неминуемо гибнет. По другим версиям происходит рост производительных сил или духовных качеств человека. Но и последние подвергаются жесткой критике. Не секрет, что наряду с удобствами машины принесли людям немало бедствий. Методам созидания всегда сопутствовали методы уничтожения. А ухудшение экологии обычно сопутствовало и тем, и другим. В условиях массовой культуры сомнителен и духовный рост.
Не очевидны показатели, по которым можно было бы оценивать производительные силы. Сравнительно недавно их измеряли выпуском чугуна, стали и проката. Но теперь важнее высокие технологии, которые еще труднее измерить. Пока устойчиво растет потребление энергии, но скорее всего и это временно.
Зато вряд ли можно отнести к временным процесс накопления знаний. Но и их трудно измерить, так как количество книг или компьютеров еще не отражает качество знаний, которое является решающим. К тому же, всегда встает вопрос о целесообразности знаний, связанный с неясными пока целями существования человечества и Вселенной.
И все же есть объективный критерий, хоть далеко не всеобщий и не отражающий явных целей в эволюции природы и общества. Это: рационализация. Однако, он позволяет делать оценки и даже строить гипотезы о будущем человечества.
Рационализация здесь понимается не в плане психологии, а как усовершенствование, введение более целесообразной организации чего-либо, в частности, производства.
Именно рационализацию предлагает нам назойливая реклама: купить то же самое за меньшую цену. Ясно также, что каждый предпочтет более экономичный автомобиль при прочих равных качествах. Ясно, что выгоднее тот паровой двигатель или турбина, которые дают больше энергии на единицу затраченного топлива.
В технике рационализация в общем представляется понятной: подавать поменьше на вход и получать побольше на выходе. Часто для этого используют обобщенные показатели, например, стоимость, где не лишня и стоимость самого агрегата. Скажем, можно сделать паровой двигатель с ювелирной точностью, несколько повысив его КПД, но затея может не окупиться. Как говорят, шкурка выделки не стоит. Так что не всегда просто определить рационализацию даже в технике.
И тем не менее, есть огромное количество примеров, показывающих, что рационализация - это объективное явление. Особенно много таких примеров в компьютерных программах, где небольшие изменения могут улучшить сразу все характеристики программы, а не одни за счет других.
Значительно сложнее обнаружить убедительные примеры рационализации в природе. Но в принципе нетрудно представить, что рыба, выдающая больше икринок, при прочих равных качествах получит больше шансов на продолжение своего рода. Аналогично ценится корова, которая дает больше молока.
Одомашнивание, вывод сортов растений и пород животных всегда производились из объективного понимания рациональности, хотя сами характеристики для рациональности выбирались разными: урожайность, вкусовые качества, морозостойкость, выносливость, производство шерсти, мяса, молока и многое другое.
Матушка-природа проводила для разных животных рационализацию по многим направлениям: скорость передвижения, вес, форма, защитные качества. Ясно, что чем быстрее бегает волк или летает птица, тем, вообще говоря, больше у них шансов для выживания.
Нет никакой возможности рассказать даже о малой части открытий природы. Но еще хуже было бы ничего не сказать. Имеет смысл обратиться к показателям, общим для множества видов. Один из них: метаболический диапазон, т.е. увеличение метаболизма от состояния покоя к состоянию при максимальной нагрузке. У большинства животных он не превосходит 10. Однако у лошади и человека - до 20, а у собачьих к удивлению ученых оказалось аж 30-кратное увеличение скорости потребления кислорода. Понятно, что резкое повышение активности немаловажно для жизни, но конкретные значения у человека и собаки не поддаются объяснению. Как установлено, одомашнивание тут ни причем. Волки столь же резвы. Лишь формально просматривается связь с сообразительностью. Так, может быть, собакам была уготована участь стать разумными раньше нас, но человек обошел их на повороте?
Оценивается также энергетическая цена бега, т.е. количество потребленного кислорода на 1 кг веса животного и на 1 км пробега. Введение такого показателя стало возможно потому, что, как выяснилось, практически неважно, с какой скоростью животное преодолело расстояние (если, конечно, оно не стояло вообще на месте, на что энергия, конечно, тоже расходуется). Как установлено эта величина зависит только от количества шагов на преодоление дистанции, а каждый шаг одинаково рационален для разных животных. Есть лишь небольшое отклонение от этой зависимости у человека и других представителей, передвигающихся на двух ногах, у них КПД чуть меньше. Таким образом, мелкому животному путь обходится дороже, и энергетическая цена бега у него выше. Здесь наконец-то проявляется преимущество большого размера с точки зрения физики.
Теперь о прыжках. Блоха может прыгнуть на высоту, в сто раз превышающую длину ее тела. Однако если измерить более скучные показатели, то оказывается, что у блохи скорость при отрыве 2 м/сек, т.е. даже хуже, чем у человека: более 3 м/сек. Несмотря на разные внешние эффекты, в прыжках природа дошла практически до максимума, и объективные показатели здесь почти одинаковы для всех прыгающих животных.
В связи с приведенными расчетами обнаружилось еще одно примечательное число: 12 кг - это максимальный вес птиц, способных к длительному машущему полету. Так что все летающие драконы из сказок не осилили бы земную гравитацию, во всяком случае, на заметное время.
Надо еще раз подчеркнуть, что рационализация в природе - это локальный признак. Из того, что черепаха не прыгает как коза, менее приспособленной к жизни она не стала.
Тем не менее, если взглянуть на рационализацию шире, то можно заметить важные закономерности. Подсказку нам дает та же назойливая реклама: получите дополнительные удовольствия за ту же цену. Особенно дополнения видны в технике, где, например, компьютер одновременно стал телевизором, а телефон - и компьютером, и телевизором. Аналогично почти сто лет назад кино стало не только показывать, но и говорить.
В природе не получается совсем за ту же цену, но весьма близкие вещи произошли, когда животные научились дышать не только в воде, но и в воздухе, а также когда они вышли на сушу. В принципе, все, даже самые малые, изменения организма открывают новые возможности за приемлемые затраты. А если бы все новое было принципиально убыточно, то ничего нового и не было бы.
Итак, выдвигается предположение, что любое изменение в природе, да и в обществе, можно теоретически разложить на две составляющие: добавление новой возможности и собственно рационализация (удаление излишеств, повышение мощности, улучшение других показателей). Это не значит, что и реально во времени процесс разделился на две половины, но в принципе мог бы. Так, развитие легких сочеталось и было взаимообусловлено с освобождением от водных атрибутов, но имеет смысл видеть в этом две разные составляющие.
В природе с излишествами не так просто. То, что сегодня покажется человеку излишеством, завтра может заиграть в неожиданном направлении. Все же есть основания считать, что в остатках хвоста и ушных раковинах человека не заложено колоссальных резервов для появления новых важных качеств.
В природе трудность еще в том, что даже на очевидную рационализацию требуются миллионы лет, за которые многое может измениться. А ложка, как говорят, дорога к обеду. И тем не менее, эволюция поражает, каким окольным путем она завела обратно в океан китов, дельфинов и других морских млекопитающих. Возможно, на том же пути находятся пингвины, у которых не только не осталось намека на способность летать, но которые и на суше крайне неповоротливы.
Иное дело в искусственном мире, созданном человеком. Здесь не так уж трудно повесить двигатель от мотоцикла на дельтаплан или присобачить новый сервис к чайнику, пылесосу, печке, расширить память у компьютера, обеспечить научный коллектив более производительной вычислительной техникой. Здесь далеко не редкость избыточность, т.е. именно интересующее нас появление новых бесплатных возможностей. Так, универсальны числа и письменность. Из одинаковых кирпичей можно построить любые дворцы. В отличие от картин на холсте, по телевизору можно показывать все, что угодно. На магнитные носители можно записывать любую информацию.
Сравнительно редко добавление новой возможности четко отделяется во времени и пространстве от последующего упрощения. Но так было с установкой паровых двигателей на парусные суда. Далеко не сразу эти двигатели набрали нужную силу, чтобы затем показать полную ненужность парусов. Обычно обе указанные составляющие идут рука об руку. Так, постепенно отживают свой век книги и газеты в бумажном варианте, переходя на электронный. Отжили паровозы, пароходы, многие производственные технологии.
Из-за этого совмещения процессов трудно заметить направленность эволюции общества. Одни вещи сменились другими, в чем-то они лучше, но заметна и утрата прежних качеств. Однако совсем иначе будет выглядеть история общества, если ее записать в несколько ином порядке, выделяя последовательно обе составляющие: добавление и упрощение. Здесь каждый шаг выглядит как предложение, от которого невозможно отказаться.
Никто не заставлял людей садиться на корабль, в трамвай, поезд, самолет. Но сели, потому что ускорялся обмен информацией, товарами. Появилась возможность специализации. Тоже никто не заставлял. Не хочешь покупать чужое - производи все сам. Но выгоднее оказалась специализация, упрощение и стандартизация местных производственных структур. Так дошли до современной глобализации, которую многие клянут. И никто к ней специально не стремился. Просто так сложилось из шагов, которые трудно не сделать.
Так же мир не смог пройти мимо автомобилизации. Теперь мы не знаем, куда приткнуть свое авто, да и пешком быстрее. Удивляемся, как это получилось. А ведь все складывалось из новых возможностей и устранения нерациональностей.
Поэтому, расширив понимание рационализации, мы все равно не избавляемся от ее локальности, которая на большем промежутке времени может завести нас в весьма неприятный тупик. К тому же, все новые открытия определяются не только нашими желаниями, но в большей степени объективным строением мира, остающегося далеко не познанным. И тем не менее, с позиций рационализации можно хоть как-то разобраться в зигзагах прошлого, чтобы по возможности не повторять ошибок в будущем.
Уже сейчас нетрудно прикинуть, к каким неприятным упрощениям может привести появление новых возможностей. Наибольшая катастрофа грозит, если к нам нагрянут инопланетяне или Бог и широко распахнут рог изобилия. В этом случае окажутся ненужными современные производства, человеческий труд да и все прежние достижения цивилизации. Такая рационализация - конец всему. Но сможем ли мы послать многоуважаемых гостей к черту? Пожалуй, нет. Даже понимая крушение прежней культуры, кто же откажется приобщиться к божественному?
Весьма похожее способны сотворить люди, которые уже закрыли немало традиционных производств и перестроили всю земную поверхность. Искусственный разум сможет дать все. Но отказаться от него еще труднее, поскольку это свое родное дитя, и не сразу оно облагодетельствует родителей. Каждый подарок от него - это то, от чего невозможно отказаться. Но это и постепенное, неумолимое крушение прежней жизни.
Таким образом, рационализация, весьма неспешная в природе, набирает огромный размах и скорость в человеческом обществе. Она все еще локальная. Но глобализация не дремлет. Уже давно в масштабах всей планеты стоят неотложные проблемы наведения на ней порядка. И все из локального быстро превращается в глобальное. На этом уровне все больше проявляется общемировых тенденций, которые в самом общем плане есть новые возможности и рационализация.
Какова конечная цель наблюдаемого и творимого нами процесса - не известно. Может быть, у него вообще нет осязаемой цели. А рационализация - это одновременно и процесс, и цель, хоть бы расплывчатая. Но, как показано, рационализация объективна. Поэтому нелишне сегодня разрабатывать, пусть идеальные, модели лучшего мироустройства. Возможно, к ним нет прямого пути, как тупиковыми оказались утопические модели социализма. Но нельзя исключить окольный путь, по которому, например, природа создала крупнейших животных на Земле. Наверное, сколько рыбу ни совершенствуй, кита из нее не получится. А вот с качествами сухопутных тварей, оказывается, можно главенствовать среди рыб.
Роль рационализации, конечно, надо еще выяснять, разбираясь в эволюции природы и общества. Но ясно, что эволюция, приниженная до простого изменения, далеко не так проста. Поэтому стоит еще поискать направление эволюции, а может быть, и цели существования жизни и всей Вселенной. Н.В.Невесенко
Обсуждения Рационализация в природе и обществе
Собственно, ничего, кроме "разумнизации", я не предлагаю. Разве лишь мелкие подробности. И буду завтра на нее напирать. Но всегда не лишне оставить читателям простор для разных мнений, хотя бы из скромности. Правда, глупо (неразумно) заикаться о скромности при "эссеической продуктивности".
Честно говоря, я даже не понял, с чем Вы не согласились. Вы все сказали точно и разумно. Так что сигнализируйте своевременно, если что-то у меня сильно неразумно. Н.В.Невесенко
Иностранное словечко "рационализация" - как бы русское "разумнизация", - означает прозреваемую в чём-ком-либо работу разума (свет разума), приносящую пользу для этого самого чего-кого-то (плоды). К примеру, если мы прозреваем то, что Вы обозначили в скобках: > удаление излишеств, повышение мощности, улучшение других показателей. то говорим - это разумно. И наоборот, если зрим где-то рост излишеств (особенно в чужом кармане!))), недостаток сил и ухудшение других кпд, то говорим - сие зело неразумно. Другими словами, "не разумею я этого пока".)
Но в целом, выходит, что "разумнизация" - это стремление обладателя любой формы разума к тому, что лучше (от слова "луч"), красиво, легко, приятно и полезно ему, а "неразумнизация" - стремиться к тому, что хуже (от слова "худ"- боль, дыра, бедность), некрасиво, тяжело, неприятно и вредно ему же. Именно этот вывод одна из существующих форм разума закрепила в учении (изме), назвав его "рационализм" (если по-русски, то название получается длиннее, типа, учение о душе, теория познания и т.п.). Короче, что разумно - то хорошо, что неразумно - то, однозначно, плохо. Какую же ещё роль разумности Вы предлагаете выяснять читателю? И какое ещё направление эволюции можно искать, кроме как от собственной неразумности к разумности, к рациональности и рационализации своей жизни во вселенной?