Основной смысл выражения «жить по-людски» можно трактовать как жить не хуже других, то есть иметь то, что имеют другие (это как минимум), а может быть, и даже значительно больше других. В обществе потребления это приветствуется и является стимулом для обогащения, а для многих является и смыслом жизни.
Система ценностей подобной культуры материальна и индивидуалистична. Формируется она у людей с детских лет. Авторитетами для неё являются люди, добившиеся общественного признания, которое измеряется в денежных знаках.
Это упрощённое и схематичное объяснение позволяет концептуально сравнить значение выражения «жить по-людски» с тем, как оно понимается представителями другой культуры – духовной и коллективисткой.
Сразу хочу оговориться, что речь здесь не ведётся о сравнительной оценке двух культур. Их составляющие включают и взаимные компоненты. Во многом они базируются на единой ценностной основе, но признаков размежевания достаточно, чтобы говорить о разных культурах. По разным цивилизационным типологиям в мире насчитывается более десятка культур, но значение для нас имеет не их количество, а качественные отличия.
Взаимосуществование разных культур может носить сложный характер, вплоть до антагонистического, что неоднократно имело место в мировой истории. Характер культур может быть в разной степени агрессивный. Но вернёмся к тому, что для нас представляет особый интерес – к русской культуре.
Русская культура представляет собой определённую систему ценностей, которая сложилась из её этнического многообразия. Каждая из народностей, входящая в состав единого государства, Российской Федерации, имеет свою культуру, а в целом они составляют одну нацию, и можно утверждать, что она многокультурна. Её формирование происходило путём интеграции вокруг единого центра – панславянизма. Это объединение происходило разными путями – и мирными и экспансионистскими. Но применительно к настоящему периоду мы говорим о том, что имеем на сегодняшний день.
Доминирующей культурой населения РФ является русская (язык, традиции). Система ценностей является коллективистской. Её содержание духовное, когда представление о счастье у большинства населения не строится исключительно на материальном благополучии. Характер гражданского мировоззрения светский, что закреплено в Конституции. При допустимости любого вероисповедания (включая его отсутствие вообще) религиозной её основой является Православие (количество верующих).
Духовными авторитетами русского народа являются люди, чья деятельность была направлена на укрепление и процветание отечества. Идеалами провозглашены подвиг и подвижничество во имя высоких целей, ориентирами для которых являются морально-нравственная основа самоотречения и её представители. Неизменными авторитетами для большинства православного населения являются святые старцы. Именно они собственным поведением, аскезой, нравственной чистотой и одухотворённостью показывали пример преодоления эгоистических начал в человеке ради истинного его благополучия (в церковной терминологии -спасения). Именно они определяли для русского человека, что значит жить по-людски, основным элементом которого было равенство всех перед Богом и нестяжательство.
Именно в этом качественно наблюдается расхождение культур материально-индивидуалистической (западнической) и духовно-коллективистической (славянофильство). В последнем столетии агрессивный характер западнической культуры проявил себя в отношении культуры славянофильской. Приводило это к потере общественно-нравственных ориентиров, дискредитации собственного исторического развития, разрушению сложившейся системы ценностей. Подобный процесс наблюдается и в наши дни. Но в тоже время следует отметить, что Россия постепенно выбирается из той социальной болезни, которой её инфицировали представители чуждого ей менталитета и ценностной основы. К слову, возрождение России в этом столетии предсказано святыми старцами, которые в своих пророчествах не ошибались… Моё этому объяснение – просто думать они умели куда лучше, чем многие из простых людей… и сознание у них незашоренное и горизонты видения чистые.
Система ценностей подобной культуры материальна и индивидуалистична. Формируется она у людей с детских лет. Авторитетами для неё являются люди, добившиеся общественного признания, которое измеряется в денежных знаках.
Это упрощённое и схематичное объяснение позволяет концептуально сравнить значение выражения «жить по-людски» с тем, как оно понимается представителями другой культуры – духовной и коллективисткой.
Сразу хочу оговориться, что речь здесь не ведётся о сравнительной оценке двух культур. Их составляющие включают и взаимные компоненты. Во многом они базируются на единой ценностной основе, но признаков размежевания достаточно, чтобы говорить о разных культурах. По разным цивилизационным типологиям в мире насчитывается более десятка культур, но значение для нас имеет не их количество, а качественные отличия.
Взаимосуществование разных культур может носить сложный характер, вплоть до антагонистического, что неоднократно имело место в мировой истории. Характер культур может быть в разной степени агрессивный. Но вернёмся к тому, что для нас представляет особый интерес – к русской культуре.
Русская культура представляет собой определённую систему ценностей, которая сложилась из её этнического многообразия. Каждая из народностей, входящая в состав единого государства, Российской Федерации, имеет свою культуру, а в целом они составляют одну нацию, и можно утверждать, что она многокультурна. Её формирование происходило путём интеграции вокруг единого центра – панславянизма. Это объединение происходило разными путями – и мирными и экспансионистскими. Но применительно к настоящему периоду мы говорим о том, что имеем на сегодняшний день.
Доминирующей культурой населения РФ является русская (язык, традиции). Система ценностей является коллективистской. Её содержание духовное, когда представление о счастье у большинства населения не строится исключительно на материальном благополучии. Характер гражданского мировоззрения светский, что закреплено в Конституции. При допустимости любого вероисповедания (включая его отсутствие вообще) религиозной её основой является Православие (количество верующих).
Духовными авторитетами русского народа являются люди, чья деятельность была направлена на укрепление и процветание отечества. Идеалами провозглашены подвиг и подвижничество во имя высоких целей, ориентирами для которых являются морально-нравственная основа самоотречения и её представители. Неизменными авторитетами для большинства православного населения являются святые старцы. Именно они собственным поведением, аскезой, нравственной чистотой и одухотворённостью показывали пример преодоления эгоистических начал в человеке ради истинного его благополучия (в церковной терминологии -спасения). Именно они определяли для русского человека, что значит жить по-людски, основным элементом которого было равенство всех перед Богом и нестяжательство.
Именно в этом качественно наблюдается расхождение культур материально-индивидуалистической (западнической) и духовно-коллективистической (славянофильство). В последнем столетии агрессивный характер западнической культуры проявил себя в отношении культуры славянофильской. Приводило это к потере общественно-нравственных ориентиров, дискредитации собственного исторического развития, разрушению сложившейся системы ценностей. Подобный процесс наблюдается и в наши дни. Но в тоже время следует отметить, что Россия постепенно выбирается из той социальной болезни, которой её инфицировали представители чуждого ей менталитета и ценностной основы. К слову, возрождение России в этом столетии предсказано святыми старцами, которые в своих пророчествах не ошибались… Моё этому объяснение – просто думать они умели куда лучше, чем многие из простых людей… и сознание у них незашоренное и горизонты видения чистые.
Обсуждения Жить по-людски в понимании разных культур
Я верю постулату, что ничего бессмысленного не бывает. Если что происходит, значит так должно происходить, в том план Бога.
Вот и вопрос, Для чего существуют алчность, культ денег, аморальные правила жизни, заполонившие кап. страны? И для чего существуют православные, моральные, прокоммунистические жизненные правила? И есть ли смысл в попытках их объединения, неосознанно реализованных реформаторами -либералами в наше время?