На территории Индии проживает огромное количество народов, каждый из которых имеет свой собственный язык или диалект. Несмотря на то, что государственными языками являются хинди и английский, многие народы в повседневной жизни используют языки , распространённые лишь в своей среде.
Одним из неизвестных народов Индии является ория( он же или уткали).
Народ ория в большинстве своём населяет индийский штат Ордиша ( до 2011 года носивший название Орисса) на востоке полуострова. Но встречается ория и в таких индийских регионах, как Андриха- Прадеш, Западная Бенгалия , Карнатака, Раджистан. В Индии проживают около 35 миллионов представителей данного народа. Небольшая диаспора, около 50 тысяч человек, есть в Бангладеш.
Народ из Махабхараты
Ория имеют индоарийское происхождение Народ «одракас» упоминается в древнеиндийском эпосе Махабхарате. Название народа происходит от санскритского «орда», что означает один из видов цветов, растущих в джунглях штата. Античные авторы Птолемей и Полиний Старший упоминали народ «оретас» который проживал на восточном на восточном побережье Индостана. Термин «ория» относится к XV веку, когда он использовал мусульманскими учёными мужами. Потом он был утверждён индийским раджой по имени Кришначандра Гаджапати, в честь которого сегодня назван один из округов в Одише.
Язык ория используется не только ими, но и соседями народами. Он является одним из официальных языков Индии, официальным языком штата Одиша и вторым официальным в штате Джаркханд. В 2014-м году был признан одним из шести классических языков Индии. Причиной такого решения является богатая история Ория. В нём практически отсутствует заимствования из других языков, при этом лексика очень богатая. Первые упоминания о языке ория относится к III веку дот новой эры. Первые литературные произведения на языке ория были созданы в VII-IX веках, когда создавались мистические поэмы, вошедшие в сборник под названием «Чарьяпада». Однако основателем полноценной орийской национальной литературы считается Сарала Дас ( полное имя - Сиддахесвар Парида) - поэт, творивший в XIV-XV веках. Он перевёл с санскрита эпические произведения Рамаяна и Махабзарата, подстроив тексты под культуры соотечественников и добавив немного своих мыслей.
До XVII века литературы ория в большинстве своём представляла собой переводы религиозных текстов с санскрита, часто с вольным интепритациями. Вскоре стали популярны длинные стихи, наполненные эротизмом. В 1670 году родился Каби Самрат Упендра Бханджа, который считался «императором поэтов» ория. Он был рождён в королевской семье, но решил посвятить свою жизнь литературе и никогда не претендовал на трон. Образцы для своих произведений он брал из стихотворений деда, который совмещал поэзию и правление королевством. Письменность ория внешне похожа на бенгали. А её печатный вариант, который в XIX веке ввели христианские миссионеры, больше напоминает телегу и тамильский алфавит. Английский миссионер Амос Суттон освоил язык ория настолько, что смог перевести на него Библию. Он же создал первый орийский словарь и пособие по грамматике. Большинство современных ория владеют не только своим языком, но и хинди, а некоторые - телегу или бенгали.
Долгий путь к свободе
История современного штата Одиша довольно малоизвестна. В каком-то степени эта территория всегда была свободной, даже когда принадлежала тому или иному государству или империи. Расцветом было время начиная с XII века до нашей эры, когда здесь находилось независимое государство Калинга. В III веке до нашей эры индийский император Ашока, чей дед служил Александру Македонскому, захватил Калингу, жители которой сопротивлялся до последнего. Потом царству удалось вернут независимость, но бывалого могущества оно уже не достигало.
Одиша многократно захватывалась и обретала независимость, подвергалась нападениям султанов и мусульман. В XVI веке она была захвачена афганской династией Сур. Спустя несколько десятилетий вошла в состав Монгольской империи, после – захвачена суровым народом маратхов. В 1803 году территория попала под власть англичан, являясь частью Бенгалии. В 1912 – м Одишу и Бихар объединили в одну провинцию, отделив от Бенгалии. Ория не были рады такому варианту «независимости», которой они добивались на протяжении десятилетий. Поэтому пришлось в 1936 году снова разделить Одишу и Бихар. В 1950 году, после получения независимости, индийцы увеличили территорию Одиши за счёт соседних княжеств.
Климат Одиши очень благоприятен для земледелия, но развитой ирригационной системы у ория никогда не было. На территории штата нередки наведения, которые, помимо разрушений, приносят немалую пользу, как Нил-Египту, обогащая землю илом. Ория выращивают рис, который является из «первым хлебом» , пшеницу, кукурузу, бобовые культуры. Также производят хлопок и табак. С давних времён ория занимаются рыболовством, используя не только дары моря и рек, но и разводя рыбу на затопленных полях риса.
Ория занимаются резьбой, а так же с давних пор обрабатывают металлы. Их ювелирные изделия всегда ценились не только в Индии, но и за её пределами. Женщины ория всегда любили украшения. Серьги они носят не только в ушах, но и в ноздрях, а иногда протыкают носовую перегородку. Среди ория развиты танцы, музыка, театр. Из танцев особенно известен одисси ( орисси). Фестиваль, посвященный этому стилю, проходит ежедневно.
В Одише , как и в других штатах Индии, все ещё существует кастовая система. Но по сравнению с другими штатами она мягче. Человек низшей касты даже может перейти в касту повыше. Браки между представителями различных слоёв общества не осуждаются.
Страна храмов
Около 95% народа являются индусами. Среди ория есть и мусульмане, которые говорят на урду и используют арабскую вязь при письме. Христиане также встречаются нечасто. Многие века назад ория исповедовали джайнизм, шиваизм и буддизм. Особенно распространен в одише культ божества по имени. В разных версиях индуизма он почитается как одно из воплощений Вишну или Шивы. Центром поклонения является город Пури, где летом проходит «праздник колесниц», или Ратха-ятра.
Статуи, его брата Балармы и сестры Субхарты везут на колесницах из одного города в другой, так называемую летнею резиденцию, где боги гостят неделю, а потом возвращаются в свой храм. Обычно на «празднике колесниц» очень много народу, так как те, кто не является индусом по факту рождения, не могут посетить храм, в котором находится статуя Джаганнатху. И процессия это единственная возможность посмотреть на неё.
Народ ория в большинстве своём населяет индийский штат Ордиша ( до 2011 года носивший название Орисса) на востоке полуострова. Но встречается ория и в таких индийских регионах, как Андриха- Прадеш, Западная Бенгалия , Карнатака, Раджистан. В Индии проживают около 35 миллионов представителей данного народа. Небольшая диаспора, около 50 тысяч человек, есть в Бангладеш.
Народ из Махабхараты
Ория имеют индоарийское происхождение Народ «одракас» упоминается в древнеиндийском эпосе Махабхарате. Название народа происходит от санскритского «орда», что означает один из видов цветов, растущих в джунглях штата. Античные авторы Птолемей и Полиний Старший упоминали народ «оретас» который проживал на восточном на восточном побережье Индостана. Термин «ория» относится к XV веку, когда он использовал мусульманскими учёными мужами. Потом он был утверждён индийским раджой по имени Кришначандра Гаджапати, в честь которого сегодня назван один из округов в Одише.
Язык ория используется не только ими, но и соседями народами. Он является одним из официальных языков Индии, официальным языком штата Одиша и вторым официальным в штате Джаркханд. В 2014-м году был признан одним из шести классических языков Индии. Причиной такого решения является богатая история Ория. В нём практически отсутствует заимствования из других языков, при этом лексика очень богатая. Первые упоминания о языке ория относится к III веку дот новой эры. Первые литературные произведения на языке ория были созданы в VII-IX веках, когда создавались мистические поэмы, вошедшие в сборник под названием «Чарьяпада». Однако основателем полноценной орийской национальной литературы считается Сарала Дас ( полное имя - Сиддахесвар Парида) - поэт, творивший в XIV-XV веках. Он перевёл с санскрита эпические произведения Рамаяна и Махабзарата, подстроив тексты под культуры соотечественников и добавив немного своих мыслей.
До XVII века литературы ория в большинстве своём представляла собой переводы религиозных текстов с санскрита, часто с вольным интепритациями. Вскоре стали популярны длинные стихи, наполненные эротизмом. В 1670 году родился Каби Самрат Упендра Бханджа, который считался «императором поэтов» ория. Он был рождён в королевской семье, но решил посвятить свою жизнь литературе и никогда не претендовал на трон. Образцы для своих произведений он брал из стихотворений деда, который совмещал поэзию и правление королевством. Письменность ория внешне похожа на бенгали. А её печатный вариант, который в XIX веке ввели христианские миссионеры, больше напоминает телегу и тамильский алфавит. Английский миссионер Амос Суттон освоил язык ория настолько, что смог перевести на него Библию. Он же создал первый орийский словарь и пособие по грамматике. Большинство современных ория владеют не только своим языком, но и хинди, а некоторые - телегу или бенгали.
Долгий путь к свободе
История современного штата Одиша довольно малоизвестна. В каком-то степени эта территория всегда была свободной, даже когда принадлежала тому или иному государству или империи. Расцветом было время начиная с XII века до нашей эры, когда здесь находилось независимое государство Калинга. В III веке до нашей эры индийский император Ашока, чей дед служил Александру Македонскому, захватил Калингу, жители которой сопротивлялся до последнего. Потом царству удалось вернут независимость, но бывалого могущества оно уже не достигало.
Одиша многократно захватывалась и обретала независимость, подвергалась нападениям султанов и мусульман. В XVI веке она была захвачена афганской династией Сур. Спустя несколько десятилетий вошла в состав Монгольской империи, после – захвачена суровым народом маратхов. В 1803 году территория попала под власть англичан, являясь частью Бенгалии. В 1912 – м Одишу и Бихар объединили в одну провинцию, отделив от Бенгалии. Ория не были рады такому варианту «независимости», которой они добивались на протяжении десятилетий. Поэтому пришлось в 1936 году снова разделить Одишу и Бихар. В 1950 году, после получения независимости, индийцы увеличили территорию Одиши за счёт соседних княжеств.
Климат Одиши очень благоприятен для земледелия, но развитой ирригационной системы у ория никогда не было. На территории штата нередки наведения, которые, помимо разрушений, приносят немалую пользу, как Нил-Египту, обогащая землю илом. Ория выращивают рис, который является из «первым хлебом» , пшеницу, кукурузу, бобовые культуры. Также производят хлопок и табак. С давних времён ория занимаются рыболовством, используя не только дары моря и рек, но и разводя рыбу на затопленных полях риса.
Ория занимаются резьбой, а так же с давних пор обрабатывают металлы. Их ювелирные изделия всегда ценились не только в Индии, но и за её пределами. Женщины ория всегда любили украшения. Серьги они носят не только в ушах, но и в ноздрях, а иногда протыкают носовую перегородку. Среди ория развиты танцы, музыка, театр. Из танцев особенно известен одисси ( орисси). Фестиваль, посвященный этому стилю, проходит ежедневно.
В Одише , как и в других штатах Индии, все ещё существует кастовая система. Но по сравнению с другими штатами она мягче. Человек низшей касты даже может перейти в касту повыше. Браки между представителями различных слоёв общества не осуждаются.
Страна храмов
Около 95% народа являются индусами. Среди ория есть и мусульмане, которые говорят на урду и используют арабскую вязь при письме. Христиане также встречаются нечасто. Многие века назад ория исповедовали джайнизм, шиваизм и буддизм. Особенно распространен в одише культ божества по имени. В разных версиях индуизма он почитается как одно из воплощений Вишну или Шивы. Центром поклонения является город Пури, где летом проходит «праздник колесниц», или Ратха-ятра.
Статуи, его брата Балармы и сестры Субхарты везут на колесницах из одного города в другой, так называемую летнею резиденцию, где боги гостят неделю, а потом возвращаются в свой храм. Обычно на «празднике колесниц» очень много народу, так как те, кто не является индусом по факту рождения, не могут посетить храм, в котором находится статуя Джаганнатху. И процессия это единственная возможность посмотреть на неё.
Обсуждения На перекрёстке культур