Некоторое считают, что существует только правда или ложь, а полуправды и полулжи не существует, как не бывает, выражаясь языком Михаила Афанасьевича Булгакова, «осетрины второй свежести».
Однако, истина – это не правда или ложь, она настолько широка, что вмещает в себя много всего, в том числе и полуправду, и полуложь.
Однако, истина – это не правда или ложь, она настолько широка, что вмещает в себя много всего, в том числе и полуправду, и полуложь.
gif · 270.5 КБ
Истина – это осознание того, что существует правда, ложь, полуправда и полуложь и различение этих понятий как разных форм проявления целостной истины осознания. Главное, не путать истину с правдой. Чтобы пояснить конкретно, что такое полуложь или полуправда, сначала приведем пример, что такое правда и что такое ложь.
Правда – это факт, которым оперирует наша формальная логика сознания. Допустим, рабочие построили Шушенскую ГЭС (гидроэлектростанцию). Можно приехать в Сибирь, и убедится, что гидроэлектростанция построена. Это факт. Это правда. Соответственно, ложь – есть искажение факта. Допустим, я говорю, что Шушенской ГЭС не существует, хотя она реально построена. Но если нет возможности проверить это высказывание опытным путем, то можно принять ложь за правду и впасть в иллюзию сознания.
Теперь о том, что такое полуправда и полуложь. Это процесс, который еще окончательно не оформился как результат, как факт, и может быть трактован как в сторону лжи, так и в сторону правды. Это вероятность и неопределенность. Приведу пример.
Допустим, возьмем выражение: «Все красные – сволочи». В этом выражении есть как ложь, так и правда. Во-первых, не все сторонники коммунистической идеи были сволочами. И далеко не все в коммунистической идеологии было лживым и не верным. Это признавали даже некоторые противники коммунизма.
Так, многие красные комиссары и бойцы реально и искренне боролись за справедливость, против эксплуатации народа, за его свободу и равноправие. Но были, конечно, и отъявленные мерзавцы, которые забирали у людей последнюю краюху хлеба во время продразверстки, раскулачивали крепких хозяев, лишали людей права на создание семьи, личную жизнь и свободу своего мнения. И, во-вторых, не все в красной идее было ошибочным.
Главной ошибкой было отрицание религиозных истин и права частной собственности, борьба с религиозной мистикой и индивидуальностью.
Но красная идея совершенно справедливо выступала против рабства и рабовладения, за свободу и равенство всех людей, независимо от пола, нации и социального статуса, за раскрытие творческого потенциала каждого человека, который попирали эксплуататоры.
Но если мы будем считать, что выражение – «все красные сволочи» - это правда или ложь, то мы рискуем впасть в иллюзию сознания и далеко отойти от истины, ибо это не правда, и не ложь, а полуправда или полуложь.
В заключение хочу сказать, в чем отличие полуправды от полулжи. Это одно и то же, но с разным акцентом, с разной доминантой. Допустим, белое движение утверждает, что все красные – сволочи. Это полуправда, если мы рассматриваем это выражение сточки зрения белогвардейцев. То есть белые делают акцент не на своей лжи, а на своей правде, которая, безусловно, имеет место быть в этом высказывании. Однако с точки зрения красных комиссаров, это выражение есть не полуправда, а полуложь, ибо они будут оспаривать его с пеной у рта, делая акцент на той лжи, которая содержится в высказывании белых.
О той правде, которая в нем содержится, они, естественно, будут умалчивать. Ибо если красные признают ту правду, которая есть в высказывании белых, красному движению придет конец и им придется кардинально меняться и делиться властью с белым движением, полноценно сотрудничать с ним и разрабатывать новую, общую систему ценностей и приоритетов развития.
Или, наоборот, красное движение утверждает, что все белые – сволочи. Теперь уже со стороны красных это полуправда, ибо они делают упор на правду в своей полуправде, а на свою ложь просто закрывают глаза.
Со стороны белых это будет полуложью, ибо они никогда не признают правды красных, это для них смерти подобно. Белые тоже не хотят меняться и делиться с красными своей властью, объединяться с ними.
Но в результате и белые и красные совместно пребывают в иллюзиях формальной логики Аристотеля, не понимая принципов процессуальной квантовой логики. И те и другие очень далеки от истины, которая есть не раскол, а есть целостность осознания с учетом различий, с правом на свободу внутри этой целостности без ее разрушения.
Но эту целостность истины нельзя приобрести, если не признать свою и чужую полуправду или полуложь, и не трансформировав свою и чужую правду, ложь, полуправду и полуложь в целостную истину.
Понтий Пилат как-то спросил Христа: «Что есть истина?» Я бы ответил следующим образом: «Истина есть осознание и различение правды, лжи, полуправды и полулжи как осознанное отсутствие правды, лжи, полуправды и полулжи, где они – единое целое».
Правда – это факт, которым оперирует наша формальная логика сознания. Допустим, рабочие построили Шушенскую ГЭС (гидроэлектростанцию). Можно приехать в Сибирь, и убедится, что гидроэлектростанция построена. Это факт. Это правда. Соответственно, ложь – есть искажение факта. Допустим, я говорю, что Шушенской ГЭС не существует, хотя она реально построена. Но если нет возможности проверить это высказывание опытным путем, то можно принять ложь за правду и впасть в иллюзию сознания.
Теперь о том, что такое полуправда и полуложь. Это процесс, который еще окончательно не оформился как результат, как факт, и может быть трактован как в сторону лжи, так и в сторону правды. Это вероятность и неопределенность. Приведу пример.
Допустим, возьмем выражение: «Все красные – сволочи». В этом выражении есть как ложь, так и правда. Во-первых, не все сторонники коммунистической идеи были сволочами. И далеко не все в коммунистической идеологии было лживым и не верным. Это признавали даже некоторые противники коммунизма.
Так, многие красные комиссары и бойцы реально и искренне боролись за справедливость, против эксплуатации народа, за его свободу и равноправие. Но были, конечно, и отъявленные мерзавцы, которые забирали у людей последнюю краюху хлеба во время продразверстки, раскулачивали крепких хозяев, лишали людей права на создание семьи, личную жизнь и свободу своего мнения. И, во-вторых, не все в красной идее было ошибочным.
Главной ошибкой было отрицание религиозных истин и права частной собственности, борьба с религиозной мистикой и индивидуальностью.
Но красная идея совершенно справедливо выступала против рабства и рабовладения, за свободу и равенство всех людей, независимо от пола, нации и социального статуса, за раскрытие творческого потенциала каждого человека, который попирали эксплуататоры.
Но если мы будем считать, что выражение – «все красные сволочи» - это правда или ложь, то мы рискуем впасть в иллюзию сознания и далеко отойти от истины, ибо это не правда, и не ложь, а полуправда или полуложь.
В заключение хочу сказать, в чем отличие полуправды от полулжи. Это одно и то же, но с разным акцентом, с разной доминантой. Допустим, белое движение утверждает, что все красные – сволочи. Это полуправда, если мы рассматриваем это выражение сточки зрения белогвардейцев. То есть белые делают акцент не на своей лжи, а на своей правде, которая, безусловно, имеет место быть в этом высказывании. Однако с точки зрения красных комиссаров, это выражение есть не полуправда, а полуложь, ибо они будут оспаривать его с пеной у рта, делая акцент на той лжи, которая содержится в высказывании белых.
О той правде, которая в нем содержится, они, естественно, будут умалчивать. Ибо если красные признают ту правду, которая есть в высказывании белых, красному движению придет конец и им придется кардинально меняться и делиться властью с белым движением, полноценно сотрудничать с ним и разрабатывать новую, общую систему ценностей и приоритетов развития.
Или, наоборот, красное движение утверждает, что все белые – сволочи. Теперь уже со стороны красных это полуправда, ибо они делают упор на правду в своей полуправде, а на свою ложь просто закрывают глаза.
Со стороны белых это будет полуложью, ибо они никогда не признают правды красных, это для них смерти подобно. Белые тоже не хотят меняться и делиться с красными своей властью, объединяться с ними.
Но в результате и белые и красные совместно пребывают в иллюзиях формальной логики Аристотеля, не понимая принципов процессуальной квантовой логики. И те и другие очень далеки от истины, которая есть не раскол, а есть целостность осознания с учетом различий, с правом на свободу внутри этой целостности без ее разрушения.
Но эту целостность истины нельзя приобрести, если не признать свою и чужую полуправду или полуложь, и не трансформировав свою и чужую правду, ложь, полуправду и полуложь в целостную истину.
Понтий Пилат как-то спросил Христа: «Что есть истина?» Я бы ответил следующим образом: «Истина есть осознание и различение правды, лжи, полуправды и полулжи как осознанное отсутствие правды, лжи, полуправды и полулжи, где они – единое целое».
Обсуждения О Правде, Лжи, Полуправде, Полулжи и Истине