Хлебный дух

Едва ли есть в мире другой продукт, одно упоминание о котором запускало бы такую сложную цепочку ассоциаций, как это происходит в случае с хлебом. Не просто пища, но ее сакральный символ – именно таким предстает хлеб в культуре и традициях самых разных народов.
Хлебный дух
С древнейших времен он играл особую роль в судьбе человечества, оставаясь, по сути дела, первым и главнейшим компонентом любой трапезы на безбрежных просторах Европы, Ближнего Востока, Северной Африки, Индии и Центральной Азии. Значимость этого продукта закреплена во множестве пословиц и идиом, которые присутствуют практически во всех языках, – при этом во многих из них слово «хлеб» можно без ущерба для смысла заменить словом «жизнь».

Христианская традиция рассматривает хлеб как воплощение тела Господня – даже не освященный по церковному обряду, он все равно священен. Индийское ведическое предание сулит страшные кары человеку, рискующему расточительно вкушать пищу без хлеба, а балканские традиции регламентируют обращение с ним: переворачивать каравай, который здесь олицетворяет солнце, нельзя, а резать его рекомендуется только на весу, двигая нож на себя. Что касается российских кулинарных обычаев, то вопреки всем советам диетологов они по-прежнему предписывают любое, особенно первое, блюдо сопровождать хлебом.

Однако несмотря на полное единодушие в том, что касается исключительного значения хлеба, в различных регионах этим словом порой именуют совершенно не схожие между собой продукты. Исторически первым видом выпечки, с которым довелось познакомиться человеку, были бездрожжевые лепешки – по сути дела подсушенный на открытом огне вариант густой злаковой похлебки. И сегодня этот «примитивный» хлеб несложно изготовить в домашних условиях: смешав в миске муку, воду, соль, щепотку соды и пару ложек растительного масла, мы получим густое, вязкое тесто, которое после обжаривания на су-хой сковородке превратится в душистую лепешку – точный аналог пресного хлеба наших далеких предков.

Начиная с III тысячелетия до н. э. появляется так называемый кислый, дрожжевой хлеб – пионерами здесь стали древние египтяне и шумеры, использовавшие в качестве закваски хмельной осадок, остававшийся при производстве пива. С тех пор именно наличие или отсутствие в тесте дрожжей остается одной из наиболее значимых характеристик хлеба.

Другой важный фактор – сырье, из которого он приготовлен. Во всем мире сегодня в этом качестве наиболее распространена пшеница мягких сортов – в ней содержится максимум клейковины, придающей тесту однородность и мягкость. Однако пшеничный хлеб так и не смог полностью вытеснить конкурентов. Так, на Руси самым любимым был и остается ржаной хлеб. В Центральной и Южной Америке за основу при хлебопечении берут кукурузу, придающую выпечке сладковатый привкус и рассыпчатую структуру. А индийские лепешки-папады изготавливают и вовсе из гороховой или бобовой муки.

Впрочем, несмотря на все различия в форме и ингредиентах, есть в хлебе или, вернее, в наших представлениях о нем нечто общее: едва ли не каждый современный человек полагает, что производство хлеба – дело трудоемкое, требующее особых навыков и приспособлений. Именно этим предубеждением объясняется то обстоятельство, что большая часть хлеба, который мы употребляем сегодня, – фабричного производства. Между тем в старину приготовление хлеба справедливо считалось кулинарной азбукой – первоосновой, с которой начинается обучение поварскому делу. Выпечка хлеба требует гораздо меньших усилий, чем приготовление самого незатейливого супа или жаркого. Если же говорить о результате, то он способен превзойти самые смелые ожидания: аромат выпеченного своими руками хлеба наполнит дом ощущением неповторимого тепла и уюта. Более того, освоив элементарные принципы хлебопечения, вы обнаружите, что перед вами открываются бескрайние горизонты кулинарных экспериментов, способных превратить рутину приготовления пищи в увлекательный и творческий процесс.

Луковые булочки по Вильяму Похлебкину
На 10 персон. Время приготовления: 50 минут.

1 средняя луковица
1 пакетик сухих дрожжей
1/3 стакана растительного масла
0,5 стакана теплой воды
1 стакан теплого молока
2 ч. л. соли
1 ст. л. сахара
мука
В миске смешать сахар, сухие дрожжи, 4 ст. л. муки и воду, оставить в теплом месте на 15 минут. Почистить и мелко порубить лук. Когда опара увеличится в объеме и на ее поверхности появится пенка, долить в нее молоко, масло, добавить соль и нарезанный лук, после чего, постепенно всыпая муку, начать замешивать тесто. Оно должно получиться мягким и эластичным, легко отставать от рук. Готовое тесто разделить на 10 кусочков, сформировать округлые, немного приплюснутые булочки и выложить на покрытый пергаментом противень. На каждой булочке с помощью острого ножа сделать крестообразный надрез и оставить подходить на 5–10 минут. Выпекать в духовке при температуре 180°С в течение 25 минут. Вынуть противень и накрыть булочки полотенцем.

Рецепт, предложенный Вильямом. Похлебкиным в его книге «Тайны хорошей кухни», может послужить основой для дальнейших экспериментов: замените лук сыром, сушеными травами или пряностями, и вы получите совершенно иной, но ничуть не менее вкусный и оригинальный продукт.
×

По теме Хлебный дух

Хлебный квас

Раньше крестьяне никогда не выходили работать в поле, не взяв с собой квас. Уже...
Журнал

Ореховый, Хлебный или Третий Спас в августе

Традиционно Третий Спас завершает череду летних православных праздников. Как и...
Журнал

Ореховый, Хлебный или Третий Спас

29 августа — большой день для православных верующих и для русских людей в целом...
Журнал

Дух времени

Заголовки газет кричат о климатической катастрофе и политических кризисах...
Журнал

Дух таинственного народа

Причина большой связи духовной веры и повседневной жизни в стране обусловлены...
Журнал

Дух Маат

В древнеегипетской традиции Лёгкость Сердца была абсолютно необходима для...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Ничто не вечно
Как защитить себя от потери энергии. Советы Далай-ламы