Единица....
Что можно сказать, рассмотрев её через призму Русской эзотерической герменевтики?
Два слова, казалось бы похожи, Един(ое) и Един(ица), и в тоже время различны. Единица, как следующий элемент, исходящий из..., сформированный (оформленный) и приближённый к объективному (если рассматривать бытийный аспект сущего), есть строительный материал в отражении действительности, то есть мира феноменов.
Что можно сказать, рассмотрев её через призму Русской эзотерической герменевтики?
Два слова, казалось бы похожи, Един(ое) и Един(ица), и в тоже время различны. Единица, как следующий элемент, исходящий из..., сформированный (оформленный) и приближённый к объективному (если рассматривать бытийный аспект сущего), есть строительный материал в отражении действительности, то есть мира феноменов.
В виду многообразия предметной среды, единица реже определяет что-либо самостоятельно, но участвует в определении этой среды через собственные производные, иерархически более низкого порядка. В словах единое и единица, основа общая (един), связанная с единством, но далее..., (ое) - символизирует область, объединяющую потенции Сущего, а (ица) - символ источника всего бытийного, буквально, энергоинформационный канал воплощения, в данном случае, проявленного мира. Возможно, эти доводы покажутся безосновательными, но основа обязательно откроется в дальнейшем, когда придёт время познакомиться с методологией эзотерической герменевтики текстов и с буквенной иерархией, в частности.
Итак, единица, не только основа всего числового ряда, но и в высшей степени импульс, который, являясь исходящим из Единого, способствует символическому одухотворению всего вещественного и невещественного через последующие числовые символы, составленные из неё.
Основываясь на графической символике Единого - круге, можно констатировать, что единица представляется точкой в этом круге.
Почему точкой?
Ноль, как выяснили ранее, может формироваться посредством вращательного (турбулентного) движения неких энергоинформационных подчинённых, но противоположных по значению "плоскостей". Одна "плоскость" определяет потенцию ноуменального (небытийного), а вторая потенцию феноменального (бытийного) миров. Вращающиеся и непересекающиеся "плоскости", в виду антагонистических характеристик находятся в определённом и закономерном конфликте. Этот конфликт представляется "хаосом". Совмещение "плоскостей" образует "прямую", которая в проекции даёт точку Сущего - импульс к прогрессивному строительству феноменального или ноуменального миров.
Появляется резонный вопрос: "в каком случае совмещения "плоскостей" организуется тот или иной мир"? Причиной для ориентировки "хаоса" на организацию определённой сферы Мира, может служить преобладание одной из ЭИ совмещаемых составляющих. Преобладание духовной составляющей над материальной, организует область ноуменального, т.е. область феноменального. Чем меньше отражена одна из совмещаемых составляющих в иной, тем более высокой характеристикой (иерархической значимостью) это иное обладает. Так выстраивается вертикаль иерархии, в которой самые плотные материальные структуры, где духовная составляющая представлена minimum minimorum, имеет связь со сферами, где материальное существует, но представлено лишь в состоянии Идеи. Говоря словами Бернарда Тревисануса ("Liber de alchemia"), высшее обладает природой низшего, а восходящее обладает природой нисходящего\42\.
Единица, которая символизирует наиболее мощный духовный импульс и именно максимальную духовную составляющую нумерологии бытия, ориентируется тем ни менее на структуру, превосходящую в данном случае ЭИ объём духовной сферы, то есть на материальную "плоскость" или материальный мир.
Чтобы проще представить энергетическую мощь единицы в материальном мире, достаточно вспомнить, что культурные единичные объекты или раритеты обладают эксклюзивной сверх притягательной силой или имеют особенные, приближенные к божественным, значения. Но раритет материального мира лишь тогда будет обладать максимальной духовной ЭИ мощью, когда сам будет объединять в себе максимально возможное, цельное и значимое (культурное наследие) или являться прототипом будущего наиболее ценного многообразия объективного. Иначе говоря, один пророк весомее сотен царей, управляющих подлунным миром.
Числа, производные от единицы, ориентированы на объекты с меньшей ЭИ составляющей, и чем большее число приемлемо к объекту, тем более низкую иерархическую ступень в мире феноменов он занимают. Хорошей иллюстрацией к этому может служить экономическая закономерность: чем какого-либо товара больше, тем цена его меньше и чем товара, который пользуется спросом, меньше, тем цена его больше.
Единица в качестве первоимпульса, по многочисленным мифологическим источникам, исходит из некоего состояния, которое характеризуется стабильностью или однородностью. Это состояние может быть символически представлено как Тьма; "тьма спрятанная во тьму"; Вода; Тьма и Вода; Ложе; Призрак; "дышащий простор безмерности"; Скорлупа (Яйцо); хаотическая масса со смутными очертаниями, но похожая на яйцо и содержавшая семена; Хаос; Бездна; Водная Бездна; nihil (от лат. - ничто); Молчание\41\. Елена Ивановны Рерих отмечала, что ведантисты для определения Первичной Причины сущего не находили ничего, кроме отрицания, и называли её Беспричинной Причиной или же Бескорним Корнем, или просто Нети, Нети (не То, не То)\48\. Представленное некое состояние преодолевается или трансформируется в процессе созидания. Это и есть процесс творения. Он начинается с освоения или изменения качеств первичных вибраций, их структурирования. Факт мутации первичных энергетических вибраций может быть представлен единицей. Единица - центр и в тоже время посредник (медиатор, Меркурий), между однородным, стабильным и многократно трансформируемым многообразием.
Символическая связь единицы с нулём или "Герметическим сосудом"\42\ несомненна. В Древнем Египте объединение круга и вертикальной линии прослеживается в образовании сакральных символах Анкха и Са. Исключительность этих символов в том, что сочетание круга и линии организуется посредством "связки" или "соединения" плетёной верёвкой, что метафорически ассоциировалось с завязыванием узлов, консолидацией или сближением множественных состояний бытия (GuИnon R. Fundamental Simbols: The Universal Language of Sacred Science. Cambridge, 1995, p. 278.). Знак Са символизирует космическую энергию, разделяемую человеческими и божественными сущностями. В религиозных текстах его называют "флюидом жизни". На различных изображениях божества пользуются знаком Са как скипетром или "указкой". Скипетры же, изображённые на церемониальных барельефах и горельефах, передаются божествам в качестве подношения или принимаются от них как знак духовного обогащения. На изображениях неба Са часто оказывается в центре небесного полюса, представляя собой "якорную стоянку", или точку стабильности небосвода. Анкх (Анх) символизирует пуповину, соединяющую новую жизнь с источником её роста и питания. В архаическом начертании петля и хвостовая часть соединены с горизонтальной перекладиной завязанным в центре куском верёвки, подразумевая нисхождение вечного принципа на физический план. Анх символически обозначает жизнь и процесс наделения жизненной силой. В живописных сюжетах он показывает, каким образом жизнь передаётся от божественного начала к человеческому и от одной формы жизни к другой. На письме знак обозначает защиту (как и Са. Авт.), жизнеспособность и обновление\16\.
В мифологических сюжетах о сотворении мира или космогониях различных народов, первоимпульс творения представлен мыслью, словом, желанием, прикосновением, ростком, исторжением (оральным), смешением воедино вод, космическим жаром, духом, светом\48\. Этот импульс - толчок к созиданию, Начало Всего в проявленном и непроявленном или Сущее, то что распространяется и прирастает. Импульс всеобъемлющ и всепроникаем, он организует и формирует, способствует новому и разделяет предшествующее, переносит Идею и воплощает её.
Вертикальное положение единицы, говорит об образовании некоего потока имеющего определённое направление, о направленном созидающем и связывающем потоке. В этом символе ощущается некое канальное нисхождение и восхождение. Прослеживается соотношение Верха и Низа, с ориентацией на мир Верхний, изначальный и значимый - определяющий.
В Египетской эзотерической традиции единица неразрывна с единым и практически не рассматривается отдельно. Это объясняется тем, что факт проявления единицы, незамедлительно ведёт к образованию диады или противопоставлению старого (прежнего) состояния и новоявленного. "Он повелевает небом, и он крепко держит в руках землю. Ни небеса, ни землю нельзя отнять у него, ибо, внемлите, он есть Ра*, первенец среди богов. Его мать кормит его и даёт /ему/ свою грудь на горизонте между небом и землёй"\61\ (* Ра /Ре/ - бог Солнца - владыка мирового порядка и верховный судья).
Первая фаза творения у египтян, изображается как появление всепроницающих архетипов Огня, Воздуха, Земли и Воды. В символике Таро именно первый аркан содержит комбинированное изображение, состоящее из вертикальной и горизонтальной позиции, содержащей указанные архетипы. Первая позиция - Маг, осуществляющий циркуляцию энергий по вертикали, и вторая - горизонтально расположенный стол с предметами - символами стихий.
Пифагорейцы причисляли единицу (от греч. monas - единица) монаде и, что интересно, как и ноль, хаосу (подтверждая близость или даже прямую зависимость нуля и единицы). То есть, если монос или единый (от греч. monos - единственный, (лат. monoecus - "одиноко живущий")\49\) есть зачаточный разум или вместилище Идей, то единица (монас или монада) - мысль. Уточняя позицию древних философов (С. 245)\8\, единица, будучи между большим (моносом) и меньшим (дуадой), равна самой себе; между намерением (моносом) и свершением (дуадой) она посередине (т.е. уже имеет выделенную от единого позицию).
Монада у греков возымела эпитеты непосредственно связанные с эманацией или выражением Высшего: Юпитер, как глава богов; Веста, домашний очаг, так как располагается в середине вселенной (в центре круга); формой, потому что она очерчивает, объемлет и завершает; любовью, согласием и благочестием, потому что неделима. Также, корабль, колесница, Протей (бог, способный изменять свою форму), Мнемозина, Полинимус (имеющий много имён)\8\. В герметических фрагментах Стобея Высшее или Бог, имеет первостепенное значение: "Первый - Бог, второй - мир, третий - человек"\5\. В древнекитайском памятнике "Хуайнаньцзы" единице причисляется Небо: "Небо - 1, Земля - 2, Человек - 3..."\36\. Это то, что способствует духовному единству бытийности и, соответственно, единству Верхнего и Нижнего миров. В символике приравнивается к свету\32\.
Можно почерпнуть много интересного интерпретируя русское слово, обозначающее первый элемент ряда счисления, т.е. "Один". Так "О" есть единое, а "дин" (от греч. dynamis - сила) - энергетический импульс идущий во вне (в физике, дина - абсолютная единица силы, равная силе, которая, действуя на массу в 1 г., сообщает ей единицу ускорения 1 см/сек\2\. Авт.). Единица характеризует процесс распространения и расширения определённых качеств, которые в последствии становятся основой для всего феноменального, она говорит об открытии пространства и проявлении времени. Относительно времени, как свойства бытия и соположения вечности, святой Максим Исповедник замечает: "Вечность есть время, когда останавливается в движении, а время есть вечность, когда умеряется как выражающееся в движении, так что можно определить вечность как время, лишённое движения, а время как вечность, измеряемую движением" (St. Maxsimi. Confessoris Quaest. ad Thalass. Migne t. 90, 1164). Причём, по С. Булгакову, "время для ангелов, надо полагать, иное, нежели для людей, и для человека иное, чем для животных"\51\. Об иерархии и соотношении времени и безвременья свидетельствует и блаженный Августин, говоря, что: "Хотя мир духовный (ангелов) превыше времени, потому что, будучи сотворён прежде всего, предваряет и сотворение самого времени; несмотря, однако ж, на то, превыше его господствует вечность самого Творца, от Которого и он через сотворение получил своё начало если не по времени, которого не было ещё, то по условию бытия своего. Итак, творение этого мира - от Тебя, Боже наш, но и они совсем не то, что Ты, и существо их совершенно отлично от существа Твоего. Ибо хотя мы и не усматриваем никакого времени ни раньше их, ни в них самих, потому что они всегда наслаждаются лицезрением Твоим и не когда не уклоняются от Тебя, так что они не подвергаются никакому изменению, однако им присуща изменчивость (inest ipsa mutabilitas), вследствие которой они могли бы и омрачаться в познании Тебя и охладевать в любви к Тебе, если бы они не освещались светом Твоим" ("Исповедь", кн. XII, гл. XV // Творения блаж. Августина. Ч. 1, Киев, 1907). Получается, что чем ближе к миру трансцендентному, ноуменальному, духовному, тем время в движении своём медленнее или почти незаметно, а чем дальше в мир феноменов, тем его активность достигает максимальной величины, скорость течения времени увеличивается, процессы и переходы в них становятся более заметными или максимально проявленными. Это доступно в понимании любому человеку, который помнит, что в детстве время ощущается более медленным и протяженным, чем в старшем возрасте. Это происходит из-за того, что ребёнок не обременён материальным, как взрослые. Он больше погружен в созерцание происходящих вокруг него событий, имеет не стёртую, но затуманенную память о прежней духовной инкарнации и более восприимчив к духовному миру.
Таким образом, единица в иерархии чисел, как элемент духовный и близкий к состоянию безвременья, обладает наиболее скрытой временной характеристикой. Единица характеризует время, которое ещё не имеет своего течения, а если и проявляется, то именно в варианте, который близок к бесконечности недвижимого или вечности. То, что проявляется наиболее активно или имеет вполне определённую временную характеристику, должно иметь и в системе счисления большее количественное значение.
И, естественно, то, что проявляется, не может проявляться ни в чём или не по отношению к чему-либо. То есть проявленное обладает формой ориентации и координации, проще говоря, находится в пространстве. Единица характеризует рождение пространства. Пространство в мире явлений представляет область соотношения единичного с общим и многого с единственным. Всё в пространстве имеет взаимовлияние, соподчинение и непостоянство выражения объективного (его относительность), временность. Чем ближе характеристика объективного к единице, тем относительность меньше и больше определённость или истинность явления. Это положение характеризуется максимальным приближением к сути объекта, его идейному замыслу, истоку.
Характеристики явления или качеств объекта в пространственно-временном континууме, имеющем соответствие единице, представляются парадоксальными. Примером может являться неевклидова геометрия Николая Ивановича Лобачевского (1792-1856), в которой привычная нам геометрия Евклида (III в. до н.э.) является частным случаем, отражающем пространственные отношения, не сопоставимые с единицей, но воспринимаемые в повседневном опыте.
В символических ассоциациях единице приравнивают Солнце. Это число сознания, центра, источника энергии, в том числе нашей солнечной системы. Число характеризует активную и отдающую природу\10\. Андрогенная форма полностью соответствует пониманию состояния единицы. Она как Меркурий алхимиков, "есть тот самый, который содержит в себе совершенство, добродетели и силы Sol (здесь это слово имеет двойной смысл - Солнце и золото), и который проходит по всем улицам и домам всех планет, и в своём возрождении обретает силу Верха и Низа, а потому может быть уподоблен их браку, что явно следует из соединившегося в нём белого и красного. Посвящённые, в своей мудрости, подтвердили, что все создания должны быть соединены в одну субстанцию" (Dorn, "Congeris Paracelsicae chemicae")\42\.
В Микрокосмосе единица также имеет свои соответствия. Это тот же импульс или жажда бытия, как пишет Е. И. Рерих, который влечёт и человека к воплощению. В основе всего, замечает она, лежит Божественная Любовь, а также высший духовный аспект человеческой любви, как аспект мира Нижнего. Качества объекта (человека) тоже могут иметь числовое выражение. Единице соответствует динамизм, мужественность, сильное стремление, индивидуальность и определённость, независимость, смелость и лидерство\52\. Она применима к руководителям, основателям, идущим по жизни прямым путём, стремящимся к успеху и гордящимся достижениями. Таким людям свойственно великодушие, чувство ответственности и богатство замыслов. В негативном качестве - гордыня, лень, самолюбие, нетерпимость и своеволие, корыстолюбие, тщеславие \53\.
Рассматривая и интерпретируя алфавит, следует отметить, что буквы представляют элементы микрокосмоса и применяются в бытийном мире. Творение вибрацией или словом (звуком*) Господа, предполагает пространственное распространение этого звука с последующим формированием всего объективного (* в некоторых восточных традициях звуком подобным сочетанию букв ОМ или АУМ). "И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы... И сказал Бог: да будет твердь ... " (Быт. 1.3,6)\43\. Буквы есть формальный момент отражения звука или процесса созидания Сущего и занимают, следовательно, более низшую, по отношению к нему /звуку/, а также и к числу иерархическую ступень.
В Таро, первому аркану в прямом положении, соответствуют такие значения, как: достижение желаемого, воля, умение, мастерство, понимание, управление, бескомпромиссность. В обратном положении: подконтрольность, невысокое самомнение, недооценка, нерешительность.
В гуманистической астрологии существует система из 12-ти домов, которая, отличаясь от системы зодиакального деления эклиптики, с точки зрения теории Дейна Редьяра /Rudhyar/ (1895-1985) и Александра Руперти, своими секторами соотносится с конкретными обстоятельствами, в которых проявляется и находит своё выражение личность. Это так называемые "поля опыта", которые судьба предоставляет каждому из нас для того, чтобы реализоваться\54\. В плане отражения обстоятельств и назначений каждого из домов для человека, опишем их в соответствии с порядковым номером. Можно полагать, что характеристики домов с конкретной нумерацией, могут оказать дополнительную помощь в практике эзотерической интерпретации, а также осознании соответствий Микрокосмоса и числа. По совокупности версий \55,56,57,58,59\..., первому дому характерны следующие положения: "Я", осознание себя, жизнь в себе (инстинкты), уровень витальности (запас жизненных сил), характер личной энергии, отношение к собственной жизни, начинания и замыслы (самостоятельность), сила воли (способность принимать решения), тенденция развития (активность, действие), индивидуальные способности, природные наклонности, способ самовыражения (манеры), тело (конституция), внешний вид (одежда), здоровье, жизненные принципы, мировоззрение, открытость внешнему миру, реакция на окружающую среду, способ защиты собственного мира (определение независимости), личность, профессия, способность к самоизменению, то, каким вас видят другие.
В Русской эзотерической герменевтике единице соответствует буква "А", отражающая prima materia, формальное, явленное, чувственное - начала бытия. В алхимии "А" выражает начало всех вещей\32\. В зодиакальном отражении букве "А" соответствует знак Льва (кстати, сходство символов Льва и буквы "а" очевидно). Управителем Льва является Солнце, что ещё раз соотносит нас с единицей. Тем более, своей формой "А" ориентирует на стихию Огня и Верхний мир (треугольник с вершиной вверху), но основание или свершение её в мире Нижнем. Бейли соотносит "А" с конусом, горой, пирамидой, первопричиной\32\. Буква "А" в начале слова-символа ориентирует его на определённое качество. Так Аист - птица, связанная с Солнцем; Алтарь - символ присутствия Бога, "действие благости на стихии" (Филон); Альфа - символ начала; Ананас - символ плодовитости; Андрогин (Гермафродит) - символ совершенства, целостности, единства противоположностей, автономии, независимости, объединения мужского и женского начала (инь - ян), Шивы, точки в центре круга...; Астра - у греков символ любви; Арка - символ рождения или трансформации; Арфа - символ лестницы и пути в иной мир; Анкх - символ жизни и т.д.\18\
Итак, единица, не только основа всего числового ряда, но и в высшей степени импульс, который, являясь исходящим из Единого, способствует символическому одухотворению всего вещественного и невещественного через последующие числовые символы, составленные из неё.
Основываясь на графической символике Единого - круге, можно констатировать, что единица представляется точкой в этом круге.
Почему точкой?
Ноль, как выяснили ранее, может формироваться посредством вращательного (турбулентного) движения неких энергоинформационных подчинённых, но противоположных по значению "плоскостей". Одна "плоскость" определяет потенцию ноуменального (небытийного), а вторая потенцию феноменального (бытийного) миров. Вращающиеся и непересекающиеся "плоскости", в виду антагонистических характеристик находятся в определённом и закономерном конфликте. Этот конфликт представляется "хаосом". Совмещение "плоскостей" образует "прямую", которая в проекции даёт точку Сущего - импульс к прогрессивному строительству феноменального или ноуменального миров.
Появляется резонный вопрос: "в каком случае совмещения "плоскостей" организуется тот или иной мир"? Причиной для ориентировки "хаоса" на организацию определённой сферы Мира, может служить преобладание одной из ЭИ совмещаемых составляющих. Преобладание духовной составляющей над материальной, организует область ноуменального, т.е. область феноменального. Чем меньше отражена одна из совмещаемых составляющих в иной, тем более высокой характеристикой (иерархической значимостью) это иное обладает. Так выстраивается вертикаль иерархии, в которой самые плотные материальные структуры, где духовная составляющая представлена minimum minimorum, имеет связь со сферами, где материальное существует, но представлено лишь в состоянии Идеи. Говоря словами Бернарда Тревисануса ("Liber de alchemia"), высшее обладает природой низшего, а восходящее обладает природой нисходящего\42\.
Единица, которая символизирует наиболее мощный духовный импульс и именно максимальную духовную составляющую нумерологии бытия, ориентируется тем ни менее на структуру, превосходящую в данном случае ЭИ объём духовной сферы, то есть на материальную "плоскость" или материальный мир.
Чтобы проще представить энергетическую мощь единицы в материальном мире, достаточно вспомнить, что культурные единичные объекты или раритеты обладают эксклюзивной сверх притягательной силой или имеют особенные, приближенные к божественным, значения. Но раритет материального мира лишь тогда будет обладать максимальной духовной ЭИ мощью, когда сам будет объединять в себе максимально возможное, цельное и значимое (культурное наследие) или являться прототипом будущего наиболее ценного многообразия объективного. Иначе говоря, один пророк весомее сотен царей, управляющих подлунным миром.
Числа, производные от единицы, ориентированы на объекты с меньшей ЭИ составляющей, и чем большее число приемлемо к объекту, тем более низкую иерархическую ступень в мире феноменов он занимают. Хорошей иллюстрацией к этому может служить экономическая закономерность: чем какого-либо товара больше, тем цена его меньше и чем товара, который пользуется спросом, меньше, тем цена его больше.
Единица в качестве первоимпульса, по многочисленным мифологическим источникам, исходит из некоего состояния, которое характеризуется стабильностью или однородностью. Это состояние может быть символически представлено как Тьма; "тьма спрятанная во тьму"; Вода; Тьма и Вода; Ложе; Призрак; "дышащий простор безмерности"; Скорлупа (Яйцо); хаотическая масса со смутными очертаниями, но похожая на яйцо и содержавшая семена; Хаос; Бездна; Водная Бездна; nihil (от лат. - ничто); Молчание\41\. Елена Ивановны Рерих отмечала, что ведантисты для определения Первичной Причины сущего не находили ничего, кроме отрицания, и называли её Беспричинной Причиной или же Бескорним Корнем, или просто Нети, Нети (не То, не То)\48\. Представленное некое состояние преодолевается или трансформируется в процессе созидания. Это и есть процесс творения. Он начинается с освоения или изменения качеств первичных вибраций, их структурирования. Факт мутации первичных энергетических вибраций может быть представлен единицей. Единица - центр и в тоже время посредник (медиатор, Меркурий), между однородным, стабильным и многократно трансформируемым многообразием.
Символическая связь единицы с нулём или "Герметическим сосудом"\42\ несомненна. В Древнем Египте объединение круга и вертикальной линии прослеживается в образовании сакральных символах Анкха и Са. Исключительность этих символов в том, что сочетание круга и линии организуется посредством "связки" или "соединения" плетёной верёвкой, что метафорически ассоциировалось с завязыванием узлов, консолидацией или сближением множественных состояний бытия (GuИnon R. Fundamental Simbols: The Universal Language of Sacred Science. Cambridge, 1995, p. 278.). Знак Са символизирует космическую энергию, разделяемую человеческими и божественными сущностями. В религиозных текстах его называют "флюидом жизни". На различных изображениях божества пользуются знаком Са как скипетром или "указкой". Скипетры же, изображённые на церемониальных барельефах и горельефах, передаются божествам в качестве подношения или принимаются от них как знак духовного обогащения. На изображениях неба Са часто оказывается в центре небесного полюса, представляя собой "якорную стоянку", или точку стабильности небосвода. Анкх (Анх) символизирует пуповину, соединяющую новую жизнь с источником её роста и питания. В архаическом начертании петля и хвостовая часть соединены с горизонтальной перекладиной завязанным в центре куском верёвки, подразумевая нисхождение вечного принципа на физический план. Анх символически обозначает жизнь и процесс наделения жизненной силой. В живописных сюжетах он показывает, каким образом жизнь передаётся от божественного начала к человеческому и от одной формы жизни к другой. На письме знак обозначает защиту (как и Са. Авт.), жизнеспособность и обновление\16\.
В мифологических сюжетах о сотворении мира или космогониях различных народов, первоимпульс творения представлен мыслью, словом, желанием, прикосновением, ростком, исторжением (оральным), смешением воедино вод, космическим жаром, духом, светом\48\. Этот импульс - толчок к созиданию, Начало Всего в проявленном и непроявленном или Сущее, то что распространяется и прирастает. Импульс всеобъемлющ и всепроникаем, он организует и формирует, способствует новому и разделяет предшествующее, переносит Идею и воплощает её.
Вертикальное положение единицы, говорит об образовании некоего потока имеющего определённое направление, о направленном созидающем и связывающем потоке. В этом символе ощущается некое канальное нисхождение и восхождение. Прослеживается соотношение Верха и Низа, с ориентацией на мир Верхний, изначальный и значимый - определяющий.
В Египетской эзотерической традиции единица неразрывна с единым и практически не рассматривается отдельно. Это объясняется тем, что факт проявления единицы, незамедлительно ведёт к образованию диады или противопоставлению старого (прежнего) состояния и новоявленного. "Он повелевает небом, и он крепко держит в руках землю. Ни небеса, ни землю нельзя отнять у него, ибо, внемлите, он есть Ра*, первенец среди богов. Его мать кормит его и даёт /ему/ свою грудь на горизонте между небом и землёй"\61\ (* Ра /Ре/ - бог Солнца - владыка мирового порядка и верховный судья).
Первая фаза творения у египтян, изображается как появление всепроницающих архетипов Огня, Воздуха, Земли и Воды. В символике Таро именно первый аркан содержит комбинированное изображение, состоящее из вертикальной и горизонтальной позиции, содержащей указанные архетипы. Первая позиция - Маг, осуществляющий циркуляцию энергий по вертикали, и вторая - горизонтально расположенный стол с предметами - символами стихий.
Пифагорейцы причисляли единицу (от греч. monas - единица) монаде и, что интересно, как и ноль, хаосу (подтверждая близость или даже прямую зависимость нуля и единицы). То есть, если монос или единый (от греч. monos - единственный, (лат. monoecus - "одиноко живущий")\49\) есть зачаточный разум или вместилище Идей, то единица (монас или монада) - мысль. Уточняя позицию древних философов (С. 245)\8\, единица, будучи между большим (моносом) и меньшим (дуадой), равна самой себе; между намерением (моносом) и свершением (дуадой) она посередине (т.е. уже имеет выделенную от единого позицию).
Монада у греков возымела эпитеты непосредственно связанные с эманацией или выражением Высшего: Юпитер, как глава богов; Веста, домашний очаг, так как располагается в середине вселенной (в центре круга); формой, потому что она очерчивает, объемлет и завершает; любовью, согласием и благочестием, потому что неделима. Также, корабль, колесница, Протей (бог, способный изменять свою форму), Мнемозина, Полинимус (имеющий много имён)\8\. В герметических фрагментах Стобея Высшее или Бог, имеет первостепенное значение: "Первый - Бог, второй - мир, третий - человек"\5\. В древнекитайском памятнике "Хуайнаньцзы" единице причисляется Небо: "Небо - 1, Земля - 2, Человек - 3..."\36\. Это то, что способствует духовному единству бытийности и, соответственно, единству Верхнего и Нижнего миров. В символике приравнивается к свету\32\.
Можно почерпнуть много интересного интерпретируя русское слово, обозначающее первый элемент ряда счисления, т.е. "Один". Так "О" есть единое, а "дин" (от греч. dynamis - сила) - энергетический импульс идущий во вне (в физике, дина - абсолютная единица силы, равная силе, которая, действуя на массу в 1 г., сообщает ей единицу ускорения 1 см/сек\2\. Авт.). Единица характеризует процесс распространения и расширения определённых качеств, которые в последствии становятся основой для всего феноменального, она говорит об открытии пространства и проявлении времени. Относительно времени, как свойства бытия и соположения вечности, святой Максим Исповедник замечает: "Вечность есть время, когда останавливается в движении, а время есть вечность, когда умеряется как выражающееся в движении, так что можно определить вечность как время, лишённое движения, а время как вечность, измеряемую движением" (St. Maxsimi. Confessoris Quaest. ad Thalass. Migne t. 90, 1164). Причём, по С. Булгакову, "время для ангелов, надо полагать, иное, нежели для людей, и для человека иное, чем для животных"\51\. Об иерархии и соотношении времени и безвременья свидетельствует и блаженный Августин, говоря, что: "Хотя мир духовный (ангелов) превыше времени, потому что, будучи сотворён прежде всего, предваряет и сотворение самого времени; несмотря, однако ж, на то, превыше его господствует вечность самого Творца, от Которого и он через сотворение получил своё начало если не по времени, которого не было ещё, то по условию бытия своего. Итак, творение этого мира - от Тебя, Боже наш, но и они совсем не то, что Ты, и существо их совершенно отлично от существа Твоего. Ибо хотя мы и не усматриваем никакого времени ни раньше их, ни в них самих, потому что они всегда наслаждаются лицезрением Твоим и не когда не уклоняются от Тебя, так что они не подвергаются никакому изменению, однако им присуща изменчивость (inest ipsa mutabilitas), вследствие которой они могли бы и омрачаться в познании Тебя и охладевать в любви к Тебе, если бы они не освещались светом Твоим" ("Исповедь", кн. XII, гл. XV // Творения блаж. Августина. Ч. 1, Киев, 1907). Получается, что чем ближе к миру трансцендентному, ноуменальному, духовному, тем время в движении своём медленнее или почти незаметно, а чем дальше в мир феноменов, тем его активность достигает максимальной величины, скорость течения времени увеличивается, процессы и переходы в них становятся более заметными или максимально проявленными. Это доступно в понимании любому человеку, который помнит, что в детстве время ощущается более медленным и протяженным, чем в старшем возрасте. Это происходит из-за того, что ребёнок не обременён материальным, как взрослые. Он больше погружен в созерцание происходящих вокруг него событий, имеет не стёртую, но затуманенную память о прежней духовной инкарнации и более восприимчив к духовному миру.
Таким образом, единица в иерархии чисел, как элемент духовный и близкий к состоянию безвременья, обладает наиболее скрытой временной характеристикой. Единица характеризует время, которое ещё не имеет своего течения, а если и проявляется, то именно в варианте, который близок к бесконечности недвижимого или вечности. То, что проявляется наиболее активно или имеет вполне определённую временную характеристику, должно иметь и в системе счисления большее количественное значение.
И, естественно, то, что проявляется, не может проявляться ни в чём или не по отношению к чему-либо. То есть проявленное обладает формой ориентации и координации, проще говоря, находится в пространстве. Единица характеризует рождение пространства. Пространство в мире явлений представляет область соотношения единичного с общим и многого с единственным. Всё в пространстве имеет взаимовлияние, соподчинение и непостоянство выражения объективного (его относительность), временность. Чем ближе характеристика объективного к единице, тем относительность меньше и больше определённость или истинность явления. Это положение характеризуется максимальным приближением к сути объекта, его идейному замыслу, истоку.
Характеристики явления или качеств объекта в пространственно-временном континууме, имеющем соответствие единице, представляются парадоксальными. Примером может являться неевклидова геометрия Николая Ивановича Лобачевского (1792-1856), в которой привычная нам геометрия Евклида (III в. до н.э.) является частным случаем, отражающем пространственные отношения, не сопоставимые с единицей, но воспринимаемые в повседневном опыте.
В символических ассоциациях единице приравнивают Солнце. Это число сознания, центра, источника энергии, в том числе нашей солнечной системы. Число характеризует активную и отдающую природу\10\. Андрогенная форма полностью соответствует пониманию состояния единицы. Она как Меркурий алхимиков, "есть тот самый, который содержит в себе совершенство, добродетели и силы Sol (здесь это слово имеет двойной смысл - Солнце и золото), и который проходит по всем улицам и домам всех планет, и в своём возрождении обретает силу Верха и Низа, а потому может быть уподоблен их браку, что явно следует из соединившегося в нём белого и красного. Посвящённые, в своей мудрости, подтвердили, что все создания должны быть соединены в одну субстанцию" (Dorn, "Congeris Paracelsicae chemicae")\42\.
В Микрокосмосе единица также имеет свои соответствия. Это тот же импульс или жажда бытия, как пишет Е. И. Рерих, который влечёт и человека к воплощению. В основе всего, замечает она, лежит Божественная Любовь, а также высший духовный аспект человеческой любви, как аспект мира Нижнего. Качества объекта (человека) тоже могут иметь числовое выражение. Единице соответствует динамизм, мужественность, сильное стремление, индивидуальность и определённость, независимость, смелость и лидерство\52\. Она применима к руководителям, основателям, идущим по жизни прямым путём, стремящимся к успеху и гордящимся достижениями. Таким людям свойственно великодушие, чувство ответственности и богатство замыслов. В негативном качестве - гордыня, лень, самолюбие, нетерпимость и своеволие, корыстолюбие, тщеславие \53\.
Рассматривая и интерпретируя алфавит, следует отметить, что буквы представляют элементы микрокосмоса и применяются в бытийном мире. Творение вибрацией или словом (звуком*) Господа, предполагает пространственное распространение этого звука с последующим формированием всего объективного (* в некоторых восточных традициях звуком подобным сочетанию букв ОМ или АУМ). "И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы... И сказал Бог: да будет твердь ... " (Быт. 1.3,6)\43\. Буквы есть формальный момент отражения звука или процесса созидания Сущего и занимают, следовательно, более низшую, по отношению к нему /звуку/, а также и к числу иерархическую ступень.
В Таро, первому аркану в прямом положении, соответствуют такие значения, как: достижение желаемого, воля, умение, мастерство, понимание, управление, бескомпромиссность. В обратном положении: подконтрольность, невысокое самомнение, недооценка, нерешительность.
В гуманистической астрологии существует система из 12-ти домов, которая, отличаясь от системы зодиакального деления эклиптики, с точки зрения теории Дейна Редьяра /Rudhyar/ (1895-1985) и Александра Руперти, своими секторами соотносится с конкретными обстоятельствами, в которых проявляется и находит своё выражение личность. Это так называемые "поля опыта", которые судьба предоставляет каждому из нас для того, чтобы реализоваться\54\. В плане отражения обстоятельств и назначений каждого из домов для человека, опишем их в соответствии с порядковым номером. Можно полагать, что характеристики домов с конкретной нумерацией, могут оказать дополнительную помощь в практике эзотерической интерпретации, а также осознании соответствий Микрокосмоса и числа. По совокупности версий \55,56,57,58,59\..., первому дому характерны следующие положения: "Я", осознание себя, жизнь в себе (инстинкты), уровень витальности (запас жизненных сил), характер личной энергии, отношение к собственной жизни, начинания и замыслы (самостоятельность), сила воли (способность принимать решения), тенденция развития (активность, действие), индивидуальные способности, природные наклонности, способ самовыражения (манеры), тело (конституция), внешний вид (одежда), здоровье, жизненные принципы, мировоззрение, открытость внешнему миру, реакция на окружающую среду, способ защиты собственного мира (определение независимости), личность, профессия, способность к самоизменению, то, каким вас видят другие.
В Русской эзотерической герменевтике единице соответствует буква "А", отражающая prima materia, формальное, явленное, чувственное - начала бытия. В алхимии "А" выражает начало всех вещей\32\. В зодиакальном отражении букве "А" соответствует знак Льва (кстати, сходство символов Льва и буквы "а" очевидно). Управителем Льва является Солнце, что ещё раз соотносит нас с единицей. Тем более, своей формой "А" ориентирует на стихию Огня и Верхний мир (треугольник с вершиной вверху), но основание или свершение её в мире Нижнем. Бейли соотносит "А" с конусом, горой, пирамидой, первопричиной\32\. Буква "А" в начале слова-символа ориентирует его на определённое качество. Так Аист - птица, связанная с Солнцем; Алтарь - символ присутствия Бога, "действие благости на стихии" (Филон); Альфа - символ начала; Ананас - символ плодовитости; Андрогин (Гермафродит) - символ совершенства, целостности, единства противоположностей, автономии, независимости, объединения мужского и женского начала (инь - ян), Шивы, точки в центре круга...; Астра - у греков символ любви; Арка - символ рождения или трансформации; Арфа - символ лестницы и пути в иной мир; Анкх - символ жизни и т.д.\18\
Обсуждения Оккультная философия Единицы
Допустим, человечество может исчезнуть или оно трансформируется до состояния духовной энергоинформационной сущности, тогда, возможно, исчезнут речь и алфавиты..., но высший порядок субстанции с её организацией, качествами и пропорциями останется, что присуще определению субстанции и нашему понятию о Боге.
Ну прежде всего, я думаю. что нынешние алфавит, письменность вообще, и числовой ряд - это временная необходимость, нужная для общения в грубой и примитивной форме, чтоб как-то передать свои мысли, они со временем изживут себя, оказавшись в ловушке ограничений и противоречий. Когда люди научатся понимать мысли без таких промежуточных средств, необходимость в них отпадет.
Однако, вопросы по понятиям.
Если мы используем слово "один", то автоматически предполагаем возможность отрицания "не один". Не один, значит много. Один Бог - нет, много Богов. Одно Солнце - нет, много солнц. Один "Я", нет - много "Я". Вот и противоречие, так всё же "Я" один или нет? То есть тот "Я". который единственный, неповторимый, который в моем теле сейчас и здесь, как "Я" могу размножиться по разным телам? Меня с моей уникальностью нельзя загнать в числовой ряд. Даже нельзя мне присвоить число "единица". Я просто есть и глупо говорить, что я один, когда я олицетворяю собой весь мир. Это касается не только меня, но и каждого. Даже каждый атом, находясь в своем месте уникален. То есть и его нельзя обозначить словом "один". Получается, что числами мы не объекты обозначаем, а некую массу свойства, присущего ряду объектов. Когда мы говорим много деревьев, то предполагаем лес, массу древесины, того или иного свойства. Бесконечного объема такого свойства быть не может, потому в числовом ряде нет бесконечности, любое множество можно обозначить числом.
Не существует ни бесконечности, ни вечности. Если есть вечность, то нет времени, завтрашнего дня не будет, потому что все дни совершенно одинаковы, что и вчерашний и позавчерашний. Вообще нет никаких изменений, а значит и ничего нет. Ни рождений, ни смертей. Если есть время, то нет вечности, и летит стрела времени от начала к определенной цели, знаменующей конец. Круг замкнется, образуя ноль, ничто.
Числа мы ввели и пользуемся числами пока ощупываем весь мир, грубо, примитивно, пока не осознаем, что этот метод никуда не годится, для осознания его и для вхождения в него нужно выработать иные категории, например, категории ощущения и мысленной передачи процедур, процессов, связанных со временными изменениями, с целями и смыслами происходящего, где всё сливается в единую систему со своими предназначениями. Мы из множества переходим к единству, а затем понятие единства исчезнет, потому что иного нет, и быть не может. Это важно понять, потому что мы со временем перейдем в тот нереальный мир, где существует Бог, и общаться должны на уровне душ, не признающих ни слов, ни чисел. Реальный, физический мир, на самом деле состоит из нереальных категорий, из энергии и правил её организации и функционирования. Нет конкретного носителя ни того, ни другого, и что это такое, мы не знаем. И души состоят из таких правил, и создан этот мир для усвоения, увязки в душах этих правил, и для того созданы люди, чтоб могли формировать такие души, которым далее жить в нереальном пространстве. И сольются они потом в виде нового Бога. И на том реальная вселенная исчезнет, выполнив свою задачу.
Наш мозг устроен не как компьютер, который разговаривает языком цифр. Из цифры ноль не вытекает цифра четыре, а из цифры пять - цифра восемь, это просто дискретные единицы, они всегда сами по себе, если не связаны логически. И связывает их всех между собой только машинная логика, разум, как технотронное начало, но не мистическое, живое начало, не душа.
Это Запад абсолютизирует разум, ничего не понимая в русской душе, поэтому им так милы Ваши технотронные Платон и Пифагор.
Все масонские ложи тоже поклоняются технотронному абсолютному космическому разуму, который оперирует числами или технотронными машинными кодами, "мастер" масон abgus.
При этом я не имею ничего против чисел и масонов, если они не претендуют на мировое господство, а признают приоритет букв над цифрами до образования единого целого, где буквы и цифры составляют одно космическое совершенное начало.
Взаимодействие букв и чисел при приоритете букв, пока буквы и числа не станут единым целым - это единственный путь к бесконечному развитию в правильном направлении.
Все остальные пути ведут только к разрушению и букв, и чисел.
Я категорически против того, чтобы считать мертвое технотронное число как машинный код выше мистической человеческой души. Надо просто правильно расставить приоритеты, только и всего.
Не считая себя зомбированным "технотронной космической цивилизацией", и основываясь, всё-таки, на философии, замечу, что, ещё Пифагор говорил, что "всё расположено в соответствии с числами..", а Платон рассматривал число как сущность гармонии, а гармонию как основу Космоса и человека, утверждая, что ритмы гармонии "того же рода, что и периодические колебания нашей души". ... Как видите, про буквы и алфавит никто из них в плане отражения Высшей гармонии и самого человека не поминает.
Отмечая речевые моменты и издаваемые человеком звуки, о которых Вы говорите, - это фонетика, которая, в свою очередь, первична образованию букв и алфавита. Как видите, и тут есть некая вторичность символического образования буквенного ряда.... Материя - Звук - Буква (символ) и т.д., Число же, как я полагаю, возможно и вне Объективного ....
Не погружаясь в глубокую полемику, если будет интересно, отсылаю Вас к своей статье "Онтология чисел или числа как они есть", которая может более детально разъяснить мою позицию...
Нельзя ставить логику (организацию чего-либо) прежде мистики, ибо совершенная организация - это отсутствие организации или живоначальная, энергетическая, творческая, не машинная и не программная организация.
Нельзя ставить технотронное начало прежде человеческого начала, ибо человек управляет машиной, а не наоборот. Сначала энергия, потом программа, и не наоборот. Сначала континуальное (непрерывное, общее), потом уже дискретное (частное, прерывное). Когда мы рождаемся, мы говорим не на языке цифр и машинных кодов, а на языке букв. Мы произносим первым слово "мама" , а не машинный код "121121". Вы, и это совершенно очевидно, зомбированы технотронной космической цивилизацией, отсюда все ваши пассажи. Но при этом не подумайте, что я не понимаю роли и значения чисел и формул для развития человека и цивилизации.
Они имеют для развития большое значение и необходимы, но просто не надо ставить телегу впереди лошади, вторичное впереди первичного, кибернетику впереди философии, материальное впереди духовного, и все будет нормально.