...Я не вижу иных путей спасения нашей цивилизации, кроме тех, которые будут исходить из факта сопряженности всего со всем, из понимания того, что мы живем в связном мире.
Ю.В. Чайковский. Активный связный мир. Опыт теории эволюции жизни. М., 2008.
Ю.В. Чайковский. Активный связный мир. Опыт теории эволюции жизни. М., 2008.
За последние четыре столетия научно-технический прогресс изменил мир до неузнаваемости, и, казалось, вот-вот принесёт счастье всему человечеству. Но в ХХI веке эти надежды фактически сошли на нет. Почему мы оказались беспомощны не только перед силами Природы, но даже перед лицом созданной по собственному "образу и подобию" финансовой системы? Что поможет нам пережить нарастающий кризис?
Разделяй и властвуй
Научная революция привела к отчуждению человека, единственного разумного и целенаправленного существа, от остальной неодушевленной и механически работающей природы.
"Механический" подход к пониманию устройства мира (редукционизм) достиг своего апогея к концу XIX века, тогда бытовало мнение, что человеческий разум раскрыл тайны природы. Вселенную видели неизменным скоплением звезд размером с нашу Галактику, состоящей из неделимых "кирпичиков" - атомов. А все живое на нашей планете, включая людей, занято беспрерывной борьбой за существование, в которой лишь сильнейшие обретают право на жизнь.
Открытия ХХ века разрушили эту картину. Галактика оказалась крошечным фрагментом беспрерывно развивающейся Вселенной, атомы - состоящими из ещё меньших частиц, а живое - частью сложнейшей системы, взаимоотношения внутри которой далеко выходят за узкие рамки естественного отбора.
Основатель современной науки Рене Декарт высказал мнение, что у "механизмов природы" был свой конструктор - Бог. Со временем эта роль была упразднена, и мы остались наедине с "механизмами", возникшими по воле Случая, которому приписывают все явления, причины которых не ясны. По словам американского учёного С. Бреннера, Живое просто потешается над физиками и их количественным анализом,…который не в состоянии объяснить феномен жизни. Сюда можно добавить и биосферу, сознание, эволюцию, этику, экономику.
У всех этих явлений есть свои причинные силы, что подтверждают расчеты, показавшие, что случайное развитие в Природе не более вероятно, чем способность сороки, ударяющей клювом по клавишам, напечатать роман Толстого. Отказ от постулата случайности позволил увидеть, что … всё в Природе – и неживое вещество, и мир живого, и общество – подчиняются некой общей логике ...ибо все они являются элементами некой единой системы.
В этой системе идет процесс общего сквозного развития, который канадский учёный С. Кауфман назвал креативностью Космоса: Этот процесс настолько изумляет, потрясает, вызывает благодарность и уважение, что для многих из нас это и есть природный Творец. Куда ведёт нас "природный Творец"?
Полный вперед!
Периодическая таблица Менделеева показала, что неживая материя развивается по законам, позволившим предсказать открытие новых химических элементов и их важнейшие свойства. Оказалось, что и живое развивается по заранее существующим правилам. Организмы сводятся в многомерную таблицу - диатропическую сеть , чьи ячейки "заполняются" по ходу эволюции.
С появлением цивилизации наше развитие определяется культурными изменениями, которые происходят значительно быстрее, чем любая биологическая эволюция (S J Gould. Гульд. P 222). К концу XX века человечество превратилось в глобальное, взаимозависимое сообщество, став таким образом "полноправным" звеном в общей системе.
Все уровни Природы – неживой, растительный и животный, - находятся в гармонии с ней. Исключение составляет человек, не считающийся с окружающим миром на пути достижения своих целей. Это несовместимо с процессом совместного развития, и неизбежен кризис, в результате которого система "отбраковывает" то, что препятствует её дальнейшему развитию. Неужели нас и в самом деле "отбракуют"?
Зри в корень
В последние годы мы привыкли обсуждать тему защиты природы. А собственно, защиты от кого? Может ли отношение к природе быть иным, чем наше отношение друг к другу? И хотя призывы защитить природу находят широкий отклик у общественности, основная проблема, проблема человеческих взаимоотношений, как правило, дружно игнорируется. Ведь гораздо проще бороться с отдалёнными "злостными нарушителями" экологии, чем с собственной отчуждённостью, враждебностью и эгоизмом.
Взглянем на наш организм. До тех пор, пока мы здоровы, между его частями господствуют альтруистические взаимоотношения, по принципу "один за всех". Даже отдельные клетки "кончают с собой", ради сохранения условий, необходимых для жизни всего организма, т.н. апоптоз. У каждого из нас таких клеток за год набирается столько, что они составляют вес тела. Для человека же предпочтение общих интересов частным выглядит как нечто абсурдное, приносящее пользу другим за счет использования возможностей и способностей себя любимого.
Образовавшееся глобально взаимосвязанное сообщество является неким гротескным подобием здорового организма. Между его частями - отчуждение и ненависть. Такое "эгоистическое поведение", не принимающее во внимание нужды всего организма, характерно для злокачественных, раковых клеток. Последние успешно "конкурируют" со здоровыми, отнимая их питание. У раковых клеток отсутствует механизм "запланированного самоубийства" - апоптоза, так что теоретически, в отличие от здоровых, они бессмертны. Кроме того, они растут и размножаются, где и как "захотят", без какой-либо заботы о последствиях их деятельности для всего организма. Не правда ли, звучит знакомо? Как известно, такая "свободная инициатива" зачастую приводят к гибели самих "эгоистов", вместе с разрушаемым оккупированным ими организмом.
Кризис в человеческом сообществе развивается давно. Кризис семьи и науки, эпидемия наркомании и алкоголизма, взрывообразный рост самоубийств, насилия и терроризма воспринимались как частные и местные проблемы. Общество оставалось ко всему этому равнодушным, как и к серьёзным экологическим проблемам и даже к глобальному потеплению. Лишь финансовый и следующий за ним экономический кризисы, болезненно и непрерывно бьющие каждого по его личному карману, впервые начинают восприниматься как реальная угроза для всех.
В нашем глобальном мире деньги являются подобием питательных веществ, снабжающих энергией все без исключения органы и клетки в здоровом организме. Нарушение правильных взаимоотношений вызывает излишек и застой в одних и недостаточность - в других частях нашего взаимозависимого сообщества-организма.
В медицине нарушения такого рода называются ишемией и без интенсивной терапии приводят к катастрофическим последствиям. Лечение болезни должно быть комплексным и попытка ограничиться ликвидацией отдельного симптома в любой отдельно взятой стране не увенчается успехом. Любое частное решение, основанное на увеличении изоляции, противоречит законам Природы и будет неэффективным, по меньшей мере.
Картина происходящего ясна. Как и то, что надо делать, чтобы избежать грядущей катастрофы. Дело остается вроде за немногим – как изменить наши сугубо эгоистические отношения на понимание, сочувствие и взаимопомощь?
Готовых рецептов нет ни у кого. Все искусственные попытки создать справедливое общество, перевоспитывая эгоистические стремления людей, провалились.
По всей видимости, осуществить это изнутри нашей общественной системы невозможно. Разум выступает лишь как средство для осуществления наших намерений и желаний, которые и необходимо изменить прежде всего. Любая попытка произвести такие изменения искусственным, основанным на выводах разума путем, обречена на провал, как, например, попытки создания коммун или колхозов.
Наши действия должны скорее напоминать модель поведения врача, скажем, при переломе руки. Выяснив суть проблемы, он накладывает на сломанную конечность лубок, чтобы содействовать восстановительным силам природы. Они, в конечном итоге, и приводят к "починке" перелома.
И хотя мы не в состоянии произвести необходимые изменения без помощи Природы, мы должны сделать все возможное, чтобы начать идти в указанном ею направлении.
К новой вере?
"Моя религия, писал Альберт Эйнштейн, заключается в смиренном восхищении безграничным высшим духом, проявляющим себя в мельчайших деталях, которые мы в состоянии заметить своим хрупким и слабым разумом. Именно эта глубокая эмоциональная уверенность в присутствии высшей разумной силы, раскрывающейся в непостижимой вселенной, и формирует мое представление о Боге". (Опубликовано в газете"New York Times" от 19 апреля 1955г).
С. Кауфман предлагает создать универсальную этику, примиряющую религию и науку вокруг его идеи природного Творца, а Ю. В. Чайковский говорит о появлении новой, экологической религии. Поскольку речь идет об осознании законов Природы и необходимости следовать им, а не о вере в сверхъестественные силы, понятие Учение представляется более подходящим. Ведь в Природу, как и в ее часть – Человека, не надо верить. Их надо понимать и любить.
Разделяй и властвуй
Научная революция привела к отчуждению человека, единственного разумного и целенаправленного существа, от остальной неодушевленной и механически работающей природы.
"Механический" подход к пониманию устройства мира (редукционизм) достиг своего апогея к концу XIX века, тогда бытовало мнение, что человеческий разум раскрыл тайны природы. Вселенную видели неизменным скоплением звезд размером с нашу Галактику, состоящей из неделимых "кирпичиков" - атомов. А все живое на нашей планете, включая людей, занято беспрерывной борьбой за существование, в которой лишь сильнейшие обретают право на жизнь.
Открытия ХХ века разрушили эту картину. Галактика оказалась крошечным фрагментом беспрерывно развивающейся Вселенной, атомы - состоящими из ещё меньших частиц, а живое - частью сложнейшей системы, взаимоотношения внутри которой далеко выходят за узкие рамки естественного отбора.
Основатель современной науки Рене Декарт высказал мнение, что у "механизмов природы" был свой конструктор - Бог. Со временем эта роль была упразднена, и мы остались наедине с "механизмами", возникшими по воле Случая, которому приписывают все явления, причины которых не ясны. По словам американского учёного С. Бреннера, Живое просто потешается над физиками и их количественным анализом,…который не в состоянии объяснить феномен жизни. Сюда можно добавить и биосферу, сознание, эволюцию, этику, экономику.
У всех этих явлений есть свои причинные силы, что подтверждают расчеты, показавшие, что случайное развитие в Природе не более вероятно, чем способность сороки, ударяющей клювом по клавишам, напечатать роман Толстого. Отказ от постулата случайности позволил увидеть, что … всё в Природе – и неживое вещество, и мир живого, и общество – подчиняются некой общей логике ...ибо все они являются элементами некой единой системы.
В этой системе идет процесс общего сквозного развития, который канадский учёный С. Кауфман назвал креативностью Космоса: Этот процесс настолько изумляет, потрясает, вызывает благодарность и уважение, что для многих из нас это и есть природный Творец. Куда ведёт нас "природный Творец"?
Полный вперед!
Периодическая таблица Менделеева показала, что неживая материя развивается по законам, позволившим предсказать открытие новых химических элементов и их важнейшие свойства. Оказалось, что и живое развивается по заранее существующим правилам. Организмы сводятся в многомерную таблицу - диатропическую сеть , чьи ячейки "заполняются" по ходу эволюции.
С появлением цивилизации наше развитие определяется культурными изменениями, которые происходят значительно быстрее, чем любая биологическая эволюция (S J Gould. Гульд. P 222). К концу XX века человечество превратилось в глобальное, взаимозависимое сообщество, став таким образом "полноправным" звеном в общей системе.
Все уровни Природы – неживой, растительный и животный, - находятся в гармонии с ней. Исключение составляет человек, не считающийся с окружающим миром на пути достижения своих целей. Это несовместимо с процессом совместного развития, и неизбежен кризис, в результате которого система "отбраковывает" то, что препятствует её дальнейшему развитию. Неужели нас и в самом деле "отбракуют"?
Зри в корень
В последние годы мы привыкли обсуждать тему защиты природы. А собственно, защиты от кого? Может ли отношение к природе быть иным, чем наше отношение друг к другу? И хотя призывы защитить природу находят широкий отклик у общественности, основная проблема, проблема человеческих взаимоотношений, как правило, дружно игнорируется. Ведь гораздо проще бороться с отдалёнными "злостными нарушителями" экологии, чем с собственной отчуждённостью, враждебностью и эгоизмом.
Взглянем на наш организм. До тех пор, пока мы здоровы, между его частями господствуют альтруистические взаимоотношения, по принципу "один за всех". Даже отдельные клетки "кончают с собой", ради сохранения условий, необходимых для жизни всего организма, т.н. апоптоз. У каждого из нас таких клеток за год набирается столько, что они составляют вес тела. Для человека же предпочтение общих интересов частным выглядит как нечто абсурдное, приносящее пользу другим за счет использования возможностей и способностей себя любимого.
Образовавшееся глобально взаимосвязанное сообщество является неким гротескным подобием здорового организма. Между его частями - отчуждение и ненависть. Такое "эгоистическое поведение", не принимающее во внимание нужды всего организма, характерно для злокачественных, раковых клеток. Последние успешно "конкурируют" со здоровыми, отнимая их питание. У раковых клеток отсутствует механизм "запланированного самоубийства" - апоптоза, так что теоретически, в отличие от здоровых, они бессмертны. Кроме того, они растут и размножаются, где и как "захотят", без какой-либо заботы о последствиях их деятельности для всего организма. Не правда ли, звучит знакомо? Как известно, такая "свободная инициатива" зачастую приводят к гибели самих "эгоистов", вместе с разрушаемым оккупированным ими организмом.
Кризис в человеческом сообществе развивается давно. Кризис семьи и науки, эпидемия наркомании и алкоголизма, взрывообразный рост самоубийств, насилия и терроризма воспринимались как частные и местные проблемы. Общество оставалось ко всему этому равнодушным, как и к серьёзным экологическим проблемам и даже к глобальному потеплению. Лишь финансовый и следующий за ним экономический кризисы, болезненно и непрерывно бьющие каждого по его личному карману, впервые начинают восприниматься как реальная угроза для всех.
В нашем глобальном мире деньги являются подобием питательных веществ, снабжающих энергией все без исключения органы и клетки в здоровом организме. Нарушение правильных взаимоотношений вызывает излишек и застой в одних и недостаточность - в других частях нашего взаимозависимого сообщества-организма.
В медицине нарушения такого рода называются ишемией и без интенсивной терапии приводят к катастрофическим последствиям. Лечение болезни должно быть комплексным и попытка ограничиться ликвидацией отдельного симптома в любой отдельно взятой стране не увенчается успехом. Любое частное решение, основанное на увеличении изоляции, противоречит законам Природы и будет неэффективным, по меньшей мере.
Картина происходящего ясна. Как и то, что надо делать, чтобы избежать грядущей катастрофы. Дело остается вроде за немногим – как изменить наши сугубо эгоистические отношения на понимание, сочувствие и взаимопомощь?
Готовых рецептов нет ни у кого. Все искусственные попытки создать справедливое общество, перевоспитывая эгоистические стремления людей, провалились.
По всей видимости, осуществить это изнутри нашей общественной системы невозможно. Разум выступает лишь как средство для осуществления наших намерений и желаний, которые и необходимо изменить прежде всего. Любая попытка произвести такие изменения искусственным, основанным на выводах разума путем, обречена на провал, как, например, попытки создания коммун или колхозов.
Наши действия должны скорее напоминать модель поведения врача, скажем, при переломе руки. Выяснив суть проблемы, он накладывает на сломанную конечность лубок, чтобы содействовать восстановительным силам природы. Они, в конечном итоге, и приводят к "починке" перелома.
И хотя мы не в состоянии произвести необходимые изменения без помощи Природы, мы должны сделать все возможное, чтобы начать идти в указанном ею направлении.
К новой вере?
"Моя религия, писал Альберт Эйнштейн, заключается в смиренном восхищении безграничным высшим духом, проявляющим себя в мельчайших деталях, которые мы в состоянии заметить своим хрупким и слабым разумом. Именно эта глубокая эмоциональная уверенность в присутствии высшей разумной силы, раскрывающейся в непостижимой вселенной, и формирует мое представление о Боге". (Опубликовано в газете"New York Times" от 19 апреля 1955г).
С. Кауфман предлагает создать универсальную этику, примиряющую религию и науку вокруг его идеи природного Творца, а Ю. В. Чайковский говорит о появлении новой, экологической религии. Поскольку речь идет об осознании законов Природы и необходимости следовать им, а не о вере в сверхъестественные силы, понятие Учение представляется более подходящим. Ведь в Природу, как и в ее часть – Человека, не надо верить. Их надо понимать и любить.
Обсуждения Куда идет наш связный мир – большой, большой секрет...?