Давным-давно было такое время, когда никакого времени не было.
"Я думаю, что я думаю, следовательно я думаю, что существую"- написал в «Словаре сатаны» Амброз Бирс. А древнегреческие киренаики считали, что смысл придуманного нами существования заключён в удовольствиях.
"Я думаю, что я думаю, следовательно я думаю, что существую"- написал в «Словаре сатаны» Амброз Бирс. А древнегреческие киренаики считали, что смысл придуманного нами существования заключён в удовольствиях.
Поэтому лучше отказаться от всего, что вызывает неудовольствие. В том числе и от самого существования, если оно перестаёт доставлять радость. А пока мы, так сказать, живы, нужно как можно меньше задумываться, особенно о прошлом и будущем. Прошлое вызывает сожаление, а будущее страх, поэтому следует жить сегодняшним днем."За хамство накажу. Порчей уничтожу твое прошлое и будущее", - грозит своим недоброжелателям современная интернетовская ведьма, практикующая наведение поноса магическим путем. Но поскольку ведьма, как и всё остальное, не настоящая, она не догадывается, что уничтожение придуманного нами прошлого и будущего - лучшее, чего только можно пожелать.
В полузабытом романе Вячеслава Шишкова "Странники" комсомолец пытается наставить на путь истинный беспризорников (это сегодня они власти и современным аналогам комсомола до лампочки, а вот в прошлом...):
"Комсомолец уверенным тоном учителя сказал:
– Вы ничуть не заботитесь о будущем, товарищи. Да, да.
– О каком будущем? – посвистывая, прищурился Амелька.
– О вашем будущем. Да, да, о вашем! Ну, что вы будете, скажем, через пять лет делать? Станете взрослыми, борода полезет, захотите вступить на трудовую дорогу, а ни черта не знаете. Понятно я говорю? В будущем, товарищи, – все. Уж это верно. Да.
– Ха! Будущее, будущее, – загорелся Амелька, скривив в презрительную улыбку свое отёчное лицо. – Какое, к чертовой бабушке, будущее?! Вот у тебя есть будущее?
– Конечно, есть!
– Врешь! Ерунда! – И Амелька пристукнул кулаком по голому колену. – Будущего нет. Ни у одного человека не может быть будущего, раз у него башка варит. Вот ты размусоливаешь о будущем, загадываешь про свою жизнь, может, на десять годов вперед… А ты уверен, что будешь завтра живой?
– То есть как?
– Вот, может, пойдешь в город, а тебе в башку карниз грохнет с шестого этажа. А может, мы вот возьмём, да и задушим тебя?.. А? Во те и будущее твое. Запомни: будущего нет!
Вся детвора с гордостью посмотрела на мудрого Амельку; верно, так и есть: будущего не существует, есть только «сегодня» и «вчера».
Однако и со "вчера" возникают проблемы и лучше всего от него избавиться. Для этого обычно применяется психологическое правило присутствия, оно же - "золотое сечение" американца Дейла Карнеги, который в течение всей своей жизни оставался отъявленным неудачником, пока наконец не сделал бизнес, сочиняя и продавая книжки, обучающие других достижению успеха. Указанное правило гласит: я живу здесь и сейчас. Прошлого нет, поскольку каждую следующую секунду наступает настоящее. Будущего нет, потому что его ещё нет. Привязанность к прошлому приводит к депрессии, озабоченность будущим порождает тревогу. Пока я живу настоящим, я настоящий и значит есть повод порадоваться.(Хотя надо ли?) "Поэтому самая продолжительная жизнь ничем не отличается от самой краткой, - утверждает Марк Аврелий. - Ведь настоящее для всех равно, а следовательно равны и потери - и сводятся они всего навсего к мгновению. Долгожитель и умерший сразу же после рождения теряют, в конце концов, одно и то же. Настоящее - вот всё, чего можно лишиться, ибо только им и обладаешь, а никто не лишается того, чем не обладает".
Но обладаем ли мы этим самым настоящим? По этому поводу мнения расходятся. Так, философ Кратил до предела усилил учение Гераклита о всеобщей "текучести" вещей. Он полагал, что об абсолютно изменчивом (текучем) и лишённом качественной определённости настоящем невозможно сделать никакого определённого высказывания. Ни о какой вещи вообще ничего нельзя сказать(или же можно говорить всё что угодно), вещь нельзя обозначить, и о ней не получается вынести суждения, ибо всё, в силу непрерывной текучести, успевает бесконечное количество раз измениться за время нашего произношения утверждения. Поскольку о вещах нельзя высказываться, то на них можно только указывать жестами. Кратил старался вообще ничего не говорить, а только шевелил пальцем, издавал неопределенные звуки и жестами упрекал Гераклита за то, что тот сказал, будто нельзя войти в одну и ту же реку дважды; сам он считал, что нельзя и один раз. Настоящий философ! Но если нельзя даже раз зайти в реку и вообще ничего нельзя, то что же это тогда за настоящее?
Тем не менее, устойчивая иллюзия настоящего налицо и поэтому человеческий разум постоянно стремится от неё избавиться. Не этой ли цели служат различные мистические практики, а также наши повседневные действия, такие как курение, алкоголизм, трудоголизм, просмотр телепередач, зависание в интернете, сон - направленные на достижение изменённого сознания? Однако, всё перечисленное дает всего лишь временный эффект. Наиболее счастливые люди - это те, кто не помнит о прошлом, не думает о будущем и не сознает настоящего, то есть сумасшедшие, в связи с чем скандальный писатель Александр Никонов до такой степени им завидует, что предлагает убивать их сразу после появления на свет. "Вовсе на свет не рождаться – для сумасшедшего лучшая доля", – вслед за Софоклом как бы восклицает он. А что для остальных? Наверное, в идеальном варианте лучше всего радикально и насовсем освободиться не только от прошлого и будущего, но также и от настоящего, которое, как учил Будда, кошмарит наше сознание и, одновременно, им же и придумано. Зачем постоянно мыслить о настоящем, тем самым воссоздавая несуществующий ужас снова и снова? Не стоит зацикливаться на страданиях, а лучше во всем искать позитив, он же негатив. Находиться "в настоящей жизни" ("in real life") на самом деле означает "где угодно" или "нигде". В реальной действительности всё возможно - именно по той причине, что невозможно ничего и даже она сама.
В полузабытом романе Вячеслава Шишкова "Странники" комсомолец пытается наставить на путь истинный беспризорников (это сегодня они власти и современным аналогам комсомола до лампочки, а вот в прошлом...):
"Комсомолец уверенным тоном учителя сказал:
– Вы ничуть не заботитесь о будущем, товарищи. Да, да.
– О каком будущем? – посвистывая, прищурился Амелька.
– О вашем будущем. Да, да, о вашем! Ну, что вы будете, скажем, через пять лет делать? Станете взрослыми, борода полезет, захотите вступить на трудовую дорогу, а ни черта не знаете. Понятно я говорю? В будущем, товарищи, – все. Уж это верно. Да.
– Ха! Будущее, будущее, – загорелся Амелька, скривив в презрительную улыбку свое отёчное лицо. – Какое, к чертовой бабушке, будущее?! Вот у тебя есть будущее?
– Конечно, есть!
– Врешь! Ерунда! – И Амелька пристукнул кулаком по голому колену. – Будущего нет. Ни у одного человека не может быть будущего, раз у него башка варит. Вот ты размусоливаешь о будущем, загадываешь про свою жизнь, может, на десять годов вперед… А ты уверен, что будешь завтра живой?
– То есть как?
– Вот, может, пойдешь в город, а тебе в башку карниз грохнет с шестого этажа. А может, мы вот возьмём, да и задушим тебя?.. А? Во те и будущее твое. Запомни: будущего нет!
Вся детвора с гордостью посмотрела на мудрого Амельку; верно, так и есть: будущего не существует, есть только «сегодня» и «вчера».
Однако и со "вчера" возникают проблемы и лучше всего от него избавиться. Для этого обычно применяется психологическое правило присутствия, оно же - "золотое сечение" американца Дейла Карнеги, который в течение всей своей жизни оставался отъявленным неудачником, пока наконец не сделал бизнес, сочиняя и продавая книжки, обучающие других достижению успеха. Указанное правило гласит: я живу здесь и сейчас. Прошлого нет, поскольку каждую следующую секунду наступает настоящее. Будущего нет, потому что его ещё нет. Привязанность к прошлому приводит к депрессии, озабоченность будущим порождает тревогу. Пока я живу настоящим, я настоящий и значит есть повод порадоваться.(Хотя надо ли?) "Поэтому самая продолжительная жизнь ничем не отличается от самой краткой, - утверждает Марк Аврелий. - Ведь настоящее для всех равно, а следовательно равны и потери - и сводятся они всего навсего к мгновению. Долгожитель и умерший сразу же после рождения теряют, в конце концов, одно и то же. Настоящее - вот всё, чего можно лишиться, ибо только им и обладаешь, а никто не лишается того, чем не обладает".
Но обладаем ли мы этим самым настоящим? По этому поводу мнения расходятся. Так, философ Кратил до предела усилил учение Гераклита о всеобщей "текучести" вещей. Он полагал, что об абсолютно изменчивом (текучем) и лишённом качественной определённости настоящем невозможно сделать никакого определённого высказывания. Ни о какой вещи вообще ничего нельзя сказать(или же можно говорить всё что угодно), вещь нельзя обозначить, и о ней не получается вынести суждения, ибо всё, в силу непрерывной текучести, успевает бесконечное количество раз измениться за время нашего произношения утверждения. Поскольку о вещах нельзя высказываться, то на них можно только указывать жестами. Кратил старался вообще ничего не говорить, а только шевелил пальцем, издавал неопределенные звуки и жестами упрекал Гераклита за то, что тот сказал, будто нельзя войти в одну и ту же реку дважды; сам он считал, что нельзя и один раз. Настоящий философ! Но если нельзя даже раз зайти в реку и вообще ничего нельзя, то что же это тогда за настоящее?
Тем не менее, устойчивая иллюзия настоящего налицо и поэтому человеческий разум постоянно стремится от неё избавиться. Не этой ли цели служат различные мистические практики, а также наши повседневные действия, такие как курение, алкоголизм, трудоголизм, просмотр телепередач, зависание в интернете, сон - направленные на достижение изменённого сознания? Однако, всё перечисленное дает всего лишь временный эффект. Наиболее счастливые люди - это те, кто не помнит о прошлом, не думает о будущем и не сознает настоящего, то есть сумасшедшие, в связи с чем скандальный писатель Александр Никонов до такой степени им завидует, что предлагает убивать их сразу после появления на свет. "Вовсе на свет не рождаться – для сумасшедшего лучшая доля", – вслед за Софоклом как бы восклицает он. А что для остальных? Наверное, в идеальном варианте лучше всего радикально и насовсем освободиться не только от прошлого и будущего, но также и от настоящего, которое, как учил Будда, кошмарит наше сознание и, одновременно, им же и придумано. Зачем постоянно мыслить о настоящем, тем самым воссоздавая несуществующий ужас снова и снова? Не стоит зацикливаться на страданиях, а лучше во всем искать позитив, он же негатив. Находиться "в настоящей жизни" ("in real life") на самом деле означает "где угодно" или "нигде". В реальной действительности всё возможно - именно по той причине, что невозможно ничего и даже она сама.
Обсуждения Освобождение от настоящего