Свобода выбора: иллюзия или реальность?

Последние двадцать лет изменили нашу жизнь до неузнаваемости. Революционный научно технический прогресс достиг невероятных высот. Наше общество претерпело множество изменений, и все это время, как, впрочем, и в течение всей истории на горизонте, словно мираж, заманчиво светило понятие свободы.
Свобода выбора: иллюзия или реальность?
Мы стремились ее достичь и насладиться ею вполне, но как только приближались к ней, - она растворялась и исчезала, и опять появлялась где-то на горизонте, привлекая и притягивая к себе.

Что же это, свобода? На протяжении всей истории развития человечества это понятие претерпевало множество изменений. Начиная с древней философии Сократа и Платона, рассматривающей свободу от судьбы, и до нашего времени, когда различают свободу слова, свободу вероисповедания и т.д. Определений существует немало, однако, неизменным остается естественная психологическая потребность человека ощущать собственную независимость от каких-либо внешних и внутренних факторов или условий. И хотя Марксизм считал свободу фикцией, недосягаемой ввиду предопределенности мыслей и поступков посредством внутренних побуждений и воздействия внешней среды, за достижение состояния свободы велись и по сей день продолжают вестись многочисленные и кровопролитные войны. Греция (1821—1832), Испания (1808—1814), Израиль (1947—1949), США (1775—1783), Эстония (1918—1920), Ирландия (1919—1921), Турция (1919—1922) - вот далеко не полный перечень государств, в которых жажда свободы и независимости выливалась в вооруженные кровопролитные конфликты.

Свобода выбора на самом деле и есть истинная свобода. Но все же необходимо разобраться, есть ли у кого-либо вообще та самая свобода выбора.

Для выяснения понятия личностной свободы необходимо разобраться, какие факторы ограничивают или обуславливают ее, как и в какой степени.

Генетическая наследственность

Люди отличаются друг от друга рядом физических и психологических характеристик, которые обусловлены наличием у них двух экземпляров каждого гена (наследованных от отца и матери). Сочетание форм всех генов уникально для каждого организма, включая и человеческий. Эта уникальность лежит в основе генетически обусловленных различий между людьми. Учеными выявлен так называемый коэффициент наследуемости, который не имеет отношения к конкретному индивидууму, но определяет взаимосвязь поколений в целом. Так, например, для интеллекта коэффициент наследуемости составляет, по меньшей мере, 50%.

Высокие значения этого коэффициента означают, что даже при одинаковом воспитании люди будут отличаться друг от друга в силу своих наследственных особенностей. Конечный результат, однако, не определяется генами на все 100%. В результате многочисленных исследований выявлены различные гены, отвечающие за цвет кожи, различные предрасположенности, продолжительность жизни, рост, пол, тип характера и т.д. Сегодня эти исследования проверены, аргументированы и обоснованы настолько полно, что не остается оснований усомниться в их справедливости, несмотря на тот факт, что в настоящее время исследовано всего лишь около 5% ДНК.

Влияние окружения

Что такое окружение, и каково его влияние на формирование личности? Каждый человек рождается внутри какого-либо социума. И важность развития в среде себе подобных невозможно недооценить. Фактически окружающая среда формирует личность человека, систему его ценностей, желания, стремления, в общем - всего человека. Существуют исследования, демонстрирующие зависимость развития человека от окружения, - это так называемые эффекты Маугли и Вудду. Эффект Маугли показывает, что человек, в раннем детстве попадающий к диким животным "на воспитание" и, следовательно, лишающийся возможности общения с себе подобными, вырастает подобным тем животным, в среде которых растет.

Такое развитие практически исключает возможность вернуться и продолжить нормально функционировать в обществе людей. Эффект Вудду обнаружен в результате исследования социального и культурного уровня различных племен с низкой степенью технологического развития. Самым страшным наказанием в этих племенах является изгнание из племени. При этом изгнанник буквально через 3-7 дней погибал от непереносимого чувства одиночества. Симптомы были такими же, как после сильнейшего шока, стресса. И это притом, что члены таких племен потенциально могут выживать и поодиночке, физиологически обеспечивая себя всем необходимым. Существует еще множество исследований в этом направлении и практически все они подтверждают факт абсолютной взаимозависимости человека и общества.

Взаимосвязь между людьми сегодня становится очевидной, благодаря набирающей обороты глобализации, когда очевидна тотальная взаимозависимость друг от друга целых народов. И если просто описать развитие социальной зависимости на протяжении истории, получим следующую цепочку: сам себе - сам семье - сам племени - сам народу - сам миру.

Формирование социальной личности

Проследим процесс формирования личности посредством общественного воздействия.

Начиная с рождения, мы развиваемся под воздействием родительского примера. Мы вбираем буквально все от них: слова, модели поведения, способы взаимоотношений и т.д. Затем нас, как правило, помещают (естественно не предоставляя права выбора) в первый социальный институт - детский сад, где мы впервые оказываемся в обществе равных себе по уровню развития. Здесь продолжается обучение и накопление жизненного опыта. Именно здесь из нас начинают готовить "пригодных" членов того общества, в котором нам предстоит функционировать на протяжении всей жизни. Это происходит по определенной методике или программе, утвержденной все теми же членами общества (в данном случае министерством образования).

Строятся поведенческие модели, внедряются базовые знания об окружающем мире и его законах. Затем школа, возможно институт, работа… То есть, зависимость от общества заложена в воспитании. И даже когда мы вступаем в социальную жизнь, весь наш выбор заключается в реализации уже заложенного алгоритма действий. Мы учимся, приобретая все большие знания, и тем самым приобретаем своего рода ограничивающие наше сознание убеждения в виде усвоенных догм и правил. Естественно, что в противном случае с легкостью можно получить анархию, но для того чтобы быть до конца откровенными, мы должны отдавать себе отчет в том, что чем более цивилизованными мы себя считаем, тем большее количество ограничений мы должны ввести в общество в целом и в сознание его членов в частности.

Это видно на примере продвижения по должностной лестнице. На первый взгляд человек, получающий более высокую должность, имеет и большие возможности. Однако при более детальном рассмотрении становится очевидной его зависимость от множества факторов, таких как более высокая ответственность, более жесткие рамки поведения и этикета и пр. Человек видит себя более высоким по сравнению со своими подчиненными, решающим более глобальные задачи, но при этом является всего лишь шестеренкой механизма, которая на данном конкретном месте всегда будет крутиться по одним и тем же законам для получения одного и того же результата (здесь не берутся в расчет незначительные изменения специфики, обусловленные течением времени, т.к. суть остается неизменной). Любой министр имеет полностью спланированную и расписанную жизнь и представляет собой, в общем-то, механическую машину, действующую по заложенной программе.

Накопительный опыт поколений

Мы получаем опыт предыдущего поколения и передаем его последующему. Естественно, он не передается в "чистом виде". Какая-то часть информации теряется, какая-то преобразуется под воздействием различных внешних факторов (финансовое положение, экология, войны, природные катаклизмы и т.д.), какая-то информация возникает вследствие научных открытий. Можно долго спорить вокруг ценности или значимости одной культуры перед другой, важности сохранения одних данных перед другими, но эволюция этого процесса, по большему счету, по неведомым нам алгоритмам сортирует, выбирает и передает информацию или опыт из поколения в поколение. И сегодня мы, безусловно, являемся носителями пусть даже ничтожно малой части того опыта, который приобретали, в том числе, и первые разумные люди нашей планеты. Гарантом надежности связи поколений является общежитие в одном временном периоде сразу нескольких поколений (отцы, дети, деды, внуки).

Сила привычки

Не знаю, стоит ли детально описывать это явление. Привычка действительно способна творить чудеса, заставляя выполнять даже неприятную и нежелательную работу, побуждая организм к отработанным до автоматизма действиям даже с одним и тем же интервалом во времени. Автоматизм, психологическая зависимость, обычаи - вот производные этого явления, позволяющие в течение достаточно длительного времени удерживать людей в определенных, заранее установленных, рамках.

Лидер и эффект толпы

В силу уже описанной и доказанной зависимости человека от общества следует упомянуть еще такие формы воздействия на поведение и принятие решений человеком, как эффект толпы и эффект лидера (кумира). Эти оба эффекта всем доподлинно известны и являются общепризнанными. Здесь можно привести пару простых примеров, когда вдруг неожиданно на рынке большое количество людей начинает интересоваться товаром в одном из павильонов, привлекая тем самым внимание окружающих людей и ваше, в частности. Затем, наблюдая бойкую торговлю и восхищенные возгласы покупателей, вы оказываетесь перед большим и порой непреодолимым соблазном приобрести что-нибудь совершенно незапланированное и, по большему счету, ненужное. Или когда человек, имеющий большое значение и важность в глазах общества, советует вам поступить так или иначе, - вы полностью доверяетесь ему, потому что благодаря почету и уважению со стороны общества для вас такие слова "имеют вес". В общем-то, в силу различной психики, существуют типы людей, способных противостоять двум этим видам воздействия, однако, полностью исключить влияние на принятие решений невозможно и в таких случаях.

Реклама

Мода, реклама, этикет, вежливость, такт (в поведении), церемония, обряд, ритуал, имидж, традиция - вот некоторые примеры рычагов, при помощи которых мы управляемся в настолько жестких рамках, что о свободе выбора говорить практически не приходится. Внутри каждого ограничивающего фактора мы ищем хоть какую-то свободу. Но, если сегодня в моде серые брюки, мы ни за что не оденем ярко оранжевые. Или, вдумайтесь, насколько бессмысленным представляется ношение галстука, выполняющего совершенно непонятную функцию. Однако существует четко определенная система ценностей, которая как диктовала, так и будет продолжать диктовать нам, как себя вести и какому образу жизни отдавать предпочтение. И мы с удовольствием будем продолжать обменивать плоды своего длительного и нелегкого труда на какой-нибудь ненужный предмет или объект, высоко оцениваемый обществом. В данном случае ценными я предлагаю все же считать исключительно те объекты, которые принимают непосредственное участие в необходимых для жизнеобеспечения человека процессах.

Реклама - это социальное явление, относящееся к наиболее сильнодействующим инструментам воздействия. Реклама, используя уже описанные эффект толпы, влияние лидеров, кумиров и просто массированную информационную атаку, добивается колоссальных результатов, постоянно взращивая в нас желания к тому, что "нужно" нам навязать. И вот мы с удовольствием пьем кока-колу, едим хот-доги, носим "фирменную" одежду и отдыхаем на далеких курортах. При этом искренно верим, что это наш свободный выбор, реализация наших желаний. Интернет в этом отношении стал революционным прорывом. Сегодня практически каждый имеет возможность находиться в любой точке земного шара, благодаря Интернету, получать и впитывать информацию обо всем мире, аккумулируя в себе желания всего человечества. Он стал катализатором нашего развития нового времени.

Дополнительные аспекты, обуславливающие свободу выбора

Для того чтобы разобраться и избежать всевозможных заблуждений еще раз рассмотрим человека. Что собой представляет наш организм, как он работает? Наше тело обладает пятью органами восприятия (зрение, обоняние, осязание, слух, тактильные ощущения). Будет точнее назвать их органами фиксации внешнего воздействия (возмущения). А на самом деле мы всего лишь ощущаем реакцию наших органов восприятия (нервных сигналов) на некий внешний возбудитель. То есть, как видно, говорить об объективности мироощущения даже на самом примитивном уровне не приходится т.к. мы воспринимаем только в узких диапазонах даже тех параметров, которые улавливают наши органы ощущений. Вокруг существует бесконечное многообразие процессов, как регистрируемых приборами, так и предположительно выходящих за их рамки. Это ультрафиолетовое и инфракрасное излучения, радио волны, радиационный фон, ультразвук и множество прочих.

Что еще интересно в этом отношении, все приборы, изобретенные человеком, являются всего лишь инструментом, расширяющим диапазон воспринимаемой реальности, и не способны регистрировать что-либо выходящее за ее рамки. Таким образом, все, что мы регистрируем пятью органами чувств и заносим в память, является целым миром, существующим единственно в нашей голове. На основе этих данных и данных, полученных от общества в виде готовых постулатов, мы определяем критерии хорошо/плохо и, исходя из этого, всю свою жизнь пытаемся избегать плохого и стремиться к хорошему. Другими словами, это проявление естественного человеческого эгоизма, направленного исключительно на себя. Даже отдавать что-то мы можем лишь с расчетом получить нечто более ценное взамен: власть, богатство, признание, уважение и т.п.

В нас постоянно возникают и исчезают многочисленные желания, которые целиком эгоистичны и которые постоянно принуждают нас к движению с целью избежать боли и приблизить наслаждение. Однако получаемое наслаждение неизбежно аннулирует желание, вызывая чувство разочарования, опустошенности и еще большей неудовлетворенности. И желания эти постоянно развиваются и растут по качеству (насущные, богатство, власть, знания) и по силе каждого качественного уровня.

История человечества явно показывает нам постоянный рост желаний, выражающийся в непомерном росте аппетитов-потребностей более развитых слоев общества. Только в этом случае причиной является более высокий уровень желания, формирующий и более сложные формы мышления для достижения непростого сложносоставного наполнения. То есть во мне возникло желание к богатству, и только затем начинает формироваться мысль, как достичь желаемого, и уже после начинается реализация, включающая в себя изучение необходимых дисциплин, организация какого-либо предприятия и т.д. Мы полностью находимся под управлением наших желаний, которые формируются в нас неосознанно, под воздействием всех перечисленных ранее факторов.

В общем, все споры по поводу свободы можно свести к простейшим выяснениям: есть ли у нас свобода выбора дышать или не дышать, питаться или не питаться, прыгнуть со скалы или нет? И даже если она в этих вариантах существует, то одним из результатов может стать смерть, не выбрать которую уже станет невозможно. Остальные жизненные ситуации хоть и боле запутанны, но выводы у них схожи. Споры на эту тему были, есть и будут продолжаться, но ведь если все ясно, значит все решено. Только неопределенность и противоречия позволяют нам быть самостоятельными и свободными (якобы).

Что же нам остается? Получается, что свобода выбора - это действительно иллюзия, и от нас ровным счетом ничего не зависит? И все же есть одна возможность - это определить и выбрать то общество или то окружение, воздействие которого видится нам наиболее приемлемым. Возникает естественный вопрос: а для чего нам это нужно? А это нужно для того, чтобы выйти из-под управления эгоистических желаний своего тела и ощутить истинную реальность без границ. Не подавить эгоизм, а подняться выше его, стать над ним и использовать его на благо. Свобода выбора может быть только выше знания, выше разума, выше эгоизма. Эго есть двигатель прогресса, который сегодня достиг невероятных высот и начинает угрожать уничтожением человечеству, и вопрос свободы справедливо вновь просыпается в умах людей. Только на этот раз революция должна произойти внутри каждого из нас и принести свободу всему человечеству без единой капли крови.

К заключению об отсутствии сводного выбора у человека и человечества приходили многие философы, психологи, социологи, аналитики и т.д. По этому поводу написано и продолжает издаваться множество различной литературы. Но наиболее полно приходишь к пониманию такого положения вещей уже при первом знакомстве с древнейшей книгой мудрости - Зоар. Эта книга поистине уникальна своим текстом, находящим резонанс в сердце каждого человека, встречающего ее на своем пути, не позволяя оставаться равнодушным к содержащейся в ней мудрости. Но что самое интересное, важное и непривычное для любых книг, она предлагает четкую методику обретения состояния свободы от всех оков окружающего нас мира. Методику необычную, нестандартную, впечатляющую, притягивающую и отталкивающую, простую и сложную, понятную и запутанную одновременно, открывающую свой секрет только тем, кто по-настоящему пожелает стать свободным по сути, а не по личному убеждению.
×

По теме Свобода выбора: иллюзия или реальность?

Свобода выбора или зачем нужна связь с ведущим

Многие говорят: «Зачем мне ведущий, я свободный человек и хочу самостоятельно...
Журнал

Иллюзия или реальность?

О сути и ограничениях восприятия Жизненный опыт и мировоззрение человека зависят...
Журнал

Свобода выбора

Люди всех культур во все времена сталкивались с этой проблемой, с этими двумя...
Журнал

Свобода выбора тюрьмы

Выборы без выбора Являясь сознательными гражданами, мы периодически участвуем в...
Журнал

Свобода воли - иллюзия

С точки зрения гуманистического космизма, такого понятия как «свобода» в космосе...
Журнал

Проблема выбора - Ученик или лавочник духа

Наступает для человечества пора, когда оно останется один на один с собой, и...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Ничто не вечно
Как защитить себя от потери энергии. Советы Далай-ламы