Иллюзия или реальность?

О сути и ограничениях восприятия

Жизненный опыт и мировоззрение человека зависят от его манеры восприятия и ощущения окружающего мира. В целом, человеку свойственна тенденция считать практически безошибочной ту информацию, которую он получает посредством своих органов чувств. Обычно мы верим, что наши представления о чем-либо истинны, что наш разум может в точности описать окружающий мир... однако, мы знаем, что это не так

С того момента, когда раздражитель поступает в мозг, и тем, когда мы отдаем себе в этом отчет и интерпретируем сигнал, происходит множество физиологических процессов, доказывающих, что на самом деле, результат нашего восприятия зависит именно от сути этих процессов. А суть их работы весьма далека от создания достоверной картины реальности и даже не зависит от наших сознательных намерений.

Что есть восприятие?

В психологии феномен восприятия определяется как процесс формирования целостного образа предмета посредством воздействия на сенсорные органы. Сенсорные раздражители являются сигналами, а само восприятие — результатом запуска этими раздражителями более сложных перцептивных схем, таких как процессы анализа и интерпретации, вследствие которых воспринимаемый объект получает структуру и значение.

Восприятие окружающего пространства зависит от многочисленных физиологических факторов и процессов, последовательно связанных одни с другими таким образом, что наше вмешательство в эти процессы практически невозможно. Сенсорные рецепторы посылают сообщения в виде нервных импульсов к внутренним отделам головного мозга: таламусу, гиппокампу, амигдале... Там происходит интерпретация полученной информации на основе базы данных памяти мозга. В зависимости от результатов данного процесса, восходящая ретикулярная мезодиэнцефальная система, ответственная за регуляцию циклов сна и бодрствования, или позволит полученному раздражителю дойти до нашего сознания или отправит его на сублиминальный уровень в архивы памяти мозга, которые служат постоянными посредниками в процессах восприятия.

Функция внимания, ключевая в процессе осознанного восприятия, также регулируется ретикулярными формированиями, которые ответственны за ее активацию и торможение.

Таким образом, восприятие есть результат столкновения сенсорного образа с опытом, нуждами и ожиданиями субъекта, на базе которых этот субъект осуществляет отбор, интерпретацию и даже коррекцию своих ощущений. Данное столкновение происходит в первую очередь на физиологическом уровне, вне поля сознательного намерения субъекта, и продолжается, когда тот осознает наличие раздражителя и по собственной воле запускает механизм его интерпретации.

Человеку, по его сути, необходим поиск истины, и не зря эту задачу считали первостепенной все философские, психологические и научные течения всех времен. Теоретические рамки предлагают нам путь познания, но в то же время и ограничивают нас, к тому же, надо обладать недюжинной отвагой, чтобы не сбиться с пути по вине несовершенства измерительных приборов. В последнее время квантовая физика подвергла значительным сомнениям использование научного метода, доказав степень воздействия наблюдателя на наблюдаемый объект, что наводит нас на размышления о том, насколько какая-либо гипотеза уже самим фактом своего существования может повлиять на результаты эксперимента.

Точно также, глубокое понимание феномена восприятия показывает нам, насколько наше видение реальности зависимо от принятых нами точек зрения, от работы нашего когнитивного механизма и даже от языка, который мы употребляем для интерпретации и передачи воспринятой информации. В результате мы имеем фрагментарные знания, ограниченные рамками нашего собственного разума и психологического сознания.

Понимая и принимая неизбежно стоящую перед человеком проблему невозможности познания настоящей реальности, современные конструктивистские течения берут за основу следующую идею: наше знание о реальности не есть копия этой реальности, а образ, сконструированный человеком на базе заложенных в нем схем мышления, которые он использует для выстраивания своих отношений с окружающей средой. С этой точки зрения, можно утверждать, что достижение конечного познания реальности невозможно, однако, можно стремиться к тому, чтобы процессы оперативного инструментального познания гарантировали лучшее взаимодействие субъекта с окружающей средой.

Но разве возможно увидеть реальность, неприкрашенную нашими собственными представлениями и фантазиями? Квантовая физика полагает, что наблюдатель способен влиять на наблюдаемый объект, и, в действительности, похоже, что это так. А если бы человек мог оставаться нейтральным, сохранять объективность? Существует ли такой способ видения реальности, при котором бы человек не впечатлялся, не испытывал удивления, страха, раздражения, оставался бы невозмутимым и беспристрастным перед реальностью?

Можем ли мы видеть реальность лучше?

Единственный способ улучшения нашей способности видеть реальность состоит в совершенствовании механизма познания. Тогда нашему истинному существу откроется доступ к настоящей реальности, незамутненной субъективными влияниями нашего разума.

В первую очередь, важно понять, что как только мы теряем бдительность и контроль, результаты нашего восприятия подвергаются еще большим ограничениям, сводятся к автоматическому функционированию мозга, подчиняющему способность к анализу и интерпретации сублиминальному восприятию информации, минующему фильтр сознания. С другой стороны, нужно иметь в виду, что осмысление вещей не заложено в сенсорных данных, а вытекает из способности разума присваивать им правильное значение. Соответственно, чтобы достичь правдоподобности суждений, необходимо улучшать наши возможности переработки информации, ее «переваривания», понимая под этим термином то состояние глубокой рефлексии, в котором после тщательного и подробного анализа, проведенного в состоянии бодрствования разума, нам открываются секреты наших истинных мыслей. Это единственный способ познания правды.

Думая, как большинство людей, мы не уйдем дальше поверхностного видения вещей. Усталость, заботы, стремление к наибольшему комфорту, приводят людей к инстинктивному стремлению говорить «я думаю, я считаю», избегая истинного мыслительного труда. Мы идем по жизни, почти не отдавая себе отчета в том, что на самом деле происходит как вокруг, так и внутри нас.

Не составляет особого труда заметить, что в голове каждого из нас помещается уникальный, неповторимый мир. Но, несмотря на это, мы чувствуем себя увереннее, подстраиваясь под мнение большинства, даже если знаем, насколько оно далеко от истины.

Такое поведение есть ни что иное, как проявление инстинкта самосохранения: олицетворять себя с другими, чтобы лучше интегрироваться в общество. Нам свойственно разыгрывать различные социальные роли с целью понравиться окружающим либо произвести на них определенное впечатление и таким образом достичь необходимой цели.

Наше истинное Я так и остается скрытым за слоем лозунгов, советов, чужой информации, наводнившей наш мозг. А мы наивно продолжаем верить в то, что это не наносное, а наше собственное внутреннее существо, дающее начало нашим решениям, стремлениям и целям.

Глубокий объективизм может существовать в том случае, если при подключении к реальности мы полностью освобождены от условностей и ограничений, создающих помехи на пути познания, а это возможно только по достижении уровня высшего сознания, основанного на состоянии активного внимания, бдительности, биологического бодрствования. Высшее Сознание не чувствует, а понимает, оно смотрит в самую суть, ищет корень познания, игнорируя навязываемые нашему мозгу программы и понятия. Хочу отметить что:

- Бдительность и способность управлять нашим вниманием помогает снизить уровень сублиминального восприятия и интерференцию уже хранящейся в нашем мозгу информации при интерпретации новой воспринимаемой информации.

- Самосознание и чувство собственной индивидуальности должны стать преддверием состояния высшего сознания. Нужно помнить о том, что мы больше, чем только наше тело, и о том, что мы придем к освобождению от тисков нашей психики, и тогда наша истинная Сущность сможет постичь настоящее значение вещей и изменить свое отношение к миру на более позитивное и конструктивное.

- Важнейшая задача — научиться контролировать собственное внимание. Мы буквально загипнотизированы внешними раздражителями, которые, как пиявки, присасываются к нашему Я. Если мы перестанем обращать на них столько внимания и позволять им воздействовать на нашу нервную систему, то наша истинная Сущность сможет восстановить контроль над ситуацией.

- Избегайте принимать на веру предрассудки, убеждения и предвзятые идеи, препятствующие рациональному размышлению. Для того, чтобы развиваться, мы должны выйти за установленные рамки или, по меньшей мере, научиться сомневаться и ставить перед собой вопрос: плыть против течения или следовать за большинством? Таким образом, размышляя, мы придем к нашим собственным критериям оценки, помогающим нам понять и принять окружающую реальность.

- Старайтесь быть беспристрастными, поскольку лишь так нашим глазам откроется настоящая реальность, та, что лежит вне категории поляризованных противоположностей. Быть беспристрастным означает не принимать ничью точку зрения, не иметь мнения, всегда держать нейтралитет. Это означает забыть о себе самом из желания познать и не иметь мнения ни о чем. Будучи пристрастными, мы заражаем этим все, что видим.

- Стремитесь вглубь вещей, ибо внешность обманчива. Обращайте внимание на все знаки, неувязки и противоречия, предупреждающие нас о то, что нам предстоит еще много открытий.

- Обдумывайте опыт каждого дня, наблюдайте за поведением других людей, побеждайте свои собственные недостатки и избавляйтесь от автоматических действий, мыслей, эмоций и реакций — все это вехи на пути к развитию сознания.

Иначе говоря, НЕ думайте, что вы думаете, когда на самом деле лишь

«считываете» информацию, хранящуюся в архивах мозга.

НЕ путайте автоматически возникающие эмоции с истинными порывами.

НЕ оправдывайте так настойчиво ваши реакции интеллектуальной

работой.

- Разрушайте это лживое представление о самом себе, не бойтесь правды, ибо духовность опирается на истинную реальность, истинные ценности и истинную жизнь.

О восприятии и сознании

Восприятие описывается как процесс, состоящий из четырех этапов:

1. Избирательное внимание и понимание.
2. Кодировка и упрощение.
3. Занесение в базу данных и удержание.
4. Восстановление и отдача.
(Р. Крейтнер, А. Киникки. (1997)
Организационное поведение.
Мадрид. МакГрау-Хилл.)

Необходимо выделить следующие замечания:

- Мы воспринимаем не все подряд, а только то, что привлекает наше внимание, или своей оригинальностью или другими характеристиками. Информация должна быть структурирована и подана так, чтобы то, что мы считаем важным, выделялось на фоне остального.

- Раздражители, связанные с нашими потребностями и необходимостями, наиболее заметны для нас. Когда мы знаем, что нам чего-то не хватает, или верим в это, найти это становится гораздо проще. Более того, чем выше осознание необходимости, тем меньше времени мы затрачиваем на активацию процесса поиска.

- Поступающая информация не фиксируется в базе данных мозга в первоначальном виде, она кодируется каждым индивидуумом по-своему. Каждый из нас имеет свою неповторимую историю. Такие факторы, как модели воспитания, образование, предшествующий опыт и душевное состояние, осознанно или неосознанно влияют на представления человека о других, о мире и о нем самом. Поэтому, даже в ситуации с одинаковыми раздражителями, их значение (восприятие) будет варьироваться у двух разных людей, и даже у одного и того же человека в разные моменты его жизни.

- Такая личностная интерпретация реальности очень характерна для человеческого восприятия. Схожесть ощущений еще не гарантия схожести восприятия. Два человека могут совпасть в том, что наблюдаемый ими предмет — автомобиль (это их ощущение), однако, для одного из них он может ассоциироваться с неудобством и завышенной ценой, а для другого быть эталоном эксклюзивной спортивной машины (восприятие).

- Восприятие оказывает серьезное влияние на наше поведение. Иначе говоря, люди ведут себя не в соответствии с объективными характеристиками окружающей их реальности, а сообразно своему восприятию этой реальности. И это частично объясняет, почему в одной и той же проблемной ситуации два человека ведут себя по-разному.

- Восприятие тесно связано с процессом познания. Знания, прошедшие сквозь фильтр человеческого восприятия, неизбежно подвержены ошибкам, искажениям и противоречиям.

- Процессы восприятия обусловлены такими переменными, как система ценностей и отношений, мотивация и знания каждого индивидуума. Так, два человека с различными ценностями и взглядами, обладающие различной мотивацией и знаниями, могут абсолютно по-разному воспринимать одни и те же вещи, людей либо ситуации, и вести себя поэтому совершенно различно

Иллюзорная реальность

В последние годы в мире науки появился большой интерес к области сенсорики. Это новая ветвь представляет собой межнаучную дисциплину, занимающуюся изучением и оценкой как нормальных, так и измененных функций органов чувств.

В настоящее время сенсорика предоставляет обширные возможности для изучения влияния органов чувств на человеческие убеждения. Наши сенсорные органы являются средством восприятия как внешних, так и внутренних раздражителей. Кроме того, органы чувств могут быть использованы в качестве инструмента для оценки состояния здоровья человека. Поэтому перед тем, как пуститься в плавание по морю наших органов чувств, необходимо оснаститься определенными базовыми знаниями.

В первую очередь, мы всегда должны отталкиваться от того факта, что каждый человек живет внутри своей собственной реальности. Назовем ее Иллюзорной реальностью. Но есть и другая Реальность, Абсолютная, та, в которой и происходит бесконечное число событий, которые могут быть восприняты нами как множество различных раздражителей. Эта Абсолютная Реальность недоступна ни человеку, ни другим живым существам на нашей планете. До нас доходит лишь крайне малая, практически ничтожная часть этой реальности. И лишь совсем мизерная часть этой дошедшей информации воспринимается нашими органами чувств в виде сенсорных раздражителей, из которых крошечные фрагменты могут в свою очередь быть переработаны в эмоции и затем в чувства.

Объяснение такого сокращения количества воспринимаемых раздражителей лежит в плоскости наших органов чувств, понимая под этим термином, как сами сенсорные органы, так и их функцию быть экстериоризированным продолжением центральной нервной системы. Задача органов чувств — улавливать раздражители, но не все подряд, а лишь те, которые они готовы заметить и вычленить. Так органы чувств превращаются в систему фильтров настоящей реальности и служат источником для появления той реальности, которую выше мы обозначили как «иллюзорную».

Мы находимся в иллюзорной реальности, когда считаем, что то, что мы видим, слышим, обоняем, осязаем и пробуем на вкус, есть Абсолютная реальность. Ведь речь идет лишь о нашей сенсорной интерпретации некой части реальности. Все живые существа состоят из целого механизма фильтров, которые с одной стороны отделяют нас от реальности, а с другой, связывают нас с ней, подобно мосту, соединяющему два берега, но в то же время еще больше подчеркивающему разделяющее их пространство.

Уровни сенсорных фильтров

Первый уровень:

Наш мозг состоит из ста тысяч миллиардов нейронов, основной задачей которых является отражение 99% получаемых нами информационных раздражителей. Лишь 1% поступаемой нам из окружающей среды информации, откладывается в мозгу, это и есть первый фильтр, просеивающий реальность и сужающий ее рамки. Всего лишь 1% всей получаемой информации действительно принимается нашим мозгом.

Второй уровень:

Человек способен уловить лишь те раздражители, которые заставляют работать его органы чувств. Есть два типа таких раздражителей. Во-первых, это стимулы, порождаемые волновыми колебаниями, будь то электромагнитные волны (свет, цвет...), которые воспринимаются органами зрения, волны давления (звук, тактильные раздражители...), воспринимаемые органами слуха и осязания, либо тепловые волны (холод, тепло), воспринимаемые кожей. Вторая группа раздражителей представлена химическими веществами, воспринимаемыми органами обоняния и осязания.

Любой другой стимул, находящийся вне данных каналов восприятия, перестает существовать. Те события реальности, которые посылают нам раздражители, отличные от вышеописанных, просто остаются для нас незамеченными — мы не можем их уловить и воспринять. Таким образом, наши органы чувств представляют собой второй фильтр реальности, второй уровень ее сужения: воспринимаются лишь те раздражители, к которым наши органы чувств хорошо подготовлены (обоняние — к восприятию запахов, слух — звуков, зрение — света, осязание — тактильных ощущений...).

Третий уровень:

Третий уровень сужения реальности тесно связан с оперативными возможностями каждого из органов чувств. Зрение способно воспринять свет и цвета, но лишь некоторые из них. Мы не способны видеть ни инфракрасный, ни ультрафиолетовый спектр. Кроме того, мы не различаем всех уровней насыщенности цвета.

Наш слух улавливает звуки, но не все: мы не способны слышать ни инфра, ни ультразвук. С помощью осязания мы воспринимаем запахи, но далеко не все...

Четвертый уровень:

Четвертый фильтр реальности обусловлен способностью наших органов чувств к восприятию лишь тех раздражителей, которые изменяют свою интенсивность. Постоянные стимулы приравниваются к нулевым, они просто не существуют. Если какой-либо звук не изменяется со временем по силе и частоте, то он перестает восприниматься как таковой: слух его игнорирует. Свет с неизменной частотой и интенсивностью также незаметен для зрения. Подобное характерно и для осязания.

Пятый уровень:

Этот фильтр связан с той информацией, которая отбирается нашими органами чувств и отправляется впоследствии в мозг, где происходит ее дальнейшая переработка в эмоции (бесконечная игра раздражения и реакции). Каждый человек улавливает и обрабатывает раздражители по-своему, переводя их в эмоции.

Шестой уровень:

На шестом уровне процесс реальности просеивается еще раз при превращении наших эмоций в чувства. Мозг производит отбор входящей информации, сортирует ее и часть отправляет на хранение. Это означает, что не каждая эмоция способна породить чувство. Возьмем, например, дар речи, эту чудесную способность, данную нам для передачи наших мыслей от мозга одного человека к мозгу другого. Язык — основное средство коммуникации, служащее для стыковки понятий и слов, позволяющее нам разделять друг с другом мысли, чувства, эмоциональные понятия, передавать знания, привычки и жизненные ценности. Общепринято считать, что человек общается с внешним миром посредством слов. Однако, эта идея далека от истины, поскольку вербальное общение способно передать лишь 7% от общей информации. Остающиеся 93% передаются с помощью невербальных средств коммуникации. В группу таких средств входят: голосовые интонации (38% участия в передаче информации) и визуальные средства, такие как движения глаз, мимика лица, жесты и позы тела (55% участия). Дополнительными средствами коммуникации служат оставшиеся органы чувств: вкус, обоняние и осязание. Другими словами, эмоции, трансформируемые в чувства, могут быть вызваны различными источниками раздражения, перечисленными выше. Таким образом, язык перестает быть основным средством коммуникации и, соответственно, основным способом порождения эмоций.

Седьмой уровень:

Следующий фильтр оказывает свое воздействие на реальность в зависимости от каналов восприятия, предоминирующих в каждом индивидууме. Каждый человек обладает бессознательной системой референций, способствующих более эффективному восприятию либо зрительных, либо аудитивных, либо синестезически-тактильных (воздействующих на ощущения и осязание) раздражителей. Эта особенность заставляет человека наиболее легко принимать информацию, поступающую через его пребладающий канал восприятия: некоторые из нас воспринимают раньше других зрительные раздражители, другие — слуховые, третьи — свои внутренние ощущения... Для иллюстрации работы данного фильтра вообразим гипотетическую ситуацию: предположим, что три разных человека оказались в музее Прадо перед полотном Гойи «Обнаженная Маха». Дав им время на созерцание картины, спросим их, как бы они охарактеризовали свои впечатления. Вполне возможно, что первый скажет: «Это похоже на взрыв разноцветных мазков», другой объяснит: «Это настоящий вальс жизни», а третий ответит: «У меня эта картина вызывает ощущение мягкости и тепла». Все трое любовались одной и той же картиной, но комментируя ее, каждый опирался на свой наиболее развитый канал восприятия. У первого человека преобладающим каналом является зрительный, у второго -аудитивный, а у последнего — синестезический. В любом случае, необходимо заметить, что в реальной жизни такой чистоты восприятия не существует, как правило, мы используем комбинацию всех каналов с предоминантой одного из них над остальными.

Восьмой уровень:

Восьмой уровень отсева реальности основан на личном отношении человека и его способностей восприятия к различным раздражителям, и выстраивается на базе личного опыта пережитых событий. Этот опыт стимулирует возникновение внутренних фильтров, назовем их метапрограммами, ответственных за убеждения, на которых базируются критерии каждого человека. Эти критерии, в свою очередь, составляют систему ценностей, которую каждый человек проносит через всю свою жизнь, своего рода метки на его пути, напоминающие ему о том, каков этот путь, куда он ведет, и что удерживает человека, чтобы не свернуть с него.

Девятый уровень:

Удержанная до этого момента информация отправляется на следующий фильтр. Информация, поступая в мозг, откладывается в двух различных зонах: в нашем сознательном, которое вмещает лишь 10% от общего количества поступаемых данных, и в бессознательном, вбирающем оставшиеся 90%. Необходимо помнить, что, как правило, мы оперируем лишь нашим сознательным, то есть, имеем доступ только к 10% хранящейся в мозгу информации.

Десятый уровень:

Ко всему предыдущему стоит добавить, что человеческий мозг использует всего лишь 10% своих возможностей, и этот факт мы будем считать десятым фильтром реальности.

Одиннадцатый уровень:

Этот последний фильтр обусловлен тремя группами факторов:

филогенетические факторы, иначе говоря, обуславливающие нашу эволюцию и адаптацию как вида;

- онтогенетические факторы, обуславливающие формирование нашего чувственного аппарата с момента начала развития плода в утробе матери, проходящее под влиянием генетического наследства, полученного от предков, и обстоятельств беременности. Уже с первых недель беременности у ребенка начинается формирование органов чувств (он видит, слышит, обоняет, осязает и чувствует вкус), основанное на восприятии через изменения в физиологическом состоянии матери внешних раздражителей окружающей среды, а также на ее переживаниях (чувствах, эмоциях).

- социогенетические факторы, сопровождающие нас в массовом количестве от рождения до смерти; к этим факторам относятся пол, возраст, болезни, привычки, рабочая среда, культура, климат и другие.

Итак, как только мы забываем о наличии фильтров, созданных нашими органами чувств, всё вышеперечисленное превращает Настоящую Реальность в иллюзорную.
×

По теме Иллюзия или реальность?

Свобода выбора: иллюзия или реальность?

Последние двадцать лет изменили нашу жизнь до неузнаваемости. Революционный...
Журнал

Иллюзия страданий или как попасть в Рай

Сегодня замечательный день в который меня посетила Радость. Разделю эту Радость...
Журнал

Зеркальная материя: фантастика или вседовлеющая реальность?

Немного научно-популярной теории. Что такое "тёмная материя"? Опять-таки, пока...
Журнал

Планета Нибиру: реальность или фантазия?

Планета Нибиру - гипотетическая планета, которая летит в глубь Солнечной системы...
Журнал

Бездетные авиарейсы: миф или реальность?

Вероятность появления новых авиарейсов, на которых смогут летать только взрослые...
Журнал

Таблетка бессмертия - миф или реальность? (вторая часть)

Старость – не радость, ее лучше избегать Чтобы дожить до появления таблетки...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Плутон, планета трансформации
Влияние Луны в астрологии на жизнь человека