Философия политики

Что объединяет людей? Что позволяет им сотрудничать и доверять друг другу? Каждый знает, что уже в семье создать атмосферу доверия и доброжелательного сотрудничества не легко, и статистика разводов прекрасно иллюстрирует это.

Поэтому для всякой нации огромное значение имеет общенациональная идея, определяющая национальный интерес и приоритеты, объединяющая людей. И вот сейчас прошедшие выборы дают нам возможность ознакомиться с тем, в чём видят различные политические силы национальный интерес и идею. Предвыборные программы партий дают все основания это утверждать. Ведь именно в программах партийные теоретики пытаются показать своё представление о национальных интересах.

Конечно, начать надо было бы с самих партийных теоретиков, но об их личностях у нас в стране как-то ещё не очень принять говорить, создаётся впечатление, что партийные программы продукт некого спонтанного процесса. Что является одним из признаков незрелости национальной демократии. Политиков профессионалов практически в стране нет. Поэтому программы различных партий фактически представляют собой перечень социально-экономических достижений развитых стран, и различаются лишь в деталях. Мало того, если быть откровенным по большому счёту, эти программы – явный подкуп избирателей, которым обещается увеличение заработков, повышение пенсий и прочие материальные блага, в нормальном демократическом обществе все эти проблемы не должны зависеть от политиков, – уровень пенсии зависит от трудового вклада человека, да и все материальные блага, это проблемы чисто экономического плана. В качестве примера подобный предвыборных обещаний можно привести обещание политиков провести газ в конкретный населённый пункт, пустить автобусный маршрут, открыть магазин и т.п. Все эти проблемы должны решаться предпринимателями на коммерческой основе и не являться продуктом политической коньюктуры.

Но у нас в стране всё это привычно считается политической деятельностью. Над нами всё ещё довлеет марксистский тезис, согласно которому «политика – концентрированное выражение экономики», что уже привело не одну экономику, построенному на этом принципе, к краху.

Часто повторяя о необходимости отказа от этой человеконенавистнической идеологии, тем не менее, так и не выработав новой идеологии, продолжаем действовать по марксистской логике. В результате чаще всего в политике оказываются «хорошие хозяйственники»-предприниматели, но по этому поводу следует привести цитату из Евангелия, где сказано, самым авторитетным автором,– «Скорее верблюд пройдёт в игольное ушко, чем богатый попадёт в Царство Небесное». Думаю, подобрать иголку, в ушко которой смог бы пройти верблюд, при некотором желании и наличии достаточных средств, возможно. Но можно ли будет назвать такой инструмент иголкой?

Цитата не является призывом к дискриминации богачей, древний автор стремился таким образом подчеркнуть определённый способ мышления предпринимателя, который во всём стремится видеть собственную выгоду. Может ли человек с таким мышлением думать об общественной справедливости?

Современная украинская демократия настолько примитивна, что собственно не имеет представления о самой демократии, сводя её к выборам. А получив большинство на выборах и придя к власти, подобные демократы, считают возможным устраивать прежде всего собственные дела. В этом отношении украинская политика имеет многие черты типично средневековой политической жизни. В те времена дворяне становились под знамёна неких герцогов, баронов и прочих сильных мира того, и стремились верно служить своему господину, получая от последнего за такую службу материальные блага и должности. Оглянитесь на украинскую политику – имеются промышленные «герцоги и бароны» стремящиеся за свои деньги обеспечить себе, кроме финансовой, ещё и политическую власть. Эти люди регистрируют политические партии, финансируют их, и поэтому распоряжаются с партией и её членами так же, как привыкли делать это на собственной фирме со своими работниками. Не трудно догадаться к чему это приводит.

Такое состояние политической жизни в стране не оставляет шансов для построения подлинно демократического общества, это следствие отсутствия теоретического представления о развитии общества и общечеловеческих ценностей.

Наше общество ни как не может расстаться с мыслью о том, что экономика главная цель общественного развития, в то время как экономика – это не более чем средство для жизни, но не цель её! Национальный интерес так же привыкли сводить к количеству материальных благ и доступу к природным богатствам.

Но для того, что бы понять, в чём заключается подлинный национальный интерес для любой нации достаточно проследить логическую причинно-следственную цепочку, согласно которой: – для нормального развития экономики в стране необходимо обеспечить законный порядок, в условиях беззакония, бесправия и коррупции говорить о нормальном развитии экономики не приходится. А для обеспечения законного порядка необходимо создать государственную политическую систему. Следующее звено – сама политическая система для нормального функционирования нуждается в законодательно-процессуальной базе, которая определит, какой порядок и каким образом должно установить в стране. Но закон должен обеспечит не просто порядок, порядок должен отвечать представлениям народа о справедливости. История уже не однократно показала, что нарушение прав любой социальной группы приводит к росту напряжённости в обществе, к социальным конфликтам и даже к гражданским войнам. Поэтому столь важно, что бы закон обеспечивал справедливость. Следует признать, что справедливость более важна и поэтому первична, а закон вторичен. В качестве иллюстрации следует привести суды присяжных, в которых присяжные, неграмотные в юридическом смысле люди, выносят, с позиции справедливости свой вердикт, а уже после них, судья профессионал определяет меру наказания за совершённое преступление и следит за продседурой ведения процесса.

Таким образом, выявляется чёткая взаимосвязь – для развития экономики необходимо обеспечить порядок, для обеспечения которого необходима политическая структура-государство, действующее на принципах законодательно-процессуальной базы, в свою очередь, для создания которой, необходимо ясное представление о справедливости. Переход к справедливости, к общественному представлению о ней очень важен, это переход к духовной жизни человека к нравственности человека и общества, к тому, что невозможно издать в виде кодекса справедливости. Духовные нравственные ценности человека определяются подсознанием и действуют на сознание в виде эмоций, противостоять воздействию которых очень трудно. Духовные ценности, определяют, когда и отчего человек будет испытывать гордость или стыд, почему негодование охватывает его при столкновении с несправедливостью. А ярость толкает его на смертный бой в стремлении обеспечить справедливость! История полна примеров, когда целые нации в своём стремлении к справедливому устройству общества поднимались на борьбу с превосходящим противником, жертвую своей жизнью и жизнью своих близких.

Таким образом, этот импровизированный анализ развития экономики привёл к пониманию важности духовности, к пониманию того, что деморализованные люди загубят самые прекрасные экономические программы, разворуют самую богатую страну. Зато нравственное общество в условиях доверия и доброжелательного сотрудничества господствующего среди людей, может в условиях отсутствия природных ресурсов, способно создать высокоразвитую экономику и обеспечить своим членам благополучие. Примером является Япония и Германия, в условиях послевоенной разрухи, отсутствия многих мужчин, смогли построить высокоразвитую экономику. Обратным примером является наша страна, где без войны и стихийных бедствий, смогли загубить достаточно развитую экономику.

После этого анализа вполне можно сделать вывод о том, что же является главным национальным интересом всякой нации, безусловно, то, что позволяет объединить нацию в доверии, обеспечивая доброжелательное сотрудничество между людьми. А это только духовные нравственные ценности!

И с этим утверждением ни кто не будет спорить, спросите любого образованного человека, и он признает важность нравственности. Проблема в другом, – много говоря о нравственности и духовности, современные идеологи не в состоянии предложить эффективную систему духовного воспитания общества. Утрачена связь между бытом, образованием, общественной деятельностью и духовностью. Следует признать, что в сознании людей существует значительное противоречие между образованием и духовностью, по традиции проводимой в жизнь церковью. Религиозное учение и научная система знания часто искусственно противопоставляются.

И политическая жизнь страны – это результат отсутствия единства между этими важными сферами общественной жизни. Политическая система, обязанная обеспечивать в обществе и стране справедливый порядок, но, не имея представления о справедливости, и поэтому вынуждена ориентироваться на обеспечение справедливости в обеспечении материальных потребностей, сводя, таким образом, политику к обслуживанию развития экономики.

Вышеприведенный анализ выявил следующие уровни общественной жизни народа – главный уровень, определяющий все остальные, это духовная жизнь людей. Этот уровень всегда был монополией религии, попытка передать духовное воспитание населения министерству культуры и искусства привела наше общество на грань катастрофы. В результате целый букет неприятностей от алкоголизма, наркомании и преступности до повальной коррупции власти. Духовное развитие населения определяет то представление о справедливом порядке в обществе, которое народ будет защищать не жалея собственной жизни. Масса исторических примеров указывает на то, что уже незначительного различия в представлении о справедливом общественном порядке приводит общество к гражданской войне.

На основе принятого обществом справедливого порядка строится политическая государственная система для обеспечения этого порядка в стране – это второй уровень общественной жизни – государство! Политическая система не может подвергать сомнению духовные императивы общества, пытаясь подменить политикой духовность, что старательно пытаются проделать коммунисты. Крах общества – итог их стараний в этом направлении. Политика обязана обеспечить справедливый порядок в обществе с помощью создания и совершенствования государственной законодательно-процессуальной базы.

И уже последний уровень – экономика. Её назначение удовлетворение материальных потребностей человека. И вопрос о мере такого удовлетворения, тема очень серьёзного отдельного исследования. Для развития экономики необходимо обеспечить правовую защиту экономических операций и собственности, обеспечить справедливый порядок в стране.

Очевидно, что на каждом уровне общественной жизни проблемы должны решать профессионалы – на первом месте, безусловно, находится духовный лидер нации. К сожале-нию, у нас в стране трудно говорить о наличии духовного лидера, впрочем, это не только проблема нашего народа. А вот политики и политические партии обязаны обеспечить построение государственной политической системы в наиболее полной степени способной обеспечить справедливый порядок в стране. Занимаются ли украинские политики решением этих проблем? В какой мере в стране вообще ставится вопрос о необходимости реформирования политической системы? О реформах говорят много, но сводят их либо к переименованию министерств, либо к передаче властных полномочий от президента страны к премьер-министру, не меняя самой сущности, столь любимой и привычной, «властной вертикали».

Уже этого беглого взгляда на общественно-политическую жизнь в стране не даёт повода для оптимизма и надежд на улучшение. Кратко перечислю итоги:

– в политических партиях практически не ведётся теоретических исследований, целью их деятельности является приход к власти любой ценой.

– духовное развитие нации весьма низко и не делается серьёзных попыток к созданию системы духовного развития нации.

– политикой занимаются не профессионалы, а предприниматели, о которых в Евангелии было однозначно сказано,– отсылаю к цитате об игольном ушке и верблюде.

Для того, что бы убедиться в профессионализме украинских политиков достаточно взглянуть на профессии депутатского состава совета любого уровня власти.

В итог: – в демократическом мире есть три сферы приложения усилий человека: экономика, государственная служба и политика (искусство, науку и прочие сферы деятельности по добыванию куска хлеба, в данном случае, вполне возможно отнести к экономике), и в нашей стране есть специалисты во всех сферах, кроме политики. И не следует надеяться, что политика это очень простое дело, и что всякий «хозяйственник» запросто справится с любыми политическими проблемами. Реальный опыт последних пятнадцати лет говорит об обратном.
×

По теме Философия политики

Политики и финансисты: битва титанов

Барак Обама представил новую правительственную программу по борьбе с кризисом. В...
Журнал

Спецпоезда: на чем ездят политики

Что представляет собой эта игрушка в наши дни, в России узнали в 2001 г., когда...
Журнал

Политики и Twitter

А.ПЛЮЩЕВ: Ну вот, собственно, то, о чем можно уже больше не говорить, то, что...
Журнал

Формула успешной имперской политики

Исторический опыт показывает, что какими бы великими не были создаваемые...
Журнал

Философия матрицы

Матрица... Как выйти из системы? Фильм «Матрица» вышел не так давно и уже...
Журнал

Конференция Наука. Философия. Религия

Ученые, богословы и философы оценят возможные духовно-нравственные и социальные...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Вокруг черной дыры
Болезнь Рейно. Целитель 427