Что объединяет людей? Что позволяет им сотрудничать и доверять друг другу? Каждый знает, что уже в семье создать атмосферу доверия и доброжелательного сотрудничества не легко, и статистика разводов прекрасно иллюстрирует это.
Поэтому для всякой нации огромное значение имеет общенациональная идея, определяющая национальный интерес и приоритеты, объединяющая людей. И вот сейчас прошедшие выборы дают нам возможность ознакомиться с тем, в чём видят различные политические силы национальный интерес и идею. Предвыборные программы партий дают все основания это утверждать. Ведь именно в программах партийные теоретики пытаются показать своё представление о национальных интересах.
Конечно, начать надо было бы с самих партийных теоретиков, но об их личностях у нас в стране как-то ещё не очень принять говорить, создаётся впечатление, что партийные программы продукт некого спонтанного процесса. Что является одним из признаков незрелости национальной демократии. Политиков профессионалов практически в стране нет. Поэтому программы различных партий фактически представляют собой перечень социально-экономических достижений развитых стран, и различаются лишь в деталях. Мало того, если быть откровенным по большому счёту, эти программы – явный подкуп избирателей, которым обещается увеличение заработков, повышение пенсий и прочие материальные блага, в нормальном демократическом обществе все эти проблемы не должны зависеть от политиков, – уровень пенсии зависит от трудового вклада человека, да и все материальные блага, это проблемы чисто экономического плана. В качестве примера подобный предвыборных обещаний можно привести обещание политиков провести газ в конкретный населённый пункт, пустить автобусный маршрут, открыть магазин и т.п. Все эти проблемы должны решаться предпринимателями на коммерческой основе и не являться продуктом политической коньюктуры.
Но у нас в стране всё это привычно считается политической деятельностью. Над нами всё ещё довлеет марксистский тезис, согласно которому «политика – концентрированное выражение экономики», что уже привело не одну экономику, построенному на этом принципе, к краху.
Часто повторяя о необходимости отказа от этой человеконенавистнической идеологии, тем не менее, так и не выработав новой идеологии, продолжаем действовать по марксистской логике. В результате чаще всего в политике оказываются «хорошие хозяйственники»-предприниматели, но по этому поводу следует привести цитату из Евангелия, где сказано, самым авторитетным автором,– «Скорее верблюд пройдёт в игольное ушко, чем богатый попадёт в Царство Небесное». Думаю, подобрать иголку, в ушко которой смог бы пройти верблюд, при некотором желании и наличии достаточных средств, возможно. Но можно ли будет назвать такой инструмент иголкой?
Цитата не является призывом к дискриминации богачей, древний автор стремился таким образом подчеркнуть определённый способ мышления предпринимателя, который во всём стремится видеть собственную выгоду. Может ли человек с таким мышлением думать об общественной справедливости?
Современная украинская демократия настолько примитивна, что собственно не имеет представления о самой демократии, сводя её к выборам. А получив большинство на выборах и придя к власти, подобные демократы, считают возможным устраивать прежде всего собственные дела. В этом отношении украинская политика имеет многие черты типично средневековой политической жизни. В те времена дворяне становились под знамёна неких герцогов, баронов и прочих сильных мира того, и стремились верно служить своему господину, получая от последнего за такую службу материальные блага и должности. Оглянитесь на украинскую политику – имеются промышленные «герцоги и бароны» стремящиеся за свои деньги обеспечить себе, кроме финансовой, ещё и политическую власть. Эти люди регистрируют политические партии, финансируют их, и поэтому распоряжаются с партией и её членами так же, как привыкли делать это на собственной фирме со своими работниками. Не трудно догадаться к чему это приводит.
Такое состояние политической жизни в стране не оставляет шансов для построения подлинно демократического общества, это следствие отсутствия теоретического представления о развитии общества и общечеловеческих ценностей.
Наше общество ни как не может расстаться с мыслью о том, что экономика главная цель общественного развития, в то время как экономика – это не более чем средство для жизни, но не цель её! Национальный интерес так же привыкли сводить к количеству материальных благ и доступу к природным богатствам.
Но для того, что бы понять, в чём заключается подлинный национальный интерес для любой нации достаточно проследить логическую причинно-следственную цепочку, согласно которой: – для нормального развития экономики в стране необходимо обеспечить законный порядок, в условиях беззакония, бесправия и коррупции говорить о нормальном развитии экономики не приходится. А для обеспечения законного порядка необходимо создать государственную политическую систему. Следующее звено – сама политическая система для нормального функционирования нуждается в законодательно-процессуальной базе, которая определит, какой порядок и каким образом должно установить в стране. Но закон должен обеспечит не просто порядок, порядок должен отвечать представлениям народа о справедливости. История уже не однократно показала, что нарушение прав любой социальной группы приводит к росту напряжённости в обществе, к социальным конфликтам и даже к гражданским войнам. Поэтому столь важно, что бы закон обеспечивал справедливость. Следует признать, что справедливость более важна и поэтому первична, а закон вторичен. В качестве иллюстрации следует привести суды присяжных, в которых присяжные, неграмотные в юридическом смысле люди, выносят, с позиции справедливости свой вердикт, а уже после них, судья профессионал определяет меру наказания за совершённое преступление и следит за продседурой ведения процесса.
Таким образом, выявляется чёткая взаимосвязь – для развития экономики необходимо обеспечить порядок, для обеспечения которого необходима политическая структура-государство, действующее на принципах законодательно-процессуальной базы, в свою очередь, для создания которой, необходимо ясное представление о справедливости. Переход к справедливости, к общественному представлению о ней очень важен, это переход к духовной жизни человека к нравственности человека и общества, к тому, что невозможно издать в виде кодекса справедливости. Духовные нравственные ценности человека определяются подсознанием и действуют на сознание в виде эмоций, противостоять воздействию которых очень трудно. Духовные ценности, определяют, когда и отчего человек будет испытывать гордость или стыд, почему негодование охватывает его при столкновении с несправедливостью. А ярость толкает его на смертный бой в стремлении обеспечить справедливость! История полна примеров, когда целые нации в своём стремлении к справедливому устройству общества поднимались на борьбу с превосходящим противником, жертвую своей жизнью и жизнью своих близких.
Таким образом, этот импровизированный анализ развития экономики привёл к пониманию важности духовности, к пониманию того, что деморализованные люди загубят самые прекрасные экономические программы, разворуют самую богатую страну. Зато нравственное общество в условиях доверия и доброжелательного сотрудничества господствующего среди людей, может в условиях отсутствия природных ресурсов, способно создать высокоразвитую экономику и обеспечить своим членам благополучие. Примером является Япония и Германия, в условиях послевоенной разрухи, отсутствия многих мужчин, смогли построить высокоразвитую экономику. Обратным примером является наша страна, где без войны и стихийных бедствий, смогли загубить достаточно развитую экономику.
После этого анализа вполне можно сделать вывод о том, что же является главным национальным интересом всякой нации, безусловно, то, что позволяет объединить нацию в доверии, обеспечивая доброжелательное сотрудничество между людьми. А это только духовные нравственные ценности!
И с этим утверждением ни кто не будет спорить, спросите любого образованного человека, и он признает важность нравственности. Проблема в другом, – много говоря о нравственности и духовности, современные идеологи не в состоянии предложить эффективную систему духовного воспитания общества. Утрачена связь между бытом, образованием, общественной деятельностью и духовностью. Следует признать, что в сознании людей существует значительное противоречие между образованием и духовностью, по традиции проводимой в жизнь церковью. Религиозное учение и научная система знания часто искусственно противопоставляются.
И политическая жизнь страны – это результат отсутствия единства между этими важными сферами общественной жизни. Политическая система, обязанная обеспечивать в обществе и стране справедливый порядок, но, не имея представления о справедливости, и поэтому вынуждена ориентироваться на обеспечение справедливости в обеспечении материальных потребностей, сводя, таким образом, политику к обслуживанию развития экономики.
Вышеприведенный анализ выявил следующие уровни общественной жизни народа – главный уровень, определяющий все остальные, это духовная жизнь людей. Этот уровень всегда был монополией религии, попытка передать духовное воспитание населения министерству культуры и искусства привела наше общество на грань катастрофы. В результате целый букет неприятностей от алкоголизма, наркомании и преступности до повальной коррупции власти. Духовное развитие населения определяет то представление о справедливом порядке в обществе, которое народ будет защищать не жалея собственной жизни. Масса исторических примеров указывает на то, что уже незначительного различия в представлении о справедливом общественном порядке приводит общество к гражданской войне.
На основе принятого обществом справедливого порядка строится политическая государственная система для обеспечения этого порядка в стране – это второй уровень общественной жизни – государство! Политическая система не может подвергать сомнению духовные императивы общества, пытаясь подменить политикой духовность, что старательно пытаются проделать коммунисты. Крах общества – итог их стараний в этом направлении. Политика обязана обеспечить справедливый порядок в обществе с помощью создания и совершенствования государственной законодательно-процессуальной базы.
И уже последний уровень – экономика. Её назначение удовлетворение материальных потребностей человека. И вопрос о мере такого удовлетворения, тема очень серьёзного отдельного исследования. Для развития экономики необходимо обеспечить правовую защиту экономических операций и собственности, обеспечить справедливый порядок в стране.
Очевидно, что на каждом уровне общественной жизни проблемы должны решать профессионалы – на первом месте, безусловно, находится духовный лидер нации. К сожале-нию, у нас в стране трудно говорить о наличии духовного лидера, впрочем, это не только проблема нашего народа. А вот политики и политические партии обязаны обеспечить построение государственной политической системы в наиболее полной степени способной обеспечить справедливый порядок в стране. Занимаются ли украинские политики решением этих проблем? В какой мере в стране вообще ставится вопрос о необходимости реформирования политической системы? О реформах говорят много, но сводят их либо к переименованию министерств, либо к передаче властных полномочий от президента страны к премьер-министру, не меняя самой сущности, столь любимой и привычной, «властной вертикали».
Уже этого беглого взгляда на общественно-политическую жизнь в стране не даёт повода для оптимизма и надежд на улучшение. Кратко перечислю итоги:
– в политических партиях практически не ведётся теоретических исследований, целью их деятельности является приход к власти любой ценой.
– духовное развитие нации весьма низко и не делается серьёзных попыток к созданию системы духовного развития нации.
– политикой занимаются не профессионалы, а предприниматели, о которых в Евангелии было однозначно сказано,– отсылаю к цитате об игольном ушке и верблюде.
Для того, что бы убедиться в профессионализме украинских политиков достаточно взглянуть на профессии депутатского состава совета любого уровня власти.
В итог: – в демократическом мире есть три сферы приложения усилий человека: экономика, государственная служба и политика (искусство, науку и прочие сферы деятельности по добыванию куска хлеба, в данном случае, вполне возможно отнести к экономике), и в нашей стране есть специалисты во всех сферах, кроме политики. И не следует надеяться, что политика это очень простое дело, и что всякий «хозяйственник» запросто справится с любыми политическими проблемами. Реальный опыт последних пятнадцати лет говорит об обратном.
Поэтому для всякой нации огромное значение имеет общенациональная идея, определяющая национальный интерес и приоритеты, объединяющая людей. И вот сейчас прошедшие выборы дают нам возможность ознакомиться с тем, в чём видят различные политические силы национальный интерес и идею. Предвыборные программы партий дают все основания это утверждать. Ведь именно в программах партийные теоретики пытаются показать своё представление о национальных интересах.
Конечно, начать надо было бы с самих партийных теоретиков, но об их личностях у нас в стране как-то ещё не очень принять говорить, создаётся впечатление, что партийные программы продукт некого спонтанного процесса. Что является одним из признаков незрелости национальной демократии. Политиков профессионалов практически в стране нет. Поэтому программы различных партий фактически представляют собой перечень социально-экономических достижений развитых стран, и различаются лишь в деталях. Мало того, если быть откровенным по большому счёту, эти программы – явный подкуп избирателей, которым обещается увеличение заработков, повышение пенсий и прочие материальные блага, в нормальном демократическом обществе все эти проблемы не должны зависеть от политиков, – уровень пенсии зависит от трудового вклада человека, да и все материальные блага, это проблемы чисто экономического плана. В качестве примера подобный предвыборных обещаний можно привести обещание политиков провести газ в конкретный населённый пункт, пустить автобусный маршрут, открыть магазин и т.п. Все эти проблемы должны решаться предпринимателями на коммерческой основе и не являться продуктом политической коньюктуры.
Но у нас в стране всё это привычно считается политической деятельностью. Над нами всё ещё довлеет марксистский тезис, согласно которому «политика – концентрированное выражение экономики», что уже привело не одну экономику, построенному на этом принципе, к краху.
Часто повторяя о необходимости отказа от этой человеконенавистнической идеологии, тем не менее, так и не выработав новой идеологии, продолжаем действовать по марксистской логике. В результате чаще всего в политике оказываются «хорошие хозяйственники»-предприниматели, но по этому поводу следует привести цитату из Евангелия, где сказано, самым авторитетным автором,– «Скорее верблюд пройдёт в игольное ушко, чем богатый попадёт в Царство Небесное». Думаю, подобрать иголку, в ушко которой смог бы пройти верблюд, при некотором желании и наличии достаточных средств, возможно. Но можно ли будет назвать такой инструмент иголкой?
Цитата не является призывом к дискриминации богачей, древний автор стремился таким образом подчеркнуть определённый способ мышления предпринимателя, который во всём стремится видеть собственную выгоду. Может ли человек с таким мышлением думать об общественной справедливости?
Современная украинская демократия настолько примитивна, что собственно не имеет представления о самой демократии, сводя её к выборам. А получив большинство на выборах и придя к власти, подобные демократы, считают возможным устраивать прежде всего собственные дела. В этом отношении украинская политика имеет многие черты типично средневековой политической жизни. В те времена дворяне становились под знамёна неких герцогов, баронов и прочих сильных мира того, и стремились верно служить своему господину, получая от последнего за такую службу материальные блага и должности. Оглянитесь на украинскую политику – имеются промышленные «герцоги и бароны» стремящиеся за свои деньги обеспечить себе, кроме финансовой, ещё и политическую власть. Эти люди регистрируют политические партии, финансируют их, и поэтому распоряжаются с партией и её членами так же, как привыкли делать это на собственной фирме со своими работниками. Не трудно догадаться к чему это приводит.
Такое состояние политической жизни в стране не оставляет шансов для построения подлинно демократического общества, это следствие отсутствия теоретического представления о развитии общества и общечеловеческих ценностей.
Наше общество ни как не может расстаться с мыслью о том, что экономика главная цель общественного развития, в то время как экономика – это не более чем средство для жизни, но не цель её! Национальный интерес так же привыкли сводить к количеству материальных благ и доступу к природным богатствам.
Но для того, что бы понять, в чём заключается подлинный национальный интерес для любой нации достаточно проследить логическую причинно-следственную цепочку, согласно которой: – для нормального развития экономики в стране необходимо обеспечить законный порядок, в условиях беззакония, бесправия и коррупции говорить о нормальном развитии экономики не приходится. А для обеспечения законного порядка необходимо создать государственную политическую систему. Следующее звено – сама политическая система для нормального функционирования нуждается в законодательно-процессуальной базе, которая определит, какой порядок и каким образом должно установить в стране. Но закон должен обеспечит не просто порядок, порядок должен отвечать представлениям народа о справедливости. История уже не однократно показала, что нарушение прав любой социальной группы приводит к росту напряжённости в обществе, к социальным конфликтам и даже к гражданским войнам. Поэтому столь важно, что бы закон обеспечивал справедливость. Следует признать, что справедливость более важна и поэтому первична, а закон вторичен. В качестве иллюстрации следует привести суды присяжных, в которых присяжные, неграмотные в юридическом смысле люди, выносят, с позиции справедливости свой вердикт, а уже после них, судья профессионал определяет меру наказания за совершённое преступление и следит за продседурой ведения процесса.
Таким образом, выявляется чёткая взаимосвязь – для развития экономики необходимо обеспечить порядок, для обеспечения которого необходима политическая структура-государство, действующее на принципах законодательно-процессуальной базы, в свою очередь, для создания которой, необходимо ясное представление о справедливости. Переход к справедливости, к общественному представлению о ней очень важен, это переход к духовной жизни человека к нравственности человека и общества, к тому, что невозможно издать в виде кодекса справедливости. Духовные нравственные ценности человека определяются подсознанием и действуют на сознание в виде эмоций, противостоять воздействию которых очень трудно. Духовные ценности, определяют, когда и отчего человек будет испытывать гордость или стыд, почему негодование охватывает его при столкновении с несправедливостью. А ярость толкает его на смертный бой в стремлении обеспечить справедливость! История полна примеров, когда целые нации в своём стремлении к справедливому устройству общества поднимались на борьбу с превосходящим противником, жертвую своей жизнью и жизнью своих близких.
Таким образом, этот импровизированный анализ развития экономики привёл к пониманию важности духовности, к пониманию того, что деморализованные люди загубят самые прекрасные экономические программы, разворуют самую богатую страну. Зато нравственное общество в условиях доверия и доброжелательного сотрудничества господствующего среди людей, может в условиях отсутствия природных ресурсов, способно создать высокоразвитую экономику и обеспечить своим членам благополучие. Примером является Япония и Германия, в условиях послевоенной разрухи, отсутствия многих мужчин, смогли построить высокоразвитую экономику. Обратным примером является наша страна, где без войны и стихийных бедствий, смогли загубить достаточно развитую экономику.
После этого анализа вполне можно сделать вывод о том, что же является главным национальным интересом всякой нации, безусловно, то, что позволяет объединить нацию в доверии, обеспечивая доброжелательное сотрудничество между людьми. А это только духовные нравственные ценности!
И с этим утверждением ни кто не будет спорить, спросите любого образованного человека, и он признает важность нравственности. Проблема в другом, – много говоря о нравственности и духовности, современные идеологи не в состоянии предложить эффективную систему духовного воспитания общества. Утрачена связь между бытом, образованием, общественной деятельностью и духовностью. Следует признать, что в сознании людей существует значительное противоречие между образованием и духовностью, по традиции проводимой в жизнь церковью. Религиозное учение и научная система знания часто искусственно противопоставляются.
И политическая жизнь страны – это результат отсутствия единства между этими важными сферами общественной жизни. Политическая система, обязанная обеспечивать в обществе и стране справедливый порядок, но, не имея представления о справедливости, и поэтому вынуждена ориентироваться на обеспечение справедливости в обеспечении материальных потребностей, сводя, таким образом, политику к обслуживанию развития экономики.
Вышеприведенный анализ выявил следующие уровни общественной жизни народа – главный уровень, определяющий все остальные, это духовная жизнь людей. Этот уровень всегда был монополией религии, попытка передать духовное воспитание населения министерству культуры и искусства привела наше общество на грань катастрофы. В результате целый букет неприятностей от алкоголизма, наркомании и преступности до повальной коррупции власти. Духовное развитие населения определяет то представление о справедливом порядке в обществе, которое народ будет защищать не жалея собственной жизни. Масса исторических примеров указывает на то, что уже незначительного различия в представлении о справедливом общественном порядке приводит общество к гражданской войне.
На основе принятого обществом справедливого порядка строится политическая государственная система для обеспечения этого порядка в стране – это второй уровень общественной жизни – государство! Политическая система не может подвергать сомнению духовные императивы общества, пытаясь подменить политикой духовность, что старательно пытаются проделать коммунисты. Крах общества – итог их стараний в этом направлении. Политика обязана обеспечить справедливый порядок в обществе с помощью создания и совершенствования государственной законодательно-процессуальной базы.
И уже последний уровень – экономика. Её назначение удовлетворение материальных потребностей человека. И вопрос о мере такого удовлетворения, тема очень серьёзного отдельного исследования. Для развития экономики необходимо обеспечить правовую защиту экономических операций и собственности, обеспечить справедливый порядок в стране.
Очевидно, что на каждом уровне общественной жизни проблемы должны решать профессионалы – на первом месте, безусловно, находится духовный лидер нации. К сожале-нию, у нас в стране трудно говорить о наличии духовного лидера, впрочем, это не только проблема нашего народа. А вот политики и политические партии обязаны обеспечить построение государственной политической системы в наиболее полной степени способной обеспечить справедливый порядок в стране. Занимаются ли украинские политики решением этих проблем? В какой мере в стране вообще ставится вопрос о необходимости реформирования политической системы? О реформах говорят много, но сводят их либо к переименованию министерств, либо к передаче властных полномочий от президента страны к премьер-министру, не меняя самой сущности, столь любимой и привычной, «властной вертикали».
Уже этого беглого взгляда на общественно-политическую жизнь в стране не даёт повода для оптимизма и надежд на улучшение. Кратко перечислю итоги:
– в политических партиях практически не ведётся теоретических исследований, целью их деятельности является приход к власти любой ценой.
– духовное развитие нации весьма низко и не делается серьёзных попыток к созданию системы духовного развития нации.
– политикой занимаются не профессионалы, а предприниматели, о которых в Евангелии было однозначно сказано,– отсылаю к цитате об игольном ушке и верблюде.
Для того, что бы убедиться в профессионализме украинских политиков достаточно взглянуть на профессии депутатского состава совета любого уровня власти.
В итог: – в демократическом мире есть три сферы приложения усилий человека: экономика, государственная служба и политика (искусство, науку и прочие сферы деятельности по добыванию куска хлеба, в данном случае, вполне возможно отнести к экономике), и в нашей стране есть специалисты во всех сферах, кроме политики. И не следует надеяться, что политика это очень простое дело, и что всякий «хозяйственник» запросто справится с любыми политическими проблемами. Реальный опыт последних пятнадцати лет говорит об обратном.
Обсуждения Философия политики