Исторический опыт показывает, что какими бы великими не были создаваемые племенами и народами империи, все они рано или поздно приходили в упадок и разрушались.
Традиционно считается, особенно после работы Гумилева «Энтогенез и биосфера земли», что этот процесс неизбежен, ибо любая империя подобна живому организму, который последовательно проходит в своем развитии процессы детства, отрочества, юности, зрелости, старости и смерти.
Традиционно считается, особенно после работы Гумилева «Энтогенез и биосфера земли», что этот процесс неизбежен, ибо любая империя подобна живому организму, который последовательно проходит в своем развитии процессы детства, отрочества, юности, зрелости, старости и смерти.
На самом деле это далеко не так. Смерть империи происходит только в том случае, если она попадает в диссонанс, входит в противоречие с духом времени, становится консервативной и вместо адаптации к необходимым и назревшим изменениям в идеологии и общественном строе, начинает активно им сопротивляться.
В таком случае ее действительно ждет гибель. Но если имперская идеология является мудрой, то вместо гибели империю ждет только обновление и каждый раз новое возрождение, которое соответствует христианскому принципу воскресения из мертвых.
Я даже вывел формулу успешного имперского сознания, которая делает империю несокрушимой ни временем, ни внутренним и не внешним врагом. Она состоит в следующем.
Успешное и вечное имперское сознание должно сочетать в себе психологию кочевника, завоевателя, оседлость, психологию воина, хозяйственника и мудреца. Если хотя бы одного из этих компонентов не хватает, любую империю рано или поздно ждет только развал.
Поясню, что все это означает. Без психологии кочевника и завоевателя невозможно расширять границы империи и завоевывать новое жизненное пространство и покорять новые народы. Это классическая империя. Так поступали и Чингиз-хан, и Александр Македонский, и Наполеон, и Гитлер.
Но если этим и ограничится, то с течением времени империя неизбежно развалится по причине борьбы покоренных народов за свое освобождение и распыления ресурсов империи по ее периферии, что ослабляет ее центр.
Для сохранения империи, любому императору надо уметь вовремя остановить имперскую экспансию и перейти к имперскому строительству, хозяйственному обустройству и защите своей территории.
И вот тут необходимо вовремя перейти от психологии кочевника и завоевателя к психологии оседлости и воина-защитника завоеванных территорий и покоренных народов. Если этого вовремя не сделать, все усилия по завоеванию новых жизненных пространств окажутся напрасными.
Необходимо начать процесс хозяйствования, всяческого обустройства имперского пространства с точки зрения комфортности обитания на нем покоренных народов, что лишит смысла их борьбу за освобождения, если они почувствуют на себе реальную заботу о них имперских властей.
На определенной стадии развития империи Император должен из завоевателя стать заботливым Отцом для своих подданных.
Все империи, в том числе и российская империя, не отличались этой заботой, а уповали только на военную силу, как фактор сдерживания сил, пытающихся разрушить империю. Отсюда глубоко ошибочное выражение Александра Третьего: «У России есть только два союзника – ее армия и ее флот».
Ни Александр Македонский, ни Наполеон, ни наши цари, ни Гитлер не пытались всерьез заботится о повышении качества жизни покоренных ими народов и их развитии, наоборот, их жестокое отношение к чужеземцам, подавление и неуважении их культуры, религии, образа жизни, менталитета, лишило их поддержки и сделало бессмысленным захват и покорение новых народов и земель, ибо никогда никто не смириться со своим порабощением, с неуважением к себе и жестоким обращением с собой.
В этом и была основная причина краха всех великих империй.
В российской империи главной причиной ее краха было неуважительное отношение к еврейскому населению, его дискриминация, введение «черты оседлости», погромы в отношении евреев и прочее, в результате чего евреи были вынуждены встать на путь террора и революционной борьбы и уничтожить российскую империю. Понимания этого до сих пор нет в российских монархических кругах, которые сами породили эту самую «красную сволочь».
Но перехода к оседлому образу жизни и от агрессии к защите покоренных территорий, а также их хозяйственному обустройству все же недостаточно для проведения успешной стратегической имперской политики.
Все дело в том, что каждый народ, входящий в состав империи, обладает своей уникальной национально-культурной матрицей, и может возникнуть конфликт этой матрицы с имперской идеологической матрицей даже при высоком качестве жизни покоренных народов. На этой стадии империя должна суметь перейти от менталитета хозяйственника к менталитету мудреца.
Мудрость Императора должна заключаться в том, чтобы найти психологические ключи к каждой национально-культурной матрице своих подданных и суметь ассимилировать все эти матрицы с имперской идеологией, встроить все эти национальные матрицы в состав имперской идеологической матрицы и наоборот на основе постоянной прямой и обратной информационной связи между ними.
Для этого необходимо чувство меры, которое позволяет определить ту грань, где кончается автономия того или иного народа, без которой немыслимо бескризисное существование империи, и начинается процесс отделения и обособления того или иного народа от империи, ведущий к ее развалу.
Имперская идеологическая матрица с одной стороны не должна подавлять национально-культурные матрицы, давать им автономные свободу и развитие, но с другой стороны, она должна быть для этих матриц нерушимой скрепой, объединяющий их, нельзя позволять национально-культурным матрицам ставить себя выше имперской идеологической, системообразующей матрицы.
Автономия дает свободу и развитие народов в рамках империи, а также позволяет развиваться имперской идеологии и обогащает ее, обособление же народов ведет империю к развалу.
Имперская идеология не должна быть как чрезмерно централизованной, так и чрезмерно децентрализованной. Ее символ – это не горизонталь и вертикаль, а крест.
Крест – символ оптимального баланса между центробежными и центростремительными силами. Это же и символ христианской империи. Должен постоянно поддерживаться оптимальный баланс, Мера между централизацией и децентрализацией, которая в каждую эпоху будет разной, вертикаль власти и горизонталь самоуправления должны всегда стремится к центру креста.
Усиление регионов должно сопровождаться усилением центра и наоборот. И этот процесс должен быть неуклонным и поступательным.
Ошибочна и недопустима тактика держать регионы империи неразвитыми, а сильным только центр, во избежание их отделения.
Этот страх – уже свидетельство слабости имперского центра. Такая империя долго не продержится.
Пример этому – развал Российской империи и Советского Союза. Там была точно такая же политика.
Мы все помним, как жители окраин приезжали за колбасой в Москву, при том, что в том же Свердловске работали мясоперерабатывающие заводы, которые поставляли колбасу за рубеж, но местное население ее в глаза не видела.
Такая политика рано или поздно вызовет недовольство населения регионов и приведет к развалу империи, к включению бывших провинций в состав других государств и империй.
В таком случае ее действительно ждет гибель. Но если имперская идеология является мудрой, то вместо гибели империю ждет только обновление и каждый раз новое возрождение, которое соответствует христианскому принципу воскресения из мертвых.
Я даже вывел формулу успешного имперского сознания, которая делает империю несокрушимой ни временем, ни внутренним и не внешним врагом. Она состоит в следующем.
Успешное и вечное имперское сознание должно сочетать в себе психологию кочевника, завоевателя, оседлость, психологию воина, хозяйственника и мудреца. Если хотя бы одного из этих компонентов не хватает, любую империю рано или поздно ждет только развал.
Поясню, что все это означает. Без психологии кочевника и завоевателя невозможно расширять границы империи и завоевывать новое жизненное пространство и покорять новые народы. Это классическая империя. Так поступали и Чингиз-хан, и Александр Македонский, и Наполеон, и Гитлер.
Но если этим и ограничится, то с течением времени империя неизбежно развалится по причине борьбы покоренных народов за свое освобождение и распыления ресурсов империи по ее периферии, что ослабляет ее центр.
Для сохранения империи, любому императору надо уметь вовремя остановить имперскую экспансию и перейти к имперскому строительству, хозяйственному обустройству и защите своей территории.
И вот тут необходимо вовремя перейти от психологии кочевника и завоевателя к психологии оседлости и воина-защитника завоеванных территорий и покоренных народов. Если этого вовремя не сделать, все усилия по завоеванию новых жизненных пространств окажутся напрасными.
Необходимо начать процесс хозяйствования, всяческого обустройства имперского пространства с точки зрения комфортности обитания на нем покоренных народов, что лишит смысла их борьбу за освобождения, если они почувствуют на себе реальную заботу о них имперских властей.
На определенной стадии развития империи Император должен из завоевателя стать заботливым Отцом для своих подданных.
Все империи, в том числе и российская империя, не отличались этой заботой, а уповали только на военную силу, как фактор сдерживания сил, пытающихся разрушить империю. Отсюда глубоко ошибочное выражение Александра Третьего: «У России есть только два союзника – ее армия и ее флот».
Ни Александр Македонский, ни Наполеон, ни наши цари, ни Гитлер не пытались всерьез заботится о повышении качества жизни покоренных ими народов и их развитии, наоборот, их жестокое отношение к чужеземцам, подавление и неуважении их культуры, религии, образа жизни, менталитета, лишило их поддержки и сделало бессмысленным захват и покорение новых народов и земель, ибо никогда никто не смириться со своим порабощением, с неуважением к себе и жестоким обращением с собой.
В этом и была основная причина краха всех великих империй.
В российской империи главной причиной ее краха было неуважительное отношение к еврейскому населению, его дискриминация, введение «черты оседлости», погромы в отношении евреев и прочее, в результате чего евреи были вынуждены встать на путь террора и революционной борьбы и уничтожить российскую империю. Понимания этого до сих пор нет в российских монархических кругах, которые сами породили эту самую «красную сволочь».
Но перехода к оседлому образу жизни и от агрессии к защите покоренных территорий, а также их хозяйственному обустройству все же недостаточно для проведения успешной стратегической имперской политики.
Все дело в том, что каждый народ, входящий в состав империи, обладает своей уникальной национально-культурной матрицей, и может возникнуть конфликт этой матрицы с имперской идеологической матрицей даже при высоком качестве жизни покоренных народов. На этой стадии империя должна суметь перейти от менталитета хозяйственника к менталитету мудреца.
Мудрость Императора должна заключаться в том, чтобы найти психологические ключи к каждой национально-культурной матрице своих подданных и суметь ассимилировать все эти матрицы с имперской идеологией, встроить все эти национальные матрицы в состав имперской идеологической матрицы и наоборот на основе постоянной прямой и обратной информационной связи между ними.
Для этого необходимо чувство меры, которое позволяет определить ту грань, где кончается автономия того или иного народа, без которой немыслимо бескризисное существование империи, и начинается процесс отделения и обособления того или иного народа от империи, ведущий к ее развалу.
Имперская идеологическая матрица с одной стороны не должна подавлять национально-культурные матрицы, давать им автономные свободу и развитие, но с другой стороны, она должна быть для этих матриц нерушимой скрепой, объединяющий их, нельзя позволять национально-культурным матрицам ставить себя выше имперской идеологической, системообразующей матрицы.
Автономия дает свободу и развитие народов в рамках империи, а также позволяет развиваться имперской идеологии и обогащает ее, обособление же народов ведет империю к развалу.
Имперская идеология не должна быть как чрезмерно централизованной, так и чрезмерно децентрализованной. Ее символ – это не горизонталь и вертикаль, а крест.
Крест – символ оптимального баланса между центробежными и центростремительными силами. Это же и символ христианской империи. Должен постоянно поддерживаться оптимальный баланс, Мера между централизацией и децентрализацией, которая в каждую эпоху будет разной, вертикаль власти и горизонталь самоуправления должны всегда стремится к центру креста.
Усиление регионов должно сопровождаться усилением центра и наоборот. И этот процесс должен быть неуклонным и поступательным.
Ошибочна и недопустима тактика держать регионы империи неразвитыми, а сильным только центр, во избежание их отделения.
Этот страх – уже свидетельство слабости имперского центра. Такая империя долго не продержится.
Пример этому – развал Российской империи и Советского Союза. Там была точно такая же политика.
Мы все помним, как жители окраин приезжали за колбасой в Москву, при том, что в том же Свердловске работали мясоперерабатывающие заводы, которые поставляли колбасу за рубеж, но местное население ее в глаза не видела.
Такая политика рано или поздно вызовет недовольство населения регионов и приведет к развалу империи, к включению бывших провинций в состав других государств и империй.
Обсуждения Формула успешной имперской политики