Средняя линия
Какой огромный и прекрасный в своем многообразии мир мы видим и ощущаем. Величественные горы, живительный воздух, прозрачность воды и красота грозных молний и северного сияния... А ведь в основе всего этого - одни и те же элементарные частицы, атомы и молекулы.
Какой огромный и прекрасный в своем многообразии мир мы видим и ощущаем. Величественные горы, живительный воздух, прозрачность воды и красота грозных молний и северного сияния... А ведь в основе всего этого - одни и те же элементарные частицы, атомы и молекулы.
Что же принуждает одинаковую исходную материю принимать различные физические состояния - твердое (горы), жидкое (вода), газообразное (воздух), плазменное (молнии и северное сияние)? Это может происходить лишь в результате воздействия на нее некоей силы.
Преобладание силы притяжения над отталкиванием создает твердое состояние материи. По мере ослабления притяжения и усиления отталкивания последовательно возникают жидкое, газообразное и плазменное состояния. Причем, если бы в природе действовала только одна сила, то вечно существовало бы одно и то же состояние материи. Их многообразие возникает лишь в результате воздействия различных сочетаний двух сил.
Этот принцип - сочетание двух противоположных сил - действует не только в физической природе, но и во всем Мироздании. Возьмем, например, всем два знакомых понятия - добро (альтруизм) и зло (эгоизм). Представим себе, что в мире нет зла. Тогда нашим вечным состоянием было бы добро. В такой ситуации невозможно никакое изменение. Она абсолютно неподвижна и в такой же степени абсолютно безжизненна, т.к. в ней нет никакой возможности развития - развиваться некуда. Лишь наличие второй противоположной силы, силы зла, позволяет формировать бесчисленное количество их сочетаний. А это, в свою очередь, создает возможность движения между ними, создает жизнь.
Конкретная ситуация всегда является сочетанием двух противоположностей, некоей средней между ними. К примеру, больного ребенка мать принуждает принять горькое лекарство. В этой ситуации для ребенка главенствующей силой является зло - мама злая. Доброе намерение мамы от него скрыто, но оно присутствует. Просто ребенок его не воспринимает. Мама вынужденно, но сознательно выстроила для ребенка среднюю с преобладанием зла.
В другом примере мошенник, желая обмануть других, выстроит среднюю с уклоном к добру, скрыв злую силу, злое намерение. Т.е., истинный характер ситуации определяется намерением действия, но в нем (в действии) всегда сочетаются две противоположные силы. Поэтому абстрактное утверждение "добро лучше зла" в принципе неверно, т.к. непонятно, относительно какого намерения оба эти понятия измеряются. Правильным будет утверждение: в этой конкретной ситуации для достижения конкретной цели добро предпочтительнее зла (или наоборот). Достичь результата можно лишь за счет сочетания добра и зла, за счет золотой середины между ними.
Необходимость возвысить добро
Стало аксиомой утверждение, что человек природно эгоистичен и ради удовлетворения своего желания готов причинить другому любое зло. Сегодня все больше и больше начинает преобладать мнение, что корнем всех наших бед являются человеческие отношения, преобладание в них зла над добром. В результате мы имеем целый букет кризисов во всех без исключения областях.
Соотношение добра и зла (уровень эгоизма и альтруизма) в наших отношениях до сих пор худо-бедно удавалось регулировать в определенных пределах пресловутой системой нравственных и правовых норм. Но становится очевидным, что возрастающий эгоизм в условиях глобального кризиса не считается уже ни с какими запретами. Эгоистические взаимоотношения привели мир на грань физического самоуничтожения (экология, оружие массового уничтожения).
В этом положении перед нами вырисовываются лишь две возможности:
- либо люди осознанно согласятся изменить отношения с эгоистических на противоположные - альтруистические;
- либо сделают это вынужденно, под давлением нарастающих страданий в результате развития глобального кризиса и, не дай бог, ядерной войны;
Как же это мы, считающие себя разумными существами, докатились до такой ситуации? Как же нам усмирить зло и возвысить добро?
Нужна помощь
Понятно, что в человеческих отношениях необходимо с сегодняшнего уровня отношений - преобладание зла над добром, перейти к другому - преобладание добра над злом. Давайте посмотрим, как это осуществляет природа.
Переход электрона с одной орбиты вокруг ядра атома на другую требует изменения его энергии - необходимо либо ее увеличить, либо частично излучить. В самом электроне нет излишней энергии для этого действия, т.к. он в каждый конкретный момент всегда находится в равновесном энергетическом состоянии. Значит, воздействие на него может быть осуществлено только извне с более высокого энергетического уровня. Точно так же для перехода жидкости в газообразное состояние необходим ее подогрев внешним фактором.
Аналогично в животном мире и в мире людей воздействие посторонних факторов (засуха, землетрясение, война) также способно изменить уровень взаимоотношений.
Т.о., в системе "Природа" никакой уровень не может самостоятельно, своими силами изменить свое состояние. Лишь барон Мюнхгаузен умел поднимать себя за волосы. Для этого необходима "помощь" в виде воздействия со стороны более высокого уровня.
Наука уже давно пришла к выводу, что вся наша реальность - от элементарных частиц до скоплений галактик и от мельчайших клеток до человеческого организма - представляет собой единую систему. Развитие в ней шло в направлении объединения ее элементов во все более и более сложные подсистемы.
Под давлением суровых условий первобытного мира наши предки с целью элементарного выживания вынужденно объединились и инстинктивно сформировали племенные, альтруистические по своей сути, взаимоотношения. У них попросту не было альтернативы. Т.о., более высокая по уровню объединения система "Природа" в конкретных условиях первобытного мира подчинила в подсистеме "Человечество" эгоизм (зло) альтруизму (добру). В ходе развития человек обрел способность выжить вне племени, и тотчас же ослабшее давление на его эгоистическую суть привело к разбиению альтруистических племенных отношений. С этого момента в наших взаимоотношениях все более главенствующим становится эгоизм.
На уровне же остальных живых природных организмов в отношениях между их частями-органами продолжает главенствовать альтруизм. Ведь вне организма никакая его часть функционировать не может. Поэтому в них господствует взаимопомощь с целью сохранения организма в целом, сохранения единственно возможной для них формы существования.
Эгоистический путь развития завел нас в опаснейший тупик и давление со стороны Природы становится уже нестерпимым. Ведь мы, являясь хоть и венцом развития Природы, тем не менее, остаемся ее элементом. И при этом позволяем себе не соблюдать закон альтруистических отношений, действующий в ней. Давление с ее стороны на наш эгоизм воспринимается нами как страдание и зло - ведь оно "ломает" нас. Т.е. Природа проявлением зла требует скорректировать уровень наших отношений в сторону главенства добра (альтруизма), вернуться к положению, существовавшему на заре развития человечества. Но если тогда люди находились в альтруистических отношениях вынужденно, инстинктивно, то теперь возврат должен быть результатом осознания невозможности дальнейшего развития по пути эгоистических взаимоотношений.
У нас есть единственная возможность обратить злое давление Природы в добро - изменить к нему отношение. Это аналогично ситуации с упрямым ребенком, не желающим учиться. Жесткое (злое) давление родителей и системы воспитания все равно принудят его закончить школу. Но это будет происходить путем конфликтов и страданий. Если же он прекратит упрямиться и принимать в штыки предъявляемые к нему требования, отношения тотчас приобретут противоположный, поощрительный характер. А если он, опережая требования к нему, начнет заранее обращаться за помощью, то его отношения с родителями и воспитателями станут дружественными и добрыми.
Т.о., наша задача состоит, как минимум, в непротивлении изменению человеческих взаимоотношений с эгоистических на альтруистические. А как максимум, в осознанном и опережающем желании воздействия Природы с целью вернуть нас к ним.
Если люди тоже начнут соблюдать действующий в Природе закон взаимоотношений, все элементы системы будут находиться в полном согласии друг с другом. В системе исчезнут противоречия, и ее функционирование станет максимально эффективным. Соответственно, каждый ее элемент, в том числе и человечество, будет испытывать наслаждение. Получается, что у "злого" давления Природы всегда было неизменно доброе намерение. Нам лишь необходимо искренне, всем существом захотеть измениться и попросить для этого помощи у нее.
Преобладание силы притяжения над отталкиванием создает твердое состояние материи. По мере ослабления притяжения и усиления отталкивания последовательно возникают жидкое, газообразное и плазменное состояния. Причем, если бы в природе действовала только одна сила, то вечно существовало бы одно и то же состояние материи. Их многообразие возникает лишь в результате воздействия различных сочетаний двух сил.
Этот принцип - сочетание двух противоположных сил - действует не только в физической природе, но и во всем Мироздании. Возьмем, например, всем два знакомых понятия - добро (альтруизм) и зло (эгоизм). Представим себе, что в мире нет зла. Тогда нашим вечным состоянием было бы добро. В такой ситуации невозможно никакое изменение. Она абсолютно неподвижна и в такой же степени абсолютно безжизненна, т.к. в ней нет никакой возможности развития - развиваться некуда. Лишь наличие второй противоположной силы, силы зла, позволяет формировать бесчисленное количество их сочетаний. А это, в свою очередь, создает возможность движения между ними, создает жизнь.
Конкретная ситуация всегда является сочетанием двух противоположностей, некоей средней между ними. К примеру, больного ребенка мать принуждает принять горькое лекарство. В этой ситуации для ребенка главенствующей силой является зло - мама злая. Доброе намерение мамы от него скрыто, но оно присутствует. Просто ребенок его не воспринимает. Мама вынужденно, но сознательно выстроила для ребенка среднюю с преобладанием зла.
В другом примере мошенник, желая обмануть других, выстроит среднюю с уклоном к добру, скрыв злую силу, злое намерение. Т.е., истинный характер ситуации определяется намерением действия, но в нем (в действии) всегда сочетаются две противоположные силы. Поэтому абстрактное утверждение "добро лучше зла" в принципе неверно, т.к. непонятно, относительно какого намерения оба эти понятия измеряются. Правильным будет утверждение: в этой конкретной ситуации для достижения конкретной цели добро предпочтительнее зла (или наоборот). Достичь результата можно лишь за счет сочетания добра и зла, за счет золотой середины между ними.
Необходимость возвысить добро
Стало аксиомой утверждение, что человек природно эгоистичен и ради удовлетворения своего желания готов причинить другому любое зло. Сегодня все больше и больше начинает преобладать мнение, что корнем всех наших бед являются человеческие отношения, преобладание в них зла над добром. В результате мы имеем целый букет кризисов во всех без исключения областях.
Соотношение добра и зла (уровень эгоизма и альтруизма) в наших отношениях до сих пор худо-бедно удавалось регулировать в определенных пределах пресловутой системой нравственных и правовых норм. Но становится очевидным, что возрастающий эгоизм в условиях глобального кризиса не считается уже ни с какими запретами. Эгоистические взаимоотношения привели мир на грань физического самоуничтожения (экология, оружие массового уничтожения).
В этом положении перед нами вырисовываются лишь две возможности:
- либо люди осознанно согласятся изменить отношения с эгоистических на противоположные - альтруистические;
- либо сделают это вынужденно, под давлением нарастающих страданий в результате развития глобального кризиса и, не дай бог, ядерной войны;
Как же это мы, считающие себя разумными существами, докатились до такой ситуации? Как же нам усмирить зло и возвысить добро?
Нужна помощь
Понятно, что в человеческих отношениях необходимо с сегодняшнего уровня отношений - преобладание зла над добром, перейти к другому - преобладание добра над злом. Давайте посмотрим, как это осуществляет природа.
Переход электрона с одной орбиты вокруг ядра атома на другую требует изменения его энергии - необходимо либо ее увеличить, либо частично излучить. В самом электроне нет излишней энергии для этого действия, т.к. он в каждый конкретный момент всегда находится в равновесном энергетическом состоянии. Значит, воздействие на него может быть осуществлено только извне с более высокого энергетического уровня. Точно так же для перехода жидкости в газообразное состояние необходим ее подогрев внешним фактором.
Аналогично в животном мире и в мире людей воздействие посторонних факторов (засуха, землетрясение, война) также способно изменить уровень взаимоотношений.
Т.о., в системе "Природа" никакой уровень не может самостоятельно, своими силами изменить свое состояние. Лишь барон Мюнхгаузен умел поднимать себя за волосы. Для этого необходима "помощь" в виде воздействия со стороны более высокого уровня.
Наука уже давно пришла к выводу, что вся наша реальность - от элементарных частиц до скоплений галактик и от мельчайших клеток до человеческого организма - представляет собой единую систему. Развитие в ней шло в направлении объединения ее элементов во все более и более сложные подсистемы.
Под давлением суровых условий первобытного мира наши предки с целью элементарного выживания вынужденно объединились и инстинктивно сформировали племенные, альтруистические по своей сути, взаимоотношения. У них попросту не было альтернативы. Т.о., более высокая по уровню объединения система "Природа" в конкретных условиях первобытного мира подчинила в подсистеме "Человечество" эгоизм (зло) альтруизму (добру). В ходе развития человек обрел способность выжить вне племени, и тотчас же ослабшее давление на его эгоистическую суть привело к разбиению альтруистических племенных отношений. С этого момента в наших взаимоотношениях все более главенствующим становится эгоизм.
На уровне же остальных живых природных организмов в отношениях между их частями-органами продолжает главенствовать альтруизм. Ведь вне организма никакая его часть функционировать не может. Поэтому в них господствует взаимопомощь с целью сохранения организма в целом, сохранения единственно возможной для них формы существования.
Эгоистический путь развития завел нас в опаснейший тупик и давление со стороны Природы становится уже нестерпимым. Ведь мы, являясь хоть и венцом развития Природы, тем не менее, остаемся ее элементом. И при этом позволяем себе не соблюдать закон альтруистических отношений, действующий в ней. Давление с ее стороны на наш эгоизм воспринимается нами как страдание и зло - ведь оно "ломает" нас. Т.е. Природа проявлением зла требует скорректировать уровень наших отношений в сторону главенства добра (альтруизма), вернуться к положению, существовавшему на заре развития человечества. Но если тогда люди находились в альтруистических отношениях вынужденно, инстинктивно, то теперь возврат должен быть результатом осознания невозможности дальнейшего развития по пути эгоистических взаимоотношений.
У нас есть единственная возможность обратить злое давление Природы в добро - изменить к нему отношение. Это аналогично ситуации с упрямым ребенком, не желающим учиться. Жесткое (злое) давление родителей и системы воспитания все равно принудят его закончить школу. Но это будет происходить путем конфликтов и страданий. Если же он прекратит упрямиться и принимать в штыки предъявляемые к нему требования, отношения тотчас приобретут противоположный, поощрительный характер. А если он, опережая требования к нему, начнет заранее обращаться за помощью, то его отношения с родителями и воспитателями станут дружественными и добрыми.
Т.о., наша задача состоит, как минимум, в непротивлении изменению человеческих взаимоотношений с эгоистических на альтруистические. А как максимум, в осознанном и опережающем желании воздействия Природы с целью вернуть нас к ним.
Если люди тоже начнут соблюдать действующий в Природе закон взаимоотношений, все элементы системы будут находиться в полном согласии друг с другом. В системе исчезнут противоречия, и ее функционирование станет максимально эффективным. Соответственно, каждый ее элемент, в том числе и человечество, будет испытывать наслаждение. Получается, что у "злого" давления Природы всегда было неизменно доброе намерение. Нам лишь необходимо искренне, всем существом захотеть измениться и попросить для этого помощи у нее.
Обсуждения Золотая середина
"У природы нет злых намерений".
- Вот основные i в статье. Про альтруизм и эгоизм - те слова не вполне мне понятны, и без них статья была бы проще, хотя сам наверное порй грешу словами понятными только мне. Но всё же.
Ещё тут говорится о том, что что-то преобладает над чем то - а вот это, я считаю неверно. Добра и зла всегда поровну. И лично я ни за добро ни за зло.
Статья ведь называется "золотая середина" верно? Но вместо неё я вижу очередное метание в одну из сторон, от неё.