Оглавление
Предисловие
1. Чего не знает современная наука?
1.1. Тайна рождения мира
1.2. Тайна рождения и смерти
Предисловие
1. Чего не знает современная наука?
1.1. Тайна рождения мира
1.2. Тайна рождения и смерти
1.3. Тайна генетического кода.
1.4. Возникновение разума
1.5. «Теория физического вакуума» Геннадия Шипова
1.6. «Космическое религиозное чувство» Альберта Эйнштейна, Макса Планка и Владимира Вернадского
2. Изумрудная Скрижаль Гермеса
3. Основные принципы герметической философии
3.1. Принцип Ментализма
3.2. Принцип Соответствия (Аналогии)
3.3. Принцип Вибрации
3.4. Принцип полярности
3.5. Принцип ритма
3.6. Принцип причины и следствия
3.7. Принцип Пола (Зарождения)
4. Принцип Золотого Сечения
4.1. Задача о делении отрезка в крайнем и среднем отношении
4.2. Зачем Евклид ввел задачу о «Золотом Сечении»?
4.3. Уникальные математические свойства «Золотой Пропорции»
4.4. «Божественная пропорция» Луки Пачоли
4.5. Числа Фибоначчи и Люка
4.6. Формула Кассини
4.7. Формулы Бине
5. Математика Гармонии и новые открытия в математике
5.1. Новый взгляд на Начала Евклида
5.2. Истоки «Математики Гармонии»: новый взгляд на историю возникновения математики с точки зрения «проблемы гармонии»
5.3. Алгоритмическая теория измерения
5.4. Золотые р-пропорции
5.5. Металлические пропорции.
5.6. Формулы Газале. Мидхат Газале
5.7. «Золотая» фибоначчиева гониометрия
5.8. Четвертая Проблема Гильберта
5.9. Система счисления Бергмана
5.10. Коды золотой р-пропорции
5.11. Конструктивный подход к теории действительных чисел и новые свойства натуральных чисел
6. Компьютеры Фибоначчи и «Золотая» Информационная Технология
6.1. Неймановские Принципы проектирования компьютеров
6.2. Удивительные аналогии между кодом Фибоначчи и генетическим кодом
6.3. Драматическая судьба проекта «Компьютеры Фибоначчи»
6.4. На пути к «Золотой» Информационной Технологии
7. Современные научные открытия, основанные на «Платоновых Телах» и «Золотом Сечении»
7.1. Квазикристаллы
7.2. Фуллерены
7.3. Закон структурной гармонии систем Эдуарда Сороко
7.4. Закон преобразования спиральных биосимметрий Олега Боднара
7.5. Резонансная теория Солнечной системы Константина Бутусова
7.6. Сердце и Золотое Сечение
7.7. Ритмы мозга и Золотое Сечение
7.8. Психологические эксперименты Владимира Лефевра
7.9. Волны Элиота
7.10. Золотое Сечение и триалектика
7.11. Фибоначчиево деление биологических клеток
7.12. Фибоначчиевы резонансы генетического кода
7.13. «Золотые» геноматрицы Сергея Петухова
7.14. Фибоначчиева интерпретация Периодической Системы Менделеева
7.15. Теория «Е-infinity»
7.16. Золотое Сечение и фракталы
7.17. «Золотая» интерпретация специальной теории относительности Эйнштейна и «золотая» эволюция Вселенной
7.18. Число 137, постоянная тонкой структуры материи и Золотое Сечение
7.19. Метаязык живой природы
7.20. “The Golden Section. Nature’s Greatest Secret” by Scott Olsen
8. Заключение
Литература
Предисловие
Уже на раннем этапе создания науки как важнейшего «социального института» (Древний Египет, Вавилон) была создана первая философская система – Герметическая Философия, основанная на 7 Герметических Принципах. Эта философская система и стала «наукой всех наук и религий».
В настоящей статье предпринята попытка объединить «Герметическую Философию», возникшую в Древнем Египте, с «Золотым Сечением», которое было главным эстетическим каноном греческой культуры и эпохи Возрождения, и «Математикой Гармонии» – новым междисциплинарным направлением современной науки. Из этого исследования вытекают следующие важные выводы, которые могут повлиять на развитие современной науки.
В течение столетий и даже тысячелетий вера в «рациональное устройство мироздания», то есть вера в «Космический Разум», была основой «космического религиозного чувства», которое было источником вдохновения величайших гениев и мыслителей человечества (Пифагора, Платона, Аристотеля, Евклида, Леонардо да Винчи, Луки Пачоли, Иоганна Кеплера, Ньютона, Лейбница) и выдающихся ученых и исследователей 20-го века (Альберта Эйнштейна, Макса Планка, Владимира Вернадского, Пьера де Шардена, Натальи Бехтеревой, Геннадия Шипова, Юрия Владимирова). Впервые эта идея была сформулирована Гермесом Трисмегистом (Древний Египет) и воплощена им в Первом Великом Герметическом Принципе – Принципе Ментализма: "Все есть Мысль. Вселенная представляет собой мысленный образ". Это означает, что Принцип Ментализма должен стать исходным принципом современной науки. Такой подход должен стать основой современного научного мировоззрения, что приведет к создании новой научной картины мира и позволит решить все «тайны современной науки».
Впервые попытка объединения Герметической Философии с Золотым Сечением сделана в греческой науке (Пифагор, Платон, Евклид). Это подтверждается следующим высказыванием Алексея Лосева: "С точки зрения Платона, да и вообще с точки зрения всей античной космологии мир представляет собой некое пропорциональное целое, подчиняющееся закону гармонического деления - Золотого Сечения». Объединение «Принципа Золотого Сечения» и вытекающей из него «Математика Гармонии» с «Герметической Философией» приводят к ее математизации и естественному введению в нее «Идеи Гармонии», выдвинутой древними греками и оказавшей огромное влияние на развитие всей науки. В этом и состоит суть «Золотой» Герметической Философии, изложенной в настоящей статье.
Настоящая статья написана представителями различных направлений современной науки. Дарио Салас Соммэр (Чили) в течение многих десятилетий развивает Герметическую Философию – великое творение древнеегипетской науки. При этом его главные усилия направлены на создание так называемой «Физики Морали» [1] и развитие внутреннего мира человека [2]. Дарио Салас Соммэр более 40 лет назад основал в Чили Институт Герметической Философии, юридический статус некоммерческой организации которого был представлен президентом Сальвадором Альенде. Впоследствии были открыты филиалы в Аргентине, Венесуэле, Колумбии, Испании. Он является также основателем Института Герметической Науки Дарио Саласа в США. Он же основал фонд Симона Боливара в г. Каракасе (Венесуэла), целью которого является культурное и духовное объединение Латинской Америки.
Алексей Стахов в течение более 40 лет развивает теорию Золотого Сечения и ее приложения в современной науке. Он выдвинул концепцию “Математики Гармонии» как нового междисциплинарного направления современной науки [3-12]. С 2003 г. он является Президентом Международного Клуба Золотого Сечения (Украина-Канада), а с 2005 г. – Директором Института Золотого Сечения Академии Тринитаризма (Россия). Алексей Стахов благодарит Ивана Райляна, представителя РАЕН, который сыграл важную роль в знакомстве с Дарио Саласом Соммэром и его работами.
1. Чего не знает современная наука?
Ответ на этот вопрос содержится в статье Алексея Чуличкова «Чего не знает современная наука», выставленной на Интернете [13]. Воспроизведем здесь эти весьма интересные рассуждения c некоторыми сокращениями и добавлениями.
Как известно, каждая из областей науки дает только частное знание о той грани мира, которой она занимается. Физика дает знание только о физической реальности, биология — о биологической и т. п. Но помимо физических явлений в мире, где мы живем, существуют эмоции, чувства, мысли, есть еще и составляющая, связанная с глубоким внутренним индивидуальным опытом. Научная картина мира возникает не только из научных знаний — есть еще знания, которые накоплены в опыте поколений, закреплены в культуре, в моральных положениях религий, в сказках и мифах. По мере проникновения науки в глубины реальности, перед наукой все чаще возникает вопрос о границах применения научных законов. Так, квантовая физика, например, четко указывает, что на расстояниях меньших планковской длины (порядка 10–33 см) и на промежутках меньших планковского времени (порядка 10–44 с) ее законы неприменимы из-за слишком больших случайных изменений (так называемых квантовых флуктуаций) пространства. Эти масштабы чрезвычайно малы, но все-таки конечны. Точно так же есть пределы применимости и других наук. Что же находится за пределами этих границ, то есть, за пределами познанного?
1.1. Тайна рождения мира - одна из загадок, всегда волновавших пытливые умы. Вплоть до начала XX века считалось, что вопрос этот не относится к естествознанию. Среди ученых бытовало мнение о неизменности Вселенной, которое опиралось на представления античных натурфилософов, считавших, что мир существовал вечно, или на библейские легенды о сотворении мира таким, каким мы его видим сейчас. Это мнение было столь устойчиво, что первые результаты Пулковского астронома А. Фридмана, решившего уравнения Эйнштейна и обнаружившего теоретическую возможность сжатия или расширения Вселенной, некоторое время рассматривались как интересный математический курьез, не имевший физического смысла. Однако экспериментально обнаруженное Э. Хабблом в 20-х годах XX века разбегание галактик окончательно убедило ученых в том, что мы живем именно в расширяющейся Вселенной. А значит, когда-то давно Вселенная была не столь велика и имела столь малый размер, что для ее описания требовались законы микромира, то есть квантовые законы. А одно из положений квантовой физики гласит, что система не обладает определенными физическими характеристиками до тех пор, пока она не подвергнется процессу измерения, или, иными словами, взаимодействия с чем-то внешним по отношению к квантовому объекту. Возникает вопрос: с чем же взаимодействовала наша Вселенная «до начала времен»? Простая экстраполяция законов микромира позволяет говорить о «внешних» по отношению к ней силах, имя которым во всех религиозных системах — Бог. Оставляя в стороне правомочность такого подхода, обратим внимание на необходимость привлечения «ненаучных» рассуждений для создания целостной картины мира.
1.2. Тайна рождения и смерти — одна из самых манящих. Как первый раз родилось живое существо — тайна, отстоящая от нас на миллиарды лет. Но таинство рождения происходит постоянно — загадка возникновения живого организма из единой клетки-семени не разрешена до сих пор, несмотря на открытие структуры ДНК, расшифровку генетического кода и успехи в изучении механизмов наследственности. Один из вопросов касается развития эмбриона: по современным представлениям, клетка-зародыш делится на две одинаковые клетки, ничем не отличающиеся одна от другой, каждая из них вновь делится на две идентичные (кстати, представление о симметричном делении клетки опровергается современными исследованиями в биологии). Но в какой-то момент деления начинается дифференциация функций: одни клетки превращаются в нервную ткань, другие — в соединительную, третьи — в мышечную и т. п. Кто командует выбором дальнейшего пути, если начальные клетки одинаковы? Этот процесс настолько непонятен, что для объяснения его используют множество непривычных для нас гипотез, в частности — о существовании специальных «морфогенетических полей», внешних по отношению к клетке, дающих «невидимый каркас» будущего организма (опять идея Бога?).
1.3. Тайна генетического кода. Установление наукой ныне широко известного факта поразительной простоты основных принципов кодирования наследственной информации в живых организмах относится к числу важнейших открытий человечества. Эта простота заключается в том, что наследственная информация кодируется текстами из трехбуквенных слов - триплетов или кодонов, составленных на базе алфавита из четырех букв - азотистых оснований А (аденин), С (цитозин), G (гуанин), T (тимин). Данная система записи по существу едина для всего необозримого множества разнообразных живых организмов и называется генетическим кодом. Возникает вопрос: кто создал генетический код, который определяет программу развития живого организма? На этот вопрос современная наука не в состоянии ответить, то есть мы снова приходим к идее Бога или Всемирного Разума, который и причастен к созданию генетического кода.
1.4. Возникновение разума — следующий важный этап в развитии Вселенной и столь же сложный для объяснения современной наукой. Как же возникло это свойство материи — мыслить отвлеченными понятиями? Естествознание связывает это с развитием мозга, но об уровне понимания его устройства свидетельствует следующее высказывание академика РАН, научного руководителя Института мозга человека Н. П. Бехтеревой: «Всю свою жизнь я посвятила изучению самого совершенного органа — человеческого мозга. И пришла к выводу, что возникновение такого чуда невозможно без Творца».
1.5. «Теория физического вакуума» Геннадия Шипова. Исследования российского физика-теоретика доктора физико-математических наук Г.И. Шипова посвящены одному из самых сложных вопросов современной физики – теории физического вакуума. Уравнения теории физического вакуума позволяют выделить три мира, составляющих нашу реальность: грубоматериальный, тонкоматериальный и мир высшей реальности. В свою очередь, мир высшей реальности разделяется на три уровня: Абсолютное «Ничто», Первичный Вакуум и Вакуум. При этом центральную роль играет Абсолютное «Ничто». Шипов пишет [14]: “Единственным возможным объяснением обратного преобразования могут служить такие качества Абсолютного «Ничто», как Сверхсознание, обладающее Бесконечными Творческими Способностями. Абсолютное «Ничто» создает план первичного вакуума и план вакуума». Таким образом, впервые в современной физической науке в теорию введена идея «Творца», роль которого играет Абсолютное «Ничто», создающее план первичного вакуума и вакуума.
1.6. «Космическое религиозное чувство» Альберта Эйнштейна, Макса Планка и Владимира Вернадского. К сожалению, представителям современной «материалистической» науки никак не удается сдержать проникновение идеи «Творца» в современную науку. Известный российский физик-теоретик проф. Ю. С. Владимиров, руководитель семинара «Физика и духовная культура» на физическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова, является приверженцем сближения научного и религиозного мировоззрений. По его представлениям, наука — созидатель познанного, но есть еще и непознанное. Роль религии — в дополнении познанного до целостного. А целостная картина мира позволяет нам жить и действовать в нашем сложном мире, где возникает масса проблем, для разрешения которых научного знания подчас недостаточно.
Говоря о сближении религиозного и научного мировоззрений, необходимо отметить особенность отношения к религии многих известных ученых, включая Альберта Эйнштейна, Макса Планка и Владимира Вернадского. Главное в религиозности этих ученых - это переживание единства человека с природой, Космосом вообще, единства с живой природой в особенности, чувство космичности жизни и разума, гармонии мира и т. п., то, что А. Эйнштейн однажды назвал "космическим религиозным чувством", свойственным, по его мнению, многим "серьезным ученым". Хорошо известны высказывания Эйнштейна по этому поводу:
"В наш материалистический век серьезными учеными могут быть только глубоко религиозные люди. Я не могу найти слова лучше, чем религия, для обозначения веры в рациональную природу реальности".
Что же имеет в виду Эйнштейн в этом высказывании? Хорошо известно, что на телеграмму «Верите ли Вы в Бога?» Эйнштейн ответил:
"Я верю в Бога Спинозы, который проявляет себя в упорядоченной гармонии сущего, но не в Бога, который интересуется судьбами и поступками человеческих существ".
То есть, в этом высказывании речь идет о вере в Гармонию Мира и Космический Разум, что соответствовало «космическому религиозному чувству» Эйнштейна. Этим же «космическим религиозным чувством» были наделены Владимир Вернадский и французский теолог и философ Пьер Тейяр де Шарден, что и привело их к «Учению о ноосфере».
В этой связи уместно также упомянуть о лекции «Религия и естествознание» [15], прочитанной Максом Планком в мае 1937 года в Дерптском (Тартуском) университете. Анализируя взаимосвязь Религии и Естествознания, Планк заключает:
«Куда ни кинь взгляд, мы никогда не встретим противоречия между религией и естествознанием, а, напротив, обнаруживаем полное согласие как раз в решающих моментах. Религия и естествознание не исключают друг друга, как кое-кто ныне думает или опасается, а дополняют и обуславливают друг друга. Самым непосредственным доказательством совместимости религии и естествознания, даже при самом критическом взгляде на вещи, вероятно, является тот исторический факт, что глубокой религиозностью были проникнуты как раз самые великие естествоиспытатели всех времен — Кеплер, Ньютон, Лейбниц. К началу нашей культурной эпохи занятия естественными науками и религией находились в одних и тех же руках. Старейшей прикладной естественной наукой — медициной — занимались жрецы, а местом проведения научных исследований в средние века были главным образом монашеские кельи. Позже, по мере детализации и разветвления культуры, пути науки и религии стали постепенно все более расходиться в соответствии с различием задач, которым они служат. Ибо насколько знания и умения нельзя заменить мировоззренческими убеждениями, настолько же нельзя выработать правильное отношение к нравственным проблемам на основе чисто рационального познания. Однако оба эти пути не расходятся, а идут параллельно, встречаясь в бесконечности у одной и той же цели».
Джеральд Шройдер, физик-ядерщик и биолог, один из современных учёных - сторонников творения, пишет в своей книге “Скрытое Лицо Бога” [16]:
«Единое сознание, универсальная мудрость, пронизывает всю вселенную. Открытия науки, изучающие квантовый характер податомной материи, приблизили нас к краю потрясающей реализации: все сущее – выражение этой мудрости. В лабораториях мы испытываем это как информацию, которая поначалу физически сформулировалась как энергия и затем уплотнилась в форму материи. Каждая частица, каждое существо, от атома до человека, представляется уровнем информации, мудрости. Научное исследование функционирования клетки и податомной частицы материи бесспорно доказывает факт: жизнь и вселенная были созданы из ничего в соответствии с желанием реальности, обладающей непревзойдённым разумом и мудростью».
Возвращаясь назад к истокам науки, начиная с Эйнштейна и Планка, мы приходим к заключению, что «космическим религиозным чувством» были наделены великие ученые Ньютон, Лейбниц и Иоганн Кеплер, а в античную эпоху - Пифагор, Аристотель и Платон. Идея рационального устройства мироздания лежит в основе Пифагорейского учения о числовой гармонии мироздания и Космологии Платона.
Возникает вопрос, из какого источника древние греки позаимствовали эту идею? Ответ однозначный: эти идеи восходят к герметической философии, которая была создана в Древнем Египте и которая стала «матерью всех наук и религий».
1.4. Возникновение разума
1.5. «Теория физического вакуума» Геннадия Шипова
1.6. «Космическое религиозное чувство» Альберта Эйнштейна, Макса Планка и Владимира Вернадского
2. Изумрудная Скрижаль Гермеса
3. Основные принципы герметической философии
3.1. Принцип Ментализма
3.2. Принцип Соответствия (Аналогии)
3.3. Принцип Вибрации
3.4. Принцип полярности
3.5. Принцип ритма
3.6. Принцип причины и следствия
3.7. Принцип Пола (Зарождения)
4. Принцип Золотого Сечения
4.1. Задача о делении отрезка в крайнем и среднем отношении
4.2. Зачем Евклид ввел задачу о «Золотом Сечении»?
4.3. Уникальные математические свойства «Золотой Пропорции»
4.4. «Божественная пропорция» Луки Пачоли
4.5. Числа Фибоначчи и Люка
4.6. Формула Кассини
4.7. Формулы Бине
5. Математика Гармонии и новые открытия в математике
5.1. Новый взгляд на Начала Евклида
5.2. Истоки «Математики Гармонии»: новый взгляд на историю возникновения математики с точки зрения «проблемы гармонии»
5.3. Алгоритмическая теория измерения
5.4. Золотые р-пропорции
5.5. Металлические пропорции.
5.6. Формулы Газале. Мидхат Газале
5.7. «Золотая» фибоначчиева гониометрия
5.8. Четвертая Проблема Гильберта
5.9. Система счисления Бергмана
5.10. Коды золотой р-пропорции
5.11. Конструктивный подход к теории действительных чисел и новые свойства натуральных чисел
6. Компьютеры Фибоначчи и «Золотая» Информационная Технология
6.1. Неймановские Принципы проектирования компьютеров
6.2. Удивительные аналогии между кодом Фибоначчи и генетическим кодом
6.3. Драматическая судьба проекта «Компьютеры Фибоначчи»
6.4. На пути к «Золотой» Информационной Технологии
7. Современные научные открытия, основанные на «Платоновых Телах» и «Золотом Сечении»
7.1. Квазикристаллы
7.2. Фуллерены
7.3. Закон структурной гармонии систем Эдуарда Сороко
7.4. Закон преобразования спиральных биосимметрий Олега Боднара
7.5. Резонансная теория Солнечной системы Константина Бутусова
7.6. Сердце и Золотое Сечение
7.7. Ритмы мозга и Золотое Сечение
7.8. Психологические эксперименты Владимира Лефевра
7.9. Волны Элиота
7.10. Золотое Сечение и триалектика
7.11. Фибоначчиево деление биологических клеток
7.12. Фибоначчиевы резонансы генетического кода
7.13. «Золотые» геноматрицы Сергея Петухова
7.14. Фибоначчиева интерпретация Периодической Системы Менделеева
7.15. Теория «Е-infinity»
7.16. Золотое Сечение и фракталы
7.17. «Золотая» интерпретация специальной теории относительности Эйнштейна и «золотая» эволюция Вселенной
7.18. Число 137, постоянная тонкой структуры материи и Золотое Сечение
7.19. Метаязык живой природы
7.20. “The Golden Section. Nature’s Greatest Secret” by Scott Olsen
8. Заключение
Литература
Предисловие
Уже на раннем этапе создания науки как важнейшего «социального института» (Древний Египет, Вавилон) была создана первая философская система – Герметическая Философия, основанная на 7 Герметических Принципах. Эта философская система и стала «наукой всех наук и религий».
В настоящей статье предпринята попытка объединить «Герметическую Философию», возникшую в Древнем Египте, с «Золотым Сечением», которое было главным эстетическим каноном греческой культуры и эпохи Возрождения, и «Математикой Гармонии» – новым междисциплинарным направлением современной науки. Из этого исследования вытекают следующие важные выводы, которые могут повлиять на развитие современной науки.
В течение столетий и даже тысячелетий вера в «рациональное устройство мироздания», то есть вера в «Космический Разум», была основой «космического религиозного чувства», которое было источником вдохновения величайших гениев и мыслителей человечества (Пифагора, Платона, Аристотеля, Евклида, Леонардо да Винчи, Луки Пачоли, Иоганна Кеплера, Ньютона, Лейбница) и выдающихся ученых и исследователей 20-го века (Альберта Эйнштейна, Макса Планка, Владимира Вернадского, Пьера де Шардена, Натальи Бехтеревой, Геннадия Шипова, Юрия Владимирова). Впервые эта идея была сформулирована Гермесом Трисмегистом (Древний Египет) и воплощена им в Первом Великом Герметическом Принципе – Принципе Ментализма: "Все есть Мысль. Вселенная представляет собой мысленный образ". Это означает, что Принцип Ментализма должен стать исходным принципом современной науки. Такой подход должен стать основой современного научного мировоззрения, что приведет к создании новой научной картины мира и позволит решить все «тайны современной науки».
Впервые попытка объединения Герметической Философии с Золотым Сечением сделана в греческой науке (Пифагор, Платон, Евклид). Это подтверждается следующим высказыванием Алексея Лосева: "С точки зрения Платона, да и вообще с точки зрения всей античной космологии мир представляет собой некое пропорциональное целое, подчиняющееся закону гармонического деления - Золотого Сечения». Объединение «Принципа Золотого Сечения» и вытекающей из него «Математика Гармонии» с «Герметической Философией» приводят к ее математизации и естественному введению в нее «Идеи Гармонии», выдвинутой древними греками и оказавшей огромное влияние на развитие всей науки. В этом и состоит суть «Золотой» Герметической Философии, изложенной в настоящей статье.
Настоящая статья написана представителями различных направлений современной науки. Дарио Салас Соммэр (Чили) в течение многих десятилетий развивает Герметическую Философию – великое творение древнеегипетской науки. При этом его главные усилия направлены на создание так называемой «Физики Морали» [1] и развитие внутреннего мира человека [2]. Дарио Салас Соммэр более 40 лет назад основал в Чили Институт Герметической Философии, юридический статус некоммерческой организации которого был представлен президентом Сальвадором Альенде. Впоследствии были открыты филиалы в Аргентине, Венесуэле, Колумбии, Испании. Он является также основателем Института Герметической Науки Дарио Саласа в США. Он же основал фонд Симона Боливара в г. Каракасе (Венесуэла), целью которого является культурное и духовное объединение Латинской Америки.
Алексей Стахов в течение более 40 лет развивает теорию Золотого Сечения и ее приложения в современной науке. Он выдвинул концепцию “Математики Гармонии» как нового междисциплинарного направления современной науки [3-12]. С 2003 г. он является Президентом Международного Клуба Золотого Сечения (Украина-Канада), а с 2005 г. – Директором Института Золотого Сечения Академии Тринитаризма (Россия). Алексей Стахов благодарит Ивана Райляна, представителя РАЕН, который сыграл важную роль в знакомстве с Дарио Саласом Соммэром и его работами.
1. Чего не знает современная наука?
Ответ на этот вопрос содержится в статье Алексея Чуличкова «Чего не знает современная наука», выставленной на Интернете [13]. Воспроизведем здесь эти весьма интересные рассуждения c некоторыми сокращениями и добавлениями.
Как известно, каждая из областей науки дает только частное знание о той грани мира, которой она занимается. Физика дает знание только о физической реальности, биология — о биологической и т. п. Но помимо физических явлений в мире, где мы живем, существуют эмоции, чувства, мысли, есть еще и составляющая, связанная с глубоким внутренним индивидуальным опытом. Научная картина мира возникает не только из научных знаний — есть еще знания, которые накоплены в опыте поколений, закреплены в культуре, в моральных положениях религий, в сказках и мифах. По мере проникновения науки в глубины реальности, перед наукой все чаще возникает вопрос о границах применения научных законов. Так, квантовая физика, например, четко указывает, что на расстояниях меньших планковской длины (порядка 10–33 см) и на промежутках меньших планковского времени (порядка 10–44 с) ее законы неприменимы из-за слишком больших случайных изменений (так называемых квантовых флуктуаций) пространства. Эти масштабы чрезвычайно малы, но все-таки конечны. Точно так же есть пределы применимости и других наук. Что же находится за пределами этих границ, то есть, за пределами познанного?
1.1. Тайна рождения мира - одна из загадок, всегда волновавших пытливые умы. Вплоть до начала XX века считалось, что вопрос этот не относится к естествознанию. Среди ученых бытовало мнение о неизменности Вселенной, которое опиралось на представления античных натурфилософов, считавших, что мир существовал вечно, или на библейские легенды о сотворении мира таким, каким мы его видим сейчас. Это мнение было столь устойчиво, что первые результаты Пулковского астронома А. Фридмана, решившего уравнения Эйнштейна и обнаружившего теоретическую возможность сжатия или расширения Вселенной, некоторое время рассматривались как интересный математический курьез, не имевший физического смысла. Однако экспериментально обнаруженное Э. Хабблом в 20-х годах XX века разбегание галактик окончательно убедило ученых в том, что мы живем именно в расширяющейся Вселенной. А значит, когда-то давно Вселенная была не столь велика и имела столь малый размер, что для ее описания требовались законы микромира, то есть квантовые законы. А одно из положений квантовой физики гласит, что система не обладает определенными физическими характеристиками до тех пор, пока она не подвергнется процессу измерения, или, иными словами, взаимодействия с чем-то внешним по отношению к квантовому объекту. Возникает вопрос: с чем же взаимодействовала наша Вселенная «до начала времен»? Простая экстраполяция законов микромира позволяет говорить о «внешних» по отношению к ней силах, имя которым во всех религиозных системах — Бог. Оставляя в стороне правомочность такого подхода, обратим внимание на необходимость привлечения «ненаучных» рассуждений для создания целостной картины мира.
1.2. Тайна рождения и смерти — одна из самых манящих. Как первый раз родилось живое существо — тайна, отстоящая от нас на миллиарды лет. Но таинство рождения происходит постоянно — загадка возникновения живого организма из единой клетки-семени не разрешена до сих пор, несмотря на открытие структуры ДНК, расшифровку генетического кода и успехи в изучении механизмов наследственности. Один из вопросов касается развития эмбриона: по современным представлениям, клетка-зародыш делится на две одинаковые клетки, ничем не отличающиеся одна от другой, каждая из них вновь делится на две идентичные (кстати, представление о симметричном делении клетки опровергается современными исследованиями в биологии). Но в какой-то момент деления начинается дифференциация функций: одни клетки превращаются в нервную ткань, другие — в соединительную, третьи — в мышечную и т. п. Кто командует выбором дальнейшего пути, если начальные клетки одинаковы? Этот процесс настолько непонятен, что для объяснения его используют множество непривычных для нас гипотез, в частности — о существовании специальных «морфогенетических полей», внешних по отношению к клетке, дающих «невидимый каркас» будущего организма (опять идея Бога?).
1.3. Тайна генетического кода. Установление наукой ныне широко известного факта поразительной простоты основных принципов кодирования наследственной информации в живых организмах относится к числу важнейших открытий человечества. Эта простота заключается в том, что наследственная информация кодируется текстами из трехбуквенных слов - триплетов или кодонов, составленных на базе алфавита из четырех букв - азотистых оснований А (аденин), С (цитозин), G (гуанин), T (тимин). Данная система записи по существу едина для всего необозримого множества разнообразных живых организмов и называется генетическим кодом. Возникает вопрос: кто создал генетический код, который определяет программу развития живого организма? На этот вопрос современная наука не в состоянии ответить, то есть мы снова приходим к идее Бога или Всемирного Разума, который и причастен к созданию генетического кода.
1.4. Возникновение разума — следующий важный этап в развитии Вселенной и столь же сложный для объяснения современной наукой. Как же возникло это свойство материи — мыслить отвлеченными понятиями? Естествознание связывает это с развитием мозга, но об уровне понимания его устройства свидетельствует следующее высказывание академика РАН, научного руководителя Института мозга человека Н. П. Бехтеревой: «Всю свою жизнь я посвятила изучению самого совершенного органа — человеческого мозга. И пришла к выводу, что возникновение такого чуда невозможно без Творца».
1.5. «Теория физического вакуума» Геннадия Шипова. Исследования российского физика-теоретика доктора физико-математических наук Г.И. Шипова посвящены одному из самых сложных вопросов современной физики – теории физического вакуума. Уравнения теории физического вакуума позволяют выделить три мира, составляющих нашу реальность: грубоматериальный, тонкоматериальный и мир высшей реальности. В свою очередь, мир высшей реальности разделяется на три уровня: Абсолютное «Ничто», Первичный Вакуум и Вакуум. При этом центральную роль играет Абсолютное «Ничто». Шипов пишет [14]: “Единственным возможным объяснением обратного преобразования могут служить такие качества Абсолютного «Ничто», как Сверхсознание, обладающее Бесконечными Творческими Способностями. Абсолютное «Ничто» создает план первичного вакуума и план вакуума». Таким образом, впервые в современной физической науке в теорию введена идея «Творца», роль которого играет Абсолютное «Ничто», создающее план первичного вакуума и вакуума.
1.6. «Космическое религиозное чувство» Альберта Эйнштейна, Макса Планка и Владимира Вернадского. К сожалению, представителям современной «материалистической» науки никак не удается сдержать проникновение идеи «Творца» в современную науку. Известный российский физик-теоретик проф. Ю. С. Владимиров, руководитель семинара «Физика и духовная культура» на физическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова, является приверженцем сближения научного и религиозного мировоззрений. По его представлениям, наука — созидатель познанного, но есть еще и непознанное. Роль религии — в дополнении познанного до целостного. А целостная картина мира позволяет нам жить и действовать в нашем сложном мире, где возникает масса проблем, для разрешения которых научного знания подчас недостаточно.
Говоря о сближении религиозного и научного мировоззрений, необходимо отметить особенность отношения к религии многих известных ученых, включая Альберта Эйнштейна, Макса Планка и Владимира Вернадского. Главное в религиозности этих ученых - это переживание единства человека с природой, Космосом вообще, единства с живой природой в особенности, чувство космичности жизни и разума, гармонии мира и т. п., то, что А. Эйнштейн однажды назвал "космическим религиозным чувством", свойственным, по его мнению, многим "серьезным ученым". Хорошо известны высказывания Эйнштейна по этому поводу:
"В наш материалистический век серьезными учеными могут быть только глубоко религиозные люди. Я не могу найти слова лучше, чем религия, для обозначения веры в рациональную природу реальности".
Что же имеет в виду Эйнштейн в этом высказывании? Хорошо известно, что на телеграмму «Верите ли Вы в Бога?» Эйнштейн ответил:
"Я верю в Бога Спинозы, который проявляет себя в упорядоченной гармонии сущего, но не в Бога, который интересуется судьбами и поступками человеческих существ".
То есть, в этом высказывании речь идет о вере в Гармонию Мира и Космический Разум, что соответствовало «космическому религиозному чувству» Эйнштейна. Этим же «космическим религиозным чувством» были наделены Владимир Вернадский и французский теолог и философ Пьер Тейяр де Шарден, что и привело их к «Учению о ноосфере».
В этой связи уместно также упомянуть о лекции «Религия и естествознание» [15], прочитанной Максом Планком в мае 1937 года в Дерптском (Тартуском) университете. Анализируя взаимосвязь Религии и Естествознания, Планк заключает:
«Куда ни кинь взгляд, мы никогда не встретим противоречия между религией и естествознанием, а, напротив, обнаруживаем полное согласие как раз в решающих моментах. Религия и естествознание не исключают друг друга, как кое-кто ныне думает или опасается, а дополняют и обуславливают друг друга. Самым непосредственным доказательством совместимости религии и естествознания, даже при самом критическом взгляде на вещи, вероятно, является тот исторический факт, что глубокой религиозностью были проникнуты как раз самые великие естествоиспытатели всех времен — Кеплер, Ньютон, Лейбниц. К началу нашей культурной эпохи занятия естественными науками и религией находились в одних и тех же руках. Старейшей прикладной естественной наукой — медициной — занимались жрецы, а местом проведения научных исследований в средние века были главным образом монашеские кельи. Позже, по мере детализации и разветвления культуры, пути науки и религии стали постепенно все более расходиться в соответствии с различием задач, которым они служат. Ибо насколько знания и умения нельзя заменить мировоззренческими убеждениями, настолько же нельзя выработать правильное отношение к нравственным проблемам на основе чисто рационального познания. Однако оба эти пути не расходятся, а идут параллельно, встречаясь в бесконечности у одной и той же цели».
Джеральд Шройдер, физик-ядерщик и биолог, один из современных учёных - сторонников творения, пишет в своей книге “Скрытое Лицо Бога” [16]:
«Единое сознание, универсальная мудрость, пронизывает всю вселенную. Открытия науки, изучающие квантовый характер податомной материи, приблизили нас к краю потрясающей реализации: все сущее – выражение этой мудрости. В лабораториях мы испытываем это как информацию, которая поначалу физически сформулировалась как энергия и затем уплотнилась в форму материи. Каждая частица, каждое существо, от атома до человека, представляется уровнем информации, мудрости. Научное исследование функционирования клетки и податомной частицы материи бесспорно доказывает факт: жизнь и вселенная были созданы из ничего в соответствии с желанием реальности, обладающей непревзойдённым разумом и мудростью».
Возвращаясь назад к истокам науки, начиная с Эйнштейна и Планка, мы приходим к заключению, что «космическим религиозным чувством» были наделены великие ученые Ньютон, Лейбниц и Иоганн Кеплер, а в античную эпоху - Пифагор, Аристотель и Платон. Идея рационального устройства мироздания лежит в основе Пифагорейского учения о числовой гармонии мироздания и Космологии Платона.
Возникает вопрос, из какого источника древние греки позаимствовали эту идею? Ответ однозначный: эти идеи восходят к герметической философии, которая была создана в Древнем Египте и которая стала «матерью всех наук и религий».
Обсуждения Золотая Герметическая Философия