Нас ждут очень тяжелые времена. В чем-то даже катастрофичные. Нет, я не думаю, что грядут события подобные, показанным в фильме-катастрофе «2012». Вероятность этого не так велика. А вот вероятность того, что катастрофа в самом ближайшем будущем может произойти с мировыми финансами и приведет уже к экономическим и политическим потрясениям планетарного масштаба, значительно более высока.
Обсуждениями подобного «развития сценария» полон Интернет. Ждут чуть ли не «нового средневековья». Исчезнет доллар – главное связующее звено разделенного по ролям мира (состоящего уже далеко не из самодостаточных частей), замечательный инструмент неоколониализма, инструмент «добровольного» перераспределения ресурсов от бедных к богатым. Ослабнет хватка «большого брата».
А значит, в скором времени нам придется забыть о «политкорректных и добрых» временах. Соответственно, уже сейчас нужно очень напряженно к ним готовиться. А это означает – необходимо лихорадочно приводить в порядок все системы жизнеобеспечения страны. Все, и в первую очередь – систему управления, без которой невозможно эффективно использовать даже то немногое, что пусть и в удручающем состоянии, но имеется.
Я не буду спорить о возможности выхода из глобальной катастрофы с имеющейся системой управления. Мне, да и очень многим, таким как я, и лучшим, чем я в это не очень верится. Не верится и в то, что нынешняя власть сможет подготовить антикризисное высокоэффективное управление. Нет, конечно, там люди далеко не глупые и что-то уже наверняка делают. Только уж очень им мешает их мировоззрение и миропонимание для принятия и осуществления крайне необходимых в данной ситуации решений.
А значит, уже сейчас готовиться к этим очень непростым решениям и действиям нужно нам, простым гражданам России. Может быть, когда-нибудь и наши услуги станут востребованы.
Итак, каким же должно быть будущее управление страной?
Первое, что сразу же приходит в голову – все управление должно быть единой слаженной, умной, живой и гармоничной системой.
Вот с этих позиций и предлагаю рассмотреть хотя бы в общих чертах действующие институты управления. И соответственно, либо согласиться с их существованием, пусть и в обновленном виде, либо попробовать подыскать им замену.
Подробно глобальный уровень управления в небольшой статье рассматривать не буду, да и системы управления других стран тоже.
А для начала нам просто необходимо решить один из основных вопросов власти - нужны ли обществу профессиональные управленцы или достаточно успешными правителями могут быть кухарки и киноактеры?
Сдается мне, что в этом случае Владимир Ильич был все-таки не прав. И в подтверждение этого вывода простая человеческая логика - мозг всегда протестует от возможности в случае чего лечь под нож пусть даже лучшего в мире певца, избранного самым демократичным путем на должность хирурга. И никогда не возникают сомнения в том, что и управлять даже автобусом должен не просто профессионал, а очень опытный профессионал. А ведь управление государством дело многократно более сложное и ответственное. По этому поводу, правда, есть мнение, что политик может и не быть профессионалом, а специалистами должны быть люди, готовящие и исполняющие законы. Но, исходя из нашего опыта, мы знаем то, что очень многое зависит именно от первого лица. Если только это действительно первые лица. Как же могут нормально существовать даже развитые страны Запада с непрофессионалами во главе? Вывод может быть только один - в действительности руководят не избранные «демократическим» путем лица, а правящие кланы за ними. Именно они обеспечивают и преемственность власти, без которой, при системе заявляющей постоянную ее смену, она будет обязательно принадлежать рынку, и работать только на себя, тем самым, постепенно уничтожая и себя, и управляемых тоже. Хотя… А могут ли даже ряд известных наследственных кланов с виду часто занимающихся просто «прожиганием жизни», а на самом деле принимающих самое непосредственное участие в мировых процессах, обеспечить ответственное управление свободное от узкоклановых интересов, направленное на долгосрочные перспективы развития общества? В некоторых случаях – да. Но в долгосрочной перспективе – как раз нет. И этот прекрасный поучительный пример мы сейчас и имеем перед собой в виде глобального системного кризиса всего мироустройства, как раз и «сотканного» из узкоклановых эгоистичных интересов.
А так как тоталитаризм нам сейчас уж точно не нравится, то, при всем «богатстве выбора» у нас ничего не остается, как нормальной системой управления, опять же, как не дико это звучит в наше время, признать самодержавие. Конечно, с демократическими элементами в нем. И есть уже довольно большой список утверждений того, почему именно такая форма правления наиболее предпочтительна. Я не буду приводить их все – при желании их легко можно найти, а приведу только несколько. «Православным народам психологически характерно особое отношение к свободе национальной и государственной в силу того, что таким общественным институтам, как государство, отводится первейшее место в системе национальной безопасности. Именно поэтому государственно-властная традиция всегда ассоциировалась в православной цивилизации с мощной авторитарной системой власти, персонифицированному выразителю (Великому князю, Царю или Императору) которой «все возможно». Свобода властного действия во имя общего блага является традиционным православным взглядом на государственную власть. Одна она способна выводить государство из внутренней стагнации, проводя глубокие реформы общества». Да и не может народ контролировать свою «элиту», или как сегодня модно о ней говорить – «наемных менеджеров» – просто нет у него для этого необходимых инструментов. Элиту всегда контролировала только вышестоящая элита. Кстати, извечная русская мечта о добром с народом и строгом с боярами, справедливом, мудром, готовом положить голову свою за народ свой царе-отце Отечества очень перекликается и с восточным идеалом правителя, который сам должен стать близким к идеалу и народ свой привести к нему.
Кроме того, особенно в свете строительства новой страны, я не верю в то, что весь государственный организм сам собой выстроится в правильную систему, как не верю и в то, что большинством голосов можно выбрать истину. Может такое и где-то бывает, но только не у нас. В России он всегда выстраивался только сверху вниз. И, ведь, действительно чудесная вероятность, хотя и достаточно малая, того, что на самой вершине общественной пирамиды появится, близкий к идеалу правитель, все же есть. А вот, шансов на то, что подножье пирамиды выстроится само собой в идеальную структуру без управляющего воздействия сверху, уж точно нет.
Итак, велика вероятность того, что нас ждет самодержавие. Но не наследственное, а выборное. Но выборное не в том смысле, что глава будет как сейчас избираться прямым тайным голосованием граждан страны, достигших 18 лет. Когда голос доктора философии приравнивается к голосу открытого для разного рода манипуляций спившегося человека без определенного места жительства. Нет. Он должен избираться довольно узким кругом лиц не только прекрасно понимающих, какими личностными, профессиональными, да и физическими качествами должно обладать лицо, претендующее на высший государственный пост, но и умеющих достаточно хорошо читать «знамения Небес». И от которых никакими ухищрениями невозможно добиться неправильного и неправедного выбора.
Из кого же должен формироваться этот узкий круг (по аналогии с США) выборцев? И насколько он должен быть велик? А ответ в этом случае, "при всем богатстве выбора" может быть только один - выборцы эти, безусловно, должны быть людьми верующими. Не обязательно православными. И не просто верующими в том смысле, в котором понимают это около 80% россиян. А, без всякого сомнения, ЗНАЮЩИМИ, что Он есть, что Он видит не только каждый поступок наш, но и мысли наши, что любит нас и послал в мир этот для того, чтобы стали лучше и приблизились к нему. Но и этого мало. Еще они должны быть и ясно понимающими современную действительность мудрецами.
Но таких людей очень и очень немного. Да их никогда и не было много. А значит, их нужно будет напряженно искать и не только в нашей стране. Причем, найти их еще и не самое тяжелое. Труднее всего будет уговорить их помогать на регулярной основе без чего невозможно строительство всей конструкции новой власти. Ведь они крайне необходимы не только для поиска и воспитания будущего правителя, но, что не менее важно, и для создания будущего ближайшего окружения Его. А еще они нужны для формирования целой системы кадровых комиссий страны. Ибо ленинский принцип «кадры решают все», несмотря на забвение самого Ленина, никто еще не отменял. По этому поводу имеются ряд интересных идей. Вот, например, одна из них. "При поиске и отборе кадров, наряду с решениями комиссий применяются новейшие русские методы полускрытого психологического тестирования (например, разработки школы Игоря Смирнова, превосходящие по эффективности американский “детектор лжи”), позволяющие выявить действительно преданных делу людей, разоблачить иностранных агентов, лжецов и лицемеров, засечь вовлеченных в крупное воровство. Методы такого зондажа не заменяют работы ВКК (Всероссийской кадровой комиссии), но дополняют ее, помогая максимально исключить субъективизм и вмешательство кланово-родственных интересов. Эти же методы психологического контроля пригодятся в регулярных проверках чиновников на лояльность и неучастие в схемах хищений. Целесообразно развернуть при ВКК систему учебных заведений для подготовки кадров управляющих из числа молодежи и проявивших себя научно-инженерных и военных кадров. (Это должны быть не нынешние устаревшие Академия госслужбы и ей подобные “фабрики по производству дипломов”, а гибкие центры подготовки элиты, применяющие передовые методы обучения, воспитания и раскрытия потенциала личности, работающие по принципу вовлечения учеников в реальное дело на этапе учебы и по методике “мастер–ученик”)». Я бы добавил сюда еще и обязательное духовное образование.
А еще эти «выборцы» могут стать и основой новой цементирующей общество, как по вертикали, так и по горизонтали, организации, которая в чем-то заменит партии. Это будет что-то вроде Ордена - масонской ложи на ранних этапах своего развития, когда их членами становились люди с довольно высокими нравственными, личностными и профессиональными качествами. Или, ближе всего – даосы. Ведь масоны в основном служили и служат себе, а «даосы, если они китайцы — только Китаю. И ещё Истине. Даосские мудрецы нередко были по своим взглядам теми, кого сейчас называют «коммунистами» — сторонниками справедливого общества с равенством возможностей, контролируемым государством-общиной, с распределением, планированием и добровольным отказом граждан от бесконтрольного потребления. Есть древнее даосское пророчество, согласно которому «лишь когда все люди будут жить в одной большой семье, то дети и отцы будут совершенно счастливы»».
И выборы в этой новой системе должны быть особые. По принципу – сначала кропотливый поиск, отбор. Потом обучение. С постоянным анализом промежуточных итогов обучающихся. И только затем сам «выбор» - распределение избранных по сферам деятельности и ступенькам управленческой лестницы. А если быть точнее – ступенькам управленческих лестниц. А это предполагает наличие очень сложной системы даже не с двойным, а с тройным запасом прочности, и не может быть осуществимо без большого отвлечения человеческих ресурсов от производственной деятельности. А значит, нам никуда не деться и от строительства высокотехнологичной инновационной экономики малозатратной с точки зрения человеческих ресурсов. Другого не дано.
И слово «элита», наконец, должно опять стать словом с большой буквы. И Элита должна быть служивой и заслуженной, всей своей жизнью и служением доказавшей свое право таковой являться. И представителем Ее должно быть делом почетным, но и достаточно тяжелым и опасным, чтобы ни у кого не вызывало сомнения нахождение Ее у власти. А у граждан находящихся на нижней ступени человеческого развития, кроме того, еще и никогда не появлялось и малейшего желания стать представителем Ее.
Кстати, свои довольно эффективные системы подготовки высшего элитарного слоя уже довольно давно существует в целом ряде развитых стран.
«В США уже почти сто лет функционирует «Совет по внешней политике». Создан и назван так он был именно потому, что нужно было заставить элиту США перестать думать о своем вонючем бизнесе, а прейти к мышлению о мировом лидерстве! Это школа, академия власти, через которую прошла вся элита США. Когда Де Голль начал восстановление послевоенной Франции, он создал вертикаль власти, но укомплектовал власть выпускниками созданной им же Национальной Школы Администрации. Это не аналог Академии Государственной Службы в России или Высшей Партийной школы в СССР. Если уж искать аналоги (а подобные учреждения есть в Италии, Англии, Германии, Японии и проч.), то скорее можно сказать о масонской ложе или клубе. Что здесь есть? А) свои ритуалы, иногда экзотические, Б) своя иерархия, не совпадающая с официальной, В) неформальное общение, Г) высшая степень элитарности, недосягаемости, невозможность «купить» диплом или попасть «по блату». Никого даже и обязывать не надо посещать занятия, семинары и лекции в этом закрытом клубе. Все сами стремятся туда попасть и мечтают об этом. Достаточно пару раз появиться президенту. Заседания могут проходить раз-два в месяц, каждый раз, после обязательного ритуала, заслушивается лекция какого-либо эксперта, идет обсуждение, потом неформальное общение. Постепенно все начнут говорить на одном языке, понимать суть государственной политики, станут командой единомышленников».
А вообще-то лучше всего изменить всю систему современной профориентации предполагающей полную и, зачастую, безосновательную свободу семей, несмотря на реальные способности и наклонности своего «чада», в выборе места учебы. Ведь, несомненно, новой стране просто необходимо стремиться к тому, чтобы каждый ее гражданин имел возможность найти именно свое место в жизни то, для которого он был создан, наиболее подходящее для его личностного и духовного уровня и роста. А так как не приходиться надеяться на то, что он сам или его близкие смогут достаточно точно определить это его место в огромном общественном организме и, мало того, обеспечить его приход туда с необходимой профессиональной подготовкой – нужно опять же создать отдельную систему, расставляющую всех по своим местам. Прекрасно понимаю, что из-за сложности технической реализации эта идея почти утопична, тем не менее, решать ее рано или поздно кому-то будет нужно, это точно. Лучше, конечно, раньше, и лучше нам, ибо в случае ее хотя бы частичной реализации, та страна, в которой это произойдет в достаточном масштабе, получит неоспоримые преимущества.
Да и систему высшего и послевузовского образования необходимо менять. Но сначала нужно возвратить туда совершенно неизбежные стимулы для преподавательской деятельности, что должно привлечь к этой важнейшей в деле строительства нового государства профессии молодых и талантливых. А все это, опять же, снова уменьшает человеческую производственную базу. Так, что нам снова придется терпеть некоторые неудобства связанные с грандиозным уменьшением числа торговых точек и предприятий.
Кстати, а нужна ли новой стране двухпартийная система? Большой вопрос. Когда-то, во времена Советского Союза я думал, что – да. Но, скорее всего, ошибался. Почему? Думаю, что старая библейская формула о том, что бывает с семьей, разделенной самой в себе, к этой ситуации имеет самое непосредственное отношение. У живого нормального организма не может быть две головы. Во-первых, задергают они любой организм своими противоречивыми командами и популистскими решениям во время борьбы за лидерство. Во вторых, обязательно будут отвлекать на себя дополнительные ресурсы. Но главное – неизбежно будут временными управляющими. Да и просто, не удобно это все как-то.
Только ради Бога не подумайте, что ратую я за однопартийную систему. Нормальной однопартийной системы не может быть тоже в принципе, как и не может быть совершенно одинаковых взглядов у всех. А вот наиболее общие стержневые идеологические принципы как раз должны разделяться большинством населения страны.
Но, что же заменит партийную систему? А ведь это должны быть массовые работоспособные организации. И здесь никуда не деться, как возрождать и выводить на новый уровень профессиональные союзы, что в свое время, кстати, делал и Гитлер, и Рузвельт. Только и в них в обязательном порядке нужно задействовать систему избрания на высшие административные посты лучших, да и все время по-отечески присматривать за ними.
Три, в идеале, независимые уравновешивающие друг друга ветви власти также не являются для нас идеальной формой правления по многим причинам. Я назову только две. Во-первых, в нашей стране этот «триумвират» нормальным не получался никогда. Верховная административная власть практически всегда двум остальным своим «сестрам» отводила сплошь вспомогательные роли. А если и бывали довольно короткие периоды в нашей истории, когда законодательная власть все-таки выходила на самостоятельные роли – ничем хорошим для государства это никогда не заканчивалось. Это, во-вторых. И в то, что получалось это только из-за «козней» отдельных недобросовестных исполнителей, а сама-то идея была правильной – верится с трудом. Да и старая русская пословица: «у семи нянек – дитя без глаза» к этой ситуации, мне кажется, подходит наилучшим образом.
Так что принцип построения законодательного органа должен быть другим. Первый уровень высшей законодательной власти (уже, правда, не самостоятельной ветви власти де-юре, а неотъемлемой и совершенно необходимой части административной вертикали) должен строиться из профессиональных юристов и лучших представителей различных отраслей в отставке (вполне возможно и временной). А второй круг – из специалистов высочайшей категории обладающих обширными, и уже синтетическими знаниями, позволяющими, при выработке законов соблюсти крайне необходимый баланс между всеми сторонами жизнедеятельности сложнейшего общественного организма. А на местах так и просятся к созданию институты народных защитников, подобные древнеримским трибунам обладающих правом вето на любые решения органов власти (его впоследствии можно было отменить только решением суда).
Полностью приведу и очень понравившиеся высказанные А. Ходовым несколько идей по элите страны и организации системы власти.
«Что касается самой системы Службы, то в основу ее должен быть положен принцип, что право на участие в государственном управлении надо еще заслужить. То есть человек должен недвусмысленно показать, что проблемы общества ему небезразличны, что он способен чем-то пожертвовать ради общего блага. Думаю, что на первом этапе двух-трех лет ДОБРОВОЛЬНОЙ военной или гражданской службы «куда Родина пошлет» вполне для этого хватит. А пошлет их Родина туда, где трудно и опасно. Таких мест в России всегда хватает. Заодно на этой службе люди прослушают «краткие курсы» по теории государственного управления, некоторым другим полезным вещам и сдадут соответствующие экзамены. Только пройдя этот этап службы, человек получает политические права: право избирать и быть избранным, право поступать в привилегированные учебные заведения, право занимать должности в государственном аппарате и так далее. Следующий этап - система привилегированных учебных заведений, военных и гражданских. Какие там должны быть порядки и нагрузка Вы уже, наверное, догадались: порядки казарменные, дисциплина палочная, нагрузка высокая. Понятно, что как в мире повелось, по факту сложатся просто элитные, очень элитные и уж совсем элитные заведения. Непотизма в принципе не избежать, да не стоит и пытаться. При правильном подходе к делу его можно сделать даже полезным. Возможность отдать своего ребенка в САМОЕ элитное учебное заведение тоже должна быть привилегией или наградой. Задача ведь не в том, чтобы любой ценой преградить «генеральским сынкам» дорогу к лампасам. Но получать их должны лучшие из генеральских сынков, хорошо выдрессированные и подготовленные. То есть система элитарного образования должна отсекать явных лодырей и разгильдяев, а остальных хорошенько закалять, прививать им соревновательный и корпоративный дух, даже некоторую кастовость (в хорошем понимании этого слова), а так же понимание долга и чести. Ясно, что без диплома элитарного ВУЗа получить мало-мальски высокий пост в государственном аппарате будет очень проблематично. Что касается формирования иерархической вертикали вообще, то она делится на военную и гражданскую. С военной составляющей все более-менее ясно, отработано и особых новшеств вводить не придется. Понятно, что следует хорошенько следить за тем, чтобы соответствующие цензы выслуживали все, включая и сыновей маршалов. Но это даже в Советской армии (в ее лучшие времена) выполнялось. А вот с гражданской службой придется поработать. Гражданский чиновник (как и военный) должен служить не там где ему нравится, а там, куда его пошлют. Постоянная ротация кадров - само собой разумеется. В том же Китае чиновников старались не держать на одном месте больше трех лет, плюс к тому принципиально не назначали в «родные места». Сталин, кстати, поступал аналогично. Должности глав администраций поселков, районов, городов, губернаторов и тому подобное должны быть выборными. Но выборы эти отнюдь не всеобщие, не равные и не прямые. Во-первых, голосуют не все, а только заслужившие это право. Во-вторых, выбираются не конкретные лица, а несколько претендентов на определенный пост. После чего для этих самых претендентов организуются экзамены по отработанной в Поднебесной схеме, под патронажем верховной власти. Набравший максимальные баллы и назначается на пост... Очевидно, что Элита должна быть открытым сословием управленцев – профессионалов, которых нужно воспитать и проэкзаменовать. Военных или гражданских – без разницы. Экзамены – не панацея от ошибок, просто они уменьшают их количество».
А в заключение. Все эти проекты и мысли будут пустой «писаниной», если не произойдет чуда, в которое, кстати, с давних времен искренне верил целый ряд пророков и старцев, и которое может произойти только в результате счастливого стечения мировых обстоятельств, напряжения всех сил, направленных на возрождение страны и, конечно, с Господней помощью.
Отец наш небесный!
Спаси и сохрани страну мою и народ мой,
помоги, пожалуйста, встать с колен ему и освободиться,
и создать общество и государство на принципах твоих!
Укутай Духом его своим святым и поведи к спасению,
и прости долги его вольные и невольные,
и создай ситуацию, в которой возможно спасение это!
И объедини вокруг духа и слова твоего патриотов земли Русской,
и укажи им узкий путь, ведущий в жизнь страну мою!
И дай, пожалуйста, народу моему поводыря – царя мудрого,
очень сильного, любящего, с железной волей,
пламенным сердцем и гениальным разумом,
того, кто выведет мою страну из ямы этой
и приведет ее к спасению – к тебе, Отец наш небесный.
Аминь!
А значит, в скором времени нам придется забыть о «политкорректных и добрых» временах. Соответственно, уже сейчас нужно очень напряженно к ним готовиться. А это означает – необходимо лихорадочно приводить в порядок все системы жизнеобеспечения страны. Все, и в первую очередь – систему управления, без которой невозможно эффективно использовать даже то немногое, что пусть и в удручающем состоянии, но имеется.
Я не буду спорить о возможности выхода из глобальной катастрофы с имеющейся системой управления. Мне, да и очень многим, таким как я, и лучшим, чем я в это не очень верится. Не верится и в то, что нынешняя власть сможет подготовить антикризисное высокоэффективное управление. Нет, конечно, там люди далеко не глупые и что-то уже наверняка делают. Только уж очень им мешает их мировоззрение и миропонимание для принятия и осуществления крайне необходимых в данной ситуации решений.
А значит, уже сейчас готовиться к этим очень непростым решениям и действиям нужно нам, простым гражданам России. Может быть, когда-нибудь и наши услуги станут востребованы.
Итак, каким же должно быть будущее управление страной?
Первое, что сразу же приходит в голову – все управление должно быть единой слаженной, умной, живой и гармоничной системой.
Вот с этих позиций и предлагаю рассмотреть хотя бы в общих чертах действующие институты управления. И соответственно, либо согласиться с их существованием, пусть и в обновленном виде, либо попробовать подыскать им замену.
Подробно глобальный уровень управления в небольшой статье рассматривать не буду, да и системы управления других стран тоже.
А для начала нам просто необходимо решить один из основных вопросов власти - нужны ли обществу профессиональные управленцы или достаточно успешными правителями могут быть кухарки и киноактеры?
Сдается мне, что в этом случае Владимир Ильич был все-таки не прав. И в подтверждение этого вывода простая человеческая логика - мозг всегда протестует от возможности в случае чего лечь под нож пусть даже лучшего в мире певца, избранного самым демократичным путем на должность хирурга. И никогда не возникают сомнения в том, что и управлять даже автобусом должен не просто профессионал, а очень опытный профессионал. А ведь управление государством дело многократно более сложное и ответственное. По этому поводу, правда, есть мнение, что политик может и не быть профессионалом, а специалистами должны быть люди, готовящие и исполняющие законы. Но, исходя из нашего опыта, мы знаем то, что очень многое зависит именно от первого лица. Если только это действительно первые лица. Как же могут нормально существовать даже развитые страны Запада с непрофессионалами во главе? Вывод может быть только один - в действительности руководят не избранные «демократическим» путем лица, а правящие кланы за ними. Именно они обеспечивают и преемственность власти, без которой, при системе заявляющей постоянную ее смену, она будет обязательно принадлежать рынку, и работать только на себя, тем самым, постепенно уничтожая и себя, и управляемых тоже. Хотя… А могут ли даже ряд известных наследственных кланов с виду часто занимающихся просто «прожиганием жизни», а на самом деле принимающих самое непосредственное участие в мировых процессах, обеспечить ответственное управление свободное от узкоклановых интересов, направленное на долгосрочные перспективы развития общества? В некоторых случаях – да. Но в долгосрочной перспективе – как раз нет. И этот прекрасный поучительный пример мы сейчас и имеем перед собой в виде глобального системного кризиса всего мироустройства, как раз и «сотканного» из узкоклановых эгоистичных интересов.
А так как тоталитаризм нам сейчас уж точно не нравится, то, при всем «богатстве выбора» у нас ничего не остается, как нормальной системой управления, опять же, как не дико это звучит в наше время, признать самодержавие. Конечно, с демократическими элементами в нем. И есть уже довольно большой список утверждений того, почему именно такая форма правления наиболее предпочтительна. Я не буду приводить их все – при желании их легко можно найти, а приведу только несколько. «Православным народам психологически характерно особое отношение к свободе национальной и государственной в силу того, что таким общественным институтам, как государство, отводится первейшее место в системе национальной безопасности. Именно поэтому государственно-властная традиция всегда ассоциировалась в православной цивилизации с мощной авторитарной системой власти, персонифицированному выразителю (Великому князю, Царю или Императору) которой «все возможно». Свобода властного действия во имя общего блага является традиционным православным взглядом на государственную власть. Одна она способна выводить государство из внутренней стагнации, проводя глубокие реформы общества». Да и не может народ контролировать свою «элиту», или как сегодня модно о ней говорить – «наемных менеджеров» – просто нет у него для этого необходимых инструментов. Элиту всегда контролировала только вышестоящая элита. Кстати, извечная русская мечта о добром с народом и строгом с боярами, справедливом, мудром, готовом положить голову свою за народ свой царе-отце Отечества очень перекликается и с восточным идеалом правителя, который сам должен стать близким к идеалу и народ свой привести к нему.
Кроме того, особенно в свете строительства новой страны, я не верю в то, что весь государственный организм сам собой выстроится в правильную систему, как не верю и в то, что большинством голосов можно выбрать истину. Может такое и где-то бывает, но только не у нас. В России он всегда выстраивался только сверху вниз. И, ведь, действительно чудесная вероятность, хотя и достаточно малая, того, что на самой вершине общественной пирамиды появится, близкий к идеалу правитель, все же есть. А вот, шансов на то, что подножье пирамиды выстроится само собой в идеальную структуру без управляющего воздействия сверху, уж точно нет.
Итак, велика вероятность того, что нас ждет самодержавие. Но не наследственное, а выборное. Но выборное не в том смысле, что глава будет как сейчас избираться прямым тайным голосованием граждан страны, достигших 18 лет. Когда голос доктора философии приравнивается к голосу открытого для разного рода манипуляций спившегося человека без определенного места жительства. Нет. Он должен избираться довольно узким кругом лиц не только прекрасно понимающих, какими личностными, профессиональными, да и физическими качествами должно обладать лицо, претендующее на высший государственный пост, но и умеющих достаточно хорошо читать «знамения Небес». И от которых никакими ухищрениями невозможно добиться неправильного и неправедного выбора.
Из кого же должен формироваться этот узкий круг (по аналогии с США) выборцев? И насколько он должен быть велик? А ответ в этом случае, "при всем богатстве выбора" может быть только один - выборцы эти, безусловно, должны быть людьми верующими. Не обязательно православными. И не просто верующими в том смысле, в котором понимают это около 80% россиян. А, без всякого сомнения, ЗНАЮЩИМИ, что Он есть, что Он видит не только каждый поступок наш, но и мысли наши, что любит нас и послал в мир этот для того, чтобы стали лучше и приблизились к нему. Но и этого мало. Еще они должны быть и ясно понимающими современную действительность мудрецами.
Но таких людей очень и очень немного. Да их никогда и не было много. А значит, их нужно будет напряженно искать и не только в нашей стране. Причем, найти их еще и не самое тяжелое. Труднее всего будет уговорить их помогать на регулярной основе без чего невозможно строительство всей конструкции новой власти. Ведь они крайне необходимы не только для поиска и воспитания будущего правителя, но, что не менее важно, и для создания будущего ближайшего окружения Его. А еще они нужны для формирования целой системы кадровых комиссий страны. Ибо ленинский принцип «кадры решают все», несмотря на забвение самого Ленина, никто еще не отменял. По этому поводу имеются ряд интересных идей. Вот, например, одна из них. "При поиске и отборе кадров, наряду с решениями комиссий применяются новейшие русские методы полускрытого психологического тестирования (например, разработки школы Игоря Смирнова, превосходящие по эффективности американский “детектор лжи”), позволяющие выявить действительно преданных делу людей, разоблачить иностранных агентов, лжецов и лицемеров, засечь вовлеченных в крупное воровство. Методы такого зондажа не заменяют работы ВКК (Всероссийской кадровой комиссии), но дополняют ее, помогая максимально исключить субъективизм и вмешательство кланово-родственных интересов. Эти же методы психологического контроля пригодятся в регулярных проверках чиновников на лояльность и неучастие в схемах хищений. Целесообразно развернуть при ВКК систему учебных заведений для подготовки кадров управляющих из числа молодежи и проявивших себя научно-инженерных и военных кадров. (Это должны быть не нынешние устаревшие Академия госслужбы и ей подобные “фабрики по производству дипломов”, а гибкие центры подготовки элиты, применяющие передовые методы обучения, воспитания и раскрытия потенциала личности, работающие по принципу вовлечения учеников в реальное дело на этапе учебы и по методике “мастер–ученик”)». Я бы добавил сюда еще и обязательное духовное образование.
А еще эти «выборцы» могут стать и основой новой цементирующей общество, как по вертикали, так и по горизонтали, организации, которая в чем-то заменит партии. Это будет что-то вроде Ордена - масонской ложи на ранних этапах своего развития, когда их членами становились люди с довольно высокими нравственными, личностными и профессиональными качествами. Или, ближе всего – даосы. Ведь масоны в основном служили и служат себе, а «даосы, если они китайцы — только Китаю. И ещё Истине. Даосские мудрецы нередко были по своим взглядам теми, кого сейчас называют «коммунистами» — сторонниками справедливого общества с равенством возможностей, контролируемым государством-общиной, с распределением, планированием и добровольным отказом граждан от бесконтрольного потребления. Есть древнее даосское пророчество, согласно которому «лишь когда все люди будут жить в одной большой семье, то дети и отцы будут совершенно счастливы»».
И выборы в этой новой системе должны быть особые. По принципу – сначала кропотливый поиск, отбор. Потом обучение. С постоянным анализом промежуточных итогов обучающихся. И только затем сам «выбор» - распределение избранных по сферам деятельности и ступенькам управленческой лестницы. А если быть точнее – ступенькам управленческих лестниц. А это предполагает наличие очень сложной системы даже не с двойным, а с тройным запасом прочности, и не может быть осуществимо без большого отвлечения человеческих ресурсов от производственной деятельности. А значит, нам никуда не деться и от строительства высокотехнологичной инновационной экономики малозатратной с точки зрения человеческих ресурсов. Другого не дано.
И слово «элита», наконец, должно опять стать словом с большой буквы. И Элита должна быть служивой и заслуженной, всей своей жизнью и служением доказавшей свое право таковой являться. И представителем Ее должно быть делом почетным, но и достаточно тяжелым и опасным, чтобы ни у кого не вызывало сомнения нахождение Ее у власти. А у граждан находящихся на нижней ступени человеческого развития, кроме того, еще и никогда не появлялось и малейшего желания стать представителем Ее.
Кстати, свои довольно эффективные системы подготовки высшего элитарного слоя уже довольно давно существует в целом ряде развитых стран.
«В США уже почти сто лет функционирует «Совет по внешней политике». Создан и назван так он был именно потому, что нужно было заставить элиту США перестать думать о своем вонючем бизнесе, а прейти к мышлению о мировом лидерстве! Это школа, академия власти, через которую прошла вся элита США. Когда Де Голль начал восстановление послевоенной Франции, он создал вертикаль власти, но укомплектовал власть выпускниками созданной им же Национальной Школы Администрации. Это не аналог Академии Государственной Службы в России или Высшей Партийной школы в СССР. Если уж искать аналоги (а подобные учреждения есть в Италии, Англии, Германии, Японии и проч.), то скорее можно сказать о масонской ложе или клубе. Что здесь есть? А) свои ритуалы, иногда экзотические, Б) своя иерархия, не совпадающая с официальной, В) неформальное общение, Г) высшая степень элитарности, недосягаемости, невозможность «купить» диплом или попасть «по блату». Никого даже и обязывать не надо посещать занятия, семинары и лекции в этом закрытом клубе. Все сами стремятся туда попасть и мечтают об этом. Достаточно пару раз появиться президенту. Заседания могут проходить раз-два в месяц, каждый раз, после обязательного ритуала, заслушивается лекция какого-либо эксперта, идет обсуждение, потом неформальное общение. Постепенно все начнут говорить на одном языке, понимать суть государственной политики, станут командой единомышленников».
А вообще-то лучше всего изменить всю систему современной профориентации предполагающей полную и, зачастую, безосновательную свободу семей, несмотря на реальные способности и наклонности своего «чада», в выборе места учебы. Ведь, несомненно, новой стране просто необходимо стремиться к тому, чтобы каждый ее гражданин имел возможность найти именно свое место в жизни то, для которого он был создан, наиболее подходящее для его личностного и духовного уровня и роста. А так как не приходиться надеяться на то, что он сам или его близкие смогут достаточно точно определить это его место в огромном общественном организме и, мало того, обеспечить его приход туда с необходимой профессиональной подготовкой – нужно опять же создать отдельную систему, расставляющую всех по своим местам. Прекрасно понимаю, что из-за сложности технической реализации эта идея почти утопична, тем не менее, решать ее рано или поздно кому-то будет нужно, это точно. Лучше, конечно, раньше, и лучше нам, ибо в случае ее хотя бы частичной реализации, та страна, в которой это произойдет в достаточном масштабе, получит неоспоримые преимущества.
Да и систему высшего и послевузовского образования необходимо менять. Но сначала нужно возвратить туда совершенно неизбежные стимулы для преподавательской деятельности, что должно привлечь к этой важнейшей в деле строительства нового государства профессии молодых и талантливых. А все это, опять же, снова уменьшает человеческую производственную базу. Так, что нам снова придется терпеть некоторые неудобства связанные с грандиозным уменьшением числа торговых точек и предприятий.
Кстати, а нужна ли новой стране двухпартийная система? Большой вопрос. Когда-то, во времена Советского Союза я думал, что – да. Но, скорее всего, ошибался. Почему? Думаю, что старая библейская формула о том, что бывает с семьей, разделенной самой в себе, к этой ситуации имеет самое непосредственное отношение. У живого нормального организма не может быть две головы. Во-первых, задергают они любой организм своими противоречивыми командами и популистскими решениям во время борьбы за лидерство. Во вторых, обязательно будут отвлекать на себя дополнительные ресурсы. Но главное – неизбежно будут временными управляющими. Да и просто, не удобно это все как-то.
Только ради Бога не подумайте, что ратую я за однопартийную систему. Нормальной однопартийной системы не может быть тоже в принципе, как и не может быть совершенно одинаковых взглядов у всех. А вот наиболее общие стержневые идеологические принципы как раз должны разделяться большинством населения страны.
Но, что же заменит партийную систему? А ведь это должны быть массовые работоспособные организации. И здесь никуда не деться, как возрождать и выводить на новый уровень профессиональные союзы, что в свое время, кстати, делал и Гитлер, и Рузвельт. Только и в них в обязательном порядке нужно задействовать систему избрания на высшие административные посты лучших, да и все время по-отечески присматривать за ними.
Три, в идеале, независимые уравновешивающие друг друга ветви власти также не являются для нас идеальной формой правления по многим причинам. Я назову только две. Во-первых, в нашей стране этот «триумвират» нормальным не получался никогда. Верховная административная власть практически всегда двум остальным своим «сестрам» отводила сплошь вспомогательные роли. А если и бывали довольно короткие периоды в нашей истории, когда законодательная власть все-таки выходила на самостоятельные роли – ничем хорошим для государства это никогда не заканчивалось. Это, во-вторых. И в то, что получалось это только из-за «козней» отдельных недобросовестных исполнителей, а сама-то идея была правильной – верится с трудом. Да и старая русская пословица: «у семи нянек – дитя без глаза» к этой ситуации, мне кажется, подходит наилучшим образом.
Так что принцип построения законодательного органа должен быть другим. Первый уровень высшей законодательной власти (уже, правда, не самостоятельной ветви власти де-юре, а неотъемлемой и совершенно необходимой части административной вертикали) должен строиться из профессиональных юристов и лучших представителей различных отраслей в отставке (вполне возможно и временной). А второй круг – из специалистов высочайшей категории обладающих обширными, и уже синтетическими знаниями, позволяющими, при выработке законов соблюсти крайне необходимый баланс между всеми сторонами жизнедеятельности сложнейшего общественного организма. А на местах так и просятся к созданию институты народных защитников, подобные древнеримским трибунам обладающих правом вето на любые решения органов власти (его впоследствии можно было отменить только решением суда).
Полностью приведу и очень понравившиеся высказанные А. Ходовым несколько идей по элите страны и организации системы власти.
«Что касается самой системы Службы, то в основу ее должен быть положен принцип, что право на участие в государственном управлении надо еще заслужить. То есть человек должен недвусмысленно показать, что проблемы общества ему небезразличны, что он способен чем-то пожертвовать ради общего блага. Думаю, что на первом этапе двух-трех лет ДОБРОВОЛЬНОЙ военной или гражданской службы «куда Родина пошлет» вполне для этого хватит. А пошлет их Родина туда, где трудно и опасно. Таких мест в России всегда хватает. Заодно на этой службе люди прослушают «краткие курсы» по теории государственного управления, некоторым другим полезным вещам и сдадут соответствующие экзамены. Только пройдя этот этап службы, человек получает политические права: право избирать и быть избранным, право поступать в привилегированные учебные заведения, право занимать должности в государственном аппарате и так далее. Следующий этап - система привилегированных учебных заведений, военных и гражданских. Какие там должны быть порядки и нагрузка Вы уже, наверное, догадались: порядки казарменные, дисциплина палочная, нагрузка высокая. Понятно, что как в мире повелось, по факту сложатся просто элитные, очень элитные и уж совсем элитные заведения. Непотизма в принципе не избежать, да не стоит и пытаться. При правильном подходе к делу его можно сделать даже полезным. Возможность отдать своего ребенка в САМОЕ элитное учебное заведение тоже должна быть привилегией или наградой. Задача ведь не в том, чтобы любой ценой преградить «генеральским сынкам» дорогу к лампасам. Но получать их должны лучшие из генеральских сынков, хорошо выдрессированные и подготовленные. То есть система элитарного образования должна отсекать явных лодырей и разгильдяев, а остальных хорошенько закалять, прививать им соревновательный и корпоративный дух, даже некоторую кастовость (в хорошем понимании этого слова), а так же понимание долга и чести. Ясно, что без диплома элитарного ВУЗа получить мало-мальски высокий пост в государственном аппарате будет очень проблематично. Что касается формирования иерархической вертикали вообще, то она делится на военную и гражданскую. С военной составляющей все более-менее ясно, отработано и особых новшеств вводить не придется. Понятно, что следует хорошенько следить за тем, чтобы соответствующие цензы выслуживали все, включая и сыновей маршалов. Но это даже в Советской армии (в ее лучшие времена) выполнялось. А вот с гражданской службой придется поработать. Гражданский чиновник (как и военный) должен служить не там где ему нравится, а там, куда его пошлют. Постоянная ротация кадров - само собой разумеется. В том же Китае чиновников старались не держать на одном месте больше трех лет, плюс к тому принципиально не назначали в «родные места». Сталин, кстати, поступал аналогично. Должности глав администраций поселков, районов, городов, губернаторов и тому подобное должны быть выборными. Но выборы эти отнюдь не всеобщие, не равные и не прямые. Во-первых, голосуют не все, а только заслужившие это право. Во-вторых, выбираются не конкретные лица, а несколько претендентов на определенный пост. После чего для этих самых претендентов организуются экзамены по отработанной в Поднебесной схеме, под патронажем верховной власти. Набравший максимальные баллы и назначается на пост... Очевидно, что Элита должна быть открытым сословием управленцев – профессионалов, которых нужно воспитать и проэкзаменовать. Военных или гражданских – без разницы. Экзамены – не панацея от ошибок, просто они уменьшают их количество».
А в заключение. Все эти проекты и мысли будут пустой «писаниной», если не произойдет чуда, в которое, кстати, с давних времен искренне верил целый ряд пророков и старцев, и которое может произойти только в результате счастливого стечения мировых обстоятельств, напряжения всех сил, направленных на возрождение страны и, конечно, с Господней помощью.
Отец наш небесный!
Спаси и сохрани страну мою и народ мой,
помоги, пожалуйста, встать с колен ему и освободиться,
и создать общество и государство на принципах твоих!
Укутай Духом его своим святым и поведи к спасению,
и прости долги его вольные и невольные,
и создай ситуацию, в которой возможно спасение это!
И объедини вокруг духа и слова твоего патриотов земли Русской,
и укажи им узкий путь, ведущий в жизнь страну мою!
И дай, пожалуйста, народу моему поводыря – царя мудрого,
очень сильного, любящего, с железной волей,
пламенным сердцем и гениальным разумом,
того, кто выведет мою страну из ямы этой
и приведет ее к спасению – к тебе, Отец наш небесный.
Аминь!
Обсуждения Управление будущего