Марк Аврелий

Укрывшись от дождя в Пёстром Портике, мы были свидетелями драматических событий времён Нерона и Сенеки. Из способного впечатлительного мальчика выросло хитрое, лицемерное, актёрствующее чудовище, да и великий стоик - учитель нравственности, далеко не всегда был на высоте.
Марк Аврелий
Что ж, скажет наш современник, O, tempora! O, mores! - о времена, о нравы! Философ вынужден идти на компромисс, а император есть император, бывали и похуже.

Однако, случаются исключения из правила. Всадник с курчавой бородой, с мудрым и необычайно спокойным лицом, в царской одежде, застывший в бронзе рядом с портиком, в котором мы находимся, напоминает о том, что правитель государства и философ могут соединиться в одном лице.

Всадник этот - император Марк Аврелий, император-философ. В отличие от своих предшественников, он не притеснял гордых и нищих философов, не приговаривал их к смерти и вообще не вёл себя как медведь на воеводстве. В народе говорили, что если бы император Марк не родился вовремя, то весь римский мир развалился в едином падении. Войны полыхали по всему Востоку, часто случались землетрясения и наводнения, которые поглощали целые города. Свирепствовали эпидемии и саранча, короче говоря, и люди природа как будто сговорились, чтобы разрушить великую империю.

Но ни горе, ни радость народа, ни даже семейные неурядицы не отражались на лице императора. Оно было спокойно и всегда доброжелательно.

Марк Аврелий рано приобщился к государственным делам. Приятный в общении, он всегда проявлял твёрдость в продуманных решениях, умел, кстати, пошутить и всегда был готов выслушать советы приближённых, лишь бы они шли на пользу государству.

Частые отлучки из Рима по военным и другим государственным делам не позволяли ему регулярно присутствовать на заседаниях сената. Но, бывая на них, император никогда не уходил раньше, чем председательствующий консул закрывал очередное собрание сакраментальной фразой: ”Мы вас больше не задерживаем, отцы сенаторы”.

Перед тем, как брать деньги из казны, император обращался за разрешением к сенату, не любил тратить деньги на пустые праздники и не раз говорил, что в отличие от Нерона не допустит, чтобы во время его правления был казнён сенатор. К народу он обращался так, как это было принято в свободном государстве, проявлял такт во всех случаях, когда нужно было либо удержать людей от зла, либо побудить их к добру, богато одарить одних или снисходительно оправдать других.

В общем, во времена правления Марка Аврелия наступил земной Золотой Век для Римской империи. И мало кто догадывался, что за мужественной, твёрдой и благожелательной внешностью правителя скрывается философ-стоик, который ведёт глубочайший диалог с собой, занимаясь тонким самоанализом, самовнушением и., и может сказать себе далеко нелицеприятные вещи.

- ”Гляди, не оцезарей, не дай окрасить себя в пурпур - ведь бывает и такое! Чти богов, храни людей. Всегда ревностно заботься о том, чтобы дело, которым ты в данный момент занят, исполнять достойно римлянина и мужа, с полной и искренней сердечностью, с любовью к людям, со свободой и справедливостью.

Это удастся тебе, если ты каждое дело будешь исполнять так, как будто оно есть последнее дело твоей жизни”.

Трудно поверить и представить, чтобы император сказал себе ”не оцезарей”, то есть не дай превратить себя в Цезаря. И, тем не менее, это так. После смерти Марка Аврелия были найдены его записки размышления, озаглавленные ”К самому себе”. В них правитель могущественной державы открывает свой внутренний мир настоящего, а не придуманного или коронованного философа.

То, чему научился Марк Аврелий, ведя диалог с самим собой, мудро и просто: будь императором, не переставая быть человеком, будь гражданином Рима, но и гражданином Вселенной и считай благом пользу и того и другого.

И главное, будь справедливым и не гневайся, если что-то или кто-то тебе не по нраву.

- ”Когда тебя задевает чьё-нибудь бесстыдство, спрашивай себя сразу: а могут бесстыдные не быть в мире?! Конечно же, не могут! Тогда и не требуй невозможного. Этот - он один из тех бесстыдных, которые должны быть в мире.

И пусть то же самое будет у тебя под рукой и с жуликом, и с неверным, и со всяким, как-либо погрешающим. Вспомнишь, что невозможно, чтобы не существовал весь этот род и станешь благожелательнее к каждому из них в отдельности!”

Вот откуда приветливость и удивлявшее современников олимпийское спокойствие Марка Аврелия. Император жил в полном соответствии со своими правилами, иногда тяготился государственной властью, но добросовестно выполнял все обязанности правителя, даже такое тяжёлое дело как командование войсками. Правилам этим философ следовал даже в самых критических ситуациях. Когда один из его полководцев, упиваясь очередной победой, возгордился и объявил себя императором, Марк Аврелий сохранил присутствие духа и, после подавления мятежа, не применил обычных суровых мер к жене, детям и родственникам полководца-путчиста.

В царствование императора Марка наступил и своеобразный золотой век для философов. В бытность свой в Афинах, которые в ту пору находились под протекторатом Рима, Марк Аврелий учредил из господствующих философских направлений четыре кафедры. Профессорам было назначено государственное содержание, а во всех провинциях империи выплачивалось небольшое жалование риторам и философам.

Всё было хорошо, если бы не страшная эпидемия чумы, против которой император, конечно, принял самые решительные меры. Умерших от эпидемии бедняков он приказал хоронить за государственный счёт и ввёл строгие правила насчёт погребения.

Однако, чума не пощадила самого императора-философа. Правда, Марк Аврелий не разгневался на чуму и принял смерть с достоинством и честью.

- ”Что же тут страшного, если тебя высылает из города не деспот, не судья неправедный, но введшая тебя туда природа?! Словно комедианта отзывает она тебя с подмостков.

- ”Но я же сыграл не все пять частей, а только три!”

- ”Превосходно, значит, в твоей жизни было только три действия.

Так уходи же кротко, ведь и тот, кто тебя отзывает - кроток”.

После смерти Марк Аврелий был официально обожествлён. В честь него построили храм и назначили жрецов. Император-философ стал считаться идеальным правителем, и ему часто пытались подражать правители разных времён и народов, в том числе и нашего многострадального отечества.

Рассказывают, что в царствование Елизаветы Петровны императрица собралась в Киевско-Печёрскую лавру на богомолье. По этому случаю силами Киевской духовной академии была поставлена пьеса ”Благоутробие Марка Аврелия”. По прибытии императрицы, около семи часов вечера началось представление, в котором были прологи, балеты, кульминация, во время которой Марк Аврелий, вопреки исторической правде, вешал взбунтовавшегося военноначальника, а после разыграно сражение, в котором казаки бьют поляков.

А на следующий год, в день тезоименитства августейшей императрицы было опубликовано либретто этого представления с посвящением: ”Елизавете Петровне, Самодержице Всероссийской, Марку Аврелию века нашего!”

Марк Аврелий нашего века осталась довольна.
×

По теме Марк Аврелий

Марк Аврелий Антонин

Марк Аврелий Антонин родился 26 апреля 121 года н.э. в знатной римской семье...
Журнал

Марк Уолберг в новом фильме

Марк Уолберг сыграет главную роль в фильме "Неизведанное: Удача Дрейка...
Журнал

Евангелие от Марка восстановленное

1. Вот, что рассказал нам, ученикам своим, Христов ученик Марк. Вы знаете, как...
Религия

Хочу увидеть Брута во сне

Мне не раз снился Брут с угрозами четвертования. Мне это надоело, и я хочу...
Магия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Как защитить себя от потери энергии. Советы Далай-ламы
Ничто не вечно