Евангелие от Марка восстановленное

1. Вот, что рассказал нам, ученикам своим, Христов ученик Марк. Вы знаете, как написано у пророков: Вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который очистит народ Твой пред Твоим приходом. Вы слышите Глас вопиющего в пустыне: Приготовьтесь идти к Господу, прямыми сделайте свои стези к Нему.

2. До смерти Ирода жил пророк Иоанн, что проповедовал в пустыне Иудейской очищение тела водой и покаянием для прощения грехов. И приходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и очищались водой они все в реке Иордане, исповедуя пред ним грехи свои, чтобы сделать прямым свой путь к Богу.

3. Иоанн же был беден и носил одежду из верблюжьей шерсти и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед. И проповедовал так: Идет за мною сильнейший меня, у которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я очищаю ваши тела водою, а Он будет очищать ваши души огнем.

4. Увидев однажды Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему только лишь очищаться, ибо считали, что каяться им пред Богом не в чем, сказал им: Порождения ехидны! Кто внушил вам, что сможете убежать от будущего гнева без покаяния? Создайте же достойный плод покаяния и не вздумайте говорить в себе: Мы дети Авраама, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть новых детей Аврааму, а вас уничтожить.

5. Перед началом своего служения Иисус ушел в пустыню, для преодоления искушений от сатаны. И был Он там, в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему. После же того, как Он очистился, пришел Иисус в Галилею, проповедуя приближение Царствия Божья и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божье. Он говорил всем: Покайтесь в грехах своих и уверуйте в приближение Царствие Божья.

6. Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. И сказал им Иисус: Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеческих душ. И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним.

7. И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке чинящих сети, и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним.

8. Приходят они в Капернаум; и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил присутствующих правильному пониманию Торы. И дивились Его учению, ибо Он учил их, не так как книжники.

9. В синагоге той был человек, одержимый духами нечистыми, и вскричал он: Оставь нас! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! Знаем мы, что Ты, Сын Божий. Но Иисус запретил им говорить сказав: Замолчите и выйдите все из него.

10. Тогда духи нечистые, сотрясши человека и вскричав громким голосом, вышли из него. И все ужаснулись все присутствующие, и друг друга спрашивали: Что это? Что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?

11. И скоро разошлась о Нем молва по всей окрестности в Галилее. Выйдя из синагоги, пришли они в дом Симона и Андрея, с Иаковом и Иоанном. Теща же Симонова лежала в горячке; и тотчас говорят Ему о ней. Подойдя к ней, Он взял ее за руку; и горячка тотчас оставила ее, и она стала служить им.

12. При наступлении же вечера, перед заходом солнца, привели к Нему еще несколько бесноватых людей. И весь город собрался к дверям посмотреть, как Он их исцелит. И Он исцелил их всех, страдавших различными болезнями и изгнал из их тел бесов, и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Сын Божий.

13. А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился. Симон и бывшие с ним пошли за Ним и, найдя Его, говорят Ему: Все ищут Тебя. Он же говорит им: Пойдемте в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедовать, ибо Я для того пришел, а не для исцелений больных. И Он проповедовал в синагогах по всей Галилее и изгонял бесов из людей.

14. Приходит к Нему однажды прокаженный и умоляя Его падает пред Ним на колени, и говорит Ему: Если захочешь, очисти меня. Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: Хочу, очистись. После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист.

15. И, посмотрев на него строго, тотчас отослал его и сказал ему: Смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси жертву Богу за очищение твое, как повелел вам делать Моисей, во свидетельство очищения сделанного Им.

16. Но он, выйдя, начал всем рассказывать о происшедшем, так что Иисус не мог уже спокойно войти в город, ибо толпы больных окружали Его и не давали учить. Посему Он находился вне города, в месте пустынном. И приходили к Нему туда отовсюду.

17. Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и узнали все, что Он в доме. Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он учил их. И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили вниз носилки, на которых лежал расслабленный. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: Чадо, прощаются тебе грехи твои.

18. Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в умах своих: Что Он так богохульствует? Кто может прощать грехи, кроме одного Бога? Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так размышляют в уме, сказал им: Для чего так помышляете в умах ваших?

19. Что легче, сказать ли расслабленному: Прощаются тебе грехи или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи. Он говорит расслабленному: Тебе говорю: встань с носилок и иди в дом твой. Тот тотчас встал и вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: Никогда ничего такого мы не видали.

19. И вышел Иисус опять к морю; и весь народ пошел к Нему, и Он учил их. Проходя, увидел Он Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: Следуй за Мною в дом свой. И тот, встав, последовал за Ним.

20. И когда Иисус ел в доме его, возлежали с Ним и ученики Его и многие мытари и грешники: ибо много их было, и они следовали за Ним. Книжники и фарисеи, увидев, что Он ест с мытарями и грешниками, говорили ученикам Его: Как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками? Услышав сие, Иисус говорит им: Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.

21. Ученики Иоанна и фарисейские в это время постились. Приходят к Нему люди и говорят: Почему ученики Иоанна и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни.

22. Он учил людей: Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани: иначе вновь пришитое отдерется от старого, и дыра будет еще хуже. Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие, иначе молодое вино прорвет мехи и вытечет, но вино молодое надобно вливать в мехи новые.

23. И случилось Ему в субботу проходить засеянными полями, и ученики Его дорогою начали срывать колосья, и есть их. И фарисеи сказали Ему: Смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать? Он сказал им: Неужели вы не читали никогда, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним?

24. Как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним? И сказал им: Суббота есть для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий есть господин и субботы.

25. И пришел Он опять в синагогу; чтобы учить, там был человек, имевший иссохшую руку. И наблюдали фарисеи за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его в нарушении закона.

26. Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: Встань на средину. А им говорит: Должно ли в субботу добро делать, или зло делать, душу спасти, или погубить? Но они молчали. И, воззрев на них с негодованием, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: Протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая.

27. Фарисеи, выйдя, немедленно составили со священниками совещание против Него, как бы погубить Его. Но Иисус с учениками Своими удалился к морю; и за Ним последовало множество народа из Галилеи, Иудеи, Иерусалима, Идумеи и из-за Иордана. И живущие в окрестностях Тира и Сидона, услышав, что Он делал, шли к Нему в великом множестве.

28. И сказал Иисус ученикам Своим, чтобы готова была для Него лодка по причине многолюдства, дабы не теснили Его к морю. И многих Он исцелил там, имевшие язвы бросались к Нему, чтобы коснуться Его. И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Оставь нас, Сын Божий.

29. Но Он строго запрещал им, чтобы не делали Его известным. Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. И выбрал из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы научить их Истине, и послать, затем их проповедовать приближения Царствия Божья, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов.

30. Выбрал Он Симона, нарекши ему имя Петр (камень), Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть "сыны грома", Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита и Иуду Искариотского.

31. Приходят они в дом; и опять сходится народ, так что им невозможно было и поесть спокойно. И, услышав об этом, близкие родственники Его пошли забрать Его домой, ибо говорили люди о Нем, что Он сошел с ума.

32. И сказали сидевшие около Него: Вот, матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, вне дома, хотят забрать Тебя домой. И отвечал им: Кто вам сказал, что это матерь Моя и братья Мои? И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: Вы матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Божью, тот Мне брат, и сестра, и матерь.

33. А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет в Себе Вельзевула и что изгоняет бесов силою этого бесовского князя. В ответ на это, говорил им притчами: как может сатана изгонять сатану? Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то; и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот; и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его.

34. Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его. Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили они Бога; но кто будет говорить хулу на Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению. Сие сказал Он, потому что говорили книжники: В Нем нечистый дух.

35. И опять начал учить при море; и собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сидел на море, а весь народ был на земле, у моря. И учил их притчами и говорил им так: Вот, вышел сеятель сеять пшеницу; и, когда сеял, случилось, что иное зерно упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то.

36. Иное зерно упало на каменистое место, где немного было земли, и раньше положенного времени взошло, потому что земля была неглубока; когда же его росток опалило солнце, то увяло и, как не имело корня – засохло.

37. Иное зерно упало в тернии, и тернии выросло быстрее, и заглушили росток, и оно не смогло дать плода. А иное зерно упало на добрую землю и дало росток свой, который взошел, вырос и дал плод, и принес иной плод тридцать, иной шестьдесят, а иной сто зерен. И сказал им в конце: Кто имеет уши слышать, да слышит!

38. Когда же народ ушел, то окружающие Его двенадцать избранных им учеников, спросили о притче. И сказал им: Вам дано будет Мной знание тайн Царствия Божия, а остальным все буду говорить только в притчах; ибо они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, если поймут сами, и обратятся к Богу, то прощены будут им грехи.

39. И говорит ученикам: Не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все остальные притчи? Сеятель слово сеет. Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их.

40. Подобным образом и посеянное на каменистом месте означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его, но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются и отрекаются от услышанного.

41. Посеянное в тернии означает слышащих слово, но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно не приносит им пользы, т.е. они остаются без плода. А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат от услышанного.

42. И еще сказал им: Скажите Мне для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать, а может для того, чтобы поставить ее на подсвечнике? Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу. Если кто имеет уши слышать, да слышит!

43. И еще сказал им: Запоминайте, что слышите от Меня, ибо какою мерою сами мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим и выполняющим. Ибо кто имеет Знание, тому еще дано будет, а кто не имеет Его, у того отнимется и то, что имеет.

44. И еще сказал: Царствие Божье подобно тому, как если человек бросит зерно в землю, и спит, и не встает ночью и не смотрит днем; и как зерно всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сначала росток, потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод, немедленно посылается серп, потому что настала жатва.

45. И спросили Его ученики: Чему еще можно уподобить Царствие Божье или какою притчею изобразить его? Иисус отвечает: Оно - как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные.

46. И таковыми многими притчами проповедовал пришедшим к Нему людям Слово, сколько они могли уместить. Но говорил им только притчами, а ученикам наедине объяснял все в доступной форме.

47. Вечером того дня сказал им: Переправимся на ту сторону. И они, отпустив народ, взяли Его с собою в лодку; с ними были и другие лодки. И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась водою. А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! Неужели Тебе нужды нет в том, что мы погибаем?

48. И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: Умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина. И сказал им: Что вы так боязливы или у вас нет веры в Меня? И убоялись страхом великим, увидев подобное, и говорили между собою: Кто же Он, что ветер и море повинуются Ему?

49. И пришли они на другой берег моря, в страну Гадаринскую. И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из пещеры человек, одержимый нечистым духом, он имел жилище в пещерах, и никто не мог его связать даже цепями, как только его многократно сковывали оковами и цепями, то он разрывал эти цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его.

50. Всегда, ночью и днем, в горах и пещерах, кричал он и бился о камни; но увидев Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему, и, вскричав громким голосом, сказал: Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Заклинаю Тебя Богом, не мучь меня! Ибо Иисус своим присутствием возмущал в нем нечистого духа. И спросил Он его: Какое у тебе имя? И он сказал в ответ: Легион имя мне, потому что нас много.

51. И долго просили Его, чтобы не выгонял Он их вон из человека того. Паслось же там при горе большое стадо свиней. И просили Его все бесы, говоря: Если уж так нужно, то пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них. Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя из тела человека, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны горы в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море.

52. Пасущие же свиней побежали и рассказали в городе и в деревнях о происшедшем. И жители пошли посмотреть, что случилось. Приходят к Иисусу и видят, что бесновавшийся, в котором был легион бесов, сидит в одежде и в здравом уме; и устрашились увиденного. Видевшие же все пастухи рассказали им о том, как это произошло с бесноватым, и о свиньях. И начали просить Его, чтобы отошел от пределов их города.

53. И когда Он вошел в лодку, бесновавшийся просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус не дозволил ему, а сказал: Иди домой к своим близким и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя. И пошел он домой и начал рассказывать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус; и все дивились.

54. Когда Иисус опять переправился через море в лодке на другой берег, собралось к Нему множество народа. И вот, приходит один из начальников синагоги, по имени Иаир, и, увидев Его, падает к ногам Его и усиленно просит Его, говоря: дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива.

55. Иисус пошел с ним. За Ним следовало множество народа, и теснились возле Него. Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет, много потерпела от многих врачей, истощила все средства, что было у нее, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние.

56. Услышав об Иисусе, подошла сзади и прикоснулась к одежде Его, ибо говорила себе Хотя бык одежде Его прикоснусь, то выздоровею. И тотчас иссяк у нее источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни. В то же время Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила, обратился к народу и сказал: Кто прикоснулся к Моей одежде?

57. Ученики сказали Ему: Ты видишь, что народ отовсюду теснит Тебя, и говоришь: Кто прикоснулся ко Мне? Но Он смотрел вокруг, чтобы видеть ту, которая сделала это. Женщина в страхе и трепете, зная, что с нею произошло, подошла, пала пред Ним и сказала Ему всю истину. Он же сказал ей: Дщерь, вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей.

58. Когда Он еще говорил сие, приходят от начальника синагоги и говорят: Дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя? Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: Не бойся, только веруй. И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова.

59. Приходит в дом начальника синагоги и видит смятение плачущих и вопиющих громко. И, войдя, говорит им: Что кричите и плачете, девица не умерла еще, но спит. И смеялись над Ним. Но Он, выслав всех, берет с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним и входит туда, где девица лежала.

60. И, взяв девицу за руку, говорит ей: "талифа куми", что значит: "девица встань". И девица, лет двенадцати, тотчас встала и начала ходить. Видевшие это пришли в великое изумление. И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал, и сказал, чтобы дали ей есть. Оттуда пошел Он и пришел в Свое отечество; за Ним следовали ученики Его.

61. Когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге; и многие слышавшие с изумлением говорили: Откуда у Него это, что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его? Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем.

62. Иисус же сказал им на это: Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у родственников и в доме своем. И не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил их. И дивился Он неверию их; потому и пошел по окрестным селениям, чтобы учить тех, кто Ему верил.

63. И, призвав двенадцать учеников, начал посылать их лечить людей по два, и дал им власть над нечистыми духами. И заповедал им ничего не брать в дорогу, кроме одного посоха: ни сумы, ни хлеба, ни меди в поясе, но обуваться в простую обувь и не носить с собой более двух одежд.

64. И сказал им: Если где войдете в дом, оставайтесь в нем, доколе не выйдете из того места. И если кто не примет вас и не будет слушать вас, то, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших, во свидетельство их неверия. Истинно говорю вам: Отраднее будет Содому и Гоморре в день суда, нежели тому городу. Они пошли и проповедовали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных исцеляли.

65. Народ, услышав об Иисусе, ибо имя Его стало гласно, говорил: Это Иоанн воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им. Другие говорили: Это Илия, а иные говорили: это пророк, или как один из пророков.

66. Вспоминали Иоанна которого, в свое время, царь Ирод, послав стражу к Иордану, взял и заключил в темницу за Иродиаду жену Филиппа, брата своего младшего, потому что жил с ней. Ибо Иоанн говорил Ироду: Не должно тебе иметь жену брата твоего младшего. Иродиада же, злобясь на Иоана, желала убить его; но не могла.

67. Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его. Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: Проси у меня, чего хочешь, и дам тебе; и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства.

68. Она вышла и спросила у матери своей: Чего просить? Та отвечала: Головы Иоанна. И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: Хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна. Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей.

69. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову Иоанна. Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей. Ученики Иоанна, услышав об этом, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе.

70. И собрались ученики к Иисусу и рассказали Ему все, и что сделали, и чему научили народ. Он сказал им: Пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного, ибо много было ими пройдено и сделано, так что и отдохнуть им было некогда. И отправились они в пустынное место в лодке одни.

71. Народ увидев, как они отправлялись, и многие узнали их; и бежали туда пешие из всех городов, и предупредили всех о них, и собрались к Нему. Иисус, выйдя, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их многому.

72. И как времени прошло много, ученики Его, приступив к Нему, говорят: Место здесь пустынное, а времени уже много прошло, отпусти их, чтобы они пошли в окрестные деревни и селения и купили себе хлеба, ибо им нечего есть. Он сказал им в ответ: Вы дайте им есть. И сказали Ему: Разве у нас есть столько денег, чтобы пойти купить хлеба динариев на двести и дать им есть?

73. Но Он спросил их: Сколько у вас хлебов, пойдите, посмотрите. Они, узнав, сказали: Пять хлебов и две рыбы. Тогда повелел им рассадить всех группами на зеленой траве. И сели они группами по сто в пятьдесят рядов. Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех. И ели все, и насытились.

74. И набрали кусков хлеба и остатков от рыб двенадцать полных коробов. Было же евших хлебы около пяти тысяч мужей. Вскоре Иисус попросил учеников своих войти в лодку и отправиться на другую сторону к Вифсаиде, пока Он помолится в одиночестве. И, отпустив их, пошел на гору помолиться.

75. Вечером, когда лодка была посреди моря, а Он один находился на земле, случился шторм. И Иисус увидел учеников бедствующих в плавании, потому что ветер им был сильный; подошел к ним по морю, чтобы помочь. Это было уже около четвертой стражи ночи. Они, увидев Его идущего по морю, подумали, что это призрак испугались, и вскричали.

76. Он тотчас заговорил с ними и сказал им: Ободритесь, Я с вами, не бойтесь. И вошел к ним в лодку, и ветер утих. И они чрезвычайно изумлялись в себе и дивились, ибо не поверили еще в Иисуса, хотя и видели чудо с хлебами и рыбами, потому что сердце их было окаменевшим.

77. И, переправившись на другой берег, прибыли в землю Геннисаретскую и пристали к берегу. Когда вышли они из лодки, тотчас жители, узнав Его, сбежались со всей окрестности той и начали на постелях приносить больных туда, где Он, как слышно было, находился.

78. И куда ни приходил Он, в селения ли, в города ли, в деревни ли, клали больных на открытых местах и просили Его, чтобы Он им разрешил прикоснуться хотя бы к краю одежды его; и те, которые прикасались к Нему, исцелялись.

79. Собрались к Нему фарисеи и некоторые из книжников, пришедшие из Иерусалима, и, увидев некоторых из учеников Его, евших хлеб нечистыми, то есть невымытыми, руками, укоряли их. Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук; придя с торга. Есть и многое другое, чего они приняли придерживаться: омывать чаши, кружки, котлы и скамьи.

80. Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: Зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, и не вымытыми руками едят хлеб? Он сказал им в ответ: Хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: Люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, но тщетно чтут Меня, уча учениям своим придуманным и заповедям человеческим.

81. Ибо вы, оставив заповеди Божьи, и держитесь преданий человеческих, омываете кружки и чаши, и делаете многое другое, сему подобное снаружи, а не внутри. И сказал им еще: Хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божью, чтобы соблюсти свое предание? Ибо Моисей сказал: Почитай Отца своего и Мать свою; и душа, злословящая на Отца или Мать, смертью да умрет.

82. Вы же говорите: Мы даем Отцу и Матери корван, то есть дар, чего они еще от нас хотят? Этим вы попускаете ничего другого не делать для Отца своего или Матери своей, устраняя слово Божье преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное.

83. И, призвав весь народ, говорил им: Слушайте Меня все и разумейте: ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но только то, что исходит из него, оскверняет человека. Если кто имеет уши слышать, да слышит!

84. И когда Он ушел от народа, то вошел в дом, ученики Его спросили Его о притче. Он сказал им: Неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете выражения, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его? Я объясню вам. Все, что входит в вас входит не в сердце, а в чрево и переварившись выходит вон, ибо так очищается всякая пища.

85. Далее сказал: Исходящее же из человека оскверняет его нужно понимать так. Изнутри сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, все это зло изнутри сердца исходит и оскверняет человека.

86. И, уйдя оттуда, пришел в пределы Тирские и Сидонские; и, войдя в дом, не хотел, чтобы кто узнал; но не мог утаиться. Ибо услышала о Нем женщина, у которой дочь одержима была нечистым духом, и, придя, припала к ногам Его. Женщина же та была язычница, родом сирофиникиянка; и просила Его, чтобы изгнал беса из ее дочери.

87. Но Иисус сказал ей: Дай прежде насытиться детям, ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она же сказала Ему в ответ: Да, господин ты прав, но и псы под столом едят крохи, что остаются от детей. И сказал ей: За такие слова ты заслужила помощи, иди домой, бес вышел из твоей дочери. И, придя в свой дом, она нашла дочь вставшей с постели и здоровой.

88. Выйдя из пределов Тирских и Сидонских, Иисус опять пошел к морю Галилейскому через пределы Десятиградия. Привели к Нему глухого косноязычного и просили Его возложить на него руку. Иисус, отведя его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему и, плюнул через плече, затем коснулся перстом языка его; и, воззрев на небо, выдохнул и сказал ему: "еффафа", то есть: отверзись.

89. И тотчас отверзся у него слух и разрешились узы его языка, и стал он слышать и говорить чисто. И повелел ему не сказывать об этом никому. Но сколько Он ни запрещал им, они еще более разглашали об этом. И чрезвычайно дивились все, и говорили: Все Он может делать, и глухих делает слышащими, и немых - говорящими.

90. В те дни, когда собралось весьма много народа и нечего было им есть, Иисус, призвав учеников Своих, сказал им: Жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть. Если не поевшими отпущу их домой, то ослабеют в дороге, ибо некоторые из них пришли издалека.

91. Ученики отвечали Ему на это: Откуда мог бы кто взять здесь в пустыне хлебов, чтобы накормить их? И спросил их: Сколько у вас осталось хлебов? Они сказали: Семь. Тогда велел народу возлечь на землю; и, взяв семь хлебов и воздав благодарение Богу, преломил хлеба и дал ученикам Своим, чтобы они раздали их; и они раздали хлеба народу.

92. Было у них еще и немного рыбок: благословив, Он велел раздать и их. И все ели, и насытились; и набралось оставшихся кусков еще семь корзин. Евших же было около четырех тысяч. И затем отпустил их.

93. И тотчас войдя в лодку с учениками Своими, прибыл в пределы Далмануфские. Вышли к Нему фарисеи и начали с Ним спорить и требовали от Него знамения с неба в доказательство тог, что Он пророк, искушая Его. И Он, глубоко вздохнув, сказал: Для чего род сей требует знамения? Истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение.

94. И, оставив фарисеев на берегу, опять вошел в лодку и отправился на другую сторону моря. При сем ученики Его забыли взять рыбу и кроме одного хлеба не имели с собою в лодке ничего. Он же, находясь под впечатлением от разговора с фарисеями, говорил им: Смотрите, берегитесь печь хлеб из закваски фарисейской или закваски Иродовой.

95. И, рассуждая между собою, говорили они: Это что значит, что хлеба нет у нас, и нам его самим нужно будет печь? Иисус, уразумев, о чем они спорят, говорит им: Что рассуждаете о том, что вам нужно будет печь хлеб? Еще ли не понимаете и не разумеете, о чем Я вам говорю? Еще ли до сих пор окаменевшее у вас сердце?

96. Имея очи, не видите, имея уши, не слышите, или не помните, что когда Я пять хлебов преломил для пяти тысяч человек, сколько полных коробов набрали вы кусков? Говорят Ему: двенадцать. А когда семь для четырех тысяч, сколько корзин набрали вы оставшихся кусков. Сказали: семь. И сказал им: Как же вы тогда не разумеете, кто для вас печет хлеб, и чей хлеб вы едите?

97. Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему. Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, взяв немного земли, плюнул на нее и, возложив ему на глаза, спросил его: Видит ли он что-либо? Он открыл глаза и сказал: Не вижу ясно проходящих мимо людей, но вижу только лишь деревья.

98. Потом опять проделал ту же операцию, и велел ему снова взглянуть. И он, открыв глаза, стал видеть все ясно. И не послал его сразу домой, сказав: Не заходи, пока я не уйду, в селение свое, и не рассказывай никому в селении о случившемся.

99. И пошел Иисус с учениками Своими в селения Кесарии Филипповой. Дорогою Он спрашивал учеников Своих: За кого почитают Меня люди? Они отвечали: Одни за ученика Иоанна; другие же - за Илию; а иные - за одного из пророков. Он говорит им: А вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты Христос. Иисус ответил ему: Да, ты прав. И запретил им, чтобы никому не говорили об этом.

100. И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отверженным старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убитым, и в третий день воскреснуть. И говорил о сем открыто. Но Петр, отозвав Его, начал убеждать Его передумать и не умирать.

101. Он же, повернувшись и взглянув на учеников Своих, запретил говорить Петру подобное, сказав: Не искушай Меня, Я не богоотступник, потому что думаю о том, что Божье, а не о том, что человеческое.

102. И, подозвав к Себе народ с учениками Своими, сказал им: Кто хочет идти за Мною, отвергни от себя мирские страсти, и возьми с собой только свои грехи, и следуй за Мною.

Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потерять радости ее должен, а кто потеряет радости души своей ради Меня и Царствия Небесного, тот спасет ее.

103. Ибо, какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. И еще сказал им: Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божье, пришедшее в силе своей.

104. По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и взошел с ними на гору высокую, и преобразился перед ними. Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле и белильщик не сможет выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом.

105. Во время их беседы Петр сказал Иисусу: Учитель, хорошо нам здесь быть; сделаем три дома: Тебе один, Моисею один, и один Илии. Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе. И явилось облако, осеняющее их, и из облака послышался глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; во всем Его слушайте.

106. И, внезапно посмотрев вокруг, никого более с собою ученики не увидели, кроме одного Иисуса. Когда же сходили они с горы, Он не велел никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых. И они сказали Ему, что сдержат слово, но между собой спрашивали друг друга, что значит: Воскреснуть из мертвых.

107. И спросили Его: Как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде Спасителя? Он сказал им в ответ: Правда, Илия должен придти прежде и устроить все. А Сыну Человеческому, как написано о Нем, надлежит много пострадать и быть уничиженным. Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нем.

108. Иисус, придя к ученикам, увидел много народа около них и книжников, спорящих с ними. Тотчас, увидев Его, весь народ изумился Его виду, и, подбегая, приветствовали Его.

Он спросил у народа: О чем спорите? Один из народа сказал в ответ: Учитель! Я привел к Тебе сына моего, одержимого духом нечистым, где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Просил я учеников Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. Из-за этого и возник у нас спор.

109. Отвечая ему, Иисус сказал: О, род неверный! Доколе буду с вами, доколе буду терпеть ваше неверие? Приведите его ко Мне. И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух нечистый сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену.

110. И спросил Иисус отца его: Как давно это сделалось с ним? Он сказал: С детства; и многократно дух нечистый бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: Верую, Господи! Если верую не так как нужно, то помоги моему неверию.

111. Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому мучить отрока, сказав ему: Дух нечистый отныне ты немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входить. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел из него тот дух; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал.

112. И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: Почему мы не смогли изгнать его? И сказал им: Сей род нечистых духов не может выйти иначе из человека, как от провозглашения определенной молитвы и предварительного поста того кто его изгоняет.

113. Выйдя оттуда и проходя через Галилею, Он не хотел, чтобы кто узнал Его. Иисус продолжал учить Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий отдан будет в руки человеческие и убьют Его, и в третий день воскреснет. Но они не разумели сих слов, а спросить Его боялись.

114. Пришел в Капернаум; и когда был в доме, спросил учеников: О чем дорогою вы рассуждали между собою? Они молчали; потому что дорогою рассуждали между собою, кто из них больше. Но Иисус знал, о чем они говорили, и, сев, призвал двенадцать и сказал им: Тот, кто хочет быть первым между вами, да будь из всех вас последним и всем вам слугою.

115. Но они не поверили Ему, и потому, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им: Кто примет на веру сказанное Мною, как один из таких детей, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня.

116. При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит с нами; и запретили ему, потому что он не Твой ученик. Иисус сказал им: Не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не сможет вскоре злословить на Меня. Ибо кто не против вас, тот за вас.

117. Ибо кто напоит вас чашею воды и накормит хлебом во имя Мое, лишь потому, что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей в Царствии Отца. А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море.

118. Ибо если соблазняет человека рука его, то отсеки ее: лучше ему увечному войти в жизнь вечную, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где душа его не умирает и огонь не угасает.

119. И если нога человека соблазняет его, то отсеки ее: лучше ему войти в жизнь вечную хромому, нежели с двумя ногами быть вверженным в геенну, в огонь неугасимый, где душа его не умирает и огонь не угасает.

120. И если глаз человека соблазняет его, то вырви его: лучше ему с одним глазом войти в Царствие Божье, нежели с двумя глазами быть вверженному в геенну огненную, где душа его не умирает и огонь не угасает.

121. Знайте, что душа всякого человека в назначенное время огнем осолится, ибо всякая жертва солью осаливается. Соль - добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою.

122. Отправившись оттуда, приходит в пределы Иудейские за Иорданскою стороною. Опять собирается к Нему народ, и, по обычаю Своему, Он опять учил их. Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: Позволительно ли разводиться мужу с женою? Он сказал им в ответ: Что заповедал вам Моисей?

123. Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться. Иисус сказал им в ответ: По жестокосердию вашему он позволил вам сие. В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил едиными и велел им быть всегда вместе.

124. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одною плотью; так что они уже не двое будут, но одна плоть. Итак, что Бог соединил, того человек да не разлучает.

125. В доме ученики Его опять спросили Его о том же. Он сказал им: Кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует с нею; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует с ним.

126. Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев это, Иисус сказал им: Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо для таковых есть Царствие Божье. Истинно говорю вам: Кто не примет Царствия Божья, как дитя, тот не войдет в него. И, обняв, возложил руки на них.

127. Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благой! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог.

128. Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать. Он же сказал Ему в ответ: Учитель! Все это сохранил я от юности моей.

129. Иисус, взглянув на него одобрительно, и сказал ему: Одного тебе недостает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв свое бремя. Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение.

130. И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: Как трудно имеющим богатство земное войти в Царствие Божье! Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: Дети, как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божье!

131. Удобнее верблюду пройти сквозь «игольное ушко», нежели богатому войти в Царствие Божье. Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: Кто же тогда сможет спастись? Иисус, воззрев на них, говорит: Человекам одним это невозможно, но не с Богом, ибо все возможно Богу.

132. И тогда Петр сказал Ему: Вот, мы оставили все свое имение и последовали за Тобою. Иисус сказал в ответ: Истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом свой, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, возможность получить во сто крат более домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель в эоне грядущем, а так же жизнь вечную. Многие же из тех, кто были первые в этом эоне, будут последними в Царствии Отца, а последние первыми.

133. Когда были они на пути, входя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе от того, что должно с Ним произойти. Подозвав двенадцать, Он снова начал им говорить о том, что будет с Ним: Вот, мы входим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; но в третий день Он воскреснет.

134. Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель, мы желаем, чтобы Ты сделал нам то, о чем попросим. Он сказал им: Что хотите, чтобы Я сделал вам? Они сказали Ему: Дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей.

135. Но Иисус сказал им: Не знаете, чего просите. Сможете ли вы пить чашу, которую Я пью, и очищаться очищением, которым Я очищусь? Они отвечали: Сможем. Иисус же сказал им: Ладно, чашу, которую Я пью, будете и вы пить, и очищением, которым Я очищусь, будете и вы очищаться; а вот дать сесть у Меня по правую сторону и по левую не от Меня зависит, но лишь тем, кому уготовано Отцом. И, услышав сие остальные десять учеников начали негодовать на Иоанна и Иакова, что те просят только за себя.

136. Иисус же, подозвав их, сказал им: Вы все знаете, что почитающиеся князьями у народов господствуют над ними. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет вам рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить вам и отдать душу Свою для искупления многих из вас.

137. И когда выходил Он из Иерихона с учениками Своими провожало Его множество народа, и Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося милостыни. Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.

138. Многие заставляли его замолчать, но он еще более стал кричать: Сын Давидов! помилуй меня. Иисус остановился и велел его позвать. Зовут слепого и говорят ему: Не бойся, вставай, Он зовет тебя.

139. Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу. Иисус спросил его: Чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! Я хочу прозреть. Иисус сказал ему: Иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел своей дорогой.

140. Когда приближаясь к Иерусалиму, подошли к Виффагии и Вифании, и к горе Елеонской, Иисус посылает двух из учеников Своих и говорит им: Пойдите в селение, которое прямо перед вами; входя в него, тотчас найдете привязанного молодого осла, на которого никто из людей не садился; отвязав его, приведите.

141. И если кто скажет вам: Что вы это делаете, то отвечайте, что он надобен Господу; и тотчас приведите его сюда. Они пошли, и нашли молодого осла, привязанного у ворот на улице, и отвязали его. И некоторые из стоявших там говорили им: Что делаете, зачем отвязываете осленка? Они отвечали им, что так повелел Иисус; и те отпустили их.

142. И привели осленка к Иисусу, и возложив на него одежды свои, Иисус сел на него. Одни постилали одежды свои по дороге перед Ним, а другие резали ветви с пальм и постилали их по дороге. И встречающие и сопровождавшие восклицали: Осанна! Благословен Грядущий во имя Господне! Благословенно грядущее во имя Господа Царство отца нашего Давида! Осанна в вышних эонах!

143. И вошел Иисус в Иерусалим чтобы попасть в храм, но поскольку храм был закрыт, ибо время уже было позднее, пошел в Вифанию с двенадцатью учениками. На другой день, когда они вышли из Вифании, Он проголодался, и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, подошел к ней, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо она была бесплодна в сей год. И сказал ей Иисус: Отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его.

144. Пришли они в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять оттуда продающих и покупающих в храме жертвенных животных и птиц; и не позволял, чтобы кто принес в храм какую-либо вещь для жертвования. И так торговцы и менялы испугались Его, что убежали, опрокинув лавки и клетки с птицами. И учил всех, говоря так: Не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников.

145. Услышали это книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его. Когда же стало поздно, Он вышел вон из города. Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница, к которой подходил Иисус, засохла до корня.

146. И, вспомнив ее, Петр говорит Ему: Равви, посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла. Иисус говорит им в ответ: Имейте веру в то, что делаете, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется, по словам его, то будет ему, что ни скажет.

147. Потому говорю вам: Все, чего ни будете просить в молитве с верою, то получите. И когда молитесь, прощайте всем, на кого имеете обиду, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете обиды людям, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших.

148. Пришли опять в Иерусалим. И когда Он учил в храме, подошли к Нему первосвященники и книжники, и старейшины и говорили Ему: Кто Тебе дал власть делать это? Иисус сказал им в ответ: Спрошу и Я вас об одном, отвечайте Мне, тогда и Я скажу вам, какою властью это делаю.

149. Очищение водой, которое проводил Иоанн, с небес было или от людей? Отвечайте Мне. Они рассуждали между собою: Если скажем: с небес, то Он скажет: Почему же вы не поверили ему? А сказать: От людей не могли, ибо боялись народа, потому что все полагали, что Иоанн точно был пророк. И сказали в ответ Иисусу: Не скажем. Тогда Иисус сказал им в ответ: И Я не скажу вам, какою властью это делаю.

150. И начал говорить им притчами: Некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям в аренду, отлучился по делам. В свое время послал к виноградарям слугу принять от виноградарей плодов из виноградника.

151. Они же, схватив того, избили, и отослали ни с чем. Опять послал к ним другого слугу, и тому камнями разбили голову и выгнали его с бесчестьем. И опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали. Имея же единого сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: Постыдятся убить сына моего.

152. Но виноградари сказали друг другу: Это единственный наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше. И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника. Что же сделает хозяин виноградника, когда придет к арендаторам сам? Он предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим арендаторам.

153. Но они сделали вид, что не поняли Его притчи. Иисус сказал им: Неужели вы не читали в Писании: Камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла - это от Господа, и есть дивно в очах наших. И хотели избить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал притчу; и, оставив Его, ушли.

154. И посылают к Нему некоторых из фарисеев и книжников, чтобы поймать Его на слове. И те, придя, говорят Ему: Учитель, мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божью учишь. Позволительно ли давать подать кесарю или нет, как нам быть давать ли нам подать или не давать?

155. Но Он, зная их лицемерие, сказал им: Что искушаете Меня? Принесите Мне динарий, чтобы Я мог видеть его. Они принесли. Тогда говорит им: Чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: Кесарево. Иисус сказал им в ответ: Отдавайте кесаря кесарю, а Божье Богу. И дивились Ему.

156. Потом пришли к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения тела, и спросили Его, говоря: Учитель! Моисей написал нам: Если у кого умрет брат и оставит жену, а детей не оставит, то брат его пусть возьмет жену его и восстановит семя брату своему.

157. Было семь братьев: первый взял жену и, умирая, не оставил детей. Взял ее второй и умер, и он не оставил детей; также и третий. Брали ее за себя семеро и не оставили детей. После всех умерла и жена. Итак, в воскресении тела, когда воскреснут все, которого из них будет она женою? Ибо семеро имели ее женою?

158. Иисус сказал им в ответ: Об этом ли нужно вам беспокоиться, не зная ни Писаний, ни силы Божьей? Когда тела из мертвых воскреснут, тогда они не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут бесполыми, как Ангелы на небесах.

159. А о том, мертвые воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Итак, вы весьма заблуждаетесь в своем знании.

160. Один из книжников, слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: Какая первая из всех заповедей? Иисус отвечал ему: Первая из всех заповедей: Слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый, и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею - вот первая заповедь! Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя. Они больше всех наших всесожжений и жертв.

161. Книжник сказал Ему: Я с Тобой согласен, Учитель! Истину сказал Ты, что один есть Бог, и нет иного, кроме Его, и любить Его надобно всем сердцем и всем умом, и всею душою, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв. Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: Недалеко ты от Царствия Божья. После того никто уже не смел спрашивать Его.

162. Продолжая учить в храме, Иисус говорил: Как говорят книжники, что наш Спаситель есть Сын Давидов? Ибо сам Давид сказал, находясь в духе: Сказал Господь Господу моему: Седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Итак, раз сам Давид называет Его Господом, то, как же Он Сын ему? И множество народа слушало Его.

163. И говорил им в учении Своем: Остерегайтесь священников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях, сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом месте на пиршествах, сии, поедающие последние продукты из домов вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение.

164. И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: Истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела на пропитание свое.

165. И когда выходил Он из храма, говорит Ему один из учеников Его: Учитель! Посмотри, из каких огромных камней сооружена синагога! Иисус сказал ему в ответ: Сие великое здание и все вокруг него будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне.

166. И когда Он сидел на горе Елеонской против храма, спрашивали Его наедине Петр, и Иаков, и Иоанн, и Андрей: Скажи нам, когда это будет, и какой признак, когда все сие должно совершиться? Отвечал им на это Иисус: Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я; и многих прельстят.

167. Когда вы услышите о войнах, то не ужасайтесь, ибо надлежит сему быть, но это еще не конец. Ибо восстанет народ на народ и царство на царство; и будут землетрясения по местам планеты, и будут глады и смятения, и начнутся болезни.

168. Вас и ваших последователей будут предавать в судилища, и бить в синагогах, и перед правителями и царями поставят вас за Меня, для свидетельства перед ними. Но прежде во всех народах должно быть проповедано Евангелие.

169. Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте свои слова; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый.

170. Предаст же брат брата на смерть, и отец своих детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их. И вы будете ненавидимы всеми за имя Мое. Только претерпевший все до конца спасется.

171. Когда же увидите мерзость запустения, реченную пророком Даниилом, стоящую в Иерусалиме, где быть не должно, тогда живущие в Иудее да убегут в горы. Кто в это время будет на крыше, тот не сможет зайти в дом и взять что-нибудь из него; а кто на поле, не вернется домой взять одежду свою. Горе беременным и питающим сосцами в те дни, ибо обремененные детьми они не смогут убежать и погибнут под развалинами.

172. Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою, и вы не замерзли без теплых вещей и не погибли с голоду. В те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения Богом, и не будет более. И если бы Господь не решил сократить количество тех дней, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных, которых Он избрал, сократит те дни.

173. Тогда, если кто вам скажет: вот, здесь Христос, или: вот, там, - не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить души людей, если возможно, и избранных Богом. Вы же их берегитесь, ибо Я наперед сказал вам все.

174. И в те дни, после скорби той, Солнце померкнет, и Луна не отразит света его, и звезды спадут с неба, и тела небесные поколеблются. Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего с силою многою и славою. И тогда Он пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба.

175. От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягкими и пускают листья, то знаете, что близко лето. Так и когда вы увидите это сбывающимся, знайте, что близко уже. Истинно говорю вам: Не закончиться род сей, пока все это не сбудется. Нынешнее небо и земля исчезнут, но слова Мои останутся.

176. О дне же том или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец. Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время. Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать и следить за всеми.

177. Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или с пение петухов, или днем; чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими. Посему и Я вам говорю всем: Бодрствуйте.

178. Через два дня надлежало быть празднику Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить; но говорили себе: Только не в праздник, чтобы не произошло возмущения в народе.

179. И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, то пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив печать на горлышке сосуда, возлила Ему все масло на голову. Некоторые же из учеников вознегодовали и говорили между собою: К чему сия трата мира?

180. Ибо можно было бы продать его более, нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее. Но Иисус сказал: оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня. Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить, а Меня не всегда имеете.

181. Она сделала, что могла, предварила помазать тело Мое к погребению. Истинно говорю вам: Где ни будет проповедано Евангелие о Царствии Отца в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала.

182. В первый день опресноков, когда закололи пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: Где хочешь есть Пасху? Мы пойдем и приготовим агнца. И посылает двух из учеников Своих и говорит им: Пойдите в город; и встретится вам человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним и куда он войдет, скажите хозяину дома того: Учитель говорит: Где находиться комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?

183. И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую: там приготовьте нам агнца. И пошли ученики Его, и пришли в город, и нашли, как сказал им; и приготовили агнца. Когда настал вечер, Он приходит в этот дом с двенадцатью учениками.

184. И, когда они возлежали и ели, Иисус сказал: Истинно говорю вам, кто-то один из вас, едящий со Мною, должен будет предать Меня на заклание. Они опечалились и стали говорить Ему, один за другим: только не я, и другой: только не я.

185. Он же сказал им в ответ: Это должен сделать один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо. Впрочем, Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но помните горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается, лучше было бы тому человеку не родиться.

186. И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: Примите, едите, ибо сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, поблагодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: Сие есть Кровь Моя Нового Завета с Отцом, за многих проливаемая.

187. Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Отца. И, воспев, пошли они на гору Елеонскую. И говорит им Иисус: Все вы предадите Меня в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы. По воскресении же Моего тела, Я встречу вас в Галилее.

188. Петр сказал Ему: Если все и предадут Тебя, то не я. И говорит ему Иисус: Истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, прежде, нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня. Но он еще с большим усилием говорил: Хотя бы мне надлежало, и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. То же и все остальные говорили.

189. Пришли они в селение, называемое Гефсимания; и Он сказал ученикам Своим: Посидите здесь, пока Я помолюсь. И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна взошел на гору; и начал печалиться и тосковать. И сказал им: Тело Мое скорбит перед смертью, побудьте здесь со Мной и бодрствуйте.

190. И, отойдя немного от них, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновала Его судьба сия, и так говорил: Авва Отче! Все возможно для Тебя, если возможно, то пронеси чашу сию мимо Меня, но если нет, то не чего Я хочу сделай, а чего Ты.

191. Возвращается к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! Ты спишь, не мог ты бодрствовать один час? Я же говорил вам: Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение, ибо дух крепок, плоть же немощна.

192. И, опять отойдя, молился, сказав те же слова. И, возвратившись, опять нашел их спящими, ибо веки у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать. И приходит в третий раз и говорит им: Вы все еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот, приблизился отдающий Меня в жертву.

193. И тотчас, как Он еще говорил, приходит Иуда, один из двенадцати учеников, и с ним множество народа с мечами и кольями, от священников и книжников и старейшин.

И, придя, тотчас подошел к Нему и говорит: Радуйся Учитель! Свершилось предначертанное, и поцеловал Его.

194. И они возложили на Него руки свои и взяли Его. Один же из стоявших тут учеников извлек меч, ударил раба священника и отсек ему ухо. Тогда Иисус сказал им: Как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня.

195. Каждый день бывал Я с вами в храме и учил, и вы не брали Меня, ибо не пришло время. Но да сбудутся Писания. Тогда, оставив Его, все ученики убежали. Один лишь Петр, обещавший быть всегда с Иисусом, следовал за ними. Воины же попытались схватить его, но он, оставив им покрывало, нагой убежал от них.

196. И привели Иисуса к первосвященнику; и собрались к нему все священники и старейшины и книжники. Петр, который переодевшись, издали, следовал за Ним, и зашел даже внутрь двора первосвященника; и сел со служителями его греться у огня.

197. Первосвященник же и весь синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти; и не находили. Ибо многие свидетельствовали на Него, но свидетельства сии не были достаточны. И некоторые, встав, свидетельствовали против Него и говорили: Мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворный.

198. Но и такое свидетельство их не было достаточно. Тогда первосвященник стал посреди и спросил Иисуса: Что Ты ничего не отвечаешь на то, что они против Тебя свидетельствуют? Но Он молчал и не отвечал ничего. Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного Бога?

199. Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы Отца и грядущего с Его Силами Небесными. Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: На что еще нам свидетелей? Вы слышали богохульство, или вам так не кажется? Они же все признали Его повинным смерти.

200. И некоторые начали плевать на Него и, закрывая Ему лицо, ударять Его и говорить Ему: Прореки кто это сделал. И слуги били Его по ланитам. Когда Петр был на дворе внизу, пришла одна из служанок первосвященника и, увидев Петра греющегося у огня, и сказала: И ты ведь был с Иисусом Назарянином.
×

По теме Евангелие от Марка восстановленное

Тибетское Евангелие как след Матрической культуры

В какое же время своей недолгой жизни молодой человек по имени «Ха-Ноцри», как в...
Религия

Арабское евангелие детства Спасителя

Во имя отца и Сына, и Святого Духа, Единого Бога. С помощью и промышлением...
Религия

Евангелие детства от Фомы

I. Я, Фома израильтянин, рассказываю, чтобы вы узнали, братья среди язычников...
Религия

Евангелие от Иуды

ВСТУП: ПРОЛОГ Таємне зведення одкровення, що його Ісус об'явив у бесіді з Юдою...
Религия

Евангелие от Иуды

С этим «Евангелием от Иуды» я познакомился в Румынии в придунайском городке Мила...
Религия

Евангелие от Иуды

Тайный пересказ откровения, поведанного Иисусом в разговоре с Иудой Искариотом...
Религия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Ничто не вечно
Как защитить себя от потери энергии. Советы Далай-ламы